Архитектура Магриба

Глава «Архитектура Магриба», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Арабы называли захваченные ими страны к западу от Египта Магрибом (араб, запад). Север Африки был заселен к моменту арабского завоевания кочевыми и оседлыми берберскими племенами (берберы — «варвары», как называли аборигенов римляне). Ещё до арабов здесь зародились феодальные отношения. Арабы утвердили феодальный строй с подушной податью — хараджем.

Наступление на Магриб началось в середине VII в; в начале VIII в. арабы достигли побережья Атлантики, а в 710 г. высадились на берегах Пиренейского полуострова (к тому времени в армии уже преобладали берберские элементы). Дальняя провинция омейадского, затем аббасидского халифата управлялась соответственно наместниками из Дамаска и Багдада. В середине VIII в. установился кордовский халифат Омейадов в Испании.

Карта Африки и Ближнего Востока

Первые века арабского владычества в Северной Африке протекали бурно, при постоянных волнениях среди местного населения, принимавших религиозную окраску; большую роль сыграло распространение хариджизма. К 800 г. возникли три автономных государства с центрами в Кайруане, Тиарете и Фесе, управляемые выходцами с Востока, но по существу берберские. Границы их отвечали делению Магриба на Ближний, Средний и Крайний, что примерно соответствует современным Тунису, Алжиру и Марокко. Этому способствовала географическая расчлененность севера Африки. История стран Магриба так тесно сплетена, что может рассматриваться лишь в общем контексте.

В начале X в. на политической арене появились Фатимиды, объявившие себя потомками Мухаммеда со стороны его дочери Фатимы. Конечной целью их притязаний был Египет, поэтому они задержались в Магрибе лишь до 969 г., оставив наместником бербера Бологгина. Господство Фатимидов, простираясь на Ближний и Средний Магриб, почти не затронуло Крайнего Запада. Сыновья Бологгина, разделив между собой эти области, отделились от фатимидского халифата.

В середине XI в. Ближний и Средний Магриб захлестнули кочевые арабские племена бену-хилаль из верхнего Египта. Это событие имело очень серьёзные последствия в этническом, экономическом и культурном отношении. Вторая волна арабов оказала решающее влияние на арабизацию местного населения и отодвинула к самому побережью границы возделанных земель. Распались местные государства и воцарилась анархия, чем воспользовались новые берберские династии Запада. Образовалась берберская империя Альморавидов, соединившая Испанию, Крайний Магриб и часть Среднего Магриба. Сто лет спустя их сменила еще более обширная держава Альмохадов, охватившая весь Магриб.

Политическое объединение способствовало созданию синкретического искусства, впитавшего традиции андалузской культуры, художественные приемы севера Африки и наследие Востока. В зарубежной литературе это искусство известно под условным названием «мавританского». Термин выбран неудачно. Мавританией называлась римская провинция на севере Марокко, а маврами (от греч. «темный») европейцы именовали всех жителей и выходцев с севера Африки. Таким образом термин «мавританское искусство» ненаучен, так как не определяет ни сущности вопроса, ни границ школы во времени и пространстве. Возникшее течение лучше определять как «испано-магрибское искусство». Хилалийское нашествие прервало культурно-политические отношения с Египтом и Сирией; с тех пор испано-магрибская школа, продолжая развиваться, фиксирует свои каноны.

Конец альмохадской империи является в Магрибе началом застоя и упадка. Начиная с XV в. на берегах Северной Африки оседают португальцы и испанцы, занимая прибрежные города Марокко и Алжира.

К концу XV в. Магриб находился в состоянии политического распада. Абдалвадидское (Алжир) и хафсидское (Тунис) государства дробились на ряд мелких владений с неопределенными границами, а в портовых городах обосновались пираты, грабившие под флагом священной войны европейское побережье и корабли. Стремясь уничтожить пиратские гнезда, испанцы снарядили на каравеллах отряды, захватившие Оран (1508 г.) и Бужи (1510 г.), а в 1511 г. у входа в алжирскую гавань на скалистом островке поднялась христианская крепость Пенон, нацелившая на город свои пушки. Однако, закрепив за собой ряд стратегических пунктов на берегу, испанцы не углублялись внутрь страны, довольствуясь набегами на ближайшие села. От их владычества в Оране и Бужи остались руины испанских укреплений. Далее в судьбу Ближнего и Среднего Магриба вмешались турецкие корсары братья Арудж и Хайреддин, захватившие ряд городов Алжира. Хайреддин, прозванный Барбаросса, передал Алжир и затем Тунис во владение Османской империи, причем они управлялись назначенными беями и пашами. Испанцы были вытеснены. Пиратство между тем продолжалось и достигло в XVII в. небывалого размаха, что привело в начале XVIII в. к автономии обеих стран.

Средневековые города Магриба из боязни нападения с моря ставились в некотором отдалении от берега, но обслуживались они каждый своим портом, связывавшим город с внешним миром: у Тиарета был Мостаганем, у Тлемсена — Хунейн. Существовали и большие портовые города, с самого начала получившие значение торговых баз на берегах Средиземноморья — Алжир (возник в середине X в.), Тунис (основан в конце IX в.).

Контур стен диктовался, в общем, стратегическими соображениями, его определяли береговая линия и гребень возвышенности. У Кала Бени-Хаммад и Ашира стены взбегают по склону горы, охватывая скалистую вершину, которая служила наблюдательным пунктом, последним убежищем при осаде и заключала источник питьевой воды. У портовых городов стены нередко соединяют крайние точки побережья с какой-либо возвышенностью, составляя треугольник. Вдоль стены шел ход для стрелков, защищенный извне зубцами, и располагались башни, в большинстве прямоугольные. Ворота с коленчатым входом выступали между двух башен. Линия укреплений часто дублировалась передней более низкой стеной и дополнялась рвом. Со стороны моря корабли шли коридором между двух башен; эти морские ворота запирались на ночь цепями. В верхней точке города ставилась цитадель-касба, с которой обычно соседствовал еврейский квартал меллах. На периферии столичных городов располагалась окруженная собственной стеной правительственная резиденция махзан с канцелярией, аудиенц-залом, гаремом и садами.

Иногда контур городских стен оказывался слишком просторным, между укреплениями и застройкой оставались свободные пространства, порой даже засаженные фруктовыми деревьями.

Наличие питьевой воды влияло на выбор места для города. Северная Африка бедна постоянными водотоками, и лишь немногие города обеспечены речной водой (Фес). Русла оврагов — вади (уед) заполняются водой лишь в сезон дождей. Обычно города возникали у колодцев и источников, включаемых в городскую черту. При отсутствии ближних источников воду подводили за десятки километров подземными каналами и акведуками; строились крупные открытые водохранилища и цистерны, куда собирали дождевые и грунтовые воды. В больших городах существовала также система подземной канализации для удаления нечистот (Кайруан, Алжир, Фес).

В Магрибе преобладает базиликальный тип мечети. Встречается и поперечное размещение аркад. Однако в облик здания внесены особые черты — выделяется система расширенных осевого и трансептального нефов, а в убранство интерьера вводятся акценты, организующие зрительное восприятие архитектуры. Своеобразны также формы и декор минаретов.

В строительстве употреблялись камень, кирпич, бетон из смеси камня с известью, глина, дерево. Сводчатые покрытия не имели решающего значения в конструкциях, как на Ближнем Востоке, и лишь в Тунисе получили заметное развитие. В других странах Магриба своды применялись лишь в фортификации, а купола, как правило, играли чисто декоративную роль и укрывались извне черепичной кровлей. Аркады нефов опирались на колонны (восточный вариант) или пилоны (западный вариант).

Своеобразие и богатство форм зодчества Магриба определяется его источниками. Развернувшееся на почве римских колоний, богатой памятниками античной культуры, строительство долго питалось ее остатками. Расходовался тесаный камень из руин римских городов, оттуда заимствованы многие тысячи колонн для мечетей и дворцов новых завоевателей страны. Занесенные из Аравии и Ближнего Востока типы зданий получали таким образом «одежду с чужого плеча». Когда запасы античных материалов были исчерпаны, зодчие создали собственный ордер по образцам Рима и Византии. В.отличие от древних, колонны получили цилиндрический фуст без курватуры.

Зодчие Магриба пользовались опытом римлян при возведении мостов и акведуков, достижениями византийских зодчих в фортификации и постройке цистерн.

Однако зодчество Магриба не заимствовало принципов римской архитектуры. Источником вдохновения оставались традиции Сирии, Месопотамии, даже Ирана, откуда пришли многие формы и техника декора. Общение с Востоком протекало в основном на почве культурных интересов. Серьезным фактором было и религиозное брожение, вызывавшее миграцию населения: в городах Магриба проживало множество выходцев с Востока (в Тиарете, например, были особые кварталы людей из Куфы и Басры).

До сих пор не ясна роль в сложении средневековой культуры Магриба берберского наследия. История берберов до арабского завоевания совершенно не изучена. Известно, однако, что римляне застали на африканском берегу множество селений и укреплений. Во II в. до н. э. здесь сложилось централизованное берберское государство Масиниссы, поощрявшего строительство городов; столицей государства была Цирта, стоявшая на месте нынешней Константины. Следует принять во внимание и то немаловажное обстоятельство, что арабское завоевание Магриба вначале сопровождалось лишь кратковременным политическим господством. Приняв новые язык и религию, население все же в значительной мере сохраняло прежний этнический состав. Государства Магриба были по преимуществу берберские; в первую очередь нужно назвать среди них такие крупные образования, как империи Альморавидов и Альмохадов. Все это заставляет думать, что местные навыки внесли свою долю в строительную культуру Магриба.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)