Архитектура Бирмы I–VIII вв.

Глава «Архитектура Бирмы I–VIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Ожегов С.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Об архитектуре этого периода можно судить только по немногочисленным кирпичным памятникам государства Пью. В Пейтано сохранились фундаменты городских ворот, дворца, культовых построек I—IV веков. В Таякетае, кроме фундаментов, сохранилось несколько культовых построек V—VIII веков.

Основными архитектурными типами монументальных культовых сооружений Бирмы были ступы (бирм. «зэди») — колоколообразные сооружения без внутреннего пространства и храмы с внутренним пространством, в котором находились статуи Будды.

7. Таякетая. Ступа Пэяджи
7. Таякетая. Ступа Пэяджи

Древнейшими бирманскими ступами, сохранившими свою первоначальную форму, считаются три ступы — Бободжи, Пэяджи и Пэяма, построенные в V—VI вв. вокруг Таякетаи как бы в вершинах треугольника, описанного вокруг стен (рис. 7). Эти ступы состоят всего из трех элементов, лежащих в основе композиции всех бирманских ступ: ступенчатого, круглого в плане основания (бирм. «писсэян»), колокола (бирм. «каунлан») и венчающего «зонтика» (бирм. «ти» [Современное «ти» — позднего происхождения. Форма древнего завершения неясна.]). Ступы построены из кирпича и внутреннее пространство засыпано землей. Наружные поверхности колоколов были оштукатурены, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки штукатурки.

Самые ранние из известных бирманских храмов с внутренним пространством — Лемьетна [«Лемьетна» — собирательное имя для центрических храмов с изображениями четырех будд.] и Бебе — были построены в Таякетае около VIII в. (см. рис. 14). Эти два храма представляют собой вполне сложившиеся законченные архитектурные композиции, впоследствии повторенные в храмах Паганского периода. В храме Лемьетна, квадратном в плане, с двумя осями симметрии, в центре находится массивный столб, окруженный сводчатой галереей-коридором. Четыре входа, ориентированные по странам света, ведут к четырем барельефам Будды, прислоненным к центральному столбу. Храм Бебе имеет одну ось симметрии, один вход и сводчатый зал, в котором находится барельеф Будды с учениками.

Развитая техника кирпичной кладки с применением клинчатого свода, хорошо разработанная система декора говорят о том, что этим первым известным храмам Бирмы предшествовал сравнительно долгий путь развития.

Бирманские ступы и храмы строили или как самостоятельные обособленные сооружения, или как элементы целого храмового комплекса (бирм. «пэя»). Храмовые комплексы располагались в местах, связанных с религиозными и историческими событиями, или в местах, представлявших собой природные феномены, или просто хорошо обозреваемых с больших расстояний. Если позволяло место, храмовый комплекс строили квадратным или прямоугольным в плане со сторонами, строго ориентированными по странам света. Участок обносили невысокой кирпичной стеной. В храмовый комплекс вели четыре входа по одному с каждой стороны в виде кирпичных или деревянных павильонов с многоярусными крышами. Если храмовый комплекс располагался на холме, то к входам вели четыре лестницы под ступенчатыми крышами (бирм. «заундан»). Они начинались входными павильонами, по обеим сторонам которых были расположены скульптуры гигантских львов-«чинтэ» — фантастических стражей священных мест.

Центр храмового комплекса занимало главное сооружение — ступа или храм. Центральную ступу окружали мелкие ступы, фантастические «райские деревья», зонты, скульптуры фантастических существ. Вокруг центральной группы сооружений комплекса шел широкий обход. Между ним и оградой размещались ступы, зонты, вотивные колонны и павильоны («тэзауны»), сооруженные над различными объектами культа. Размеры и количество сооружений храмового комплекса находились в прямой зависимости от его религиозной значимости.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)