Архитектура Индии XIX – начала XX вв.

Глава «Архитектура Индии», «Всеобщая история архитектуры. Том 10. Архитектура XIX — начала XX вв.». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Хан-Магомедова С.О. (ответственный редактор), Максимова П.Н., Савицкого Ю.Ю. Москва, Стройиздат, 1972


Со времени установления британского господства в Индии, т. е. с середины XIX в., в развитии индийской архитектуры наступил новый этап — в стране появились сооружения нового типа, связанные с развитием капитализма.

Пользуясь политической раздробленностью страны и опираясь на ранее созданные свои укрепленные пункты, англичане, оттеснив других колонизаторов, начали вторгаться в отдельные районы Индии (Бенгалию, Бихар, Мадрас) и к середине XIX в. завершили завоевание страны — в 1849 г. были захвачены Синд и Пенджаб (территория современного Пакистана).

По словам К. Маркса, «страницы истории господства англичан в Индии едва ли говорят о чём-либо, кроме разрушения, их созидательная работа едва заметна за грудой развалин» [К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. II, т. 9, стр. 225.]

До первой трети XIX в. в Индии преобладала разрушительная деятельность англичан. Так же, как и другие колонизаторы, они хищнически грабили богатства страны, попирали местную культуру. Позднее колонизаторы были вынуждены перейти к более рациональным методам эксплуатации.

Использование Индии как источника сырья и сбыта английских товаров привело к подрыву её старых экономических и социальных основ. Замерла жизнь в бывших, центрах кустарного и ремесленного производства — в Броч (западное побережье), Масулипатам, Муршидабад (Бангладеш) и др.; более дешевые английские промышленные товары наводняли рынок, вытесняя ручную продукцию ремесленников. Рушилась экономическая основа индийского ремесла, приходил в упадок старый феодальный город. Разорялся городской люд, обслуживающий феодальный двор и войска индийских государств. Население массами покидало города. Так, в крупнейшем центре индийского ткачества — Дакке (современный Бангладеш) — в 20—40-х годах XIX в. население уменьшилось с 150 тыс. до 20 тыс. человек.

Сильно сократилось дворцовое и храмовое строительство. Искусства мастеров-каменщиков, скульпторов и художников, объединенных в строительные корпорации «шрени», для возведения чисто утилитарных построек не требовалось. Целые деревни каменщиков, строителей, специалистов резьбы по камню; мрамору и росписям, скованные законами кастовой принадлежности, запрещавшими менять профессию, были обречены на вымирание [Переменить профессию могли только принявшие мусульманскую веру, и случалось, что иногда вся деревня была вынуждена принимать ислам.].

С изменением роли городов, вызванным перемещением общественных центров, многие старые ансамбли оказались заброшенными и приходили в запустение. Часто в погоне за барышами колонизаторы беспощадно уничтожали замечательные произведения национальной культуры и искусства. Так, была снесена, например, мечеть в Ахмадабаде, оказавшаяся на трассе строительства железной дороги, в храмах Велура были устроены конюшни и т. д.

Разрушая многовековой экономический уклад страны, Англия вместе с тем подрывала основы феодально-кастового строя, устойчивость сельской общины и расчищала таким образом путь для возникновения капиталистических отношений. С упадком старого индийского города нарушались традиционные связи между городом и деревней, а следовательно, и установившиеся в прошлом связи между отдельными районами страны. Создавались условия для развития новых связей, в первую очередь это были связи Индии с мировым капиталистическим рынком, между торговыми городами и внутренними рынками страны. Неизбежным следствием этого процесса становилось вместе с развитием новых производственных форм отмирание кустарных промыслов, традиций, проникновение в индийскую культуру внешних влияний. Причем, если в первой половине XIX в. старые экономические связи разрушались быстрее, чем создавались новые, то со второй половины XIX в., когда с завоеванием страны прекратились феодальные войны и установилось политическое единство, процессы создания новых экономических отношений в стране заметно ускорились.

Интенсивная эксплуатация английской промышленностью сырьевых ресурсов Индии потребовала создания централизованного управления колонией, вынуждала колонизаторов строить морские порты и развивать железнодорожное строительство. В 1854 г. был создан Департамент общественных работ, ведавший строительством дорог, портов и оросительных сооружений.

В 50-х годах XIXв. в Индии были проложены первые десятки километров железнодорожного пути. Страну прорезали магистральные шоссейные дороги с земляным покрытием: Бомбей — Калькутта, Калькутта — Пешавар, Мадрас — Бангалур, Агра — Бомбей. Вместе с дорогами, хорошо оборудованными морскими портами, развивались и другие средства связи: почта, телеграф.

Постепенно, все больше обосновываясь в Индии, английские колонизаторы стали использовать ее не только как источник сырья и рынок сбыта промышленных товаров, но и как место прибыльного помещения капиталов. В отсталое земледелие начали внедряться капиталистические методы ведения хозяйства, восстанавливаться старые и строиться новые ирригационные сооружения. Вкладывались капиталы в местную промышленность. В 50-х годах XIX в. появились первые хлопчатобумажные фабрики в Бомбее и джутовые в Калькутте.

Таким образом, в Индии создались материально-технические предпосылки для возникновения и развития архитектурных сооружений новых типов. Уже в начале XIX в. в стране появились первые железнодорожные вокзалы, здания почты, телеграфа, а с середины XIX в. — первые в Индии банковские, коммерческие и деловые здания, заводы и фабрики, рабочие поселки. На новой основе вокруг промышленных предприятий стали возникать и развиваться города.

С развитием колониальной эксплуатации стране потребовался значительный административный аппарат, появилась необходимость в подготовке местных кадров чиновников, служащих торговых фирм, которые могли бы быть посредниками между колонизаторами и местным населением. Поэтому в 1833 г. первые ассигнования английских властей были направлены на организацию и строительство местных средних и высших школ, где обучение велось на английском языке. Затем и начальные школы были взяты под контроль англичан. В 50-х годах в Бомбее, Калькутте, Мадрасе были основаны университеты и художественные школы с обучением по английскому образцу.

Появление архитектурных сооружений новых типов показало, что наступил новый исторический этап в общественном развитии Индии — этап капитализма, развивающегося в специфических условиях колониальной эксплуатации страны и вовлечения Индии в складывавшуюся в XIX в. мировую систему капиталистического хозяйства и интернациональных культурных связей.

Проникновение в Индию английского торгового и промышленного капитала проходило неравномерно, более интенсивно колонизаторы осваивали ее северную часть, а также Бомбейское и Мадрасское президентства. Со временем неравномерность социально-экономического развития отдельных районов Индии все больше усугублялась.

Несмотря на развитие капиталистических отношений, в целом Индия оставалась отсталой и аграрной страной, где подавляющее большинство населения жило в деревнях. Развивавшееся фабрично-заводское производство в Индии не вытеснило полностью ручного кустарного производства, как это случилось в промышленно развитых европейских странах. Здесь оно сосуществовало с мануфактурой и ремеслом, преобладавшим в многочисленных мелких провинциальных городах Индии. Эти города в XIX в. в своем большинстве мало чем отличались от деревень, здесь подчас занятия ремеслом совмещались с земледелием. В быту и архитектуре сказывалась необыкновенная живучесть многовековых традиций. Сохранились многие характерные для средневековых индийских городов особенности: жилые кварталы, как правило, не отделялись от производственных и деловых, а жилые помещения состоятельных торговцев и ремесленников объединялись в одном здании с магазинами, конторами, мастерскими. В таких городах сохранялось характерное для средневековья расселение жителей по районам в соответствии с их профессиональными занятиями или кастовой принадлежностью.

Для индийских городов оставались типичными торговые улицы с открытыми лавочками, приподнятыми над тротуарами на 60—90 см. Обычно городские дома средних слоев населения имели выходящую на улицу террасу на уровне пола, иногда с колоннами, или просто в виде глубокой лоджии или ниши. Типы городских зданий широко варьировались в зависимости от местных материалов, природно-климатических условий и традиций.

Насик. Жилой дом. Деталь ажурной решётки, разрез, планы
1. Насик. Жилой дом. Деталь ажурной решётки, разрез, планы: 1 — внутренний двор; 2 — зал; 3 — спальня; 4 — кухня

Много общего было между домами состоятельных горожан Ахмадабада, Насика (рис. 1), Бароды, Джайпура. Обычно это 3- или 4-этажные замкнутые снаружи и компактные здания с открытым внутренним двором, опоясанным поэтажно галереями на массивных кронштейнах. Хозяйственные, служебные помещения, склады, мастерские и торговые лавки расположены в первом этаже. Верхние этажи предназначены для жилья. Дома, чаще всего деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, оштукатуренные снаружи и внутри, имели каменный цоколь. Их оконные проемы были забраны ажурными деревянными или алебастровыми решетками. Богатая изощренная резьба тончайшего рисунка обильно покрывала карнизы, кронштейны и наличники окон и балконов, выходящих на улицу. На западном побережье, где преобладают сильные муссонные ливни, были распространены двускатные черепичные кровли.

Барода. Дворец Бхаскаррао Витхала, 1808 г. План комплекса, фасад главного здания, план первого этажа, продольный разрез
2. Барода. Дворец Бхаскаррао Витхала, 1808 г. План комплекса, фасад главного здания, план первого этажа, продольный разрез

Классическим образцом индийского палаццо, выдержанного в древнейших традициях является дом богатого купца-аристократа Бхаскаррао Витхала Вада в Бароде (штат Бомбей, рис. 2), построенный в 1808 г. согласно предписаниям «шилпашастра» [Шилпашастра — выработавшаяся в древности система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства, передававшаяся из поколения в поколение изустно и зафиксированная в многочисленных письменных текстах средневековья.]. Здесь применен тот же принцип, что и в рядовых городских жилых домах этого района. В основе удобной и простой планировки этого дома, соответствующей установленному порядку и характеру быта, заложена система сообщающихся внутренних двориков. Вход на территорию комплекса устроен через открытый двор, образованный служебными зданиями, храмиком и домом для гостей. Сзади к дому примыкает большой сад.

Главное здание этого индийского палаццо, как обычно, разделено на женскую и мужскую половины, ориентированные на север и юг. У каждой — свой открытый замкнутый дворик, поэтажно опоясанный балконами на массивных резных консолях. В центре симметричного комплекса жилых, служебных и хозяйственных построек поставлено пирамидальное семиярусное здание (количество этажей дома в Индии определяло социальное положение хозяина, который жил на верхнем этаже). Палаццо выстроено из кирпича и оштукатурено, в перекрытиях применено дерево, завершение — высокие двускатные крыши, необходимые в условиях сильных муссонных ливней.

На крайнем юге Индии, где господствует постоянная жара и жители проводят почти все свое время под открытым небом, типичный дом для большой патриархальной семьи состоял из нескольких сообщающихся открытых перестильных двориков, окруженных 1-этажными постройками. Плоские крыши верхних перекрытий служили террасами и спальнями.

Мадурай. Дом Раджарама Рао. Деталь. План, продольный и поперечный разрезы
3. Мадурай. Дом Раджарама Рао. Деталь. План, продольный и поперечный разрезы: 1 — веранда; 2 — вестибюль; 3 — спальня; 4 — парадный дворик; 5 — кухня; 6 — кладовая; 7 — атриум для женщин; 8 — комната для женщин; 9 — дворик; 10 — хозяйственный дворик; 11 — санузел; 12 — колодец

Для таких построек характерен богатый дом в Мадурай (рис. 3). Его главный вход ведет через террасу и коридор в парадный зал с верхним светом — мужскую гостиную и примыкающий к ней кабинет хозяина. Далее следует интимная часть дома, два внутренних дворика с навесами и сад. Здесь протекает в основном жизнь женщин и детей. Лестница ведет на плоскую крышу-террасу и в верхний этаж, где помещается спальня хозяина. Весь участок огорожен высокой стеной. Массивные деревянные ворота рассчитаны на возможность прохода в праздничные дни священных слонов и участников торжественных процессий.

В богатом лесами Малабаре дома, как правило, были деревянные с высокими покатыми тростниковыми крышами. В Тамилнаде же дома были кирпичные, крытые черепицей. Остроумная конструкция двускатной крыши параболической формы для быстрого стока дождевой воды типична для влажной Бенгалии.

Лашкар. Жилые дома. Общий вид
4. Лашкар. Жилые дома. Общий вид

В традиционном характере была создана в 1812 г. новая столица Гвалиорского княжества — Лашкар (рис. 4), преимущественно застроенная домами купцов и ремесленников. Большинство ее зданий было сложено кастой местных каменщиков в привычных формах с характерными, выходящими на улицу богатыми пластикой и декором фасадами, с балконами, покрытыми резьбой, с ажурной балюстрадой и с эркерами «джхарока» (ажурной передней стенкой и маленьким оконцем посередине). Однако к строительству официальных зданий города местные зодчие не были допущены, и эти здания были выдержаны в «европейских» стилях, как, например, почтамт с его внушительным восьмиколонным ионическим портиком.

В XIX в. индийская дворцовая и храмовая архитектура, создаваемая местными мастерами, продолжала следовать древним традициям, преимущественно в тех городах, которые являлись центрами религиозного паломничества, например таких, как Бенарес (Варанаси), Бриндабан, Хардвар, Канчипурам. Нередко она поражала величием и оригинальностью художественного замысла, прекрасно сочетающегося со строгостью учета функциональных требований и природно-климатических условий, а также безукоризненностью технического мастерства и исполнения.

Бенарес (Варанаси). Дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат, 1860 г. Общий вид. Балконы жилых зданий
5. Бенарес (Варанаси). Дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат, 1860 г. Общий вид. Балконы жилых зданий
Альвар. Железнодорожный вокзал, 1860 г.
6. Альвар. Железнодорожный вокзал, 1860 г.

Образцом строительного искусства индийских мастеров XIX в. могут служить, например, величественные дворцы Мунши-гхат и Гхусли-гхат (1860, рис. 5), возвышающиеся на крутом берегу Ганга в Бенаресе (Варанаси). Монументальность их достигнута за счет противостоящих наводнениям мощных стен с контрфорсами и каменной лестницей, спускающейся к воде на протяжении нескольких километров по всему фронту набережной. Это «гхаты» — место кремаций и священного омовения. Эти дворцы строили зодчие из Джодхпура, Удайпура и других городов Раджпутанского княжества (ныне Раджастхана). Мастерство раджапутанских зодчих воплотилось и в других, не менее замечательных произведениях, например большом дворцовом комплексе раджпутского аристократа в Марваре (1840), органично вписанном в гористый ландшафт; в железнодорожном княжеском вокзале Махараджи в Альваре (1860), отличающемся изяществом пропорций и архитектурных форм (рис. 6). В этих зданиях можно видеть те же самые, но примененные в каждом случае по-новому архитектурные формы и конструкции, что и в индийских зданиях XVII—XVIII вв.

В стиле гуджаратской храмовой архитектуры был создан на средства родовитого купца джайнский храм Дхарманатха в Ахмадабаде (1844—1848). Он был построен целиком из белого мрамора с резными деталями и скульптурой. В Бриндабаде был воздвигнут подобный гвалиорским храмам XI—XII вв. храм Вишну (1845—1851).

Грандиозные храмы были построены южноиндийскими зодчими «стапатхи» в 1860—1871 гг. в Гвалиоре и Варанаси. В 1905 г. джайпурскими мастерами был сооружен храм в Гайя.

Однако в целом для второй половины XIX в. характерно снижение художественного вкуса, что заметно во многих произведениях традиционной дворцовой и храмовой архитектуры. Наиболее ярким примером в этом отношении является помпезный дворец Махараджи в Майсуре (1897), поражающий одновременно роскошью, великолепием и нелепостью разнородных архитектурных форм и видов декоративного убранства. Луковичные купола и куполки, павильончики «чатри», двухцентровые арочные проёмы индо-мусульманского происхождения, полуциркульная аркада и подобие коринфских капителей, заимствованные из европейской архитектуры, неожиданно соединяются с пирамидально-ярусными башенками типа шикхары и резными деталями, присущими майсурским храмам XII—XIII вв. Особенно же подавляют безвкусицей и роскошью интерьеры дворцовых залов, украшенные стенной росписью, мозаикой из осколков зеркал и мрамора, резными сталактитами и пестрыми шелковыми тканями.

В том же претенциозном духе выдержан дворец Фалакнума в Хайдарабаде — столице могущественного Низама, в котором смешивались элементы европейских стилей (например, портик главного фасада коринфский, а интерьеры выполнены во вкусе Людовика IV).

Во многих старинных городах, занимающих важное стратегическое положение, таких, как, например, Бенарес (Варанаси), Алигарх, Аллахабад (1834), Агра (1835), Хайдарабад, Пешавар (1949, ныне Пакистан), Мултан (1888, ныне Пакистан), Лахор (1849, ныне Пакистан), англичане создали однотипные военные регулярно спланированные укрепленные городки со своими резиденциями, больницами, школами, церквями и клубами. Впоследствии вокруг этих укреплений, расположенных обычно на расстоянии нескольких километров от старого города, вырастали новые «европейские кварталы».

Бомбей. Общий вид городской застройки конца XIX — начала XX вв.
7. Бомбей. Общий вид городской застройки конца XIX — начала XX вв.

С середины XIX в. начали быстро расти индийские портовые города: Калькутта, Мадрас, Бомбей (рис. 7), Карачи, где уже в XVII—XVIII вв. англичане воздвигли свои форты, первые доки и христианские церкви. Теперь эти порты стали превращаться в центры промышленности и торгово-коммерческой деятельности.

Вновь создаваемые англичанами города с самого начала делились на кварталы: европейские — благоустроенные с особняками и парками и индийские — с хаотической застройкой вокруг промышленных предприятий, рабочими хижинами и доходными домами (например, в Хайдарабаде — столице княжества Низама, новую часть города отделяет от старой широкая р. Муси, которую пересекают четыре моста). Английские колонизаторы противопоставляли местной культуре свою, механически насаждая на индийской земле сложившиеся в метрополии готовые типы и формы сооружений. Города и здания, возводившиеся в период с середины XVIII в. до середины XIX в. англичанами, мало чем отличались от подобных им произведений европейской архитектуры этого периода.

Проектирование особняков, административных зданий, коммерческих и фирменных предприятий поручалось, как правило, европейским (главным образом, английским) архитекторам. Существовал даже запрет для индийских зодчих участвовать, иначе как в качестве подсобных рабочих, в строительстве, ведущемся правительственными учреждениями, в частности департаментом общественных работ.

Среди работавших в Индии в XIX в. европейских зодчих были такие известные архитекторы, как Джильберт Скотт (построивший англиканский собор в Лахоре, 1884—1887), Б. Сулливан и Дж. Л. Киплинг (спроектировавшие здания почтамта, телеграфа и банка в Лахоре), Э. Лаченс (Лондон, 1869—1944) и. Г. Бэйкер (спланировавшие новый Дели и построившие там же правительственные и дворцовые здания) и др.

Однако чаще к проектированию привлекались военные инженеры, которые мало считались с местными условиями и традициями и создавали свои проекты по готовым увражам, облекая порученные им здания в формы любого угодного заказчику стиля: классицизма, готического или романского. Так, резиденция в Хайдарабаде выстроена по проекту военного инженера С. Расселла, ратушу в Бомбее спроектировал полковник Т. Каупер, монетный двор в Бомбее в 1824 г. спроектировал майор Дж. Хоукинс. Одобренный заказчиком проект попадал в руки подрядчика, который, детально разработав рабочие чертежи, передавал их затем для осуществления индийскому мастеру, которому приходилось создавать никогда не виданные им архитектурные и лепные формы, вроде коринфских капителей или масок Венеры и Марса (встречающихся, например, в здании Военного секретариата в Калькутте).

Для административных зданий первой половины XIX в., воздвигавшихся на средства колониальной администрации или английских коммерсантов, избирались, как правило, формы классицизма с фронтально-осевой композицией, портиками и колоннадами, полуциркульными оконными проемами, нишами, заполненными скульптурой; таков, например, комплекс правительственных дворцовых зданий в Калькутте (1799—1802), расположенный в европейской части города с ее садами и парками. Здесь арх. Чарльз Виетти почти полностью повторил планировку и архитектуру здания Кедлстона Холла в Дербоншире, построенного в XVIII в. арх. Р. Адамом (1730—1794) в стиле английского классицизма (с античными портиками и деталями).

В стиле позднего итальянского ренессанса был выстроен в 1837 г. (арх. Дункан Маклеод, 1780—1856) Дворец собраний и балов местных английских чиновников и знати в центре шелкового производства Муршидабаде (Бангла-Деш) с великолепным банкетным залом длиной 90 м, библиотекой и другими помещениями.

Карачи. Здание собраний знати, 1865 г. Общий вид
8. Карачи. Здание собраний знати, 1865 г. Общий вид

В стиле классицизма выдержано здание собраний местной знати в Карачи (1865), где у главного входа поставлены статуи английской королевы и принцев (рис. 8). В стиле ренессанса из желтого базальта были выполнены в Бомбее английским архитектором Г. Виттетом здания почтамта и Королевского научного института (1911).

Величественный дорический портик применен в здании муниципалитета в Калькутте (1813). Ионическая колоннада, объединяющая два верхних этажа, украшает здание Бомбейского муниципалитета (арх. Ф.В. Стивенс). В тех же формах классицизма выполнены здания городской администрации в Аллахабаде, Пуне, Нагпуре, Лашкаре и других городах, а также здание Верховного суда в Дакке.

Мода на готический и романский стили, распространившаяся в Европе во второй половине XIX в., также отразилась на воздвигаемых в этот период зданиях в Индии. Так, проектируя здание секретариата (1847) в Бомбее, арх. Д. Вилкинс использовал элементы венецианской готики, выполненные индийскими каменщиками и скульпторами с поразительным техническим мастерством. В стиле французской готики XV в. выдержана высокая городская башня с часами в Бомбее (арх. Джордж Джильберт Скотт, 1811—1878). Он же является автором проекта и англиканского собора в Лахоре, построенного в 1884—1887 гг. В псевдоготических формах почти одновременно в Бомбее и Калькутте были выстроены здания университетов (арх. Геральд Аунтпэр), в романском стиле в Бомбее было построено здание телеграфа из голубого базальта с полуциркульными сводами и арками, покоящимися на массивных коротких столбах с узкими щелями оконных проемов.

Калькутта. Здание Верховного суда, 1872 г. Дж. Фоулер. Галерея в здании Верховного суда
9. Калькутта. Здание Верховного суда, 1872 г. Дж. Фоулер / 10. Калькутта. Галерея в здании Верховного суда

Для судебных зданий был принят, как правило, готический стиль. Таково, например, здание суда в Калькутте (1872, рис. 9, 10). В духе ранней английской готики выстроено (арх. Дж. Фоулер) здание суда в Бомбее (1879). Стрельчатая аркада его портика ведет в центральный зал заседаний с деревянным потолком и верхней галереей из тикового дерева. Все здание внутри опоясано коридором, перекрытым крестовыми сводами. Перед входом возвышается восьмигранная башня (высотой 37 м) из белого камня, завершенная аллегорическими статуями «Справедливость» и «Прощение».

Среди господствующей стилизации в духе классицизма и готики встречаются и здания, в архитектуре которых смешаны различные формы и стили. Так, например, чрезвычайно разностильным декором отличается железнодорожный вокзал Виктория Терминус (1865) в Бомбее.

Большим разнообразием в XIX в. отличалась архитектура коммерческих построек Индии. Так, в крытом рынке в Бомбее (1865—1871) применены высокие щипцовые черепичные двойные крыши по металлическим фермам, стены из глазурованного кирпича и другие детали, напоминающие голландские постройки.

Сильно модернизированы многоэтажные здания английских банков и универсальных магазинов Бомбея с большими оконными проемами, витринами причудливых очертаний, металлическими переплетами затейливого рисунка, лепными украшениями (в виде геометрического орнамента).

Широко велось колонизаторами и церковное строительство. К началу XX в. христианские церкви имелись почти в каждом городе, а в крупных городах они насчитывались десятками. Самые ранние церкви были выстроены в Индии португальцами в период их господства на юге Индии (главным образом в Гоа), преимущественно в стиле барокко. Среди церквей, построенных англичанами, преобладают сооружения в готическом стиле, наиболее ярко выраженном в первом англиканском соборе св. Павла в Калькутте, церкви в Тиручирапалли (1847) и церкви Ватланками в Танджуре с высокой башней, остроконечной пирамидальной крышей и стрельчатыми окнами.

Неудивительно, что возникавшая в этот период городская застройка Бомбея, Калькутты, Карачи, Мадраса и других городов носила в целом характер обезличенной эклектики, в которой оказались смешанными архитектурные стили и формы различных эпох. Особенно заметно пристрастие строителей к куполам, башням и башенкам самых различных форм и очертаний. И хотя каждое здание сооружалось со стремлением отличать его от соседнего, превзойти пышностью и оригинальностью, в целом застройка была удручающе однообразной.

Важным рубежом в жизни Индии было народное восстание 1857—1859 гг., жестоко подавленное английскими властями. Росло сопротивление колонизаторам. Колониальный режим не только усиливал эксплуатацию трудящихся, но и сковывал предпринимательскую деятельность выросшей из среды феодалов и ростовщиков местной буржуазии, ущемлял интересы феодалов, сковывал рост и деятельность местной интеллигенции. В условиях растущего всеобщего недовольства колонизаторы были вынуждены маневрировать и, с одной стороны, тормозя рост местной промышленности и торговли, перестраивать свою политику и все более опираться, с другой стороны, на феодалов и духовенство.

Убыстрившийся в последней трети XIX в. процесс социально-экономического развития послужил обогащению верхушки индийского общества, поэтому наряду с сооружением промышленных коммерческих и деловых зданий все многочисленнее становится строительство монументальных роскошных дворцов и храмов, заказчиками которых выступают представители местной буржуазии и пользующиеся английской поддержкой феодалы и ростовщики (например, дворец в Майсуре, 1897; храм в Гайя, 1905). Поднятая восстанием 1857 г. волна народного движения, противостоящая усилению британского гнета, непрерывно нарастала на всем протяжении XIX в. Позиции национальной индийской буржуазии укрепляются, создается первая политическая организация «Национальный конгресс». В 1905—1908 гг. огромный размах приняло патриотическое движение «свадеши» (бойкот иностранных товаров), которое способствовало не только развитию ручного ткачества и мелкой промышленности (возродились многие заброшенные художественные ремесла), но и росту индийской коммерческой деятельности. На основе «свадеши» выросли первые национальные банки (в 1906—1913 гг. была основана большая часть крупных индийских банков, функционирующих и по сей день), возникли первые индийские металлургические заводы и другие промышленные предприятия.

Под влиянием растущего национально- освободительного движения в Индии в последней четверти XIX в. возникают прогрессивные течения, направленные на изучение и использование художниками богатого национального культурного наследия и народного творчества: «Бенгальское возрождение» в Калькутте, возглавляемое Абаниндранатхом Тагором и английским искусствоведом Э.Б. Хавеллом, автором многих работ по искусству и архитектуре Индии. Расцветает Национальный университет в Шантиникетоне, основанный великим индийским поэтом Рабиндранатом Тагором, и художественная школа Майо в Лахоре.

Джайпур. Национальный музей, 1876—1887 гг. Общий вид
11. Джайпур. Национальный музей, 1876—1887 гг. Общий вид

Развертываются археологические исследования, берутся под охрану исторические памятники. Развивается индология, в которой большое место занимают труды русских ученых Г.С. Лебедева, И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга и др. Впервые публикуются археологические обзоры Индии, издаются труды по истории архитектуры Индии (Дж. Фергюссона, Дж. Бургесса, А. Каннингэма, Дж. Дюбриэля и др.). Создаются музеи национального искусства в Калькутте (1875), Джайпуре (1876—1887, рис. 11), Лахоре (1890—1894), Дакке (1913).

Пробудившийся интерес к национальной культуре Индии нашел отражение и в созданиях не только индийских зодчих, но и иностранных мастеров, работающих в Индии.

Наиболее ранняя попытка использования в новом строительстве национальных мотивов была сделана арх. Ф.В. Стивенсом (1893) в административном здании в Бомбее, выполненном в основном в псевдоготическом духе.

Бомбей. Ворота Индии. Общий вид
12. Бомбей. Ворота Индии. Общий вид

В Бомбее на берегу моря напротив многоэтажного здания гостиницы «Таджмахал» были сооружены Триумфальные ворота Индии (рис. 12) в стиле гуджаратских мечетей XVI в. с башенками, напоминающими по формам минареты, резными кронштейнами и другими деталями. В зданиях почтамта и Музея национального искусства им. принца Уэльского (1905—1914) применены купол и ажурные детали, характерные для биджапурских мавзолеев XVII в. В Хайдарабаде в 1906 г. выстроена больница для низамского гарема, выдержанная в стиле местной архитектуры XVII в. Здания университета в Мадрасе, Центрального музея, почтамта, телеграфа в Лахоре и банков в Дакке подражают могольской архитектуре XVII в., имеют характерные купола, павильончики «чатри» и двухцентровые арочные проёмы.

Хайдарабад. Османский университет, 1918 г. Общий вид
13. Хайдарабад. Османский университет, 1918 г. Общий вид

Мотивы национальной архитектуры присутствуют и в зданиях большого комплекса Османского университета (основанного в 1918 г., рис. 13), расположенного в 10 км от Хайдарабада на свободном огромном участке (площадью 607,5 га). Здесь оригинально сочетаются заимствованные из местных скальных сооружений Аджанты и Эллоры первых веков нашей эры сильно модернизированные формы с элементами архитектуры близлежащих мавзолеев и мечетей XV—XVII вв. (своеобразный портик в форме айвана со сталактитами ведет в купольный зал, столбы галерей, окружающих внутренние дворы, напоминают формы храмов Эллоры).

Это умонастроение отразилось даже на облике христианских церквей. Формы, характерные для индусских храмов, башенки-шикхары и гопурам применены в церкви в Тирупаттуре (штат Мадрас), построенной в начале XX в. В росписях этой церкви Христос изображен в виде аджантского бодисатвы, а дева Мария изображена сидящей на лотосе.

Увлечение традиционными национальными формами, особенно усилившееся в индийской архитектуре в начале XX в., чаще всего приводило к эклектическому, поверхностному истолкованию форм древнего и средневекового индийского зодчества.

К концу XIX в. Англия превратила Индию в основной плацдарм своей колониальной экспансии в Азии для порабощения соседних стран. Британское господство в Индии закрепилось политическим актом: в 1876 г. королева Виктория на собрании индийских князей была объявлена императрицей. Столицей завоеванной Индии стала Калькутта. На городских площадях и скверах появились многочисленные статуи представителей английских династий и местных властей (на высоких пьедесталах, с различными атрибутами величия и власти). В Бомбее в центре города, на площади, установили статую королевы из белого мрамора. В Калькутте на площади Мэйдэн, перед фортом Вильяма, была воздвигнута колонна в честь победы над индийскими повстанцами 1857 г.

Калькутта. Музей Виктории, 1906 г. Вильям Эмерсон. Общий вид
14. Калькутта. Музей Виктории, 1906 г. Вильям Эмерсон. Общий вид

В 1906 г. по проекту арх. Вильяма Эмерсона началось строительство музея королевы Виктории (рис. 14), прославляющего могущественных повелителей Индии (полностью строительство завершилось лишь в 1921 г.). В музее были собраны в основном династические портреты. Этот музей стал одним из наиболее помпезных сооружений города. Беломраморная оплывшая, обильно оснащенная скульптурой «груда» музейного здания, завершенная классическим куполом, сочетала коринфские портики и отдельно вкрапленные детали могольского происхождения. Перед музеем был разбит партер с пурпурно-красным цветочным бордюром вокруг и квадратным водоёмом.

В последней четверти XIX и начале XX вв. крупные города Индии, ее экономические, административные центры — Бомбей, Калькутта, Мадрас, Карачи, Лахор, Дакка — благоустраиваются и интенсивно застраиваются. В 90-х годах XIX в. в них появились электричество, газ, первые трамвайные линии. Однако работы по благоустройству и быстро развивающееся городское строительство велись хаотично. Особенно это было характерно для Калькутты, в которой беспорядочно строилось много промышленных предприятий и доходных домов, причем быстрорастущее рабочее население юго-западных районов ютилось в трущобах. В 1911 г. в Калькутте был организован специальный совет по улучшению градостроительства, который должен был изыскать средства (главным образом из специальных налогов и торговых пошлин) на благоустройство города и регулировать его застройку.

К этому времени относится строительство огромного водохранилища в Талле (в 3 км от Калькутты), создание многих садов и парков, основных широких озелененных магистралей (Читтарджан авеню, Русса роуд).

Отрицательные последствия лихорадочной застройки этого времени особенно заметны в Мадрасе, где остались неиспользованными возможности прекрасных природных условий — красота ландшафта, живописные озера, извилистая река и водные каналы. Не украшают величественную 5-километровую мадрасскую набережную, окаймлённую тенистыми деревьями, и эклектичные здания суда, университета, колледжей и особняков, воздвигнутые в конце XIX — начале XX вв.

Калькутта. Мост Хаура
15. Калькутта. Мост Хаура

Экономическая необходимость заставила на рубеже XX в. форсировать в стране мостостроение. С применением стали и железобетона были построены: мост Муссалам через р. Муси (1898) в Хайдарабаде, крупный стальной мост Дехри с 93 пролётами (30 м длиной каждый) через р. Сон, мост Хардинг через р. Ганг (1915) с 15 пролетами длиной 108 м каждый, мост Хаура в Калькутте с подвесными решетчатыми металлическими фермами (рис. 15).

В 1911 г. британские власти были вынуждены перенести столицу Индии из революционно настроенной Калькутты в глубь страны, в древний город Дели — исторически сложившийся центр Северной Индии. Здесь, рядом с бывшей столицей Великих Моголов Шахджаханабадом (Старым Дели, 1526—1803) и остатками других древних городов столичных резиденций мусульманских династий, правивших в Индии с XII в., было решено создать новую столицу Индии — Новый Дели. Намеченное строительство новой помпезной столицы требовало огромных финансовых средств, которые могли быть затрачены на удовлетворение более острых нужд местного населения, например на ирригационные сооружения, жилища и т. п. Поэтому против этого проекта выступили многие видные общественные деятели Индии, например Махатма Ганди. Возражали против создания Нового Дели также английские дельцы, вложившие капиталы в строительство запроектированных в Калькутте новых европейских кварталов, необходимость в которых с перемещением столицы отпадала.

Однако вопреки всему в 1912 г. приступили к строительству Нового Дели. Первая мировая война помешала завершить в срок эти работы (они затянулись до 1931 г., официальное открытие столицы состоялось в 1929 г.).

Проектирование и строительство Нового Дели возглавили два известных английских архитектора: Эдвин Лаченс и Герберт Бэйкер. Планировка города, дворец вице-короля, торговый центр (круглая площадь Коннот-Плэйс) и крупные резиденции местной знати в городе были запроектированы Э. Лаченсом. Бэйкер проектировал здания секретариата, парламента и верховного суда, музеи, особняки для офицеров.

Новая столица — административно-политический центр британской колониальной империи — должна была стать символом ее незыблемости и могущества, поражать грандиозностью масштаба и великолепием зданий. По своим размерам задуманный ансамбль правительственных зданий не уступал дворцу в Версале.

Новый Дели. Застройка по проектам Э. Лаченса и Г. Бэйкера. Генеральный план
16. Новый Дели. Застройка по проектам Э. Лаченса и Г. Бэйкера. Генеральный план: 1 — дворец вице-короля; 2 — здание секретариата правительства; 3 — здание парламента; 4 — фонтаны; 5 — торговый центр «Коннот плэйс»; 6 — мавзолей Хумаюна, XVI в.; 7 — мавзолей Лоди, XV в.; 8 — Старый Дели

Идея величия и монументальности архитектуры Нового Дели последовательно проводилась авторами проекта, начиная с генплана и кончая деталями интерьеров главных зданий. Строго симметричная композиция генплана с подчеркнуто центрально-осевыми линиями была властно наложена на причудливо извилистый ландшафт местности (рис. 16).

Архитекторы разместили новый город на скалистой возвышенности — Рэйзина Хилл между прилегающей к ней с запада Джаханабадам и лежащими к востоку от нее остатками Туглакабада и других древних городов.

Геометрически правильная планировка Нового Дели с несколькими круглыми площадями и скверами и радиально идущими от них широкими улицами имела своим главным визуальным центром изолированный от городского движения ансамбль правительственных зданий. Для него выбрали наиболее возвышенную часть города, где искусственно создали высокую платформу (4,5 м), чтобы еще более подчеркнуть значение ансамбля.

В композиции городской структуры были три основных фокуса: дворец вице-короля, триумфальная арка (по проекту Э. Лаченса) — памятник индийским воинам, погибшим в первой мировой войне, и торговый центр в форме круглой площади «Коннот плэйс», окруженной колоннадой в стиле неоклассицизма. Все остальные площади трактовались лишь как место пересечения транспортных артерий.

Осями плана Нового Дели служат пересекающиеся под прямым углом проспекты Кингсуэй (ныне Раджпатх, т. е. дорога народа) и Квинсуэй (ныне Джан-патх, т. е. правительственная дорога). Кингсуэй, ведущий свое начало от дворца вице-короля,— центральное парковое авеню, рассчитанное на парадные шествия. Спроектировано оно таким образом, чтобы с двух его противоположных концов открывались широкие панорамы. Из окон дворца вице-короля — вид на р. Джамну, а с реки — вид на дворец. По этому главному авеню шириной 358 м с зелеными газонами, цветочными партерами и декоративными бассейнами размещены пластически воспринимаемые объемы триумфальной арки, фонтанов и группы деревьев, а также павильон со статуей английского короля. Позднее эта эспланада Э. Лаченса была искажена новой застройкой (1940 г.) по проекту английского архитектора Меда.

Новый Дели. Дворец вице-короля. Разрез
Новый Дели. Дворец вице-короля. Общий вид
Новый Дели. Дворец вице-короля. План
17. Новый Дели. Дворец вице-короля. Разрез, общий вид и план: 1 — главный вход — портик; 2 — вестибюль; 3 — тронный зал (дюрбар-холл); 4 — главная лестница; 5 — гостиная; 6 — открытая лестница; 7 — лоджия; 8 — столовая; 9 — зал для балов; 10 — внутренний двор; 11 — спальня; 12 — библиотека; 13 — зал для ужинов; 14 — фонтаны; 15 — канцелярия; 16 — кабинет вице-короля
Новый Дели. Здание парламента. Вид со стороны внутреннего двора
18. Новый Дели. Здание парламента. Вид со стороны внутреннего двора

Дворцовый ансамбль (рис. 17) с самого начала не был построен так, как задумал его Лаченс, который намеревался здания секретариата расположить у подножия платформы по обеим сторонам дворцовой площади. Этому воспротивился Г. Бэйкер, настоявший поместить дворец и секретариат на одном уровне, отодвинув дворцовый комплекс вглубь. В результате дворец потерял доминирующее положение и в ансамбле, и во всей городской застройке. Он обозревается со стороны главного подхода лишь наполовину купола: на первый же план выступают второстепенные, симметрично расположенные по обе стороны главного подъезда к дворцу 4-этажные здания секретариата. Каждое из них завершено куполами классической формы на барабане и имеет входные портики. Композиция дробная, формы эклектичны. У южного крыла здания секретариата расположено белокаменное здание парламента (запроектированное в 1912 г., построенное в 1921—1926 гг.). Это круглое в плане сооружение с большим, также круглым в плане внутренним двором (рис. 18). Здание парламента опоясывает строгая колоннада модернизированного классического ордера.

Основным строительным материалом для Нового Дели служил кирпич. Вследствие дороговизны цемента и недостатка стали здесь избегали применять железобетон, предпочитая армированную кирпичную кладку. Для облицовки стен правительственных зданий и монолитных колонн использовался виндхийский камень из Декана.

Для облицовки мрамором всего дворца вице-короля не хватило средств. Мрамором были облицованы лишь внутренние стены его главных помещений, а верхние этажи лишь оштукатурены специальным составом «чуннам», отличающимся прекрасным качеством полировки.

В строительстве новой столицы участвовали 3500 каменщиков, вывезенных из разных районов Индии, которые выполняли все виды работ на высоком уровне мастерства.

Проблема архитектурного стиля сооружений Нового Дели была решена заказчиком и зодчим в результате компромисса. Было ясно, что применение стального и железобетонного каркаса для Дели неприемлемо. Заказчик в лице вице-короля лорда Хартинга настаивал на том, чтобы правительственные здания были выполнены в духе могольской архитектуры XVI—XVII вв., откровенно мотивируя свое требование необходимостью считаться с национальными чувствами местного населения.

Уступая пожеланиям заказчика, Лаченс в. классицистические композиции ввел отдельные национальные элементы. Это были главным образом формы, вызванные к жизни особенностями жаркого климата и яркого солнечного освещения. Например, карниз «чаджи» с его огромным выносом (отступ от стены не менее 2,5 м), который давал глубокую тень, служил прекрасным солнцезащитным средством; сквозные решётки «джали», обеспечивающие доступ воздуха и света внутрь помещения и ограждающие его от избытка солнечной радиации, а также широко распространенные в могольской архитектуре павильончики на крыше зданий («чатри») — декоративные и помогающие предохранять верхнее перекрытие от перегрева.

Лаченс также учёл, что в условиях климата Индии большие световые проёмы нерациональны, поэтому применил так же, как это делали индийские зодчие, глубоко западающие лоджии, ниши и выступающие портики. В результате дворцовые помещения, пронизанные во всех направлениях движением воздуха, были обеспечены тенью и необходимой прохладой. Получился как бы «пересказ» на языке классицизма традиционных приёмов индийской архитектуры.

Дворец вице-короля представляет собой компактное, безупречно решенное в функциональном отношении здание, включающее множество помещений (285) разных назначений и размеров и находящихся в различных уровнях. Его облик производит впечатление художественной цельности.

Горизонтально протяженная композиция фасадов дворца (высотой 22,5 м) подчеркнута широкой теневой полосой, падающей от карниза «чаджи», а также чередующимися цветовыми поясами белого и красного камня. Горизонтальные членения уравновешены вертикальным ритмом колоннад.

В интерьере дворца подчеркнуто великолепие широких мраморных лестниц, ведущих к тронному залу. По-средневековому романтичны коридоры нижних этажей, перекрытые сводами, где вдруг, неожиданно, сверху, сквозь круглое отверстие грота падает в каменный водоем каскад воды, вносящий освежающую прохладу. Еще более неожиданным являются придуманные Лаченсом на крыше зданий фонтаны в виде античных чаш.

С особой изысканной роскошью было отделано главное помещение дворца — ослепительно белый тронный зал, мягко освещенный верхним рассеянным светом. Гладкие стены зала обрамлены карнизами и архивольтами. Сказочное впечатление производит сверкающий, гладко отполированный мраморный пол с очень крупным контрастным рисунком из пересекающихся в плавном изгибе полос бархатно-чёрных, белых и изумрудно-зелёных.

Виртуозно спланирован Лаченсом и примыкающий к дворцу декоративный сад, в котором искусно переплелись приемы индо-могольского и европейского садово-паркового искусства. Через открытые окна и веранды помещений дворца открывается вид на сверкающий красками, светом и брызгами сад (площадью 40 470 м²) с его причудливо пересекающимися каналами, водоемами, пирамидальными водными каскадами фонтанов в виде водяных лилий, мощеными дорожками, зелеными лужайками, пестрыми цветочными клумбами, бордюрами, подстриженными кустарниками и деревьями.

Строительство Нового Дели по существу завершило эпоху колониального господства в Индии.

К началу первой мировой войны британский империализм укрепил свои позиции во всех ключевых отраслях индийской экономики, в которой в начале XX в. убыстряется процесс развития капитализма.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)