Архитектура Эфиопии XІI—XVІII вв.

Глава «Архитектура Эфиопии», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


После того как угасло Аксумское царство, история Эфиопии погрузилась во мрак. Потомки аксумских правителей укрылись на юге страны, в горных амхарских провинциях. Арабские хроники IX в. вскользь упоминают о новой столице Кабар (может быть, нынешнее полузаброшенное селение Анкобер). На севере, в королевстве Вааг Ласта (к востоку от озера Тана), утвердилась побочная династия Загве, правившая предположительно с 1135 до 1268 гг. Королевство Вааг Ласта поддерживало коммерческие отношения с Египтом и было связано с Александрией. Цари Загве одновременно были и первосвященниками. При них церковь Эфиопии завоевала авторитет как прибежище христиан, теснимых мусульманами в Египте, Сирии и Палестине. В уединенную среди гор столицу Загве стекалось множество иноземных паломников.

Самым выдающимся из Загве был Лалибела, при котором средневековая культура Эфиопии достигла пышного расцвета. Его именем была названа столица страны, прежде Роха и Уарар. Расположенная на плато высотой свыше 2000 м, Лалибела стала религиозным центром, призванным заменить занятый мусульманами Иерусалим. Скальные церкви Лалибелы в духе традиций Аксума делают ее одним из чудес мира.

Они не возвышаются над поверхностью земли, но углублены в скальный грунт. Сперва глубокой траншеей отделялся огромный скальный блок и постепенно определялись внешние очертания здания — линии скатной крыши и стен, лестниц и террас, окон и дверей. Затем выбиралась порода изнутри и начинал вырисовываться интерьер здания со столбами и нефами, плафонами и сводами; даже алтари вырезались из той же скалы. Траншея расширялась до размеров двора, пробивался выход и предвратные помещения. Все детали — капители, решетки, наличники — выдолблены очень тщательно и покрыты орнаментом. Поскольку кровля видна сверху, она украшалась рельефами.

Лалибела. Схема расположения церквей
1. Лалибела. Схема расположения церквей: 1 — северная группа; 2 — восточная группа: 3 — Бьет Гиоргис; 4 — постройки современной Лалибелы
Лалибела. Северная группа церквей. Разрез и планы
2. Лалибела. Северная группа церквей. Разрез и планы: 1 — «гробница Адама»; 2 — Бьет Голгофа; 3 — Бьет Микаэль; 4 — крипта Селассие; 5 — Бьет Мариам; 6 — капелла Микаэль; 7 — капелла Дёнагель; 8 — баптистерий; 9 — Медани Алем. Церковь Медани Алем, Восточный фасад. Бьет Мариам, деталь столба

Всего в Лалибеле насчитывается 11 церквей. Они группируются в два комплекса по четыре и шесть храмов, один из храмов стоит особняком (рис. 1). Здания и их взаимосвязь, детали, рельефы и живопись аллегоричны, христианские образы и представления смешиваются с языческими. Все части причудливого ансамбля связаны подземными переходами. В сочетании с зеленью и голубым небом храмы, вытесанные из красного вулканического туфа, создают выразительную колористическую гамму.

Северная группа, включающая основные храмы, посвященные спасителю — Медани Алем, и деве Марии — Бьет Мариам, наиболее многочисленна (рис. 2). Главная по содержанию, она отличается от второго комплекса более продуманной и регулярной планировкой по оси восток — запад. Три основных сооружения расположены в двух уровнях. К ним ведут с запада, от реки, два пути — открытая траншея и тоннель. Вход в ансамбль прикрывает большой камень (жертвенный алтарь?), ниша у его подножия зовется «могилой Адама». За камнем на высокой ступенчатой платформе находятся три связанных дверями капеллы — Кеддус Микаель, Голгофа (здесь, по преданию, похоронен Лалибела) и крипта Селассие (Троица).

В нишах капеллы Голгофа вырезаны изваяния святых. В алтарной части крипты над трехступенчатой платформой высечены три арочные ниши, средняя с тремя ступенями увенчана изображением креста, в крайних вырезаны две фантастические фигуры с головами быка и осла на человеческом туловище. Это апостолы — их было принято изображать с головой быка, льва, орла. Перед каждой нишей стоит алтарь, на боковых гранях которого такие же рельефы (эта странная символика, возможно( навеяна мифологией Древнего Египта). Свод крипты опирается на столб пересекающимися арками. Изогнутая траншея ведет на верхний уровень — в обособленные дворики, где стоят церкви Бьет Мариам и Медани Алем.

Бьет Мариам, внешне скромная — единственная из церквей Лалибелы, которая заключает внутри настенную живопись в красках и золоте. Церковь двухэтажная. Оба этажа пронизывает символический столб, «соединяющий землю с небесами». Капители столбов квадратного сечения, архивольты и софиты арок покрыты рельефным геометрическим узором, ниши над арками имитируют окна аксумитского типа; свод главного нефа расчерчен плоскими кассетами. В стенах прорезаны небольшие окна и три двери, затененные портиками. Столбы главного западного портика украшены рельефами львов, а над ним высечены фигуры двух всадников с копьями, поражающих дракона. В скальных стенах к северу и югу от церкви высечены капеллы Маскаль и Денагель, а к западу над крышей Голгофы сделан проход, кончающийся окном в сторону каменного алтаря. В северо-восточном углу двора находится бассейн- баптистерий. На востоке узкий тоннель ведет к Медани Алем.

Медани Алем — самая большая и самая красивая из церквей Лалибелы (33,5 × 23,5 м). Она делится не на три нефа, как большинство скальных церквей, а на пять, из которых средний сводчатый, другие с плафонами; ее крыша опирается на столбы, соединенные арками.

В конце нефов светятся крестообразные, звездчатые и розетчатые оконца с красочными витражами. Здание окружено портиком на квадратных столбах, слегка уширенных книзу. Двускатная кровля украшена рельефом аркады. Вызывают восхищение благородные пропорции и гармония форм этого «Пантеона Эфиопии». Руководил работами зодчий Сиди Маскаль.

Лалибела. Восточная группа церквей
3. Лалибела. Восточная группа церквей: а — схема расположения: 1 — Бьет Эмманюель; 2 — Бьет Меркуриос; 3 — Абба Либанос; 4 — «Вифлеем»; 5 — Бьет Габриель-Рафаель; 6 — колодец и цистерна; 7 — «путь на небо»; 8 — «Голгофа»; 9 — внешняя траншея; 10 — центральная траншея; б — Бьет Эмманюель и Бьет Меркуриос (план); в — Бьет Габриель-Рафаель (видны колодец и вход в цистерну, справа — «путь на небо»); г — Бьет Эмманюель, общий вид

У входа в город стоит подобный крепости холм, отделенный от плато широкой искусственной траншеей глубиной II м. На этом уровне группируются сооружения ансамбля, который разрезан пополам другой, более узкой траншеей. В южной его части находятся церкви Бьет Эмманюель, Бьет Меркуриос, Абба Либанос, Бьет Габриель-Рафаель (рис. 3).

Церковь Бьет Эмманюель стоит в восточной части комплекса среди прямоугольного двора. Её размеры 18 ×12 м, высота 11 м. Это трехнефная церковь с хорами и тремя входами. Замечательна скульптурность объёма — фасады расчленены одновременно по вертикали лопатками и по горизонтали рельефными тягами, окна хор выделены двумя полками. Вход во двор из центральной галереи образует своеобразный подземный вестибюль.

Соседняя церковь Бьет Меркуриос представляла собой, как Маскаль и Денагель, подземный зал, но отличается от них более крупными размерами, достигая в длину 34 м. По своим примитивным формам это скорее пещера, чем архитектурное произведение. Только южная стена церкви относительно прямая, остальные неровные. С севера помещение углубляется в скалу системой гротов. Небрежно вырубленные столбы разбиты на пять рядов. Слишком тонкая в западной части крыша рухнула. На стенах церкви была закреплена живопись, выполненная на ткани, с изображением девы Марии, двух всадников на белом и вороном конях и ряда мелких библейских сцен. В алтарной части узкий вход ведет во двор Бьет Эмманюель, который сообщается и с гротами. Отверстие над алтарем тоже выходит во двор соседней церкви; отсюда следует, что Бьет Меркуриос появилась раньше, чем Бьет Эмманюель, и скальный проход шел из гротов на вершину холма.

Маленькая церковь Абба Либанос выходит фасадом на главную траншею. Отделенная с трех сторон от скального массива, она связана с ним вверху. Ее фасады обработаны, как обычно, в аксумском стиле (любопытно, что оформлялся не только видимый извне фасад, но и другие обращенные к скале). Рядом с этой церковью галерея изгибается вокруг конического холма, где вьется спиралью узкий коридор, заканчивающийся вверху низкой круглой камерой. Круглый древесный ствол поднимается посреди камеры и выходит в люк потолка. Это удивительное сооружение, вероятно, отголосок языческих представлений, почему-то называется «Вифлеем». Подземный ход связывает его с южным нефом Бьет Эмманюеля.

По другую сторону центральной траншеи находится двойная церковь Габриель-Рафаель. Вход в нее через длинный и узкий двор, связанный с центральной траншеей, теперь заложен. Пять окон и две двери прорезаны на другой стороне церкви. Однако эти двери открываются высоко над уровнем двора, на два несвязанных между собой выступа, и попасть в церковь можно только по бревнам, перекинутым на галерею, выбитую в скальной стене против церкви. Остается предположить, что эта галерея первоначально тоже выходила во двор, углубленный позднее. Проемы не аксумитского типа, как в других церквах Лалибелы, но их контур напоминает силуэт навершия стел Аксума. Заключенные в ниши того же очертания, они расчленены лопатками.

В углу двора ступенчатый ход ведет в цистерну, крыша которой опирается на каменные столбы. Уровень воды, поступающей из подземного источника, поднимается после дождей и опускается в сухое время года. Ближе к церкви, между выступами, выдолблен колодец. Через расщелину скалы двор сообщается с главной кольцевой траншеей, от которой его отделяет прямая стена. Наклонный гребень стены образует дорожку, ведущую на крышу церкви. Дорожка называется «путь на небо» (не следует ли связать это название с числом проемов фасада — «семь небес»?). Потолок Габриель-Рафаель, как и в других церквах, лежит на квадратных опорах. В полу церкви видны желобки и очень глубокие отверстия, видимо, сообщавшиеся с водоносным слоем (их края как будто истерты веревками, может быть, оттуда доставали воду?).

Комплекс церквей внутри кольцевой траншеи менее организован, в нем нет регулярности, как в северной группе. Хаотическое размещение частей, их символика, неожиданные переходы от подземелья к свету создают волнующее впечатление тайны.

Лалибела. Бьет Гиоргис. Вид сверху, план
4. Лалибела. Бьет Гиоргис. Вид сверху, план

Своеобразная, непохожая на другие церковь Бьет Гиоргис (рис. 4) стоит одиноко на слиянии Иордана с рекой Адана. В скальной террасе вырыт глубокий колодец, со дна которого поднимается башня крестообразного плана, с вырезанным на плоской крыше тройным крестом. Ширина и высота церкви, размеры и пропорции обусловлены символикой чисел: здание имеет 12 граней, трехступенчатый цоколь, лестницу в три широких и три узких ступеньки, три двери, 9 окон в первом ярусе и 12 окон в верхнем. По благородству и гармонии форм, сдержанной простоте и изяществу этот памятник на одном уровне с Медани Алем. Детали прорисованы со строгим вкусом. Фасады делятся тягами на пять уменьшающихся кверху ярусов. Стреловидные (как в Габриель-Рафаель) окна верхнего пояса заключены в квадратные панно и обведены тягами очень слабого рельефа; над замком стрельчатой арочки раскинулась пара орнаментальных листочков с крестиком. Над алтарем высечен купол, а в боковых приделах на плоских плафонах — крест. Двор церкви сообщается с внешним миром через подземную галерею, узкий проход тоже пробит и в сторону реки.

Скальный ансамбль Лалибелы уникален. В техническом отношении эти сооружения резко отличаются от скальных ансамблей Аджанты, Бамиана и Восточного Туркестана, где помещения спрятаны в массиве скалы. Ничего подобного нет и в Петре, где только один фасад храма, видный снаружи, получил архитектурную обработку. Единственная типологическая параллель — храм Эллоры в Индии, со всех сторон освобожденный от скалы: и там и здесь это, по существу, каменная скульптура.

Еще в прошлом столетии путешественники видели в Лалибеле остатки обширной постройки, вероятно, дворца, связанного с церквами подземными ходами. Теперь Лалибела представляет собой селение из круглых под соломенной крышей хижин, рассыпанных в беспорядке вдоль дороги между северным и восточным скальными комплексами.

В окрестностях Лалибелы есть еще семь церквей: Генета Мариам, Сарсана Микаель, Билбала Черкос, Билбала Гиоргис, Арбату Энтесса, Имрахана Христос, Земеду Мариам. Из них пять скальные, две выстроены в гротах. Все скальные четырехстолпные; окруженная портиком Генета Мариам сложнее других, а церковь Гиоргис — проще всех, так как лишена алтарных помещений. Крыша Гиоргис связана со скалой. Черкос и Арбату Энтесса имеют внутри настенную живопись. Фасадные ниши Черкос того же типа, как в Габриель-Рафаель.

Район Лалибелы. Церковь Имрахана. Потолок среднего нефа, купол над алтарем
5. Район Лалибелы. Церковь Имрахана. Потолок среднего нефа, купол над алтарем

Интересны церкви Имрахана Христос и Земеду Мариам, построенные в гротах: первая по аксумскому типу из камня с ростверком, вторая — из тесаного камня, в них обеих деревянные рамы и наборные филенчатые потолки. Потолок главного нефа у Имраханы трехгранный, а у Земеду Мариам в форме свода, лежит на промежуточных фермах соответствующего профиля. В боковых нефах наборные потолки собраны в богатый рельефный переплет. Над алтарем Имраханы возведен купол, также из дерева (рис. 5). Деревянные потолки обеих церквей, наборные и дощатые, покрыты орнаментальной росписью теплых тонов, причем в первой из них филенки заключают кое-где изображения мифологических животных, во второй у основания свода изображены святые. Каменные арки Имраханы покрыты резным окрашенным орнаментом.

Как видно из описания, различается несколько видов скальных церквей: скрытые в массиве скалы (Бьет Меркуриос, Маскаль и Денагель); отделенные от скалы с трех сторон, но связанные с ней сверху (Абба Либанос, Билбала Гиоргис); отделенные от скалы сверху, но слитые с ней одной или двумя сторонами (Билбала Черкос, Арбату Энтесса, Геддус Микаель и Голгофа, Габриель-Рафаель); отделенные от скалы сверху и со всех сторон. Особую группу составляют церкви, построенные в гротах (Имрахана Христос, Земеду Мариам).

По поводу церквей Лалибелы часто ставится вопрос, почему они не построены, а выдолблены в скале. Поводом служили вернее всего не соображения символики (как обычно объясняют зарубежные искусствоведы), а практические соображения. Во-первых, долбление податливого камня — туфа дает преимущества в смысле затраты труда и энергии по сравнению с обычными методами стройки. Во-вторых, вытесанные в скале с единственным очень узким входом храмы Лалибелы представляли собой прекрасную крепость, что было очень важно в смутные времена средневековья. Монастырь Дебра Дамо хотя и не был углублен в скалу, а возвышался над ней, служил хорошим убежищем на случай осады. Окруженный же траншеей и обеспеченный водой, ансамбль Лалибелы был почти неприступен.

Скальные церкви Эфиопии еще очень мало изучены. В частности, не установлена их датировка. Ясно, что церкви Лалибелы и ее окрестностей не могли возникнуть все сразу за время царствования Лалибелы, как считают некоторые авторы. Примитивные формы Бьет Меркуриос и других гротов указывают на их значительно более раннее происхождение (следует обратить внимание и на то, что ориентация Бьет Меркуриос не совпадает с восточным направлением алтаря других церквей). Версия о дохристианском возникновении всех вообще скальных храмов составляет другую крайность — их план соответствует требованиям именно христианского культа. Несомненно, однако, что ряд этих сооружений сближается по времени с церковью Дебра Дамо и может быть отнесен к IX и даже VIII вв. Кстати, сведения о династии Загве разноречивы. По некоторым источникам, ее начало восходит к X в., а вокруг Лалибелы еще не так давно были видны остатки стел и тронов аксумского типа.

Лалибела. Оформление оконных проёмов: 1,2,3 — Бьет Голгофа и Бьет Микаель; 4 — Бьет Мариам; 5 — Земеду Мариам
6. Лалибела. Оформление оконных проёмов: 1,2,3 — Бьет Голгофа и Бьет Микаель; 4 — Бьет Мариам; 5 — Земеду Мариам

Формы скальных церквей теснейшим образом связаны с традициями зодчества Аксума. Трехнефный план с числом опор от четырех и более, с трехчастной алтарной частью, иногда с выделением трех частей и у входа повторяет планировку церкви Дебра Дамо. Также строится пространство интерьера со сводчатым или коробчатым средним нефом и плоскими плафонами в остальных, с хорами по обе стороны. С хор в главный неф открываются окна аксумского типа. Квадратного сечения столбы и профилированные полувалом капители, выступающие в виде консолей на четыре стороны, напоминают формы деревянных консолей Асмара. Перемычки между столбов бывают как архитравного, так и арочного типа. Наличники окон и дверей имитируют деревянные обвязки, а в некоторых случаях — контур стелы (рис. 6). Тяги и раскреповки Бьет Эмманюель воспроизводят структуру фасадов аксумских дворцов. Традиция соблюдается и в мельчайших деталях — в решетках и резьбе проемов, в геометрическом орнаменте с крестами и ломаными линиями. Проступают и черты влияния извне. Лиственный орнамент Имрахана (купол, притолока двери, капители) повторяет мотивы узора, обычные для средневековой орнаментики Ирана.

Удивительно совершенство, с каким изваяны эти скальные храмы, особенно интерьер. Подобного скульптурного эффекта можно достигнуть разве лишь в армированном бетоне. Едва ли следует верить легенде, что создавшие их мастера были приглашены из Египта. Традиция каменных монолитов укоренилась в стране с незапамятных времен; в Аксуме были известны не только стелы, но и скальные церкви.

С XIII в. династия Ласта удерживала в своих руках только небольшой район. Верховную власть в стране захватили потомки древней «законной» линии правителей. В течение XIII—XIV вв. восстанавливается территориальная целостность государства, наступает период экономического подъема. В XV в. завязываются отношения с Европой (Италия, Португалия). В городах Бьет-Амхара (ныне Уолло), где находилась царская резиденция, сосредоточиваются колоссальные ценности, строятся богатейшие монастыри и храмы. Алтари, кресты и другая церковная утварь делаются из чистого золота.

Особенно великолепна была церковь Троицы — Макана Селассие. По словам одного из португальцев, посетивших страну в составе посольства 1520 г., белокаменная церковь была окружена колоннадой (61 деревянная колонна), несущей балки потолка, а посредине возвышалось святилище, драпированное златоткаными завесами и парчой (видимо, речь идет о круглом здании). В другой церкви, Генетта Гиоргис, все стены, деревянные потолки и 36 колонн были сплошь покрыты живописью, а двери обиты листовым золотом (в этом описании сквозят черты церквей Лалибелы). Судя по описанию, архитектура храмов в основном была самобытна, но к их отделке привлекались европейские мастера: скульптуры Макана Селассие выполнял итальянец, живопись Генетта Гиоргис — венецианец Бранкалеоне.

Тем временем над страной нависла угроза нашествия мусульман. Населявшие издавна побережье Красного моря арабы, в начале XVI в. образовали на восточных границах эмират с центром в Харраре.

В 1528 г. под водительством новоявленного имама Граня мусульмане достигли Бьет-Амхара, разграбили и сожгли дворцы, сокровищницы, святилища. Лишь смутное упоминание арабских хроник свидетельствует о поразившем мусульман великолепии храма Троицы. Окруженный двойной оградой, с сиявшими золотом крышами, высотой более 40 м, он был убран внутри золотом, серебром и жемчугами. Европа не знала такой ослепительной роскоши.

В борьбе с арабами пришлось прибегнуть к помощи союзников-португальцев, и только в 1542 г. ценой больших потерь удалось одержать победу над захватчиками. Вскоре, однако, с юга хлынули полчища языческих племен галла, опустошившие к 1570 г. треть империи, с севера наступали турки в союзе с племенем тигре. Лишь к концу XVI в. энергичный правитель и умелый полководец Сарса-Денгель (1563— 1597 гг.) очистил империю от внешних врагов. Внутри страны вносили смуту укоренившиеся с середины XV в. потомки португальских воителей, проводившие в начале XVII в. католическую реформу. При Фасилидасе (1632—1667 гг.) остатки португальцев были изгнаны из страны, наступил период экономического и культурного возрождения.

Наступивший в стране мир был ознаменован восстановлением собора Марии Сионской в Аксуме. Этот храм, национальное святилище и место коронации владык Эфиопии, неоднократно разрушался и воссоздавался заново. До XVI в. здесь, судя по описаниям, стояла более обширная, чем теперь, пятинефная базилика. Разрушенный Граней собор восстановил в 1584 г. Сарса-Денгель. Сожженный в начале XVII в., он вскоре был отстроен, но подновлялся и принял современный вид уже в XX в.

Аксум. Священный округ Дабтара и собор Марии Сионской. XVI в. План. Западный фасад собора: 1 — вход; 2 — внутренний двор и собор; 3 — вотивные тропы; 4 — церковь «Четырех зверей»
7. Аксум. Священный округ Дабтара и собор Марии Сионской. XVI в. План. Западный фасад собора: 1 — вход; 2 — внутренний двор и собор; 3 — вотивные тропы; 4 — церковь «Четырех зверей»

Храм был обнесен двойной линией стен (рис. 7). Внешняя стена очерчивает криволинейным контуром так называемый священный округ до 300 м в поперечнике, где рассеяны без всякой системы дома священнослужителей, церковь «четырех зверей» и небольшое кладбище. Посредине овальная ограда окружает внутренний двор примерно 80 × 125 м по осям. Ворота обеих стен имеют вид двухэтажной постройки. Между воротами лежит площадь, поперек которой вытянулись в ряд сохранившиеся со времен древнего Аксума вотивные каменные троны судей, а немного поодаль стоит царский трон. Во внутреннем дворе на каменной платформе со ступенями во всю ее ширину высится трехнефная базилика 15,5 × 38 м. Кладка стен из дикого камня покрыта на главном западном фасаде известковой штукатуркой. Балочная кровля с едва заметным уклоном на две стороны обнесена по краю округлыми зубцами. Большие зарешеченные проемы западного фасада лишь недавно получили циркульное завершение; окна и двери остальных фасадов изначально арочные. Невысокие колоколенки по обе стороны лестницы, а также, видимо, и стены, выделяющие внутри алтарное помещение, более позднего происхождения. На южном фасаде выступает башня лестничной клетки. Над храмом высится орнаментированный кружевным узором золоченый крест. Суровые и сдержанные формы предвосхищают архитектуру Гондара. Внутри, главным образом в алтарной части, стены покрыты живописью на темы из священного писания, которая возобновлена современным художником А. Иоханнесом в традиционной манере — с дробным делением на прямоугольные части. Решетки проемов пестро раскрашены. С севера к овальному двору примыкают три маленьких дворика, где расположены малая церковь того же имени и хранилища богатой церковной утвари.

В течение целого столетия правители Эфиопии вели лагерный образ жизни. Пришло время избрать постоянную резиденцию. Еще в XVI в. сначала под угрозой арабов, а затем племени галла царская резиденция переместилась сначала на юго-запад гористой области Шоа, потом — к озеру Тана. Наконец, Фасилидас прочно обосновался у горных отрогов, к северу от озера. Вокруг дворца группировались казармы, жилища знати. У стен города селились торговцы и ремесленники. Так родилась новая столица Гондар, которая вместе с окрестными насчитывала около двух десятков дворцов и до тридцати церквей. Постройки ставились из добываемого поблизости грубо околотого красноватого туфа с арочными проемами и балочными деревянными покрытиями.

Гондар. Общий вид «царского города»
8. Гондар. Общий вид «царского города»: 1 — Большой и Малый замок Фасилидаса (1632—1667 гг.); 2 — замок Ясу I (1730—1755 гг.); 3 — библиотека Иоханнеса (1667—1682 гг.); 4 — канцелярия (того же времени); 5 — замок Бакафа (1721 — 1730 гг.); 6 — дворец Ментуаб (1730—1745 гг.); 7 — церковь Гуддус Микаель (1716—1721 гг.); 8 — церковь Бьет Мариам; 9 — замок Рас Микаель Сехуль (2-я пол. XVIII в.). Замок Фасилидаса, общий вид, деталь интерьера

Возведенные Фасилидасом укрепления «царского города» тянулись неправильным контуром на 2 км. С восточной стороны они шли довольно прямо, а на западной выгибались, образуя прямолинейные и криволинейные участки. Прорезанные в стенах 12 ворот были связаны с путями из определенных провинций, некоторые служили для особых случаев — для проезда императора, царского брачного кортежа, царских священнослужителей, судей и т. п. Назначение ворот закрепилось в их названиях, сохранившихся до сих пор. Крепостные стены лишены башен, не считая тех, которые принадлежат воротам или прилегающим постройкам. Возникавшие внутри стен дворцы отделялись друг от друга оградами (рис. 8).

Самая внушительная постройка «царского города» — замок Фасилидаса, почти квадратное здание с аудиенц-залом во втором этаже. Над окруженной зубцами плоской крышей возвышаются купола угловых башен, еще на два этажа поднимается квадратный донжон. Крытый коридор связывал замок с крепостной стеной (это место отмечено круглой башней) и с Воротами судей. Замок Фасилидаса послужил образцом для более поздних дворцовых зданий. Соседний дворец Ясу I (1730—1755 гг.) более скромных размеров в плане вытянут в длину, но почти так же высок. Его любопытную особенность составляет угловая башня с внешней витой лестницей. Балки покрытия верхнего этажа опирались на серию тесно расположенных полуциркульных арок. К северу стояли другие здания, в их числе библиотека и канцелярия Иоанна (1667—1682 гг.). Вдоль северной границы укреплений расположены замок Бакафа и скромный дворец царицы-регентши Ментуаб с турецкими банями. О богатом внутреннем убранстве дворцов можно судить только со слов посетивших их европейцев: аудиенц-залы были отделаны резным деревом, панелями слоновой кости, венецианскими зеркалами, живописью и позолотой. Стены церквей покрывались живописью на библейские темы. Дворцы утопали в садах с проточной водой и прудами.

Загородный павильон Фасилидаса близ Гондара. Справа внизу — гробница коня
9. Загородный павильон Фасилидаса близ Гондара. Справа внизу — гробница коня
Аббатство Кусквам близ Гондара, общий вид
10. Аббатство Кусквам близ Гондара, общий вид: 1 — аудиенц-зал; 2 — покои Ментуаб: 3 — капелла; 4 — церковь Дебра Цахан; 5 — сакристия; 6 — дом священника

Многие дворцовые постройки, храмы, монастыри находились вне города. Фасилидас разбил на берегах р. Каху загородный сад с прудом и павильоном — «холодные бани» (рис. 9). Неподалеку от этого ансамбля стоит круглая купольная постройка, где зарыты останки коня, спасшего императора на поле боя. Далее, на холме Кусквам стоят живописные руины аббатства, основанного царицей Ментуаб (рис. 10). Постройки окружены двумя кольцами стен: одно из них охватывает покои царицы, ее приемную и канцелярию, маленькую круглую капеллу, другое — круглую, под конической кровлей церковь, обнесенную аркадой. Вдоль крепостных стен (на церковном дворе зубчатых) стоят круглые купольные башни.

Фасилидас да и другие правители Гондара, по-видимому, привлекали к строительству иноземных мастеров. В их числе, возможно, были и потомки португальцев, о чем свидетельствуют черты европейского зодчества — элементы барокко с разорванными фронтонами (дворец Фасилидаса), пилястры и ложные арки над проемами в аббатстве Кусквам. Архитектура Гондара во многом тяготеет к традициям зодчества Аравийского полуострова, где мощные глинобитные дворцы эмиров и поныне укрепляются круглыми угловыми башнями; о восточном происхождении говорят фигурные контуры панно в библиотеке, которые, вероятно, были свойственны и утраченным панелям отделки дворцов. Таким образом, на почве Гондара образовался своеобразный сплав архитектуры Востока и Запада.

Много внимания уделяли правители Гондара улучшению дорог — через Эфиопию проходил большой караванный путь из Эритреи в Египет. На реках строились мосты, из которых многие еще сохранились, и среди них — мост на р. Ангореб к северу от Гондара. Четыре арки, одна большего пролета, связывают пологий левый и высокий, скальный, правый берега реки; быки моста укреплены волнорезами. Другой, тоже четырехарочный, мост у слияния Ангореба и Кахи почему-то был назван «Мостом дьявола». Мост к югу от Аддис Алема приписывается Фасилидасу.

В XVIII в. наступил длительный период смут, политической раздробленности и культурного застоя, завершившийся вторжением в 1867 г. английских войск. Теодор II, стремясь покончить с оппозицией, в 1866 г. перенес резиденцию в Магдалу, среди гор Амхара, и приказал сжечь Гондар. Ныне руины города XVII в. заросли травой и кустарником.

После XVII в. эфиопские зодчие не возводили таких монументальных и богатых зданий, как прежде, но они бережно хранили опыт прошлого и архитектура не утеряла своей самобытности.

Фремона. Церковь. XVIII в. Фасад, план
11. Фремона. Церковь. XVIII в. Фасад, план

Церкви строятся прямоугольного и круглого плана. Первый тип иногда воспроизводит классический базиликальный план храмов Дебра Дамо и Лалибелы с выделением нартекса и алтарной части (новая церковь в йеха). Трактовка внутреннего пространства чаще всего новая и довольно неожиданная, как, например, в церкви Енда Гиоргис во Фремоне с обходным коридором и пятью низкими главами (рис. 11). Наиболее характерны круглые постройки под конической соломенной кровлей с кольцом галереи снаружи и квадратным святилищем внутри. Как и прежде, храм обнесен двумя стенами, образующими внешний и внутренний двор. Очертания концентрических стен геометрически правильные. С запада обе стены прорезаны крытыми воротами; эта прямоугольная постройка часто имеет второй этаж, где помещается колокольня или келья монаха. На внешнем дворе строятся сокровищница и дом священника. Соломенная кровля оканчивается нарядным бронзовым или керамическим навершием. Форма бронзового креста в окружении круглого нимба теряется в завитках, керамический набалдашник делается в форме тиары.

Адуа. Церковь Медани Алем. Разрез, план, вход и детали входа
12. Адуа. Церковь Медани Алем. Разрез, план, вход и детали входа

По круглому плану построены церковь «Четырех зверей» в Аксуме, Енда Селассие в Адуе и др. Самый крупный храм этого типа — Медани Алем, или церковь Спасителя в Адуа, примерно середины XIX в. (рис. 12). Поперечник оград равен 75 и 115 м, само здание диаметром 21,5 м стоит на полутораметровой платформе. По внешнему краю галереи стоят 27 каменных столбов крестовидного сечения. Пролеты были заполнены дощатыми панелями с зарешеченным арочным верхом. Стены и дверь целлы покрыты росписью. Наклонный потолок обшит узорными камышовыми матами, поверхность кровли тоже окрашена узорным плетением. Во внешнем дворе нет деревьев, тогда как внутренний обсажен прекрасными эвкалиптами.

Адуа. Дом Рас Мангаша. Разрез жилого помещения. План. Детали
13. Адуа. Дом Рас Мангаша. Разрез жилого помещения. План. Детали: 1 — вход; 2 — хозяйственная постройка; 3 — гостиная; 4 — жилое помещение

Жилища, как и церкви, расположены внутри просторной круглой ограды. Поскольку соседние участки нередко смыкаются, то их конфигурация принимает иногда полуциркульную или лунарную форму (рис. 13). У богатых владельцев двор делится на внешнюю и внутреннюю части. На внешнем дворе находятся помещение главы семьи, гостиная, иногда мастерские. Отсюда можно пройти на женскую половину с кухней и хозяйственными постройками (еще в XX в. в верхних слоях общества строго соблюдалась изоляция женщин). Дом представляет собой круглую каменную постройку под конической соломенной кровлей, диаметром обычно не более 6 м. Часто вторая внутренняя стена образует крестовидный план с четырьмя глубокими нишами, где размещаются маленькие окна, нишки для утвари и постель. В зазорах между стен получаются небольшие камеры-чуланы. В богатых усадьбах круглая постройка повторяется многократно; такую же форму получают и службы. Гостиная строилась не только по круглому, но и по квадратному плану, а также с крестовым помещением.

Своеобразные строительные методы и конструкции тесно связаны со старой традицией. Строят из камня на глиняном растворе. Кое-где еще употребляется кладка с деревянным ростверком, но уже не такая капитальная, как в древности и, без торчащих наружу деревянных концов. Глиняный пол застилается соломой или матами. Двери и маленькие оконца делятся надвое деревянным импостом. Как и прежде, оконные и дверные коробки, сплоченные из брусьев на всю толщину стены, образуют подобие перспективного портала. Концы поперечных связей, спиленные под углом 45°, сбегают вниз каскадом и выступают над импостом в виде консоли. Проемы завершаются вырезанной в доске аркой, замок и пяты которой отмечены поперечным валиком, иногда накладным. Дощатые створки дверей и ставни пробиты вверху отверстиями, образующими узорную решетку. Деревянные части проема — откосы порога и архивольт — украшаются резным геометрическим орнаментом.

Круглые постройки покрываются конической, травяной кровлей. Ее вершина опирается на столбик, укрепленный посредине выгнутого коромыслом прогона. Концы прогона ложатся на стены или пилястры, а при значительном поперечнике здания — на уложенный по столбам кольцевой мауэрлат. Иногда основа крыши состоит просто из жердей, подшитых снизу матами с красочным узором, накладными соломенными валиками и жгутами. В более капитальной постройке употребляются доски или балочки, закрепленные верхним концом к деревянной шайбе на столбике, образующем над крышей шпиль. Травяная покрышка прикрепляется к шпилю фигурным бронзовым или керамическим навершием, которым нередко и ограничивается убранство постройки. В домах четырехнишевого плана коническая крыша ложится в середине на дополнительную кольцевую стенку, выведенную над центральным квадратом, углы которого перекрыты брусьями (рис. 14). Ниши покрываются плоским балочным, потолком. Иногда покрытие образует сложный тройной переход от круга к квадрату и опять к кругу.

Конструкция покрытия жилого дома Йеха. Резная деревянная арка новой церкви
14. Конструкция покрытия жилого дома 15. Йеха. Резная деревянная арка новой церкви

Квадратные постройки покрыты обычно земляной кровлей с легким уклоном на два ската. Основа тяжелой земляной кровли прочнее. Она ложится на балки с обрешеткой из досок или на брусчатую конструкцию, рубленную квадратами в два-три положенных друг на друга венца. Этот брусчатый купол известен в народной архитектуре Закавказья и Западного Памира. Балочные потолки остаются открытыми; их украшает лишь узор обрешетки из дощечек, уложенных в ёлочку.

Главными объектами зодчества Эфиопии в течение средних веков остаются церковь и монастырь. Церкви, отличающиеся по плану от христианских, близки скорее иудейским храмам. В их плане различаются три части — нартекс, молитвенный зал и святилище: первый служит для каждодневной молитвы, второй — для праздничной, святилище доступно лишь для священнослужителей. Формы храма на протяжении веков менялись. Можно выделить четыре их основных типа. Первый из них — пятинефная базилика — самый древний (Медани Алем в Лалибеле, старый аксумский собор). Второй развился в начале средних веков из базиличного типа в результате отделения нартекса в западном конце зала и трехчастного святилища в восточном. Третий, круглый центрический тип возникает с XVI в. (церковь на одном из островов озера Тана) и получает широкое распространение в XIX в. Четвертый тип квадратной церкви с обходной галереей, видимо, появился в XVII—XVIII вв. (церковь во Фремоне).

Сила традиции ясно видна при сопоставлении резных арок новой церкви в Йеха (рис. 15) и храма Дебра Дамо (см. т. I).

В целом строительная культура Эфиопии представляет собой результат слияния трех компонентов: традиций, уходящих корнями в древний опыт Южной Аравии, приемов творчества местных племен и воздействия средневекового Востока. Устойчивая древняя традиция сказывается в памятниках Лалибелы. Круглая конфигурация плана навеяна формами жилища местных племен. Восточные влияния наложили отпечаток на формы замков и орнамент Гондара. Неповторимое своеобразие зодчества Эфиопии выделяет его как одну из самых самобытных школ мировой строительной культуры.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)