Архитектура Грузии XII–XIII вв.

Глава «Архитектура Грузии XII–XIII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Чубинашвили Г.Н.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


С воцарением Давида, прозванного Строителем (1089—1125 гг.), резко изменилась внешняя и внутренняя политика. Давид планомерно собирал грузинские земли и очищал территорию Грузии от сельджукских гарнизонов. Более того, он подчинил своему влиянию Ширван и присоединил взятые сельджуками Ани и другие районы Армении. Отобрав у турок Тбилиси, Давид перенес сюда из Кутаиси царский престол. Внутри страны он прежде всего водворил на старые места разбежавшееся от набегов население, затем повел решительную борьбу с непокорными феодалами. В частности, он добился постановления церковного собора (1103 г.), ограничившего роль аристократии в церкви. Переселив в Грузию 45 тыс. кыпчакских семей, он создал вооруженные силы, всецело зависевшие от царя.

Большое внимание Давид уделял развитию торговли и благосостоянию городов. При нем были приведены в порядок старые пути и проведены новые, мощеные дороги, сооружены мосты через горные реки, построены придорожные гостиницы.

Государственные преобразования Давида IV Строителя завершили собой длительное развитие грузинской феодальной государственности от раздробленных княжеств — «полугосударств» до централизованной монархии во главе с самодержавным царем. Развитие производительных сил страны выдвинуло на первый план новые общественные группы — среднее и мелкое дворянство вместе с купцами и ремесленниками. Главной опорой царского самодержавия явились именно города и мелкопоместное дворянство.

Рост могущества грузинского государства при Давиде сопровождался и ростом его международного значения. После страшных поражений и огромных потерь, понесенных Византией на Ближнем Востоке в борьбе с сельджуками, после падения армянских царств и княжеств Грузия не только осталась единственным христианским государством Передней Азии, но и успела сложиться в ее решающую политическую силу.

В течение XII в. феодальные отношения в Грузии неуклонно развивались. Развивалось в стране и сельское хозяйство. В это время на относительно высоком уровне находилось не только хлебопашество, но и садоводство, огородничество, виноградарство, животноводство. Для освоения новых площадей были сооружены даже оросительные каналы, среди них такие большие, как Алазанский и Самгорский. Ещё более оживлённый характер приняла торговля, которая велась даже с такими отдалёнными странами, как Египет или Русь.

Внешнеполитическое значение Грузии при внуке Давида Георгии III (1156—1184 гг.) и дочери Георгия Тамаре (1184—1213 гг.) укрепилось ещё более. Именно царица Тамара создала буферное Трапезунтское царство, имевшее преимущественно картвельское население. Находясь всецело в русле политики Грузии, оно служило форпостом против Румского султаната, а также против «латинских» захватчиков Византии.

Этот рост богатства, мощи и авторитета государства в значительной мере определил и исторический ход развития грузинской архитектуры. Вместе с тем на нем не могло не отразиться и все возраставшее углубление общественных противоречий.

Гелати. Монастырь, 1106—1125 гг. Общий вид с северо-востока
51. Гелати. Монастырь, 1106—1125 гг. Общий вид с северо-востока

Давид Строитель заложил большой монастырь в Гелати, близ своей первой столицы — Кутаиси (рис. 51). Конечно, Гелатский монастырь пополнился и в дальнейшем некоторыми сооружениями, но основной состав их, видимо, был определен Давидом; недаром он называет этот монастырь в своем завещании «мой монастырь». В нем сохранились части крепостной ограды того времени, направление путей, главные ворота, часовня, где завещал похоронить себя Давид, большой, ныне главный, храм монастыря, родник, трапезная, по-видимому, остатки жилых зданий, наконец, большое здание академии. К строительству монастыря было приступлено в 1106 г.; можно считать, что самым последним зданием, возведённым в монастыре, был храм, не законченный к моменту смерти Давида в январе 1125 г. Достроить и обставить его Давид поручил сыну и наследнику, выполнившему это, по-видимому, в течение 5 лет.

Внутреннее пространство этого крупного храма производит впечатление большого простора, чему содействуют и расположение и форма хор, и то обстоятельство, что вся церковь сохранила полностью старую, очень интересную и характерную роспись. В конхе апсиды сохранилась мозаика XII в., отличающаяся как по рисунку, так и по краскам большим мастерством выполнения. Фресковая роспись, впрочем относительно поздняя, содержит довольно много портретных изображений.

Из других сооружений наибольший интерес (и по относительной сохранности) представляют руины академии. Это был громадный, высокий перекрытый сводом зал площадью 27 × 10 м с девятью большими (2,8 м высоты и 1,25 м ширины) начинавшимися почти от пола арочными окнами в продольной западной стене.

Тот же Давид поручил построить большую церковь в Шиомгвимском монастыре близ Мцхеты (см. рис. 2). К 1123 г. она была готова, оставалось убрать опалубки и подмости, оштукатурить и расписать, а затем освятить церковь. Отправляясь в поход против Ширвана, Давид оставил подробное наставление, кому и как это осуществить в случае его смерти и где разместить пожертвованные им люстры, чаши и иконы. На оборудование церкви утварью и подсвечниками он завещал шесть с лишним пудов серебра.

Интересный храм сохранился от большого монастырского комплекса, основанного дочерью Давида Строителя царицей Тамарой, «невесткой ширваншахов», в Тигва (Знаурский район) в 50-х годах XII в. Это купольный храм с большими хорами в западной части (для постригшейся в монахини царицы) и со входом на хоры по наружным, ныне отсутствующим, переходам или лестницам. Храм интересен своими пропорциями, отсутствием архитектурного убранства, строгостью и простотой гранёного, но совсем гладкого, с чётко прорезанными окнами барабана купола, а также своим внутренним пространством.

Контрастом к этому сдержанному по убранству храму, построенному Тамарой, является небольшая зальная церковь с притвором, сооруженная в 1152 г. в Саорбиси, на краю скалы над ущельем р. Тедзами (Горийский район). Оба открытых фасада (восточный и южный) украшены оконными наличниками с исключительной по мастерству выполнения резьбой при полной глади всех стен, выложенных из особого декоративного камня золотистого тона.

Питарети. Церковь. Общий вид с юга
52. Питарети. Церковь. Общий вид с юга
Питарети. Церковь. Фрагмент южного фасада Кватахеви. Церковь. Фрагмент южного фасада
53. Питарети. Церковь. Фрагмент южного фасада 54. Кватахеви. Церковь. Фрагмент южного фасада

К этой же группе храмов относятся храм в Икорта, точно датированный в строительной надписи 1172 г.; церкви в Питарети (рис. 41,2, 52, 53) и в Цугругашени, датируемые в строительных надписях царствованием сына царицы Тамары Лаша-Георгия IV, т. е. десятилетием от 1213 до 1222 г.; церковь в Бетаниа (рис. 41,3), сооруженная в конце XII в., на что указывают помещенные в росписи портретные изображения царицы Тамары вместе с умершим отцом и юношей-сыном.

Отдельные храмы этой группы принадлежат к одному типу. Поэтому в их планах и архитектурных деталях имеются только незначительные отличия, как, например, боковые западные хоры в храме в Икорта и т. п. Но вместе с тем в каждом из них есть своя преобладающая черта, определяемая общими размерами и, особенно, пропорциями частей и связью с окружающим ландшафтом, а также художественной разработкой масс здания, их декоративным членением и орнаментальной резьбой.

Цельности внутреннего пространства содействует роспись; например, в церкви в Бетаниа, где сохранилась современная храму роспись с разбивкой сцен на мелкие поля, фигуры в композициях меньше человеческого роста, на каждом архитектурном отрезке поставлено в ряд несколько отдельных композиций. Контраст к религиозным сценам составляют две больших композиции с портретами царицы, её отца и сына с одной стороны и ктитора церкви с другими фигурами напротив; в них фигуры больше натуральной величины. Среднее место в этом храме занимает роспись алтаря, где фигуры всех регистров даны в рост человека, и самое главное, все вместе выглядит единым художественным целым.

Примечательно, что в этих храмах основные арки под куполом даются с изломом стрелки, тогда как второстепенные и декоративные — всегда полуциркульные.

Рассматриваемые храмы обнаруживают любопытные цветовые сочетания примененных в них пород камня. Не подлежит сомнению, что архитектор следил за подбором тонов. Так, например, на фасадах церкви в Икорта, выведенных из желтого камня разных оттенков, резьба образует красочные пятна из зеленых вставок. В храме в Бетаниа с основным теплым, песочным тоном сочетаются отдельные бледно-зеленые и желтые пятна, а кое-где дано даже чередование их. Особенно ярко выступает смелая полихромия в резном уборе фасадов и купола питаретского храма, где преобладающий фиолетовый цвет сочетается с большой дозой желтого и с отдельными вкраплениями зеленого и красного.

Самая система декора идёт в одних памятниках по линии связанной арочной композиции, в которую включены обрамления окон и т. д. [церковь в Икорта, храм в Кабени, уничтоженный экзархатом в 1905 г. при создании нового монастыря, храм в селении Метехи, южный фасад храма Кватахевского монастыря (рис. 54), церковь в Эртацминда]. В других памятниках декоративный убор строится из отдельных пятен, размещенных в стройной системе и создающих единое живописное целое (храмы в Бетаниа, Кватахеви, Питарети, Цугругашени, Ахтала, Худжаби). В самой резьбе декора обычно можно различить индивидуальные особенности мастеров. В одних случаях обнаруживаются разной силы дарования (например, в храме в Бетаниа), в других — разное отношение к резьбе (как, например, в церкви в Питарети).

Применение орнамента в уборе фасадов составляло характерную черту грузинской архитектуры на всем ее историческом пути. Оно прошло существенные этапы развития как в системе применения, так и в выборе узоров и, наконец, в характере их исполнения. Орнаментальный убор памятников XII—XIII вв. отличается пышными, сочными формами. Постоянно подчеркивается глубина орнамента, изменяемость и подвижность отдельных частей убора. Грузинская плетенка на архитектурных памятниках включает не только различные растительные мотивы, но даже и отдельные фигуры людей, животных, птиц. При этом начиная с XI в. все больше новых вариаций орнаментальных узоров для украшения монументальных архитектурных сооружений извлекается из неисчерпаемого источника народного творчества. Даже на таком памятнике, как храм в Питарети, где нет сплошной арочной разбивки фасадов и где резной убор применен сдержанно, дано 25 мотивов резьбы на карнизах, 44 длинных полосы орнамента, заключенного в рамы, наличники и 65 замкнутых квадратных, круглых и других звеньев в уборе фасадов здания.

Интересно, что в это же время возводились также и церковные здания полностью из кирпича, не только зальные, но даже и купольные, как, например, известные своими росписями церкви в Кинцвиси (Кварельский район) и в Тимотесубани близ курорта Цагвери (Боржомский район).

Декоративное оформление фасадов посредством орнаментальной резьбы характеризует и остальное строительство эпохи. Уцелело несколько относительно крупных и интересных зальных церквей с богатым резным убором. В монастырях, расположенных километрах в 20 от Тбилиси, в Бетаниа и Кабени, стоят церкви: первая с точной датой — 1196 г., вторая с надписью эпохи царицы Тамары, затем в Магалаант-Сакдари за селением Цинарехи (Касахский район), в Гударехи, построенная архитектором Чичапорисдзе по поручению царицы Русудан (1222—1245 гг.). Созданное по воле «царицы-царя» Русудан Гударехи является городским укреплением с крепостными стенами, с башнями, сложенными из тёсаных квадров, с поселением и вне стен. В Гударехи имеется колокольня последней четверти XIII в. (1278 г.), двухэтажный дворец, лежащий в развалинах, план которого как и большинства различных других зданий и часовен, выявлен раскопками. Среди жилых домов выделяется один двухэтажный, сложенный из тесаных квадров камня и украшенный резным карнизом и резными наличниками окон.

Если дворец царицы Русудан в Гударехи дошёл до нас в состоянии крайнего разрушения, то значительно лучше выявлен научными разысканиями относительно большой загородный дворец царицы Тамары в Гегути.

Гегути. Дворец Цихе Дарбази (разрез и план)
55. Гегути. Дворец Цихе Дарбази (разрез и план)

Гегутский дворец (рис. 55) представлял собой сложный комплекс. Значительные части его были в начале прошлого века разобраны на строительный материал. При этом были обнаружены по крайней мере три периода строительства. Основная часть дворца состояла из громадного зала и окружающих его малых и больших комнат. Зал состоял из центрального подкупольного квадрата со стороной в 14 м и открытых в него четырех рукавов, перекрытых сводами. Купольный свод непосредственно перекрывал образованный угловыми тромпами восьмигранник и имел в центре световое отверстие. Южный рукав примерно вдвое глубже (9 м) остальных трех при равной с ними ширине (8 м). Толщина стен, как видно в проломах, равна 3 кирпичам, а с началом свода — 2 кирпичам и меньше. Кирпич крупный, размерами 30 × 30 × 7, 29 × 29 × 7 или 13 × 29 × 7 см. Весь основной корпус, примерно квадратный (37 × 37 м), был ограничен мощными стенами с выступающими дозорными башнями. К нему были пристроены с западной стороны и встроены в других местах разные помещения, в том числе ванная комната. Выделяется среди них комната (примерно 9 × 10 м) с громадным камином (больше 2 м ширины при глубине до 1,5 м), примыкающая к восточной части главного зала и соединенная с ней дверью, позднее заложенной. Есть предположение, что эта комната выстроена раньше главного зала как небольшой охотничий домик.

Дворцовое здание в Гегути сохранило только остов стен и часть сводов; даже от каменной облицовки уцелели только отдельные мелкие фрагменты. Между тем, как и другие царские дворцы, Гегутский дворец, несомненно, был богато и красиво украшен, вероятно, облицовкой из желтого и пепельно-белого мрамора с инкрустированными узорами багряного, зелёного, оранжевого и других цветов, а также росписью с изображениями исторических лиц, событий и т. п. Он был застлан коврами, завершён златоткаными и другими дорогими тканями и шитьём. Входы закрывались завесами. Кое-где уцелели обломки окружавшей дворцовый участок стены; однако ни форм, ни отделки ее, ни обычно разработанного входа с составлявшими его помещениями обнаружить не удалось. Остается не раскрытой и планировка парка с его обязательными водоёмами, фонтанами и подсобными зданиями. Вся садовая архитектура, как и породы декоративных и иных деревьев и других растений, также остается неизвестной.

Время возведения этого дворца нельзя считать научно выясненным. Что он служил царице Тамаре и ее отцу, подтверждается письменными свидетельствами, но формы и материал указывают, по-видимому, на более раннее время его возведения.

Вардзиа. Часть пещерного городища
56. Вардзиа. Часть пещерного городища

Что же касается дворцового помещения в пещерном городе Вардзиа, то оно остается, собственно говоря, не выявленным после его разграбления Шах Тамаспом в XVI в. Сама же Вардзиа — большой пещерный город, основанный царицей Тамарой и её отцом Георгием III, с пещерами, расположенными в пять, шесть и семь этажей. Общее число зарегистрированных пещерных помещений превышает 600 (рис. 56). Главная церковь Вардзиа сохранила полную роспись с портретными изображениями Тамары и Георгия III. Единственное же построенное из квадров и орнаментированное здание во всей Вардзиа — это колокольня, служащая одновременно в своей нижней части парадным въездом в город.

От того же времени царицы Тамары уцелели ещё развалины караван-сараев при больших торговых путях — на перевалах Триалетских гор, близ Тмогви и Ахалкалаки. К сожалению, сохранившиеся остатки не дают ясного представления об архитектурных формах или о функциональной организации помещений.

На городище Дманиси были вскрыты при пробных раскопках общественные бани в пригороде и бани для резидента в самой крепости. Общественные бани размещены в трёх самостоятельных зданиях, отстоящих друг от друга на расстоянии 130 и 150 м. Лучше других сохранилось нижнее здание. Эта баня состоит из пяти комнат (около 10 м² каждая) и топки. Время возведения этой бани, а также бани резидента, состоящей из двух комнат и топки с баком, — не позднее XII в., о чем свидетельствуют найденные в них монеты. Каждая квадратная в плане комната перекрыта купольным сводом на угловых с изломом тромпах; в центре свода имеется световое отверстие.

Ещё одним характерным показателем высоты грузинской культуры этого времени служат мосты на буйных горных реках, сохранившиеся во многих местах и функционирующие по-прежнему и в наши дни.

Ркони. Мост на р. Тедзами Беслети. Мост
57. Ркони. Мост на р. Тедзами 58. Беслети. Мост

Таковы мосты на реке Аджарис-Цкали, около Дондало и близ Пуртио, на реке Чигура близ Годогани, на реке Чолабури близ Сакара, на реке Тедзами при Рконском монастыре (рис. 57), в Артануджи, около Окробагети, на реке Цкалтетра близ Берта и много других функционирующих и поныне.

На мосту через реку Беслети (рис. 58) километрах в семи от Сухуми, выдаваемому обычно за «венецианский» или «генуэзский» мост, археологом М.М. Иващенко была замечена через зелень опутывающих его растений монументальная грузинская надпись унциального письма. Подробный обмер моста (шириной 4,7 м и общей длиной 35 м при пролете 13,3 м), повреждённого в своих наружных частях, а также в облицовке устоев, дал возможность произвести его расчет. Арочный однопролетный Беслетский мост выложен из плитного известняка и облицован крупными каменными блоками (высотой 1 м и шириной 30—35 см), между которыми проложены по два ряда кирпича по 3 см толщины в толстом слое раствора. Прослойка из кирпича, помимо своего значения для восприятия надписи, в которой она выделяет каждую букву в отдельности, играет также и конструктивную роль, заклинивая камни облицовки.

Строитель принял во внимание разную высоту скал на обоих берегах, режим речки с сильными паводками и пр. Пандусы подъездных путей он расположил высоко, устоям придал расширения, которые образуют с течением реки тупые углы изломов, ослабляющие напор воды. Та часть кривой моста, которая является основной несущей пролетной конструкцией, описана из одного центра, что увеличивает проем моста для прохождения большого количества воды. В то же время это имеет и художественное значение: основная кривая моста вливается в кривые береговых устоев, описанные из центра, расположенного выше, чем центр основной кривой.

Инженерный расчет моста подтвердил проявленное при его строительстве высокое техническое мастерство: верно взятую толщину арки, правильно выбранный ее пролёт и точно установленную кривую свода. Расчет установил, что мост может безопасно выдержать сплошную вереницу восьмитонных автомашин. На высоком уровне стоит и художественное решение задачи.

В градостроительном отношении в городах зрелого средневековья обнаруживаются те же тенденции, которые были отмечены для раннефеодальной поры. Созданный повелением царицы Русудан укрепленный стенами городского типа населенный пункт в Гударехи имеет выделенный центр с главной церковью, колокольней и дворцовым зданием по сторонам площади, причем возведенное позднее здание колокольни согласовано с имевшимися ранее зданиями.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)