Архитектура Омейядского халифата

Глава «Архитектура Омейядского халифата», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Первые халифы, занятые формированием арабского государства, не интересовались строительством. Начало истории средневекового зодчества арабских стран связано с правлением мекканского аристократического рода Омейядов, первой наследственной династии халифов, пришедшей к власти в 661 г. Их политическое могущество достигло вершины в конце VII в. Прежде всего Омейяды перенесли столицу из Медины в Дамаск. Центром и оплотом государства, границы которого продолжали раздвигаться, стала Сирия. Прежде арабское государство, халифат становится мусульманской империей, простиравшейся в 30-х годах VIII в. от берегов Атлантики до Инда, от Сыр-Дарьи до Нильских порогов. Омейяды расстались с аскетическими идеалами первых лет ислама и устремились к роскоши, насаждая ее в придворном быту и в архитектуре.

На территории собственно Аравии постройки халифата немногочисленны и к тому же они утратили свой первоначальный вид. Судить о них можно главным образом на основании письменных источников.

Мекканское святилище Кааба, к которой обращены все мечети мира, имеет длинную историю. На рубеже VII в. здесь была только изгородь, окружавшая клочок земли около 6×9 м со священным колодцем Земзем. В 608 г. было возведено здание Каабы, о котором в письменных источниках говорится, что стены его сложены из рядов камня и дерева, а крыша опиралась на шесть столбов. Потолок, стены и столбы были расписаны изображениями христианских святых и ангелов. Все эти черты, характерные для раннесредневекового зодчества Эфиопии, позволяют предполагать, что строитель был родом оттуда. В 684 г. Кааба отстроена после пожара заново из камня и украшена мозаиками, снятыми из церкви VI в. в Сане (Йемен). Второе святилище Аравии находится в Медине на месте дома Мухаммеда, где мастера из Сирии и Египта поставили в 707—709 гг. мечеть с двором и галереями.

Исламизация Химьяритского царства отмечена в 632 г. постройкой мечети Джанадия в городе Джанаде, ныне разрушенном (25 км к северу-востоку от Таиза). Дворового плана здание из камня и обожженного кирпича окружено стеной 14 м высоты, увенчанной ступенчатыми зубцами, а ее минарет октогонального плана поднимается на 73 м. Формы постройки с гладкими стенами суровы и сдержанны. Это по существу самое раннее монументальное здание мечети, созданное на десятом году хиджры (632 г.) — до правления династии Омейядов. В 70-х годах в Сане появилась другая значительная постройка — мечеть ал-Джами ал-Кабир. Возведенное по арабскому плану с крытыми галереями вокруг двора, здание было расширено в 705—714, 911, 1113 гг. В настоящее время оно насчитывает 174 колонны, на которых покоятся арки и купола. Среди двора поставлено по образцу Каабы святилище в форме куба, сложенное чередующимися рядами красного и черного камня. По преданию, это святилище, так же как и внешние стены мечети, возведено из камня разрушенного химьяритского замка Гумдан. Действительно, на хорошо отесанных камнях северо-западного фасада мечети сохранились рельефные изображения зверей и птиц явно доисламского происхождения. Два минарета мечети, поставленные в 879 г., были перестроены в 1261 г.

На территории богатых колоний Византии — Палестины (современная Иордания) и Сирии — арабы встретились с древней культурой, сложившейся со времен Александра Македонского под влиянием эллинизма. Здесь были превосходные строительные материалы — красивый и прочный известняк, могучие ливанские кедры. В городах стояли великолепные здания из тесаного камня с аркадами на мраморных колоннах и многоцветными стеклянными мозаиками.

Иерусалим. Куббат ас-Сахра, 681—691 гг. Общий вид, разрез, план
1. Иерусалим. Куббат ас-Сахра, 681—691 гг. Общий вид, разрез, план

Ранние произведения арабского зодчества, особенно в Иордании, несмотря на сильный отпечаток античных влияний, отражают новые идеи. Традиции Рима и Византии совмещаются со строительными концепциями Ирана и декоративными фантазиями Двуречья. Свежие творческие силы халифата проявили себя в широком размахе строительства, богатом и разнообразном убранстве зданий. С перемещением центра халифата в Сирию потребовалось создать собственную святыню для привлечения паломников. Нужно было к тому же поддержать престиж ислама перед христианством с его прославленными церквами. В 687—691 гг. в окрестностях Иерусалима возводится великолепный купол Куббат ас-СахраКупол скалы: объектом поклонения избрана скала, куда якобы Мухаммед ступил ногой при вознесении на небо (идея заимствована из христианского мифа).

Формы здания необычны (рис. 1). Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют октогон со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная, крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников. Части здания связаны в плане ясной и четкой геометрической схемой. В окружность ротонды вписан квадрат, по углам которого стоят пилоны, второй такой же квадрат очерчен под 45° к первому. Пересечение продолженных сторон этих квадратов отмечает второй ряд пилонов и углы внутреннего октогона; на сторонах октогона построены два больших квадрата, углы которых определяют внешний обвод стен. Отсюда гармоническое совершенство пропорций внутреннего пространства здания. Каменные стены 1,3 м толщиной разбиты на высокие панели по семь в каждой стороне; в нижнем их ярусе прорезаны четыре двери, в верхнем — 40 окон.

Фасад первоначально был декорирован стеклянными мозаиками. В 1552 г. при турецком владычестве облик здания был искажен поливной облицовкой, полуциркульным аркам придали слегка стрельчатое очертание. Решетки окон в стенах и 16 окон барабана, сделанные, видимо, из мрамора с заполнением разноцветным стеклом, не сохранились. Внешние железные решетки заменены изразцовыми, пропускающими мало света. Под облицовкой скрылись венчающие фасад нишки с полукуполом, по 13 на каждой грани октогона. Внутреннее убранство великолепно: стены и пилоны одеты мрамором, тимпаны и софиты арок сверкают мозаиками глубоких зеленых и синих тонов с золотом и перламутром. Мраморные колонны завершаются золочеными капителями коринфского и композитного ордеров (в галерее они дополнены импостами), пяты арок лежат на деревянных связях, окованных в галерее чеканной бронзой. Расписные кассетированные потолки внутреннего кольца галереи в 1780 г. были украшены фарфоровыми дисками (блюдами?). Более низкие потолки внешнего кольца, тоже разбитые на отделанные резьбой и росписью кассеты, относятся, вероятно, к более раннему времени (предположительно 1318—1319 гг.).

Купол высотой до вершины 35,3 м из двух оболочек возведен заново фатимидом ас-Захиром взамен рухнувшего в 1022—1023 гг. Он покрыт извне свинцом и золоченой медью, внутри расписан и раззолочен по штукатурке.

Образцом для Купола скалы послужило здание Гроба господня, в первоначальном виде тоже купольная ротонда. Купола значительного пролета из дерева, по-видимому, возводились в доисламской Сирии, тогда богатой лесом, и для зодчих такая конструкция не была новшеством. Мозаики, акант и другие мотивы орнамента интерьера тоже вторят сирийской традиции. Таким образом, первое монументальное сооружение омейядского халифата было чисто сирийским по духу, конструкциям и орнаменту.

Иерусалим. Мечеть ал-Акса, начало VIII в. План
2. Иерусалим. Мечеть ал-Акса, начало VIII в. План

Купол скалы стоит среди большой площади Харам аш-Шариф слегка трапецеидального плана (450 × 260—285 м), куда ведут 10 ворот. Вокруг купола огорожено тех же очертаний меньшее пространство (160 × 125 × 150 м). На южной стороне площадь замыкает главная мечеть ал-Акса.

Эта первая мечеть Иерусалима, перестроенная в начале VIII в. из христианской базилики, часто разрушалась от землетрясений и восстанавливалась (капитальная перестройка 1035 г. повторяла план второй половины VIII в.). Если восстановить первоначальный облик мечети по данным письменных источников, то получится прямоугольник стен 102,80 × 69,20 м (3:2), разбитый поперечными кибле аркадами на 11 нефов (первый образец базиликального плана). Более широкий средний неф заканчивался у михраба, как и теперь, куполом на барабане (рис. 2). В остальном нефы покрыты на два ската по деревянным стропилам. Арки опирались на мраморные колонны. По обе стороны купола его распор уравновешивали два ряда арок, связывавших нефы вдоль южной стены. В этой части некоторые арки и колонны сохранились от омейядской мечети, а в северной — остатки мозаик 1035 г. Позднее мечеть была декорирована резным стуком и деревом.

Дамаск. Мечеть ал-Валида, 708 г. Интерьер, план
3. Дамаск. Мечеть ал-Валида, 708 г. Интерьер, план

Дамаск стал колыбелью династии Омейядов, центром политической, культурной и религиозной жизни огромной империи. А сердцем Дамаска была Большая мечеть, построенная в 708 г. халифом ал-Валидом. Мечеть стоит внутри обширной огороженной площади 385 × 305 м, окруженной базаром. Сама мечеть с двором также занимает значительную площадь 157,5 × 100 м (рис. 3). Каждый угол ограды был отмечен башней квадратного плана, из которых сохранилась лишь юго-восточная. Внешние фасады стен высотой около 14 м расчленены пилястрами. Для мечети отчасти использованы стены базилики I в., впоследствии превращенной в церковь. Две окованных бронзой двери и тройной вход восточной стороны ведут во двор размером 122,5 × 50 м. С трех сторон двор обнесен портиком, а с юга ограничен молитвенным залом 132 м длиной и немного более 37 м глубиной, образованным тремя параллельными фасаду аркадами.

Открытые во двор фасадные арки покоятся на пилонах, внутренние — на мраморных колоннах. Колонны надстроены карликовыми аркадами, по две арочки на одну нижнюю. Аркады интерьера перестроены в 1893 г. после пожара, причем пилоны верхних аркад заменены парными колоннами. Соответствующие арочки дворового фасада были заполнены стуковыми решетками, такие же арочки прорезаны на внешнем фасаде. Каждый неф покрыт на высоте 15 м над полом двускатной стропильной крышей. Аркады прорезает ведущий к главному михрабу осевой трансепт, обращенный во двор тройной аркой на двух мраморных колоннах; его щипец высится на 10 м над фасадами зала. Купол средокрестия на пилонах, также перестроенный после пожара, отличается от первоначальной конструкции 1082—1083 гг. К трем михрабам южной стены недавно добавлен четвертый.

Дворовые аркады на пилонах и колоннах, так же как и в зале, дополнены аркатурой. Арки со слабо выраженной стрельчатостью в зале слегка подковообразной формы. Четыре угловые башни служили минаретами. На юго-восточном углу в 1340 г. поставлен вместо башни очень тонкий непропорциональный зданию минарет на квадратном основании, а в 1488. г. уцелевшая юго-западная башня дополнена граненым трехъярусным минаретом с балконами. Квадратный минарет у северных ворот был возведен в конце XII в. вместо более раннего. В западном конце двора стоит восьмигранный купольный павильон на колоннах, относящийся ко времени постройки мечети. В здании сохранились лишь скудные остатки былого великолепия: стены внизу облицованы мрамором (им были вымощены двор и полы), а вверху, вплоть до потолка, покрыты великолепными мозаиками, изображавшими сады и дворцы на золотом фоне. Общая поверхность мозаик превосходила по площади все когда-либо существовавшие в мире образцы. Капители колонн были золоченые.

Масштабы здания и его убранство поражали воображение современников. Образ мечети Омейядов теснейшим образом связан с историей города, и одно лишь упоминание о Дамаске вызывает в памяти постройку ал-Валида. Она оказала глубокое и длительное воздействие на зодчество последующих веков как в Сирии, так и за ее пределами. Первым, почти одновременным воспроизведением была Большая мечеть Халеба, или мечеть Захария (715 г.), менее роскошная, но просторная (она дошла в измененном виде: после монгольского нашествия, в конце XIII—XIV вв., колонны заменили пилонами, стропильные покрытия — крестовыми сводами, а трансепт упразднили). Архитектура Большой мечети Дамаска сыграла немалую роль в формировании строительных традиций Средиземноморья. Впоследствии правители кордовского халифата пытались воскресить ее облик в Большой мечети Кордовы.

Вдоль караванных путей, связывавших города Сирии, стояли постоялые дворы; вдали от городов строились укрепленные дворцы, замки халифов и приближенных двора. Все они возводились из камня — известняка, базальта обычно по одной системе — квадрат стен с окружающими двор помещениями, которая воспроизводила увеличенный в размерах более или менее усложненный план жилого дома. Характерны башни этих замков — почти круглые на углах и полукруглые промежуточные, чаще массивные. Разбивка замков не всегда правильная, и углы получались меньше или больше прямого. Суровая внешняя ограда замков заключала богато декорированные залы со скульптурой и живописью, резным орнаментом и мозаиками, мечеть, бани, великолепие которых могло поспорить с дворцом; к замку примыкали обширные парки и охотничьи угодья.

Кусейр-Амра, начало VIII в. План, общий вид
4. Кусейр-Амра, начало VIII в. План, общий вид

В пустынях Иордании рассеяны остатки омейядских замков, из которых многие получили широкую известность. В 65 км восточнее Аммана стоит небольшой охотничий замок Кусейр-Амра. В постройках красноватого известняка различаются аудиенц-зал 8,5 × 7,5 м с альковом, фланкированным двумя апсидальными помещениями, и связанная с ним баня (рис. 4) Постройки сохранились вплоть до сводчатых покрытий. Интересна система цилиндрических сводов аудиенц-зала, лежащих на двух поперечных арках слегка стрельчатого очертания. Два помещения были покрыты сводами, цилиндрическим и крестовым, третье — куполом. Помещения были замощены мраморными плитами, а в одной из апсидных зал пол выложен мозаикой. Мировую известность получила эллинистического характера фресковая живопись Кусейр-Амра, нанесенная по штукатурке над мраморными панелями: изображение правителя под балдахином (альков), сцены охоты, музыканты и т. п. На сводах росписи сливаются в орнаментальные и изобразительные мотивы. Установлено, что замок построен халифом Валидом в 711—715 гг.

Мшатта, VIII в. План ансамбля и фасад зала в реконструкции Кресвелла, резной каменный пилон
5. Мшатта, VIII в. План ансамбля и фасад зала в реконструкции Кресвелла, резной каменный пилон

Насколько мал замок Кусейр-Амра, настолько величав и грандиозен замок-дворец Мшатта в 25 км к югу от Аммана. Квадрат каменных стен 150 × 150 м заполняли расчерченные с удивительной логикой и симметрией залы, дворы, комнаты (рис. 5). Две параллельные стены выделяли среднюю официальную часть дворца с группой вестибюля впереди и аудиенц-залом в глубине; их разделяет квадратный двор, углы которого лежат на диагоналях внешнего квадрата стен. Большой базиликальный зал официальной части заканчивался купольным триконхом. Это соединение трехнефного сводчатого айвана с купольным залом, характерное для сасанидских дворцов, сочетается с формами Рима и Византии. Кружевной резной орнамент широким поясом охватывает подножие двух граненых башен внешнего фасада по обе стороны ворот: зубчатая линия профилированной тяги разбивает поверхность на равносторонние треугольники с крупными медальонами в центре, густая вязь виноградной лозы покрывает поля треугольников, у основания которых вырезаны фигуры зверей в геральдических позах. Медальоны и обломы сплошь заполнены растительным орнаментом. Высота резной панели — до 5 м — отвечает масштабам сооружения. В этом удивительном образце резного декора перекинут мост от античных канонов запада к новым идеалам средневекового Востока.

Каср ал-Хайр ал-Гарби, VIII в. План (пунктиром отмечены линии водопровода)
6. Каср ал-Хайр ал-Гарби, VIII в. План (пунктиром отмечены линии водопровода)

К востоку и к западу от Пальмиры халиф Хишам построил два укрепленных замка, окруженных садами; теперь их руины лежат в пустыне. Раскопки великолепного замка Каср ал-Хайр ал-Гарби (727 г.) дали множество фрагментов стукового орнамента, скульптуры и фресковой росписи. В отличие от замков Иордании его помещения равномерно распределены в два ряда с выделением на оси более крупных залов (рис. 6). Двор был обнесен портиком. Стены, выведенные из сырца на каменном цоколе, не сохранились (лишь ворота были целиком каменные). Плоские деревянные покрытия лежали на подпружных арках.

Хирбат ал-Мафджар, VIII в. План: 1 — замок; 2 — мечеть; 3 — баня; 4 — павильон с бассейном. Детали: стуковый купол в бане, напольные мозаики
Хирбат ал-Мафджар, VIII в. Детали: стуковый орнамент
7. Хирбат ал-Мафджар, VIII в. План: 1 — замок; 2 — мечеть; 3 — баня; 4 — павильон с бассейном. Детали: стуковый купол в бане, напольные мозаики, стуковый орнамент

Самым замечательным из всех омейядских замков является Хирбат ал-Мафджар в долине Иордана (2,5 км к северу от Иерихона), построенный во второй четверти VIII в., незадолго до падения династии. Своеобразие форм, богатство, разнообразие и изящество деталей с трудом поддаются описанию. В отличие от других сооружений этого типа обычные четырехугольные стены с башнями связаны в единый ансамбль с другими расположенными вне стен частями — баней, мечетью, особым передним двором (рис. 7).

Помещения из тесаного камня-известняка были покрыты кирпичными сводами, дворы замощены каменными плитами. Помещения замка 67 × 63 м огибали двор в два этажа. Вдоль восточной и западной стороны они разбиты в два ряда, к северной стороне примыкает длинный шестистолпный зал. Среднее южное помещение с апсидой служило предположительно мечетью, а рядом на массивном выступе стоял минарет. Дворцовые фасады затенялись аркадами. Вестибюль имел вид башни, гладь фасада которой подчеркивали резные медальоны и завершали ступенчатые зубцы.

Вестибюль состоял из двух залов — квадратного внешнего и прямоугольного внутреннего, разделенных широкой дверью в рамке резного по камню наличника. Неожиданно и своеобразно решено покрытие первого зала крестовым сводом из желобчатых камней, выходивших на фасад рубчатым архивольтом с декоративной аркатурой (ее колонки с круглым основанием и акантовыми капительками напоминают факелы). С каждой стороны зал фланкирован тремя нишами с трехчетвертными угловыми колонками и резным полукуполом. Внутреннюю часть вестибюля занимал сводчатый зал. Он, как и внешний, служил приемной, на что указывают вытянутые вдоль стен скамьи с подлокотниками, разделенные пилонами из собранных в пучки колонн. Стены покрывала стуковая резьба геометрического узора. Из верхнего помещения против ворот выходило во двор круглое каменное окно с решеткой звездчатого узора, предвосхищавшее готическую «розу».

К северу от дворца, через двор, находилась баня — квадратный зал около 30 × 30 м с полукруглыми экседрами вдоль каждой стены. Сводчатые покрытия этого величавого здания посредством арок опирались на 16 мощных устоев с колоннами по углам, в центре высился купол на парусах. План бани отличается как от римских терм, так и бань средневекового Востока. Огромный зал с бассейном у южной стены совмещал функции аподитерия и фригидария; с севера примыкали сравнительно небольшие тепидарий и кальдарий, согреваемые подпольной жаровой системой. Главный вход с востока был отмечен портиком с широкой аркой входа, витыми колоннами в два яруса по углам фасада, тремя нишами (средняя со скульптурой); плоскости и тимпаны покрывал резной узор по камню и стуку. По верхнему краю фасада, как и во дворце, шли зубцы. Великолепно орнаментирован был софит арки.

Над вестибюлем поднималась покрытая резьбой чаша купола на барабане со скульптурами в нишах. В основании барабана шел фриз с рельефными фигурами баранов. Барабан опирался по углам на декоративные фигуры атлантов — полуобнаженные мужские фигуры на фоне парусов с узором виноградной лозы. Орнамент и скульптура были выполнены в резном стуке. Особенно щедро декорирован зал бани. Стены арки и софиты над нишами и пилонами покрыты резным стуком вперемежку с росписями растительного узора «под мрамор» или «под мозаику». Коринфские капители пилонов собраны в пучок. Полы выстланы разноцветной каменной мозаикой геометрического узора с бесконечными сочетаниями прямых и кривых линий, прямоугольников, кругов и полос. Мозаики прекрасной сохранности еще и теперь производят сильное впечатление. Удивительна деталь средней экседры западной стороны — в замковый камень вделана цепь в 1,5 м длиной, звенья которой вырезаны из цельного каменного блока.

Величественный зал бани затмевает роскошь римских терм: как будто идея ахеменидской ападаны облечена в формы античности с экседрами, капителями и обломами коринфского ордера. Ассоциация с дворцовым зодчеством древнего Ирана не случайна и с социальной точки зрения, так как фригидарий Хирбат ал-Мафджара безусловно был прежде всего местом общественных приемов. Резной стук (перлы, пальметты, гирлянды, виноградная лоза, сочетание геометрической сетки с растительным заполнением) стилистически тяготеет к сасанидскому декору. Смелое сочетание изобразительного рельефа с орнаментом напоминает пластику Хатры.

В северо-западном углу бани расположено небольшое квадратное (4,5 м ширины) помещение с апсидальной нишей-альковом, со скамьями в нише и вдоль стен. Исключительно богатый декор комнаты позволяет предполагать, что здесь уединялся владелец замка. В процессе раскопок она получила название «диван» (аудиенц-зал). Чудесные мозаики пола и скамей найдены нетронутыми. В алькове мозаики изображали «древо жизни» — обычный символический мотив искусства древнего и раннесредневекового Востока. По левую сторону от дерева стоят две лани, справа лев терзает лань. По обломкам резного стука можно установить, что комната была покрыта куполом с розеткой в зените, где изображены рельефом шесть кудрявых женских головок среди листьев аканта. Свет падал через решетчатые окна барабана. Низ барабана опоясывал фриз с птичками, а на парусах размещались рельефные медальоны с изображением крылатого коня.

Между дворцом и баней находилась мечеть 23,6 × 17,1 м. Ее покрытие, видимо, стропильное, опиралось на восемь поставленных в два ряда мраморных колонн. На внешнем дворе, над прудом, стоял павильон с куполом на четырех арках и внешней аркадой восьмиугольного абриса. Вдоль стен двора тянулась аркада. Возможно, к ансамблю принадлежал также караван-сарай — севернее бани видны остатки какого-то здания. К востоку от дворца простирался окруженный стеной сад. Дворец и его угодья снабжались водой из Иордана и других речек, подведенной при помощи акведуков.

Наиболее значительной в политическом и экономическом отношении провинцией Омейядов было Двуречье, где они развили энергичную градостроительную деятельность, расширяя старые и закладывая новые города по берегам Тигра и Евфрата. В 637—638 гг. ниже их слияния близ сасанидского города Тиридон возник город-порт Басра (ныне руины в 8—10 км к западу от современного города). На правом берегу Евфрата росла Куфа, заглушая столицу лахмидов Хиру. В 640 г. расширен арабами сасанидский Бадардашир, получивший название Мосул, что означает «узел», «перекресток» на караванных путях. В 703—704 гг. на равном расстоянии между Куфой и Басрой основан Васит — блестящая резиденция наместника и административный центр.

Куфа. Дворец VIII в. План
8. Куфа. Дворец VIII в. План

На богатой строительными традициями территории, усеянной величавыми руинами сасанидских и парфянских зданий, была заложена основа сильной местной школы зодчества. Строительство сразу же приобрело широкий размах. Возводились из обожженного кирпича и тесаного камня обширные дворцы наместников с множеством сводчатых залов, комнат и переходов. Дворцово-замковая планировка получила отчетливые формы, ярко выраженные в Дар ал-Имара, открытом раскопками дворце Куфы: квадрат толстых внешних стен свыше 170 м длины с полуциркульными и круглыми на углах массивными башнями обрамляет внутренний квадрат дворцового здания, заполненный серией сгруппированных вокруг дворов помещений (рис. 8). Единственные внешние ворота соединяются с парадным двором, куда открывался обращенный к северу трехнефный айван, связанный с купольным тронным залом. В планировке акцентирована ось, основные массы уравновешены, но полной симметрии нет. Омейядские дворцы Ирака отличались от замков Сирии более сложным планом и наличием внешнего двора, где размещались жилища челяди, склады, гарнизон и т. п.

В новоотстроенных городах Ирака арабы первое время обходились без мечетей. В Басре пространство для молитвы под открытым небом было обнесено лишь камышевой изгородью. В Куфе территория первой мечети (638 г.) была, как сообщают письменные источники, «намечена полетом стрелы из центра на четыре стороны»; получившийся квадрат шириной в два полета стрелы затем окружили рвом, а со стороны киблы, т. е. с юга, на всю ширину построили навес, для которого за 10 км из Хиры привезли мраморные колонны. Только в 60-х годах, в связи с большим политическим значением мечетей, начинается их расширение и украшение, появляются большие пятинефные залы. Куфинская мечеть в 670 г. была перестроена местными каменщиками, поставившими колонны из каменных пустотелых барабанов, проложенных свинцом и скрепленных железными скобами. Главная городская мечеть всегда примыкала вплотную к стенам дворца.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)