Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв.

Глава «Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В первой половине XVIII в. Средняя Азия переживала тяжелый политический и экономический кризис. Одна из существенных причин хозяйственного упадка — отмирание древних караванных путей. Пагубно сказывались постоянные нашествия кочевых племен и междоусобные войны. Замирала не только внешняя, но и внутренняя торговля; были заброшены оросительные каналы, пустели города. В первой половине XVIII в. обезлюдел Самарканд. В 40-х годах политическая власть была расшатана, что помогло иранскому шаху Надиру овладеть Бухарой и Хорезмом.

Во второй половине XVIII в. намечается некоторый хозяйственный подъём, связанный с переходом кочевников к земледелию.

Налаживается ирригация, оживляются караванные сношения Средней Азии с пограничными русскими городами. Возрождается культурная жизнь. Укрепляется политическая власть. Однако территория Средней Азии раздроблена на три ханства — Бухарское, Хивинское и Кокандское. Неустойчивые границы этих враждующих между собою ханств постоянно меняются. В результате возникает ряд независимых или полузависимых районов и городов, как, например, Шахрисябское бекство, Ташкент, мелкие шахства на юге современного Таджикистана.

Феодальная раздробленность и экономическая разруха отразились и на строительстве — постройки мельчают, теряя свои художественные достоинства. Развитие инженерной мысли приостановилось, и не создаётся ничего принципиально нового. Конструкция пересекающихся арок еще применялась при возведении некоторых мечетей и медресе, однако при небольших размерах зданий она была не нужна, — строители довольствовались простейшими системами тромпов и щитовидных парусов. Широко распространены купола балхи, а кладка сводов поперечными отрезками не утратила значения вплоть до наших дней. Такая устойчивость объясняется антисейсмическими свойствами этой разрезной конструкции. В строительстве зданий использовались главным образом уже сложившиеся к тому времени приемы планировки и формы, причем в упрощенном виде. Это особенно заметно на таком традиционном элементе, как пештак. Декор зданий обеднен, лишь кое-где сохраняются изразцы и майолика, а иногда резная терракота. Впрочем, их качество снижается, а рисунок отступает от выработанных веками образцов.

Архитектура XVIII—XX вв. в разных областях Средней Азии, неравноценная по художественным достоинствам, распадается на локальные школы.

 

Архитектура Бухарского ханства

Вторжение Надир-шаха в Бухару ускорило крушение власти последних Аштарханидов. После смут, междоусобиц и внешних войн в Бухарском ханстве укрепляется единовластие, налаживается экономика, но распри с соседними ханствами еще продолжаются. Иногда в границах Бухарского ханства оказываются Мерв, Ташкент, Ура-тюбе; прочное же присоединение к Бухаре Шахрисябза и юго-восточных шахств завершилось лишь в 70-х годах XIX в.

Столица ханства Бухара остается крупным торгово-ремесленным городом и видным центром мусульманского богословия с многочисленными культовыми учреждениями (медресе, мечети, ханака), а в XIX в. становится средоточием религиозной реакции. Со средневековыми стенами и воротами, высоким арком — резиденцией эмира, бесчисленными памятниками культовой и гражданской архитектуры Бухара представляет собой грандиозный музей истории зодчества. Еще в XIX в. здесь возведено несколько десятков медресе, построено и перестроено большое число мечетей. Однако могущество Бухары в прошлом. Постройки XVIII—XX вв. уже не отличаются монументальностью, а по масштабам и художественным достоинствам не могут сравниться с памятниками предшествующих эпох. Мечети, медресе и караван-сараи с неправильным планом и каркасными стенами принимают в большинстве своем черты народного массового строительства.

Среди архитектурных произведений XVIII—XX вв. заслуживают внимания следующие сооружения.

Бухара. Мечеть Боло-хауз, 1712 г. Общий вид Бухара. Мечеть Боло-хауз, 1712 г. Разрез, план 1-го этажа
1. Бухара. Мечеть Боло-хауз, 1712 г. Общий вид, разрез, план 1-го этажа

Мечеть Боло-хауз, построенная в 1712 г. на Регистане против ворот арка, служила второй пятничной мечетью. Покрытое куполом помещение мечети из жженого кирпича снабжено порталом, где видны остатки майоличной надписи. С юга и севера примыкали окруженные худжрами дворики — медресе. В 1917 г. фасад был заслонен айваном с расписным потолком на чрезмерно вытянутых колоннах со сталактитовыми капителями. Нарочитая приподнятость, изломанная линия архитрава говорят о стремлении к показной пышности и ложной декоративности стиля (рис. 1). Минарет построил в 1917 г. мастер Ширин Мурадов.

Мечеть Халифа Худойдод (1777 г.) составляет целый ансамбль вместе с медресе, сардобой и кладбищем. Двор неправильной конфигурации окружен с трех сторон одноэтажными худжрами — кельями учащихся, с четвертой, юго-западной, стороны находится мечеть обычного для Бухары типа: квадратное, покрытое куполом помещение, обнесенное трехсторонним айваном на деревянных колоннах. Фасад мечети украшен резьбой по ганчу; резным орнаментом отделаны также колонны. Внутрь сардобы (ремонтировалась в XIX в.) ведут две лестницы с порталами. Фасады медресе сохранили кое-где остатки майолики. Северная сторона двора сообщается с кладбищем, в центре которого находится могила Халифа Худойдод; близ нее расположена летняя мечеть — фланкированный парой небольших камер айван с расписным потолком на двух колоннах. В целом комплекс является образцом ансамбля, объединяющего разнородные культовые и мемориальные постройки. Он достаточно характерен для XVIII—XIX вв. как по составу плана, так и по формам.

Бухара. Медресе Халифа Ниязкул, 1807 г. Надвратная постройка: разрез, план Бухара. Медресе Халифа Ниязкул, 1807 г. Надвратная постройка: фасад
2. Бухара. Медресе Халифа Ниязкул, 1807 г. Надвратная постройка: разрез, план, фасад

Любопытно по архитектуре медресе Халифа Ниязкул (1807 г.), известное под именем Чор-минор. План и организация медресе представляют собой обычное решение — неправильный двор, окруженный одноэтажным рядом худжр с каркасной мечетью в юго-западном углу. Интересен по замыслу вход медресе: двухэтажная купольная постройка, увенчанная четырьмя угловыми башнями с покрытыми голубой изразцовой облицовкой куполами (рис. 2). Композиция без особых художественных достоинств весьма живописна и своеобразна. Нижний этаж постройки, обнесенный облицованной камнем панелью с колонками по углам, решен как вестибюль. Верхний этаж, где помещалась библиотека, занимает комната с плоским куполом в кольце несложных сталактитов. Лестница на второй этаж устроена в одной из башен.

Бухарский арк, резиденция правителей феодальной Бухары, по-видимому, самая древняя часть города с многовековыми наслоениями разрушавшихся сооружений, образовавшими холм. Застройка в настоящем виде относится к последним столетиям (рис. 3). Крутые откосы арка частично облицованы жженым кирпичом и увенчаны невысокой стеной. С Регистана в арк ведет въезд — галерея в виде пандуса; въезд начинается порталом с двумя башнями и аркадой поверху. По бокам галереи устроены ниши для стражи и несколько камер, куда заточались личные враги эмира. Самая старая часть арка — приемная (куриныш-хона), двор которой, замощенный камнем, был окружен с трех сторон крытой галереей на деревянных колоннах.

Бухара. Арк. План ансамбля Бухара. Загородный дворец эмира Ситора-и Мохи-хосса, XX в. План ансамбля
3. Бухара. Арк. План ансамбля 4. Бухара. Загородный дворец эмира Ситора-и Мохи-хосса, XX в. План ансамбля

Напротив входа помещается трон под балдахином на четырех резных колоннах серого нуратинского мрамора; базы колонн изображают львов. Портал входа куриныш-хона украшен мозаикой. Другие постройки арка не представляют архитектурного интереса.

Загородный дворец эмира Ситора-и-Мохи-хосса в 4 км к северу от Бухары строился и пополнялся в течение двух десятилетий начиная с конца XIX в. Среди садов размещаются аппартаменты эмира, приемные, службы, в глубине участка — гарем (рис. 4). Архитектура европеизирована, особенно в главном корпусе с анфиладой комнат и парой мраморных львов у входа (в постройке принимали участие русские инженеры). Багеты, зеркала, цветные стекла создают впечатление пестрой мишуры. Заслуживают внимания «Белый зал» с резным стуковым орнаментом по зеркальному фону и предшествующее помещение с настенными росписями (1912—1914 гг.). Резьбу по стуку выполняла группа народных мастеров, возглавляемых Ширином Мурадовым, росписи — мастер Хасан Джан.

Свидетельством феодального бесправия остается бухарская тюрьма «зиндан». Двор тюрьмы обнесен невысокой стеной со скромным порталом входа. Немногочисленные постройки сгруппированы так, что образуют вход вдоль стены. Пол камер углублен в землю. Большинство камер освещалось через отверстия в куполах. В одной из них вырыта круглая пятиметровой глубины яма, куда осужденных спускали на веревке и куда им сбрасывали пищу (рис. 5).

Бухара. Тюрьма-зиндан. План Бухара. Жилой дом. Разрез, план
5. Бухара. Тюрьма-зиндан. План 6. Бухара. Жилой дом. Разрез, план: А — внешний двор; Б — внутренний двор; В — хозяйственный двор; 1 — передняя; 2 — михманхона; 3 — летняя комната; 4 — зимняя комната; 5 — умывальная; 6 — кухня; 7 — уборная

В целом зодчество Бухары последних столетий представляет собой разительный контраст не только по сравнению с архитектурой времени расцвета, но и предшествующего XVII в.

Начиная с XIX в. сохранились хрупкие произведения народного зодчества. Плоскокровельные постройки жилищ Бухары и других городов Средней Азии ставились на участке периметрально, с обычным для средневекового Востока делением на внешний и внутренний дворы. На внутреннем дворе располагались жилые комнаты; традиционная гостиная — михманхана, находилась во внешнем дворе, а если для нее не хватало места, то во втором этаже над воротами. Хозяйственные помещения были в обоих дворах. Комнаты дополняются крытыми террасами-айванами с крышей на деревянных колоннах.

Для Бухары характерно четкое разделение высоких летних комнат северной ориентации и более низких — зимних, ориентированных фасадом на юг или запад. В двусветное пространство михманхоны вливается по торцам дополнительный объем одной или двух антресолей — шахнишин, которые устраиваются над передней. Вокруг жилого двора расположены не только айваны, но и открытые, мощеные кирпичом террасы, а на крыше делали узкие навесы для спанья — айванчи (рис. 6). Стены имеют каркасную конструкцию с заполнением из сырца, причем две или три стены комнаты состоят из однорядного каркаса. В стенах двухрядного каркаса устраивались арочные ниши для утвари, иногда разбитые на ячейки фигурного очертания. Комнаты украшались резьбой по стуку, многоцветной росписью стен и потолка, двери и ставни покрывались резным орнаментом, а над проемами вставлялись фрамуги с решеткой, наборной из дерева или отлитой из алебастра — ганча.

 

Архитектура Хивинского ханства

Первая половина XVIII в. была в Хорезме неспокойна. При Ширгази (1715— 1728 гг.) раздираемое смутами государство было впервые поставлено под угрозу подчинения со стороны России. Походы иранского Надир-шаха разорили страну, а набеги и последующее владычество туркмен довершили опустошение. Население разбегалось, в столице ханства — Хиве оставалось не более 40 семейств. Лишь в 60-х годах начинается политическое объединение узбекских племен под руководством правителя Мухаммед-Амина, родоначальника кунгратской династии инаков. Инаки любыми жестокими мерами вели энергичную борьбу за объединение ханства. Их владычество, хотя и непрочное, распространялось на север, вплоть до Сыр-Дарьи, и к югу, на земли Хорасана, временами включая Мерв. К началу XIX в. Хорезм выходит из состояния хозяйственного упадка, оживляются внешняя и внутренняя торговля, ремесло. Военные походы против Северного Ирана приносят правителям немалые средства. В конце XVIII—XIX вв. здесь вновь расцветает монументальное строительство. Опираясь на строительные традиции Куня Ургенча, хорезмские мастера создали оригинальную школу зодчества с особыми приемами декора. Своеобразие местной школы в значительной мере объясняется и тем, что Хива была отрезана от других культурных земель огромными пространствами пустынь.

Хива. План города, XIX в.
7. Хива. План города, XIX в.
Хива, центр города, XIX в.
8. Хива, центр города, XIX в.: 1 — ворота Ата-Дарваза; 2 — Куея-Арк; 3 — медресе Мухаммед-Амин-хана; 4 — Соборная мечеть; 5 — мавзолей Пахлаван Махмуда; 6 — медресе Шнргази-хана; 7 — мечеть и медресе Ислам Ходжа; 8 — медресе Кутли Мурад Инак; 9 — Таш-хаули; 10 — Тим и караван-сарай Алла-Кули-хана; 11 — медресе Алла-Кулн-хана; 12 — мечеть Ануша-хана; 13 — ворота Палван Дарваза и рынок Алла-Кули-хана

Столица ханства — Хива более других городов Средней Азии хранит средневековый облик, хотя существующая застройка города сложилась в основном за два последних столетия. В конце XVIII в. после длительного упадка и запустения началось восстановление города: были укреплены полуразрушенные стены, возведены или заново отремонтированы общественные и культовые здания. Ичан-кала (внутренний город — раннесредневековое ядро Хивы) вытянута с севера на юг в форме довольно правильного прямоугольника примерно 400 × 650 м (рис. 7). Невысокая, но толстая стена из сырца и глины с мощными башнями и бойницами прорезана четырьмя воротами (северные — Бахча-Дарваза, или Ургенчские, восточные — Палван-Дарваза, или Хазараспские, западные — Ата-Дарваза, и южные — Дашт, или Куня-базар-Дар-ваза).

Единственная более или менее правильно проложенная улица Ичан-калы делит город на равные половины, соединяя восточные и западные ворота (рис. 8). Вдоль нее сгруппированы самые значительные постройки города: у западных ворот — Куня-Αρκ (резиденция правителей) и медресе Мухаммед-Амин-хана, посредине — Соборная мечеть, близ восточных ворот — целый комплекс построек Алла-Кули-хана (дворец, медресе, рынок и караван-сарай), несколько медресе и другие здания. Кроме того, внутри Ичан-калы расположены мавзолей Пахлаван Махмуда, гробница Сеида Аллауддина, 64 медресе и множество мечетей. Жилые дома Ичан-кала принадлежали приближенным хана, чиновникам и крупным торговцам. Основная масса горожан селилась на территории Дишан-кала, внешнего города. Дишан-кала лишь в 1842 г. была обнесена общей оборонительной стеной длиною 6 км с башнями и десятью воротами, которая охватила также ханские загородные дворцы — Нурулла-бай и Рафанек. Северные ворота называются Кош-Дарваза (двойные). Территорию Дишан-кала пересекает канал, питающий город водой; несколько хаузов резервируют питьевую воду (в Ичан-кала воду берут из колодцев).

Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718—1725 гг. Разрез, план
9. Хива. Медресе Ширгази-хана, 1718—1725 гг. Разрез, план
Хива. Соборная мечеть, XVIII в. План и разрез
10. Хива. Соборная мечеть, XVIII в. План и разрез

Построек XVIII в. в Хиве немного. Медресе Ширгази-хана (1718—1725 гг.) — небольшое и очень скромное здание, двухэтажное лишь по главному фасаду и без декора (рис. 9). Возведенная после удачного похода на Хорасан военнопленными, эта постройка не имеет почти ничего общего с хивинскими медресе XIX в. Замечательная хивинская соборная мечеть (рис. 10) была построена в 1788—1799 гг. Особая форма целиком крытого здания уместна в краю, где двор жилища нередко защищен крышей от палящего солнца. Многостолпный зал 55 × 46 м освещен двумя октогональными отверстиями в кровле. Из 212 деревянных колонн мечети некоторые резные колонны составляют ценнейший фонд древнего орнаментального искусства (см. стр. 251). В южной стене мечети находится михраб, украшенный алебастровыми сталактитами; эта стена и часть западной сохранили роспись в местном вкусе, изображающую цветущие кусты. На север выходят массивные резные ворота, створки которых снабжены бронзовыми набивными украшениями. Близ ворот высится минарет, охваченный поясками резных керамических плиток, один из них бирюзовой поливы. Стены мечети из жженого кирпича; таким же кирпичом вымощен пол. Небольшая купольная мечеть Бокбонли имеет айван с расписным потолком на двух резных колоннах, которые много старше самого здания.

Застройка Хивы широко развернулась в XIX в. Местная строительная школа разработала очень своеобразные особенности планировки, форм, конструкций и орнамента.

Например, здесь совсем не нашла применения конструкция пересекающихся арок; господствующим типом подкупольной конструкции в последних веках являются тромпы трехгранной формы с опиранием средней грани на группу простейших сталактитов. Специальной характеристики заслуживает местный архитектурный орнамент. Хивинская майолика XIX в., нанесенная на крупные керамические плитки и скрепляемая на гвоздях, сочетает геометрический и растительный рисунок всего в три краски — синюю, белую и черную. Хивинская настенная роспись XIX в. не похожа на бухарскую, самаркандскую или ташкентскую, где, согласно традиции, живописное поле заключалось в орнаментальную рамку, а сюжетом служил букет в вазоне, реже стилизованное дерево. В Хиве растительные композиции в виде цветущих кустов реалистического характера свободно, не стесненные никакими рамками, следуют одна за другой на всем протяжении стен и в нишах (эта манера стеновой живописи несколько сближается лишь с приемами Ферганы). Роспись потолков тоже своеобразна, но несколько напоминает бухарскую. Хивинская роспись применялась в дворцовых постройках и некоторых мечетях, но не употреблялась в домах. Резьба по дереву обильно покрывает двери и колонны; ее техника имеет резко выраженные местные черты. Резьба по ганчу здесь использовалась редко и не получила развития.

Хива. Таш-хаули. Харам. Северная сторона двора
11. Хива. Таш-хаули. Харам. Северная сторона двора. Айван Ишрат-хаули
Айван Ишрат-хаули Хива. Таш-хаули. Дворец Алла-Кули-хана, 1830—1838 гг. План: 1 — харам; 2 — Арз-хаули; 3 — Ишрат-хаули
12. Хива. Таш-хаули. Дворец Алла-Кули-хана, 1830—1838 гг. План: 1 — харам; 2 — Арз-хаули; 3 — Ишрат-хаули
Хива. Таш-хаули. Дворец Алла-Кули-хана, первая половина XIX в.
Хива. Таш-хаули. Дворец Алла-Кули-хана, первая половина XIX в.

Дворец Алла-Кули-хана, Таш-хаули (1830—1838 гг.), монументальный и живописный по композиции, изысканный в целом и деталях, богатый и разнообразный по декору, относится к выдающимся памятникам Средней Азии. В архитектуре дворца органически слиты формы и орнамент монументального зодчества с чертами легкой и пространственной архитектуры народного жилища. Здание из обожженного кирпича, в основном двухэтажное, обнесено стеной с зубцами и башенками.

Неправильного контура план (рис. 11, 12) делится на две половины: жилую половину — харам с большим прямоугольным двором, приемные дворы — Арз-хаули для официальных аудиенций и Ишрат-хаули для частных приемов. Каждому из хаули предшествует передний двор с конюшнями и службами, причем ворота Арз-хаули выходят на запад, Ишрат-хаули — на юг; харам имеет небольшую дверь на восток.

В композиции дворца противопоставлены два типа айванов. На южной стороне дворов высокие айваны с одной колонной объединяют по высоте два этажа; обращенные к северу, они всегда затенены. Низкие айваны галереи второго этажа огибают три остальные стороны каждого двора. Гигантские, на мраморных базах колонны высоких айванов и колонны-коротышки айванов второго этажа покрыты резьбой. К высоким айванам примыкают самые богатые помещения дворца, в приемных дворах — тронные залы, в хараме — комнаты четырех ханских жен и самого хана.

Декор сочетает все виды орнамента. Фасады жилого и приемных дворов облицованы майоликой работы мастера Абдулло по прозвищу «Джин». Стены галереи второго этажа, потолки айванов и помещений украшены росписью. Двух- и трёхплановая резьба ворот и больших колонн представляет собой образец высокого мастерства. Двери помещений также резные. Резьба по ганчу дана здесь умеренно — в панно и сталактитовых полукуполах ниш приемных зал, а также в алебастровых прорезных полочках жилых помещений.

Пилоны, фланкирующие большие айваны приемных дворов, дополнены мощными, увенчанными фонарем полуколоннами. Видимые в сильном ракурсе, полуколонны сообщают архитектуре здания особую торжественность. Хан и его семья жили зимой не в роскошных и холодных апартаментах, а в войлочных юртах, которые ставились на специальном круглом цоколе.

Хива. Куня-Арк. План ансамбля: 1 — Куриныш-хана; 2 — мечеть и монетный двор; 3 — гарем
13. Хива. Куня-Арк. План ансамбля: 1 — Куриныш-хана; 2 — мечеть и монетный двор; 3 — гарем

У западных ворот Ичан-кала вдоль городской стены разместился обширный комплекс Куня-Арка — второй ханской резиденции. Дворец предназначался для официальных функций — здесь были сосредоточены канцелярия, арсенал, монетный двор, дворцовая мечеть. Название «куня» — «старый» объясняется тем, что его здания возведены на месте построек XVII в., разрушенных во время смут XVIII в. Его восстановление началось в 1804—1806 гг., но главные постройки официальной группы закончены при Алла-Кули-хане, а гарем — к XX в.

Обнесенная глинобитной зубчатой стеной территория Куня-Арка делится на четыре двора (рис. 13). В первом располагались конюшни и хозяйственные постройки; в глубине его выделен небольшой мощеный кирпичом двор с приемной — куриныш-хана; справа от ворот отгорожены летняя мечеть-айван и монетный двор; далее, к северу, находился харам. Здания Куня-Арка по замыслу и выполнению далеко уступают Таш-хаули. Из жженого кирпича возведены только постройки Куриныш-хана, мечети и монетного двора. Богаче других отделан айван Куриныш-хана с мраморными лестницами, майоличной облицовкой стен и резными колоннами на мраморных базах. На айван выходит зал, где в большой граненой нише помещался трон. Стены зала отделаны резными по ганчу расписными панно с позолотой, а ниша завершается сталактитовым полукуполом. Плоский расписной потолок, так же как и в айване, разделен на три поля. Айван летней мечети с шестью колоннами тоже облицован майоликой и на одной из фланкирующих башенок стоит дата 1838 г. Майолики мечети и Куриныш-ханы при Абдулла-хане выполнены мастерами Ибадулло и Абдулло. Перед Куня-Арком лежит площадь, служившая для парадов.

Хива. Рынок Алла-Кули-хана. Разрез
14. Хива. Рынок Алла-Кули-хана. Разрез
Хива. Мавзолей Пахлаван Махмуда. План ансамбля, разрез мавзолея
15. Хива. Мавзолей Пахлаван Махмуда. План ансамбля, разрез мавзолея

Близ восточных ворот Алла-Кули-хан построил крытый рынок для торговли шелковыми тканями и при нем обширный караван-сарай (1835 г.) — единственное монументальное сооружение этого типа в Средней Азии за последние века. Рынок представляет собой крытую куполами галерею с лавками и складами (рис. 14). Караван-сарай включает 105 комнат, расположенных вокруг прямоугольного двора.

Самым богатым мемориальным сооружением не только Хорезма, но и всей Средней Азии последних веков является монументальный пышно декорированный мавзолей Пахлаван Махмуда. Так называли известного местного поэта и борца XIV в. Пиряр-и-Вали, над могилой которого сложился ансамбль разновременных построек (рис. 15). Наиболее старая часть комплекса — обращенный к югу входной портал с резными воротами; надпись на воротах указывает дату 1701 г. Напротив входа высится мавзолей с куполом голубой поливы и украшенным майоликой порталом. Задуманная как усыпальница ханов кунградской династии постройка заложена в 1810 г., но отделка ее закончена лишь в 1835 г. В нише главного зала за медной решеткой помещается надгробие Мухаммед-Рахим-хана, а в северо-западном углу на невысоком постаменте — два резных надгробия темного мрамора над могилами Абулгази-хана, известного историка XVII в., и Тимургази-хана. Валькове примыкающей к залу молельни — зиаратханы стоит надгробие Пахлаван Махмуда. Постройкой руководил мастер Адин-Мухаммед-Мурад из Хазараспа. Все три помещения — их стены, купола и надгробия — сплошь покрыты крупными узорами майолики работы хивинских мастеров Нур-Мухаммеда, Мухаммед-Нияза и Абдуллы-Джина. Купол главного зала разбит на секторы, где выделяются на синем фоне большие вазообразные фигуры. Гумбез Пахлаван Махмуда поднимается над окружающей застройкой стройным силуэтом — это единственный в Хиве случай двойного купола.

В пристроенной с востока галерее выделен облицованный изразцами альков, под которым находится склеп с могилой Алла-Кули-хана. На западной стороне двора к мавзолею пристроено купольное помещение с тремя надгробиями на высоком постаменте, где весь интерьер, включая надгробия, также облицован майоликой. Здесь похоронены члены ханской семьи. Другие помещения на западной стороне предназначены для персонала; на восточной и отчасти южной стороне двора тянется айван срезными деревянными колоннами; через восточный коридор можно пройти на кладбище, ограниченное с севера зданием Соборной мечети. Против входного портала по другой стороне узкой улицы расположен фасад медресе Ширгази-хана.

Хива. Медресе Мухаммед-Амин-хана, 1851—1852 гг. Фасад, разрез
Хива. Медресе Мухаммед-Амин-хана, 1851—1852 гг. План
16. Хива. Медресе Мухаммед-Амин-хана, 1851—1852 гг. План, фасад, разрез

Хивинские медресе XIX—XX вв. обладают характерными, чисто местными особенностями. Главный фасад отделяется от улицы внешним двориком, окруженным стеной с купольным входом. Главный портал окружен простой прямоугольной рамой. Граненая ниша портала разделяется на уровне второго этажа деревянным балконом с резными консолями. Крылья главного фасада завершаются башенками гульдаста. Самое крупное — медресе Мухаммед-Амин-хана (1851—1852 гг.) (рис. 16). Его боковые фасады, как в медресе Кукельдаш, получили архитектурное оформление — на них выходят глубокие стрельчатые лоджии-ниши худжр второго этажа. При медресе Мухаммед-Амин-хана в 1855 г. был начат постройкой грандиозный минарет, который по замыслу должен был превзойти высотой все существующие в Средней Азии (его поперечник достигает 14,2 м, высота — 26 м). Минарет остался незавершенным, отчего и получил название Кальта-минар (короткий минарет). Возведенный менее чем наполовину, он выглядит как мощная башня. Его внушительные масштабы и блестящая полива изразцов белого, голубого и зеленого цвета разных оттенков (некоторые орнаментальные пояса содержат даже коричневатую поливу) производят сильное впечатление. Полукупол главного портала, тимпаны арок и пояски внешних и дворовых фасадов украшены майоликой.

Двухэтажное медресе Алла-Кули-хана имеет 99 худжр. По обе стороны входа находились, как обычно, мечеть и аудитория. 

Над входом помещалась большая для того времени библиотека, которая обслуживала учащихся всех медресе Хивы.

Главный портал и четыре дворовых, тимпаны арок и пояски на фасадах облицованы майоликой. На месте переднего дворика было расположено небольшое медресе Ходжам-бердыбия (1688 г.), при постройке медресе Алла-Кулихана включенное в его ансамбль; разрезанное надвое входом, оно получило образное название Хурджум — «чересседельная сума». Образовалась оригинальная двухъярусная постройка, и, прогуливаясь вдоль фасада медресе Алла-Кули, можно заглядывать сверху в тесные дворики медресе Хурджум.

Только наиболее крупные медресе Хивы строились в два этажа. В большинстве они были двухэтажными лишь по главному фасаду, остальные же три фасада были обнесены поверх кровли первого этажа высокой стенкой-кулисой. Так решено небольшое и бедное отделкой медресе Ислам-ходжа; однако минарет при медресе Ислам-ходжа (1910 г.), сверкающий поливным изразцовым орнаментом, высотой 44,6 м господствует над городом.

Зодчество Хивы XIX в. выделяется на общем фоне упадка строительного искусства Средней Азии. В сущности только здесь можно говорить о цельной и оригинальной художественной школе монументального зодчества. Несмотря на нашествие монголов, походы Тимура, смутные годы XVIII в., хивинские мастера сохранили древнейшие традиции зодчества, которые можно проследить как в основных формах построек, так и в декоре. Например, стройные пропорции портала и членение его прямоугольными рамками связывают хивинские постройки с традициями Куня-Ургенча. Если сравнить майолику знаменитого надгробия Сеид-Алауддина и декор XIX в., то бросается в глаза сходство тональности и рисунка орнамента с его блекло-черным контуром. Резное дерево поздней Хивы наследует свои орнамент и технику от искусства X—XII вв. Значение поздней архитектуры Хорезма — в ее стойкой традиционности и тесной связи с народным творчеством.

Хива. Жилой дом, конец XIX в. Карниз большого айвана. Разрез, план
17. Хива. Жилой дом, конец XIX в. Карниз большого айвана. Разрез, план: 1 — михманхона; 2 — жилые комнаты: 3,4 — улу-айван и тере-айван; 5 — кухня, б — мельница

В жилище Хивы участок имеет четкую меридиональную ось; на противоположных сторонах прямоугольного двора ставятся два айвана — высокий, обращенный к северу улу-айван и низкий тереайван (рис. 17). Они порой смыкаются, оставляя узкую световую щель. Улу-айван иногда дополняется козырьком-ветроуловителем бодгир. Позади улу-айвана находится высокая летняя комната. Стены однорядного каркаса лишены ниш и оштукатурены глиной с саманом; открытые очаги в комнатах делали декор неуместным, поэтому украшение дома составляют лишь его деревянные части — резные двери и стройные колонны с подбалкой причудливого рисунка. Сельские усадьбы хаули, окруженные толстыми глиняными стенами, четко вписаны в прямоугольник, на узкой стороне которого прорезаны ворота. Характерные круглые башенки вдоль фасада придают постройкам вид миниатюрных замков. Лицевой фасад украшался вырезанными по глине узорами.

 

Архитектура Кокандского ханства

Фергана отпала от Бухары еще в конце XVII в. При правителях династии Минг образовалось Кокандское ханство, захватившее в начале XIX в. Ташкент, Туркестан, часть Семиречья и земли вдоль Сыр-Дарьи. История Кокандского ханства изобилует внутренними смутами, столкновениями с западными и восточными соседями — Бухарой и племенами Кашгара.

В Фергане есть ряд древних городов, обладавших большой строительной культурой; и хотя ранних памятников здесь немного, постройки XVIII—XIX вв. нередко воспроизводят их черты.

Отзвук старых приемов отчетливо проявляется в мавзолее Ходжамны Кабры в Намангане. Построенный в 50-х годах XVIII в., памятник свидетельствует о высоком уровне мастерства и вкуса. Но его архитектура подражательна: для фасада источником послужило зодчество XI—XII вв. с его резной терракотой, для интерьера за образец взят интерьер мавзолея в Сафид-Буленде.

Мавзолей Ходжамны Кабры сложен из жженого кирпича с затиркой швов. Увенчанный куполом, памятник имеет простой план с квадратным помещением и фасадный портал прекрасных пропорций с боковыми гульдаста. Весь этот фасад, включая гульдаста, облицован плитками резной терракоты. Стройная и очень глубокая арка портала, так же как в памятниках XI— XII вв., опирается на резные колонки с базой и капителью. Некоторые детали фасада — базы и пояса гульдаста, колонки — имеют резной поливной орнамент. Узор штампованных плиток содержит мотивы, тяготеющие к орнаменту кочевых областей Киргизии. Необычен тон поливы — темно-зеленый (пояса письма, колонки) и морковно-красный (капители), в архивольте арки чередуются красные и зеленые кирпичики. Оригинально оформление глубокой арки- свода, сталактиты которой расположены рядами параллельно шелыге свода. Вид интерьера в общих чертах копирует детали мавзолея Шах-Фазиль: членение купола на доли, резные панно меж тромпов, которые здесь, будучи полукруглыми в плане, завершаются окрашенными звездочками ганчевых сталактитов. Орнамент купола выполнен техникой ганчевой мозаики в две краски — черную и красную. Под тромпами стены огибает широкий резной по ганчу фриз, где круглого рельефа письмо сочетается с орнаментом. Трудно сказать, каковы были нижние части стен, после ремонта гладкие и покрашенные масляной краской. Внешний верхний объем здания имеет вид купола на довольно неуклюжем звездчатом барабане, что также напоминает о ранних памятниках зодчества (например, о мавзолее Манаса). Резная по стуку надпись над входом сообщает имя зодчего — Мухаммед Ибрагим.

Коканд превратился из средневекового поселения в город лишь в XVIII в., поэтому строительная культура здесь заимствованная. Известно, что сюда из Бухары переселилось целое семейство строителей. Этим, по-видимому, следует объяснить отличие кокандских монументальных построек от памятников восточной части долины — здесь не было попыток воспроизвести на фасадах приемы орнаментации жженого кирпича или резной терракоты.

Коканд. Медресе-и Мир. Купол мечети Коканд. Медресе-и Мир. План
18. Коканд. Медресе-и Мир. План, купол мечети

Наиболее старое из сохранившихся кокандских зданий — медресе Нарбутабия, известное под названием Медресе-и Мир (конец XVIII в.) (рис. 18). Одноэтажное, с обнаженной кладкой жженого кирпича, лишенное декора, оно характеризуется невысоким уровнем строительного мастерства (например, наблюдается разнобой пролетов арок фасада). Направо от входа находится мечеть с куполом на пересекающихся арках и барабане, прорезанном дюжиной стрельчатых зарешеченных окон, а налево — дарсхана с куполом на тромпах и щитовидных парусах. Убранство мечети, более нарядное, чем в дарсхане, включает сталактитовые подкупольный карниз и нишу михраба. Хороша резьба входной двери.

На кладбище расположена группа ханских усыпальниц Дахма-и Шохон (1825 г.). Ансамбль состоит из трех частей: купольного входа с порталом, мечети-айвана с двумя колоннами и обнесенного арочной оградой фамильного кладбища Нарбутабия и его потомков. Портал входа облицован майоликой и поливным кирпичом, уложенным в виде геометрического орнамента. Неподалеку находится Модари-хан — усыпальница матери хана. Это купольное сооружение с порталом, обрамленным по бокам гранеными башенками и покрытым изразцами; интересно внутреннее спирально-ребристое оформление купола.

Коканд. Ханский дворец, 1871 г. Фасад
19. Коканд. Ханский дворец, 1871 г. Фасад

Кокандский дворец — урда (ныне музей) построен Худояр-ханом в 1871 г. Формы дворца характеризуют все направление зодчества Коканда: стремление скрыть за внешним блеском поливного декора скудость творческой мысли и недостаток средств. Главный фасад урды из жженого кирпича, поднятый на высокий цоколь и фланкированный башенками, сплошь покрыт пестрой изразцовой облицовкой; к входу ведет длинный пандус (рис. 19). За ним, как за декоративной ширмой, спрятаны обычные каркасные постройки с земляной балочной кровлей. Многочисленные помещения окружали дворы — внешний и внутренний; но сохранились лишь постройки внешней половины. Общий контур плана прямоугольный. Помещения дворца украшены хорошей настенной резьбой по ганчу и резьбой по дереву. Роспись потолков выполняли клеевыми красками кокандские мастера Ма-Расул, Ма-Солех и Хакимбай. В отличие от средневековых изразцов кокандские имеют в некоторых случаях зеленую и даже желтую поливу.

Поливной изразчатый декор применялся в Фергане и в XX в. (порталы медресе Камоль-козы в Коканде 1914 г. и медресе Мулло-Кыргыз в Намангане).

В Андижане выделяется внушительными размерами построенное на рубеже XX в. медресе Джоми. Интересна композиция портала, хотя детали несколько модернизированы. Угловые башенки гульдаста снабжены фонариками. Посреди обширного двора высится минарет с голубым изразчатым куполом. Всю заднюю сторону двора занимает грандиозная многоколонная мечеть с деревянным покрытием. Ее планировка характерна для местной народной традиции.

Местные зодчие постоянно обращались к традициям прошедших веков. Однако цельная школа строительного искусства в Кокандском ханстве не сложилась. Хивинские зодчие на основе древних традиций создали своеобразную единую школу искусства. В Фергане же мы видим лишь опыты копирования отдельных памятников или деталей, не связанные какой-либо стилистической общностью. В этом смысле показательна архитектура мавзолея Ходжамны Кабры, где тонкое и мастерское выполнение лишено творческой инициативы. Облицованные изразцами граненые башенки кокандского мавзолея Модари-хан копируют в миниатюре формы грандиозной мечети Биби-ханым.

Подражание очень распространено в среднеазиатском зодчестве последних столетий. В тех областях страны, где нет устоявшихся художественных традиций, зодчий, не удовлетворяясь существующим посредственным уровнем строительных знаний, выбирает в архитектуре прошлого достойные образцы и слепо их воспроизводит.

Коканд. Жилой дом середины XIX в. Разрез, план
20. Коканд. Жилой дом середины XIX в. Разрез, план

Но формы народного зодчества в Фергане оригинальны. В жилых домах пара комнат разделена передней с фасадом из подъемных решетчатых ставен и все три помещения затенены айваном, обращенным на юг (рис. 20). Стены двухрядного каркаса расчленены нишами, на фасад выходят проемы со ставнями. В передней устроен камин. Обильный декор включает все виды орнамента — резьбу по ганчу и дереву, роспись потолка и стен. Двор затенен перголой из виноградника, который нередко поднимается и над крышей дома.

Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства не охватывали всей территории Средней Азии. Оставался ряд мелких феодальных владений — Шахрисябз, Ура-Тюбе, лоскутные шахства юга современного Таджикистана, левобережье Аму-Дарьи с разноплеменным туркменским населением. Монументальное строительство не находило в этих районах прочной материальной базы. Самым достойным его произведением является чорсу в Шахрисябзе (80-е годы XVIII в.), выдержанный в хороших архитектурных традициях.

Но в условиях экономического застоя не иссякает источник народного творчества. Руки народных мастеров создают из подручных материалов многообразные и красочные произведения — жилые дома и квартальные мечети, наделенные чертами пространственной композиции и тонким декором, составляют прекрасные ансамбли, органически слитые с природным окружением. Эта архитектура несет в себе подлинные художественные ценности и богатое наследие прошлого.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)