Архитектура Южно-Африканской республики 1920-1960-х гг.

Глава «Архитектура Южно-Африканской республики», «Всеобщая история архитектуры. Том 11. Архитектура капиталистических стран XX в.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Иконникова А.В. (ответственный редактор), Хан-Магомедова С.О., Савицкого Ю.Ю., Былинкина Н.П., Яралова Ю.С., Гуляницкого Н.Ф. Москва, Стройиздат, 1973


Южная оконечность Африки — Южно-Африканская Республика (до 1961 г. Южно-Африканский Союз) — была раньше других частей континента колонизована европейцами (см. ВИА, т. 8). Опорными пунктами колонизации стали города, с самого начала получившие европейский облик. Аборигены страны, племена банту оттеснены в так называемые локации. Трущобы южноафриканских городов не просто места обитания неимущих классов, это жестко ограниченные гетто для африканского населения, прозябающего в чудовищных антисанитарных условиях. Расизм и порожденный им апартеид здесь приняли крайне жестокие формы.

Южная Африка богата полезными ископаемыми (алмазы, золото, уран, нефть и каменный уголь), что определило развитие промышленности, в которой беспощадно эксплуатируется труд африканцев.

В 30-х годах в Южной Африке начинается лихорадочная строительная деятельность. В отличие от других стран Африки, ЮАР полностью обеспечена собственными кадрами специалистов (разумеется, белых). Направление архитектуры определяется главным образом школами двух крупнейших центров — Иоганнесбурга и Претории. Архитектурный факультет университета Иоганнесбурга — Витватерсранд — был открыт в 1922 г.; примерно тогда же создан архитектурный факультет университета Претории, с 1942 г. ставший самостоятельной архитектурной школой.

Несмотря на близкое соседство этих городов, формирование их облика шло разными путями. В столице Претории с её широкими улицами и просторными площадями сохраняется спокойная, почти сельская атмосфера. Старый бурский город, где до сих пор господствует голландский язык, продолжал поддерживать деловые и культурные связи с бывшей метрополией, удерживая традиции капской архитектуры с чертами барокко и классицизма. Центр алмазных приисков Иоганнесбург разрастался в нервозной спешке. В силу своего космополитического характера он с самого начала был открыт разнообразным влияниям, особенно сильным после второй мировой войны, когда лишь Г. Лейс и немногие другие архитекторы остались верны традициям классицизма.

Немецкие иммигранты Курт Йонас и Стефан Аренде Блох в конце 30-х годов занесли в ЮАР дух Баухауза. Вскоре становятся популярны идеи Ле Корбюзье, а потом и других европейских мастеров. В 60-е годы многие воспитанники местных архитектурных школ стажируются у П. Рудольфа, Л. Кана и других зодчих США, вследствие чего становится особенно сильным воздействие американской архитектуры. С некоторым запозданием влияние творчества Ле Корбюзье, Райта, Нимейера проникло и в Преторию.

Пионерами новых течений в архитектуре Южной Африки были Мартиенссен, И. Фасслер, И. С. Кук в Иоганнесбурге, Г. Макинтош и Н. Итон в Претории. Лучшей работой Итона обычно называют банк Нидерландов в Дурбане — небольшое четырехэтажное здание прямоугольного плана. Его нижний этаж остеклен, глухие верхние облицованы керамикой, стилобат из травертина. Здание отличается строгой изысканностью геометричных форм.

Претория. Монумент в память первых поселенцев Трансвааля, 1949 г.
1. Претория. Монумент в память первых поселенцев Трансвааля, 1949 г.
Претория. Капелла в память погибших летчиков, 1963 г. Арх. Тейлор. Общий вид и план
2. Претория. Капелла в память погибших лётчиков, 1963 г. Арх. Тейлор. Общий вид и план

Контраст старого и нового направлений архитектуры ясно выражен двумя мемориальными постройками близ Претории. В ознаменование столетнего юбилея Претории на холме к югу от города возведен грандиозный монумент в честь первых бурских колонистов Трансвааля (1949). Формы грузного и немасштабного облицованного камнем здания стали как бы прощальным аккордом южноафриканского классицизма (рис. 1). В основе замысла лежит расистская идея: 16-го декабря через окно купола падает солнечный луч на саркофаг в центре зала, отмечая день избиения зулусов на Кровавой реке в 1938 г. Иные черты определяют облик памятника лётчикам, погибшим во время второй мировой войны и в последующие годы. Эта капелла поставлена рядом с аэропортом (1963, арх. Тейлор). В лёгком и воздушном здании с динамическим трёхлучевым построением плана использованы бетон и алюминий, сине-красные мозаики, посередине стоит кенотаф с облицовкой из ониксового мрамора (рис. 2). Выразительность форм усиливается эффектами освещения: днем оранжевое остекление подчеркивает объемность плывущих облаков, ночью капелла и угловые фонтаны излучают свет изнутри.

Города ЮАР в большинстве своем спланированы по шахматной сетке — система, наиболее удобная для земельной спекуляции, отнюдь не исключающая общей стихийности развития. Осуществляются лишь частичные работы по планировке. В 1960 г. составлен проект реконструкции центра Претории — Церковной площади (архитекторы А. Л. Мейринг, Н. Итон, Г. Макинтош и др.). В 1962—1963 гг. проведен конкурс на планировку общественного центра Иоганнесбурга с правительственными зданиями, медицинскими и научными учреждениями, музеем, магазинами. Здесь по проекту Д. Росса в 1962 г. построен театр с оригинальным рисунком плана.

Главную массу застройки центра Иоганнесбурга, да и других городов составляют громоздкие здания торговых фирм, контор, банков, определяющие облик города. Формы зданий стандартны: широкая платформа цокольного этажа с гаражами, магазинами и выставками, над которым высятся конторские корпуса до 16 этажей с прямоугольной решеткой или системой вертикалей на фасадах.

Многоквартирные жилые дома не привлекают внимание ни планом квартир, ни внешним обликом. Это обычно секционные или галерейные корпуса до 10 этажей с лоджиями и балконами. На периферии городов строятся комфортабельные особняки крупных буржуа с зеркалом пруда у застекленного фасада; их террасы отдаленно напоминают о традициях прошлого столетия, сохраняя даже старое название «ступ».

Претория. Административное здание. 1968—1969 гг. Арх. Б. Сэндрок
3. Претория. Административное здание. 1968—1969 гг. Арх. Б. Сэндрок

Над уровнем посредственной архитектуры поднимаются работы Б. Сэндрока — динамичные и выразительные административное здание и общежития университета в Претории (1968), атомный центр в Пелиндабе (1969) и др. (рис. 3).

Несмотря на субтропический климат, солнцезащитные ребра и решетки почти не употребляются в жилищном строительстве и в конторских корпусах, хотя и нашли применение в университетских постройках.

Нивелированная европейским и американским влиянием архитектура Южно-Африканской Республики потеряла собственное лицо, ярко выраженное в зодчестве прошлых столетий (см. ВИА, тома 8, 10).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)