Архитектура Сирии XI—XVIII вв.

Глава «Архитектура Сирии XI—XVIII вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Уже с падением династии Омейядов исторические судьбы арабских стран разделились. В Сирии политическая обстановка мало благоприятствовала строительству — центр халифата переместился к востоку. Во второй половине X в. на территории Сирии столкнулись интересы Аббасидов и поднимающейся фатимидской династии, затем на политической арене появляются новые силы: в XI в. тюрки-сельджуки, на рубеже XII в. — армия крестоносцев, в XII в.— египетская династия Айюбидов.

При сельджуках, занявших сначала северные районы Сирии, сложилась своеобразная школа, которая сочетала строительную культуру Востока и местные традиции. Определяющим моментом становятся свод и открытая кладка из тёсаного камня. Постройки, небольшие по размерам, отличаются ясным планом и сдержанными линиями фасада; портал входа не выступает из плоскости стен. Значительную роль в архитектуре играют сталактиты.

Минарет Большой мечети Халеба 1095 г. и деталь карниза. Минарет мечети Маарат ан-Нуман. Зодчий Хасан Ибн Мукри ал-Сармани
24. Минарет Большой мечети Халеба 1095 г. и деталь карниза. Минарет мечети Маарат ан-Нуман. Зодчий Хасан Ибн Мукри ал-Сармани

В 1094—1095 гг. Большая мечеть Халеба украсилась минаретом в виде прямоугольного плана башни высотой до 50 м (рис. 24). Увенчанный балкончиком минарет поднимается над крышей мечети четырьмя ярусами. Оформление каждого яруса индивидуально: вырезанная в камне профилированная тяга очерчивает панно и многолопастные арочки. Гладкий второй ярус закреплен по углам пилястрами коринфского типа. Балкон опирается на сталактитовый карниз резной терракоты тонкого растительного узора. Под карнизом башню огибает пояс куфической надписи. В формах халебского минарета выявляется коренное различие между архитектурой Ирана и Сирии при сельджуках. Этот шедевр создал зодчий Хасан Ибн Мукри ал-Сармани из Сармина — предместья Маарат ан-Нумана, где он также построил минарет большой мечети. Халебская башня наряду с мечетью ал-Валида остается выдающимся памятником зодчества средневековой Сирии.

Свое вступление в Дамаск (1154 г.) сельджукид Нур ад-Дин ознаменовал постройкой госпиталя-маристана. Это небольшое здание с прямоугольным двором, на который выходят айваны и четыре угловых сводчатых помещения — обычная планировка медресе. В данном случае айваны служили для приема больных. Среди двора устроен водоем с проточной водой. Вестибюль, два его глубоких алькова и ниша портала покрыты сталактитовыми сводами. Во двор ведут две богато орнаментированные двери: на внешней — золочёные шляпки гвоздей образуют геометрический узор; внутренняя резная дверь разделена филенками наборной работы.

Примечательно появление ячеистого купола, занесенного в Сирию из Двуречья (отец Нур ад-Дина, Зенги, был мосульским строителем). Созданный в форме вогнутых сот, купол маристана представлял собой оболочку из литых алебастровых элементов, закрепленных на деревянном каркасе и скрытых извне обмазкой. Элементы оболочки статически не координированы с квадратом основания, и оси системы сталактитов не совпадают с осями помещения.

Иную картину дает конструкция возведенного на 18 лет позже ячеистого купола усыпальницы Нур ад-Дина, подчиненная точному геометрическому построению. Это сборная конструкция из литых элементов, открытая внутри и снаружи. Ее вес передается на углы восьмигранника, при этом облегчается нагрузка на углы помещения и его стены, что позволило прорезать в оболочке купола окна — по три с каждой стороны у основания и четыре на середине высоты. В гробнице и в маристане купол увенчан в форме ложчатой чаши.

Дамаск. Медресе ан-Нурия ал-Кубра и усыпальница Нур-ад-Дина, 1172 г. План, сталактитовый купол Халеб. Решетка максуры мечети-мусалла, XII в. (в музее Дамаска)
25. Дамаск. Медресе ан-Нурия ал-Кубра и усыпальница Нур-ад-Дина, 1172 г. План, сталактитовый купол 26. Халеб. Решетка максуры мечети-мусалла, XII в. (в музее Дамаска)

Медресе строятся в Сирии с 1100 г. Образцом сложившегося местного типа является ан-Нурия ал-Кубра (1172 г.), при котором находится усыпальница Нур ад-Дина (рис. 25). Ось здания с прямоугольным двором 16,6 × 20,6 м подчеркнута двумя небольшими, но глубокими айванами, тогда как боковые стороны асимметричны: с юга помещается вытянутый зал мечети, напротив нее — большой айван с плоским балочным потолком. Немногочисленные комнаты расположены в два этажа. Усыпальница примыкает к вестибюлю. Интересно покрытие портала Двумя крестовыми сводиками, опирающимися на плоскую арку и открытыми парой арок на фасад.

Архитектурный декор построек сосредоточен главным образом в интерьере, на таких важных деталях, как михраб, мимбар, максура. От XII в. сохранились замечательные образцы резного дерева. В Халебе работала в это время целая плеяда талантливых мастеров, резавших по дереву и мрамору — Яхья ат-Таалаби (его называли «несравненным»), его четыре сына, Салман Ибн Муали (творец знаменитого мимбара мечети Акса) и его сын Муали Бин Салам.

Именем последнего подписан деревянный михраб усыпальницы Макам Ибрахим, (между 1169 и 1175 гг.). Простой по формам, завершенный сферическим полукуполом, он орнаментирован сложным звездчатым узором с растительным заполнением. К XII в. относятся также мимбар Джами Нури в Хама, орнамент которого близок стилю Самарры, и чудесная максура халебской мусаллы (рис. 26).

В 1099 г. Иерусалим взят крестоносцами, оставившими там немало церквей. Побережье Сирии было усеяно замками крестоносцев, отчасти использовавших в строительстве опыт местной фортификации.

В 70-х годах XII в. сельджукиды были вытеснены из Сирии египетским правителем Салах ад-Дином. В 1187 г. он разбил крестоносцев и установил господство Айюбидов. Архитектура айюбидского периода в Сирии продолжает традиции сельджукского времени.

Дамаск. Медресе Адилийя, 1223г. План, разрез, вход
27. Дамаск. Медресе Адилийя, 1223г. План, разрез, вход

В небольших айюбидских медресе закрепились черты медресе ан-Нурия. Медресе Адилийя в Дамаске, начатое сразу по окончании ан-Нурия в 1172 г., но законченное лишь в 1223 г., с небольшими изменениями повторяет его план (рис. 27). Его ось также определяется двумя небольшими айванами. Слева от входа размещается усыпальница основателя медресе, с южной стороны двора — мечеть, с северной — большой айван (он здесь сводчатый, а двор квадратный). Зодчий свершил то, к чему стремился строитель ан-Нурия: входная ниша покрыта парными куполами, а две трехлопастные арочки опираются на висячий замок. Стройный контур портала в пропорции 2:5 и его внутренние стены очерчены строгим и нарядным фестончатым профилем, огибающим дверь. Над входом утонченно изящных очертаний панно с надписью и орнаментом связаны росчерком двух полукружий. Зодчий медресе Килиджия (1247 г.) усложнил конструкцию, увенчав портал входа четырьмя куполками с двойным висячим замком; арочки здесь подковообразно-стрельчатые.

Другие медресе, совсем миниатюрные, представляют собой настоящий шедевр архитектуры. Такова Салихия ас-Сахибия (середина XIII в.) крестообразного плана, где помещения покрыты только сводами — коробовыми, крестовыми и монастырскими, а ниша входа — сталактитовым полукуполом.

Усыпальницы тюрбе либо находились в составе медресе, либо возводились в виде самостоятельного здания. Это — квадратный зал, для которого типично купольное покрытие с двухъярусной переходной зоной: в первом ярусе тромпы с полукупольным верхом образуют восьмигранник, во втором угловые ниши сводят число граней к шестнадцати — это характерная иранская конструкция. Грани и ниши выделены прямоугольной тягой (мавзолей Салихия ал-Рухния и др.).

Широко развито строительство зданий общественного назначения: рынков, ханов, бань. На улицах ставятся общественные фонтаны. Рынки Дамаска и Халеба занимали целые улицы с лавками и мастерскими по обе стороны; улицы покрывались куполами и сводами или балочным накатом на арках. Сирийские средневековые ханы отличались несложным планом, в большинстве квадратным, со сводчатым коридором вокруг двора. Плоские крыши придорожных ханов были обнесены бруствером с зубцами и бойницами.

Дамаск. Баня Ситт Адра, XIII в. План, разрез
28. Дамаск. Баня Ситт Адра, XIII в. План, разрез
Халеб XIII в. План: А — цитадель: Б — город; В — пригород; Г — предместье Халеб. Цитадель. Общий вид и разрез ворот
29. Халеб XIII в. План: А — цитадель: Б — город; В — пригород; Г — предместье; 1 — дворец; 2 — мечеть цитадели; 3 — Большая мечеть; 4 — рынок; 5 — маристан Нур ад-Дина; 6 — здание суда; 7 — медресе; 8 — линия канализации 30. Халеб. Цитадель. Общий вид и разрез ворот

В Халебе к середине XIII в. насчитывалось до двухсот бань. Они характеризуются хорошо скомпонованным планом, пространственным решением интерьера с многогранными залами и разнообразием купольных покрытий. Вход в баню, так же как и в медресе, отмечен сталактитовым полукуполом и резным орнаментом. Вероятно, к началу XIII в. относятся несколько бань Дамаска — действующая поныне баня Семенного рынка, баня Ситт Адра (рис. 28) и др. Бани строились на территории общественных садов, входили в состав помещений частных жилых домов.

Особое внимание уделялось укреплениям, сильно пострадавшим во времена политических неурядиц. Отстроенные заново в XIII в. двойные с семью воротами стены Халеба повторяли контуры доарабского города в виде неправильного прямоугольника размерами около 1 × 1,25 км (рис. 29). Главным оплотом Халеба была его мощная цитадель, перестроенная и ставшая к середине XIII в. настоящим шедевром средневековой фортификации, непревзойденным на Востоке (рис. 30). Разрезая надвое восточную стену города, она высилась на холме, образованном более ранними строительными остатками. Двойной пояс укреплений с прямоугольными башнями образует почти правильный вытянутый овал около 310 × 170 м по осям. Ставшая резиденцией наместника еще при Фатимидах, цитадель превратилась в настоящий царский город, где были сосредоточены правительственные и частные здания; дворец, мечеть с минаретом, служившим дозорным пунктом, цистерны, бани, сады, площадки для игр в поло, монетный двор, службы и мастерские. Таким образом, правители могли жить в цитадели, не покидая ее годами. Еще в первой половине XII в. у подножия цитадели построено здание суда, где собирался трибунал. Усилены укрепления входа, где к двум существующим воротам добавлены третьи с коваными створками, фланкированные двумя мощными башнями. Коленчатый ход делал пять поворотов; в сводах были щели для сбрасывания на противника горящей смолы. К воротам вел покатый мост на арках. При мамлюках ворота надстроили и в начале моста поставили башни; углубили ров и выложили камнем гласис, где были скрыты два тайных хода, соединявших цитадель с городом. Колоссальный массив обнаженного камня, достигающий высоты 50 м, сиял на солнце белизной, а на середине его могучего покатого стилобата выделялось черным базальтом имя основателя.

Халеб. Маристан Аргун ал-Камили, XV в. План
31. Халеб. Маристан Аргун ал-Камили, XV в. План

В 1260 г. к Средиземному морю придвинулись полчища Чингиз-хана, против которых не устоял и Халеб с его отличной фортификацией. Мамлюки, только что занявшие каирский престол, оттеснили их к берегам Евфрата. Однако жизнь Халеба на полстолетия была парализована. Городские укрепления, восстановленные лишь в 1390 г., снова рушатся при нашествии Тимура. В 1428 г. восточная стена Халеба охватила новые кварталы, и цитадель, оказавшаяся внутри стен, отныне теряет свое стратегическое значение. Дамаск при мамлюках продолжает расширяться. Вдоль дороги на Мекку вырос новый, застроенный главным образом усыпальницами квартал ал-Майдан 3 км длиной, застройка которого согласована с движением бесчисленных паломников. Типы и формы строительства отражают в уменьшенных масштабах образцы зодчества Каира. Возводятся, в частности, маристаны. Госпиталь Аргун ал-Камили в Халебе — большой ансамбль с затененными галереей комнатами по длинным сторонам главного двора (по его торцам размещены просторные сводчатые айваны) и вокруг трех меньших дворов, с клиникой для приходящих больных, отделением для душевнобольных и кухней (рис. 31). Гладкие плоскости стен оживлены орнаментальными рамками, охватывающими группы проемов первого и второго этажа. Прямоугольные минареты уступают место стройным полигональным и цилиндрическим, опоясанным балконами. Богатый многоцветный декор — сталактиты, розетки, инкрустация из мрамора и фаянса — применяется в гармонии и равновесии.

В 1516 г. Сирия входит в состав Османской империи. После экономического кризиса при последних мамлюках начинают вновь застраиваться города. Особое значение получают рынки и ханы, составляя огромные комплексы, куда входят мечети и бани. Шедевр такого строительства — хан Дуан в Халебе (1574 г.) — заключал 52 магазина, 77 комнат, 344 лавки, 2 сука под 10 куполами, 2 фонтана и мечеть. Ось ансамбля отмечал монументальный вход с анфиладой сталактитовых куполов. Общая площадь составляла не менее 8000 м².

Несмотря на рост города, военно-стратегическое его значение утеряно, заброшенные укрепления ветшают. Резиденция паши расположена вне стен Дамаска, в Канавате, и в этом районе возникают два больших медресе: Сулеймание возведено в 1554 г. знаменитым зодчим Синаном, Селимие — в 1566 г. иранским зодчим. Сулеймание раскинулось на 120 м симметричным пространственным ансамблем; мечеть под большим куполом с парой граненых минаретов и трапезная по оси прямоугольного участка, четыре корпуса купольных келий по обе его стороны выдержаны в духе османского зодчества.

Завоеватели перенесли на почву Сирии формы османского зодчества: большой центральный купол с контрфорсами в окружении малых куполов, стройные минареты, килевидные арки с чередованием черных и белых камней, фаянсовые облицовки и сталактиты. Однако вскоре османское строительство подпадает под воздействие местных приемов, что особенно заметно в минаретах, которые укорачиваются и получают разнообразные дополнения. При османах в Дамаске были возведены мечеть Дервиш-Паша (1571 г.), хан Сулейман-Паша (его двор в 1732 г. перекрыт куполом), хан Асад-Паша (XVIII в.) и другие постройки. Памятником дворцовой архитектуры является богатый дворец Аземов (1749 г.). Двор Большой мечети Халеба замощен геометрическими узорами черного, белого и розового камня. Монументальна архитектура городского жилища. Богатые дома имеют парадный двор с бассейном или фонтаном, куда открывается высокая арка сводчатого айвана. Стены украшены многоцветной кладкой, мозаикой, резьбой и т. д. В сельских местностях распространены купольные жилища, образующие порой целые селения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)