Архитектура Эфиопии 1920-1960-х гг.

Глава «Архитектура Эфиопии», «Всеобщая история архитектуры. Том 11. Архитектура капиталистических стран XX в.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Иконникова А.В. (ответственный редактор), Хан-Магомедова С.О., Савицкого Ю.Ю., Былинкина Н.П., Яралова Ю.С., Гуляницкого Н.Ф. Москва, Стройиздат, 1973


Эфиопия — единственная страна африканского континента, отстаивавшая свою политическую независимость на протяжении всей своей истории. Однако пережитки феодализма и экономическое давление со стороны Англии и Франции тормозили развитие страны. Немногочисленные стройки поручались европейским архитекторам — французам, швейцарцам, итальянцам.

Строительство оживилось в 20-х, особенно 30-х годах, когда столица Аддис-Абеба пополняется общественными зданиями. В 1924 г. по проекту греческого архитектора Баланоса построен хорошо оборудованный по тому времени Госпиталь Бен-Саида, в 1929 г. открыт железнодорожный вокзал (французский архитектор П. Барриа), в 1931 г. — школа императрицы Менен, в 1934 г. — госпиталь им. принцессы Заудити (оба здания арх. Баланоса). В 1932 г., когда в политической организации страны наметился сдвиг в сторону конституционной монархии, в Аддис-Абебе было возведено здание парламента — первый в Эфиопии опыт новых форм, связанных с использованием бетона и стекла (1934, арх. Э. Каметц). Впоследствии здание было дополнено часовой башней, которая должна была напоминать обелиски Аксума. Одновременно среди парка заложен Новый дворец в традициях классицизма с портиком на каннелированных колоннах. Проект выполнен арх. Э. Каметцом при участии других архитекторов. В Новом дворце останавливаются прибывшие в страну иностранные правительственные делегации. Как и в прошлые столетия, строились церкви: возведен монументальный собор Троицы в стиле барочной архитектуры с разорванными фронтонами и обилием лепнины.

В 1935 г. Эфиопия подверглась нападению со стороны Италии. Последующие годы были тяжелым испытанием для страны: итальянская оккупация унесла много жизней, превратила в руины города и села.

Лишь к 50-м годам страна оправилась от последствий агрессии и вступила на путь экономического и культурного подъёма. Наращивает темпы строительство. В 1954 г. утвержден план реконструкции столицы, составленный видным английским архитектором Патриком Аберкромби. Основная идея плана была направлена на то, чтобы предотвратить перенаселение города путем создания шести городов-спутников. План был реализован лишь частично, а тем временем рост населения и стихийная застройка сделали невозможным его полное осуществление. Дальнейшее регулирование планировки было возложено в 1958 г. на специальный департамент при консультации фирмы «Болтон и Хенесси». Территория города представляет собой овал, длинная ось которого имеет меридиональное направление. Выделяются зоны: правительственная на востоке и коммерческая на западе, где находятся Большой рынок, промышленные предприятия и деловой центр. Территория города — 215 км², но капитальные здания занимают лишь 30 км², в остальном же застройка носит сельский характер. Город растет к югу, в сторону аэропорта.

Аддис-Абеба. Театр, 1955. Арх. А. Шометт
1. Аддис-Абеба. Театр, 1955. Арх. А. Шометт

Постройка в 1955 г. театра в Аддис-Абебе была событием в культурной жизни не только Эфиопии, но и всей Африки: это первый национальный театр на континенте (рис. 1). Здание театра организует городской центр — площадь Хайле Селассие. Его главный фасад выходит на террасу с фонтаном и декоративным замощением. Фонтан украшен медными изображениями рыб. Из вестибюля к ложам ведет парадный лестничный марш. Фойе с полом, выложенным полосами черного и белого мрамора, и деревянной обшивкой стен органично переходит в сад, разбитый у бокового фасада над крышей торговых рядов. По другую сторону здания стоит бронзовый лев — эмблема свободной Эфиопии. Здание и скульптура созданы по замыслу французских мастеров — Анри Шометта, Антуана Леже (декор), Мориса Калка, Шарля Моссиона (скульптура) и др. Черты архитектуры, внешне строгие, проникнуты тонкой фантазией. Достигнуто органическое соединение элементов архитектуры, изобразительного и прикладного искусства.

На площади перед Новым дворцом установлен монумент в память жертв итальянской агрессии. Белый мрамор обелиска опоясывает бронзовая многофигурная композиция югославского скульптора А. Аугустиника, повествующая о страданиях народа Эфиопии в годы оккупации и героизме патриотов.

Аддис-Абеба. Школа, 50-е годы. Арх. Г.К. Фаллек
2. Аддис-Абеба. Школа, 50-е годы. Арх. Г.К. Фаллек

С 1954 г. по проекту молодого английского архитектора Г. К. Фаллека была продолжена постройка университета Эфиопии. В 1950 г. был заложен первый корпус университетского колледжа, Г. К. Фаллек проектировал школу искусств и строительный факультет, библиотеку и музей. К 1960 г. комплекс университета включал уже 17 корпусов. Г.К. Фаллек проектировал также несколько школ (рис. 2); в его постройках удачно сочетаются бетон и местный камень.

В 60-х годах в столице Эфиопии развернулось большое строительство. Над восточной частью города возвышается построенный на холме комплекс лицея Гебре Мариам с врезанным в склон стадионом (1960, арх. А. Шометт). Новый аэропорт с вытянутым остекленным фасадом построен в 1960 г. по проекту итальянских архитекторов М. Фанано и А. Меццедими. Идея единства и свободы Африканского континента нашла воплощение в здании Дома Африки (1961, архитекторы М. Фанано, А. Меццедими). Это самое значительное сооружение новой Эфиопии задумано как центр объединения освобожденных государств всей Африки. Здесь происходила в мае 1963 г. конференция глав африканских государств, на которой подписана хартия «Организации Африканского Единства». Здание состоит из двух связанных переходом корпусов: выдвинутого вперед квадратного объема конференц-зала под плоским куполом и шестиэтажного прямоугольника деловой части на втором плане. Рельеф участка позволил устроить парадные подъезды по обеим сторонам зала и широкую фронтальную лестницу, что подчеркивает торжественность облика здания (рис. 3). Главным украшением Дома Африки являются многоцветные витражи работы молодого эфиопского художника Афеворка Текле. На триптихе восьмиметровой высоты — «Свобода Африки» — символически изображены прошлое, настоящее и будущее африканских народов.

Аддис-Абеба. Дом Африки, 1961 г. Архитекторы М. Фанано, А. Меццедими
3. Аддис-Абеба. Дом Африки, 1961 г. Архитекторы М. Фанано, А. Меццедими
Аддис-Абеба. Здание Министерства иностранных дел, 1966 г. Архитекторы З. Энав, М. Тедрос
4. Аддис-Абеба. Здание Министерства иностранных дел, 1966 г. Архитекторы З. Энав, М. Тедрос. План, общий вид

Одной из главных построек столицы является здание Министерства иностранных дел в Аддис-Абебе, спроектированное в форме ладьи с шестигранными ячеями солнцерезов на фасаде (1966, архитекторы З. Энав, М. Тедрос; рис. 4).

В последние годы значительная доля в строительстве принадлежит югославским специалистам. С 1960 г. строительный отдел Министерства общественных работ возглавляет арх. Б. Петрович. В центре Аддис-Абебы построен большой комплекс больницы на 553 места, на площади Мехико возведен самый комфортабельный в стране девятиэтажный отель «Веби-Шебели» (архитекторы Б. Петрович, З. Драгайлович, X. Йустич), закончены многие другие многоэтажные здания жилого и общественного назначения. В Хараре строится дворец (арх. Д. Бешир, инж. С. Синделич). Построены плотины с электростанциями на реках Аркике, Зула и Кока (в этих работах приняли участие инженеры Б. Йованович и С. Синделич).

На берегу оз. Тана растет новый город Бахар Дар по плану, составленному архитекторами из ГДР М. Гутером и П. Петцольдом. Построенный в Бахар Даре советскими специалистами политехникум (1963, архитекторы А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инж. М. Д. Рейнин) стал вторым после университета высшим учебным заведением страны.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)