Архитектура стран Юго-Восточной Азии 1920-1960-х гг.

Глава «Архитектура стран Юго-Восточной Азии», «Всеобщая история архитектуры. Том 11. Архитектура капиталистических стран XX в.». Автор: Ожегов С.С.; под редакцией Иконникова А.В. (ответственный редактор), Хан-Магомедова С.О., Савицкого Ю.Ю., Былинкина Н.П., Яралова Ю.С., Гуляницкого Н.Ф. Москва, Стройиздат, 1973


Середина XX в. стала временем крушения господства колонизаторов в Юго-Восточной Азии. После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции усилилось национально-освободительное движение в колониальных странах Азии, Африки и Америки. Однако только после второй мировой войны создались условия, позволившие народам стран Юго-Восточной Азии завоевать независимость и начать строительство собственной государственности. Тем не менее этот район земного шара ещё остается одним из самых опасных очагов международной напряжённости. В некоторых из стран, формально независимых, империалистам удалось сохранить политическое и экономическое господство, использовать эти страны в качестве плацдарма для экспансии в нейтральные государства. Американские неоколониалисты не остановились перед прямой агрессией, развязав во Вьетнаме самую опустошительную из войн, длящихся уже второе столетие на территории этого многострадального, но не покоренного государства. Жертвами американской агрессии стали Камбоджа и Лаос.

Развитие культуры и архитектуры Юго-Восточной Азии в XX в. можно разделить на два периода. Между первой и второй мировыми войнами в последние два десятилетия безраздельного господства колонизаторов в Юго-Восточной Азии продолжался период насильственной европеизации культуры и искусства Юго-Восточной Азии. Начало второго периода совпадает с окончанием второй мировой войны и освобождением ряда стран от колониальной зависимости. Характерную черту развития архитектуры этого периода, продолжающегося и в наши дни, составляет тенденция к возрождению национальных культур, сочетающаяся с использованием достижений более развитых стран.


Архитектура стран Юго-Восточной Азии 1918—1945 гг.

Интенсивное строительство в административных центрах колониальных стран Юго-Восточной Азии, развернувшееся на рубеже XIX и XX вв., продолжалось на протяжении всей первой половины XX в. Усиление эксплуатации природных богатств азиатских колоний вызвало приток капиталов, рост населения административных центров.

К началу второй мировой войны число жителей Бангкока, Рангуна и Джакарты (до 1949 г. — Батавия) достигло 500 тыс. человек. Население Сингапура выросло до 800 с лишним тысяч. Быстро росли и другие города Юго-Восточной Азии. Территории колониальных городов, предусмотренные генеральными планами, составленными во второй половине XIX в., оказались недостаточными. Вокруг них стихийно возникали новые районы, разбитые обычно на прямоугольные кварталы, где сосредоточивались жилища местного населения. Новые районы были мало благоустроены, почти без зелени, с одно-двухэтажной застройкой высокой плотности. Стихийно росли и жилые районы европейцев, застроенные особняками и виллами. Основная масса капитального строительства концентрировалась в старых центральных районах городов. Здесь возникали многочисленные здания банков, контор, административных учреждений.

Наряду с существовавшими ранее типами общественных зданий в первой половине XX в. в городах Юго-Восточной Азии начали строиться высшие учебные заведения, больницы, муниципальные здания, крупные торговые сооружения. Появление новых типов построек было связано с расширением эксплуатации колониальных стран. Необходимость готовить чиновников и средний технический персонал для развивающейся колониальной администрации обусловила строительство учебных заведений. В 1907 г. был открыт университет в Ханое, в 1917 г. — в Бангкоке, в 1920 — в Рангуне. Высшие учебные заведения появились и в других странах Юго-Восточной Азии. Правда, «высшими» они были только по названию, так как уровень подготовки соответствовал там уровню средних специальных учебных заведений в европейских странах. Строительство муниципальных зданий и больничное строительство носило ограниченный характер. Квалифицированной медицинской помощью могли пользоваться лишь хорошо обеспеченные люди и чиновники, состоявшие на службе у колонизаторов.

Застройка городов Юго-Восточной Азии велась в первой половине XX в. хаотично и бессистемно. Увеличение плотности застройки и повышение этажности зданий в центральной части городов были характерными явлениями для этого времени. В архитектуре господствовало подражание западноевропейским эклектическим стилям начала XX в. Архитекторы строили здания в соответствии с провинциальной модой и вкусами требовательных, но не отличавшихся широтой эстетических взглядов заказчиков. Поэтому здесь не были построены ни один ансамбль, ни одно здание, которые вышли бы за рамки ординарных, малозначительных архитектурных произведений.

Камбоджа. Пном-Пень. Ул. Сангкак
1. Камбоджа. Пном-Пень. Ул. Сангкак

Характер жилищ европейского типа оставался почти таким же, каким он был в конце XIX — начале XX вв. (обзор его дан в соответствующей главе т. 10 ВИА). Менялись «стили» вилл, повышалась до 3—5 этажей застройка центральной части городов, несколько больший удельный вес стали занимать доходные дома с квартирами в одном уровне. К 40-м годам сформировался сохранившийся до нашего времени типичный облик центральной деловой части тропического колониального города, характерный для всей Юго-Восточной Азии. Здесь господствуют улицы со сплошным фронтом застройки. Фасады домов покрыты балконами и галереями. Первые этажи заняты лавками, ресторанчиками, конторами. В ткань застройки вкраплены небольшие гостиницы, кинотеатры, мастерские бытового обслуживания. Изредка сплошная цепь застройки прерывается площадями с храмами, базарами или крупными общественными зданиями. Улица Сангкак в Пном-Пене (рис. 1) дает убедительное представление о характере застройки деловой части колониального центра Юго-Восточной Азии.

Проектной практикой на дальних окраинах колониальных империй занимались главным образом архитекторы, не сумевшие найти себе применение в метрополии. Имена авторов даже крупных зданий, как правило, не публиковались. Они сохранились лишь в архивах строительных фирм и иногда в памяти людей, работавших в этих фирмах. Поэтому в некоторых случаях авторов не удалось установить. Безымянными остаются порой не только отдельные здания, но и крупные комплексы.

Бирма. Рангун. Рынок Скотта, 1926 г. Главный вход. Архитекторы Пальмер и Торнер
2. Бирма. Рангун. Рынок Скотта, 1926 г. Главный вход. Архитекторы Пальмер и Торнер
Камбоджа. Пном-Пень. Центральный рынок, 1936 г. Арх. Десбух
3. Камбоджа. Пном-Пень. Центральный рынок, 1936 г. Арх. Десбух

Среди новых типов зданий, получивших распространение в крупных городах Юго-Восточной Азии с первой половины XX в., выделяются крытые здания рынков. Самыми большими и представительными явились рынок Скотта (ныне рынок имени Аун Сана) в Рангуне (рис. 2), занявший территорию около 4 га (1926, архитекторы Пальмер и Торнер) и рынок в Пном-Пене, расположенный на центральной площади города (1936, арх. Десбух; рис. 3).

Рангунский рынок представляет собой группу кирпичных зданий. Центральные залы, перекрытые стальными фермами, окружены кольцом одно- и двухэтажных лавочек, объединенных открытыми галереями. Рынок построен в эклектическом «новоклассическом» стиле. Здание в Пном-Пене принадлежит к другому направлению. Рынок имеет в плане форму равноконечного креста. Перекрытия выполнены из железобетона. Центральный купол диаметром в 45 м, величественный и внушительный внутри, решен снаружи в дробных и маловыразительных формах.

Бирма. Рангун. Университет. Генеральный план Бирма. Рангун. Университет. Актовый зал
4. Бирма. Рангун. Университет. Генеральный план: 1 — актовый зал; 2 — учебные корпуса; 3 — общежития; 4 — жилые дома профессоров; 5 — библиотека; 6 — церковь; 7 — студенческий центр 5. Бирма. Рангун. Университет. Актовый зал

Примером крупного комплекса этого периода может служить Рангунский университет, построенный в 30-х годах. Университет занимает обширную территорию на берегу озера Инья, на бывшей окраине Рангуна (рис. 4). По сторонам главной оси комплекса находятся библиотека, церковь, здания основных факультетов и общежитий. Ось замыкается зданием актового зала (рис. 5). Архитектурный облик университетских зданий маловыразителен, несмотря на стремление авторов к подчеркнутой репрезентативности.

Строительство величественных зданий. колониальной администрации выступало в резком контрасте с районами расселения городской бедноты. Промежуток между двумя мировыми войнами был особенно характерен ростом самых неприглядных трущоб в городах Юго-Восточной Азии.

Жилые районы ремесленников, промышленных и портовых рабочих, лишенные элементарного благоустройства, с высокой плотностью хаотичной застройки еще продолжают оставаться бичом ряда городов и в наше время.

Богатейшее архитектурное наследие Юго-Восточной Азии не могло остаться незамеченным европейскими архитекторами, археологами, историками, побывавшими или работавшими там. Первая половина XX в. была временем пробуждения и роста интереса западных исследователей к великим культурам Востока. Изучение памятников искусства и архитектуры Индокитая и Малайского архипелага имело следствием ряд публикаций «открытых» для европейцев художественных ценностей. В области архитектурного творчества появились попытки внести элементы национальной архитектуры отдельных стран в композицию современных зданий.

В конце 20-х — начале 30-х годов в странах Юго-Восточной Азии появились первые национальные архитекторы, получившие высшее архитектурное образование в Европе. Их были единицы, основное направление их творчества лежало в русле европейской архитектуры, но именно перед ними возникла еще неясная в то время проблема создания национального зодчества. Первые робкие попытки разрешить эту проблему шли по чисто формальному пути копирования некоторых характерных элементов национальной архитектуры прошлого в строительстве контор, вокзалов, муниципалитетов и других зданий.

Бирма. Рангун. Муниципалитет, 1930—1937 гг. Арх. У Тин
6. Бирма. Рангун. Муниципалитет, 1930—1937 гг. Арх. У Тин
Камбоджа. Пном-Пень. Национальный музей, 1917 г. Арх. Гролье
7. Камбоджа. Пном-Пень. Национальный музей, 1917 г. Арх. Гролье

Попытки использовать элементы традиционного зодчества в современных постройках делали и некоторые европейские архитекторы, работавшие в. Юго-Восточной Азии. Однако трудно назвать эти попытки успешными. Примеры таких сооружений, как здание городского муниципалитета в Рангуне (1930—1937, арх. У Тин; рис. 6), Национального музея в Пном-Пене (1917, арх. Гролье; рис. 7) показывают, что стремление придать национальные черты постройкам современного типа выливалось в механическое копирование деталей архитектурного декора прошлых эпох. Детали и орнаменты, заимствованные из культового зодчества, накладывались на здания с современным решением планов и современными конструкциями из стали и железобетона.

По сути дела, постройки с элементами национального декора принадлежали к тому же эклектическому направлению архитектурного творчества, к которому относились и другие здания этого периода, выдержанные в стиле неоклассики или в других стилях.


Архитектура стран Юго-Восточной Азии после 1945 г.

Завоевание политической независимости было лишь первым шагом на новых путях развития стран Юго-Восточной Азии. Более двадцати лет этот район мира продолжает оставаться ареной непрерывной борьбы прогрессивных сил с силами реакции. Сложная политическая и экономическая обстановка не может не сказываться на развитии строительства и архитектуры. Коренные различия в государственном устройстве, в уровне и характере социального и экономического развития обусловили и значительную разницу направлений строительной и архитектурной деятельности в странах Юго-Восточной Азии.

Демократическая Республика Вьетнам, страна, идущая по социалистическому пути, обладает теми же особенностями развития архитектуры, что и другие страны социалистического лагеря. Развитие архитектуры ДРВ, рассмотренное в 12 т. ВИА, сдерживалось лишь необходимостью вести оборонительную войну с американским агрессором.

Полную противоположность ДРВ представляют Южный Вьетнам, Таиланд, Филиппины. Экономика здесь полностью или почти полностью находится под контролем монополий США и отчасти других капиталистических стран. Они и ведут самое крупное строительство в этих странах. Современные аэропорты. Бангкока (Таиланд) и Сайгона (Южный Вьетнам) используются как базы военной авиации США. Заводы, банки, гостиницы, даже редкие современные жилые кварталы являются собственностью заокеанских фирм или строятся на кабальных концессионных началах.

Таиланд. Бангкок. Ул. Силом. На заднем плане гостиница «Нараи», 1968 г.
8. Таиланд. Бангкок. Ул. Силом. На заднем плане гостиница «Нараи», 1968 г.

Застройка исторических районов Сайгона, Манилы (Филиппины), Бангкока быстро меняет свой облик. Но строительство ведется, как и раньше, бессистемно, без единого плана. Новые здания возводятся на случайных участках, их размеры и этажность зависят в основном от возможностей и желания заказчика. Архитектурный облик банков, контор, гостиниц, жилых домов никак не связан с национальными традициями. Безраздельное господство «интернационального направления» в архитектуре стран, находящихся в сфере влияния империалистических держав, приводит к постепенной нивелировке и обезличиванию крупных городов. Застройка ул. Силом (рис. 8) — одной из главных в Бангкоке — дает наглядный пример соседства ультрасовременных гостиниц и контор с трущобными домами начала нашего столетия. Гостиница «Нараи» на 500 номеров, построенная в 1968 г. (рис. 8), относится к числу крупнейших не только в Бангкоке, но и во всей Юго-Восточной Азии. При гостинице есть большой плавательный бассейн, конференц-зал на 1000 мест, несколько ресторанов. Один из них, вращающийся, находится в круглой башне на крыше.

Здания из железобетона, стекла, стали и алюминия, подобные гостинице «Нараи», определяют, по сути дела, единственное направление развития современной архитектуры стран Юго-Восточной Азии, находящихся в зависимости от империалистических стран. Только обязательная система кондиционирования воздуха говорит о том, что эти здания построены в тропической стране. Основным архитектурным принципом стала здесь полная изоляция внутренних помещений от окружающей среды. В обработке фасадов отсутствуют даже элементы солнцезащитных устройств, надобность в которых исчезла в связи с внедрением эффективных систем охлаждения воздуха. Единственной «национальной» чертой остаются лишь надписи, играющие роль экзотического орнамента.

Несколько иная картина характерна для стран, ведущих независимую, нейтральную политику. После освобождения от колониального ига перед ними встали задачи строительства собственной экономики, возрождения национальной культуры. Отсутствие необходимого опыта и острая нехватка квалифицированных специалистов заставляют прибегать к иностранной помощи в сооружении крупных объектов. В архитектуре развивающихся стран Юго-Восточной Азии важнейшее место принадлежит объектам, построенным с помощью Советского Союза. По проектам советских архитекторов и инженеров в 1950-х—1960-х годах в Бирме, Камбодже, Индонезии, Лаосе был построен ряд наиболее крупных сооружений, среди которых есть технологические институты, больницы в Камбодже и Бирме, спортивный комплекс в Индонезии, гостиницы, ирригационные сооружения и другие объекты. Строительство в развивающихся странах ведут также Китайская Народная Республика, Англия, Япония и другие государства.

Здания, построенные в развивающихся странах иностранцами, нельзя рассматривать как произведения национального зодчества. Тем не менее, они существенно отличаются от зданий, строящихся в странах, экономически зависимых от империалистических держав. В первую очередь иным является назначение объектов строительства. Ведущее место среди них занимают не конторы, банки и гостиницы, а учебные заведения, промышленные сооружения, больницы, спортивные комплексы. Характерен ансамблевый подход к строительству. Многие комплексы построены в окраинных районах Рангуна, Пном-Пеня, Джакарты и служат центрами формирования новой общественной и жилой застройки. Как правило, новые постройки носят в развивающихся странах открытый характер в соответствии с традиционным укладом жизни в тропическом климате, при котором внутреннее пространство зданий широко раскрыто наружу. Кондиционирование применяется только в действительно необходимых случаях.

9. Бирма. Рангун. Рангунский технологический институт, 1961 г. Арх. П. Стенюшин. Генеральный план: 1 — главный корпус; 2 — учебные корпуса; 3 — общежития; 4 — жилые дома профессоров и преподавателей
10. Бирма. Рангун. Рангунский технологический институт, 1961 г.Арх. П. Стенюшин. Портик главного входа

Возведение значительных по своим масштабам комплексов, в первую очередь, построенных советскими архитекторами, несомненно явилось немаловажным событием в архитектурной жизни ряда развивающихся стран. Комплекс Рангунского технологического института принадлежит к числу крупнейших в Юго-Восточной Азии (1961, авторская группа Гипровуза, гл. архитектор проекта П.П. Стенюшин; рис. 9). Институт проектировался для 1050 студентов, но за первые 10 лет существования число студентов достигло уже 3000 человек. Институт стал крупнейшим центром подготовки инженеров в Бирме. Генеральный план института и объемно-пространственное решение главного корпуса близки по своему характеру произведениям советской архитектуры конца 50-х годов. Особенно характерен для этого периода подчеркнуто парадный гигантский портик перед главным входом (рис. 10).

Камбоджа. Пном-Пень. Больничный городок, 1962 г. Арх. Н. Якобсон. Вид с вертолета
11. Камбоджа. Пном-Пень. Больничный городок, 1962 г. Арх. Н. Якобсон. Вид с вертолета
Камбоджа. Пном-Пень. Больничный городок. Главный вход
12. Камбоджа. Пном-Пень. Больничный городок. Главный вход

Больница, вернее больничный городок в Пном-Пене, также не имеет себе равных в Юго-Восточной Азии по размерам и качеству оборудования (1962, авторская группа Гипроздрава, гл. архитектор проекта Н.Л. Якобсон; рис. 11). Построенная в окраинном районе кхмерской столицы больница стала сейчас одним из важных архитектурных центров, вокруг которого формируется новая жилая застройка. Архитектурное решение комплекса подчинено функциональным задачам, среди которых значительное место занимает солнцезащита. Как и в Рангунском технологическом институте, подчеркнуто парадно решен главный вход (рис. 12).

Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Архитекторы Р. Семерджиев, Ю. Ранинский, К. Пчельников, инж. Л. Муромцев (СССР). Генеральный план
13. Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Архитекторы Р. Семерджиев, Ю. Ранинский, К. Пчельников, инж. Л. Муромцев (СССР). Генеральный план
Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Главная арена
14. Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Главная арена
Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Разрез по трибунам главной арены
15. Индонезия. Джакарта. Спортивный комплекс, 1962 г. Разрез по трибунам главной арены

В последние годы в большинстве столичных городов Юго-Восточной Азии построены заново или реконструированы стадионы. Наиболее крупный из них построен в Джакарте с помощью Советского Союза (1962, архитекторы Р.И. Семерджиев, Ю.В. Ранинский, К.П. Пчельников, инж. Л.А. Муромцев; рис. 13). Спортивный комплекс, выросший на пустынной окраине индонезийской столицы, включает главную арену с трибунами на 100 тыс. зрителей, крытый спортивный зал, плавательный бассейн и другие постройки. Наиболее интересным сооружением комплекса явилась главная спортивная арена (рис. 14). Легкие ажурные конструкции трибун завершаются уникальным металлическим козырьком с консольным выносом 34 м (рис. 15), дающим необходимую тень над трибунами.

Бирма. Рангун. Гостиница «Озеро Инья», 1960 г. Архитекторы В.С. Андреев и К.Д. Кислова. Главный вход Бирма. Рангун. 1-й Медицинский институт, 1959 г. Арх. Р. Сквер. Генеральный план
Бирма. Рангун. 1-й Медицинский институт, 1959 г. Арх. Р. Сквер. Административный корпус

16. Бирма. Рангун. Гостиница «Озеро Инья», 1960 г. Архитекторы В.С. Андреев и К.Д. Кислова. Главный вход

17. Бирма. Рангун. 1-й Медицинский институт, 1959 г. Арх. Р. Сквер. Генеральный план: 1 — учебные корпуса; 2 — актовый зал; 3 — административный корпус

18. Бирма. Рангун. 1-й Медицинский институт, 1959 г. Арх. Р. Сквер. Административный корпус

К числу выдающихся произведений советских архитекторов за рубежом можно отнести здание гостиницы «Озеро Инья» в Рангуне (1960, архитекторы В.С. Андреев и К.Д. Кислова; рис. 16). Гостиница поставлена на берегу большого озера, в обширном парке. Простые формы ее главного корпуса и анфилады зал первого этажа хорошо вписываются в окружающий пейзаж. Круглый зал ресторана, фойе перед ним широко раскрыты в природу.

В некоторых случаях архитекторы-иностранцы стремились связать свои произведения с художественными традициями тех стран, где они строились. В композицию комплекса инженерного факультета Рангунского университета (ныне 1-й Медицинский институт, 1959; рис. 17) английский архитектор Р. Сквер включил панно и бронзовые барельефы, выполненные бирманскими художниками и скульпторами. На черном гранитном цоколе административного корпуса (рис. 18) наложены бронзовые барельефы скульптора У Ба Иона, изображающие фехтовальщиков. Однако ни эти полные жизни и движения, скульптуры, ни талантливые стилизованные мозаики и росписи художников У Нан Вея и У Он Лвина не играют практически почти никакой роли в формировании архитектурного образа здания, которое нетрудно перенести на любую другую почву.

В последние годы все большую роль в архитектуре Юго-Восточной Азии начинают играть собственные молодые кадры архитекторов. Часть из них обучалась за рубежом, главным образом в Западной Европе и Америке, но развиваются и местные архитектурные школы в Пном-Пене и Рангуне (где в течение ряда лет работали советские педагоги-архитекторы), в Бангкоке, Сингапуре, Маниле, Джакарте. Все больше зданий в различных странах возводится национальными архитекторами. Именно перед ними стоит сейчас вопрос о дальнейших путях развития и стилистической направленности архитектуры. Здесь существуют две основные точки зрения. Согласно одной из них, развитие современного строительства должно идти в рамках объединенного, «интернационального» направления, общего для всего современного мира и учитывающего лишь климатические особенности района. В практическом строительстве преобладают здания именно такого типа.

Вторая, более прогрессивная, тенденция заключается в стремлении создать национальное зодчество, основанное на опыте национальных художественных культур в сочетании с достижениями современной строительной техники. Тяга к возрождению национальной культуры, национального самосознания на принципиально новой социальной и экономической основе чрезвычайно сильна. Вместе с тем пути реального воплощения этих стремлений еще недостаточно ясны, попытки воспроизведения в архитектуре национальных черт нередко выливаются в прямолинейную стилизацию и служат объектами серьезной и часто справедливой критики.

Еще одной областью архитектурной деятельности в Юго-Восточной Азии является традиционное народное строительство жилищ в небольших городах и деревнях и строительство культовых сооружений, ведущееся на основе многовековых традиций. Однако, несмотря на значительный объем, это строительство не имеет перспектив в плане развития архитектурного творчества.

Таиланд. Бангкок. Жилой квартал на проспекте Пахольотин, конец 60-х годов
19. Таиланд. Бангкок. Жилой квартал на проспекте Пахольотин, конец 60-х годов
Бирма. Рангун. Жилой квартал на Инсейнском проспекте, середина 60-х годов. Гл. архитектор У Аун Мьин
20. Бирма. Рангун. Жилой квартал на Инсейнском проспекте, середина 60-х годов. Гл. архитектор У Аун Мьин 

Общественные здания, построенные в рамках «интернационального» направления, не обладают какими-либо специфическими чертами, отличающими их от построек иностранных архитекторов. Несколько иначе обстоит дело с массовыми типами зданий, в первую очередь с современным жилищным строительством. До сих пор оно практически еще не вышло из стадии экспериментов. В отличие от предыдущего периода после 1945 г. наблюдается стремление строить новые жилые кварталы на свободных территориях в соответствии с современными требованиями градостроительства (рис. 19, 20). Типы массового жилища чрезвычайно разнообразны. Планировочная структура домов, как правило, основана на образцах, построенных в развитых странах с умеренным климатом, и недостаточно полно отвечает условиям жизни в тропиках. Требования солнце- и влагозащиты, интенсивного сквозного проветривания, ориентации зданий часто не выполняются. Вместе с тем именно эти специфические требования, ставя проектировщиков в очень жесткие рамки, предопределяют необходимость создания принципиально новых типов квартир и домов.

Использование планировочных схем квартир, распространенных в странах с умеренным климатом, возможно в тропиках лишь при условии полного или частичного кондиционирования воздуха в жилых помещениях. Сейчас такие установки дороги, и массовое их применение в Юго-Восточной Азии малореально в течение ближайших десятилетий. Кроме того, до сих пор не исследован вопрос, как постоянная смена микроклимата, неизбежная при кондиционировании воздуха в помещениях, может отразиться на здоровье людей.

Бирма. Рангун. Обелиск Независимости, 1948 г. Инж. У Он Чейн Камбоджа. Пном-Пень. Монумент Независимости, 1955 г. Арх. Ван Моливан
21. Бирма. Рангун. Обелиск Независимости, 1948 г. Инж. У Он Чейн 22. Камбоджа. Пном-Пень. Монумент Независимости, 1955 г. Арх. Ван Моливан

Интересны с точки зрения своеобразия архитектурных образов некоторые мемориальные сооружения в городах Юго-Восточной Азии. Среди них ведущее место занимают обелиск Независимости в Рангуне (1948, инж. У Он Чейн; рис. 21) и монумент Независимости в Пном-Пене (1955, арх. Ван Моливан; рис. 22). Пятидесятиметровый железобетонный обелиск в Рангуне имеет в плане форму пятиконечной звезды. У его основания расположены пять меньших обелисков. Такая композиция символизирует структуру Бирманского Союза, состоящего из пяти автономных республик, объединенных вокруг центрального правительства. В Пном-Пене монумент выполнен в формах, напоминающих древние пранги Ангкора.

Выявление национальных черт в мемориальной архитектуре — задача менее сложная, нежели создание национального характера в облике массовых жилых и общественных зданий. Тем не менее решение ее очень важно, поскольку именно в композиции мемориальных сооружений нередко намечаются основы новой эстетики того или иного направления развития архитектуры.

Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Генеральный план Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Главный храм
Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Интерьер зала заседаний

23. Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Генеральный план: 1 — главный вход; 2 — зал заседаний; 3 — библиотека; 4 — учебные корпуса Академии буддизма

24. Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Главный храм

25. Бирма. Рангун. Комплекс «Пагода Мира во всем мире», 1956 г. Интерьер зала заседаний

Наряду с относительно интересными решениями мемориальных сооружений в Юго-Восточной Азии можно наблюдать и попытки возродить национальное зодчество путем прямого копирования традиционных форм, иногда с некоторой их модернизацией. Ярким примером этого консервативного направления в архитектуре может служить комплекс сооружений, построенных в Рангуне для VI буддийского конгресса, происходившего в 1956 г. (рис. 23). Центральными сооружениями здесь явились храм, известный под названием «Пагода Мира во всем мире» (рис. 24), имитирующий традиционные бирманские ступы, и зал заседаний на 10 000 мест в виде огромной искусственной «Пещеры Будды» (рис. 25). Авторы этого большого комплекса в соответствии с буддийскими религиозными традициями остаются неизвестными.

Современная архитектура развивающихся стран Юго-Восточной Азии делает сейчас лишь первые самостоятельные шаги, иногда успешные, иногда подражательные, иногда ошибочные. Нет сомнения, что после установления прочного мира и завоевания подлинной демократии и реальной экономической независимости развитие культуры и, в частности, архитектуры в Юго-Восточной Азии пойдет значительно интенсивнее, и народы этих стран внесут весомый вклад в современную архитектуру, подобный тому вкладу, который был сделан ими в сокровищницу мировой культуры в прошлом.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)