Архитектура Индии V–XVIII вв. (введение)

Глава «Архитектура Индии V–XVIII вв. Введение / Заключение» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Архитектура Индии V — XVIII вв. создана народами, населявшими Индостанский полуостров, т. е. территорию современных государств Индии и Пакистана.

Многочисленные архитектурные памятники обширного Индостанского полуострова, почти равного по территории Европе и превышающего ее по численности многонационального населения, отличаются необычайным разнообразием и вместе с тем отмечены глубокой самобытностью, высоким уровнем строительной и художественной культуры.

Поразительное сочетание многообразия и цельности — одна из очень важных особенностей средневековой строительной и художественной культуры народов Индии при ее постоянной политической раздробленности.

Общности культуры, сохранению ее глубокой самобытности и древнейших традиций в архитектуре благоприятствовала сама природа. Могучие горные хребты Гималаев ограждали Индию с севера, а в других направлениях ее отделяли от внешнего мира воды Индийского океана. Со временем естественные преграды преодолевались. Все больше соприкасаясь с внешним миром, Индия впитывала и поглощала культурные влияния различных народов Средиземноморья и Востока, обогащая собственную культуру, а в периоды своего расцвета оказывала сама могущественное воздействие на культуры других азиатских стран и народов.

В истории архитектуры Индии и Пакистана наиболее значительное место занимают памятники средневековья. В них особенно ярко выявляются специфические особенности и региональные различия.

История архитектуры средневековой Индии разделяется на два периода: V—XIII вв. и XIII—XVIII вв. Рубежом между ними явился XIII в. — начало завоевания Индии феодалами — мусульманами из сопредельных стран Ближнего Востока и Средней Азии. В развитии самобытного направления средневековой индийской архитектуры наиболее ответственными явились V—VIII веков. В течение этих столетий сложились новые формы общественного сознания, развились новые художественные средства искусства и архитектуры, обусловленные не столько внешними обстоятельствами (иноземными вторжениями, влияниями и т. п.), сколько внутренними закономерностями социально-экономических преобразований, связанных с переходом от рабовладения к феодализму.

Пережив состояние политической раздробленности и экономического упадка (после распада в III в. двух рабовладельческих империй: на юге — Андхры, на севере — Кушанов), Индия вступила в новую полосу расцвета с начала V в. После того как на Западе в IV в. рухнула вместе с рабовладельческим строем античная цивилизация, центр мировой культуры переместился на Восток. Одной из ведущих стран Востока стала Индия, обогатившая в период раннего средневековья мировую сокровищницу науки, философии, литературы и искусства классическими произведениями великого поэта Калидасы, росписями Аджанты, скульптурами Эллоры и Элефанты.

Карта Индии, Пакистана, Цейлона и Непала
Карта Индии, Пакистана, Цейлона и Непала

В отличие от Западной Европы Индия встала на путь феодализма, не расставаясь с прежним экономическим базисом и древнейшими культурными традициями.

Ирригационное земледелие по-прежнему оставалось характерным для экономики Индии и развивалось и в период феодализма в условиях крупных государственных объединений. Основу социальной структуры Индии продолжали составлять сельская община и система деления на варны и джати. Сельская община была главным тормозом на пути развития крупного рабовладения в Индии в древний период, а во времена феодализма она же задерживала рост крупных городов.

Социальные изменения переходного периода в Индии не достигли такой разрушительной силы, которая была бы способна смести старые устои экономики и культуры. Во многих богатых и людных городах (особенно центрах религиозного паломничества, стоявших на древних торговых путях, таких, например, как Варанаси, Канчипурам, Бхубанешвар) по-прежнему процветали ремесла и торговля. Не оборвались связи с внешним миром. По проторенным ранее путям вновь наладилась торговля с Ираном и Средней Азией, завязались оживленные связи с Византией и Китаем.

Процесс отмирания старого и становления нового протекал в Индии крайне медленно и неравномерно — для этого потребовалось не одно, а несколько столетий.

К началу IX в. господствующее положение в стране заняли феодалы и брахманское жречество, буддизм сменила новая, более сложная и гибкая религиозная система — индуизм, впитавший идеи древних религий брахманизма и буддизма, а также различных народных верований. Близкий к буддизму, но менее влиятельный джайнизм, существующий и в наши дни, распространился главным образом среди торговцев, ростовщиков и крупных ремесленников. Господствовавший среди правящих классов в течение многих столетий буддизм, утратив значение в пределах своей родины, переместился в другие страны Востока: Цейлон, Бирму, Китай, Японию и др. Одновременно с этим в Индии в основном прекратилось строительство таких типов сооружений, как ступа, монастырь и храмов в формах чайтья. Храм, воплотивший новую религиозную концепцию, связанную с идолопоклонством, стал основным типом средневекового монументального зодчества.

В начале IX в. почти прекратилось скальное строительство и началось возведение каменных зданий. Причем в камне возводились лишь культовые постройки (за исключением Раджпутаны). Гражданское строительство велось, как и прежде, в недолговечных материалах: в дереве, глине, кирпиче и др. Это было одной из главных причин, что ранние памятники средневекового гражданского зодчества не дошли до нас.

В период расцвета феодализма (X—XI вв.) строительство храмов поглощало огромные материальные средства и сосредоточивало лучшие художественные силы средневекового общества. Храмовая архитектура стала основным выразителем господствовавших религиозно-философских и эстетических воззрений эпохи. Уцелевшие памятники III в. до н. э. — XII в. н. э. ограничиваются, за малым исключением, сооружениями буддийского, брахманского и джайнского культа, что и дало основание зарубежным исследователям классифицировать индийскую архитектуру по этому признаку.

Такая классификация архитектуры, основанная на религиозных различиях, является для нас неприемлемой, так как она исключает важную область градостроительства и гражданских сооружений и тем самым не раскрывает сути архитектуры и исторически сложившихся ее местных особенностей. Кроме того, известно, что памятники различных культов, возникшие в одних и тех же исторических условиях, мало чем различаются между собой по архитектуре.

Проследить историческое развитие градостроительства и гражданской архитектуры с V по XIII вв. становится почти невозможным. Бесследно исчезли многочисленные города и селения с их разнообразными постройками. О них мы знаем только по описаниям.

Составить представление о видах и формах гражданского зодчества V—XIII вв. удается лишь при помощи косвенных данных и сведений из письменных источников. В отдельных же случаях приходится полагаться на преемственность традиций. До настоящего времени остается невыясненным еще вопрос: в какой степени поддерживались традиции в области градостроительства с тех пор, как погибла одна из ранних в мире городских цивилизаций — так называемая культура Хараппы, процветавшая между XXX—XV вв. до н. э. на большей части территории современных Индии и Пакистана (см. ВИА, т. I, глава 1). Ее поселения обнаруживают необычайно высокий для своего времени уровень градостроительства и благоустройства: регулярная планировка поселений, двух- трехэтажные постройки из обожженного кирпича, общественные бассейны и колодцы, общегородская сеть канализации. Средневековых городов, подобных Мохенджо-Даро, Хараппа или Лотхал, не обнаружено, но отдельные характерные для них черты прослеживаются в более позднем строительстве. Важным связующим звеном между древностью и средневековьем (до XIII в.) являются дошедшие до нас город Таксила (на территории современного Западного Пакистана), создававшийся между VI в. до н. э. и V в. н. э. (хотя в нем уже трудно различить черты самобытности и внешних влияний) и город Нагарджунаконда на юге Индии.

Использование индийских текстов для исследования средневекового гражданского зодчества затрудняется тем, что в древней и средневековой Индии не было принято датировать литературные произведения, и в результате этого до настоящего времени не установлены даты и место написания многих очень ценных текстов. Расхождения среди ученых в их датировании нередко колеблются в пределах нескольких столетий. Кроме того, древнеиндийские тексты писались и составлялись, как правило, духовными лицами (брахманами или буддийскими монахами), которые чаще всего толковали те или иные произведения архитектуры и искусства по-своему, приписывая им какой-либо мистически-символический смысл.

Тем не менее неисчерпаемое по богатству философской мысли, поэтических образов и научно-практических знаний литературное наследие Индии содержало много ценных сведений по архитектуре. Индия была одной из передовых стран Востока, с высокоразвитым земледелием и ремеслом, хорошо налаженной заморской торговлей, страной сложной и утонченной духовной культуры.

При помощи данных изобразительного искусства — рельефных и живописных изображений построек на различных уцелевших памятниках (рельефы на ступе Бхархута и Санчи, стенные росписи Аджанты и др.) — можно представить внешний облик неуцелевших городских и других построек из недолговечных материалов. Помогают также представить внешний облик исчезнувших построек сохранившиеся в скалах сооружения культа, в которых больше, чем в других, обнаруживается близость к формам народного зодчества (например, сооружения из монолита скалы-ратхи Мамаллапурама).

Сохранению древних традиций и совершенствованию профессионального мастерства во многом способствовали выросшие на основе деления общества на варны иджати (группирующиеся по производственному и социальному признакам) специфические ремесленные организации — сени (или шрени), в которых профессия передавалась по наследству. Накапливавшийся опыт принял форму шилпашастры, служившей практическим и теоретическим руководством для строителей, скульпторов, художников и ремесленников самых различных профессий. Шилпашастра долгое время не фиксировалась письменно, а передавалась устно. Письменные тексты шилпашастры появились в первых веках до н. э., а в VI в. н. э. были известны уже специальные трактаты по строительству и архитектуре.

Строительные организации (или корпорации) сени в поисках работы передвигались по всей стране, нередко посвящая жизнь не одного, а нескольких поколений строительству крупного объекта. Таким образом, одинаковые типы и формы сооружений могли возникнуть в самых отдаленных друг от друга местностях, сильно различающихся между собой в природно-климатическом и других отношениях.

Распространение шилпашастры и сени по всей обширной Индии вносило определенную унификацию в архитектуру страны, отличающейся необычайным разнообразием местных строительных и художественных традиций. Однако при всех своих достоинствах такая система, удивительно живучая и стойкая, приводила в конечном счете к застою творческой мысли, к консерватизму строительной техники.

Новый этап в историческом развитии архитектуры Индии начинается со времени утверждения на индийских землях господства феодалов — мусульман (распространившегося в XV—XVII вв. почти на всю Индию, исключая крайний юг). С распространением ислама появляются новые для Индии типы и виды культовых сооружений. Это были мавзолеи, мечети, медресе и минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране в соответствии с характером мусульманского культа и местных строительных традиций.

Непрерывные завоевательные и междоусобные войны, особенно характерные для этого периода, вызвали невиданный до этого размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Архитектура продолжала занимать ведущее место среди других видов искусств. Но в окружающей застройке стал доминировать не храм, бывший центром общественной жизни, а укрепленная резиденция феодала и его загробная резиденция — мавзолей, символизирующие его могущество и богатство.

Вместе с завоевателями (главным образом тюрко-афганского происхождения) на индийской земле осели многочисленные строители и художники из соседних стран. В совместном творчестве мастеров из Индии, Средней Азии и Ирана, особенно в периоды расцвета, рождались замечательные произведения, сочетавшие в себе достижения различных художественных и строительных культур.

Наиболее выдающиеся архитектурные памятники периода господства мусульманских феодалов в Индии относятся ко времени расцвета двух централизованных государств — Делийского султаната XIII—XIV вв. и империи Моголов XVI—XVIII вв., избравших своей бессменной столицей Дели. Не менее выдающиеся произведения, отличающиеся ярким своеобразием архитектуры, были созданы в XV—XVI вв. в независимых мусульманских княжествах Гуджарата, Бенгалии, Хайдарабада, Биджапура, в которых диктуемые исламом формы и типы сооружений трактовались по-своему, представляя удивительно разнообразную картину провинциального творчества.

Замечательные по своей архитектуре ансамбли дворцов и крепостей были созданы в XVI—XVIII вв. целиком на местных традициях в сохранявших независимость индусских княжествах Раджпутаны, ставшей основным художественным и культурным центром Северной Индии после наступившего в XVIII в. распада Могольской империи.

До XIX в. по традиционному пути продолжала развиваться архитектура на Коромандельском побережье крайнего юга, где властвовали индусские феодалы и брахманские жрецы, которые воздвигали колоссальные храмовые комплексы, разраставшиеся до размеров города.

Начиная с XVII в. с проникновением европейских колонизаторов в Индии появляются сложившиеся в Европе типы и формы сооружений: христианские церкви, коттеджи, административные здания в стилях готики, Ренессанса или классицизма. Одними из первых сооружений, построенных европейцами в наиболее важных стратегических пунктах, были форты, воздвигнутые в XVII в. на Индийском побережье, на месте современных городов Мадраса, Бомбея, Калькутты, Пондишери. Скованная путами феодализма и кастовости, терзаемая междоусобицами, Индия стала легкой добычей европейских колонизаторов, окончательно поработивших страну после столетия тяжелых войн, захватов и грабежа в начале XIX в. С периодом британской колонизации связаны новые страницы истории индийского зодчества.


История архитектуры Индии эпохи феодализма V—XVIII вв. представляет очень сложную и противоречивую картину. Политическая раздробленность и частые войны сменялись периодами мирного развития и образования в отдельных районах страны крупных централизованных государств. Все это сказалось на становлении индийского зодчества.

Трудно воссоздать картину развития градостроительства и гражданского зодчества до XIII в. по тем немногим уцелевшим памятникам материальной культуры и литературным источникам. Ранние произведения монументальной культовой архитектуры в определенной степени могут для нас служить источником познаний в области гражданского строительства этого периода.

В монументальном зодчестве V—XIII вв. основное внимание уделялось строительству храмов.

Местом непрерывного эволюционного развития храмовой архитектуры до XIII в. оставался крайний юг как оплот индуизма. Здесь можно проследить развитие храма от простого объема святилища, предполагающего индивидуальную форму культового обряда (Ратха Драупади в Мамаллапураме), до сложных форм крупного храмового комплекса большого общественного значения. Разросшиеся до размеров города храмовые комплексы в Мадурай, Канчипураме и других городах совмещали в себе функции культового сооружения и общественного, экономического и культурного центра.

На основании исследования архитектурных памятников V—XIII вв. можно заключить, что распространенным на большей части Индии (исключая Ориссу, Бенгалию и Раджастхан) строительным материалом было дерево, основной стеновой конструкцией — деревянный каркас; несущие стоечно-балочные конструкции были также деревянные. Широко применялись пирамидально-ярусные композиции и колонны. Здания штукатурились и покрывались цветными росписями. В деревянном зодчестве выработались определенные строительно-конструктивные формы и специфические художественные образы.

С развитием в V в. каменного зодчества перед индийским архитектором встала задача воссоздать в камне привычный для народа художественный образ деревянного здания. В этом сказалась непреодолимая сила традиций, свойственная Индии. По всей вероятности, этим в основном можно объяснить появление уникальных в мировой архитектуре произведений, выполненных скульптурным методом из монолита скалы, таких как ратхи Мамаллапурама и храм Кайласанатха в Эллоре.

Значение храма как средства идеологического воздействия со стороны господствующих классов (феодалов и брахманского жречества) на народ с течением времени возрастало и вместе с этим усложнялась и обогащалась структура храма и его художественный образ за счет привлечения изобразительных видов искусства, особенно скульптуры. Храмовые изображения — это раскрытая книга мифов, легенд, религиозно-философских идей. Индийцы, всегда придававшие большое значение воспитательной роли искусства, иначе и не мыслили свои храмы, как каменную летопись, наглядную и доходчивую.

Архитектура в Индии с древних времен считалась матерью всех искусств и развивалась в тесной взаимосвязи со всеми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с музыкой и поэзией. В период средневековья Индия обогатила мировую сокровищницу зодчества такими произведениями, как памятники Аджанты, Эллоры, Элефанта.

С XIII по XVIII в., в период правления мусульманских династий, когда происходило активное взаимодействие индийской строительной культуры с привнесенной извне и вместе с исламом появились новые виды культовых сооружений, в Индии развилось множество архитектурных направлений. В стране одновременно существовало много самостоятельных, одинаково значимых центров строительной и художественной деятельности. В соседних государствах в один и тот же период возникали здания, несовместимые по художественной, религиозной и архитектурной концепции. Некоторое единообразие в архитектуру вносили шилпашастры и сени, продолжавшие вплоть до дней британского владычества в Индии играть большую роль в организации строительного производства, канонизации индийского зодчества и сохранения преемственности древнейших традиций.

XIII—XVIII века, исключительно насыщенные завоевательными, междоусобными и антифеодальными войнами, оставили множество замечательных памятников фортификационного искусства. К XVI—XVII вв. относятся лучшие образцы крепостей и укрепленных резиденций (в Гвалиоре, Читоре, Агре, Голконде и других), в которых высокое инженерно-техническое мастерство сочетается с не менее высокими архитектурными и художественными качествами.

Основным строительным материалом на большой части территории Индии с XIII в. становится камень, в Бенгалии и Пенджабе продолжает оставаться кирпич, а в Кашмире — дерево.

В отличие от предшествующего периода XIII—XVIII века исключительно богаты памятниками градостроительства и гражданского зодчества. С XIII в. в Индии появляется множество новых городов. Однако эти города, образовавшиеся вокруг укрепленных резиденций феодалов, не получают развития. Город, как правило, погибает вместе со своим правителем (Даулатабад, Фатихпур-Сикри и другие).

Образцом индийского гражданского зодчества и синтеза архитектуры и монументальной живописи могут служить дворцы Раджастхана (в Датии, Гвалиоре, Орчхе и других), в которых функциональные и художественные задачи нашли свое блестящее разрешение.

В монументальном зодчестве, развивавшемся на территории правящих мусульманских феодалов, ведущим типом сооружений вместо ранее господствовавшего храма стала укрепленная резиденция феодала и его загробная резиденция — мавзолей. Архитектура вместе с изобразительными видами искусств перестала быть монументальным средством идеологического воздействия. Она утратила одну из наиболее отличительных своих особенностей прошлого — органическое слияние архитектурных форм со скульптурными. С применением куполов, арок и сводов появились новые пространственные системы. С запретом ислама на изобразительные виды искусства в декоративном убранстве применялись мозаика, инкрустация, а ранее известная техника резьбы по камню достигла еще большей виртуозности исполнения.

В условиях непрекращавшихся войн, беспощадной эксплуатации крестьянства и непроизводительной растраты общественных богатств со стороны феодалов, окружавших себя безумной роскошью, был неизбежен наступивший к концу XVIII в. общий упадок экономики, культуры и архитектуры. Окончательный удар по экономике и культуре народов Индии был нанесен завоевавшими страну британскими колонизаторами.

В целом необходимо отметить, что эпоха феодализма была наиболее плодотворной в истории индийского зодчества. В пору расцвета своих творческих сил (V—VIII вв.) Индия оказывала могущественное влияние на культуру других народов, а когда сама попала под чужеземное влияние, то ассимилировала и творчески перерабатывала занесенные извне культурные традиции, создавая новые выдающиеся произведения, отмеченные печатью яркой творческой самобытности. Архитектурные произведения эпохи феодализма, обогатившие мировую сокровищницу зодчества, являются памятником гению безвестных индийских зодчих, каменщиков, художников и скульпторов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)