Архитектура Японии IX–XII вв. (период Хэйан)

Глава «Архитектура Японии IX–XII вв. (период Хэйан)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Авторы: Глухарева О.Н., Прибыткова А.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Время, которое в истории Японии носит название «период Хэйан» (794—1185), характеризуется непрерывной борьбой крупных феодальных правителей, стремившихся к захвату власти в стране. Могущественный род Фудзивара, подчинив своему влиянию императорский двор, захватывает власть и в течение IX—XI вв. правит страной.

Согласно древним обычаям, в Японии после смерти каждого правителя резиденция должна была переноситься на новое место, что требовало каждый раз значительной затраты средств. В 782 г., вступив на трон, император Камму должен был покинуть г. Нара и начать строительство новой резиденции в г. Нагаока.

Продолжавшееся в течение 10 лет сооружение правительственных зданий в Нагаоке было внезапно прервано, так как политические интриги заставили императора искать новое, более благоприятное место для резиденции. Под воздействием дома Фудзивара было выбрано место в их владениях в 5 милях от Нагаоки. В 794 г. началось строительство новой столицы, получившей название Хэйан (Столица мира и спокойствия), впоследствии переименованной в Киото.

В период IX—X вв. китайское зодчество все еще оставалось образцом для японских строителей, о чем говорит и само название новой столицы, данное ей в подражание китайской столице Чанъань. При застройке японской столицы используются, как и ранее, градостроительные принципы Китая, характерные четкостью и симметричностью планировки.

Подобно тому, как в основу планировки Нары был положен план первой столицы Китая периода Тан — Чанъаня, так образцом для строительства Хэйана служила планировка второй столицы периода Тан — Лояна, а также восстановленного после войны г. Чанъань.

20. Хэйан. План: 1 — Императорский город; 2 — императорский парк; 3 — восточный рынок; 4 — западный храм; 5 — восточный храм
20. Хэйан. План: 1 — Императорский город; 2 — императорский парк; 3 — восточный рынок; 4 — западный храм; 5 — восточный храм

Подобно древним китайским городам Хэйан был построен на равнине и представлял в плане четырехугольник (около 5,5 км в направлении юг — север и около 5 км в направлении запад — восток), окруженный глубоким рвом (рис. 20). Широкой дорогой Судзака город разделялся на западную и восточную части. Эта главная магистраль, являлась осью города. Она начиналась на юге торжественными воротами Расёмон и по прямой линии доходила до южных ворот императорского дворца, расположенного у северной границы города.

Параллельно дороге Судзака были проложены десять улиц шириной 24—36 м. С запада на восток город также пересекали» улицы шириной 24—36 м, образовывая прямоугольные кварталы. Самая широкая магистраль (51 м), проходившая с запада на восток перед императорской резиденцией, носила название Ницзё.

Городские кварталы «то» (со стороной 120 м) обычно разделялись на 32 частных владения. Улицы между кварталами имели ширину 12 м. Эти кварталы в противоположность китайским «фан» танского времени не были замкнуты стенами. Только отдельные здания были скрыты стенами со» стороны улицы. А в целом линии улиц не определялись стенами или фасадами зданий, примыкающих одно к другому. В японской столице применялась свободная планировка застройки, улицы были обсажены ивами и вишнями «сакура».

Рынки и храмы, а также школы располагались по традиции в наиболее значительных кварталах города. На юге, при въезде в город, по сторонам дороги Судзака были воздвигнуты западный и восточный храмы.

Небольшие каналы и рвы, окружающие город, служили средством сообщения между его отдельными районами.

Подобно другим средневековым городам Дальнего Востока, Хэйан был в основном застроен одноэтажными зданиями.

Только высокие пагоды и парадные крыши храмов, дворцов и жилищ знати возвышались над скромными небольшими домиками с дощатыми и соломенными кровлями, в которых обитали простые горожане - ремесленники, торговцы, ученые, художники, актеры и др. Размеры каждого дома были строго регламентированы и отвечали; положению и рангу его владельца.

21. Жилище синдэн-дзукури
21. Жилище синдэн-дзукури

В течение X в. в Хэйане представители феодальной знати строили для себя жилища, характер которых значительно изменился по сравнению с сооружениями VII—VII вв., существовавшими в Наре. Жилище знатного человека состояло из целого комплекса зданий, связанных между собой галереями. Главный павильон «синдэн» обычно размещался в центре, а другие здания группировались вокруг него (рис. 21). Позднее порядок размещения зданий изменился.

Основное прямоугольное здание синдэн, наиболее значительное по объему, выходило главным фасадом на южную сторону. Большой вынос крыши защищал от солнца и дождя обходную веранду с лестницей, которая вела в сад, расположенный перед синдэн, с небольшим прудом с островками, соединявшимися перекинутыми над водой изогнутыми мостиками. С западной и восточной стороны, ограждая сад, располагались различные беседки, соединенные легкими галереями, служившими для прогулок в ненастную погоду. К северу от главного павильона для женщин и детей иногда сооружали дополнительные дома, которые соединялись с главным зданием галереей.

Подобные постройки не сохранились, но представление о них дают описания и живопись на свитках. Вход в жилую усадьбу устраивался с восточной или западной стороны. Эти боковые входы вводили в галереи, идущие справа и слева от комплекса зданий в южную часть усадьбы к саду, где они обе или одна из них заканчивались беседкой над прудом.

Основу зданий составлял легкий деревянный каркас. Промежутки между столбами со стороны веранды заполняли решетчатыми деревянными панелями «ситомидо», которые могли подниматься вверх и закрепляться в подвешенном состоянии при помощи металлических крюков, свисавших с потолка комнаты. Иногда они поднимались в наружную сторону и удерживались металлическими стержнями, прикрепленными к карнизу.

Все здания были одноэтажными с драночными или дощатыми кровлями. Полы подымались над землей на столбах. Полы, веранды, наружные лестницы, каркас зданий — все выполнялось из дерева, которое в противоположность монументальным зданиям в этих постройках не окрашивалось.

Жилой комплекс такого рода носил название «синдэн дзукури» (стиль павильона синдэн). Этот тип жилища хэйанской аристократии, отличавшийся изысканной простотой отделки внутренних помещений, был характерным вплоть до XII в. Простота фасадов и интерьеров, свойственная этим постройкам, достигается намеренно и становится эстетическим принципом. Традиции, сложившиеся в архитектуре жилых зданий этого времени, продолжали развиваться в течение последующих веков.

Нераздельность архитектуры и природного окружения придавала привлекательность жилищу. Общий замысел композиции — дом-сад. Веранды соединяли здания непосредственно с садом или прудом. Обычно с северной стороны участка, среди зданий, в сторону сада протекали ручьи, над которыми соединительные галереи перекидывались «горбатыми» мостиками.

22. Хэйан. Дворец Дайдари. Генеральный план: 1—2 — официальные постройки; 3 — императорская резиденция
22. Хэйан. Дворец Дайдари. Генеральный план: 1—2 — официальные постройки; 3 — императорская резиденция

Императорский дворец Дайдари, согласно китайским градостроительным правилам, расположенный в северной части города на прямоугольной площади, имевшей 1,2 км с запада на восток и 1,4 км с севера на юг, состоял из ряда зданий и парка, обнесенных стеной (рис. 22).

Главная ось дворца север — юг совпадала с осью города. Однако на территории самого дворца на этой оси или симметрично по отношению к ней находился только комплекс официальных зданий — Тёдоин, в которых происходили коронации, новогодние приемы, приемы послов и т. п. Второй комплекс правительственных зданий и резиденция императора размещались вне этой оси.

Главным официальным зданием, судя по письменным источникам, первоначально был Большой государственный зал — Дайгокудэн. Это монументальное здание размером 51x15 м стояло на каменной платформе в глубине парадного двора Тёдоин. Деревянные постройки двора были окрашены в красный цвет, полы выстланы каменными плитами, крыша покрыта зеленой черепицей. В 1277 г. пожар уничтожил это здание.

Сохранившиеся описания и рисунок нижней части Дайгокудэна позволили построить такое же здание на новом месте в Киото (под названием Хэйан Дзингу).

План императорской резиденции Кёкио, расположенной к востоку от центральной оси дворца север — юг, отличался насыщенностью застройки. Известны два сооружения императорской резиденции: Сисиндэн — парадный зал — и Сэйредэн — жилые покои императорской семьи, точно восстановленные на новом месте в XIX в.

23. Хэйан. Императорская резиденция. Тронный зал Сисиндэн. Общий вид
23. Хэйан. Императорская резиденция. Тронный зал Сисиндэн. Интерьер 23. Хэйан. Императорская резиденция. Тронный зал Сисиндэн. План
23. Хэйан. Императорская резиденция. Тронный зал Сисиндэн. Общий вид, план, интерьер

Сисиндэн (начало IX в.) после того, как в 1277 г. сгорел Дайгокудэн, стал тронным залом для торжественных церемоний во время восшествия императоров Японии на престол. Это большое деревянное здание {29 м с запада на восток и 22 м с севера на юг) состоит из одного зала, но в плане имеет форму креста благодаря выступающим с четырех сторон галереям (рис. 23), носящим название «хизаси-но-ма» (помещения под карнизом). С южной и восточной сторон эти галереи отделены от зала только рядом колонн, с северной и западной сторон галереи отделены от зала раздвижными перегородками, которые являются одним из ранних прототипов раздвигающихся перегородок жилого японского дома. Галереи, открытые в зал, отделены от прилежащей веранды решетчатыми деревянными панелями — «ситомидо», которые могут быть подняты и подвешены к потолку. В солнечные дни опускаются занавеси из бамбука — «судари». Широкая лестница с 18 ступенями из толстых досок ведет на веранду перед южным фасадом зала Сисиндэн, находящуюся под нависающей частью крыши. Дополнительные лестницы ведут на боковые стороны веранды.

Высокая массивная крыша типа «иримоя», крытая кипарисовой дранкой, образует красивую линию скатов, напоминая своей формой шатер. Ни зал, ни галереи не имеют потолков, что позволяет хорошо видеть массивные конструкции крыши, чисто выстроганные, но лишенные каких-либо украшений и не окрашенные.

Северная стена зала украшена живописью, по своему характеру близкой к декоративным композициям, которые украшали китайские дворцы. Внутри находится трон — возвышение, покрытое черным лаком, под балдахином. Зал имеет большую высоту, чем галереи, от которых выше колонн он отделяется оштукатуренной стенкой. Приподнятый над землей пол сооружен из толстых, полированных досок, в которых отражаются колонны.

Перед зданием Сисиндэн раскинуто широкое пространство так называемого «песчаного сада», имитирующего водную поверхность. Площадь сада покрыта белым песком, в котором граблями проложены борозды. Только около центральной лестницы, как бы фланкируя ее, возвышаются два невысоких пышных дерева — апельсиновое и вишня «сакура», которые ограждены бамбуковой изгородью. Это огромное пространство замкнуто высокой оградой с галереей под нависающей черепичной крышей, над которой в центре южной стороны сада возвышаются трехпролетные ворота. Двери ворот и столбы галереи покрыты красным лаком и четко выделяются на белом фоне стен.

Позади парадного зала Сисиндэн расположен второй «песчаный сад» меньшего размера, который был сооружен перед вторым зданием — Сэйредэн, служившим личными покоями императора и его семьи.

24. Хэйан. Императорская резиденция. Сэйредэн — личные покои императора. Общий вид
24. Хэйан. Императорская резиденция. Сэйредэн — личные покои императора. План 24. Хэйан. Императорская резиденция. Сэйредэн — личные покои императора. Фрагмент фасада
24. Хэйан. Императорская резиденция. Сэйредэн — личные покои императора. План, общий вид, фрагмент фасада

Сэйредэн по своему характеру и архитектурному замыслу близок к Сисиндэн, но отличается от него меньшими размерами (рис. 24). Это прямоугольное в плане здание (длиной 18 м и шириной 9 м) находится в западной части ансамбля и обращено своим главным фасадом на восток. Сэйредэн состоит из целого ряда помещений и окружен террасой, более широкой со стороны фасада. Личные покои императрицы, а также столовая, спальня и примыкающие к ней гардеробная и умывальная комнаты расположены в северной части здания. В центре здания находится небольшой зал для церемоний, деревянный полированный пол которого в южной части покрыт белым воском, заменявшим в холодную погоду земную поверхность, необходимую для выполнения императором известной церемонии — единения с землей. В западной части за залом находятся кухни и различные подсобные помещения. Комнаты, выходящие на террасу, отделены от нее столбами и частыми деревянными решетками «ситомидо» между ними. Легкие бамбуковые шторы судари, также висящие над столбами и легко скатывающиеся при помощи шелковых лент, защищали от ярких солнечных лучей. На террасу с простой легкой оградой, окружающей здание Сэйредэн, ведут две небольшие лестницы без перил, что подчеркивает легкость и простоту постройки.

Стены здания с белой штукатуркой, на фоне которой выступает темный деревянный остов, лишенные каких-либо украшений, хорошо гармонируют с общим предельно простым обликом всего здания.

На протяженных фасадах Сисиндэн и Сэйредэн превалируют горизонтальные членения. Несмотря на плоскостность фасадов, в целом композиция дворцовых зданий с их открытыми при поднятых ситомидо галереями, верандами, переходами характерна пространственностью.

В архитектуре этих зданий ярко выявлены издавна складывающиеся архитектурно-строительные традиции Японии: свободная компоновка плана, каркасная структура и ее конструктивное осуществление. В пространственной композиции уже полностью осуществлен принцип объединения или разделения отдельных помещений и открытия их в окружающую среду путем раздвижных и подъемных стен и перегородок.

Четкая расчлененность фасада Сэйредэн хорошо гармонирует с открытым пространством «песчаного сада», с его узкими полосами, направленными к зданию. Только две небольшие группы зеленого бамбука в скромных прямоугольных оградах, расположенные асимметрично около лестниц, оживляют строгость песчаной поверхности сада.

Первоначальный сад около императорских покоев имел другой вид. Покрытый зелеными рощами бамбука и оживленный струящимся среди них потоком, он служил местом отдыха и развлечений. Но в X в. сад был целиком преобразован. В XIX в. у нового здания Сисиндэн построен сад с широким открытым пространством и белым песчаным покрытием, повторяющий композицию сада X в. С южной стороны сад замкнут задним фасадом павильона Сисиндэн, а с восточной и северной сторон — различными зданиями и галереями, которые связывают оба больших павильона между собой, образуя замкнутое пространство «песчаного сада».

Неглубокая прямоугольная канава для стока дождевой воды с крыши, обложенная камнем, слегка выступающим над песчаной поверхностью, окружает сад и подчеркивает его границу.

Оба здания Сисиндэн и Сэйредэн были реставрированы в середине XIX в., причем их прежний вид был воспроизведен с большой точностью. Но трудно установить, соответствовал ли этот облик зданий первоначальному, какой был придан им при возведении около 800 г. Наиболее ранние сведения о зданиях (анналы, отчеты, свитки живописи) относятся ко времени позднего периода Хэйан или уже к периоду Камакура. О давности некоторых конструкций, например передвижных перегородок, говорит тот факт, что раздвижные перегородки между галереей и залом Сисиндэн были расписаны в 818 г.

В IX—X вв. большие изменения происходят и в сооружении культовых зданий. Распространение в Японии мистических учений буддийских сект Тэндай и Сингон привело к отказу от сооружения больших парадных храмовых ансамблей с размещением отдельных зданий на большом открытом пространстве. Буддийские храмы в это время строятся в уединенных горных местностях, где тишина густых лесов способствовала мистическим настроениям.

Характерным сооружением этого нового направления в культовой архитектуре Японии может служить монастырь Муродзи, сооруженный в 824 г. около Нары. Японские зодчие удачно использовали гористую местность, разместив храмовые здания и пагоду на склоне горы.

25. Монастырь Муродзи. Префектура Нара, 824 г. Кондо
25. Монастырь Муродзи. Префектура Нара, 824 г. Кондо

Из построек монастырского комплекса Муродзи гармоничным сочетанием с окружающей природой, простотой и оригинальностью композиции особенно отличается золотой зал (кондо) (рис. 25). Это одноэтажное здание с невысокой четырехскатной крышей типа «ситю», крытой дранкой из хиноки, стоит на склоне горы. Главный фасад здания высоко поднят над землей на столбах. Узкая терраса с простыми перилами из двух горизонтальных планок с трех сторон здания связывает объем здания с окружающей средой.

Большим своеобразием отличается и пятиярусная пагода монастыря Муродзи, находящаяся на небольшой площадке среди густого леса, как бы скрывающего ее.

По своему облику она напоминает ранние корейские пагоды с множеством прямых крыш. Крыши, лишь слегка поднятые по углам и тесно расположенные одна над другой, разделяются незначительным пространством, где устроены легкие обходные балконы вокруг стен ярусов.

26. Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Общий вид 26. Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Разрез
26. Киото. Пагода Дайгодзи, 951 г. Общий вид, разрез

В 951 г. была построена пятиэтажная пагода Дайгодзи высотой 36 м, с большими выступами крыш (рис. 26). Она считается наиболее характерной для этого типа сооружений Японии.

В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайских строительных принципов с их четкостью планировки и монументальной строгостью архитектурных форм. Сооружая храмы или дворцы аристократической знати, японские зодчие все смелее вступают на путь самостоятельных решений, которые им диктуются не только иной природной средой, но и всем укладом жизни японской знати.

Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, царившем в аристократической среде, с призывом к духовной утонченности, звучавшим в поэзии этого времени, нашла свое отражение и в архитектуре X—XI вв. Блестящим примером пышной светской постройки этого времени может служить сохранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Удзи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бёдоин в 1053 г. представителем знатной семьи Фудзивара — правителем Ёримицу. После смерти Ёримицу в 1074 г. дворец был превращен также в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зал птицы Хоо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы Хоо (феникс) с двумя флигелями «крыльями» и «хвостовой» галереей (рис. 27 и 28).

27. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Общий вид
27. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Фасад
27. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо (птицы Хоо), 1053 г. Общий вид, фасад
28. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. Деталь 28. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. План
28. Удзи. Храм Бёдоин. Зал Хоодо. План, деталь

В этом сложном по своему силуэту сооружении уже виден значительный отход от китайских традиций. Как в его своеобразной планировке, так и самом расположении увеселительного дворца, который первоначально был воздвигнут на острове посреди пруда, явственно стремление к сложности пространственной композиции, легкости, растворению архитектурных форм в окружающей природной среде (открытые галереи, отражение в воде) в противовес четкой законченности форм и монументальности объемов величавых китайских дворцов периода Тан.

Небольшой прямоугольный деревянный павильон расположен на главной оси на низком каменном основании с портиком перед центральным входом. Дворец увенчан высокой двухъярусной черепичной крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастических птиц Хоо. Всю тяжесть перекрытий и крыши воспринимают парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.

Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона.

Все здание дворца производит впечатление легкой, нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.

Развитие художественного ремесла в X—XI вв., особенно лаковой росписи золотом «икакэдзи», способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.

В убранстве дворца широкое применение нашли резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.

Такая отделка зала характерна для дворцового зодчества X—XI вв. и несомненно требовала огромных усилий многочисленных художников и народных мастеров, трудившихся годами над созданием интерьеров парадных зданий.

После превращения этого увеселительного дворца в 1074 г. в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуй с великолепным резным балдахином, а на стенах исполнена стенопись художника Такума Таменари на тему «Рай Будды Амида». Согласно буддийскому канону о рае пруд был оставлен только перед зданием со стороны главного фасада.

Вся постройка с ее легкими столбами, открытыми галереями и высокой крышей центрального павильона, отражающимися в пруде, свидетельствует о стремлении придворной знати периода Хэйан к изысканной красоте и отвечает назначению дворца служить для увеселений.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)