Архитектура Бирмы XIV–XVIII вв.

Глава «Архитектура Бирмы XIV–XVIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Ожегов С.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


С конца XIII и до середины XVIII в. на территории Бирмы существовал ряд феодальных государств, в городах которых возводились мощные стены и рвы, королевские дворцы. Расширялись и украшались старые и строились новые храмовые комплексы, сооружались гигантские скульптуры Будды.

Особое внимание бирманские феодалы и духовенство уделяли расширению и поддержанию национальных святынь, хранивших, по преданию, волосы, зубы или иные части тела Будды. К числу наиболее значительных национальных святынь относятся храмовые комплексы Шведагон в Рангуне, Швезандо в Проме, Швемаодо в Пегу, Каухмудо в Сагайне и многие другие. Особое место занимали храмовые комплексы, расположенные в местах, представляющих собой природные феномены и считавшихся местом пребывания добрых духов-охранителей — натов.

28. Рангун. Шведагон. План комплекса
28. Рангун. Шведагон. План комплекса
29. Рангун. Шведагон. Основание центральной ступы
29. Рангун. Шведагон. Основание центральной ступы
Рангун. Шведагон
Рангун. Шведагон

Храмовые комплексы. Храмовый комплекс Шведагон относится к числу крупнейших архитектурных ансамблей не только Бирмы, но и всей Юго-Восточной Азии (рис. 28). По преданию, он основан около 2500 лет назад. Легенда гласит, что построенная в то время на холме Сингутара золотая ступа, хранившая восемь волос будды Гаутамы, имела высоту около 20 м. Первые же более или менее достоверные данные о Шведагоне относятся к концу XIV в., когда, согласно придворным хроникам, король Пегу ремонтировал ступу.

Ремонт ступ, как правило, сопровождался увеличением их размеров. Существующую ступу обстраивали снаружи и, как в футляр, заключали в новую оболочку. К таким постепенно увеличивающимся ступам относилась и центральная ступа Шведагона (вклейка). Современной высоты 99,5 м над уровнем платформы она достигла лишь в 1774 г. В это же время Шведагон получил и современный силуэт.

Платформа Шведагона слегка вытянута с севера на юг и имеет размеры 214 × 275 м. На платформу ведут четыре лестницы, перекрытые уступчатыми крышами — заунданами.

Центральная ступа комплекса сдвинута к южному краю платформы. Структура ее в целом не отличается от структуры верхнебирманских ступ, но в деталях и пропорциях есть ряд существенных отличий, свойственных нижнебирманским ступам. Уступы основания выявлены здесь менее четко, а профилировка их более сложна. Лестницы, ведущие с уступа на уступ, отсутствуют.

Вокруг центральной ступы (рис. 29) Шведагона стоят 68 небольших ступ. Кроме того, в начале XX столетия у подножия большой ступы было построено более 60 храмиков, увенчанных маленькими ступами.

Центральную ступу Шведагона окружает традиционный обход шириной до 20—25 м. Все пространство за обходом до самых границ платформы занято многочисленными постройками. Среди них насчитывается несколько десятков ступ разного размера, значительное количество тэзаунов с большими колоколами, много зэятов, вотивных колонн. Подавляющее большинство этих сооружений построено в течение последних десятилетий.

Шведагон неоднократно страдал от землетрясений и пожаров. Последний крупный пожар 1931 г. уничтожил более 20 крупных построек на платформе. Все они были впоследствии построены заново.

Бирманские храмовые комплексы развивались часто в течение многих столетий, сохраняя при этом присущую им индивидуальность композиции. Устаревшие и разрушавшиеся части заменялись новыми, обычно повторяющими, а иногда немного развивающими существовавшие ранее. Поэтому трудно точно определить время строительства Шведагона и многих памятников Бирмы.

В XIV—XVIII вв. храмовый комплекс со ступой в центре становится доминирующим в культовом зодчестве. Каждый из городов имел свое крупное святилище, расположенное в самом выгодном месте. Принципы построения большинства храмовых комплексов в своих основных чертах были подобны Щведагону, только размеры платформы и ступ уступали этому крупнейшему святилищу страны.

30. Сагайн. Храмовый комплекс Каухмудо. Ступа и скульптура чинтэ, 1645 г.
30. Сагайн. Храмовый комплекс Каухмудо. Ступа и скульптура чинтэ, 1645 г.

Каноническая форма круглой в плане ступы не была единственной в Бирме. Иногда строители, вопреки установившимся традициям, изменяли ее. Нередко встречаются, например, восьмигранные ступы. Одна из таких ступ стоит в центре рангунского храмового комплекса Суле. Примером редкой для Бирмы куполообразной ступы может служить Каухмудо в Сагайне, построенная в 1645 г. (рис. 30).

Храмовые комплексы, размещаемые на природных феноменах, лишь дополняли и подчеркивали особенности того или иного «чуда природы». Больше других известен в Бирме храмовый комплекс на горе Поупа («Цветущей») близ города Чаупадауна. Местом паломничества на Поупе служит своеобразный каменный «палец» высотой около 100 м. На вершине его стоит монастырь с несколькими небольшими ступами, к которому по отвесным склонам ведёт живописная крытая лестница. Лестница и ступы на вершине превращают огромную скалу в своеобразное архитектурное произведение.

Центром комплекса Чайтио (рис. 31), расположенного в районе г. Татона среди отрогов Шанского нагорья, служит огромный десятиметровый валун, повисший над пропастью. На вершине валуна стоит небольшая золоченая ступа, вокруг которой раскинулись зэяты и монастырь, образуя в целом интересный и выразительный архитектурный комплекс.

31. Нижняя Бирма. Храмовый комплекс Чайтио 31. Нижняя Бирма. Храмовый комплекс Чайтио
32. Окрестности Пегу. Гигантская статуя лежащего Будды 33. Окрестности Пегу. Монумент Чайпун, 1476 г.
32. Окрестности Пегу. Гигантская статуя лежащего Будды 33. Окрестности Пегу. Монумент Чайпун, 1476 г.

Гигантская скульптура. Особой областью творчества бирманских мастеров можно считать сооружение гигантских скульптур Будды обычно в живописных природных уголках из каменных блоков и кирпича. Наиболее древней из таких скульптур считается лежащий Будда Шветальян (или Шинбинтальян) в Пегу. Традиция относит его сооружение к концу X в. В 1906 г. при строительстве железной дороги Рангун — Мандалай эта статуя была обнаружена в джунглях. Статуя имеет длину 55 м и максимальную высоту 15 м. В древности она была оштукатурена, после открытия в 1906 г. статую оштукатурили заново и возвели над ней крышу. Аналогичная статуя более позднего происхождения Сейнтальян (рис. 32) была создана к востоку от Пегу. 

В непосредственной близости от Пегу находится еще один любопытный памятник — Чайпун (рис. 33), изображающий четырех последних будд, сидящих спиной к массивному пилону. Каждый Будда обращен лицом в сторону одной из стран света. Монумент Чайпун был сооружен в 1476 г. Статуи его имеют высоту более 20 м, а весь монумент — около 27 м.

В период феодальной раздробленности было сооружено огромное количество памятников архитектуры, разбросанных по всей территории страны. В это время получили дальнейшее развитие национальные традиции в архитектуре, зародившиеся в паганский и допаганский периоды. Достижения архитектуры этого периода предопределили новый высокий расцвет национального гражданского и культового зодчества после создания централизованного бирманского государства в конце XVIII в.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)