Архитектура Камбоджи конца XII–XIII вв.

Глава «Архитектура Камбоджи конца XII–XIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Проскурякова Т.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Во второй половине XII—XIII вв. Кхмерская империя сохраняет главенствующее положение в Юго-Восточной Азии. Независимыми от Кхмерской империи государствами в Индокитае остались только Аннам в северо-восточной части полуострова и государство монов Харипунджайя. После войны 1190—1203 гг. Тямпа была превращена в вассальное кхмерское государство, а позднее в провинцию Камбоджи.

Однако огромные пространства империи не были едины. Могущество страны держалось силой оружия. Кхмерским правителям было все труднее управлять страной. Покоренные народы — тямы, моны, таи — в любой момент готовы были восстать и вернуть государственную независимость. Завоевательные войны, огромные материальные затраты на строительство и содержание бесчисленных храмов ложились тяжелым бременем на плечи трудового люда, налоги катастрофически увеличивались с каждым годом. Назревающий классовый конфликт и религиозная вражда приверженцев шиваизма, вишнуизма и буддизма привели к смене религии брахманизма буддизмом махаяны, что внесло некоторое обновление во многие области жизни страны.

С распространением буддизма культ предков, как никогда ранее, стал популярен при посвящении храмов. Культ Девараджи был также сохранен и связан с Буддой-царем. Утверждение буддизма подняло престиж Кхмерской империи на международной арене. Значительно усилились дипломатические и религиозные контакты со странами, исповедующими буддизм. В истории художественной культуры кхмеров рубеж XII—XIII столетий завершал период яркого расцвета средневекового искусства. Проблема образного выражения храмового комплекса в начале XIII в. перерастает в проблему образного единства город — храмовый комплекс.

Ангкор Том. Генеральный план
30. Ангкор Том. Генеральный план: 1 — Восточный Барей; 2 — Восточный Мебон; 3 — Пном Бакхенг; 4 — Пре Руп; 5 — Пхимеанакас; 6 — Северный Клеанг; 7 — Южный Клеанг; 8 — Та Кео; 9 — Западный Барей; 10 — Баппон; 11 — Ангкор Ват; 12 — городские стены и ров; 13 — Байон; 14 — царский дворец; 15 — царские террасы; 16 — Пра Кхан; 17 — Северный Барей; 18 — Прасат Неак Пеан Пон; 19 — Та Прохм; 20 — Бантай Кдеи; 21 — Тхомманон; 22 — Тяу Сай Тевода
31. Схемы генпланов столиц средневековой Камбоджи: 1 — Бантай Прей Накор, VIII в.; 2 — Яшодхарапура, IX в.; 3 — Пра Кхан, XI в.; 4 — Яшодхарапура, XI в ; 5 — Ангкор Том, XII—XIV вв.
31. Схемы генпланов столиц средневековой Камбоджи: 1 — Бантай Прей Накор, VIII в.; 2 — Яшодхарапура, IX в.; 3 — Пра Кхан, XI в.; 4 — Яшодхарапура, XI в ; 5 — Ангкор Том, XII—XIV вв.
32. Ангкор Том, XIII в. Подъездная аллея гигантов
32. Ангкор Том, XIII в. Подъездная аллея гигантов

Планировочная и объемно-пространственная композиция новой столицы империи Ангкор Том (до XII в. название Яшодхарапуры) решалась как единый архитектурный комплекс (рис. 30). Центр города фиксировал храм-гора Байон, внешние стены которого образовывали квадрат городских укреплений 3x3 км. Архитектура въездных павильонов города решалась в неразрывном художественном единстве с архитектурой главного храмового комплекса. Стороны квадрата латеритовых стен, как и в других столицах, ориентированы по странам света (рис. 31). Каменные стены высотой 8 м были окружены рвом шириной 100 м. С внутренней стороны ограды тянулась насыпь шириной 25 м с обходной дорогой для дозора.

Каждая сторона городской ограды прерывалась посередине въездными воротами, которые соответствовали главным осям центрального храмового комплекса. С восточной стороны было двое ворот: к храму и королевскому дворцу. Гопуры с боковыми залами завершались тремя ложносводчатыми башнями. Длина ворот по фасаду 16 м, ширина проезжей части 3,5 м, высота до верха центральной башни 20 м. На каждом фасаде башен ограды Ангкор Тома были изображены шестиметровые лики Будды, а вернее самого царя Джаявармана VII [G. Соеdеs. Le portrait dans l’art khmer. Art Asiatica, 1960, v. VII, p. 179.] в виде бодисатвы Локешвары. К воротам вели мощеные каменными плитами дороги с мостами и дамбами через рвы. Второстепенные улицы пересекали магистрали под прямым углом. Главной улицей в Ангкор Томе считалась улица процессий (между храмом Та Кео и королевским дворцом) длиной около Зои шириной до 20 м, с двух сторон которой были расположены фигуры гигантов высотой 2,5 м. С нее открывалась дальняя перспектива на ворота «Победы» с восточной стороны, на Пхимеанакас, царский дворец, царские террасы (рис. 32). Южнее, параллельно главной улице, через мост «мертвых», шла улица, открывающая, подобно другим трем въездам в столицу, перспективу на центральный храм города — Байон.

Резиденция короля располагалась в северо-западной части столицы и занимала площадь 1400X700 м, огороженную земляным валом и окруженную рвом. Для выравнивания уровней дворцового комплекса и основания центрального храма Байон была воздвигнута целая серия скульптурно оформленных террас. Перед восточным входом Баппона сохранилась «терраса королей», а перед самым дворцом раскинулась «Слоновая терраса» длиной 300 м, где помещались зеркальный зал для приемов и королевские трибуны. Несколько севернее располагалась терраса, вероятно, служившая местом кремации высокопоставленных лиц, которая именуется «террасой прокаженного царя».

Королевский дворец, квадратный в плане, согласно описаниям путешественника, посетившего Камбоджу в 1296—1297 гг. Чжоу Дагуаня, занимал площадь 600x250 м, огороженную латеритовыми стенами высотой 5 м с позолоченными башнями по углам и окруженную рвом шириной 30 м. Основной вход был с восточной стороны через триумфальный павильон.

Главное здание дворцового комплекса стояло на высоком цоколе из красного камня и было окружено рвом. Территория дворца была разбита сетью каналов и мощеными проездами на квадраты дворов. Каждый двор, обнесенный галереей, имел особое назначение.

Главный двор — официальный — служил для королевских приемов и находился за центральным входом. Второй двор, расположенный в меридиональном направлении, предназначался для личных апартаментов короля. Третий двор включал террасы, павильоны, сады, парки, бассейны для жен короля и принцесс. В четвертом дворе размещались склады, хозяйственные постройки, кухни и т. д. С тыльной стороны дворца располагались жилища музыкантов, художников, стражи и прислуги. Дворы были окружены галереями, которые с наружной стороны были обиты узорчатым шелком и златотканой парчой. Внутри галерей стояли бронзовые скульптуры.

В юго-западной части столицы раскинулся живописно распланированный парк с искусственными бассейнами, скульптурами, беседками. В южной части Ангкор Тома вне городских стен размещались целые кварталы заезжих дворов с торговыми площадями и складами, заполненными товарами для обмена с купцами, приезжавшими из многих стран Востока.

Город Ангкор Том с миллионным населением превосходил по своим размерам любой из укрепленных городов средневековой Европы. [L. Briggs. The Ancient knmer Empire. N.Y., 1951, p. 219]

За каменными стенами Ангкор Тома в радиусе 10 км в бесчисленных предместьях на берегах искусственных водоемов селились народные массы. Ближе к каменным стенам города с наружной стороны располагались жилые кварталы, населенные музыкантами, скульпторами, священниками, жрецами, астрономами, магами, предсказателями, воинами, торговцами. Жилища солдат, торговцев, бесчисленных ремесленников — ювелиров, ткачей, резчиков, каменных дел мастеров, позолотчиков — располагались на окраинах. Все жилища были построены из недолговечных материалов и не сохранились. О них нам приходится судить по изображениям на рельефах культовых сооружений, по имеющимся летописным материалам и записям современников.

Как указывает Чжоу Да-гуань, в столице Ангкор Том строго соблюдался закон расселения «по рангам». Как различно было местоположение домов ангкорских граждан, так и сами жилища обнаруживали резкое социальное разграничение. Простолюдины даже при наличии средств не могли строить себе дома, подобные жилищам вельмож и светских феодалов. Различны должны были быть размеры дома, строительные материалы, отделка, скульптурное оформление [P. Pelliоt. Memoires sur les coutumes du Cambodge par Tcheu Ta-Kuan. Bulletin d'Ecole Française d’Extrême-Orient, 1902, II, p. 123.].

Летописные материалы указывают, что строительство народных жилищ велось двух типов: на насыпном грунте и свайные. Дома сооружались из дерева, бамбука, тростника и покрывались соломой или пальмовыми листьями. В таких же домах жили земледельцы, обрабатывавшие рисовые поля, принадлежащие служителям храмов.

33. Карта Ангкорской империи со схемой дорог
33. Карта Ангкорской империи со схемой дорог

В XII—XIII вв. наряду с культовыми, велось широкое строительство гражданских и общественных сооружений. Появляются такие новые типы сооружений, как приюты-гостиницы, больницы. Более того, сбор налогов, паломничество к крупным храмам, переброска войск к границам и в различные районы империи, а также усилившиеся международные, культурные и дипломатические связи с различными странами Востока (Китаем, Бирмой, Аннамом, Цейлоном) вызвали необходимость прокладки сети новых мощеных дорог, пересекающих империю во всех направлениях (рис. 33).

В Ангкорской империи существовало пять главных транспортных магистралей, соответствующих основным общегородским въездам Ангкор Тома. Была еще окружная, шестая, дорога длиной 865 км. Минуя Ангкор, она от озера Тонле Сап поворачивала на Компонг Том и Стунг-Сен, затем шла к древнему комплексу Самбор Прей Кук, Пном Тьхисор и заканчивалась на северо-западе озера Тонле Сап. Общая протяженность мощеных дорог Ангкорской империи составляла около 2400 км. Дороги прокладывались по насыпям высотой 5—6 м над уровнем окружающего рельефа. Вдоль дорог расставлялись «верстовые» столбы. Дорожное полотно мостилось латеритовыми плитами, уложенными поверх полуметровой подготовки из песка и гальки на утрамбованный слой земли; по бокам, во избежание подмыва водой, полотно ограничивалось каменными плитами. Продольный профиль шоссейных дорог колебался по высоте всего от 2 до 6 м на 100 м пути.

34. Мост в районе Ангкора, XIII в.
34. Мост в районе Ангкора, XIII в.

Ширина дорог была от 7 до 25 м. При пересечении каналами дороги прокладывались по плотинам или мостам, огороженным по бокам нагами-балюстрадами. Сохранилось более 50 каменных мостов (рис. 34). Функционирующий мост Спеан Прапто (XIII в.) длиной 27 м и шириной 15 м, расположенный между Компонг Томом и Сием Реапом, образован 21 аркой с арочным пролетом 1,3 м. Опоры мостов располагались, как правило, не более чем через 2 м и соединялись ложносводчатыми арками.

Вдоль дорог на расстоянии 12—15 км располагались приюты-гостиницы с каменными часовнями и без них. Приюты, построенные из дерева, не сохранились. Судя по надписи в храме Пра Кхан, в стране насчитывалась 121 гостиница (57 располагались вдоль дороги, ведущей к столице Тямпы). Гостиницы предназначались для послов, купцов, чиновников, путешественников, пилигримов. Это были деревянные свайные постройки шириной 4—5 м и длиной 5—14 м с двускатным покрытием и входом, обращенным к дороге. С тыльной стороны и боков имелись окна и ложные двери.

Помимо сухопутных путей в Ангкоре существовала сложная система рвов и каналов, по которым передвигались на лодках. Проблема ирригационного строительства продолжала оставаться одной из главных. Были созданы большой водяной ров Ангкор Тома, многочисленные искусственные озера, два барея: Северный, рядом с Пра Кханом, и Сра Срей на юго-востоке от Ангкора.

Надпись в Та Прохме, построенном в 1186 г., указывает на существование в то время 102 больниц — домов Бесаджайгуру — бога здоровья. Больницы представляли комплекс из нескольких деревянных свайных построек, каждая из которых, как правило, состояла из двух-трех помещений и крытого входа. Штаты каждой больницы насчитывали до 100 человек. Снабжение лекарствами и снадобьями осуществлялось централизованно из царских складов, а продукты доставляло население близлежащих деревень в качестве налога. Для столь отдаленной эпохи это были поистине первоклассные лечебные учреждения.

Надписи также сообщают, что в XIII в. существовало много учебных заведений, среди которых были и специальные школы для подготовки строителей и мастеров в области прикладного и декоративного искусства.

Колоссальные объемы культового и гражданского строительства расширили территорию Ангкора Великого до 600 км2 с более чем двумястами храмами, многочисленными монастырями, библиотеками, украшенными бесконечными настенными рельефами и окруженными галереями, террасами, оградами, бассейнами.

Основными строительными материалами для культовых сооружений были песчаник и латерит. Огромный объем строительных работ, небывало быстрые темпы возведения сооружений, не могли не отразиться на качестве строительства. Кладка стен без необходимых связей, поспешное возведение ложных сводов часто приводили к обрушениям. Участились случаи повторного использования песчаниковых блоков, так как запасы песчаника резко уменьшились. Несоблюдение вертикальной перевязки камней и недостаточная связь облицовочного песчаника с основной латеритовой кладкой вызывали обвалы при последующей скульптурной обработке поверхностей фасадов. Из-за повышенных темпов строительства участились случаи несоблюдения последовательности работ, что привело к снижению качества скульптурного убранства — изображаемые фигуры не совпадали на стыках камней. Часто можно было наблюдать незаконченные сцены, намеченные только в рисунке.

Монументальные комплексы продолжали оставаться сложными объемно-пространственными композициями, однако объемы, за исключением Байона, развивались не в высоту, а в горизонтальной плоскости с небольшим подъемом террас и башен. Симметрия ансамблей часто нарушалась асимметрией фланговых сооружений, что усложняло планировочное решение, а к концу XIII в. план становится запутанным.

Характерные черты кхмерской архитектуры XIII в. — усложненные объемно-планировочные структуры, парапеты в виде наг, поддерживаемые асурами, якшами или другими персонажами из мифологии, слоны — контрфорсы, гаруды — кариатиды, а также уникальные, обращенные на четыре стороны гигантские лики на башнях.

35. Ангкор Том. Байон, XIII в. План
35. Ангкор Том. Байон, XIII в. План
Ангкор Том. Байон. Фрагмент башни
Ангкор Том. Байон. Фрагмент башни
36. Ангкор Том. Байон. Фасад галереи второго этажа (по чертежу Л.Деляпорта)
36. Ангкор Том. Байон. Интерьер наружной галереи
36. Ангкор Том. Байон. Фасад галереи второго этажа (по чертежу Л.Деляпорта). Интерьер наружной галереи
37. Ангкор Том. Байон. Настенные рельефы внешней галереи
37. Ангкор Том. Байон. Венчание башен
37. Ангкор Том. Байон. Настенные рельефы внешней галереи. Венчание башен
38. Ангкор Том. Байон. Рельеф с изображением жилой постройки
38. Ангкор Том. Байон. Рельеф с изображением жилой постройки
39. Ангкор Том. Въездные ворота города, XIII в. Венчание башен. Разрез. План
39. Ангкор Том. Въездные ворота города, XIII в. Венчание башен. Разрез. План

Наиболее ярко черты архитектуры Камбоджи XIII в. воплощены в главном комплексе столицы Ангкор Тома — храме Байон (рис. 35 и 36). Центральная часть храма состоит из 16 крупных башен, окруженных двумя ярусами концентрических галерей (80x70 и 160x140 м). Весь комплекс поднят на стилобат высотой 43 м и включает 52 башни. Центральная башня высотой 23 м расположена на круглом цоколе диаметром 25 м. С восточной стороны между галереями на высоком цоколе стоят две «библиотеки». Перед главным входом, ориентированным на восток, лежит открытая терраса, а по обе стороны ее расположены квадратные бассейны со спускающимися в воду скульптурно обработанными каменными уступами.

Байон — единственный в кхмерском зодчестве храм без ограды; по всей вероятности, ее функции выполняли общегородские стены размером 3x3 км. Хотя план остается в целом логичным, схема его значительно усложнена. Основной массив оказался перегружен архитектурными объемами, которые стали преобладать над окружающим пространством. И если в Ангкор Вате было достигнуто гармоническое единство и равновесие архитектурных объемов и пространства, то в Байоне в угоду внешнему эффекту интерьер стеснен, чем ухудшены условия его восприятия. Внутренние галереи настолько узки, а пространство между ними настолько мало, что наружная украшающая скульптура на стенах и колоннах, фризах и цоколе почти не видна.

Внутренние стены галерей украшены барельефами в несколько рядов. Эстетическое достоинство пластики Байона значительно ниже, чем Ангкор Вата как по художественным признакам, так и по качеству обработки. Однако ценность рельефов Байона заключена в том, что они изображают реальную жизнь народа, бытовые и уличные сцены, события кхмерской истории (рис. 37 и 38). Подобные рельефы украшают стены наружной галереи Байона.

Своеобразие Байону придают уникальные монументальные скульптуры — гигантские улыбающиеся лики, расположенные по четырем сторонам храмовых башен, аналогичные ликам на въездных гопурах столицы (рис. 39). Обращенные во все стороны, увенчанные золоченными тиарами лики на башнях были не только скульптурным убранством, но и конструктивным элементом, образующим ярус башни высотой до 6 м. Единство архитектурной формы с образной скульптурой в XIII в. достигает такого предела, когда границы архитектуры и скульптуры становятся неделимы. Скульптура заменяет конструктивный элемент и сама несет нагрузку. В храме Байон объемность формы башенного венчания связана с объемностью скульптурнообразного изображения царя.

Средства и приемы пластики в XIII в. раскрывали архитектурный замысел. Как правило, они не нарушают архитектурной тектоники; например, стены Пра Кхана в районе Ангкора поддерживаются гарудами [Гаруда — персонаж из индусской мифологии в образе полуженщины-полуптицы.], выполняющими роль контрфорсов, низкие рельефы и круглые скульптуры — неразрывная часть общего композиционного замысла. Ритмический строй скульптурной композиции соответствует ритму архитектурной композиции. В царских террасах Ангкор Тома гаруда выполняет роль кариатиды, поддерживая карниз цоколя верхних ярусов террас.

Важнейшей чертой кхмерских храмов было образно-художественное единство архитектуры и скульптуры. Храмовые комплексы выступали уже не как сумма отдельных видов искусства, а как качественно новые художественные произведения.

40. Ангкор. Пра Кхан, XIII в. Подъездная аллея перед гопурой
40. Ангкор. Пра Кхан, XIII в. Подъездная аллея перед гопурой

В последнее двадцатилетие XIII в, были созданы крупнейшие буддийские монастыри Бантай Кдеи (700x500 м), Та Прохм (1000x700 м), Пра Кхан (820x640 м), вокруг которых образовывались целые поселения до 100 тыс. человек. Это были крупнейшие религиозные центры средневековья на Востоке (рис. 40).

Одним из последних грандиозных ансамблей-городов ангкорского периода был комплекс Бантай Тьхмар. Расположение города в 750 км к северо-западу от Ангкора у отрогов Дангрекских гор преследовало стратегическую цель. Бантай Тьхмар был главным северным форпостом империи. Связь с центром осуществлялась через северную дорогу, идущую от Пхимаи к Ангкору. Бантай Тьхмар — один из наименее исследованных комплексов, сильно пострадавший от времени и еще больше от войн с северными кхмерскими соседями — тямами и сиамцами.

Внешняя ограда города представляет собой прямоугольник земляной дамбы размером 2000x2500 м, высотой 3 м. Перед внешней оградой располагался барей — искусственное озеро размером 1600x750 м.

41. Ангкор. Бантай Тьхмар, XIII в. План
41. Ангкор. Бантай Тьхмар, XIII в. План

Цитадель укреплял прямоугольник латеритовых стен 800x600 м, окруженный рвом шириной 50 м, который по главным осям пересекали шоссейные подъезды с нагами-балюстрадами. Главный массив комплекса, окруженный двухнефной галереей из песчаника (250x250 м), состоит из центрального святилища с подсобными строениями, обнесенными еще одной оградой (400x200 м), прерываемой с севера и юга крестообразными в плане залами (рис. 41).

Объемно-пространственная композиция этого массива комплекса решена логично, но усложнена обилием крестообразных в плане объемов. Если в XII в. крестообразные галереи располагались только перед восточным входом, то теперь наметилась тенденция к образованию между оградами-галереями подсобных крестообразных в плане строений с южной, северной и западной сторон. Крестообразные строения появились и в углах окружных галерей. Как следствие влияния крестообразных планировочных структур, все гопуры из однопролетных превратились в трехпролетные проездные павильоны. Внутренние стены галерей покрыты рельефами на темы событий из истории и религии кхмерского народа. Богатый орнаментальный декор украшал памятник.

Колоссальные затраты труда на создание всего комплекса приближенно подсчитал Жорж Гролье. Объем земляных работ в этом сооружении равен около 4,5 млн. м3. Если каждый человек в день перемещал 2 м3, то потребовалось бы около 2 250 000 рабочих дней, т. е. 2000 рабочих могли осуществить эту работу не менее чем в три года. Выравнивание и нивелировка земли для комплекса, добыча и транспортирование камней на расстояние 18 км, установка их на место, притирание и пригонка камней и т. д. при наличии техники того времени заняли бы у 30 000 рабочих восемь с половиной лет при 10-часовом рабочем дне без минуты отдыха. После завершения строительства начинались скульптурные работы, которые также требовали 1000 скульпторов в течение 20 лет [Autour d’Angkor sur les traçes des architectes khmer. «Bâtir», 1955, № 54, p. 44.]. Подобно этому храму другие комплексы кхмерских городов сооружались в среднем 30—40 лет.

Крупнейшая кхмерская цитадель Бантай Тьхмар — это образец грандиозных ансамблей-городов Камбоджи.

Несмотря на значительные достижения позднего ангкорского периода, сооружения второй половины XIII в. несли в себе черты, свидетельствующие о начавшемся упадке в развитии зодчества Камбоджи. Памятники конца XIII — начала XIV вв. сплошь «затканы» скульптурой. В синтезе архитектуры и скульптуры намечается тенденция к иррационализму. Скульптура стала довлеть над архитектурными формами и заполнять все поверхности несущих и ненесущих конструкций, вступая в противоречие с архитектоничностью, нарушая пространственное равновесие объемов. Скульптура начала порабощать архитектурные формы, в результате чего постепенно пришли в упадок и архитектура, и скульптура.

В начале XIV в. кхмерская империя оставалась крупной державой и, как свидетельствует путешественник Чжоу Дагуань, занимала «все земли до моря». Строительство монументальных сооружений резко сократилось, в чем не последнюю роль сыграла и смена «прославляющего» буддизма махаяны буддизмом хинаяны — «уходящего в себя». До 1330 г. Ангкор являлся столицей империи, но крупного строительства там не велось.

Со второго десятилетия XIV в. Камбоджа быстро теряет одно за другим вассальные государства, расположенные в западных, северных и восточных ее частях. Это привело к резкому сокращению материальных доходов и, следовательно, возможностей для ведения дальнейшего строительства. С 1350 г. начинаются непрекращающиеся войны между королевством Аютия и Камбоджей. В 1430 г. Ангкор был осажден таями, захвачен и разграблен. С этого времени район Ангкора был небезопасным для столицы, и центр государства сместился к юго-востоку — сначала в Ловек, потом в Удонг и, наконец, в Пном-Пень.

Если верить хроникам летописца португальской Индии Диего де Конто и свидетельствам испанского миссионера Кристоваль де Жака, побывавшего в Камбодже в 1606 г., Ангкор Том во второй половине XIV в. был резиденцией кхмерских правителей. Вновь возобновилось строительство, работала восстановленная ирригационная система, очевидно, продолжалось незавершенное строительство храмов. Однако яркий расцвет средневековой архитектуры Камбоджи закончился уже в XIV в., как и ее гегемония на Индокитайском полуострове. Влияние же кхмерского зодчества на архитектуру сопредельных стран продолжалось еще более трех столетий.

Главным в характеристике градостроительных принципов явилось развитие прямоугольно-центрических композиций. Средневековые города Камбоджи решались как единые организованные пространства. Выразительность художественного облика города достигалась единым планировочным замыслом и единством стиля архитектуры.

Монументальные памятники кхмерского зодчества представлены грандиозными объемно-пространственными композициями. Планировка и построение объемов в комплексах строго подчинялось единым закономерностям, что обеспечивало гармонизацию ансамблей.

Кхмеры создали свой тип культового сооружения — пирамидальный храм, завершенный пятью башнями, расположенными в шахматном порядке с доминирующей центральной. Величавые триумфальные подходы к храмам, скульптурно оформленные мосты через обводные каналы, аллеи гигантов перед входами в храм — все это своеобразные приемы кхмерских зодчих для лучшего обозрения и восприятия храмовой архитектуры. Последовательность раскрытия архитектурной композиции ансамбля, умение сосредоточить внимание зрителя на определенном месте, наиболее удачном для восприятия архитектурного образа, — отличительная особенность ангкорских сооружений.

Огромную роль в период расцвета ангкорского зодчества играл синтез скульптуры и архитектуры. Своеобразное сочетание архитектурных форм со скульптурой выразилось в создании уникальных в художественном отношении произведений: наг-балюстрад, башен с ликами, гаруд — кариатид, слонов — контрфорсов.

Архитектура Ангкорской империи представляет одну из величественных страниц в истории архитектуры азиатского средневековья. Кхмерское зодчество может быть охарактеризовано как своеобразное художественное явление, ставшее основой дальнейшего развития архитектуры соседних стран Индокитайского полуострова (Таиланда, Лаоса). Памятники классической архитектуры Камбоджи поражают как грандиозностью масштабов, так и удивительной гармоничностью и цельностью художественных образов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)