Архитектура Армении XII–XIV вв.

Глава «Архитектура Армении XII–XIV вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Халпахчьян О.X.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В начале XII в. сложилась обстановка, благоприятная для освобождения Армении и Грузии от иноземного господства: распался сельджукский султанат, была ослаблена в результате крестовых походов Византийская империя. Восстание 1123 г. жителей Ани привело к присоединению Ширакской области к Грузии, ставшей при Давиде IV Строителе (1089—1125 гг.) мощным независимым государством. Вскоре к Грузии были присоединены и Ташир-Дзорагетское царство и другие районы. Управление над армянскими землями было поручено грузинскими царями Георгием III (1156—1184 гг.) и Тамарой (1184—1213 гг.) князьям Захаридам, занимавшим одновременно высшие военные и государственные должности при грузинском дворе. При Захаридах выдвинулись новые армянские княжеские роды — Вачутяны, Прошяны, Орбеляны, Допяны, получившие обширные владения в освобожденных областях Армении.

В середине XIII в. Армения в числе других стран Закавказья была после неоднократных нашествий завоевана монголами. В первое время монголы ограничивались взиманием дани. Однако вскоре армянам пришлось испытать тяжесть монгольского ига, породившего неоднократные восстания, которые подавлялись с неслыханной жестокостью. Террор завоевателей резко ухудшил экономическое положение страны, что вызвало массовую эмиграцию армян.

Период XII—XIII вв. — время высшего расцвета феодализма в Армении — характеризуется развитием городской жизни, ремесленного производства и торговли, что содействовало быстрому подъему культурно-экономической жизни страны, в особенности ее северных областей. Оживление международной торговли позволило наладить торговые и культурные связи с Грузией, государствами Малой Азии, Русью, Польшей, Поволжьем, Средней Азией. Развитие торговли и безмерная эксплуатация трудящихся способствовали накоплению богатств в руках купцов, ростовщиков и не брезгавших торговлей феодалов и монастырских общин, чем создавались условия для интенсивного строительства в городах и монастырях.

В отличие от предшествующего периода, когда главное значение в развитии страны имели укрепленные замки и крепости — резиденции крупных феодалов, в XII—XIII вв. на первое место выдвинулись торгово-ремесленные города, определившие направление культурного и экономического развития страны. Города, лежавшие на торговых магистралях, богатели, а городская жизнь получала новое развитие, тесно связанное с общим развитием стран Переднего Востока. Западной Европы и Руси. Главным культурно-административным и торгово-ремесленным центром Армении был Ани; крупными городами были Двин, Лори-берд, Карс, Карин (Арзрум), Ван и другие.

Во второй половине XIII в. усилившийся террор монголов привел к омертвлению проходивших через Армению путей международной торговли, упадку городской жизни и запустению городов. Не только крестьянские, но и княжеские хозяйства беднели, и только монастырские владения, освобожденные монголами от налогов, продолжали процветать. Показательна участь всемирно известного Ани. После сильных разрушений, произведенных монголами в конце XIII в., и землетрясения 1319 г. Ани не суждено было вновь восстановить свое былое величие. В XVI в. он представлял собой небольшую деревню, а в XVIII в. это были только развалины, принадлежавшие турецким бекам Хатун-оглы.

Новый быт и светское миропонимание определили новое направление в развитии науки и искусства. Художественная литература этого периода насыщена идеями гуманизма, равноправия и свободы. Фольклор отражает трудовые и военные подвиги, а также несправедливость и противоречия, характерные для того времени. Освещающий социальные отношения судебник Мхитара Гоша является древнейшим памятником истории права народов СССР. Значительную ценность имеют труды по естественным и точным наукам, медицине и др., способствовавшие объединению и сохранению культуры армянского народа в тяжелые времена, когда он был лишен своей независимости.

Скульптура этого времени сводилась к барельефу и орнаменту, в основном геометрическому, реже растительному. Среди барельефов на мемориальных памятниках — хачкарах — часты изображения бытовых сцен.

В миниатюрной живописи различаются несколько школ: Хизанская, Татевская, Гладзорская, Санаинская, Нораванкская. Они отличались друг от друга тематикой изображений; в частности, для Хизанской характерны светские сюжеты. Большое развитие получила связанная с миниатюрой фресковая роспись интерьеров храмов. Значительную художественную ценность представляют интересные по композиции и колориту фрески Ани, Ахпата, Кобайра и др.

Строительная деятельность, слабо проявлявшаяся при сельджукидах лишь в отдельных районах Армении, при Захаридах получила новое повсеместное развитие. Следует отметить, что в конце XI и в XII в. зодчие Закавказья, по преимуществу армянские мастера, принимали деятельное участие в создании так называемого «сельджукского искусства» Малой Азии, воплотившего в себе конструктивные и художественные достижения народов Закавказья.

В это время расширялись и благоустраивались города, в первую очередь Ани, княжеские резиденции, а также монастыри, превратившиеся в крупные архитектурные ансамбли. В рассматриваемый период преобладающее значение приобрело светское зодчество, архитектурно-художественные особенности которого сыграли решающую роль в развитии армянской архитектуры XII—XIV вв. Появились новые, вызванные к жизни новыми социальными условиями сооружения, такие как монастырские трапезные и библиотеки, двухэтажные церкви-усыпальницы, «войсковые» церкви, колокольни. Нозую архитектурную форму приобрели жаматуны. Получили развитие инженерные сооружения — оросительные каналы, дороги, мосты; общественно-коммунальные — караван-сараи, бани; производственные — маслобойни, винодельни, водяные мельницы и др.

Ахпат. Гавит церкви Ншана, перестроен в 1209 г. Перекрытие центральной секции Гегард. Гавит главной церкви, 1225—1230 гг. Плоский каменный потолок южной боковой секции
65. Ахпат. Гавит церкви Ншана, перестроен в 1209 г. Перекрытие центральной секции 66. Гегард. Гавит главной церкви, 1225—1230 гг. Плоский каменный потолок южной боковой секции

Кладка стен, устоев и сводчатых перекрытий осуществлялась по ранее выработанному конструктивному принципу. Однако в целях экономии толщину стен делали меньше — в пределах 0,95—1,05 м. Новшеством, обусловленным также архитектурно-художественными требованиями, было изобретение оригинальной системы бесстолпных перекрытий, позволявшей перекрывать значительные по площади помещения. Конструктивная основа такого перекрытия состоит из двух или трех пар взаимно перекрещивающихся арок, образующих каркасную сетку (рис. 65). Сечение арок — прямоугольное. В местах пересечений применялись специальные камни лекальной формы. Каркасная система значительно облегчала производственный процесс и сокращала расход дефицитного лесоматериала.

Большой интерес представляют плоские каменные потолки. При небольших пролетах они выполнялись из крупных консольно укреплённых в стенной кладке плит (рис. 66). При больших пролетах они устраивались по принципу плоского свода, замкнутого в шелыге клинчатым замком. Максимальные размеры таких потолков 4,2 × 6,3 м.

Широкое распространение получила мозаичная выкладка стен из разноцветных вырезанных по рисунку камней; ею украшали не только лицевые поверхности входных порталов и алтарных возвышений, но и плоские потолки. Толщина мозаичных камней — в пределах 5 см; если же они одновременно служили и несущей конструкцией, то толщина их соответственно увеличивалась.

Не меньшее развитие получили рельефные украшения типа сталактитов, декори-ровавшие переходы от одной объемной формы к другой. В отличие от мусульманских армянские сталактиты имеют конструктивное назначение. Они составлялись из специальных укладываемых по принципу ложного свода каменных блоков, торцам которых придавалась соответствующая архитектурная форма.

Техника резьбы по гипсу, дереву и камню стояла на высоком уровне. Из гипса выполнялись орнаментированные архитектурные детали: карнизы, плафоны, оконные сетки с многогранными отверстиями. Резные деревянные капители, дверные полотна и различные фрагменты из Ани свидетельствуют о большом мастерстве краснодеревщиков этого периода.

Гегард. Гавит Папака и Рузуканы, 1288 г. Интерьер
67. Гегард. Гавит Папака и Рузуканы, 1288 г. Интерьер

Большие успехи были достигнуты в высекании архитектурно оформленных скальных помещений. Таковы жилые помещения, усыпальницы и церкви подземного Ани, церкви селения Мартирос. Верхом совершенства являются пещерные сооружения Гегарда (рис. 67). Сейчас трудно определить технику и процесс производства скальных работ, однако, исходя из композиции сооружений Гегарда, Н. Токарский считает возможным предположить следующую последовательность. Очевидно, первоначально прокладывалась штольня от входа до центра помещения и прорубалась шахта вверх до земной отметки. Этим обеспечивалось освещение места работы и создавались удобства для доступа в помещение и удаления выбираемой породы. Наличие вертикальной шахты позволяло определять высотные отметки различных, составляющих архитектурную композицию, объёмных форм. Последние высекались сперва в общих массах с учетом всех выступающих частей, после чего производилась их детальная отделка. Без сомнения, разбивка и выемка породы выполнялись с большой точностью, ибо малейшая ошибка влекла за собой непоправимый изъян.

Интенсивное развитие ремесла и торговли, определившее широкое строительство торговых городов, в первую очередь отразилось на Ани. В отличие от Ани X—XI вв., бывшего в основном княжеским городом, Ани XII—XIV вв. был крупнейшим центром торговли и ремесленного производства с развитой городской жизнью. В это время Ани стал и важнейшим центром зодчества Армении. Здесь сооружено было много новых построек, жилых, общественных, культовых.

Ани. Городские стены, XII в. Рельеф с изображением бегущего льва Ани. План жилого квартала, XII— XIII вв.
68. Ани. Городские стены, XII в. Рельеф с изображением бегущего льва 69. Ани. План жилого квартала, XII— XIII вв.

Оборонительные сооружения Ани были усилены: была увеличена длина городских стен, возведены новые и отремонтированы старые башни и стены, в некоторых местах приподнятые. На небольшом протяжении в обеих линиях городских стен Ани имелось 80 башен, 11 ворот и 3 калитки. В соответствии с декоративным убранством городских построек стены и башни были украшены различными цветными поясами и рельефами, изображающими бычьи головы, орла, драконов и бегущего льва, над которым помещен крест из черных квадратов, возможно изображающий герб города этого времени (рис. 68). Над «Двинскими» воротами стена облицована красными и черными камнями, размещенными в шахматном порядке. Применялась также фаянсовая облицовка в виде цветных полушарий.

При Захаридах город продолжал иметь хаотическую планировку с кривыми, узкими улицами и площадями при большой скученности застройки, в особенности жилых кварталов (рис. 69). Привилегированное население проживало в отдельных кварталах, расположенных среди кварталов ремесленников, расселявшихся по роду занятий. Для экономии места дома располагались в глубину довольно разнообразных по форме участков и выходили на улицу узкими торцами. Одновременно именно в этот период увеличилась этажность сооружений, что определило разработку частей главных фасадов в виде двухъярусных порталов с богатой расцветкой и резьбой по камню.

Дома зажиточных горожан, как правило, были двухэтажными и имели от трех до шести комнат. Наверху располагались жилые помещения, внизу служебные, в том числе кухня с очагом — тониром (зарытая в землю глиняная бочкообразная печь с вытяжной трубой) и погребом для хранения продуктов. Стены возводились из грубо отесанных с лицевой стороны камней; в редких случаях они облицовывались тёсаным камнем. В интерьерах богатых домов устраивались камины и небольшие стенные ниши — патуханы, обрамленные наличником с арочным завершением, что повторяло в миниатюре композицию входных порталов; простенки украшались тканями и коврами.

Жилища бедноты представляли собой жалкие лачуги, в основном одноэтажные, реже двухэтажные, в большинстве расположенные вне черты города. Расположение комнат и их форма нередко имеют случайный характер. Кладка стен, как правило, нерегулярная из бутового камня; верхние этажи возводились из сырца. Стены редко оштукатуривались. Наиболее бедные жили в пещерах, вырубленных в окружающих город ущельях. Подземные жилища иногда состояли из нескольких помещений, часто не имевших дневного освещения; в стенах устраивались различные ниши бытового назначения. Среди подземных сооружений имелись магазины и даже небольшие церкви.

Двин. Ниша жилого дома в цитадели, XII в. Реконструкция Л. Садояна
70. Двин. Ниша жилого дома в цитадели, XII в. Реконструкция Л. Садояна

Жилые дома типа анийских возводились также и в других городах Армении, в частности в Двине. Среди ее жилых сооружений особый интерес представляет здание, находившееся на северном склоне цитадели. Стенная ниша одной из комнат этого жилища имела оригинальное обрамление в виде портала, состоящего из двух орнаментированных рамок: внешней, украшенной так называемой «сельджукской цепью» с пуговками внутри, и внутренней — с изображениями бегущих животных на фоне растительного орнамента (рис. 70). В тимпанах ниши, образуемых внутренней рамкой с арочным завершением, помещены рельефы — крылатые львы с человеческими головами, увенчанными трезубыми коронами,— сюжет, характерный для армянской архитектуры и миниатюры XIII в., который сохранился на памятниках Ованнаванка, Нораванка и др. Особенность наличника заключается в том, что он выполнен в гипсе, отлитом по готовой форме, что подтверждается изъянами, повторяющимися в стандартных отливках. Найденные в Ани аналогичные литые гипсовые плитки свидетельствуют о распространении в строительной практике Армении XII— XIV вв. готовых стандартов, которыми пользовались для массового строительства.

Ани. Дворец парона, XII—XIII вв. Портал, планы 1-го и 2-го этажей Ани. Дворец Саркиса, XIII в. Портал. По Т. Тораманяну
71. Ани. Дворец парона, XII—XIII вв. Портал, планы 1-го и 2-го этажей 72. Ани. Дворец Саркиса, XIII в. Портал. По Т. Тораманяну

Лучшим примером светской архитектуры Ани является так называемый «дворец парона» (XII—XIII вв.) — в основном двухэтажное здание с подвалами (рис. 71). В отличие от обычных жилых зданий стены дворца были отделаны туфовыми квадрами чистой тёски. Перекрытия подвалов — сводчатые, верхних этажей — плоские по деревянным балкам. Для планировки характерна коридорная система, связывающая между собой жилые и парадные помещения. Со стороны города дворец был огражден глухими стенами, гладь которых оживлял богатый входной портал.

По композиции портал состоит из двух соответствующих этажам, расположенных друг над другом, окаймленных профилированными рамками частей, в центре которых помещены в нишах дверь и окно. Гладкие поверхности портала набраны из разноцветных вытесанных из камня геометрических фигур. В нижней части фигуры — розовые звезды и черные кресты — сплошь покрыты мелкой орнаментальной резьбой, создающей богатую игру светотени. Более проста по убранству верхняя часть, где резьба отсутствует. Стрельчатый тимпан окна выложен шестиконечными звездами с розовыми шестиугольниками в центре и черными треугольными лучами по краям, а поле вокруг окна состоит из розовых и черных квадратных плит, расположенных в виде поставленной по диагонали шахматной доски.

Тип портала дворца парона получил широкое распространение в гражданском и культовом зодчестве Армении XII—XIV вв. Таков, например, портал дома Саркиса (XIII в.) в Ани, представлявшего собой, по реконструкции Т. Тораманяна, одноэтажное прямоугольное в плане здание (рис. 72). Обрамленный профилированным архивольтом на полуколоннах дверной проем занимал центр фасада, облицованного шестиконечными красными звездами и черными ромбами, покрытыми резным орнаментом растительно-геометрического характера.

Отличное от анийских сооружений оформление имеет дворец в Мрене, возведенный, согласно надписи, в 1276—1286 гг. Сахмадином, который «начертал своим умом, без мастера, план, заложил основание этого дворца и сада и окончил в десять лет». Вместо мозаики из наборных каменных плит портал выполнен обычной каменной кладкой. Пропорции сооружения повышенные. В подчеркнутой небольшим уступом стрельчатой арке помещена глубокая ниша дверного проема, завершенная конхой со сталактитами. Подобные порталы, характерные для сельджукидского времени, можно видеть в некоторых мусульманских постройках, возведенных с участием армянских мастеров, в частности в мечети Караман-Капуси в Конии. Композиционные особенности портала дворца в Мрене нашли воспроизведения и в культовых сооружениях Армении этого периода.

Из общественных зданий Ани интерес представляют ханапары и пндуки — гостиницы, в которых останавливались купцы, прибывавшие с торговыми караванами. Ханапары выполняли также и другие разнообразные функции. Они служили рынками сбыта ремесленных товаров местного и иногородного производства. В них совершались торговые сделки и денежные операции, узнавались различные новости, включая и политические, организовывались торговые караваны и многое другое. Как правило, ханапары занимали большую площадь, возводились солидно, благоустраивались и нередко богато отделывались. Качество строительных работ было не ниже, чем в культовых и дворцовых сооружениях. Обычно ханапары располагались вблизи торговых площадей и нередко, при наличии нескольких, ставились рядом.

Из ханапаров Ани (в XII—XIV вв. их было шесть) один представлял собой просторный зал, разделявшийся трехарочной аркатурой на узкую восточную и широкую западную части, перекрытые сводами. В стенах имелось несколько ниш, украшенных, так же как окна, двери и опоры арок, резным орнаментом.

Ани Гостиницы, XIII в. Портал гостиницы «Змей и львов» и общий план. По Т. Тораманяну
73. Ани Гостиницы, XIII в. Портал гостиницы «Змей и львов» и общий план. По Т. Тораманяну

Композиционно более сложны расположенные рядом северная и южная гостиницы, названные Н. Марром по основным рельефным изображениям гостиницей «Сфинксов» и гостиницей «Змей и львов» (рис. 73). В центре каждой — просторный прямоугольный зал или двор (это не удалось установить) с каменными водоемами посередине. По продольным сторонам на некотором возвышении в два этажа располагалось несколько десятков небольших комнат. В южной гостинице сообщение со вторым этажом осуществлялось по наружной консольной лестнице, помещенной при выходе из зала-двора. Выходившие на улицу помещения служили магазинами, где изготовлялись и продавались изделия ремесленного производства.

Архитектурное убранство интерьеров было ограничено. Дверные проемы номеров были обрамлены мулюрами, а своды были украшены мозаичной выкладкой из камней красного и черного цвета. Купол западного входа северной гостиницы был украшен сталактитами. Резкий контраст представляли входы, имевшие, наподобие дворца парона, двухъярусные порталы, богато украшенные резьбой и каменной мозаикой. По реконструкции Т. Тораманяна, в южной гостинице оба яруса портала имели разное оформление проемов (дверного и оконного), которые размещались в плоских стрельчатых нишах, вкомпонованных в прямоугольные рамки. Нижний ярус, более насыщенный декором, чем верхний, был почти сплошь покрыт резным геометрически-растительным орнаментом с отдельными изображениями зверей. В оформлении портала было удачно использовано сочетание красных и черных камней, усиливавших четкость рисунка.

Отличную от ханапаров композицию имели караван-сараи, сооружавшиеся вне города, на торговых магистралях, вблизи горного перевала, у речной переправы или на промежуточной остановке длинного пути и предназначавшиеся для кратковременного пребывания постояльцев и защиты их от разбойников. Назначение здания и необходимость рационального использования всей площади помещений привели к выработке оригинального, характерного лишь для Армении зального типа сооружения, вытянутая сторона которого легко приспособлялась к горному рельефу страны.

Планы караван-сараев: 1 — в Ахкенде, XIII в.; 2 — в Яйджи, 1343 г.; 3 — в Аруче. XIII в.; 4 — Селима близ Ахкенда, 1332 г.
74. Планы караван-сараев: 1 — в Ахкенде, XIII в.; 2 — в Яйджи, 1343 г.; 3 — в Аруче. XIII в.; 4 — Селима близ Ахкенда, 1332 г.

Наиболее распространенными были трёхнефные, реже однонефные караван-сараи, иногда усиленные на продольных сторонах внушительными глухими башнями. Фактически они состояли из одного большого зала с выделенными внутри или примыкавшими с торца небольшими комнатами. В караван-сарае Зора (XIII в.; строитель Ашот) комнаты расположены у входа в два этажа, а в караван-сарае Селима (1332 г.) — в противоположном от входных сеней торце зала (рис. 74). В караван-сараях Ахкенда (XIII в.), Аруча (XIII в.) и Яйджи (1343 г.) они отсутствуют.

К типу простейших принадлежит караван-сарай Ахкенда. Это прямоугольное в плане помещение с широким сводчатым покрытием на подпружных арках. Низкое расположение арок и ритмичность их чередования придают интерьеру большое своеобразие. Сложнее караван-сараи трёхнефно-зального типа. У большинства известных примеров средний неф, предназначенный для людей с товарами, значительно шире боковых, отводившихся для животных. В караван-сараях Яйджи и Неркин Джрапи все нефы почти равной ширины. Нефы разделяются между собой аркадами с арками на низких устоях, которые вместе с периметральными стенами несут сводчатые перекрытия, усиленные подпружными арками; кровельное покрытие — двускатное.

Караван-сараи отличаются четкостью объемов и сдержанностью декоративного убранства. Интерьеры производят сильное впечатление гармоничной согласованностью мощных гладких арок и вздымающихся над ними сводов с несущими их стенами. Тщательно выполненные каменные конструкции сами по себе придают интерьеру художественную ценность. Монументальность тяжелого строя аркад, низко нависающих сводов и далеко отодвинутых стен усиливается благодаря применению крупных каменных блоков.

Караван-сарай Селима близ Ахкенда, 1332 г. Портал Неркин Талин. Караван-сарай. XIII—XIV в. План
75. Караван-сарай Селима близ Ахкенда, 1332 г. Портал 76. Неркин Талин. Караван-сарай. XIII—XIV в. План

Главным украшением здания служит богатый входной портал, имеющий много общего с порталами монументального гражданского и культового зодчества Армении того же периода. Портал обычно не выступает из плоскости фасада. В Зоре он представляет собой большую стрельчатую нишу, украшенную валами, резными звездами и ромбами, близкими по характеру к декору порталов гавита Гегарда (1225—1230 гг.) и церкви Григория рода Оненца в Ани (1215 г.). Портал караван-сарая Селима (рис. 75) своими сталактитовыми украшениями напоминает порталы дворца Сахмадина в Мрене и церкви Аствацацин в Егварде. К характерному для сопредельных стран типу принадлежит караван-сарай села Атарбекян (XII—XIII вв.). Основой плана здесь служит внутренний двор, который огибают сводчатые корпуса с общими вместительными помещениями для людей и товаров и изолированными от них хлевами для животных.

Интересен караван-сарай близ Неркин Талина (XIII—XIV вв.), в котором совмещены два разновременно возведенных караван-сарая трёхнефно-зального типа и третий, расположенный между ними, квадратный в плане с открытым внутренним двором (рис. 76).

В XII—XIII вв. вместе со строительством благоустроенных торговых магистралей широкое распространение получило мостостроение. Как и в предшествующее время, мосты в основном строились одноарочные. Несущая арка выкладывалась в них из чисто тесанных камней и обычно опиралась непосредственно на береговые скалы. В больших мостах пролеты арок достигали 30 м и более. Так, например, пролет моста у села Неркин Джрапи (Чирпилу) около Ани — 34 м. Его характерную особенность составляют полуарочный проём, предусмотренный со стороны более пологого берега, и идущие вдоль моста две высокие арочные галереи, вызванные необходимостью значительно поднять проезжую часть. Парапеты моста были приспособлены для переброски воды трубопроводом с одного берега на другой.

Форма арки, как правило, полуциркульная, реже — с расположением пят арки (одной или обеих) выше или ниже уровня центра кривой, отчего арка получала лучковое (мосты в Джрахоре, в Ягдане) или повышенное (мосты в Неркин Джрапи, «Сраноц» монастыря Аракелоц на реке Киранц-джур) очертание. При необходимости повысить верх моста применяли также стрельчатую арку, осуществленную в мостах XII—XIII вв. на реке Вородан близ Татева и на реке Мисхана близ Лориберда. В мостах местного значения при небольших пролетах щеки моста, а иногда и несущая арка выкладывались из грубо околотых с лица камней (мосты «Сраноц», в Сахудзоре, в Мосалламе).

Санаин. Мост на реке Дебея, 1192 г. Вид с низа реки
77. Санаин. Мост на реке Дебея, 1192 г. Вид с низа реки

Некоторые из мостов рассматриваемого времени представляют собой подлинные художественные произведения. К наиболее известным относится одноарочный мост в Санаине на реке Дебед (1192 г.; рис. 77). Ввиду большой разности отметок дороги на концах моста его левая половина выведена плавно ниспадающими ступенями; края ступенчатых парапетов декорированы шишками и распластанными фигурами львов. Обрамленная тонким архивольтом полуциркульная арка моста в сочетании со ступенчатым очертанием верха придает легкость и изящество всему сооружению.

В массовом строительстве широкое распространение получили производственные сооружения — винодельни, маслобойни, водяные мельницы, возводившиеся во всех населенных пунктах, не исключая и армянских столиц. В Ани в XII—XIII вв., судя только по надписям на монументальных сооружениях, водяных мельниц было не менее сорока восьми. Маслобоен в пределах городских стен было обнаружено раскопками девятнадцать.

Производственные сооружения, рассчитанные на веками выработанные процессы получения вина, растительного масла и муки, имели весьма ограниченное число типов. Возводились они из местного камня, обычно на глиняном, реже на известковом растворе; перекрытия были сводчатые или глиносамарные по деревянным балкам. Размеры помещений небольшие.

Винодельни состояли из двух частей — давильни винограда и хранилища вина, размещавшихся как в изолированных сооружениях, так и рядом в одном здании, а при небольших масштабах производства — и в одном помещении. К числу крупнейших относится винодельня монастыря Дадиванка, состоявшая из двух значительных по площади высоких сводчатых залов, возведенных из чисто отесанных каменных квадров.

Ани Льняная маслобойня монастыря Григория, XIII в. Фрагмент интерьера и схема плана
78. Ани Льняная маслобойня монастыря Григория, XIII в. Фрагмент интерьера и схема плана

Маслобойни подразделялись на простые и сложные. Основу плановой и объемной композиции здания составляли производственные помещения (для обработки зерна и прессовочная), самые большие по площади; вокруг них группировались вспомогательные помещения — комната персонала, хлев (для рабочих животных), хранилища зерна и растительного масла и др. К типу простейших относится льняная маслобойня XIII в. монастыря Григория в Ани, состоявшая из одного большого помещения (рис. 78).

Водяные мельницы, известные на территории Армении со времен урартов, возводились только с лежачим лопастным колесом. Мельницы, как правило, состояли из одного мукомольного помещения, иногда с пристройками — комнатой мельника, хлевом, складом для зерна и муки. Форма помещения прямоугольная в плане, небольшой ширины; длина зависела от числа поставов, доходившего иногда до семи. Часто при дефицитности воды поставы располагали не в одном здании, а в нескольких последовательно расположенных друг за другом на косогоре.

Культовая архитектура XII—XIV вв. находилась под сильным влиянием светской, интенсивное развитие которой особенно отразилось на стройности храмов и их декоративном убранстве. Общераспространенными типами были купольные залы и крестовокупольные церкви, имеющие двухэтажные приделы сравнительно небольших размеров. Стремление придать этим зданиям величественный облик заставило пойти на изменение пропорций и усиление декора. Сооружения получили значительную высоту, которая подчеркивалась аркатурой на близко расположенных тонких полуколоннах и ажурно-орнаментальной резьбой, выполнявшейся в духе декоративного убранства светских зданий.

Ани. Планы церквей: 1 — Рипсиме Девичьего монастыря. XIII в.; 2 — Григория рода Тиграна Оненца. 1215 г.
79. Ани. Планы церквей: 1 — Рипсиме Девичьего монастыря. XIII в.; 2 — Григория рода Тиграна Оненца. 1215 г.
Ани. Церковь Рипсиме Девичьего монастыря, XIII в. Общий вид с юго-востока Аштарак. Церковь Марине, 1281 г. Общий вид с юго-востока
80. Ани. Церковь Рипсиме Девичьего монастыря, XIII в. Общий вид с юго-востока 81. Аштарак. Церковь Марине, 1281 г. Общий вид с юго-востока

Показательным примером может служить церковь Рипсиме Девичьего монастыря в Ани (XIII в.), отличающаяся сильно подчеркнутой высотностью (рис. 79 и 80). Интерьер этого крошечного здания состоит из круглой центральной части (диаметр — 2,05 м), обрамленной шестью высокими подковообразными апсидами, имеющими извне вид пучка вытянутых декорированных аркатурой полуцилиндров, поддерживающих купол с повышенным зонтичным покрытием. В соответствии с общими пропорциями выполнен и украшающий здание резной геометрическо-растительный орнамент.

Зально-купольная церковь Марине в Аштараке (1281 г.) также отличается значительной высотой (рис. 81). В отличие от нижнего объема, имеющего спокойные пропорции, небольшой по диаметру барабан купола сделан высоким, десятигранным, с узкими окнами и колонками на стыках граней и заостренным пирамидальным покрытием.

Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. Общий вид с северо-востока и интерьер (слева — алтарь XIX в.)
82. Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца, 1215 г. Общий вид с северо-востока и интерьер (слева — алтарь XIX в.)
Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца. Фрагмент аркатурного фриза
83. Ани. Церковь Григория рода Тиграна Оненца. Фрагмент аркатурного фриза

К числу выдающихся культовых сооружений Ани относится церковь Григория, выстроенная Тиграном Оненцем в 1215 г. по типу купольного зала с двухэтажными приделами (см. рис. 79). План сооружения компактен. Однако украшающие основной объем и 16-гранный купол тонко прорисованные декоративные аркатуры на парных полуколонках, вытянутые в высоту треугольные фасадные ниши, повышенные пропорции фронтонов и конусного покрытия купола, профили карнизов — все это подчеркивает высотный характер сооружения (рис. 82). Антрвольты и арки аркатур заполнены мелкой орнаментальной резьбой с изображением зверей и птиц, создающей своеобразный декоративный пояс, хорошо гармонирующий с орнаментированным поясом купола, помещенным выше аркатуры (рис. 83). В интерьере церкви дробное членение объемов и профилировка купольных опор также подчеркивают вертикальную направленность здания. Стены богато украшены фресками на религиозные и светские сюжеты (выезд царя Трдата III, его суд и пр.) и орнаментом, имитирующим декоративные ткани, применяемые в интерьерах жилых домов.

Нор-Гетик. Часовня Григория, 1237 г. Общий вид с запада
84. Нор-Гетик. Часовня Григория, 1237 г. Общий вид с запада

Другой характер имеет зально-сводчатая часовня Григория в монастыре Нор-Гетик (1237 г.; рис. 84). Стремление придать среднему по величине прямоугольному в плане сооружению черты большого здания заставило зодчего пойти на независимое от интерьера оформление фасадов.

Южный, продольный фасад декорирован семиарочной аркатурой, композиционно увязанной с торцовыми фасадами, из которых западный, наподобие дворца парона в Ани, украшен двухъярусным порталом, что как бы отражает двухэтажное здание. Наряду с этим, архитектурные детали имеют крупную профилировку, говорящую об ограниченных размерах здания. В убранстве церкви Григория наиболее выразителен портал входа, в особенности его тимпан, который покрыт мелкой орнаментальной резьбой, свидетельствующей о высоком уровне декоративного искусства Армении XIII в. Аналогичную резьбу имеют и некоторые другие церкви, в частности церковь Григория в Татеве (1295 г.).

В отличие от описанных, большинство провинциальных, как правило, монастырских, церквей типа крестовокупольных и купольных залов, имеет более скромное убранство, характерное для культовых сооружений предшествующего периода.

В церквах Аствацацин в Нор-Гетике (1191—1196 гг.; зодчий Мхитар), Арутюна в Кечарисе (1220 г.), Сиона в Сагмосаванке (1215 г.), Григория в Нораванке (1221 г.), большой церкви в Аратесе (середина XIII в.) и многих других декоративное убранство имеется лишь на фасадных нишах и вокруг оконных и дверных проемов, что отвечает общему спокойному характеру этих сооружений.

Индивидуальные особенности имеют следующие сооружения.

Гегард. Главная церковь, 1215 г. Портал южного входа
85. Гегард. Главная церковь, 1215 г. Портал южного входа

В главной церкви Гегарда (1215 г.) исключительный интерес представляет портал южного входа, покрытый тонкой орнаментальной резьбой (рис. 85). Особенно хорошо выполнен тимпан, украшенный изображениями деревьев с висящими на ветвях плодами граната и листьями, переплетающимися с виноградом. Барабан купола обработан наподобие купола церкви Григория в Ани аркатурой, составленной из сдвоенных валов на парных колонках, и расположенным выше орнаментальным поясом. Украшение купола аркатурой характерно также для главной церкви Макараванка (XII в.), церквей Ншана (XIII в.) и Катогике (XIII в.; зодчий Вецик) в Кечарисе, главной церкви Ованнаванка (1215—1221 гг.).

Кечарис. Церковь Катогике, XIII в., зодчий Вецик. Общий вид с юго-востока Арич. Главная церковь, 1201 г. Общий вид с северо-востока
86. Кечарис. Церковь Катогике, XIII в., зодчий Вецик. Общий вид с юго-востока 87. Арич. Главная церковь, 1201 г. Общий вид с северо-востока

Поверхности стен церкви Катогике в Кечарисе помимо обрамлений на проемах дополнительно украшены тонко профилированными декоративными арочками на парных полуколонках и рамками со ступенчатым верхом (рис. 86). На восточном фасаде храма Ованнаванка подобные рамки, начинаясь у цоколя и огибая по мере подъёма различные розетки и оконные проёмы, создают своеобразный геометрический декор на поверхности фасада. В главной церкви Арича (1201 г.) таким узором украшены только верхние части фасадов, где образованы различные по форме кресты и розетки (рис. 87). Даже ктиторская группа Захаридов с моделью храма на руках включена в композицию подобного обрамления. Интерес представляет 20-гранный барабан купола, некогда увенчанного зонтичной кровлей, с полуколонками на гранях и большими розетками в простенках, образующими вместе с оконными наличниками своеобразный декоративный пояс на середине высоты барабана. Такую же обработку имеет и барабан купола церкви Гандзасара (1216—1238 гг.).

Хоракерт. Церковь, начало XIII в. Фрагмент барабана купола
88. Хоракерт. Церковь, начало XIII в. Фрагмент барабана купола  

Уникальная конструктивная и художественная форма придана десятигранному барабану купола церкви Хоракерта (начало XIII в.; рис. 88). Его нижняя половина состоит из тридцати шестигранных колонн, промежутки между которыми служат световыми проемами. Исключительно смелое решение барабана в виде своеобразной колоннады, не встречающееся в других памятниках, придало куполу большое изящество. Купол Хоракерта представляет собой промежуточное звено между обычными куполами и многоколонными ротондами, применявшимися в колокольнях.

89. Алаяз. «Войсковая» церковь, 1303 г. Общий вид с северо-востока и план / 90. Двухапсидные церкви
89. Алаяз. «Войсковая» церковь, 1303 г. Общий вид с северо-востока и план 90. Двухапсидные церкви: 1—2 — церковь Арутюна в Санаине, XIII в. (восточный фасад и поперечный разрез); планы церквей: 3 — типовой; 4 — Акванка в Вайоцдзоре, XII—XIII вв.: 5 — в Кобайре, XII—XIII вв.; 6 — Анапат в Варагаванке новом, XIII в; 7 — Сиона в Гергеры, 1247 г.; 8 — Арутюна в Санаине, XIII в.

Особое место среди культовых сооружений Армении занимает так называемая «Войсковая» церковь в Алаязе (древний Елегис), возведенная до 1303 г., возможно, в конце XIII в. (рис. 89). По планово-объёмной композиции она состоит из алтарной апсиды и двух приделов по сторонам. Вместо помещения для молящихся предусмотрена вымощенная каменными плитами площадка. Церковь, по всей вероятности, предназначалась для обслуживания отправлявшихся в поход воинов, что вместе со специфичностью христианского культа у армян, разрешавшего богослужение только при неподвижном алтаре, обусловило ее большую оригинальность. По своей композиции церковь Алаяза принадлежит к числу уникальных произведений архитектуры.

В XII—XIV вв., наряду с обычными храмами, получили распространение оригинальные церкви-усыпальницы типа двухапсидных и двухэтажных.

Двухапсидная церковь-усыпальница имеет прямоугольный в плане, перекрытый сводом интерьер с двумя равнозначными апсидами на восточной стороне (рис. 90). Внешне здание небольшое, перекрытое двускатной кровлей со щипцами на торцовых фасадах. По нашему исследованию, в основе этого типа лежит обычный зально-сводчатый храм, претерпевший несколько видоизменений. В церкви Акванка в Вайоцзоре (XII—XIII вв.) стенные ниши алтаря заменены крохотными приделами. В церкви Кобайра (XII—XIII вв.) имеется уже один придел, но значительно больших размеров. Церковь Анапат (XIII в.) в Варагаванке (новом) отличается более развитой формой придела, близкой по размерам к апсиде. Фактически церковь с восточной стороны заканчивается двумя апсидами, из которых правая немного больше левой. Это избегнуто в церкви Сиона в Гергеры (до 1247 г.), имеющей одинаковые по величине апсиды, объединенные общей солеей. Наиболее же развит этот тип в церкви Арутюна в Санаине (середина XIII в.), представляющей собой конечный этап преобразования простой базилики в двухапсидную.

Егвард. Церковь Аствацацин, 1321—1328 гг. Общий вид с юго-запада
91. Егвард. Церковь Аствацацин, 1321—1328 гг. Общий вид с юго-запада 92. Нораванк. Церковь Аствацацин, 1339 г. Планы 1-го и 2-го этажей

Более сложную композицию имеют двухэтажные церкви-усыпальницы типа Аствацацин в Егварде (1321—1328 гг.; рис. 91) и Астваиацин в Нораванке (1339 г.), воспроизводящие в более развитой форме тип так называемой «Пастушьей» церкви в пригороде Ани, связанной по своему образу с башнеподобными погребальными сооружениями первых веков христианства в Армении. Прямоугольный в плане первый этаж церквей в Егварде и в Нораванке служил родовым склепом феодала; второй — крестообразный в плане — поминальным храмом, который вместо купола увенчан, наподобие церкви Хоракерта, многоколонной ротондой (рис. 92).

Расположение храма во втором этаже сообщило такого рода памятникам форму монументальных башен, служивших также доминантами архитектурных ансамблей. Оригинальная трехъярусная композиция этих сооружений построена на нарастании высот ярусов по вертикали и сочетании массивного низа с более расчлененной средней частью и ажурным верхом. Этому подчинено и декоративное убранство, сдержанное в нижних частях и более нарядное в верхних. Особенно богато разработаны западные фасады. В Нораванке двери обрамлены широкими наличниками, сплошь покрытыми резным геометрическим узором сложного мелкого рисунка; тимпаны украшены скульптурными композициями с изображениями Богоматери и святых. Важную роль в оформлении выполняли ведущие во второй этаж консольные, охватывающие портал, лестницы с профилированными торцами ступеней и ктиторская группа, помещавшаяся на трех центральных колоннах ротонды. Эта группа состояла из объемно изображенных во весь рост Богоматери и двух мужчин в богатых одеяниях, из которых один держал модель храма в руках.

В церкви Егварда изображение Богоматери и святых помещено в тимпане западного фасада, между ветвями большого креста, композиционно связанного с порталом. Заслуживает внимания оформление верха дверной ниши во втором этаже, украшенного, как и верх прямоугольной алтарной апсиды церкви в этом же этаже, сталактитами, наподобие портала дворца Сахмадина в Мрене.

В XII—XIV вв. интенсивное развитие получили монастырские архитектурные ансамбли, включавшие иногда много церквей и других монументальных сооружений — гавиты, книгохранилища, трапезные, колокольни. Под влиянием светского, гражданского зодчества Армении архитектура этих сооружений получила новые художественно-композиционные и конструктивные особенности.

В XII—XIV вв. развитие гавитов шло по линии Усиления компактности и художественной выразительности композиций. Слабо выявленная в гавите церкви Иоанна в Оромосаванке центричность здания в последующих примерах нашла свое полное осуществление.

Сравнительные схемы типов: 1 — четырёхстолпный глхатун; 2 — четырёхстолпный гавит; 3 — глхатун с пристенными столбами; 4 — гавит с перекрытием на перекрещивающихся арках
93. Сравнительные схемы типов: 1 — четырёхстолпный глхатун; 2 — четырёхстолпный гавит; 3 — глхатун с пристенными столбами; 4 — гавит с перекрытием на перекрещивающихся арках

Основу архитектурной композиции установившегося типа гавита составляют монументализированные формы армянского народного жилища «глхатуна», т. е. «дома с главой». Переход от дерева к камню внес существенные поправки в конструкцию: деревянные столбы, прогоны и покрытия получили форму каменных колонн, арок и каменных покрытий (рис. 93). В результате на основе четырёхстолпного глхатуна был создан тип четырёхстолпного гавита, а на основе глхатуна с пристенными столбами — тип бесстолпного зала с покрытием на перекрещивающихся арках. Творческая разработка этих основных типов гавитов привела к созданию новых композиций, представляющих значительный конструктивный и художественный интерес.

Гавиты, значительно превышающие храмы по площади, имеют вполне законченную пространственную композицию. Примерами крупных, возведенных независимо от храмов гавитов служат гавит Амазаспа в Ахпате (1257 г.) и высеченный в скальном массиве гавит Папака и Русуканы в Гегарде (1288 г.).

Планы и разрезы: 1 — гавит церкви Григория в Агарцине, XII —XIII вв.; 2 — гавит Шхмурада, XIII в.; 3 — гавит Аракелоц в Геташене, XIII в.; 4 — гавит Мшкаванка, середина XIII в.: 5 — гавит Аратеса, 1270 г., зодчий Сиранес; 6 — трапезная Кобайра, XII—XIII вв.; 7 — гавит церкви Оромайра в Узунларе, 1220 г.; 8 — южный гавит церкви Аракелоц в Ани, XIII в.; 9 — книгохранилище Ахпата, третья четверть XIII в.; 10 — трапезная Агарцина, 1248 г., мастер Минас
94. Планы и разрезы: 1 — гавит церкви Григория в Агарцине, XII —XIII вв.; 2 — гавит Шхмурада, XIII в.; 3 — гавит Аракелоц в Геташене, XIII в.; 4 — гавит Мшкаванка, середина XIII в.: 5 — гавит Аратеса, 1270 г., зодчий Сиранес; 6 — трапезная Кобайра, XII—XIII вв.; 7 — гавит церкви Оромайра в Узунларе, 1220 г.; 8 — южный гавит церкви Аракелоц в Ани, XIII в.; 9 — книгохранилище Ахпата, третья четверть XIII в.; 10 — трапезная Агарцина, 1248 г., мастер Минас

Наибольшее распространение имел четырёхстолпный тип, осуществленный в ранних центрических гавитах Тегеняцванка (1167 г.), Санаина (1181 г.), Нор-Гетика (1191 — 1196 гг.), Агарцина (конец XII — начало XIII в.; рис. 94). Эти гавиты, как и подобные им гавиты последующего времени, представляют собой квадратное в плане помещение с четырьмя свободно стоящими колоннами, которые несут покрытие, расчлененное на девять секций. Центральная, как правило, имеет форму шатра или многогранного свода, периметральные — своды различной формы: цилиндрические, крестовые, сомкнутые, зеркальные, а также сталактитовые и плоские каменные покрытия, осуществленные в угловых секциях. Внутренние колонны и покрытия секций расчленяют интерьер гавита на различные по форме и величине объёмы, композиционно группирующиеся вокруг центрального, увенчанного шатром. Конструктивно-художественная форма покрытий составляет основное архитектурное убранство интерьера гавита.

Видоизмененный тип четырёхстолпного гавита представляют собой гавиты церквей Айраванка на Севане (XII—XIII вв.) и Шхмурада (XIII в.). В них отсутствуют три периметральные секции, что приблизило центральную секцию с шатровым покрытием к церкви. Здесь создан был новый тип с двумя свободными опорами.

Иную композицию имели бесстолпные залы, в которых покрытие состояло из двух пар взаимно перекрещивающихся арок, опиравшихся на пристенные устои и стены. При такой системе, значительно увеличивавшей высоту помещения, достигалось полное объединение внутреннего пространства и создавалась высокая художественная выразительность при максимальной облегченности конструктивной формы. Подобная композиция осуществлена в квадратных в плане гавитах Аракелоца в Геташене (XIII в.) и Хоракерта (1252 г.), арки перекрытий которых опираются на пристенные устои.

Система перекрещивающихся арок применялась в различных по форме и размерам сооружениях, что дало возможность выработать новые конструктивные и художественные композиции.

В гавитах церкви Ншана в Ахпате (перестроен в 1209 г.), Мшкаванка (середина XIII в.) и Гандзасара (1266 г.) значительные размеры и продолговатая форма помещения определили необходимость устройства двух свободно стоящих опор. Это позволило перекрыть квадратную часть перекрещивающимися арками, а узкую боковую — по типу боковых секций обычного четырёхстолпного гавита. Индивидуальную особенность гавита церкви Ншана в Ахпате составляет повторение перекрещивающихся арок два раза по высоте; благодаря своей конструктивной логике эта система оказалась способной придать интерьеру легкость, изящество и большую художественную выразительность.

При небольших размерах прямоугольного помещения применяли иное сочетание перекрещивающихся арок. В гавите Аратеса (1270 г.; зодчий Сиранес) имеется только три арки: две параллельные на широкой стороне и одна, перпендикулярная к ним, на узкой стороне. В месте пересечения арок помещен световой проем, оформленный в виде сталактитового шатра.

Кроме расположения перекрещивающихся арок параллельно стенам, известны примеры и диагонального их расположения. В маленьком гавите церкви Оромайра в Узунларе (1220 г.) квадратное в плане помещение перекрыто двумя арками, переброшенными с угла на угол. В южном гавите церкви Аракелоц в Ани (XIII в.) диагонально расположенные пересекающиеся арки повторены два раза по длине, что дало новую разновидность этой конструктивной системы покрытия.

Хоранашат. Гавит, XIII в. Фрагмент перекрытия центральной секции
95. Хоранашат. Гавит, XIII в. Фрагмент перекрытия центральной секции

Перекрещивающиеся арки применялись не только в квадратных, но и в круглых в плане перекрытиях; в этих случаях число арочек доводилось до шести. Такое число арочек, образующих в плане шестиконечную звезду, имеет перекрытия центральных секций гавитов Арзакана (XIII в.) и Хоранашата (1251 г.; рис. 95). Конструктивно шестиарочная сетка более сейсмоустойчива, чем четырёхарочная, а в художественном отношении она более выразительна.

Существенно отличается по композиции от вышеописанных примеров гавит церкви Аствацацин в Санаине (1211 г.), имеющий форму базиликального зала. Его квадратный в плане интерьер разделен приземистыми аркадами на три нефа, которые перекрыты сводами с тремя круто поднимающимися снаружи двускатными крышами, придающими этому сооружению большое своеобразие.

Весьма близки к гавитам по своим композиционным, конструктивным и художественным особенностям книгохранилища и трапезные.

Книгохранилища Нор-Гетика (возведено до 1231 г.) и Ахпата (третья четверть XIII в.) представляют собой каждое квадратное в плане помещение, имеющее, как и гавит, перекрытие, которое поддерживают перекрещивающиеся арки, опирающиеся на пристенные устои; периметральные стены изрезаны многочисленными нишами. Несмотря на единую конструктивную форму перекрытия, интерьеры книгохранилищ различны. Характерная особенность Нор-Гетика — затемнённость и большая дробность интерьера, вызванная значительным выносом поддерживающих перекрытия пристенных устоев. В Ахпате же, наоборот, интерьер достаточно светел и компактен.

Книгохранилище Сагмосаванка (1255 г.) осложнено устройством на восточной стороне алтарной апсиды и двухэтажного придела, наличие которых видоизменило и типовую систему перекрытия из двух пар взаимно перекрещивающихся арок. Расположение центральной, увенчанной ротондой секции перекрытия рядом с апсидой вызвало замену одной арки стеной. В соответствии с этим перпендикулярные арки получились асимметричные, с опорами на разных отметках, что привело к определенному искажению конструктивной системы перекрытия данного типа.

Трапезные также имеют свою четкую архитектурную композицию. По конструктивно-художественной форме покрытия они разделяются на два типа: зально-сводчатый и сводчатый на перекрещивающихся арках.

Зально-сводчатые трапезные Кобайра (XII—XIII вв.), Киранцванка (XIII в.) и Тегеняцванка (XIII в.) представляют собой прямоугольные в плане помещения с соотношением сторон в пределах одного к двум. Сводчатое перекрытие покоится на четырех подпружных арках, основанных на пристенных устоях, промежутки между которыми обработаны арочными нишами. Сочетание различных по пропорциям, размерам и расположению арочно-сводчатых форм создает определенную ритмичность, усиливающую художественную выразительность интерьера, в особенности при его обозрении от главного входа, находящегося в торце здания.

Иное строение имеют трапезные Агарцина (1248 г.; мастер Минае) и Ахпата (середина XIII в.). Их перекрытия составлены из двух одинаковых систем взаимно перекрещивающихся парных арок, опирающихся на пристенные устои и две свободные опоры на поперечной оси помещения. В отличие от гавитов, покрытых системой взаимно перекрещивающихся арок, в указанных трапезных эта система, как и в гавите церкви Аракелоц в Ани, повторена два раза по длине. Такой прием создал новое, оригинальное оформление интерьера монументального зального помещения, выполненное с большим архитектурным тактом и чувством конструктивной логики.

Гегард. Первая пещерная церковь, 1283 г., арх. Галдзак, фрагмент интерьера
96. Гегард. Первая пещерная церковь, 1283 г., арх. Галдзак, фрагмент интерьера

Система перекрещивающихся арок, получившая широкое распространение в гавитах, книгохранилищах и трапезных, нашла применение и в храмах. Примером может служить купол церкви Хоракерта (начало XIII в.), в котором конструктивный каркас полусферы состоит из трех пар перекрещивающихся арок. В первой пещерной церкви Гегарда (1283 г.; арх. Галдзак) воспроизведена система двух пар перекрещивающихся арок, выполняющих, однако, не конструктивную, а чисто декоративную роль (рис. 96).

Интересными памятниками являются колокольни, возводившиеся в крупных монастырях и, наряду с храмами, служившие одной из доминант в монастырском архитектурном ансамбле. Первые колокольни, появившиеся, очевидно, не ранее XII в., были деревянными. Каменные колокольни, возводившиеся в XIII—XIV вв., обычно состояли из глухого нижнего объема, приспособленного для культовых целей, и верхнего, имевшего вид легкой многоколонной ротонды с шатровым покрытием. Местоположение колокольни не связывалось определенной зависимостью с храмом.

Ахпат. Колокольня, 1245 г. Общий вид с востока Ахпат. Здание Амазаспа, 1257 г. Интерьер
97. Ахпат. Колокольня, 1245 г. Общий вид с востока 98. Ахпат. Здание Амазаспа, 1257 г. Интерьер

Наиболее древние колокольни монастырей Санаина (XIII в.) и Ахпата (1245 г.) имеют вид монументальных многоярусных башен с поэтажно расположенными небольшими помещениями и приделами. В отличие от простой, квадратной в плане санаинской колокольни ахпатская более сложна (рис. 97). Ее первый этаж имеет в плане форму креста, а второй — квадрата со срезанными углами, что придает сооружению интересный внешний облик. Колокольня монастыря Нор-Гетик, надстроенная над книгохранилищем в 1291 г., имеет вид небольшой крестовокупольной церкви с двумя приделами по сторонам алтаря и восьмиколонной ротондой вместо купола. Известны случаи возведения колокольных ротонд над существующими зданиями. В Кобайре в качестве основания колокольни была использована усыпальница местного феодала (1295 г.). В Оромосаванке, Ованнаванке, Гандзасаре, Агарцине, Ариче (все XIII в.) ротонды колоколен надстроены над световыми отверстиями шатровых покрытий центральных секций их гавитов.

Довольно скромное внешнее и богатое внутреннее декоративное оформление гавитов, книгохранилищ, трапезных, а также колоколен тесно связано с декоративным убранством памятников светской архитектуры этого периода.

Убранство интерьеров четырёхстолпных гавитов сосредоточено на колоннах и сводчатых покрытиях секций. Колонны, как правило, круглые (рис. 98), реже восьмигранные (Ованнаванк, 1250 г.) или в виде пучка (Нор-Гетик, Ахпат, Агарцин; XII— XIII вв.). Капители и базы — простые, в виде полувала и абаки (плинта), крупно профилированные или украшенные геометрической плетенкой, а иногда и трилистниками. Сводчатые покрытия отдельных секций уже своей различной конструктивной формой представляли определенный художественный интерес. Тем не менее их поверхность дополнительно украшали резным геометрическим, редко растительным (Макараванк, XIII в.) орнаментом. Известны также случаи изображения человеческих фигур (Агарцин), раскраски потолков (Бардзракаш, 1259 г.) и выполнения их мозаичными плитками, набранными из разноцветных фасонных камней (гавит церкви Аракелоц в Ани).

Перекрытия центральных секций гавитов: 1 — Сагмосаванка, XIII в.; 2 — Тегера, 1213—1232 гг.. арх. Ахперик; 3 — Аракелоца в Геташеке, XIII в.; 4 — Аратеса, 1270 г., зодчий Сиранес; 5 — Хоранашата, XIII в.; 6 — Ован-наванка, 1250 г. По С. Мнацаканяну
99. Перекрытия центральных секций гавитов: 1 — Сагмосаванка, XIII в.; 2 — Тегера, 1213—1232 гг.. арх. Ахперик; 3 — Аракелоца в Геташеке, XIII в.; 4 — Аратеса, 1270 г., зодчий Сиранес; 5 — Хоранашата, XIII в.; 6 — Ован-наванка, 1250 г. По С. Мнацаканяну

Богаче других оформлялось перекрытие центральной, наиболее освещенной секции. Обычно ей придавали форму восьми- или двенадцатигранного шатра или сомкнутого свода, иногда покрытого резным орнаментом. Известны также другие конструктивные формы покрытия (рис. 99). В гавите монастыря Аракелоц в Геташене он выполнен в виде ступенчатого свода по типу народного жилища, в Ованнаванке — в виде 20-колонной ротонды, в Гегарде (1225—1230 гг.) и Аратесе — в виде сталактитового свода. В гавите Хоранашата сталактитовый свод помещен над сводчатым перекрытием с шестью пересекающимися арками.

Разнообразная форма придавалась также угловым переходам от квадрата плана к многогранной форме шатра. В качестве переходов применялись уложенная поперек угла архитравная балка, тромпы, сферические паруса, поставленные наклонно треугольные плиты (Хоракерт, Макараванк), сводики различной формы (здание Амазаспа в Ахпате, книгохранилище Сагмосаванка). Применялись также различной формы сталактиты, лучшие примеры которых дают памятники Гегарда. Конструктивно они составлены из чередующихся рядов консольно выпущенных брусьев и архитравов, декоративно оформленных различными по величине трилистниками и сомкнутыми сводиками. Продуманное сочетание этих элементов создает единство узора и плавный переход от квадрата основания к окружности светового проема.

Объемная форма интерьера четырёхстолпного и бесстолпного помещения полностью выявлялась во внешнем облике. Фасады были в большинстве случаев гладкие, завершенные поверху щипцом или горизонтальным карнизом. Центр здания увенчивался невысоким барабаном с многогранным покрытием.

Нораванк. Гавит, 1261 г. Тимпан входа и окно западного фасада
100. Нораванк. Гавит, 1261 г. Тимпан входа и окно западного фасада

Окна и двери обрабатывались в соответствии с общим оформлением сооружения. Окна, как правило, небольшие и узкие, украшались профилированной рамкой или бровкой поверху. Исключение составляют расположенные над порталом окна гавитов Ованнаванка и Нораванка (1261 г.). Это широкие окна с колонкой посередине, обрамленные крупно профилированной рамкой; ее криволинейный верх образует тимпан, который в Нораванке покрыт скульптурным изображением Деисуса (рис. 100).

Хоранашат. Портал гавита, XIII в. Сагмосаванк. Портал гавита, XIII в.
101. Хоранашат. Портал гавита, XIII в. 102. Сагмосаванк. Портал гавита, XIII в.

Богаче обрабатывались порталы гавитов, связанные по композиции и декору с порталами храмов. В большинстве случаев они имели прямоугольную рамку, которая окаймляла неглубокие ниши с полуциркульным или стрельчатым верхом, последовательно углублявшиеся в толщу стены. В редких случаях портал имел полуциркульную форму верха (здание Амазаспа в Ахпате, Хоранашат; рис. 101). Гладкие, а нередко и профилированные поверхности портала покрывались резным орнаментом. Чаще применялись геометрическая плетенка, круглые и квадратные розетки, различные звезды; реже растительный орнамент (Гегард). Особое внимание обращалось на тимпан дверного проема, где помещали не только надписи, но и более сложную резьбу. В гавите Сагмосаванка (рис. 102) тимпан покрыт мелко орнаментированными резными звездами и пятиугольниками, которые в Ариче (XIII в.) сделаны наборными из отдельных камней. В гавите Нораванка тимпан украшен скульптурным изображением Богоматери с Христом.

В качестве декоративного украшения практиковалось также помещение на фасадах больших изображений крестов, занимавших центральное место композиции. В гавите Агарцина, как и главной церкви Арича, церкви Аствацацин в Егварде, Спитакавора, кресты совмещены с оконными проемами и служат как бы их обрамлением, в то время как в колокольнях Санаина и Ахпата они играют роль самостоятельных декоративных пятен.

Среди памятников архитектуры интересны родники — небольшие художественно оформленные сооружения над водными источниками, возводившиеся вблизи монастырей. Как правило, они представляют собой более или менее вытянутое прямоугольное в плане помещение, перекрытое полуциркульным сводом, опирающимся на короткие стороны. Главный фасад находится на продольной стороне и обычно прорезан большими арочными проемами; другие стороны — глухие. Индивидуальные особенности родников заключаются в архитектурной композиции их главных фасадов.

Ахпат. Родниковый павильон, 1258 г. Сагмосаванк, XIII в. Общий вид основной группы сооружений с юга
103. Ахпат. Родниковый павильон, 1258 г. 104. Сагмосаванк, XIII в. Общий вид основной группы сооружений с юга

Наиболее простую форму имеет родник Татева (XIII в.), фасадная плоскость которого прорезана арочным проемом, завершенным гладким щипцом. В роднике Санаина (1255 г.) главный фасад прорезан по всей длине двумя одинаковыми арками, соответственно которым перекрытие помещения выполнено двумя параллельно расположенными сводами. В роднике Ахпата (1258 г.) имеется три арочных проема, из которых средний несколько шире и выше боковых (рис. 103). Архитектурная ценность родников в простоте и согласованности конструктивных и художественных форм.

В XII—XIV вв. монастырские архитектурные ансамбли получили свое наивысшее развитие. В это время не только расширялись существующие, но и основывались многочисленные новые монастыри, отличающиеся особой композицией своего ансамбля. Большое значение имел рельеф местности, использование которого значительно усиливало архитектурную выразительность монастырского комплекса. В этом отношении показательны Сагмосаванк (рис. 104) и Ованнаванк, помещенные на краю обрыва каньона реки Касах, на возвышенных точках, доминирующих над прилегающим районом. Особенно выразительны эти ансамбли при обозрении с противоположной стороны ущелья.

В монастырях с небольшим числом крупных построек, например в Гандзасаре, Хоракерте, Хоранашате, основную группу сооружений составляют расположенные на одной оси храм и гавит, которым подчинены вспомогательные сооружения комплекса, включая и небольшие часовни.

Санаин, X—XIII вв. Общий вид основной группы сооружений с юго-запада
105. Санаин, X—XIII вв. Общий вид основной группы сооружений с юго-запада
Санаин. Интерьер школы, X—XI вв.
Санаин. Интерьер школы, X—XI вв.
Монастырские комплексы: 1 — Кечарис, XI—XIII вв. (план основной группы); 2 — Сагмосаванк, XIII в. (план); 3 — Нор-Гетик, XII—XIII вв. (план основной группы); 4 — Хоракерт, XIII в. (план и продольный разрез); 5 — Санаин, X—XIII вв. (поперечный разрез и план основной группы)
106. Монастырские комплексы: 1 — Кечарис, XI—XIII вв. (план основной группы); 2 — Сагмосаванк, XIII в. (план); 3 — Нор-Гетик, XII—XIII вв. (план основной группы); 4 — Хоракерт, XIII в. (план и продольный разрез); 5 — Санаин, X—XIII вв. (поперечный разрез и план основной группы)

Более сложная композиция свойственна крупным ансамблям, таким, как Нор-Гетик, Кечарис, Ахпат, Санаин, Гегард и др. (рис. 105 и 106). Однако не во всех случаях здесь достигалось полное единство и согласованность второстепенных сооружений с главным. Примером могут служить Нор-Гетик и Нораванк, в которых многоярусные сооружения (в первом — колокольня, во втором — церковь Аствацацин) своей высотой и объемом спорят с главным храмом и умаляют его главенствующее значение.

Это избегнуто в Кечарисе, где основные сооружения своим расположением образуют прямой угол, вершину которого занимает собор. Будучи самым большим и высоким из всех сооружений, он служит главной вертикалью ансамбля, которой подчинены объемы всех остальных зданий.

Единый архитектурный организм составляют сооружения Санаина, сгруппированные вокруг церкви Аствацацин. В нём, несмотря на четырёхвековой период его строительства, удачное расположение отдельных элементов создало большую уравновешенность ансамбля (см. рис. 105 и 106). Высоко поднимающиеся массивы колокольни и церкви Аменапркич, расположенных по концам диагонали, проходящей через церковь Аствацацин, уравновешиваются объемами гавита церкви Аменапркич и библиотеки, помещенных на концах другой диагонали, перпендикулярной к первой. Единство и компактность асимметричного комплекса достигнуты в результате последовательного учета каждым позднейшим зодчим уже существовавшего ансамбля и согласования с ним всех вновь возводимых сооружений, а также частичного изменения церкви Аствацацин. Помещенные в отдалении на местных возвышенностях с одной стороны часовня Саркиса, а с другой — небольшая церковь Карапета выявляют масштаб и усиливают выразительность ансамбля Санаина.

Монастырские комплексы: Ахпат, X—XIII вв. (генеральный план и поперечный разрез гавита церкви Ншана); 2 — Гегард, XIII в. (генеральный план)
107. Монастырские комплексы: Ахпат, X—XIII вв. (генеральный план и поперечный разрез гавита церкви Ншана); 2 — Гегард, XIII в. (генеральный план)

Ахпатский комплекс сооружений менее собран (рис. 107). Расположение некоторых зданий изолированно, вне прямой связи с основным, лишает ансамбль того характера единого архитектурного организма, сформированного вокруг главного храма, который присущ, например, Санаину. В то же время некоторые помещения (книгохранилище, галерея) из-за крутого рельефа участка частично скрыты в земле, почему по внешнему облику комплекса нельзя составить представления о его грандиозности.

Примерно то же характерно и для комплекса сооружений Гегарда, славящегося своей высокохудожественной скальной архитектурой. Только главная церковь (1215 г.) и ее гавит (1225—1230 гг.) являются наземными сооружениями, которые умело вписаны в крутые склоны скальных массивов, образующих живописное ущелье реки Гарни. Первая и вторая пещерные церкви (1283 г.; зодчий Галдзак), верхний гавит (пещерная усыпальница) Папака и Русуканы (1288 г.) и ряд небольших помещений высечены в массиве горы и расположены на разных уровнях; поэтому они не участвуют во внешнем облике ансамбля. Архитектурно оформленные по типу наземных сооружений, они богато украшены скульптурной резьбой. Особенно интересны ниша южной стены второго храма, декоративное оформление куполов скальных помещений, а также южный портал главного храма и потолки его гавита: сталактитовый и плоские каменные. Ценность Гегарда составляют мастерски выполненные скальные помещения, тесно связанные композиционно с наземными зданиями и сооружениями.

Санаин. Хачкар Амазаспа, XIII в. Севан. Церковь Аракелоц, 1557 г. Деревянная резная дверь
108. Санаин. Хачкар Амазаспа, XIII в. 109. Севан. Церковь Аракелоц, 1557 г. Деревянная резная дверь

В XII—XIV вв. основным типом памятника мемориальной архитектуры оставался хачкар, получивший теперь богатую ажурную орнаментацию, обычно геометрическую. Примеры — хачкары Нор-Гетика (1291 г.; мастер Павгос), Нораванка, Санаина (рис. 108), Бджни, Арича, Ахпата. Для придания хачкарам большей архитектурной выразительности их помещали на высоких пьедесталах и завершали карнизом, защищавшим узор от атмосферных осадков. Богатые, украшенные аркатурой пьедесталы имеют санаинские хачкары Курда Хориншаха (начало XIII в.) и Тугеворда (1184 г.). Известны приемы постановки хачкаров группами числом в три — пять и более (Егвард, Бджни, Сагмосаванк) и в специально возведенных нишах (Сагмосаванк, Ованнаванк, Хцконк). В Ахте подобная ниша совмещена с небольшой часовней (1263 г.), что привело к созданию своеобразного типа мемориального сооружения.

Архитектурная форма хачкара применялась и в памятниках, воздвигавшихся в ознаменование различных событий в жизни Армении. Например, амбердский хачкар (1200 г.) был поставлен в связи с освобождением крепости от врагов, в Санаине один — по случаю возведения моста (1192 г.), другой — гостиницы (1205 г.), а в Ахпате — в честь парона Садуна (1273 г.) за его благотворительную деятельность.

Отражая художественную культуру эпохи, монументы типа хачкаров являются оригинальными и самобытными памятниками Армении, свидетельствующими о высоком мастерстве резчиков по камню.

Значительные успехи были достигнуты и резчиками по дереву. Произведением высокого мастерства является резная деревянная дверь церкви Аракелоц монастыря Севан (1557 г.), выполненная под влиянием композиции хачкаров. Архитектурные элементы и фигуры людей и животных мастерски вкомпонованы здесь в растительно-геометрический орнамент (рис. 109). Интересны двери церквей Варагаванка и Карапета в Муше (обе XIII в.) с резными геометрическими фигурами, образующими звездчатый орнамент. Наличник двери церкви Карапета в Муше по аналогии с обрамлением стенной ниши (патухана) жилого дома Двина XIII в. обогащен фигурами бегущих животных. Приведенные примеры показывают уменье народных мастеров покрывать ювелирной резьбой поверхности деревянных деталей.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)