Архитектура Грузии XIII–XV вв.

Глава «Архитектура Грузии XIII–XV вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Чубинашвили Г.Н.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В 20-х годах XIII в. Грузия подверглась нашествию монголов. После опустошительных войн сопротивление грузин было сломлено, и с 40-х годов XIII в. страна подпала под владычество монголов, тянувшееся до 30-х годов XIV в.

При политическом господстве монголов- кочевников вновь завязалась вековая борьба между двумя взаимно друг друга исключающими системами средневекового хозяйства — кочевым скотоводством и оседлой агрикультурой. Земледельческое население плодоносных речных долин Куры, Иоры, Храма и Дебеды всё дальше отступало под напором кочевников-степняков, и культурное хозяйство этих территорий с развитой мелиорацией уступало место первобытным пастбищам. Наряду с падением сельского хозяйства падали ремесло и торговля.

С 30-х годов XIV в. Грузия постепенно стала выходить из-под власти монголов, освободясь от платежей дани и от притеснений. Политическое и экономическое положение страны улучшалось до 80-х годов века. Она поддерживала оживлённые экономические связи с Золотой Ордой, Ираном, странами Малой Азии, городами-государствами Северной Италии.

Центральная власть в лице Георгия V Блистательного (1314—1348 гг.) различными способами добилась территориального объединения страны, фактически раздробленной при монголах на несколько частей. Однако к концу XIV в. внешнеполитическое положение Грузии резко ухудшилось. С 1386 по 1403 г. происходили жесточайшие (семикратные) нашествия Тимура. С его смертью нашествия монголов не прекратились, и лишь с 1415 г. с ними установились сравнительно мирные отношения. Означенное 30-летие было одним из самых тяжелых периодов в истории Грузии. В силу определенной политической ситуации Закавказье, и в частности Грузия, оказалось в центре завоевательных планов Тимура. Поэтому упорное и мужественное сопротивление Грузии вызвало самые жестокие опустошения со стороны завоевателя. Средствами борьбы Тимура были: разрушение капитальных строений (дворцы, замки, церкви и т. д.), вырубка и уничтожение культурных сельскохозяйственных насаждений (виноградники, тутовые деревья, орешники, фруктовые сады), разрушение и выжигание сел и деревень, выселение пленных в далёкую Центральную Азию. На многих равнинных местах население сократилось вдвое, а то и больше.

XV век в истории Грузии характеризуется усилиями царской власти и класса феодалов по восстановлению страны и ее хозяйства. В это время принимались меры к восстановлению разрушенных храмов, дворцов, крепостей, для чего в 1425 г. с одобрения государственного совета — дарбази — введён был специальный подымный налог, упразднённый через 15 лет. Но вместе с тем XV век был периодом, когда развитие производительных сил феодальной Грузии затормозилось. В конце XV в. в условиях окончательно победившего крепостничества и развивавшегося феодального иммунитета, в обстановке экономического регресса и хозяйственной деградации произошёл политический распад феодальной Грузии. Раньше других (в 1490 г.) дарбази признало выделение в качестве самостоятельных политических единиц Кахетии, Имеретии и Самцхе-Саатабаго. Произошли изменения и во внешнеполитической обстановке. К концу века в Иране окончательно укрепились сефевиды, а османы Турции завладели Византией, Трапезунтским царством и отрезали Грузию от Западной Европы. Но тем не менее грузинский народ и в это трудное время сохранял свою высокую культуру и свое развитое национальное самосознание.

В XIII—XV вв. строительство в стране не прерывалось, но осуществлявшееся захватчиками систематическое разрушение дворцов, церквей, крепостей лишило нас основного материала, по которому мы могли бы судить о нём. Так, мы знаем, например, только из письменных источников о постройке в середине XIII в. царского дворца в Тбилиси с видом на Куру, т. е. на участке около Метехской церкви, или о разграблении и разрушении в 1551 г. дворца в Вардзии с троном, обложенным золотом в чеканке.

Тбилиси. Метехская церковь. Общий вид с северо-востока на фоне крепости
59. Тбилиси. Метехская церковь. Общий вид с северо-востока на фоне крепости

Однако и при этих условиях отдельные сооружения рассматриваемого периода сохранились и дошли до нашего времени. Так, сохранилась церковь, сооруженная при царе Димитрий II (1272—1289 гг.) на месте древней и, очевидно, разрушенной незадолго до того Метехской церкви в Тбилиси (рис. 59). План ее алтарной части несомненно был продиктован древним разрушенным зданием: три апсиды выступают полукружиями вперед и по фасаду. Вместе с тем по построению плана в целом церковь примыкает к ведущей группе купольных храмов XII—XIII вв. Под куполом — четыре устоя; в храме два входа: один — с севера по открытым лестницам через парадный портик; другой — с запада и, видимо, тоже по открытой лестнице, вырубленной в скале. Внутреннее пространство этой купольной церкви вытянуто вверх при небольшой площади.

К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде. Он был восстановлен при царе Ираклии II в середине XVIII в. (весь купол, внутренние устои и др.). В декоративной разбивке его фасадов особенно сильно подчеркнуты горизонтальные тяги. Они объединяются по средней и верхней линиям фасадов, соединяют между собой декор трех алтарных окон, боковые полукружия фасада и переходят на продольные фасады. Кроме того, тяги поднимались по верхним углам рукавов креста и, вероятно, ступенчато соединялись на фронтонах. Этот мотив горизонтальных тяг частично был применен на фасадах церкви в Эртацминде, а ступенчатое объединение на фронтоне — в храме Хоби (Хобский район). Интересно, что мотив треугольных фасадных ниш, сильно уменьшенных, применён здесь на северном и западном фасадах по сторонам входов в храм, т. е., по-видимому, он функционально переосмыслен.

К тому же времени относится постройка колокольни в Гударехи, одной из древнейших сохранившихся в Грузии (1278 г.). Строение этой колокольни на ряд веков осталось типичным: нижний ярус квадратный в плане со сквозным проходом и на нем круглый в плане восьмипролётный балдахин с шатровой кровлей. К колокольне примыкали ограда и здания, расположенные на этом центральном участке, где находилась и главная церковь.

Даба. Церковь, 1333 г. Портал входа
60. Даба. Церковь, 1333 г. Портал входа

Важным памятником, точно датированным 1333 г., является небольшая церковь у селения Даба близ курорта Боржоми, сооруженная прямо под скалой на небольшой площадке, в значительной части искусственно высеченной в скале, которая благодаря этому нависает над постройкой (рис. 60). Убранство фасадов состоит из резьбы, украшающей широкими двойными и тройными орнаментальными полосами с валиками и отдельными розетками и другими заполнениями западное, восточное и северное окна и оба входа. Этот прием убора и особенно стык орнаментальных полос западного окна с порталом входа и подбор орнаментальных мотивов частью варьируют разработанные ранее грузинской архитектурой геометрические мотивы. Орнаментальная резьба церкви в Даба показывает, как далеко отошел архитектор XIV в. от той трактовки орнаментации, которая характерна для памятников грузинской архитектуры XI—XII вв. Если ход развития орнаментики XI—XII вв. определяется той или иной степенью сочности, пышности, объемности, игры светотени в узорах, которые сперва представляют собой переработку растительных мотивов, а затем приближаются к новому, геометрическому рисунку, то теперь обнаруживается принципиально иная трактовка орнамента, в отдельных чертах наметившаяся впервые на памятниках первой трети XIII в. Орнамент церкви в Даба как бы ажурный, прорезной; поэтому узоры его слегка прочерчены на основной плоскости стены, а роль фона выполняют просветы, как бы вовсе не имеющие плоскости, настолько они глубоки и незаметны из-за тени. Самое мастерство резьбы в церкви Даба стоит на достаточной высоте по четкости и правильности рисунка. Не удались только некоторые заполнения небольших свободных углов: они вялы и неудачны по композиции.

Все эти черты характерны для памятников второй половины XIII в., XIV и XV вв.

Сапара. Ансамбль монастыря с юго-запада с руинами замка
61. Сапара. Ансамбль монастыря с юго-запада с руинами замка

Крупными храмами все того же купольного типа являются постройки самцхийских атабагов (которые особенно усилились при монголах), возводившиеся ими в своих владениях, в частности в древних, основанных еще в IX и X вв. Сапарском и Зарзмском монастырях, где уцелели и некоторые ранние здания (рис. 61).

В пределах Сапарского монастыря на склоне горы, над церковными зданиями, сохранились интересные развалины здания дворцового типа и крепостных сооружений. Предварительно, без необходимых расчисток, можно различить два связанных между собой помещения хорошей кладки из тёсаных квадров с небольшими и редкими окнами; тимпан одного из входов выделен и оттенён аркой. По-видимому, это нижний, служебный этаж, над которым находился не сохранившийся собственно жилой.

Ацхури. Крепость. Общий вид
62. Ацхури. Крепость. Общий вид

Как обнаружено исследованиями, по границе Самцхе шел поясами ряд крепостей, частично хорошо сохранившихся и представляющих собой, как и другие крепости Грузии, очень своеобразные с конструктивной и художественной стороны сооружения [например, Ацхурская (рис. 62), Хертвисская или в Раче-Цесси, Каарасцихе и др.].

Строительство в Грузии в XIII—XIV вв., как видно даже по неполным данным, не прекращалось во всех ее частях. Так, уцелели памятники в Схалта (Хулойский район) и Шемокмеди (Махарадзевский район) в западной части страны, в Сачини (Ахметский район) — в её восточной части и даже на склоне Казбека — купольный храм в Самеба и др.

Разрушение Тимуром не только крепостей, но и многочисленных построек в городах и монастырях, а также сильное землетрясение конца XIII в. с разрушениями от Ацкури Ахалцихского района до Мцхеты потребовали от государства больших восстановительных работ. Особенно сложными и значительными по объему были предпринятые царем Александром и его бабкой Русой работы по восстановлению патриаршего собора Свети-Цховели в Мцхете. Система опор внутри западной части храма была при этом существенно изменена, как и все особенности его внутренней планировки. Существенно был изменен при восстановлении и внешний облик собора, в частности верх восточного фасада и целиком западный, не говоря уже обо всем куполе на барабане. Точно так же огромные размеры восстановительных работ прослеживаются на здании храма в Руиси и многих других.

Историческая пауза в развитии грузинской архитектуры падает на XV в. В XVI в. начинается новый большой раздел грузинской истории как в общем политическом и социально-экономическом аспекте, так и в отношении культурного, и в частности архитектурного и художественного, творчества.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)