Вехи развития древней религиозной архитектуры вьетнамцев

Статья «Вехи развития древней религиозной архитектуры вьетнамцев» из сборника научных статей «Культура и искусство Вьетнама». Автор: Чан Лам Биен. ИД «Форум». Москва. 2017


1. Следы религиозной архитектуры. Династия Ли (XI—XII века)
2. Династия Чан (XIII—XIV вв.)
3. Период династии Поздних Ле (XV в.)
4. Особенности религиозной архитектуры династии Мак (XVI в.)
5. Особенности религиозной архитектуры династии Ле (XVII в.)
6. Особенности религиозной архитектуры династии Ле (XVIII в.)
7. Особенности религиозной архитектуры периода династии Тэйшонов (конец XVIII в.)
8. Особенности религиозной архитектуры династии Нгуен (XIX в.)
Список использованной литературы

Исторические, общественные и географические условия Вьетнама не способствовали сохранению его архитектуры. До сегодняшнего дня сохранилось мало памятников древней архитектуры. Найдены лишь следы пагод и башен XI—XII вв., от многих древних королевских дворцов и других зданий не сохранилось и следов. Найдены захоронения королей, руины древних храмов, воздвигнутых в честь национальных героев, и буддийских пагод. К XV веку относятся найденные остатки королевских дворцов, конфуцианских храмов (Ван миеу). К XVI веку относятся найденные следы небольших даосских построек, а также деревенских общинных домов и рынков.

XVII век представлен большими пагодами, усыпальницами, общинными домами. Что касается XVIII в., то развитие форм архитектуры этого времени представлено слабо. XIX век богато представлен конфуцианскими храмами. Следы архитектуры тех эпох отражают не только религию и верования, но также историю, общество, культуру и искусство того времени.

Архитектура на территории Вьетнама характеризует не только строения или служит религиозным целям и отправлениям различных верований и культов, но и несет в себе дух древней вьетнамской культуры.

1. Следы религиозной архитектуры. Династия Ли (XI-XII века)

Следы жилищ X и начала XI века еще не найдены, поэтому у нас пока нет никаких данных для обсуждения архитектуры жилых построек этого периода. В начале X века вьетнамцы изгнали северных захватчиков с территории своей страны. Существует исторический факт, который невозможно отрицать: несмотря на то, что страна была освобождена, вьетнамский народ еще не имел опыта административного управления обществом. В первое время правители династий Динь и Ранних Ле вынуждены были следовать образцам правления китайской династии Сун.

Но с момента образования династии Ли сила народа выросла, возросло и осознание себя независимой нацией. Формирование административного аппарата династии Ли было требованием не только господствующего класса, но и всего народа.

В этих условиях буддизм стал той силой, которая была необходима для объединения. На севере чувство национальной идентичности вьетнамского народа усилилось именно благодаря буддизму, в результате чего вьетнамский народ стал более единым, а его объединенная мощь выросла. Таким образом, буддизм способствовал делу вьетнамского национального освобождения. Буддизм стал основной идеологией в период правления династии Ли.

Архитектура этого периода возникла как форма буддийской архитектуры. Народная архитектура продолжала существовать вместе с архитектурой других верований, имея тенденцию плавно перетекать в буддийскую. Понимание архитектуры династии Ли приходит через хроники и раскопки. Китайцы эпохи династии Мин, вторгшиеся в страну в XV веке, уничтожили все дворцы династии Ли. Общественные здания пострадали из-за климата и времени. Однако на основании полевых исследований и исторических записей можно выделить три типа буддийских храмов династии Ли: это «великий храм», усыпальница короля, королевы или высших чиновников и деревенская пагода. Эти три образца архитектуры оставили много следов, однако о деревенской пагоде можно судить только по этнографическим материалам, так как образцов её практически не осталось (за исключением нескольких каменных пьедесталов).

В рамках доступной нам информации наиболее интересным архитектурным стилем является «великий храм». К стилю «великий храм» можно отнести храм Фат Тить (уезд Тхуантхань провинции Бакнинь), Зам (уезд Куэ провинции Бакнинь), Тыонг Лонг (район Киенан Хайфона), Лонг Дой (провинция Ханам), Чыонг Сон (уезд Ийен провинции Намдинь). Прежде всего, все это — пагоды, расположенные на холме. Этот холм должен располагаться у реки, вокруг должны быть другие холмы или он должен иметь своеобразное подножие, образуя «сиденье монарха». От реки люди проложили дорогу к храму на холме, именуемом Контен. Эта дорога от пристани к храму — королевская дорога.

«Великие храмы», построенные в огромных масштабах, имели вход (состоящий из трех проходов), на верхнем уровне находился дворец, вокруг располагались жилища монахов и сторожевой пост. Однако центром всего архитектурного комплекса является буддийское святилище. Это ключевое строение, вероятно, самое обширное и высокое, представляет собой сосредоточение художественной сущности. Древние письменные источники имеют упоминания о том, что пагоды эпохи Ли были только буддийскими святилищами. Исследования показывают, что «великий храм» династии Ли является наиболее распространенным сооружением среди архитектурных памятников Вьетнама. Для укрепления нации правящий дом Ли сконцентрировался на сборе ресурсов для строительства. В некоторой степени король отождествлялся с Буддой. Преданность Будде являлась синонимом преданности королю.

Говоря о буддийской архитектуре эпохи Ли, следует говорить о башнях. Есть два типа башен и буддийских святилищ. Первый тип строится по буддийским правилам относительно количества этажей (количество этажей всегда нечетное), например, башня Лонг Дой, имевшая согласно замыслу 13 этажей, и являющаяся древним буддийским святилищем одиннадцатиэтажная башня Тхить Ка. Фундамент и первый этаж этих башен сделаны из камня, а верхние этажи сложены из кирпича и украшены терракотой. Второй вид башен похож на башню Чыонг Сон. Некоторые ученые раннее предполагали, что высота этажа этих башен составляла от 2,5 до 5 м от стандартных размеров, то есть высота башни Чыонг Сон достигала от 50 до 100 м. Этот факт трудно принять, ведь вьетнамцы по роду занятий — прежде всего крестьяне, выращивающие рис, а такая сложная конструкция, как башня в сто метров высотой, не так проста в постройке. Кроме того, башня Чыонг Сон находится недалеко от Фо Минь, архитектурного центра династии Чан. Если башня Чыонг Сон была действительно настолько большой, то современные историки не могли не упомянуть об этом. Возможно, эта башня была построена в другом стиле, не имея много этажей, а в сущности, являясь каменным строением (иногда даже имея кирпичные части), частично напоминая храмы тямов — народа, имеющего общие с малайзийцами корни. Если это так, то башня могла иметь большие помещения, но при этом не быть высокой, как этого требуют вьетнамский менталитет и традиционный архитектурный стиль.

Сегодня буддийские храмы пусты, в них находится только одна статуя Будды. Хотя с самого начала вьетнамцы были последователями Махаяны, во время правления династии Ли мы видим формы поклонения, близкие к Хинаяне. Это видно по «Пагоде на одном столбе». Хотя ее форма появилась во Вьетнаме достаточно давно, она присуща не только вьетнамскому народу. Образ пагоды просматривается в алтарях для благовоний XVTI—XVIII вв. и в кхмерской пагоде Сок Чанг, расположенной в дельте Меконга.

Как известно из документов, «Пагода на одном столбе» была построена по приказу короля Ли, желающего получить благословение. Есть много мнений по поводу этой пагоды. С точки зрения архитектуры, это небольшой храм, установленный на столбе. Внутри него расположена статуя Будды. Сегодня первоначальной пагоды уже нет, так как последующие поколения перестроили её. Пагода удивляет иностранных туристов своей формой, хотя и не является архитектурным чудом. Следует отметить, что сама колонна сделана из камня. Многие народы ЮВА имеют традицию поклонения камню. Например, народность нага, проживающая на бирмано-индийской границе, имеет традицию вырезания изображений голов представителей других племен на каменных столбах, установленных в полях. Люди народности мыонг вбивают камни вокруг могил умерших. Жрецы большинства народов хранят «причудливые» камни в священных мешочках. Все каменные шары и столбы, согласно убеждениям народов, занятых сельским хозяйством, имеют священное значение. «Пагода на одном столбе» расположена на тысячелистном цветке лотоса, находящемся на большом каменном столбе, поднимающемся из озера. Космические силы проходят через столб, спускаются к почве и воде, вызывая рост растений, что ведет к богатому урожаю и рождению детей. Таким образом, в «Пагоде на одном столбе» просматривается симбиоз буддизма и народных верований.

Много говорят о втором типе «великого храма», но на сегодняшний день осталось только два образца: Хыонг Ланг (уезд Ванми провинции Хынгиен) и Ба Там (район Залам Ханоя), оба относятся ко времени правления императрицы И Лан. Эти храмы находятся не на холме, а на насыпи чуть выше уровня земли. Судя по сохранившимся следам, храмы имели большие размеры, занимая площадь почти в один гектар. Входом в храмы являются ворота с тремя входами, а затем ступеньки поднимаются к ровному полу. В былые времена на этом уровне наверняка находились какие-то постройки. Отсюда на следующий уровень ведут три пути. Возможно, это была просто улица или место для собраний, иногда встречаются колонны, стелы. Третий уровень — это главный храм, включавший в себя жилище монахов, помещение для молений и статуи Будды. Многие полагают, что храм представлял собой здание под черепичной крышей, с одной секцией и двумя пристройками, с четырьмя основными и двенадцатью дополнительными колоннами, которое находилось на возвышенности квадратной формы, обложенной камнем. Исследования показывают, что храмы не имели стен. Поэтому во время службы вокруг бегали животные. А в дождливые дни люди могли поклоняться Будде из зданий, находящихся вокруг храма.

Возведение буддийских строений эпохи Ли всегда соответствовало строгим нормам и четкому плану. Даже внутренний орнамент был одинаковым. Мы не можем увидеть изображение дракона, а также феникса на памятниках, не связанных с королем или королевой. Мы можем увидеть аналогичные черты в пагоде Тхэй, Ким Хоанг (район Куокай Ханоя), Чео (уезд Хиепхоа провинции Бакзянг).

Общее их описание не отличается от рассказанного выше. Они выполняют главную функцию святилища с небольшим алтарем. В пагоде Тхэй стоит 7 каменных пьедесталов эпохи Ли. Эти реликвии показывают, что святилища были деревянными строениями. Это было просто небольшое двухкомнатное сооружение, без стен, внутри находились статуи Будды. Другие сооружения, часто связанные с жизнью монахов, могли быть расположены в скалистых горных пещерах. Этот пещерный тип сооружений относится к ранней форме буддизма.

Последней формой буддийской архитектуры является деревенская пагода, связанная с храмами и буддийскими монахами. В настоящее время этот тип архитектуры только начал отслеживаться, но на основе этнографических данных можно определить два разных типа сельских пагод.

Первый — это пещера под естественной каменной крышей, входящая в систему примитивных буддийских храмов. Мыонги по-прежнему поклоняются сталактитам, которые они называют Буддой.

Входя в пагоду, гладят каменную голову, которую обычно называют формой буддийской линги. В династии Ли также встречалась форма поклонения культу линги, например, столбы пагоды, пагода Ба Там и многие другие каменные колонны. Этот феномен еще раз демонстрирует соединение буддизма с народными убеждениями.

Второй тип деревенской пагоды расположен в дельте, также распространен среди мыонгов. Это пагода, крытая соломой, построена из простых материалов, как деревенские дома. В таких пагодах есть только Будда: его статуя или даже просто его изображение на красной ткани.

Две этнические группы, вьеты и мыонги, лишь относительно недавно разделились (XVI—XVII вв.), мыонги (как и другие горные народы) довольно малочисленны. Следовательно, существующие записи о пагоде мыонгов могут сохранить данные об основных формах буддийских храмов, существовавших много веков назад.

При династии Ли доминирующим типом архитектуры являлась пагода, но непременно присутствовали и другие архитектурные формы, наверняка, были храмы Четырех стихий, в которых поклонялись духам облаков, дождя, грома и молнии. А также были храмы, в которых поклонялись Брахме и Индре.

2. Династия Чан (XIII—XIV вв.)

В архитектурном стиле династии Чан преобладала буддийская архитектура. Но в ней появилось много отличий по сравнению с архитектурой предыдущей династии. Буддизм при династии Чан имел несколько иное развитие и оказал большое влияние на архитектуру этой эпохи. Буддизм династии Чан — это буддизм Чук Лам, который развивался под покровительством императора и просветителя Чан Нян Тонга. В этот период религия пропагандировала бескорыстие, чистоту души и достижение нирваны... Эти особенности привели к тому, что уровень буддийской архитектуры понизился. В настоящее время мы все еще встречаем некоторые пагоды, такие как Фо Минь (Нам- динь), Иен Ты (Куангнинь), но они в большей степени уже не являлись местом для императорских прогулок, а имели чисто религиозное назначение.

Башни периода династии Чан обычно состояли из нескольких этажей, их архитектура испытала китайское влияние. Пол и первый этаж обычно выполнялся из камня, верхний этаж — из кирпича и четырех угловых камней. Крыши каждого этажа выровнены, без изогнутой кровли — они сохранены со времен династии Ли.

В 1357—1386 годах, после противостояния с Нгуенами, появилось много сельских пагод из более прочных материалов. Подтверждение этому есть в двух достопримечательностях: Бой Кхе (Ханой) и Тхай Лак (Хынгиен).

Этот тип пагоды строился на высокой, почти квадратной основе (9—11 м с каждой стороны). На ней — деревянная конструкция с четырьмя колоннами, 12 столбами, черепичными крышами, без стен. В пагодах, особенно расположенных вдоль реки Дэй, обычно был большой алтарь для благовоний, расположенный во внутреннем помещении.

Художественное оформление такого типа помещений представляло собой комбинацию, по крайней мере, трех разных направлений: местного, китайского в сочетании с вьетнамским и мотивами ЮВА, испытавшими индийское влияние.

Существует еще одно архитектурное сооружение — храм, куда помещали тела умерших высокопоставленных чиновников, но сейчас от таких храмов остались только фундаменты, например: Киеп Бак, Тхиен Тхыонг... Эти храмы расположены в поместьях военачальников.

Еще при династии Чан возводились такие архитектурные сооружения, как мавзолеи и гробницы. В уездах Йенсинь (Хайзыонг) или Тхамдонг (Тхайбинь), например, каждая гробница обычно занимает место возле вершины холма. Обычно мавзолей имеет прямоугольную форму с гробницами длиной более 100 м и шириной 60 м. Все здания, связанные с мавзолеем, расположены симметрично. Таким образом, если династия Ли оставила следы в виде пагод, то династия Чан оставила три типа сооружений: пагоды, храмы, гробницы.

3. Период династии Поздних Ле (XV в.)

Вьетнамское общество династии Поздних Ле отличалось от предыдущих. Производственные отношения изменились, появился новый класс помещиков. Буддийская мысль больше не являлась основой социальной организации. Класс помещиков выражал приверженность конфуцианству. Местное искусство было отвергнуто, активно внедрялась китайская культура. В хрониках записано, что король Ле не слушал Нгуен Чая, но использовал китайскую музыку Лыонг Дана.

С появлением конфуцианства новый класс помещиков ограничил строительство зданий народной архитектуры, а также усложнил развитие буддийской и даосской архитектуры. Конечно, пагоды сохранились, но никто не видел ни одной пагоды при дворе, а только деревенские пагоды.

Двор уделял большое внимание Храму Литературы Конфуция и великим могилам. Ле Тхань Тонг расширил Храм Литературы — Куок Ты Зам, создав много новых сооружений, включая стелы со списками сдавших конкурсные экзамены. И впервые мы видим следы дворцов. В Ханое и Ламшоне (Тхосуан, Тханьхоа) также остались следы фундаментов дворцов Кинь Тхиен и Лам Кинь. Дворцы построены симметрично, имеют внушительную площадь. Перед главным храмом расположены ворота с тремя проходами (для короля — в центре, для чиновников — по обеим сторонам) и другие проходы согласно условиям, оговоренным с королем. Дворец окружен каналом, через который перекинут большой мост. Канал символизирует добро, красоту и счастье.

Входные ворота довольно большие, с двумя каменными крокодилами. За воротами имелись широкие ступени. Храм Лам Кинь располагался высоко, масштаб храма можно представить по сохранившимся основанию колонны и каменному дракону. За храмом по кругу расположены девять квадратных сооружений размером 9x9. Ритуалы могли проводиться во дворце и в этих девяти зданиях. Название дворца и количество сооружений обычно были связаны со значением «перевода», как было принято в Китае, чтобы небеса благоволили королю.

Сравнивая гробница королей династии Поздних Ле с сооружениями китайской династии Минь того же периода, мы видим, что вьетнамская гробница была сооружена не по китайскому образцу. На ее строительство влияли мыонгские корни Ле. В настоящее время вьетнамцы считают, что статуя в могиле имеет душу (эта концепция по-прежнему существует у многих народностей Тэйнгуена). Во вьетнамской космогонии мир разделен на три слоя: верхний ангельский мир необыкновенно велик, центр Вселенной нормальный, а мир внизу — маленький. Люди умирают и становятся маленькими. Таким образом, великая могила пугает душу. Каждый год в годовщину смерти можно сделать искусственные ворота на дороге от статуи до гробницы. Паломники, проходящие через эти ворота, отправляются в другой мир, чтобы прийти в прошлые жизни, к божественным предкам.

Таким образом, гробница династии Поздних Ле несет много национальных нюансов, возвращая к корням, к понятию древней культуры.

Следы ранней архитектуры династии Поздних Ле тоже имеются. Можно увидеть некоторые из пагод и другие реликвии, датируемые ранним периодом. Можно быть уверенным в том, что, помимо королевской архитектуры, сохранилось и немало сооружений народной архитектуры времен династии Ле.

Кроме того, мы знаем из истории, что в этот период появился новый тип архитектуры. Это общинные дома. Они еще не были сельскими общинными домами, но уже несли в себе основные их черты.

4. Особенности религиозной архитектуры династии Мак (XVI в.)

В некотором смысле вьетнамское общество стало более «свободным», чем раньше. В народе снова начали возрождаться даосизм, народные верования и буддизм. Продолжала расти торговля.

Также происходят позитивные изменения и в гражданских постройках. Общинные дома постепенно становятся культурной единицей деревни, продолжается повсеместное строительство пагод, тогдашняя интеллигенция неохотно возвращается к даосизму, делая все больше для усиления престола, а также с развитием торговли стали создавать мосты-рынки.

Из всего описанного выше самой крупной архитектурной постройкой был общинный дом. Раньше также существовал общинный дом, но с XVI века у него появилось другое предназначение, отличное от времен предыдущих династий. Во время династии Ли общинный дом был своего рода пристанищем для уставших путников. При династии Чан в общинных домах были установлены статуи Будды. При династии Ле общинный дом был своего рода судом. Только во время династии Мак общинный дом действительно стал частью деревни. Крыша общинного дома отпечаталась глубоко в подсознании вьетнамцев.

Общинный дом при династии Мак обычно был разделен на три комнаты и имел два крыльца с четырьмя рядами колонн. Сам каркас здания ничем не отличается от пагоды, но все детали были больше по размеру.

В то же время общинный дом представлял собой прямоугольное здание без ворот. Это было место поклонения, а также сосредоточения жизни всей деревни. Раньше все эти функции возлагались на пагоды или владельцев деревень.

Пагоды во время династии Maк возводились в старом стиле, одна комната и два крыльца. Новые пагоды стали часто появляться на берегах основных рек, так как люди, связанные с речной водой, обычно поклонялись бодхисатве Авалокитешваре.

Общая архитектура даосских храмов не отличалась от архитектуры других пагод, крыша пагоды Хынг Тхань Куан (известная как пагода Муи — Тхыонгтин, Ханой) не имеет изогнутой формы.

Только во время династии Мяк появились мосты-рынки. В местах пересечения водных путей и обмена товарами возводили рынки, располагавшиеся на мостах.

5. Особенности религиозной архитектуры династии Ле (XVII в.)

Вьетнамское общество изменилось и начало развиваться в новом направлении. Продолжал расти частный сектор экономики. Королевскому двору не хватало сил, чтобы контролировать всю страну. Продолжался упадок конфуцианства, часть элиты возвращалась к буддизму. 
В этом социальном контексте, помимо поддержания и развития архитектуры, существовавшей при династии Мак, была сформирована новая форма архитектуры, обслуживавшая могущественный и богатый класс: появились святыни и гробницы. Серия гробниц была построена в районах: Данг — Тханьхоа, гробница семьи Данг в Бакнине, гробница семьи Тай в Хадонге и могила Мыонгов в Донгтхете, Ханой. Это большая гробница, окруженная стеной. При династии ранних Ле молитвенные места, статуи животных, людей, а затем и саму могилу возводили по обеим сторонам изображения божества. Сейчас же концепция изменилась, статуи людей и животных стали намного больше, тем самым показывая роскошь захоронения и высокое положение усопшего.

Происходило возвращение к буддийской архитектуре. При поддержке домов Чинь и Нгуен появились пришедшие из Китая буддийские школы Лам Те и Тао Донг. Храмы стали просторнее и больше. Можно обратить внимание на такие старые пагоды, как пагода Миа, пагода Тхэй, пагода Чам Зан, пагода Зам, пагода Фат Тить, пагода Кео и т. д. Старые пагоды были реконструированы в пагоды нового стиля с поперечными и продольными коридорами. Постепенно стали появляться курильницы, крыльцо и жилые дома для монахов, они были построены по типу «свои — чужие». Некоторые пагоды, такие как Бут Тхап и Кео, по-прежнему состояли из нескольких разных зданий. Это было связанно с возвышением короля, нужно было объединить поклонение Будде и духам с уважением феодального порядка. В пагодах часто были написаны слова о короле и аристократах... Так примерно с середины XVII в. начинается период, в котором собраны самые крупные архитектурные здания в традиционной архитектуре Вьетнама.

К концу XVII в. деревенские пагоды были менее развиты, но это был высший период развития общинных домов. Основным материалом при строительстве являлось железное дерево (ранее обычно использовали древесину хлебного дерева), поэтому общинные дома и пагоды стали несколько выше. Конструкция в форме «V» соединяла между собой несущие опоры и крышу. Получило большое распространение использование балок, проходящих сквозь колонны. Тем не менее еще не появилась поперечная форма разреза колонн, большей частью балки размещались в основании колонны через квадратное отверстие с задвижкой для предотвращения искривления. В архитектуре люди стали уделять больше внимание пространству и украшениям, олицетворяющим народный дух, чем конструкции здания.

6. Особенности религиозной архитектуры династии Ле (XVIII в.)

Гражданская война между феодалами привела к истощению экономики. Нехватка земли вызвала вытеснение десятков тысяч крестьян из деревень, что привело к двум последствиям: стагнации коллективного хозяйства и приостановке строительства общинных домов, пагод и развития общественной архитектуры, так как без поддержки элиты строить все это было невозможно. Почти все общинные дома находились в частном владении. С другой стороны, продолжал развиваться частный сектор, способствуя еще большему разделению богатых и бедных слоев населения. Денежное обращение продолжало расти, но накопление капитала привело не к расширению производства, а к тому, что элита стала использовать деньги на покупку земли, несмотря на ее стоимость. В первой половине века были возведены некоторые гробницы чиновников. В этих сооружениях наблюдается развитие предыдущих форм гробниц, порой статуи чиновников превосходили по размерам статуи королевского двора. Гробница семьи Нго в Бакзянге была обнесены каменной стеной, достигавшей в высоту 1,6 м.

7. Особенности религиозной архитектуры периода династии Тэйшонов (конец XVIII в.)

Династия Тэйшонов спокойно правила государством лишь несколько лет, но даже за это время был разработан новый архитектурный стиль. Были перестроены несколько деревенских пагод. Многие общинные дома начали получать больше денег, их ремонтировали или перестраивали, добавляя в конструкцию что-то новое.

Однако в обстановке серьезного кризиса конфуцианства буддизм не мог в достаточной мере реорганизовать общество, поэтому интеллигенция рассматривала буддизм и конфуцианство как одну религию. Известный интеллектуал Нго Тхи Ням провозгласил себя адептом Чук Лам («Truc Lâm dê tu tô»), его зять Фан Хуи Ить очень хорошо разбирался в буддизме. Так появились пагоды Ким Лиен и Тэй Фыонг. В этих двух пагодах можно увидеть множество деталей, свидетельствующих о соединении буддизма и конфуцианства. Это были буддийские пагоды, но в них содержались символы конфуцианских идей.

8. Особенности религиозной архитектуры династии Нгуен (XIX в.)

Первые 20 лет правления этой династии вьетнамское общество было относительно стабильным. В дельте Бакбо деревенская архитектура была восстановлена и продолжала развиваться. Можно отметить такие большие общинные дома, как общинный дом Ан Донг (Куангиен — Куангнинь), имевший колонны диаметром более метра. Общинные дома Там Тао (Тиенсон—Бакнинь) были украшены прекрасной резьбой. Пагоду Дык Ла (Йензунг—Бакзянг) и общинный дом Кунг Чук (Хайфон) также можно считать типичными строениями того времени.

После периода стабильности из-за серьезного кризиса официальной идеологии люди не видели пути к спасению и не знали, как стабилизировать ситуацию. Это вызвало бурный рост суеверий. Но святыням, храмам и пагодам также уделялось внимание.

В дополнение к уже распространённым архитектурным формам начали появляться и новые. Если при династии Ли был только один Храм Литературы в Тханглонге (нынешний Ханой), то с этого времени такие храмы стали возникать во многих провинциях. Если до XVII в. в деревнях было лишь несколько конфуцианских храмов, то в начале XIX в. развитие рыночных отношений привело к тому, что деревни стали наполнять конфуцианцы-фанатики, в связи с этим появился ряд конфуцианских храмов и школ. Это были здания, где поклонялись Конфуцию и состоятельным людям из деревни. Такие храмы были небольшого размера и строились в соответствии с правилами королевского двора.

Конфуцианский слой населения также способствовал развитию древней архитектуры. Многие общинные дома XVI, XVII и XVIII вв. имели дополнительную пристройку, чтобы в здании было еще одно помещение. С другой стороны, со временем частный сектор занимает все большее место в экономике страны, сокращается количество государственных земель, люди больше заинтересованы в защите своих прав с помощью родственных отношений, и, следовательно, стали обретать популярность семейные храмы. Этот тип архитектуры появился в дельте Бакбо в XVII в., получил постепенное развитие в XVIII в. и стал особенно популярным в XIX в.

Также в этот период королевский дом династии Нгуен собрал народные силы для строительства императорского комплекса в Хюэ с множеством дворцов и гробниц. Это единственная архитектурная постройка, принадлежащая королям, которая до сих пор существует во Вьетнаме и является выражением всех национальных художественных особенностей страны. Архитектура комплекса несет черты китайского влияния (отчасти из-за того, что король Нгуен Тхань То посылал рабочих на обучение в Китай). Но архитектура общинных домов династии Нгуен является национальной вьетнамской, поэтому воспринимается очень позитивно. Например, стоя перед воротами Нго Мон, не испытываешь никакого чувства давления, как перед воротами Тяньаньмэнь в Пекине.

Рассматривая взлеты и падения некоторых видов древних архитектурных форм, которые в основном были связаны с религией, мы получили некое представление об общей модели традиционной архитектуры Вьетнама. В традиционных зданиях отражается душа народа — спокойствие, мужество, человечность.

Список использованной литературы

1. Bezacier, L. (1995). L'art Vietnamien. Bàn dich tu lieu Viên Khào cô hoc. [Ле Базасьер. Вьетнамское искусство. Перевод Института археологии, 1995].
2. Nguyên Hông Kiên (1995). Binh Làng Viêt. Kiên truc Viêt Nam, sô 1. [НгуенХонг Киен. Вьетнамский деревенский общинный дом // Архитектура Вьетнама. 1995. № 1].
3. Nguyên Hông Kiên (1995). Kiên truc gô truyên thông Viêt. Kiên truc, sô 3. [Нгуен Хонг Киен. Традиционная деревянная архитектура Вьетнама // Архитектура. 1995. № 3].
4. PhuangAnh (1998). Nhàô dân gian trong lich sù. Kiên truc, sô 3—4. [Фыонг Ань. Народные жилые дома в истории // Архитектура. 1998. № 3—4).
5. Trân Lâm Biên (1983). Quanh ngôi dinh làng Viêt — lich sù. Nghiên cwu Nghê thuât, sô 4. [Чан Лам Биен. Вокруг вьетнамского общинного дома — история // Художественные исследования. 1983. № 4].
6. Trân Lâm Biên (1996). Chùa Viêt. Hà Nôi: Nxb Van hoa Thông tin. [Чан Лам Биен. Вьетнамская пагода. Ханой: Изд-во Культура и информация, 1996].
7. Trân Lâm Biên (2000). Môt con duäng tiêp cân lich sù. Hà Nôi: Nxb Van hoa Dân tôc. [Чан Лам Биен. Путь подхода к истории. Ханой: Изд-во Национальная культура, 2000].
8. Trân Lâm Biên (2008). Diên biên kiên trûc truyên thông Viêt. Hà Nôi: Nxb Van hoa Thông tin. [Чан Лам Биен. Развитие традиционной вьетнамской архитектуры. Ханой: Изд-во Культура и информация, 2008].
9. Trân Lâm Biên (2014). Binh Làng Viêt. Hà Nôi: Nxb Thê giâi. [Чан Лам Биен. Вьетнамский деревенский общинный дом. Ханой: Изд-во Мир, 2014].

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)