Архитектура Турции XVIII—XIX вв.

Глава «Архитектура Турции XVIII—XIX вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Бородина И.Ф.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


Наметившийся к концу XVII в. в развитии архитектуры застой усугубился в XVIII в., когда и на художественном творчестве отразились переживаемые страной внутренние экономические и внешнеполитические трудности. Резко сократилось гражданское строительство, оно свелось, в основном, к застройке дворца Топ-Капу и созданию малых форм, среди которых особое место занимали общественные источники, или фонтаны.

Собственно дворец Топ-Капу (его название закрепилось за всем сложившимся раньше дворцовым комплексом) был первоначально сооружен в 1709 г. в виде деревянного павильона на самом берегу Босфора. Он несколько раз перестраивался, а в 1817 г. был заменен новым, величественным и монументальным дворцом из камня и дерева. Его гладкий фасад расчленен четырехугольными выступами. В восприятии архитектуры здания большую роль играет окружающий его парк.

Стамбул. Дворец Долмабахче, реконструирован в 1853 г. архитекторами Хаки Емен-пашой и Карабет Валяном. Общий вид. Дворец Топ-Капу. Библиотека Ахмеда III, 1719 г. Общий вид
51. Стамбул. Дворец Долмабахче, реконструирован в 1853 г. архитекторами Хаки Емен-пашой и Карабет Валяном. Общий вид. Дворец Топ-Капу. Библиотека Ахмеда III, 1719 г. Общий вид

Среди других построек комплекса надо отметить библиотеку Ахмеда III (1719 г.) — небольшое прямоугольное в плане здание с трёхарочным портиком и симметричным ему выступом-фонарем в середине продольных фасадов (рис. 51); оно облицовано мраморными плитами. Центральная часть двухсветного зала отделена изящными колоннами со сталактитовыми капителями, на которые опираются арки, держащие небольшой купол.

В 1704 г. дворцовый ансамбль пополнился летним деревянным павильоном Мустафы-паши, решенным в традициях турецкого зодчества.

Все усиливавшееся влияние европейской архитектуры в первую очередь проявилось в дворцовом строительстве. Павильон Меджидие (1840 г.) в Топ-Капу уже совсем лишен национальных черт. Дворец Долма-бахче (рис. 40), реконструированный в 1853 г. архитекторами Хаки Емен-пашой и Карабет Валяном, так же как и дворец Бейлербей (1865 г., оба в Стамбуле) построены в ампирном стиле. Европейские черты проникают даже во внешний облик местных по плану бань Кагалоглу в Стамбуле (1742 г.).

Стамбул. Фонтан Ахмеда III, 1728 г. Общий вид Стамбул. Фонтан Топ-хане, 1732 г.
Стамбул. Фонтан в Андолу-хисар
52. Стамбул. Фонтан Ахмеда III, 1728 г. Общий вид 53. Стамбул. Фонтаны: Топ-хане, 1732 г.; в Андолу-хисар

Очень распространены в Турции водные источники (фонтаны), которые оформлялись в виде небольших порталов, полуротонд, приставленных к фасадам домов. В XVIII в. стали возводиться на открытых площадях большие фундаментальные постройки в виде квадратных, круглых или многоугольных в плане павильонов. Их фасады облицовывались мрамором, украшались арками и легкими колоннами, тонкой резьбой и бронзовыми решетками. Из наиболее значительных нужно отметить фонтаны султана Ахмеда III (1728 г.) перед дворцом Топ-Капу (рис. 52), Хекимоглу Али-паши (1732 г.), Топ-хане (1732 г.) (рис. 53), Лалели (1763 г.), но даже в архитектуре таких специфических сооружений заметно европейское влияние.

Турецкие жилые дома из-за применения деревянных и сырцовых конструкций сохранились только поздние — XVIII—XIX вв. В различных по климату областях государства имеются свои особенности в их планировке и строительном материале. В жарких районах комнаты выходили в айваны и тенистые дворы с водоемами; в местах с умеренным климатом двор нередко заменялся крытым залом. Своеобразны дома приморья с множеством окон и нависающими над водой верхними этажами. В Турции существуют различные наименования для домов в зависимости от их размеров и местоположения. Маленькие и простые городские дома не имеют специального термина, более богатые называются канак, на морском побережье — яли, а стоящие в загородных садах — кёшк. Стамбул и Бурса дают образцы классического турецкого дома.

Анкара. Жилые дома
54. Анкара. Жилые дома

Турецкий жилой дом, как и во всех странах Среднего Востока, в силу религиозных требований делился на мужскую и женскую половины — селямлик и харем (рис. 54). В зависимости от благосостояния владельца, дом мог быть большим — двух- или даже трёхэтажным — и тогда мужская и женская его половины располагались в самостоятельных зданиях. Комнаты хозяев находились во втором этаже, первый отводился прислуге. Селямлик обязательно включал обширный зал для приема гостей. К мужской половине примыкал двор с хозяйственными постройками, хаузом, прачечной и даже небольшой баней; харем выходил на меньший двор. С улицы в каждую из половин дома вели свои ворота. Вторые и третьи этажи домов несколько выносились на консолях, нависая один над другим и создавая своеобразные фасады (рис. 54).

Двускатные высокого подъёма черепичные крыши имели далеко выступающие карнизы, защищавшие стены от влаги. Комнаты освещались окнами, располагавшимися в два яруса. Более крупные, нижние, на женской половине закрывались кафессами — деревянными жалюзи из тонких дощечек, поставленных под углом. Неоткрывавшиеся верхние окна часто имели цветное остекление. Кафессы нередко устраивали в виде выступающих корзин. Отапливались помещения каминами или сандалами; иногда полукруглые камины выступали из плоскости стены на фасадах.

Маленькие дома нередко состояли всего из двух комнат — селямлика и жилой, в которые вели отдельные двери и лестницы. За неимением бань во дворе таких домов отводилось место для омовения, а вода хранилась не в хаузах, а во врытых в землю больших кувшинах. Они соединялись трубами с водостоком на улице, в который водоносы вливали воду, не входя в дом.

В яли верхний этаж чаще нависал над морем на консолях, а иногда возвышался над водой на столбах, как в яли Хусейна-паши в Каплыджа (1698 г.).

В культовом зодчестве тоже происходил процесс европеизации. Влияние классического стиля еще сильно в мечетях начала XVIII в. Хекимоглу Али-паши (1734 г.), Али-паши, Касим-паши. Однако в их архитектуру все больше проникают барочные черты. Мечеть Нур-Османие в Стамбуле (1755 г.) архитектора Симона Кальфа, хотя и сохраняет традиционный двор перед молитвенным залом и два минарета, но существенно отличается от классических образцов барочными формами, проявившимися в плане, внешнем облике и интерьере. Мраморные лестницы ведут к полукруглому небольшому двору мечети, окруженному купольной галереей на порфировых колоннах. Квадратный зал перекрыт одним куполом на четырех арках, опирающихся на мощные стены. Большая михрабная ниша выступает на фасаде, подобно абсидам христианских церквей. Окна в стенах устроены часто в пять ярусов.

Четко читающиеся на фасадах массивные конструктивные арки, однокупольное перекрытие, полукружие двора резко изменили облик мечети, хотя к залу по бокам пристроены традиционные невысокие галереи. В облицовках европейские черты еще более явственны, они видны в членениях, характере тяг и карнизов на фасадах и в интерьере.

Стамбул. Мечети: Михримах, XIX в. Общий вид; Ортакой, 1853 г. Общий вид
55. Стамбул. Мечети: Михримах, XIX в. Общий вид; Ортакой, 1853 г. Общий вид

Еще больший эклектизм проявился в мечетях Лалели (1763 г.), Ортакой (1853 г.) и Михримах в Стамбуле (рис. 55). Во второй мечети даже минареты имеют форму коринфских колонн. Попытка в начале XX в. вернуться в небольших мечетях к старому стилю Бурсы привела к новым образцам эклектики в архитектуре; таковы мечеть Бостанки (1913 г.) и мечеть Бебек (1915 г.).

История зодчества Турции сложна в результате скрещения в нем культурных влияний и заимствований почти всех сопредельных с ней стран. Но уже на первых этапах — и в сельджукский и начальный османский периоды, наряду с явными заимствованиями принципов планировки, техники строительства, архитектурных форм и декора проявляется переосмысление чужих традиций применительно к климатическим условиям и национальным запросам.

За четыре века сельджукские и османские мастера подготовили почву для расцвета зодчества страны в XVI и самом начале XVII вв. Оно характеризовалось не только размахом крупного строительства и возведением грандиозных сооружений. В тот период выкристаллизовался турецкий национальный стиль. Он нашел выражение в своеобразии динамических, ритмично нарастающих объемов зданий, в пространственной композиции просторных высоких и светлых интерьеров, в приемах архитектурного декора — применении темных и светлых пород камня, многоцветных майолик.

Большое внимание уделялось градостроительным проблемам, широко применялась ансамблевая застройка по продуманному плану. Возникли комплексы торговых сооружений, включавшие крытые рынки, бедестаны, караван-сараи, и учебных зданий. Крупные соборные мечети возводились в узловых участках и имели большое градообразующее значение. Вокруг них возникали ансамбли из медресе, мавзолеев, имаретов, больниц, создавались центральные городские площади, парки, скверы. В тот период многие турецкие города приобрели характерный облик и силуэт.

Начавшееся уже с XVIII в. экономическое и политическое ослабление Турции обусловило упадок национального зодчества, который привел в XIX — начале XX в. к его эклектической европеизации.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)