Архитектура Вьетнама

Глава «Архитектура Вьетнама» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Нго-Гуи-Куин; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Вьетнам расположен на узкой полосе восточной части Индокитайского полуострова в тропическом поясе. Независимое государство Вансуан, созданное на территории современного Северного Вьетнама в VI в. н. э., в начале VII в. было завоевано китайской династией Суй, но фактически власть оставалась в руках местной вьетнамской знати. Сменившая династию Суй китайская династия Тан (618—907) пыталась укрепить свои позиции в Северном Вьетнаме, получившем в этот период китайское название Аньнань. Однако сопротивление вьетнамского народа, его частые восстания против китайских поработителей привели с ослаблению позиций Китая во Вьетнаме. Начиная с 939 г. со времени правления династии Нго (939—965) Вьетнам стал независимым государством. С 968 г. страна получила новое название — Дайковьет (Великий древний Вьет). Столица была перенесена из китайской ставки Дайла (район современного Ханоя) в центр древнего северовьетнамского государства Аулака-Колоа. После распада страны в середине X в. на 12 уделов и продолжительной междоусобной борьбы произошло новое объединение под властью династии Ли (1010—1225), при которой столица была перенесена в Тханглаунг (современный Ханой). Государство получило новое название — Дайвьет (Великий Вьет).

В правление династии Ли происходит укрупнение государства за счет присоединения соседних территорий, в том числе Тямпы (Чампы) с ее высокой культурой. Развиваются сельское хозяйство и ремесла, расширяются ирригационные работы. Развитие производства привело к быстрому увеличению товарооборота внутренней и внешней торговли, а также дальнейшему развитию ремесел и искусства. Большое развитие во Вьетнаме получили строительное дело, ваяние, резьба по черному лаку, медное и бронзовое литье. В годы правления династий Ли (1010—1225) и Чан (1225—1400) была создана национальная вьетнамская письменность, постепенно вытеснившая китайскую письменность.

Широкое распространение во Вьетнаме получил буддизм. Для буддийского духовенства были введены ранги и чины, как и для мандаринов и чиновников. Во главе церкви стоял государственный бонза. Высший слой духовенства превратился в аристократию, из которой избирались члены совета при императоре. Ли-конг-Ван, основатель династии Ли, посвятил себя буддизму, будучи еще молодым. Все императоры из династии Ли, аристократия и богатые помещики были приверженцами учения буддизма, поэтому в период правления династии Ли во Вьетнаме было построено множество буддийских храмов.

Наряду с буддизмом во Вьетнаме было распространено и конфуцианство. В 1070 г. император Ли-тхань-Тон приказал построить в каждой провинции храм Конфуция. Многие культовые архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней, были созданы во Вьетнаме именно в эпоху расцвета конфуцианства и буддизма.

Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама

В 1428 г. утвердилась династия Ле, продержавшаяся до конца XVIII в., хотя фактически с середины XVI в. она утратила контроль над страной и власть принадлежала группировкам феодалов, возглавляемым фамилиями Нгуен (Южный Вьетнам) и Чинь (Северный Вьетнам).

Феодальные междоусобицы, смены правящих династий, пренебрежение к творческому наследию в период колониализма привели к уничтожению множества ценнейших архитектурных сооружений.

Строительная техника. Широкое распространение в народном строительстве получил бамбук. Вымоченный в прудах в течение года бамбук превращается в хороший строительный материал, не подвергающийся порче жуком-древоточцем. Лучшим строительным материалом считались бамбуковые стволы с небольшим количеством колен, идущие на изготовление несущих столбов. Решетки на окнах, жалюзи, карнизы делались также из бамбука. Экраны, перегородки, стенки всевозможных форм и расцветок, изготовляемые из бамбуковых дощечек, хорошо отражали солнечные лучи и защищали дома от палящего зноя (рис. 1).

Основным строительным материалом для городских и сельских построек служит древесина. При сооружении императорских дворцов и общинных зданий в деревнях применялось дерево лим («железное дерево»), древесина которого сохраняется в течение столетий и не подвергается разрушению или гниению.

Кроме дерева и бамбука в строительстве часто использовали кирпич и черепицу, изготовляемые с большим мастерством. Начиная с XI в. в строительстве употребляется кирпич размером 39x24x5 см, а также огнеупорный кирпич батчанг квадратной формы. В XIV—XV вв. во Вьетнаме производился кирпич размерами 40x16x15 см темной расцветки с очень ровными поверхностями. Для кладки использовался известковый раствор высокого качества.

1. Перегородки и экраны из бамбука в крестьянских домах
1. Перегородки и экраны из бамбука в крестьянских домах
1. Перегородки и экраны из бамбука в крестьянских домах
3. Крестьянские дома
2. Городская стена периода династии Хо. Каменные ворота Тхань-хоа, 1397 г. 3. Крестьянские дома
2. Городская стена периода династии Хо. Каменные ворота Тхань-хоа, 1397 г. 3. Крестьянские дома

Несмотря на то, что во Вьетнаме имелись богатые месторождения годного для строительства камня, он не нашел широкого применения в строительстве. Известны лишь немногие архитектурные памятники, выполненные из камня, например, стена периода династии Хо, построенная в 1397 г. (рис. 2). Эта стена представляет собой земляной вал, укрепленный снаружи большими каменными плитами длиной 7 м и весом 15 т. В средние века камень использовался для резных колонн, столбов и сводов, в большинстве же случаев камень шел на фундаменты для деревянных столбов и колонн. Мягкие каменные породы довольно широко использовались в народной архитектуре.

В приморских районах Центрального Вьетнама и в холмистой части Северного Вьетнама применялся ракушечник. В провинции Бакнинь мавзолей Нгуен-Зьен построен целиком из известняка-ракушечника темно-коричневого цвета в искусном сочетании со светло-зеленым.

Конструктивной основой деревянных построек служил каркас, собираемый при помощи врубок без применения металлических креплений. Деревянные столбы в дворцовых или общинных зданиях нередко покрывались лаком, а резьба — позолотой, чтобы предохранить дерево от гниения и порчи насекомыми-древоточцами. Часто столбы ставились на каменное основание. Однако несущие столбы нередко сооружали из кирпича, придавая им квадратное сечение.

Двускатная крыша поддерживалась стропилами, состоящими из балок и вертикальных опор (без наклонных элементов). Иногда оба конца конька крыши делались более высокими («рео»), чем середина крыши. В таких случаях каждый последующий  столб, считая от середины к торцам дома, делался выше предыдущего на 3—4 см.

Монументальные постройки покрывались кровельной черепицей, окрашенной в различные цвета, начиная от красного, напоминающего цвет досок из дерева породы лим, до темно-коричневого, и от темно-красного до черного.

Внутренние перегородки в зданиях в основном делали деревянными, но встречаются постройки и с кирпичными перегородками.

В некоторых сельских районах жилые дома строили из необожженного кирпича с добавлением самана. Стены таких домов штукатурили и белили. Крыши домов равнинной части Северного Вьетнама покрывали слоем соломы толщиной 30 см.

Все традиционные вьетнамские здания от небольших деревянных домиков крестьян до мавзолеев, гробниц, дворцов, храмов, пагод, общинных зданий построены в соответствии с канонами и правилами, передававшимися от поколения к поколению. К числу канонов традиционной архитектуры, которыми нельзя было пренебречь, относились, например, модули, типовые планировки домов, образцы орнаментов. Так, строительные правила предусматривали необходимость деления всей длины дома на четное количество модулей, что определяло места установки столбов и балок. Строгое соблюдение канонов, обусловливающих небольшое количество архитектурных форм, в то же время не исключало высокой художественной выразительности вьетнамских сооружений.

Народное строительство. Обычно каждая деревня, расположенная в равнинной части страны, была окружена густыми зарослями бамбука. Эта живая изгородь являлась хорошим естественным укрытием в период сильной летней жары и представляла собой источник строительного материала и сырья для всяких поделок, плетеных изделий и прочей продукции домашнего промысла.

Дома крестьян (рис. 3), как правило, состояли из трех комнат и двух пристроек к дому. В одной половине дома устанавливался алтарь для отправления культа предков; другая половина использовалась для жилых комнат, хранения риса и домашнего имущества. В подсобных помещениях устраивались очаг и хлев для скота. Если дом строился с комнатами наверху, то комната, обращенная в сторону господствующих ветров, как правило, использовалась для просушивания риса — важнейшего достояния крестьянина. Планировка дома регламентировалась тысячелетней традицией, сложившейся в крестьянских семьях равнинных районов.

Дома некоторых народностей страны не имели стен, ограждающих их со всех сторон. Обычно сооружалась одна традиционная «стена» главным образом из расколотых вдоль стволов бамбука или других деревьев.

4. Вьетнам. Конструкции крестьянских домов
4. Вьетнам. Конструкции крестьянских домов
4. Конструкции крестьянских домов
5. Плато Контум. Дом для собраний. Общий вид
5. Плато Контум. Дом для собраний. Разрез. План
5. Плато Контум. Дом для собраний. Общий вид. Разрез. План

Некоторые народности живут в свайных домах, сооружаемых у подножья холмов, вблизи рисовых полей и ручьев. Каркас таких домов образуют деревянные столбы, на которые укладывают бамбуковые балки или стропила. Несмотря на примитивную технику, эти легкие постройки иногда достигали большой высоты (рис. 4).

При устройстве крыш в Южном Вьетнаме широко использовалась глина. На слой дранки укладывали слой глины и покрывали его пальмовыми листьями слоем более 30 см, что являлось хорошей защитой от жары и ливневых дождей. Такая крыша могла служить в течение 5—15 лет (см. рис. 3).

Сельские общинные здания являлись центром общественной жизни деревни. Некогда они служили храмами бога — хранителя стен (города, деревни), где все жители молились о ниспослании им счастья, а также местом сбора крестьян в случаях открытых показательных судилищ, при распределении налогов и перед выполнением общественных работ. Многие общинные здания строились напоказ, неоправданно больших размеров, со множеством дорогостоящих и ненужных украшений. Но и в этом случае при сооружении общинных зданий не отходили от архитектурных традиций, сложившихся в течение столетий (рис. 5). Общинные здания обычно располагались в центральной части деревень. Перед ними сооружался деревянный помост с лестницей. Высота помоста и количество ступенек определялись рангом чиновника — начальника данной деревни или административного лица.

Общинные здания — динь, как правило, строились с множеством подсобных помещений и пристроек, чтобы в них можно было разместить большое количество должностных лиц, прибывших из других общин. Обычно общинное здание делилось внутри на 5—7 помещений. Высокая крыша на общинном здании нередко в два яруса с большим выносом обеспечивала необходимую прохладу летом. С четырех сторон были богато украшенные входные двери. Высокие, покрытые лаком позолоченные колонны декорированы богатой резьбой. Преобладающими цветами в окраске общинных зданий были те же, что и в одежде чиновников и важных служителей культа.

Архитектура общинных зданий не менялась в течение столетий и была связана с конструктивным решением, основой которого служил деревянный каркас.

6. Динь-банг. Общинное здание — динь, 1736 г. Боковой фасад. План. Поперечный разрез главного зала
6. Динь-банг. Общинное здание — динь, 1736 г. Боковой фасад. План. Поперечный разрез главного зала
7. Вьетнамский архитектурный декор
7. Вьетнамский архитектурный декор
8. Динь-банг. Общинное здание — динь: 1 — интерьер 8. Динь-банг. Общинное здание — динь: 2 — кронштейны
8. Динь-банг. Общинное здание — динь: 2 — кронштейны 8. Динь-банг. Общинное здание — динь: 2 — кронштейны
8. Динь-банг. Общинное здание — динь: 1 — интерьер; 2 — кронштейны

Построенный в 1736 г. и сохранившийся до настоящего времени динь в Динь-банге имеет наиболее типичную для этого вида зданий Т-образную форму (рис. 6). Большая по площади часть зданий служила залом для различного рода собраний и празднеств; вторая, меньшая, — алтарем с троном «гения».

Здание каркасной системы, в котором пролеты между опорами заполнены съемными щитами. Большой зал собраний рядами продольных колонн делится на пять нефов. Колонны среднего нефа большего сечения, чем остальные. Они вверху соединены ригелем, который поддерживается крупными резными консолями. С более низкими колоннами соседнего нефа эти колонны связаны также ригелем. Колонны крайних нефов соединены наклонным фигурным брусом, выходящим за наружную стену. Выступающие концы служат консолями для поддержания большого выноса крыши. Такая конструкция повторяется по всей длине здания в каждом ряду колонн и придает жесткость каркасу. Эта традиционная конструктивная система — «вьетнамский ордер» (рис. 7) во всей полноте выявлена в здании динь в Динь-банге. Конструктивные элементы в местах соединений декорированы крупной прихотливого рисунка резьбой, скрывающей превосходно выполненные врубки.

Тонкое художественное чувство народных мастеров сказалось в масштабном соответствии крупных узоров глубокого рельефа и мощных конструктивных элементов. И наоборот, тончайшая резьба низкого рельефа по сложному рисунку покрывает плоский плафон потолка центральной части (в остальной части здания конструкция крыши открыта).

По богатству фантазии, многочисленности сюжетов, великолепной технике исполнения резчики в декоре интерьера здания динь в Динь-банге достигли вершины искусства резьбы по дереву. По существовавшей традиции динь строили два соревнующихся коллектива — каждый свою половину. Такой способ организации работ объясняет разнообразие орнаментации и превосходное выполнение резьбы (рис. 8).

Главный фасад имеет очень простую композицию: ритм колонн прерывается портиком, орнаментированным резьбой. Легкие съемные щиты заполняют пролеты между колоннами.

Крыша, составляющая 2/3 высоты сооружения, украшена скульптурными изображениями драконов и других чудовищ из народной мифологии.

Все архитектурные сооружения, построенные в XV—XVI вв. и раньше, выполнены во вьетнамском «ордере». Причем, если кроме стены имелся ряд наружных столбов, так называемых «бай» из цельного ствола больших деревьев, наклонная консоль поддерживалась этими столбами.

Помимо общинных зданий самыми большими зданиями в деревнях были храмы, пагоды, молельни и другие культовые сооружения. Обряды культа предков у вьетнамского народа восходят к глубокой древности. В каждом крестьянском дворе для совершения поминовения предков и умерших старших родственников сооружается скромная по размерам молельня с небольшими оконцами под крышей, со слегка возвышающимся над ней щипцом. Резьба и прочие украшения в молельнях, как правило, отсутствовали.

Говоря об архитектуре сельских зданий и построек, нельзя не остановиться специально на деревенских триумфальных воротах. Согласно древней традиции, все жители сообща принимали участие в строительстве этого сооружения, которое должно было служить украшением деревни. Триумфальные ворота с черепичной или грифельной крышей строились из кирпича или камня. Для триумфальных ворот традиционна трехпролетная композиция. Силуэт ворот усложнялся парапетами и скульптурными украшениями над пилонами и на коньках крыш.

9. Ханой. Храм Мот кот (Тхиен-хыу). 1049 г. Общий вид 9. Ханой. Храм Мот кот (Тхиен-хыу). 1049 г. Разрез. План
9. Ханой. Храм Мот кот (Тхиен-хыу). 1049 г. Общий вид. Разрез. План

Строительство храмов. В период правления династии Ли, после того, как столица была перенесена в Тханглаунг (Ханой наших дней), в 1010 г. началось сооружение его стен. Позже город был расширен и для удобства управления разделен на внутреннюю и внешнюю части и отдельные кварталы, население которых группировалось по роду занятий. Тханглаунг превратился в крупный экономический и культурный центр с множеством величественных дворцов и храмов. Так, к западу от стены был построен храм Мот кот, известный теперь под названием храм Тхиен-хыу. Этот храм посещала императорская семья (рис. 9).

Храм Мот кот, представляющий собой легкий павильон со стройными колоннами, стоит на круглой каменной колонне, выступающей из водоема. Четырехскатная крыша опирается на восемь опор. Павильон храма поддерживается деревянными консолями, выступающими из каменной колонны. Очень простой по своей архитектуре, храм удивительно хорошо вписывается в окружающий парк с редкостными деревьями, выступая из водоема подобно изящному и нежному цветку лотоса.

Несмотря на многочисленные ограничения, существующие в строительстве, храм Мот кот выходил за рамки канонов древней архитектуры Вьетнама. Согласно преданию, император Ли-нян-Тон увидел во сне буддийскую богиню Куан-ам, сидевшую на лотосе (трон богини), что было истолковано как предопределение свыше — построить храм. Построили мощную колонну, которая должна была символически изображать стебель лотоса, поднимающегося из воды и поддерживающего здание храма. Стены храма изображали четыре лепестка распускающегося цветка лотоса.

В 1954 г. в период освободительной войны вьетнамского народа храм Мот кот был уничтожен взрывом. Народно-демократическое государство восстановило этот редчайший своеобразный архитектурный памятник в его прежнем виде в 1955 г.

10. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу, 1070 г. Главный вход
10. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу, 1070 г. План
10. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу, 1070 г. План. Главный вход
11. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу: 1 — павильон Кхуэ-ван-как 11. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу: 2 — ворота Дай-тань
11. Ханой. Храм Конфуция — Ван-миеу: 1 — павильон Кхуэ-ван-как; 2 — ворота Дай-тань

В 1070 г. к югу от столицы Тханглаунг на большой земельной площади (350 × 70 м) был выстроен храм Конфуция Ван-миеу, сыгравший большую роль в распространении конфуцианского учения среди вьетнамского народа. Планировка храмового комплекса, состоящего из пяти дворов, строго симметрична относительно оси север — юг. Главный вход — небольшая кирпичная постройка с загнутой по углам крышей — расположен с южной стороны (рис. 10). В композицию храмового комплекса включается находящееся перед ним небольшое живописное озеро. Близ главного входа поставлены четыре квадратных столба со скульптурами стилизованных драконов наверху. Ворота главного входа украшены художественной резьбой. За ними следует первый двор, почти лишенный растительности. Выложенная каменными плитами дорожка ведет через скромный портик во второй двор, представляющий собой парк. Второй и третий дворы соединяются двухэтажным павильоном Кхуэ-ван-как. Четыре каменных столба поддерживают решетчатые стены и двухъярусную крышу второго этажа. Изящный силуэт павильона четко выделяется на фоне окружающей зелени, отражаясь в воде бассейна (рис. 11, 1). Центр третьего двора занимает квадратный бассейн («колодец небесного блеска»), с западной и восточной сторон которого расположены ряды плит, стоящих на высеченных из камня черепахах (самая ранняя плита датирована 1484 г.). На плитах высечены имена победителей ежегодных конкурсов в честь Конфуция. На оси двора восток — запад эти ряды плит прерываются павильонами.

Строгие и простые ворота Дай-тань («ворота большой репутации», рис. 11, 2) вели в четвертый двор, ограниченный с севера храмом, а с востока и запада — служебными флигелями. Храм состоит из двух зданий, поставленных на каменные платформы и разделенных очень узким двориком. Каркас зданий выполнен из дерева лим. Большой вынос кровли поддерживается фигурными кронштейнами, которые связаны со вторым рядом колонн каркаса и поперечным ригелем.

Внутренняя отделка отличается мастерством росписи и резьбы по дереву. Колонны, плафон и другие деревянные части покрыты красным лаком и расписаны золотом. Фризы, деревянные панно с резьбой и барельефами отличаются художественным выполнением и разнообразием узоров.

Пятый двор предназначался для размещения вспомогательных построек, ныне не существующих.

Все сооружения комплекса расположены симметрично относительно центральной оси здания храма Конфуция. К сожалению, от всего этого комплекса мало что сохранилось, так как он подвергся сильному разрушению в период борьбы за национальное освобождение.

В целом внешний облик храмового комплекса Ван-миеу с деревянным каркасом зданий и кирпичной двухъярусной входной частью мало чем отличается от архитектуры других подобных же храмовых ансамблей. Деление храма на несколько небольших композиционно связанных дворов — характерная черта крупных храмовых комплексов во Вьетнаме.

12. Ханой (Тханглаунг). Храм Ланг (Тиеу-хиен). XII в. Генеральный план
12. Ханой (Тханглаунг). Храм Ланг (Тиеу-хиен). XII в. Генеральный план
13. Ханой. Храм Ланг (Тиеу-хиен). XII в.: 1 — главный вход; 2 — восьмиугольный храм. План, фасад, разрез
13. Ханой. Храм Ланг (Тиеу-хиен). XII в.: 1 — главный вход; 2 — восьмиугольный храм. План, фасад, разрез

На территории Тханглаунга находится храм Тиеу-хиен (храм Ланг), выстроенный в честь Будды императором Ли-тхан-Тхоном (годы правления 1128—1138). Этот храм посещали члены императорской фамилии, поэтому здание отличалось большими размерами. Позднее храм несколько раз перестраивался (рис. 12), но основной архитектурный замысел всего здания сохранился.

Храмовый комплекс, окруженный вековыми деревьями, симметричен относительно оси север — юг. Традиционные входные ворота ведут к восьмиугольному храму (рис. 13). Такая форма храмов широко распространена во Вьетнаме. Двухъярусное восьмиугольное перекрытие поддерживается восемью квадратными столбами из кирпича бат-чанг. В центре храма на плиточном полу размещался алтарь и жертвенник для сожжения благовоний.

Места строительства храмов всегда выбирались с таким расчетом, чтобы из зданий храмов были видны горы, озера, холмы, покрытые лесами. Несмотря на то, что формы и пропорции основных храмовых зданий строго регламентировались и сооружения должны были естественно вписываться в рельеф окружающей местности и составлять с ней одно целое, во Вьетнаме трудно найти два храма, очень похожие друг на друга.

В 1230 г. при правлении династии Чан Тханглаунг был расширен. Однако простому люду разрешалось селиться только за пределами городской стены в одном квартале, что же касается ремесленников и торговцев, то они могли жить в большем числе кварталов. При Хонг-дыке город расширился в сторону восточных ворот. С севера Тханглаунг прикрыт двойным рядом гор; на западе протекает река, а на юге и востоке город был защищен рвами и окружен со всех сторон стенами, сооруженными из земли и укрепленными плитами известняка. В город вели четверо каменных ворот. Арочное перекрытие ворот выполнено из тесаных клинообразных каменных блоков, пригнанных очень точно друг к другу. В районе всех четырех городских ворот, и прежде всего у южных и северных, где в настоящее время живет много мастерового люда, возможно, и тогда были центры различного ремесленного производства.

14. Нам-Динь. Храм Тык-мак. Генеральный план
14. Нам-Динь. Храм Тык-мак. Башня начала XVII в. 15. Провинция Тай-бинь. Храм Кео, 1632 г. Колокольная башня
14. Нам-Динь. Храм Тык-мак. Генеральный план. Башня начала XVII в. 15. Провинция Тай-бинь. Храм Кео, 1632 г. Генеральный план. Поперечный разрез. Колокольная башня
15. Провинция Тай-бинь. Храм Кео, 1632 г. Генеральный план. Поперечный разрез

В годы правления династии Ле (XV—XVIII вв.) буддизм уже не пользовался открытой государственной поддержкой, как при династии Ли и Чан, однако строительство буддийских храмов продолжалось. Так, в 1601 г., например, в городе Гуэ на берегу реки Хыонг на высоком холме был построен буддийский храм Тхиен-му. Его башня господствовала над высокими гористыми берегами реки и необъятными просторами. Приблизительно в это же время были построены кирпичная башня храма Тык-мак (рис. 14), производящая впечатление легкости и изящества, несмотря на большие размеры, и башня Бинь-шон, отличавшаяся пышностью убранства.

Наиболее почитаемыми в народе были буддийские храмы Кео и Тэй-фыонг. Храм Кео, построенный в 1632 г., отличался большими размерами колокольни и богатой резьбой ее деталей.

Главная ось храмового ансамбля Кео ориентирована в направлении север — юг, и план его симметричен относительно этой оси (рис. 15). С западной, восточной и южной сторон комплекс окружен искусственными прудами с многочисленными деревьями, включенными в общую архитектурную композицию, что соответствует традиции вьетнамского зодчества. Ансамбль, как бы находящийся на острове, состоит из двух храмов, расположенных один за другим. Открытая галерея, окружающая храмы, образует уютные узкие дворики, с большим искусством засаженные низкой растительностью. Трехъярусная колокольня расположена на главной оси и прорезает северную сторону галереи. Форма колокольни, поднятые углы крыш, а также конструкция далеко выступающего карниза свидетельствуют о влиянии китайской архитектуры. Ордер колонн остальных построек сохраняет местный характер.

16. Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. Фасад
16. Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. Разрез
16. Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. План
16. Шон-тэй. Храм Тэй-фыонг, XVII в. План, фасад, разрез

Храм Тэй-фыонг (рис. 16) в период правления Ле-ха-Тона (1676—1705) подвергся большим переделкам. Планировка храмового ансамбля сложная. Главный храм ансамбля состоит из трех объемов, перекрытых двухъярусными крышами с высоко поднятыми углами, придающими зданию сложный силуэт. Все три объема объединены наружной кирпичной стеной. Каркас здания деревянный. Консоли, поддерживающие стропильную систему, декорированы резьбой. Крыша украшена скульптурами мифических существ.

Архитектура деревянных сооружений в течение длительного времени в основном не изменялась благодаря тому, что строительные правила неукоснительно соблюдались плотниками, столярами, каменщиками и другими строительными рабочими, а также ваятелями.

Все сооружения, построенные в XV—XVI вв. и раньше, представляют собой всеми признанный вьетнамский «тип», выполненный во вьетнамском «ордере». Если к зданию примыкает открытая галерея, то крыша поддерживается так называемыми «бай» — столбами, изготовляемыми из целых стволов больших деревьев (рис. 17).

17. Столбы «бай» в деревянных зданиях
17. Столбы «бай» в деревянных зданиях
17. Столбы «бай» в деревянных зданиях
18. Бак-нинь. Мавзолей Нгуен-Зьен. Вход
18. Бак-нинь. Мавзолей Нгуен-Зьен. Вход

Начиная с XVII—XVIII столетий во вьетнамской архитектуре наблюдается тенденция к более экономному использованию древесины, к облегчению конструкций зданий, что хорошо видно в храмах Тхан, Тэй-фыонг, Кео и др.

В XVII—XVIII вв. «ордер» классической вьетнамской архитектуры начал изменяться, однако только в XIX столетии стали широко применять консольное решение опор крыш, кирпичные столбы и стены вместо деревянных. Для строительства употреблялся и более прочный материал, например, латерит (мавзолей Нгуен-Зьен в Бак-нинь построен приблизительно в 1769 г., рис. 18).

История создания единого вьетнамского государства на территории от горного прохода Нам-Куан до мыса Ка-мау связана с историей народа тям. К XV в. народ тям занимал территорию от современной провинции Куанг-бинь до провинции Бинь-тху-ан. Основной религией, признанной народом тям, был культ Брахмы, Вишну и Шивы. Незначительное распространение получил также буддизм (учение махаяна).

Храмы строились всегда из темно-красного кирпича в виде квадратных башен с одним входом. Внутри находилось каменное возвышение — трон, на котором устанавливалась статуя божества. Наружные стены храмов членились пилястрами, ложными портиками и украшались многообразным рельефным орнаментом. Украшения храмов, выполненные в стиле «гаруда» [Гаруда — украшения в форме крылатых львов, человеческих голов.] и «макара» [Макара — украшения в форме голов рыб и насекомых, цветов гелиотропа и львов.], свидетельствуют о влиянии архитектурного искусства Индии и Индонезии.

На многоярусной крыше храмов также имелись многочисленные украшения в форме ложных портиков и колонн. Пространство перед входом в храм ограждалось рядами колонн и использовалось для совершения обряда жертвоприношения и праздничных пиров.

19. По-Нагара. Храм. План
19. По-Нагара. Храм. Башня 19. По-Нагара. Храм. Резьба по камню
19. По-Нагара. Храм. План. Башня. Резьба по камню

Типичный храм, сооруженный тямами, это храм в По-Нагаре (рис. 19). Он представляет собой большую башню, структура которой не соответствует традициям вьетнамской архитектуры. Со всех четырех сторон храм обнесен стеной.

Подобные же храмы были построены в Ми-шоне, Тя-бане (провинция Бинь-динь).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)