Архитектура Азербайджана XV в.

Глава «Архитектура Азербайджана XV в.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Авторы: Усейнов М.А., Бретаницкий Л.С., Саламазаде А.В.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Значительную роль в истории Переднего Востока XV в. играли государства Ширваншахов, Кара- и Ак-коюнлу. Ширван охватывал земли «от пределов Шеки до Баб-ал-Абваба со всеми городами» (Мирхонд). Основным ядром государства Кара-и Ак-коюнлу был Южный Азербайджан, до Куры на севере, включавший значительные области Закавказья, а также Диарбекир, арабский и персидский Ирак, Луристан, Фарс и Кирман.

Евразийские торговые пути по-прежнему пролегали преимущественно через южные области страны, в связи с чем свое значение сохранили Тебриз, Марага, Ардебиль и другие города. На севере широкую известность нефтью, солью, шафраном и ткацким производством приобрел Баку, затмив столицу Ширвана — Шемаху и основной порт на Каспии — Дербент. Шемаху прославил «самый лучший шелк», который вывозился во многие города Востока и Запада. Шелковыми тканями славилась Ганджа, а Нахичевань была известна художественными изделиями из дерева и керамики. Как и прежде, исключительное место в экономике страны занимал Тебриз, значение которого еще более возросло после разрушения Астрахани и Багдада. Географическое положение Азербайджана, природные богатства, относительно высокий уровень развития производительных сил, а также внешнеполитическая обстановка, которая объединяла ряд европейских и азиатских государств, обусловили расширение и укрепление торговых и дипломатических связей. Во второй половине XV в. установились дипломатические отношения между Ширваном и Русью.

Подъём экономики вызвал размах строительства. Однако архитектурная практика того времени связана не столько с возникновением принципиально новых приемов композиции, архитектурных форм и конструкций, сколько с совершенствованием ранее сложившихся. Об особенностях архитектурного развития страны позволяют судить памятники зодчества, среди которых выделяется дворцовый ансамбль в Баку.

Существенно разнятся виды мемориальных сооружений. Наряду с башенными и кубическими мавзолеями, широко представленными в строительстве предшествующего времени, возникли новые виды, для которых характерно расширение функций здания, вызвавшее развитие и усложнение планов. Группа «купольных гробниц» включает различные сооружения — усыпальницу Ширваншахов в Баку, скальную гробницу в Маразах и имарет в сел. Балахана. В архитектурном облике башенных и кубических мавзолеев проявились черты, присущие новому этапу архитектурного развития. Торговые связи Ширвана вызвали строительство большого количества рабатов, овданов, крытых рынков. Купеческие подворья служили также местом торговых сделок. Купцы из одного и того же города обычно создавали в каком-либо караван-сарае центр своеобразного землячества, чем и объясняются их и поныне бытующие наименования — тебризский, индийский и т. д.

Назначение караван-сараев определило устойчивость вошедшего в традицию плана, широко распространенного в строительстве многих стран Переднего Востока. Замкнутый, обычно прямоугольный, просторный двор, иногда с бассейном — хаузом — в центре обрамлен небольшими однотипными помещениями — ячейками, располагавшимися в один-два яруса. Внешний вид караван-сараев сохранял черты оборонительных сооружений — глухие стены с массивными башнеобразными выступами, повышенные надвратные части с хорошо защищенными воротами. Караван-сараи у речных переправ порой располагались в береговых устоях мостов. В каждом отдельном случае упрочившаяся схема организации приобретала особенности, связанные с конкретными условиями строительства. Как правило, караван-сарай располагал колодцем или водохранилищем — овданом.

В XV в. завершился один из длительных этапов развития различных типов зданий. Особую отточенность, а подчас и изысканность приобрели черты, уже встречавшиеся в архитектуре XIV в. Парадность и торжественность архитектурного облика общественных, культовых, мемориальных и дворцовых сооружений возросла благодаря совершенствованию приемов композиции и обогащению средств архитектурного убранства. Акцентируемые порталы еще не утрачивают тектонической связи со зданием и не превращаются в самостоятельную архитектурно-декоративную форму, но для XV в. уже свойственно их выделение всеми средствами архитектурно-художественной выразительности.

Пространственным композициям присуща монументальность и подчеркнутая статичность, определяемая архитектурным строем и характером пропорционирования. Локальные условия строительства диктовали выбор симметричного или асимметричного решения. Первое избиралось при «островном» положении зданий, второе — в тех случаях, когда здание размещалось в более или менее плотно застроенном районе.

По-прежнему примечательны обусловленность членений фасадов организацией внутреннего пространства и тектоничность архитектурных форм. Помимо объема и формы, портальные композиции подчеркивались трактовкой арочных проемов со сложными сталактитовыми заполнениями конх, эффектными перепадами рельефа и живописными контрастами светотени. Широко применялись курватуры, устранявшие зрительные искажения архитектурных форм. Богата и многообразна орнаментика. Наряду с многоцветными изразцовыми выкладками не менее распространена художественная резьба по камню, концентрировавшаяся в наиболее ответственных местах. Живописный растительный орнамент почти повсеместно вытеснил четкие геометрические узоры.

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Общий вид Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Аксонометрия
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. План, разрезы
25. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Общий вид, аксонометрия, план, разрезы: 1 — дворец; 2 — Диван-хане; 3 — мавзолей сейида Яхья Бакуви; 4 — мечеть Кей-Кобада; 5 — дворцовая мечеть; 6 — усыпальница; 7 — дворцовая баня; 8 — Чин-мечеть

Изучение сооружений дворцового ансамбля Ширваншахов в Баку (дворец, диван-хане, так называемая старая мечеть, мавзолей «дервиша», восточный портал, дворцовая мечеть, усыпальница, баня и овдан), группирующихся вокруг расположенных в различных уровнях дворов, позволило установить особенности его формирования и очередность строительства (рис. 25). Ансамбль возник на издревле обжитом холме бакинской Крепости, выбор которого объясняет его исключительно выигрышное местоположение — близость к превосходной естественной гавани, обеспеченность водой, широкий обзор окрестностей.

Застройка сложной по рельефу небольшой территории не была подчинена единому архитектурному замыслу. Однако при строительстве сооружений, которое, кстати, велось с небольшим разрывом во времени, зодчие учитывали назначение каждого и функциональную связь между ними, а также целостность постепенно слагавшегося архитектурного ансамбля. Живописность сочетания большого числа геометрически четких архитектурных объемов отнюдь не хаотична. Постепенно создавался ряд замкнутых, последовательно раскрывающихся архитектурных перспектив. Художественная целостность ансамбля определяется не только продуманностью расстановки отдельных зданий, но и стилистическим единством, присущим ширванскому архитектурному кругу.

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Восточные ворота, XVI в.
26. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Восточные ворота, XVI в.

Значительная часть дворцовой территории ныне окружена крепостными стенами, частично возведенными в середине XIX в. Есть сведения о связи ее с улицами города. Можно предполагать, что ранее стены охватывали значительно большую территорию, позволяя разместить помещения для челяди и служб. Верхний двор, связанный с зданиями дворца и диван-хане, предназначался для официальных церемоний. Нижний двор обладал интимным характером. Его восточная часть, к которой обращена дворцовая мечеть и усыпальница, использовалась для более торжественных случаев, нежели второй участок с входом в женскую молельню мечети и на территорию бани и овдана. Трудно установить назначение южного двора. На нем располагались ныне несуществующие мечеть с примыкающим к ней мавзолеем Яхья Бакуви. С улицы во двор вел проход, в XVI в. подчеркнутый монументальным порталом восточных ворот (рис. 26). Из первого этажа дворца в южный двор сделаны второстепенные выходы. Лестница с «ползучим» сводом соединяла его с верхним дворцом, а пологий пандус вел к восточному порталу дворцовой мечети и проходу на нижний двор.

В идентичной планировке двух этажей сложной конфигурации здания дворца более пятидесяти помещений. Этажи соединялись тремя узкими винтовыми лестницами в толще стен. Главный зал связан с остальными помещениями небольшим восьмиугольным залом, служившим вестибюлем. Четыре проема из него вели в различные помещения, а два — к лестницам. Комнаты первого этажа, видимо, имели служебное назначение, в то время как помещения второго этажа были парадными. Среди них выделяются южный и восточный залы с «фонарями», откуда открывалась великолепная панорама залива. Уступчатый абрис плана объясняется стремлением зодчего к возможно большей освещенности помещений. Этой цели служили и двусветные окна верхнего этажа, характерные для жилых зданий Апшерона.

Архитектуру дворца со зданиями ансамбля роднит асимметричность композиции, выделение входного портала, лаконичность четких архитектурных объемов. Наряду с этим в ней отсутствуют элементы декора. Гладь больших плоскостей подчеркнута забранными шебеке небольшими проемами, а также чередованием узких и широких рядов кладки, различных по цвету и фактуре. Обращенное к парадному двору здание отличается от зданий более интимного характера, скрытых в глубине внутренних дворов. Здесь естественна величественность, свидетельствующая не только о богатстве, но и мощи владельца. Привлекает изысканность пропорций портала и безупречное качество каменных работ.

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Диван-хане, XV в. Общий вид, портал, фрагмент дворика, план
27. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Диван-хане, XV в. Общий вид, портал, фрагмент дворика, план

За оградой верхнего двора находится диван-хане (рис. 27). Посреди небольшого замкнутого дворика на полутораметровом стилобате стоит восьмигранная ротонда. Центральный ее зал пятью сторонами выходит на стрельчатую аркаду с колоннами своеобразного ордера. Граненый каменный купол вытянутых очертаний служит наружной оболочкой двойного покрытия зала. Дворик также обрамлен с трех сторон стрельчатой аркадой, но ордер ее — меньшего размера и помещен на более низком основании.

Западная грань ротонды трактована эффектным порталом, нишу которого завершает изящный ребристый полукупол, опирающийся на сложную систему сталактитов. Тимпаны и надпроемные плоскости покрыты тонкой резьбой по камню. За порталом находятся «сени», соединяющие центральный зал, размещенный в стилобате, склеп и небольшие двухъярусные службы. Отлично найдены масштаб компонентов сооружения, их внутренние соотношения. Главным звеньям композиции органически подчинены второстепенные. Особенно показательна трактовка определяющего архитектурный строй ордера. Дворовая колоннада подчинена торжественно высящейся на мощном стилобате ротонде. Их взаимосвязь логически выражена в соразмерности примененного ордера, разнице высот постаментов. Повторяясь, архитектурные формы подчеркивают главенствующее значение ротонды.

Дербент. Орта-капу, XI—XV вв. Общий вид
28. Дербент. Орта-капу, XI—XV вв. Общий вид

Диван-хане — один из немногих памятников Азербайджана, в композиции которых важное место принадлежит отдельно стоящей колонне. Формы ордера соответствуют монументальности образа; пропорции связаны с воспринимаемой нагрузкой; тонкое чувство материала определило характер убранства. Некоторой параллелью ордеру диван-хане служат колонны портика ворот Орта-капу в Дербенте (рис. 28). Кроме того, своеобразной аналогией ротонде является мавзолей Баяндара в Ахлате, построенный зодчим Бабаджаном в 882 г. х. (1477—1478 гг.). Его особенность — открытая колоннада верхнего яруса, трактовка и пропорции элементов которой ассоциируются с ордером диван-хане. В качестве близкой аналогии отметим мемориальный комплекс Мама-хатун в Терджане (1246 г.), где тождественный композиционный замысел интерпретирован в иных архитектурных формах.

О назначении диван-хане, построенного во второй половине XV в., имеются две точки зрения. Исходя из названия сооружения предполагают, что это официальная часть дворца, приемный зал, в противоположность внутренним покоям. Особенности же композиции ротонды, плана и наличие нижнего яруса послужили основой другого мнения — признания диван-хане мемориальным сооружением.

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Усыпальница, 1435 г. Зодчий Али. Общий вид, план
29. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Усыпальница, 1435 г. Зодчий Али. Общий вид, план
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Дворцовая мечеть, 1441 г. Общий вид, план
30. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Дворцовая мечеть, 1441 г. Общий вид, план

Усыпальница и мечеть находятся в глубине нижнего двора (рис. 29, 30). Выразительность образа первой определяется ясностью композиции и строгостью трактовки форм. Традиционны для ширванского художественного круга контрасты светотени, противопоставление вертикальных членений горизонтальным, а также гладь больших каменных поверхностей и кружева резного орнамента. Стрельчатая арка в глуби портала ведет в вестибюль, по сторонам которого расположены небольшие службы. Внутренний объем занимает зал, к подкупольному квадрату которого примыкают покрытые стрельчатыми сводами глубокие ниши. Несколько заостренный купол опирается на несложные паруса. Интерьеры усыпальницы аскетичны. Кроме членящих купол изящных долек и каменных шебеке в небольших проемах, других элементов убранства нет. Однако зал некогда был отделан богаче.

Портал усыпальницы принадлежит к лучшим в азербайджанском зодчестве. Превосходных пропорций объем прорезает линию карнизных плит, вырисовываясь на фоне прежде облицованного изразцами стрельчатого купола. При всем своем своеобразии по композиции и приемам убранства он сходен с порталом диван-хане. Глубокую нишу портала завершает стрельчатый полукупол с рубчатой поверхностью. Его основание покоится на развитом поясе сталактитов. Над замком арки, архивольты которой покрыты стилизованным растительным орнаментом, расположены выполненные изящным несхом коранические надписи. В отличие от тимпанов портала диван-хане с их сложным переплетением спиралевидных завитков композиционной осью служит реалистически трактованная растительная ветвь. Медальоны тимпанов содержат искусно вплетенное в орнамент имя зодчего — ме’мар Али. Дату постройки — 839 г. х. (1435—1436 г.) — сообщает двустрочная надпроёмная надпись.

В южной части дворика находится дворцовая мечеть. Статичность ее объемов, завершенных слегка заостренными куполами, оттенена стройным минаретом. В прямоугольный план вписаны большой и малый (женский) молельный залы и небольшие служебные комнаты. Назначение здания и его расположение определили устройство входов. Порталом выделен северный вход, обращенный к усыпальнице. Более скромен портал восточного входа, предназначенного для ширваншаха и его окружения, спускавшихся из дворца по полуподземному проходу. Западный вход, который вел в женскую молельню, не выделен никак. Он обращен к участку, где находилась баня, овдан и, видимо, другие службы.

Центром здания служит двусветный зал, покрытый несколько заостренным куполом на сферических парусах. К нему обращены глубокие сводчатые помещения, придавая плану традиционную крестообразную форму. Между ее ветвями размещены два яруса небольших служб, соединенных винтовыми лестницами. В южном торце находится скромный михраб со стрельчатым куполом. Интерьеры мечети скромны. Гладь стен оживляют каменные решётки оконных проемов и пояс плоских стрельчатых арочек на барабане большого купола. Привлекают внимание пропорции молельного зала, а также многообразие сводчатых и купольных покрытий.

Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Общий вид Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Разрез, план
31. Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Общий вид, разрез, план

Поодаль от дворца, на южном дворе стоит небольшой мавзолей, известный как «мавзолей дервиша», названный так по имени якобы погребенного в нем придворного астронома Сейида Яхья Бакуви (рис. 31). Мавзолей состоит из подземного склепа и большего объема верхней камеры. Её восьмигранник небольшими тромпами переходит в барабан, покрытый куполом с трехцентровой образующей. Три небольших проема забраны узорчатыми каменными решетками. На северной грани находится вход, который вел в несохранившуюся мечеть. Среди сходных мемориальных сооружений — мавзолей близ Агдама (XIV в.), шейха Дурсуна (XIV в.) и более поздние в сел. Калахана (XVII в.) и др. — мавзолей Яхья Бакуви наиболее совершенен и, возможно, служил прототипом для провинциального строительства того времени.

Восточнее нижнего двора находятся баня и овдан, отделенные от верхних дворов ансамбля усыпальницей и мечетью. Над уровнем земли возвышались купола, покрывавшие наиболее крупные помещения бани. Организацией плана предусматривалось сохранение необходимой температуры в зависимости от назначения помещений. Горячий воздух, подававшийся из топливника по жаропроводящим каналам, обогревал полы и лежанки. Остатки купольных и сводчатых покрытий свидетельствуют о высоком уровне строительства, обычном не только для мемориальных и культовых, но и чисто утилитарных зданий.

Интересна «Ханская дача» в сел. Нардаран — одна из летних резиденций Ширваншахов. К морю обращена глубокая стрельчатая ниша — эйван, широко раскрывающая центральный зал, напоминая дворцовые сооружения сасанидского Ирана. Гладь фасадов оттенена расположенными в два яруса удлиненными световыми проемами. Абрис стрельчатого купола над залом схож с куполом дворцовой мечети. Архитектурные формы просты и лишены убранства, кроме несложных сталактитов на пятах подпружных арок зала.

Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Общий вид после реставрации, планы I и II этажей, разрез
32. Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Общий вид после реставрации, планы I и II этажей, разрез

Неподалеку от Шемахи, на площадке, высеченной в почти отвесной скале, стоит небольшая двухъярусная усыпальница, известная как гробница Дири-баба (рис. 32). Бо́льшую часть первого этажа занимает помещение со стрельчатым сводом. Просторный зал второго этажа по площади равен нижним комнатам. Зал покрыт сферическим, слегка заостренным куполом. Один из его световых проемов выходит на главный — южный фасад, а остальные — на запад и восток. Небольшие проемы в северной стене ведут в грот в скале, служивший местом погребения лица, в честь которого возведена усыпальница. Параллелью Дири-баба является мазар Парау-биби, расположенный в северо-западном Копетдаге, неподалеку от рабата Ферава, сходный местоположением и некоторыми особенностями плана.

Строгость архитектурных объемов Дири-баба прекрасно оттенена горным пейзажем. Тонко прорисованы элементы убранства, а орнаментика тромпов не уступает резьбе сооружений бакинского ансамбля. На одном из тромпов сохранилась часть надписи: «...сын устада Гаджи». Украшением служил декоративный фриз фасада с фрагментом надписи датированным 805 г. х. (1402 г.), а также именем каллиграфа — Дервиш.

Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Портал, интерьер, план
33. Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Портал, интерьер, план

Шедевр кирпичного зодчества Азербайджана — Голубая мечеть в Тебризе (рис. 33). Ее архитектура свидетельствует о зрелости стиля. Для нее одинаково показательны продуманность плана, совершенство уже наблюдавшихся приемов композиции, интерпретация широко распространенных архитектурных мотивов и форм и изысканность богатейшего убранства. Своеобразный план центрально-купольного здания не встречает прямых аналогий в культовом строительстве Азербайджана. Близкая его параллель — Зеленая мечеть (Йешиль-джами) в Бурсе, в возведении которой участвовало много мастеров из Тебриза.

Композиционным центром служит главный, квадратный зал (16 × 16 м), некогда покрытый сферическим куполом. С трех сторон его окружают просторные галереи, расчлененные арочными переходами на несколько помещений, также покрытых куполами. За ним находится второй, несколько меньший купольный зал (9 × 9 м), являвшийся святилищем. В его торце находился михраб. Главный зал соединен с обходными галереями и малым залом стрельчатыми проемами. Они трактованы одинаково, кроме выделяющегося богатством убранства портала, ведущего в малый зал. Голубая мечеть славится многообразием великолепного убранства фасадов и интерьеров. Строителем мечети, видимо, был Ниматулла сын Мухаммеда ал-Бавваба, который был также автором узоров керамического убранства и руководил их выполнением.

Дербент. Медресе, XV в.
34. Дербент. Медресе, XV в.
Сел. Сангачал. Караван-сарай, XV в. План I этажа
35. Сел. Сангачал. Караван-сарай, XV в. План I этажа

В середине XV в. построено медресе в Дербенте (рис. 34). Вытянутый ряд худжр образует ограждавшую двор мечети глухую стену. Ее прорезали два небольших сводчатых прохода, расположение которых продиктовано особенностями участка. Архитектура медресе обычна. Ритмически четкий ряд эффектно затененных стрельчатых айванов служит фоном для объемно и архитектурно подчеркнутых порталов центральной худжры и проходов. Трактовка порталов, рисунок и характер обрамления стрельчатых арок, приемы каменной кладки не оставляют сомнений в принадлежности медресе к ширванскому архитектурному кругу.

Организацией пространства и формами типичен караван-сарай Сангачал (рис. 35). Его облик определяется прямоугольником глухих стен, стыки и оси которых закреплены небольшими полубашнями. Архитектура строга и лишена декора. Обычны для северных областей чередование тщательно выведенных широких и узких рядов кладки, выступающая плита карниза и массивные каменные водостоки. В центре главного фасада возвышается большой портал. Показательно, что единство стиля роднит различные по назначению и характеру сооружения — дворцовые («Ханская дача» в сел. Нардаран), культовые (дворцовая мечеть в Баку) и общественные (караван-сарай Сангачал).

Снабжение каравана водой было так же существенно, как и его защита. В каждом караван-сарае, в том числе и сангачальском, был либо колодец, либо овдан, которые располагались и вдоль всего караванного пути. Водосборники — овданы, как правило, находятся на большой глубине. К их сводчатым помещениям ведут покрытые «ползучими» сводами пологие лестницы. Отверстия в замке стрельчатых сводов служат для вентиляции подземелий. На поверхности земли они обычно отмечены небольшими сооружениями с входными стрельчатыми проемами.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)