Архитектура Пиренейского полуострова VIII—XV вв.

Глава «Архитектура Пиренейского полуострова», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В 755 г. вытесненные Аббасидами из Сирии Омейады основали на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. X в. был периодом расцвета, а в начале XI в. это государство было разрушено альморавидами.

В искусстве омейадской Испании, населенной в значительной мере выходцами из Сирии, сильны прежде всего сирийские традиции. Несмотря на враждебные отношения с Каиром и Багдадом, экономическое и культурное общение не прекращалось, внося долю в формирование духовной и материальной культуры юга полуострова. Особую роль играли гораздо более интенсивные, чем в Дамаске, дружественные связи с Византией, откуда приезжали ученые и мастера, поступали произведения искусства.

Новый халифат обладал скорее внешним блеском, чем политической силой. Однако он создал на Западе новую цивилизацию, достижения которой заняли достойное место в искусстве средних веков. Столицей нового халифата стала Кордова, один из древнейших городов полуострова, расположенный на берегу Гвадалквивира, среди плодородных равнин Андалусии. Сюда стекались купцы и ученые со всего света. Окруженная стеной с башнями медина примыкала к реке южной короткой стороной. Здесь находилась касба с Альказаром, и поныне стоит Большая мечеть. У мечети начинается мост, построенный из камня еще римлянами и восстановленный Омейядами в VIII в. Несмотря на многочисленные ремонты, он сохраняет в общих чертах свою конструкцию на 17 полуциркульных арках с полукруглыми быками. Мост соединялся с плотиной, на которой работали мельницы. Медина занимала площадь до 135 га. К востоку от нее вырос еще более обширный пригород около 150 га.

Строили из тесаного камня и бетона, состоявшего из смеси камня с известью и укладывавшегося в опалубке (древняя местная традиция). Городская резиденция правителей Альказар вскоре показалась им тесна. Халифы стали строить дворцы в окрестностях Кордовы.

Кордова. Загородный дворец Мадинат ас-Захра, X в. Зодчий Маслама бен-Абдалла. План аудиенц-зала
1. Кордова. Загородный дворец Мадинат ас-Захра, X в. Зодчий Маслама бен-Абдалла. План аудиенц-зала

В 936 г. в 5 км к северо-западу от Кордовы на склонах отрогов Сьерра Морены заложен дворцовый комплекс Мадинат ас-Захра. Средневековые авторы сообщают, что в течение почти двух десятилетий на постройке были заняты тысячи рабочих и расходы на нее поглощали треть государственной казны. Строил этот комплекс зодчий Маслама бен-Абдалла. Вырос целый город, ныне объект раскопок. Территория около 1500 × 750 м поднималась по склону холма тремя ступенями, и на верхней, примыкая к северной крепостной стене, стоял дворец. В ансамбле дворца выделяется аудиенц-зал, разделенный на пять связанных арками нефов, свободно открывавшихся на вытянутую вдоль фасада террасу (рис. 1). Такая структура навеяна традиционной планировкой мечети. Фронт постройки вытянут на 40 м. Залы имели балочное покрытие и черепичные кровли. Перед фасадом лежал обширный двор. Жилые помещения размещались вокруг внутренних двориков.

Для постройки собирали мрамор и тысячи мраморных колонн из Ифрикии, Византии, Италии. Стены дворца из тесаного камня были одеты штукатуркой и облицовкой резного камня. В резных мраморах преобладают растительные мотивы с гибким стеблем, образующим основу рисунка, и лиственным заполнением, где встречается и акант. Оштукатуренные внутренние поверхности стен покрывались росписью охры в красных и желтых тонах. Эта двухцветная техника, характерная для испано-магрибского искусства, распространена и в средневековой архитектуре Марокко (минарет Кутубийи). В Мадинат ас-Захра роспись в большинстве своем имитирует швы каменной кладки. Полихромия господствует в геометрических мозаиках полов из красного кирпича и белого камня. Видимо, деревянные потолки были также украшены многоцветным орнаментом. Средневековые авторы сообщают о баснословной роскоши дворцовых покоев, где были установлены присланные византийским императором фонтаны: один золоченой бронзы с человеческими фигурами, другой зеленого мрамора в окружении фигур животных из чистого золота.

В ансамбль дворца входили мечеть, службы, сады. Никогда перед зодчими Запада не стояла такая грандиозная задача; и решение ее явилось для них школой мастерства, обусловившего создание новой эпохи искусства мусульманской Испании.

Кордова. Большая мечеть
2. Кордова. Большая мечеть. Разрез куполов у михраба, план, интерьер: 1 — первоначальное здание. 786—787 г.; 2 — первая половина IX в.; 3 — минарет, середина X в.; 4 — расширение, 961—966 г.; 5 — расширение, 987—988 г.; 6 — христианские капеллы
Кордова. Большая мечеть
3. Кордова. Большая мечеть (боковой фасад). Арки капеллы Вилла вициоза

В Кордове сложился один из выдающихся памятников мирового зодчества — Большая кордовская мечеть (рис. 2, 3). Как и кайруанская, она создавалась веками, но в отличие от нее не разрушалась, а последовательно расширялась. Основное ядро здания — 11 нефов по 12 арок (нынешняя северо-западная часть мечети) — заложено в 786 г. В облик главной мечети нового халифата Омейадов перенесены черты дамасской мечети — двухъярусные аркады нефов, но конструкция их иная — арки верхнего яруса опираются непосредственно на колонны. Архитектоника акведуков (если она принята во внимание) здесь значительно переработана. Наращивание аркад позволяет увеличить высоту зала, что было необходимо, так как уже в начальном виде его размеры были значительны. Колонны вывезены из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, выложенные клиньями белого камня и красного кирпича, создают воздушную и красочную перспективу.

Мечеть вскоре оказалась тесна для быстро возрастающего населения столицы и ее окрестностей. В первой половине IХ в. здание было расширено к югу. В середине X в. возвели новый более высокий минарет, украшенный мраморными колоннами. Во второй половине X в. архитектура мечети уже не отвечала блеску династии, терялась перед великолепием дворцов Мадинат ас-Захра. В 961—966 гг. последовало новое ее расширение к югу (старая часть здания была отчленена при этом двойной линией аркад). Уширенный главный неф начинается куполом на гуртах и завершается у михраба еще более роскошным куполом; два других отмечают помещения имама и кафедры (все три на гуртах). Пространство под куполами как в начале, так и в конце нефа выделено сложной системой пересекающихся арок, полуциркульных и пятилопастных. Тимпаны и камни арок заполнены резным растительным орнаментом.

Михраб в виде круглой камеры покрыт куполом в форме раковины, а его подковообразная арка опирается на колонны из мрамора и яшмы. Михраб опоясывает эпиграфическая лента в две строки, композиция довершается поясом декоративной аркатуры. По обе стороны михраба тянутся великолепные мраморные панели с резьбой растительного рисунка. Михраб и обрамления арочных проемов по обе его стороны покрыты многоцветными мозаиками растительного орнамента. Мозаики присланы из Константинополя, откуда прибыли и выполнявшие их мастера. В новом, здании использованы некоторые части старого: резные деревянные кафедра и стенки максуры (не сохранились), а также колонки михраба. 

В 987—988 гг. мечеть расширили к востоку. Так она получила свои окончательные огромные размеры 22 250 м, утратив при этом симметрию, цельность и гармонию плана. При всех расширениях строение двухъярусных аркад сохранялось, так же как и тектоника фасадов, укрепленных тяжелыми прямоугольными контрфорсами в форме башен, придающих зданию вид крепости. Стены тесаного камня и башни увенчаны ступенчатыми зубцами. При расширении куртины между башен получили роскошный резной и полихромный декор преимущественно геометрического характера. Лишь на западном фасаде уцелели остатки первоначального строгого оформления в виде резного по камню орнамента по сторонам одного из входов с козырьком на консолях.

Деревянные балочные потолки мечети, украшенные резным и расписным орнаментом, подшитые к стропилам черепичной крыши, в XVIII в. были заменены легкими сводами. С XIII в. в середине и вдоль боковых стен мечети появились христианские капеллы.

В облике кордовской мечети соединились разнородные элементы. От сирийской архитектуры заимствована идея двухъярусных аркад; несомненно также, что и мозаичный орнамент указывает на стремление воспроизвести черты дамасской мечети. Многое взято из зодчества Ифрикии, точнее, кайруанской мечети: купола по концам главного нефа и в значительной мере их структура, подковообразный профиль арок, наконец, рисунок обрамления михраба, навеянный композицией входа библиотеки мечети Сиди Окба. Многолопастные арки, как и купола на нервюрах, очевидно, пришли с Востока. Все эти элементы, сплавленные в едином образе большого своеобразия, дали основы направлению испано-магрибской архитектуры.

Толедо. Мечеть Биб-Мардум, 999—1000 г. План, разрез
4. Толедо. Мечеть Биб-Мардум, 999—1000 г. План, разрез

В Толедо сохранилась другая ранняя мечеть Биб-Мардум (впоследствии церковь Кристо де ла Луц). Миниатюрная по размерам, она представляет интерес своими формами (рис. 4). Эта постройка 8 × 8 м разделена подковообразными арками на 9 равных квадратов под куполами. Система арок и куполов опирается на стены и четыре тонкие колонны. Под каждый купол подведен четверик стен, прорезанных трехлопастными арочками, а центральный поднят, кроме того, на дополнительном восьмиугольном барабане. Арки барабана и парные арки центрального подкупольного квадрата очерчены циркульной кривой в форме подковы. В конструкциях использованы различные варианты пересекающихся гуртов, а центральный увенчан на вершине декоративной вспарушенной скуфьей. Можно заключить, следовательно, что купола на гуртах и нервюрах были обычным явлением в зодчестве арабского запада (в Толедо известен старинный дом подобной конструкции). Интересно отметить, что гурты куполов Биб-Мардум, так же как и арки, изогнуты подковообразно. Фасад украшает плетение утопленных в стену подковообразных арок из обожженного кирпича, образующих своеобразный каркас с заполнением из дикого камня и прослоек кирпича. Фасад увенчан геометрической сеткой из кирпича, зубцами и поясом надписи с датой постройки — 999—1000 гг. Необычные для местного зодчества центрический план этой маленькой мечети, конструкции и фасадный орнамент из обожженного кирпича заставляют предполагать воздействие архитектуры далекого Востока.

Территория халифата была усеяна укреплениями, которые ставились вдоль границ, путей и рек, у мостов и в устье долин. На их постройку употреблялся бетон. По формам они представляли собой упрощенный вариант византийской и восточной фортификации: ход для стрелков с зубцами по гребню стен и массивные прямоугольные башни. Входы крепостей были сквозные. Этот тип фортификации перенесен на африканский берег, там усовершенствован, и Магриб придерживался его в последующие столетия. Строились также цистерны и мосты (мост в Мериде на 60 арках), хотя многие из этих сооружений сохранились от римского времени и требовали лишь подновления.

Кордовский халифат просуществовал до 1029 г. Одной из причин его распада послужила пестрота этнического состава. Мусульманская Испания разделилась на ряд мелких эмиратов с арабскими правителями в Сарагоссе и Севилье, берберскими в Малаге и Гранаде, славянскими в Алмерии и Валенсии. Ослабленные в политическом отношении, эти эмираты тем не менее сохраняли высокую художественную культуру, питавшуюся достижениями кордовской цивилизации. Ставшие средоточием политической и культурной жизни, города, до тех пор провинциальные, расширялись и, соперничая между собой, украшались капитальными зданиями.

Строились многочисленные укрепления. Приемы фортификации, впрочем, мало обогатились за два столетия; сохранялись, за редкими исключениями, ворота с прямым коридором. Хрупкая конструкция дворцов, строившихся из бетона и кирпича, в том числе, вероятно, сырцового, была причиной их разрушения, чему способствовали также междоусобные войны. О былом великолепии свидетельствуют мраморы и резной стук дворца Бану Худ или Алжаферии в Сарагоссе, построенного в 1049—1081 гг. (большей частью сняты со стен и хранятся в музеях). Стиль декора, сильно измененный по сравнению с кордовским, характеризуется насыщенностью, дробностью, большим развитием геометрических форм. Очертания арок усложняются комбинациями кривых линий. Скульптурность и динамика рисунка иногда вызывают в представлении витражи пламенеющей готики.

Севилья. Минарет Хиральда. 1198 г. Изображение на барельефе собора
5. Севилья. Минарет Хиральда. 1198 г. Изображение на барельефе собора

При Альморавидах и Альмохадах строительство сосредоточилось главным образом на территории Марокко. Альмохады не обошли вниманием и свою андалузскую резиденцию — Севилью, где в 1171 г. была построена огромная мечеть в 17 нефов (впоследствии превращена в собор). Минарет, известный как башня Хиральда, был начат в 1184 г. зодчим Ахмедом бен Басу из тесаного камня, а в 1198 г. закончен из кирпича другими мастерами (Али ал-Гомари и Абд ал-Лаис ас-Сикилли). Эта огромная башня 14,85 м шириной и высотой до 80 м достойно вошла в число трех величайших минаретов Запада наравне с минаретом Кутубийи и башней Хасана. Структура Хиральды с пандусом и ярусами внутренних сводчатых зал та же, что у этих минаретов. Внешний облик Хиральды искажен при переделке его под колокольню. О его первоначальном виде свидетельствует бронзовый рельеф собора, где точно переданы детали фасада. Декоративное переплетение аркад в этой гигантской башне значительно усложнено делением их на четыре поля с ярусами объединенных многолопастной аркой спаренных проемов (рис. 5).

Фортификация XIII в. усиливается дополнительной стеной-барьером — протехизмой (глинобитные стены Севильи и Кордовы) и выносными башнями (Бадахос).

В XI в. раздробленность страны нарушила равновесие сил на полуострове. Началась реконкиста — вытеснение мусульман христианами. С распадом альмохадской империи реконкиста усилилась. Последний оплот мусульман — Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 г., пал в 1492 г. Несмотря на угрозу краха, правители Гранады продолжали наслаждаться утонченным искусством: к их услугам были поэты, ученые и мастера с освобожденной испанцами территории.

Гранада. Альгамбра. План ансамбля: а — Альгамбра; б — Женералиф Гранада. Альгамбра, XIII—XIV вв. План
Гранада. Альгамбра. Конструкции крепостных стен и арок Львиного двора

6. Гранада. Альгамбра. План ансамбля: а — Альгамбра; б — Женералиф

7. Гранада. Альгамбра, XIII—XIV вв. План: 1 — Миртовый двор; 2 — зал Посланников; 3 — мечеть; 4 — баня; 5 — Львиный двор; 6 — зал Двух сестер; 7 — зал Абенсеррагов; 8 — зал Суда; 9 — дворец Карла V

8. Гранада. Альгамбра. Конструкции крепостных стен и арок Львиного двора

Цитадель и резиденция эмиров ГранадыАльгамбра — высится на гребне холма, отделенная от медины и рабада рекой. Дворцовые здания окружены стеной протяжением 3500 м (рис. 6). Своеобразная конструкция стен состоит из кирпичных клеток, заполненных бетоном. Красноватый цвет стен объясняет название ансамбля Ал-Хамра («Красная»). Укрепления Альгамбры восходят к XI в., тогда как дворцовые здания относятся к XIV и отчасти XIII вв. Основные постройки ансамбля группируются вокруг двух больших дворов — характерный для Магриба тип рийада (рис. 7). Планировка прямоугольных дворов в отдельности симметрична, но ансамбль в целом лишен симметрии.

Ось Миртового двора с аркадами на торцах подчеркнута зеркалом водоема, обрамленным боскетами. Против входа, на северной стороне двора высится монументальная квадратная башня тронного зала, зал Абенсеррагов, или Посланников, высотой 18 м. Девять окон зала при толщине стен 3 м выглядят как отдельные камеры. Львиный двор окружен легкими аркадами на коллонах, кое-где соединенных по две или три. Ажурные тимпаны арок заполняет деревянная оштукатуренная решетка (рис. 8), несущая кружево резного по алебастру орнамента. Среди двора бьет фонтан, чашу которого окружают 12 мраморных львов — отсюда название двора (рис. 9). Фонтан в окружении скульптурных фигур — явление не новое для архитектуры Магриба, подобные фонтаны со скульптурами из бронзы и золота были в Мадинат ас-Захра и в Бужи.

Гранада. Альгамбра. Интерьеры: Миртовый двор, зал Суда, окно тронного зала. Львиный двор
9. Гранада. Альгамбра. Интерьеры: Миртовый двор, зал Суда, окно тронного зала. Львиный двор

Внутрь двора выдвигаются на коротких его сторонах два павильона. Этот прием, как и планировку двора в целом, отчасти предвосхищает решение дворца XII в. в окрестностях Мурсии. С трех сторон во двор обращены связанные коридорами великолепные залы. Их названия — зал Суда, зал Абенсеррагов — указывают на то, что этот двор, как и первый, имел официальное назначение. Дворец был в значительной мере административным комплексом, какой в Марокко называется «махзан». Расположение собственно жилых помещений не установлено. В ансамбль входили мечеть и баня.

Поражает богатство и насыщенность декора, где соединяются разноцветные мраморы, глазури, мозаика. Господствует резной по алебастру расписной орнамент растительных и геометрических форм, где преобладают голубой, красный тона и золото. Причудливые соты сталактитов, также с росписью и позолотой, образуют купола зал. Анфилада зал Львиного двора связана серией сталактитовых арок. Неповторимый декор Альгамбры — вершина орнаментального мастерства, впитал всю фантазию и изящество искусства мусульманской Андалусии. 

Альгамбра — одно из ценнейших произведений гражданского зодчества и самый ранний из сохранившихся дворцовых памятников мусульманского Запада, по роскоши не имеющий равных на средневековом Востоке, но ее хрупкая архитектура уже миновала этап зрелого равновесия и ступила на путь избытка и вычурности. В стенах Альгамбры открыты раскопками три жилых дома, построенных по одному плану: комнаты окружали квадратный внутренний двор с бассейном, главное помещение отделено от двора галереей; двор сообщался с улицей изогнутым коридором.

Стены Альгамбры усилены квадратными и прямоугольными башнями. Внутри башен устроены залы и камеры (тронный зал заключен в самой большой башне Комарес). К югу выходят четверо ворот (коридор главных ворот образует три колена). На западном конце ограды расположена старая касба с угловыми башнями и донжоном. Донжоны касбы всегда входили в систему обороны стен, занимая место обычно по углам. К востоку от Альгамбры, на отдельной возвышенности, стоит среди садов летняя резиденция правителей — Женералиф (XIII в. или начало XIV в.).

Между тем уже более четырех столетий длилась освободительная война, близился конец эмирата. В 1085 г. испанцы взяли Толедо, в 1118 г. Сарагоссу, в 1236 и 1248 гг. Кордову и Севилью. Реконкиста завершилась в 1492 г. взятием Гранады. Эти города при халифах и эмирах славились как центры искусства. После реконкисты традиции архитектуры не отмирают и образуют стиль, известный под названием «мудехарского» («мудехарами» называли оставшихся на освобожденной территории мусульман). Мудехарское искусство вышло далеко за рамки покоренной территории и существовало свыше трех столетий после падения Гранады. Это искусство завоевало все слои общества — придворные и народные. Среди памятников мудехарской архитектуры прежде всего следует назвать христианские капеллы внутри кордовской мечети — в частности, капеллы Сан Фернандо и Вилла-вициоза, обе XIII в., с куполами на нервюрах и нарядными арками (рис. 3), а также перестроенную мечеть Биб-Мардум.

Толедо считается «столицей мудехарского искусства». Здесь находится выдающееся произведение мудехарской архитектуры — церковь Мария ла Бланка XIII в. (первоначально синагога) с рядами подковообразных арок на колоннах октогонального сечения. К памятникам мудехарского зодчества относится и построенный по образцу Альгамбры Алькасар в Севилье (XIV—XV вв. с позднейшими добавлениями).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)