Архитектура Армении XV–XIX вв.

Глава «Архитектура Армении XV–XIX вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Халпахчьян О.X.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Монгольское владычество, длившееся 120 лет и принесшее народам Закавказья неисчислимые бедствия, сменилось в середине XIV в. господством враждовавших между собой различных ханов и беков. В конце XIV в. Армения была опустошена набегами Тимура, после чего она стала ареной вековой борьбы между кочевыми туркменскими племенами кара-коюнлу и ак-коюнлу.

В начале XVI в. Армению захватил Сефевидский Иран, однако вспыхнувшая вскоре война между ним и Османской Турцией, распространившей после завоевания Малой Азии, Балкан и Крыма своё влияние на Восток, привела в середине XVI в. к её разделу. Периодические столкновения, приносившие успех то Ирану, то Турции, продолжались и в дальнейшем. Неоднократные попытки армян добиться освобождения от иноземных угнетателей путем переговоров с западноевропейскими странами, которые они вели начиная с середины XVI в., оставались безрезультатными. Не принесли успеха и прямые вооруженные выступления (в союзе с грузинами, а также самостоятельно под руководством Давид-бека) в XVIII в. Только в начале XIX в. присоединение восточных областей Армении к России принесло им долгожданное освобождение от персидского ига.

Период с XV до начала XVII в. был неблагоприятным для социального и культурного развития армянского народа. Уничтожение армянской феодальной знати и сопутствовавшие непрерывным войнам массовые насильственные переселения и истребление армянского народа привели к экономическому упадку страны. Царивший в стране произвол превратил трудовое население, истощенное налогами и различными повинностями, в бесправных рабов и породил в XVII—XVIII вв. социальные движения, направленные против ига иноземных и местных угнетателей. Значительно усилилась эмиграция из страны, способствовавшая не только расширению существовавших, но и образованию новых армянских колоний в России, Западной Европе и Индии. Это было время систематического уничтожения армянской культуры. Тем не менее, невзирая на тяжелые испытания, армянский народ прилагал все силы к ее сохранению. В начале XV в. большую роль в этом отношении сыграла высшая школа в Татеве (1345—1415 гг.), продолжившая традиции Гладзорского университета (1280—1338 гг.).

Строительство в стране фактически было приостановлено. За 120-летний период лишь в первой половине XV в. с большим трудом было возведено четыре храма. Только в середине XVII в., в период временного затишья, связанного с договором между Ираном и Турцией, возобновилось развитие торгового капитала и оживилось прерванное строительство.

В более благоприятных условиях находились армянские колонии, в которых фактически продолжалось развитие армянской культуры. Крупным событием явилась организация в Венеции армянской типографии, выпустившей в 1512 г. первую печатную книгу на армянском языке. В XVII— XVIII вв. армянские типографии имелись во многих европейских городах, а открытая в 1639 г. в Новой Джульфе была первой на всем Востоке.

От XVII—XVIII вв. сохранились труды армянских ученых по истории, медицине, естествознанию, математике. Большое развитие получила в это время ашугская песня, заменившая средневековую поэзию.

В искусстве продолжали сохраняться традиции прошлых времен, однако длительное господство завоевателей отразилось на характере и ходе его развития. Миниатюра Татевской школы XVII—XVIII вв. отличается колоритностью и декоративностью, применением разнообразного геометрического и растительного орнамента. В Ахтамарской школе XVIII в. заметно проникновение черт, характерных для лубка, а в Каринской — уклон в сторону декоративности.

В монументальную церковную живопись XVIII в. проникают светские, реалистические черты. Таковы, например, росписи в соборе Эчмиадзина. Позднее зарождается портретная живопись, становящаяся в середине XIX в. основным жанром армянского изобразительного искусства.

Скульптура носила декоративно-прикладной характер. Получила распространение орнаментальная резьба по камню, в особенности на хачкарах. Наивысшего расцвета она достигла в памятниках Джуги. Появились новые виды надгробий в виде фигур животных, в основном баранов, и лежачего параллелепипеда, декорированного орнаментом и бытовыми сценами, нередко с портретом захороненного (надгробие из села Норадуз вблизи Нового Баязета, ныне Камо).

Прерванное нашествием Тимура строительство возобновилось только спустя 300 лет, в XVII в. В восстанавливаемых поселениях возводились новые, в основном жилые, общественно-коммунальные и производственные, реже культовые здания; строились мосты и дороги. В архитектуре этого периода заметно влияние позднеиранского искусства, особенно выражавшееся в декоре сооружений.

Основным строительным материалом служил естественный камень — туф и базальт, как правило, грубо околотый и лишь в некоторых случаях чисто отесанный. Широкое применение получил плоский квадратный кирпич, сырцовый и обожжённый. В качестве вяжущего служили известковый и глиняный растворы.

Кладка каменных стен велась по древнему способу — с забуткой промежутка между лицевыми камнями раствором с утопленным в нем камнем. В кирпичной кладке точно соблюдалась перевязь швов. Проемы завершались стрельчатыми, реже полуциркульными арками. Капитальные сооружения перекрывались сводами; в массовом строительстве перекрытия, как правило, укладывались по деревянным балкам. Интерьеры художественно отделывались гажевым раствором, балконы и двери украшались резьбой по дереву.

Строительная деятельность в этот период развертывалась главным образом на территории Восточной Армении, через которую пролегали основные торговые пути. Культовое зодчество, так же как во времена Захаридов и в Киликийском армянском государстве, не играло главенствующей роли в развитии архитектуры. Общераспространенным типом храма была известная с V в. трёхнефная базилика восточного типа, как, например, церковь Аствацацин монастыря Севан и Зоравар в Ереване (обе XVII в.). Размеры сооружений относительно небольшие. Интерьер разделен двумя парами устоев крестового или квадратного сечения. на нефы, завершенные с востока полуцилиндрической апсидой с приделами по сторонам. Перекрытие — полуциркульные своды; покрытие — двускатное. Стены сложены из чисто отесанного камня. Во многих зданиях, например в церкви Минаса XVII в. в Алидзоре, из такого камня выполнены только конструктивно ответственные части — углы, устои, арочные перекрытия, тогда как стены сложены из грубо околотого с лица камня, нередко булыжника.

Мугни. Церковь Георгия, 1661 — 1669 гг., зодчие Саак и Мурат
126. Мугни. Церковь Георгия, 1661 — 1669 гг., зодчие Саак и Мурат. Общий вид с юго-запада, портал южного входа и план
Мугни. Церковь Георгия, 1661 — 1669 гг., зодчие Саак и Мурат

Реже строились купольные базилики, как, например, церковь Катогике в Ереване, крестовокупольные базилики, как церковь Георгия в Мугни (1661—1669 гг.; зодчие Саак и Мурат; рис. 126), церковь Аствацацин (вторая половина XIX в.) в Александрополе (ныне Ленинакан) и купольный зал. осуществленный в перестроенной в 1694 г. церкви Шогакат в Эчмиадзине. Из указанных типов широкое распространение в XIX в. получила крестовокупольная базилика.

В церквах XVII—XIX вв. сохранена преемственная традиция, и в то же время появились новые индивидуальные особенности. Куполам придавалась разнообразная форма. Большой купол церкви Георгия в Мугни имеет круглый барабан, завершенный зонтичной кровлей. Двенадцатигранный барабан церкви Шогакат в Эчмиадзине увенчан шатровым покрытием, а такой же барабан церкви Катогике в Ереване — зонтичным.

Лор близ Сисиана. Церковь, 1664 г. Тимпан портала
127. Лор близ Сисиана. Церковь, 1664 г. Тимпан портала

Основное декоративное убранство сосредоточивалось на входных порталах. Интересен по композиции тонкий и пластичный резной декор порталов церкви 1664 г. села Лор близ Сисиана (рис. 127) и церкви Георгия в Мугни, составленный из чередующихся полос различных геометрических плетенок и мелких четырёхлистников. В церкви Лора применен орнамент из пышной листвы и ваз, типичный для западноевропейского барокко; его появление можно объяснить торговыми связями Армении с Европой. Интерьеры церквей оштукатуривались. Роспись осуществлялась в редких случаях, как, например, в церкви Георгия в Мугни и в Эчмиадзинском кафедральном соборе.

Планы гавитов: 2 — церкви Аствацацин в Варагаванке, XVII в.; 2 — церкви Креста на острове Ахтамар, 1763 г.
128. Планы гавитов: 2 — церкви Аствацацин в Варагаванке, XVII в.; 2 — церкви Креста на острове Ахтамар, 1763 г.

Гавиты строились редко. Обычно они были четырёхстолпного типа, с равными по площади и высоте секциями, перекрытыми крещатыми сводами и куполами на парусах. Таковы гавиты XVII—XVIII вв. монастырей Варагаванка и Нарекаванка и гавит 1763 г. церкви Креста на острове Ахтамар озера Ван (рис. 128).

Как характерное явление следует отметить возведение перед западными фасадами храмов трёхарочных галерей типа церкви Георгия в Мугни и Зоравар в Ереване. Открытые арочные галереи пристраивались ик более древним храмам (церковь Гаяне в Эчмиадзине), а также к гавитам (монастырь Варагаванк).

Эчмиадзин. Колокольня кафедрального собора Эчмиадзин, 1653—1658 гг. Общий вид с юга
129. Эчмиадзин. Колокольня кафедрального собора Эчмиадзин, 1653—1658 гг. Общий вид с юга

Широкое распространение получило строительство колоколен, примыкавших к храмам также с запада. Обычно — это облегченные двух-, трехъярусные вышки, завершенные 6—12-колонными ротондами, используемые одновременно как небольшие паперти; таковы колокольня 1790 г. церкви Рипсиме в Эчмиадзине и колокольня 1653 — 1658 гг. храма Эчмиадзин там же (рис. 129). В Церкви Георгия в Мугни и церкви Шогакат в Эчмиадзине ротонды колоколен совмещены с арочными галереями, а в церкви Марине в Аштараке — с самым храмом. В единичных случаях сооружались колокольни древнего типа, такие же, как в XIII в. Такова колокольня XVII в. в Карпи, имеющая высокий глухой нижний объём; особенностью ее является также то, что она примыкает к восточному фасаду храма.

Монастырское строительство XVII— XVIII вв. в основном сводилось к восстановлению существовавших сооружений. Наиболее крупные работы были осуществлены в монастырях Эчмиадзине и Татеве. В последнем в XVII—XVIII вв. были не только реставрированы оборонительные стены с двумя круглыми башнями, но и заново отстроены двухэтажные жилые корпуса с подвалами, монастырская столовая с хлебопекарней и кухней, обширные конюшни, складские и различные другие помещения. В примыкающем к ограде с востока саду появилась небольшая баня, повторяющая тип бань X—XIII вв., а на северной стороне — обширная маслобойня.

Возникавшие в редких случаях новые монастыри, например Анапат (XVI—XVII вв.) в селе Бех Капанского района, состояли из минимального числа сооружений. Лучшим среди новых был монастырь Татеви мец анапат, построенный вблизи Татева в начале XVII в. и представлявший собой неприступную крепость. Прямоугольная территория монастыря обнесена высокой толстой крепостной стеной с обходной консольной галереей наверху и башнями на четырех углах. Базиликальная церковь с шестью столбами, трёхарочной галереей с запада и небольшой купольной часовней с севера помещена в центре внутреннего двора, ограждённого многочисленными кельями, комнатами для паломников и служебными помещениями, которые при необходимости могли образовать вторую линию обороны.

Вызванное развитием международной торговли экономическое оживление, имевшее место в Восточной Армении в XVII— XVIII вв., способствовало развитию городских поселений. После падения Ани и Двина, разрушенных многократными осадами и землетрясениями, на первое место выдвинулся Ереван — резиденция иранских наместников — бейлербеев. Крупными городами были Ерзнка, Карин, Карс, Баязет, Ван, Муш и др.

Особенно быстрое развитие получила Джуга, превратившаяся за короткий срок в богатый торговый город. Она имела характерную для средневековых городов скученную застройку, что было вызвано ограниченными размерами территории, защищенной с продольных сторон отвесным горным склоном и берегом реки Аракса, а с узких — крепостными стенами.

Иную планировку имели города административного характера, в основном связанные с сельским хозяйством. Как правило, они занимали большую территорию, не ограниченную крепостными стенами. Таков был, например, Ереван. На доминирующей возвышенности располагалась крепость — резиденция местного правителя, вблизи которой находилась главная городская площадь, окруженная зданиями торгово-ремесленного и коммунального назначения. В крупных городах существовали и небольшие площади различного назначения. В Ереване одна из площадей — Файла-базар — служила биржей по найму поденных рабочих. Узкие и кривые улицы обычно были глухие, с редко встречающимися воротами — входом, который вел в огражденную усадьбу с помещенным в глубине одноэтажным домом для одной семьи, двором и садом-огородом.

Среди общественных сооружений города видное место занимали караван-сараи и бани, получившие в XVI—XIX вв. дальнейшее развитие.

Городские караван-сараи, число которых в средних по величине городах было не менее двух-трёх (в Муше и Битлисе по пяти, Ордубаде — шесть, Ереване — семь), имели прямоугольный план и разделялись на торговые и постоялые. Первые в основном состояли из торговых и ремесленно-производственных помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. Вторые, рассчитанные на длительную остановку иногородных купцов с вьючными животными и повозками, состояли из жилых и служебных (включая и хлевы) помещений, также расположенных вокруг внутреннего двора.

Ереван. Караван-сарай Зараби, XVII—XVIII вв. Общий вид двора
130. Ереван. Караван-сарай Зараби, XVII—XVIII вв. Общий вид двора

Караван-сарай Зараби в Ереване (XVII—XVIII вв.) повторяет характерный для средневековья тип городского караван-сарая с мелкими торговыми помещениями в первом этаже и небольшими комнатами, выходящими на деревянный висячий балкон, во втором этаже (рис. 130). Помещения сгруппированы вокруг внутреннего двора, вытянутая форма которого (длина втрое больше ширины) продиктована пропорциями участка.

Более просторная планировка была у караван-сараев постоялого типа, имевших много общего с подобными сооружениями стран Ближнего Востока того времени. Корпуса, огибавшие внутренний почти квадратный двор, содержали вместительные помещения, раздельные для людей и для животных. Особенность караван-сараев Джуги (XVI в.) составляет отсутствие в них отдельных номеров. В караван-сараях XVII—XVIII вв. в Ереване, Нахчаване, Ордубаде и др. номера были дополнены небольшими айванами, очагами типа камина или тонира и подпольными кладовыми.

Эрзерум. Караван-сарай, XVIII в. Интерьер главного помещения
131. Эрзерум. Караван-сарай, XVIII в. Интерьер главного помещения

В караван-сараях XVII—XVIII вв. главное внимание уделялось внутреннему двору, наиболее показной части сооружения. Устройство арочных галерей, иногда обходных одноэтажных, как в Эрзеруме, или двухэтажных, как в Ерзинджане (верхняя — легкая, деревянная), и сплошных арочных балконов (Зараби в Ереване) придавало внутреннему двору художественную выразительность. Среди интерьеров следует отметить главное помещение караван-сарая Эрзерума, построенное в формах традиционного армянского народного жилища (рис. 131). Оригинальные деревянные опоры поддерживают перекрытие, составленное из деревянных балок в виде двух усеченных восьмигранных пирамид. Верхний свет придает особую импозантность такому помещению. Во внешнем облике основное внимание уделялось порталу, который делали объемным, в виде куба, сильно выступающего из плоскости фасада; дверной проем помещался в глубокой стрельчатой нише.

Ереван. Баня, XVIII—XIX вв. Продольный разрез и план
132. Ереван. Баня, XVIII—XIX вв. Продольный разрез и план

Широкое распространение имели многочисленные бани (в Ереване их было не менее десяти). Бани состояли из одного или двух (мужского и женского) отделений, иногда в сочетании с небольшими номерами (рис. 132). Каждое отделение имело два-три больших зала и ряд мелких помещений, образовывавших своим расположением изломанную конфигурацию здания. В отличие от общераспространенных в прошлом бань, характерными особенностями плана бань этого времени являются удаленность раздевальни от купального зала и наличие мелких помещений. Раздевальня с обязательным фонтаном посередине и главный купальный зал — самые большие по площади помещения, богатые архитектурные формы которых связаны с формой армянского народного жилища типа четырёхстолпного «глхатуна». Характерную черту планировки составляет расположение купальных залов вокруг топочной камеры с водяным котлом. Для сохранения тепла двери сбивались с одной оси, высота помещений принималась небольшой и все здание заглублялось не менее чем на половину в землю. Устройство входа в виде выдвинутого вперед портала с глубокой арочной нишей и покрытие помещений объемно выступающими снаружи сводами и куполами, по которым можно составить представление о планировке здания, придавали баням своеобразный внешний облик.

С возрождением экономики страны большое развитие получили инженерные сооружения. Для обслуживания караванной торговли поддерживали в порядке и прокладывали новые пути сообщения, в первую очередь магистральные, проходившие через главные торговые центры страны. Особое внимание уделялось труднопроходимым в зимнее время участкам дороги. Дорожное полотно вымащивали щебнем и каменными плитами. Для обозначения трассы, отдельные участки которой заносились снегом и были невидимы во время метелей, устанавливали ориентиры. В Зангезуре на старой торговой дороге, проложенной серпантином по склону горы, такие ориентиры имеют форму обелисков высотой более человеческого роста. В качестве ориентиров применяли также помещаемые на высоких постаментах хачкары, как, например, установленный на дороге из Узунлара в Санаин, на месте поворота к спуску в ущелье реки Дебет.

Ошакан. Мост на реке Касах, 1706 г.
133. Ошакан. Мост на реке Касах, 1706 г.

Мосты возводились арочные — одно- и многопролётные. Арки, в большинстве случаев стрельчатые, были небольшого пролета и значительной высоты, выложенные из чисто отесанных камней. Известны случаи выполнения арок и из грубо околотых камней. Таковы одноарочные мосты Банка и Личка. Многопролетные мосты, возводившиеся в основном из чисто отесанных каменных квадров, представляют собой монументальные архитектурные сооружения. Каждый из мостов имеет свои индивидуальные особенности: двухарочный ереванский, 1679 г., — симметричность композиции; трехарочный аштаракский, 1664 г.,— увеличение размера арок и ступенчатость парапета от низкого правого берега к высокому левому; пятиарочный ошаканский, 1706 г., — значительную протяжённость плавного подъёма в сторону левого берега (рис. 133). Интересны в композиционном отношении также другие мосты, например, четырёхпролётный джугинский. XVI в., с караульными помещениями в устоях. По своей архитектуре многопролётные мосты Армении близки к аналогичным сооружениям Ирана.

Производственные сооружения: 1 — Ошакан, винодельня Г. Согомоняна, конец XIX в. (фасад, продольный разрез и план); 2 — Аштарак, мельница XIX в. (продольный разрез и план); 3 — Аштарак, винодельня Соса и Вардитеры, 1861 г. (поперечный разрез и план), 4 — совхоз Сюник (Кафанский район) мельница XIX в. (план); 5 — Хндзореск, маслобойня. XVIII в. (продольный разрез и план); 6 — Яйджи, маслобойня, XIX в (план); 7 - Татев, маслобойня, XVIII в. (поперечный и продольный разрезы и план)
134. Производственные сооружения: 1 — Ошакан, винодельня Г. Согомоняна, конец XIX в. (фасад, продольный разрез и план); 2 — Аштарак, мельница XIX в. (продольный разрез и план); 3 — Аштарак, винодельня Соса и Вардитеры, 1861 г. (поперечный разрез и план), 4 — совхоз Сюник (Кафанский район) мельница XIX в. (план); 5 — Хндзореск, маслобойня. XVIII в. (продольный разрез и план); 6 — Яйджи, маслобойня, XIX в (план); 7 — Татев, маслобойня, XVIII в. (поперечный и продольный разрезы и план)

Среди произведений народного зодчества особое место занимают производственные здания — винодельни, маслобойни, водяные мельницы (рис. 134). Возводившиеся повсеместно, они по своим строительно-техническим особенностям тесно связаны с армянским народным жилищем.

Винодельни обычно состояли из двух отделений — давильни и хранилища. По своим архитектурным особенностям они подразделялись на встроенные и отдельно стоящие. В обоих типах давильни винограда и хранилища вина устраивались как в одном помещении, так и порознь, иногда в значительном удалении друг от друга. Характерным примером встроенного типа может служить винодельня Соса и Вардитеры, 1861 г., в Аштараке; образцом отдельно расположенного типа — винодельня Г. Согомоняна, XIX в., в Ошакане.

Маслобойни XVII—XIX вв. представляют собой изолированные сооружения, состоящие из нескольких помещений производственного и обслуживающего назначения. К числу крупнейших относится маслобойня XVIII в. монастыря Татев, включающая основное производственное помещение с печью-жаровней и дробильным жерновом, прессовочную, хлев и комнату персонала; перекрытия — сводчато-купольные. Кроме наземных маслобоен известны также и вырубленные в скальном массиве, например маслобойни в Азаташене и Хндзореске.

Мельницы сооружались исключительно водяные, с горизонтально расположенным лопастным колесом. Число поставов колебалось от одного до семи; наиболее распространенным типом был двухпоставный. Основное прямоугольное помещение мельницы иногда дополнялось вспомогательными: комнатой мельника, зернохранилищем, сенями, хлевом. При крутом рельефе и дефиците воды, как, например, в Артике, мельницы размещали каскадно, с расчётом на максимальное использование водяной энергии.

Производственные сооружения отличаются простотой и четкостью планов и лаконичностью форм внешних объёмов.

Народное жилище Армении
135. Народное жилище Армении: 1 — жилой дом в Воскевазе (Аштаракский район), конец XIX в. (планы 1-го и 2-го этажей и фасад); 2 — типовой хлев с отделением для жилья (продольный разрез и план); 3 — жилой дом в Ошакане, конец XIX в. (планы 1-го и 2-го этажей и фасад); 4 — жилой дом Гарибджаняна в Карчкане. XVIII—XIX вв. (план покрытия и разрез); 5 — капитель колонны глхатуна из Ахпата, 1864 г.; 6 — дом Гайка Согояна в Мартуни, начало XIX в. (план, продольный разрез и интерьер); 7 — дом Зораба Асояна в Артике, начало XIX в. (план); 8 — дом Арама Арутюняна в Арпе (Ехекиадзорский район), начало XX в. (интерьер)

Большой интерес представляет народное жилище Армении. Восходящее в своей основе к весьма отдаленным временам, оно известно нам преимущественно по образцам не ранее XVIII в. В нем отражались не только особенности экономики и быта, но и местные условия, в первую очередь строительные материалы. Поэтому в различных районах страны вырабатывались специфические, местные типы народного жилища (рис. 135).

Наиболее интересно жилище горных, в основном скотоводческих районов, отличающееся компактностью и единством планировки. Благодаря расположению селений на горных склонах создавались своеобразные архитектурные ансамбли, гармонично сочетавшиеся с окружающим их пейзажем. Применение в сооружениях местного камня придавало селениям характерный для данного района колорит.

Для горно-степных, безлесных районов показателен жилой дом, основу которого составляют один из коренных типов армянского народного жилища — глхатун и связанный с ним, обычно сенями, хлев (гом). Вокруг этих помещений группируются остальные: кухня с очагом, кладовые, помещение для гостей и др.

Глхатун — квадратная жилая комната, освещаемая через потолочное отверстие — эрдик. Не покрытие (азарашен, согомакаш) состоит из деревянных балок, уложенных в виде усеченной прямоугольной или восьмигранной пирамиды; оно покоится (ввиду слабости стен, сложенных из бутового камня, и в силу сейсмических требований) на пристенных деревянных столбах. Кровельное покрытие — глиносаманное. К глхатуну примыкает тонратун — кухня с очагом-тониром и эрдиком; кладовые располагались по сторонам тонратуна. Перед входом в глхатун сооружались сени.

Хлев — удлиненное помещение, объединённое проёмами с выделенным на торце жилым отделением (ода), где в зимнее время в целях экономии топлива ночуют хозяева. Ода оборудована лежалками, очагом-камином и имеет независимое перекрытие. Перекрытие хлева — по деревянным балкам на деревянных опорах; средняя часть приподнята посредством балок, уложенных в виде сужающихся кверху прямоугольников, что придаёт интерьеру базиликальный характер.

В лесных горных районах наличие топлива устраняло необходимость объединять жилище с хлевом и устраивать небольшую кухню. Последняя совмещалась с глхатуном, отапливаемым «по-чёрному». Шатровое перекрытие поддерживается четырьмя свободно стоящими, реже пристенными, деревянными столбами. В стенах, возведенных из бутового камня на глиняном растворе, устраивались ниши хозяйственного назначения. Перед глхатуном для летнего времени устраивался навес с очагом в торцовой стене.

Составленное из небольших отрезков деревянное перекрытие глхатуна — азарашен — представляет собой экономически выгодную, архитектурно выразительную и конструктивно оправданную систему. Своими размерами, формой и расположением азарашен придает глхатуну импозантность и этим подчеркивает его главенствующее значение в комплексе помещений народного жилища.

Размеры обычных глхатунов для средней семьи — в пределах 5—7 м в стороне. Большие по площади глхатуны, рассчитанные на большую патриархальную семью, перекрывались несколькими расположенными в ряд одинаковыми секциями. Двух- и трехсекционные перекрытия глхатунов встречаются в высокогорных селениях Зангезура. К числу оригинальных примеров относится дом Гарибджаняна в Карчкане (Западная Армения), датируемый концом XVIII — началом XIX в. Его большее помещение (12 × 8 м) перекрыто тремя, а меньшее (10 × 7 м)—двумя секциями, имеющими вид усечённой прямоугольной пирамиды.

Глхатун Армении имеет непосредственное родство с азербайджанским народным жилищем — «карадам» и с грузинским — типа «дарбази». Почти полностью исчезнувшее на территории Армянской ССР народное жилище типа глхатуна имеет важное историческое значение: оно облегчает исследование происхождения форм и композиций центрических купольных сооружений монументального зодчества Армении.

Резко отличается от глхатуна народное жилище низменных районов, где под влиянием жаркого климата и земледельческого характера занятий населения выработался своеобразный комплекс жилья. Он включает несколько просторных помещений, открытый балкон, выходящий во двор, подвал для хранения продуктов. Стены возводились из камня и кирпича-сырца; перекрытия — по деревянным балкам, плоские, используемые летом для хозяйственных нужд и для отдыха.

Представляют интерес дома предгорных районов, в частности Аштаракского, характерные своей рациональной планировкой. Расположенные в ряд жилые помещения сообщаются между собой посредством широкого балкона. В составе жилого дома обязательны сводчатые полуподвальные кладовые для хранения продуктов садоводства и земледелия и крытый проезд во двор, обстроенный по сторонам хозяйственными пристройками. Перекрытие жилых помещений и балконов — плоское, по деревянным балкам, с глиняной смазкой.

Присоединение в 1828 г. Восточной Армении к России внесло коренные изменения в приемы градостроительства и в типы сооружений.

Строительство городов стало осуществляться в строгом соответствии с утвержденными планами. Под влиянием русской градостроительной культуры XVIII — начала XIX в. в 1855 г. был составлен первый проект планировки Еревана, по которому стихийно возникшая застройка города с кривыми и узкими улицами заменялась прямоугольной сеткой улиц с геометрически четкой формы кварталами. Центр города с небольшой возвышенности, занятой церковью Сурп-Саркиса, был перенесен на новое, более ровное место, вокруг которого вскоре появились благоустроенные улицы с домами европейского типа. Продолжавшая сохранять свое значение крепость Еревана органически вошла в план города. От благоустраивавшегося центра резко отличались окраины, которые сохраняли свой средневековый облик до начала XX в.

Регулярную планировку в виде прямоугольной сетки улиц получил Александрополь, основанный в 1834 г. в качестве крепости. Такая же планировка была придана и Горису, построенному во второй половине XIX в. на правой стороне реки, напротив древнего полупещерного поселения.

Под влиянием русской культуры в городах Армении появились неизвестные для нее типы сооружений — различные административные здания, европейского типа театры, банки, магазины, рестораны, кафе и др., возводившиеся по проектам, утвержденным городским управлением. Архитектура этих сооружений связана была с русской архитектурой XIX в.

В отличие от них в массовом жилищном строительстве сохранялись местные, национальные черты.

Ереван. Городской дом садовода, XIX в. Уличный фасад
136. Ереван. Городской дом садовода, XIX в. Уличный фасад

Городские жилые дома XIX в. в зависимости от рода занятий домовладельцев разделялись на две характерные группы: дома торговцев и ремесленников и дома садоводов. Первые, строившиеся, как правило, в центральной части города, были двухэтажными. Внизу располагалось торговое помещение или мастерская, иногда в сочетании с жилыми комнатами; вверху — жилая часть, состоявшая из нескольких комнат с обслуживающими помещениями. Дома садоводов, размещавшиеся на окраинах, обычно возводились с высоким полуподвалом, предназначавшимся для хранения продуктов садоводства и занимавшим почти всю площадь дома (рис. 136). Строились также одно-, реже двухэтажные многокомнатные и многоквартирные дома типа доходных, заселявшиеся в большинстве случаев служащими государственных учреждений и частных фирм.

К концу XIX в. под влиянием русской культуры архитектура городских домов приобрела своеобразный характер сочетания национальных художественных традиций с элементами русской архитектуры. Вместо изолированного от внешнего мира жилища, приспособленного для замкнутой семейной жизни армянина-горожанина, получили распространение европейского типа дома с выходящими на улицу окнами парадных помещений.

В зданиях, облицованных чисто отесанным туфом, в качестве элементов декоративного убранства применялись плоские рустованные пилястры, оконные и дверные наличники, карнизы, тяги и пояски, выполненные под влиянием русского классицизма. В облицованных кирпичом зданиях практиковали распространенную со времен иранского владычества узорную кладку в виде ёлочки или прямоугольного геометрического рисунка.

Ереван. Деревянный резной балкон жилого дома, XIX в.
137. Ереван. Деревянный резной балкон жилого дома, XIX в.

Главным художественным элементом фасада служил висячий деревянный балкон, покрытый резным геометрическим или растительным узором, свидетельствующим о высоком искусстве резьбы по дереву народных мастеров (рис. 137). Не менее крупным декоративным пятном являлось оформление въезда во двор, служившего нередко единственным входом в городскую усадьбу.

Претерпела изменения и планировка жилого дома. В связи с появлением окон на улицу внедрилось двухрядное расположение комнат. В силу этого обслуживающие помещения стали компоноваться вместе с жилыми и парадными комнатами, что повысило экономичность жилых домов.

Значительно дольше сохраняла свой специфический характер армянская деревня. Только постепенное улучшение старых и прокладка новых дорог, облегчивших сообщение между населенными пунктами, способствовали проникновению культуры в быт армянской деревни. По примеру русских поселений в Армении, новые армянские селения, расположенные на транзитных магистралях, стали выстраиваться по обеим их сторонам. Изменилось и народное жилище. В результате отказа от совместного проживания со скотом в зимнее время отпала потребность в устройстве жилого отделения при хлеве. В глхатуне в дополнение к верхнему свету стали устраивать нормальные окна в стенах. Позднее окна появились и в пристраиваемых комнатах, получивших вид нормальных жилых помещений. В конце XIX в. практика строительства глхатунов была изжита.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)