Архитектура Аббасидского халифата

Глава «Архитектура Аббасидского халифата», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


К середине VIII в. власть Омейядов была расшатана народными волнениями в покоренных странах. В 750 г. утвердилась новая династия Аббасидов (потомков дяди пророка — Аббаса), скорее мусульманская в широком смысле слова, чем арабская. Возведенные на престол в результате шиитской пропаганды и восстаний в Хорасане, Аббасиды придерживались во взглядах и политике иранской ориентации, к управлению государством привлекались министры иранского происхождения. Арабская и иранская культура образовали сложный синтез. Восточная ориентация Аббасидов выразилась в перемещении политического центра на берега Тигра, где возникла новая столица Багдад. Границы халифата при Аббасидах сжимаются: со второй половины VIII в. Египет, а с IX в. Магриб становятся фактически самостоятельными, отпадают восточные владения, и с X—XI вв. государство занимает только территорию Двуречья. Золотым веком аббасидского халифата было правление первых трех халифов этой династии — Мансура, Харуна ар-Рашида и Мамуна, когда возводились величавые здания, расцветало изобразительное искусство, ремесла, поэзия.

Багдад. Схематический план
9. Багдад. Схематический план: А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г. Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 — медресе Мустансирия, 7 — минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII—XIX вв.)

Архитектура, продолжая достижения зодчества омейядского периода, по-прежнему тесно связана с местной традицией. Планировка новой столицы следует сасанидским образцам. Багдад, заложенный Мансуром на западном берегу Тигра, неподалеку от Ктесифона, по круглому плану, достигал в поперечнике 2,5 км (рис. 9). По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зеленым куполом — отсюда название Куббат ал-Хадра. Есть основания думать, что композиция здания отвечала принципам сасанидского дворцового строительства, четко выявленным уже во дворце Куфы. Размеры дворца были 400 локтей, к нему примыкала мечеть 200 локтей шириной. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя городская стена была прорезана четырьмя воротами и укреплена 112 башнями — по 28 между воротами. К югу от города вырос пригород Карх, тоже обведенный стеной. Багдад — значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук и искусства, составлял славу и гордость мусульманского мира. Он назывался Мадинат ас-Салам — «город мира». Закончив в 766 г. постройку столицы, Мансур приступил к строительству загородного дворца и мечети на восточном берегу реки; это место получило название Русафа.

Замок Ухайдир, VIII в. План, разрез по вестибюлю
10. Замок Ухайдир, VIII в. План, разрез по вестибюлю

Раннеаббасидский замок Ухайдир (около 778 г.) в пустыне, в 200 км южнее Багдада, и поныне высоко поднимает свои стены, выведенные из грубоотёсанного известняка на гипсовом растворе. Это одна из самых впечатляющих руин (рис. 10). Бросается в глаза сходство плана с дворцовым ансамблем Куфы, которому он не уступает в размерах. Прямоугольный комплекс построек окружен крепостными стенами и примыкает к ним с севера (внешняя ограда 175 × 169 м, внутренняя — 112 × 82). Но здесь в отличие от Куфы было четверо ворот. Внешние стены, сохранившиеся до 17 м высоты, первоначально достигали 19 м. По верху стен шла сводчатая галерея для стрелков со щелями для навесного боя, прорезанными в толще фасадных арок (на этом уровне ширина стен достигает 4,6 м). Над воротами закреплялась опускная решетка, а покрытие из раздельных арок позволяло лить на неприятеля расплавленный свинец и кипящее масло. По обе стороны ворот ведут на галерею лестницы. Дворцовый ансамбль в основе симметричен. Глазная его часть — парадный двор 32,7 × 27 м, окруженный слепыми аркадами на полуколоннах. Сюда ведет от северных ворот сводчатый зал-вестибюль 15,5 × 7 м, самое большое помещение ансамбля; свод его опирался на апсидальные ниши. Распор свода уравновешивали поперечные сводчатые комнаты в три яруса, в остальном постройки дворца одноэтажны. На южной стороне двора расположен аудиенц-зал в виде сводчатого айвана с примыкающим квадратным, тоже сводчатым залом и серией комнат по обе стороны. Официальную группу замыкает со всех сторон коридор протяжением 70,82 × 31,2 м. Жилые помещения разбиты вокруг четырех малых дворов с портиками и айванами. С запада к вестибюлю примыкала мечеть с арочной галереей по трем сторонам двора. Арки портиков опирались на круглые столбы.

Все помещения были покрыты сводами, составлявшими одновременно конструкцию и украшение дворца. Особенно изысканны формы сводов двух комнат к западу от главного айвана — расчлененная поперечными арками оболочка свода была оформлена рубчатой стуковой фактурой и геометрическими кассетами вдоль шелыги; свод единственного нефа мечети завершался по торцам рубчатыми полукуполами на таких же тромпах. Конхи арок большого двора были выполнены узорной кладкой из обожженного кирпича. Формы Ухайдира — прямое продолжение сасанидских: интерьер вестибюля находит ближайшую параллель в сервистанском дворце, арки на парных колонках северного дворового фасада и вестибюля напоминают детали дворца в Ктесифоне.

Самарра. Дворцовый комплекс Джаусак, IX в. План
11. Самарра. Дворцовый комплекс Джаусак, IX в. План
Самарра. Джаусак, фрагмент резного стукового фриза
12. Самарра. Джаусак, фрагмент резного стукового фриза

Волнения среди турецких наемников побудили Халифа Мутасима покинуть Багдад и основать в 736 г. южнее новую столицу Самарру. Мутасим собрал мастеров со всей страны и разослал гонцов за мрамором и деревом в Басру, Латакию, Александрию. Будучи последовательно резиденцией нескольких халифов, Самарра строилась разновременно и лишена какого-либо планировочного единства. Отдельные группы дворцовых построек с мечетями и прилегающими жилыми кварталами тянулись узкой полосой вдоль обрывистого восточного берега Тигра на 33 км, не превышая в ширину 2 км. Ядро города составляет самый ранний средний район, где дворец Мутасима Джаусак занимает 175 га (рис. 11). Грандиозный комплекс неправильных очертаний заключал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для поло, сады и павильоны. Тронный зал крестообразного плана венчал высокий купол. Дворец выходил к реке трехайванным входом Баб-ал-Амма, откуда сбегали к воде ступени широкой лестницы. Средняя арка айвана была высотой 11,1 м. Помещения дворца оживляла обильная орнаментальная и сюжетная живопись, резной стук стилизованных растительных мотивов, местами изобразительные рельефы — фриз идущих верблюдов над входом цистерны (рис. 12), резное дерево. Тематика живописи типична для придворного искусства средневекового Востока: сцены охоты, фигуры всадников и танцовщиц, вкомпонованные в завитки орнамента и фризы, изображения зверей и птиц.

Самарра. Мечеть Мутаваккиля, 847—861 гг. Минарет ал-Мальвия, план
13. Самарра. Мечеть Мутаваккиля, 847—861 гг. Минарет ал-Мальвия, план

К югу от дворца стояла Большая мечеть, построенная халифом Мутаваккилем (847—861 гг.). Прямоугольная в плане, обнесенная стенами толщиной до 2,65 м из обожженного кирпича, она превосходила своими размерами (240 × 156 м) все мечети мусульманского мира (рис. 13). Двор окружали галереи с балочным потолком на кирпичных пилонах восьмиугольного сечения с угловыми колонками из мрамора и гранита. Число опор было 464. Высота до балок составляла 10,35 м. Стены покрывала мозаика, рисунок которой выделялся на золотом фоне; с нею контрастировала белизна резного по стуку михраба. Извне стены между полукруглых башен венчал фриз, разбитый на квадратные кассеты; с южной стороны над ним были прорезаны по числу нефов 24 арки. В плаче появилась характерная черта: помимо внутреннего обнесенного галереями двора мечеть окружал с трех сторон внешний двор зиада (эта особенность перенесена, видимо, из дворцовой архитектуры). Отдельно от мечети против северной ее стены высился на квадратном цоколе минарет ал-Мальвия с внешним спиральным ходом. Здесь в своеобразных формах возродилась традиция зиггурата.

Самарра. Дворец Балькувара, 849—859 гг. План внутренней части
14. Самарра. Дворец Балькувара, 849—859 гг. План внутренней части

В южном конце города располагался дворец халифа МутаззаБалькувара (между 849 и 859 гг.). Этот ансамбль отличается от Джаусака геометрическим рисунком плана, но по масштабам уступает ему лишь немного (рис. 14). Квадрат стен 1250 × 1250 м укреплен башнями. Для того чтобы попасть в тронный зал, нужно было миновать три двора и трое ворот. Крестообразный зал стоял на верхней точке рельефа, и через арки открывались великолепные перспективы на четыре стороны горизонта. По другую сторону зала лежал сад, опускавшийся к реке с пристанью. Трехарочные фасады зала покрывали стеклянные мозаики с растительным узором по золотому полю, двери были украшены росписью и позолотой; в интерьере над стуковой панелью поднимались фигурные ниши в обрамлении из перлов, окна прикрывали решетки с цветным стеклом. По обе стороны зала теснились жилые постройки, разбитые по стандартной сетке и разделенные на кварталы. В остальных дворах, почти не застроенных, размещался гарнизон. Деление плана на три полосы сближает Балькувару с Мшаттой, но масштабы строительства неизмеримо выросли — дворец Мутазза превосходит Мшатту по площади более чем в 17 раз. Это целый город с улицами, рынком, мечетями и банями.

Севернее Джаусака выделены стенами два обособленных поселения. Одно из них — «Старый Багдад» — было обнесено стеной из глины с галечником. Стены образовывали четырехугольник длиной до 1 км, шириной 500 и 250—300 м, где теснились дома из камня и обожженного кирпича. Самый северный район сложился вокруг дворца халифа Мутаваккиля; тут находилась построенная из сырца мечеть Абу Дулаф (860—861 гг.) с минаретом, повторяющим в миниатюре формы ал-Мальвии. Ее аркады опирались на прямоугольные пилоны.

Самарра. Резной стук из жилых домов
15. Самарра. Резной стук из жилых домов

Плоскокровельные одноэтажные жилые дома с замкнутым двором; куда выходили айваны, украшались резным стуком (рис. 15). В стуковом орнаменте Самарры различаются три стиля: для первого характерен мотив виноградной лозы, для второго — розетки с заполнением растительного узора, для третьего — техника отливки в формы и слабый рельеф.

Некоторые постройки стояли на западном берегу. Куббат ас-Сулайбия, усыпальница халифа Мунтасира, стала первым мавзолеем мусульманского мира. Это был квадратный купольный зал, окруженный сводчатой галереей восьмиугольного обвода. Поперечник здания достигал 18,21 м. Укрепления замка Каср ал-Ашик (878—882 гг.) площадью 139,8 × 93,2 м с башнями обычного типа обведены рвом. С севера выступает предвратное сооружение, где был деревянный подъемный мост. Стены между башнями увенчаны аркатурой с фестончатыми арочками. Обе постройки сложены из блоков искусственного камня (глина, кварц и гипс).

Образование Самарры, города-резиденции, было искусственным, и расцвет ее оказался недолгим. Город опустел и превратился в руины после того, как уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. В обширном и неоднородном государстве Аббасидов к тому времени обнаружились признаки распада. Власть халифов, окруженных то тюркскими, то иранскими наемниками, угасала. Архитектура между тем впитывала поступавшие с востока новые идеи.

Багдад. Дворец Аббасидов, XII в. План
16. Багдад. Дворец Аббасидов, XII в. План
Багдад. Медресе Мустансирия, 1227—1232 гг. План
17. Багдад. Медресе Мустансирия, 1227—1232 гг. План
Багдад. Мавзолей Зубейды, XIII в. Разрез сталактитового купола, план
18. Багдад. Мавзолей Зубейды, XIII в. Разрез сталактитового купола, план

После того, как Багдад пострадал от наводнения 941 г., быстро растет значение восточного берега — Русафы. Круглый город между тем заброшен и ныне известен лишь по письменным источникам. Восточный Багдад, связанный с западным берегом наплавными мостами и обнесенный в 1095 г. стеной с десятью круглыми башнями, принял форму вытянутого вдоль реки четырехугольника площадью 340 га. К настоящему времени стены снесены и единственные уцелевшие ворота Баб ал-Вастани (1221 г.) используются под музей оружия. Эта круглая башня с восьмиугольным внутренним помещением стояла среди наполненного водой рва, соединяясь крытыми мостами с городской стеной и противоположным берегом. Разбитые вокруг двора помещения дворца XIII в. с фигурной кладкой из обожженного кирпича, резной терракотой и сталактитовыми куполами реставрированы и заняты под музей древностей (рис. 16). В 1227—1232 гг. построено огромное двухэтажное медресе Мустансирия с великолепной библиотекой, госпиталем и банями. Его отличают вытянутые пропорции плана, при которых оказалось целесообразным группировать по три портала на длинных сторонах двора (рис. 17); изысканный декор в айванах и тимпанах арок образован геометрическим плетением выступающего ребром кирпича, причем звездчатые и полигональные фигуры узора заполнялись плитками резной терракоты. Минареты, как и в Иране, имеют круглый ствол с декором из обожженного кирпича и терракоты. Среди города стоит минарет Сук ал-Газаль (1279 г., мечеть X в. перестроена в XVIII в.); его ствол с плоско выведенным из кирпича геометрическим узором завершался венцом в 5—6 рядов сталактитов (сильно разрушены). С XIII в. в Ираке распространился тип мавзолея с высоким ячеистым куполом — таков мавзолей Зубейды, по преданию усыпальница жены Харуна ар-Рашида (рис. 18). Восьмигранный объем здания расчленен поясами и лопатками на поля с нишами в нижнем ярусе и квадратными орнаментальными панно в верхнем; узорная кирпичная кладка включает резные терракотовые плитки. Над зданием парит высокий конический ячеистый купол с тонкой оболочкой. Таким же, но еще более стройным куполом увенчан мавзолей шейха ас-Сухраварди (1234 г.).

В XII—XIII вв. достиг расцвета Мосул, главный пункт на большом караванном пути из Европы в Индию. Город, разбросанный по склону холмов на правом берегу Тигра, в средние века занимал до 3 км². Он был обнесен каменной стеной, которая образовывала на западе полукруг и неправильную линию со стороны реки. Еще и поныне сохраняются ворота Баб ал-Имади, Баб ал-Джадид, Баб ал-Лакиш; над воротами Баб ас-Синджар, ныне несуществующими, прежде были вставлены плиты с высеченными в камне барельефами зверей. К юго-востоку от Мосула разрастался пригород.

Мосул. Мечеть ан-Нури, 1148 г. с перестройками. План Мосул. Минарет мечети ал-Джами ал-Кабир. XII в.
19. Мосул. Мечеть ан-Нури, 1148 г. с перестройками. План: 1 — мечеть; 2 — остатки старых пилонов; 3 — внешний михраб; 4 — фонтан; 5 — минарет. Капитель колонны 20. Мосул. Минарет мечети ал-Джами ал-Кабир. XII в.

В центре города стоит каменная главная мечеть ал-Джами ал-Кабир, или ан-Нури. В первоначальном варианте (1148 г.) она представляла, видимо, зал с куполами и сводами на пилонах. В 1170—1172 гг. мечеть была перестроена в форме вытянутого в широтном направлении зала, при этом здание уменьшилось в размерах (65×16 м), а плоские потолки легли на те же пилоны квадратного сечения с алебастровыми трехчетвертными колоннами по сторонам с лировидными капителями (рис. 19). Михраб украшен резьбой по стуку. Различаются еще четыре ремонтных периода: 1233—1259 гг. (к этому времени относится пирамидальный купол перед михрабом); 1466—1478 гг.; 1640 г.; 1844 г. Перед залом отгорожено пространство, на внешней стороне которого стоит резной из камня-алебастра михраб XIII в. На северо-западном углу большого двора высится минарет 1148 г. Опоясанный семью рядами рельефного кирпичного узора, он стоит на орнаментированном квадратном цоколе и, в противоположность приземистым багдадским минаретам, необыкновенно строен, достигая высоты 45 м (рис. 20).

От обширного каменного дворца Кара-Сарай (1233 г.) уцелела на берегу Тигра лишь торцовая стена трех сводчатых помещений со следами второго этажа, где потолки были плоские; под пятами сводов тянулся прекрасный стуковый фриз-аркатура с поясными человеческими фигурами в арочках и птицами в тимпанах, растительным орнаментом и лентой надписи.

Мосул. Мавзолей Аун ад-Дин, XIII в. Общий вид, оформление входа
21. Мосул. Мавзолей Аун ад-Дин, XIII в. Общий вид, оформление входа

Два кирпичных мавзолея XIII в. покрыты шатровыми куполами. Машхад (гробница) имама Ибн ал-Касима квадратного плана. Главный и обращенный к реке западный фасады отмечены панно резной и поливной терракоты (геометрический узор с растительным заполнением), вход прикрыт портиком в три арки на колоннах. Стены завершаются поясом резного по алебастру куфического письма. Помещение 7,12 × 7,12 м украшают резные по алебастру высокого рельефа панель, вставки на стенах растительного орнамента и резной деревянный кенотаф; купол оформляют внутри сталактиты. Кубический объём машхада Аун ад-Дин завершается фризом геометрического узора и полуразрушенной надписью, выложенной из кирпича (рис. 21). Две двери обрамлены резными каменными наличниками: первый (XIII в.) с полосой надписи, второй (1727 г.) кроме надписи содержит мотив арочек и растительный узор (в этом проеме навешена окованная железом дверь с накладным геометрическим орнаментом).

При Аббасидах на севере Ирака существовали христианские общины, которые строили церкви, монастыри и капеллы. Ряд таких сооружений сохранился и поныне. Любопытна длинная сводчатая постройка X в.

Киркук. Церковь-усыпальница Мар Тахмазгерд X в. Разрез, план
22. Киркук. Церковь-усыпальница Мар Тахмазгерд X в. Разрез, план
Мосул. Церковь Мар Ахуддемех, XII в. План, деталь входа
23. Мосул. Церковь Мар Ахуддемех, XII в. План, деталь входа

Мар Тахмазгерд в Киркуке. Это был предположительно «мартирион» — гробница мучеников (рис. 22). Глубокие стеновые ниши со сводами на парных полуколоннах напоминают конструкции дворцового зала Сервистана (см. ВИА т. I). К залу Мар Тахмазгерда примыкает квадратная капелла Маккабеер с монастырским сводом; ее алтарь оформлен арками на двух колоннах. Среди каменных церквей Мосула выделяется Мар-Ахуддемех, XII в., с тремя сводчатыми нефами на пилонах, ребристым куполом над алтарной частью и богатым резным орнаментом иконостаса вокруг барельефного изображения девы Марии; над входом высечены по камню сюжеты из библейских сказаний (рис. 23). Базиликальный план характерен для мосульских церквей XII—XIII вв., так же как и примыкающий сбоку небольшой двор.

В 1258 г. монгольское нашествие положило конец халифату Аббасидов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)