Вьетнамская архитектура вчера и сегодня

Статья «Вьетнамская архитектура вчера и сегодня» из сборника научных статей «Культура и искусство Вьетнама». Автор: Соколовский А.Я. ИД «Форум». Москва. 2017


Архитектура является важной составной частью культуры Вьетнама. Она является отражением того, как культура страны развивалась на протяжении многих веков и как она продолжает развиваться сейчас, в период глобализации. Важнейшей составной чертой традиционной вьетнамской архитектуры, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, является наличие двух направлений: народного и светского. Самобытная культура вьетнамского народа развивалась на стыке двух культурных цивилизаций — индийской и китайской. Ее самобытность формировали следующие факторы:

  • природно-климатические условия тропического региона;
  • этническое многообразие населения;
  • народная вера в духов;
  • развитый культ предков.

Народная вьетнамская архитектура воплотилась в деревянном зодчестве. Она представлена жилищами простых вьетнамцев. Светская архитектура — это архитектура феодальных верхов (дворцы, галереи, фамильные храмы, крепостные стены, т. е. сооружения для представителей высших слоев общества). Особое место в ней занимает религиозная архитектура (храмы, пагоды, усыпальницы), связанная с главными религиозными течениями — конфуцианством и буддизмом, пришедшими из Китая и Индии и адаптированными к местным условиям.

Традиционная вьетнамская архитектура имеет следующие особенности:

  • все строения представляют собой деревянные конструкции с крутыми крышами;
  • дома на сваях — популярная архитектурная форма, берущая начало в эпохе Донгшонской культуры (2000 лет до н.э.);
  • традиционно, в основном, строились одноэтажные строения (двух- и трехэтажные — редко). Это, как правило, были буддийские пагоды;
  • и в традиционной, и в светской архитектуре строго соблюдался принцип равномерности и симметричности;
  • архитектурные сооружения снаружи обычно состояли из:
    • двускатной крыши с загнутыми вверх углами, при этом, чем больше строение, тем больше были изогнуты углы крыши, конек крыши декорировался, крыша была шире наружной стены сооружения;
    • наружных стен с рядами колонн и дверями, главная дверь находилась строго по центру фасада;
    • цоколя, высота которого зависела от рельефа и назначения строения;
  • пол сооружения выкладывался кирпичной плиткой. Цоколь, перила, крыльцо декорировались резным орнаментом с изображением драконов, птиц, цветов и т. д.;
  • архитектурные сооружения были тесно связаны с окружающим природным ландшафтом: горой, рекой, озером, прудом, деревьями и др.

Архитектура и природный пейзаж традиционно являются единым целым и дополняют друг друга. Традиционные жилые дома в сельской местности бывают трех видов: дома на земле, дома на сваях и дома на земле и на сваях.

Существует множество разных типов структуры традиционного вьетнамского жилища, однако самыми распространенными являются два типа: Т-образная архитектура (главное помещение и хозяйственная пристройка) — такой тип распространен в равнинных районах Северного Вьетнама; архитектура в виде иероглифа «Mon» (ворота), где главное помещение расположено посередине, а по бокам располагаются две хозяйственные пристройки. Традиционное вьетнамское жилище включает главное здание, хозяйственные пристройки, сад, пруд, хлев, курятник, двор, забор и ворота [Ton Dai 2017: 263].

Для вьетнамцев главное помещение — это центральное звено в рамках жилища любой семьи. В композиции дома должно быть нечетное число комнат: 1, 3, 5 или 7, и две пристройки с односкатной крышей. Редко в каком доме бывает четное число комнат. Главная комната — это лицо всего дома. Здесь установлен алтарь предков. Алтарь предков — это место, которому в доме уделяется самое большое внимание и которое считается самым важным. В этом проявляется явное влияние буддизма, даосизма и конфуцианства. Алтарь предков устанавливают ровно посередине главной комнаты, по бокам его украшают панно с парными изречениями. Даже если хозяин дома находится в стесненных финансовых обстоятельствах, он все равно устанавливает алтарь на самом видном месте в доме.

Традиционные жилые дома в древних городах строились в наружной части городской крепости. Они имеют архитектуру типичного деревенского жилого дома, перенесенного в город для проживания, торговли, кустарного производства. Важным элементом, объединяющим объекты традиционного деревянного зодчества во Вьетнаме, являются крыши, формирующие их характерный, узнаваемый тип. У вьетнамских архитектурных сооружений сформировались четыре типа крыш: с двумя, четырьмя, восемью и четырнадцатью скатами.

Общинный дом динь (dinh) — многофункциональный комплекс, являвшийся центром жизни крестьянской или городской общины, здание, где отправлялись религиозные культы и поклонялись духу-покровителю поселения. Общинный дом являлся социально-политическим центром в эпоху феодализма. Это было место, где отмечали традиционные праздники, проводились другие деревенские культурные мероприятия.

Архитектурный стиль общинного дома был простым. В здании имелось от 5 до 7 помещений, не считая двух пристроек (флигелей). Пространство диня делилось на две части — культовое помещение для поклонения духу-покровителю селения и хранения священных реликвий и большое помещение для проведения собраний и административной работы. Перед общинным домом обычно стояли широкие ворота, а также непременно имелись просторный двор, водоем и зеленые насаждения.

В динях обычно использовались четырехскатные крыши. Общинные дома часто строились на сваях, которые используются и по сей день. Традиционные дома на сваях, подходящие как для низменных равнин, так и для крутых горных склонов, остались популярными для многих вьетнамских этнических групп и сегодня. Причем они не только исполняют функцию жилья, но и являются местом, где люди поклоняются своим предкам, ткут и шьют, занимаются различными ремеслами.

Пагода (тюа, chùa) — башня (тхап, thap) — сооружение, воздвигаемое для распространения буддизма. Оно обычно строилось в красивом, живописном месте на возвышенности, рядом с рекой или озером. В пагоде имеется зал для молений, который по форме напоминает латинскую букву I. Здесь на постаменте находится статуя Будды. Галерея окаймляет пагоду с трех сторон. Имеется также широкий двор. Перед пагодой обычно строились ворота с тремя входами.

Одной из важных частей пагоды является башня. Башня — это место, где записывались памятные для буддистов события. Башня имеет индийское происхождение. Цоколь башни обычно представляет собой квадрат или шестиугольник, а сама башня — многоэтажное сооружение, сужающееся кверху.

В современном Ханое сохранились, в сильно измененном виде, три древних архитектурных памятника: Пагода на одном столбе (Тюа мот кот, Chùa Môt Côt), Храм литературы (Ван миеу, Van Miêu) и Храм Куан Тхань (Bên Quan Thanh). Они были воздвигнуты, соответственно, в 1049, 1070 и 1102 гг. Вьетнамская архитектура не отличалась пышностью форм и грандиозными объемами. Она больше стремилась к соразмерности всех частей целого, гармонии, изяществу и лиризму.

В этом можно убедиться на примере прославленной Пагоды на одном столбе (в старину она называлась Зиенхыу, Благополучие), ставшей символом Вьетнама. Это небольшое архитектурное сооружение размером 3х3 м квадратной формы с изогнутой крышей покоится на каменном столбе диаметром 1,2 м, высотой 4 м. Возвышаясь на одном-единственном столбе посередине искусственного водоема, она напоминает цветок лотоса, воплощенный в архитектурной форме. Пагода является символом Будды, сидящем на лотосе. Столб символизирует стебель лотоса, выросшего на озере, а озеро — это море человеческих страданий... Другое известное архитектурное сооружение, но уже средних размеров — пагода Тэй Фыонг, которая находится в тридцати километрах от Ханоя. Она была построена в VI веке н.э. по заказу людей из высшего общества и тоже перестраивалась несколько раз. Первый раз пагода была реконструирована и расширена в 1632 г. В 1636 г. внутри нее были поставлены статуи архатов и подвешен колокол. При правлении Тэйшонов в 1794 г. пагода была полностью перестроена. В окончательном виде она состоит из трех основных построек: переднее здание, центральная и задняя постройки. Они расположены параллельно друг другу, их соединяет внешняя стена. Каждое здание имеет два этажа и восемь крыш, покрытых древней черепицей с утонченной резьбой по краям и фигурками животных из обожженной глины на коньке крыши. На углах крыш имеются изображения дракона, сделанные из фаянса.

Храм (dên) строился для проведения даосских религиозных ритуалов или поклонения героям, имеющим заслуги перед страной и ее жителями. Зачастую сооружение храма в той или иной местности было связано с легендами и рассказами о сверхъестественных силах и подвигах выдающихся личностей. Сооружение таких комплексов велось в строгом соответствии с фэншуем (hong thùy), непременно соблюдался принцип симметрии. Перед храмом обязательно имелся двор для проведения различных ритуальных церемоний. Вокруг храма возводилась стена. Перед храмом строились большие ворота из четырех колонн. Вообще говоря, храмы по своему виду и расположению мало чем отличаются от пагод. Иногда даже происходит путаница в их названии. Главное отличие заключается в том, что в храме нет статуи Будды, а имеется алтарь для поклонения национальным героям, возведенным в ранг святых.

Храм Куан Тхань, который еще имеет название храм Чан Ву, был построен при короле Ли Тхай То (1010—1028 гг.) в честь полководца Чан Ву, возведенного за заслуги по защите страны в ранг святого. Храм подвергся реконструкции дважды — в 1677 и в 1893 гг. В храме имеется уникальная статуя самого Чан Ву, вылитая из черной меди в 1667 г. высотой 3 м 69 см. Весит статуя 4 тонны. Полководец изображен в виде босого монаха с распущенными волосами. Левая рука у него сжата в кулак, а в правой он держит волшебный меч, обвитый змеей и опирающийся на черепаху — символ власти [Фунг То Там 2013: 3—32]

Храм Нгок Шон — храм Нефритовой горы — находится на островке в северной части знаменитого Озера возвращенного меча — Хо Хоанкием (Hô Hoàn Kiêm). Храм соединяется с берегом посредством изящного деревянного красного мостика Кау Тхехук. Храм был воздвигнут в 19 в. в честь национального героя генерала Чан Хынг Дао, разбившего монгольских завоевателей в XIII в.

Храм литературы (Ван миеу) — один из древнейших архитектурных памятников Вьетнама, построенный в южной части Ханоя в честь Конфуция с целью распространения конфуцианства. Представляет собой ансамбль из двух зданий, построенных в разное время. В 1070 г был построен Храм литературы, а через 6 лет — Школа сынов Отечества (Куок ты зям) — прообраз первого вьетнамского университета. В 1085 г. у главных ворот в школу была построена Литературная терраса. Здесь же на каменных черепахах были установлены 82 стелы, на которых записаны имена победителей королевских конкурсных экзаменов по литературе при династиях Ле и Мак (1442—1779 гг.). Вся территория храма Ван миеу содержит пять дворов, разделенных стенами с воротами, связывающими эти дворы друг с другом. Весь архитектурный комплекс был обнесен кирпичной стеной в 1883 г. В марте 2010 г. ЮНЕСКО признала старинные стелы на каменных черепахах в Храме литературы памятником мирового материального наследия [Нгуен Нгок Тунг 2016: 26—27].

Храм Бать Ма (Храм Белой лошади) тоже расположен в Ханое. Согласно легенде, этот храм был построен в 9 в. в честь некоего Лонг До, отличившегося при защите Тханглонга (Ханоя). Когда король Ли Конг Уан (он же Ли Тхай То) (974—1028 гг.) перенес столицу из Хоалы (провинция Ниньбинь) в Тханглонг (1010 г.), он не раз перестраивал город, укрепляя его. Но цитадель постоянно разрушалась. Однажды во время молитвы король заметил белого коня, который вышел из храма, обошел стройку, оставляя свои следы по пути следования, а затем вернулся в храм и исчез там. Построенная по этим следам крепость больше не разрушалась, и король произвел Лонг До в покровителя города Тханглонга под именем Бать Ма.

Храм Бать Ма является одним из древнейших памятников архитектуры Ханоя. В нем хранятся древние каменные стелы и статуи, королевские указы, паланкины и другие артефакты [Фунг То Там 2013: 33—34].

Храм Шок расположен в общине Фулинь уезда Шокшон в 40 км от Ханоя. Это поминальный храм, воздвигнутый в честь легендарного чудо-богатыря Фу Донга — одного из четырех духов, почитаемых вьетнамцами: Дух горы Танвьен, Чудо-богатырь Фу Донг, Тьы Донг Ты и принцесса Льеу Хань. Согласно преданию, Донг родился слабым ребенком. В возрасте трех лет он еще не умел говорить и ходить. Но когда на его страну с севера напали враги, он заговорил и стал расти не по дням, а по часам. Превратившись в богатыря-воина, Фу Донг разбил врага, поднялся на гору Шок и взлетел на небо.

Храмовый комплекс Шок включает так называемый Представительский храм, храм Матери (в честь матери святого Фу Донга), пагоду Сострадания, Верхний храм, Каменную глыбу, символизирующую доспехи, которые Фу Донг сбросил с себя перед тем как взлететь на небо, и стелу, на которой записана история Фу Донга и храма Шок, воздвигнутого в его честь.

На высоте 11 м над подножием горы Шок стоит буддистская пагода Нон. Она включает 7 комнат и 2 флигеля с орнаментом, характерным для династии Ле. Здесь находится самая большая в Юго-Восточной Азии бронзовая статуя Будды, отлитая целиком. Высота статуи 6,5 метра, вес 30 тонн [Фунг То Там 2013: 35—36].

Эпоха Поздних Ле (1428—1788 гг.), династии, дольше других правившей во Вьетнаме, знаменует собой период процветания феодального строя. Зодчие этой эпохи сумели в архитектуре выразить национальный, народный стиль, редко встречающийся в другое время. Традиционная вьетнамская архитектура славится дворцами.

Дворцы во Вьетнаме строились для королевской семьи, знатных сановников феодального общества. Архитектура дворцов имеет вьетнамский стиль с включением элементов китайского стиля. Традиции народного жилища прослеживаются даже в устройстве личных покоев императора, где каждой жизненной функции соответствует самостоятельная постройка. Важно отметить, что в основу пространственной организации дворцовых комплексов была положена характерная для народных традиций взаимосвязь жилища для «живых» и для «духов предков». 

Продолжая традиции народного жилья, дворцовые комплексы строились преимущественно из дерева, используя народный опыт работы с этим конструкционным и декоративным материалом. При этом все украшения выполнялись в соответствии с ландшафтом и окружающей застройкой. Мотивы украшений брались из мифологических сюжетов. Это преимущественно были драконы и их разновидности, олицетворяющие могущество императорской власти. В качестве приемов оформления могли быть литье, живопись, керамика. Они комбинировались с различными материалами: золотом, серебром, медью, лаком. Скульптурные украшения по коньку крыши обычно изготавливали из гипса, кирпича, битого фаянса. Детали украшения наверху крыши могли быть из меди с многоцветной глазурью, как например, в г. Хюэ.

Императорский город, усыпальницы и мавзолеи

ХVII—XVIII вв. вошли в историю вьетнамской культуры как период ее наивысшего расцвета. Наибольшего внимания заслуживает архитектура феодальной столицы Хюэ, так как она характеризуется созданием таких крупных и часто упоминаемых сооружений, как Императорский город и мавзолеи. Комплекс сооружений не был построен по единому плану, а представляет собой район, застроенный многочисленными не очень большими деревянными зданиями — храмами и дворцами, соединенными друг с другом садами. Строители Императорского дворца в Хюэ уделяли больше внимания тонкой филигранной резьбе, чем общей планировке, симметрии, гармонии линий.

Сооружениями, имеющими художественную ценность, являются мавзолеи императоров. Каждый из императоров, вступив на престол, начинал заботиться о сооружении мавзолея, своего будущего вечного жилища. Мавзолеи таких императоров из династии Нгуен, как Зя Лонг, Минь Манг и Ты Дык — это грандиозные парки с дворцами, напоминающие императорский город в миниатюре. Мавзолей Ты Дыка самый большой и живописный. Строительство Хюэ, с его отказом от чрезмерной сакрализации, означало отказ от традиций XVI— XVII вв. Сейчас признано, что архитектурный ансамбль Хюэ — один из красивейших в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Древние крепости (цитадели) — Тханько

Императорская цитадель Тханглонг строилась в целях защиты политического, экономического и культурного центра государства и являлась столицей Дайвьета с XI по XVIII вв. Состояла из трех частей: внутренней (Запретного города), средней (Императорского города), где заседали император и чиновники, и наружной, где жили сановники, императорская стража и слуги на протяжении времени правления нескольких династий — Ли (1009—1225 гг.), Чан (1226—1400 гг.), Ле (1428—1527 гг.), Мак (1527—1592 гг.) и поздних Ле (1592—1789 гг.). Территория крепости имела форму квадрата, сторона которого простиралась на 20—25 км. Цитадель была окружена двумя валами. За внешним находился район Латхань, который еще имел название Дайла. Следы его сохранились до сегодняшнего дня. Назначение внешнего вала состояло в отражении неприятеля и защите города от наводнений. Внутренний вал назывался Хоангтхань — за ним находился Императорский город. Особое положение занимал Запретный город, где жили король и его семья.

В 2002—2003 гг. у дома № 18 по улице Хоанг Зьеу в Ханое (это в районе Императорской цитадели Тханглонг) вьетнамские археологи раскопали еще одну важную часть королевской крепости. Было обнаружено множество артефактов, относящихся к периоду эпохи Дайла (1—9 вв.), династии Динь — ранних Ле (10 в.), династии Ли (1009— 1225 гг.), Чан (1226—1400 гг.), Ле (1428—1527 гг.) и других периодов истории. Ученые благодаря этим находкам установили, что еще в древности в цитадели имелся водопровод и сложная система канализации.

К сожалению, во Вьетнаме сохранилось очень мало древних крепостей. К ним, кроме древней императорской цитадели Тханглонг, можно также отнести цитадель династии Хо.

Цитадель династии Хо (цитадель Тэй До) находится в провинции Тханьхоа. Была построена в 1397 г. и считается одним из красивейших фортификационных сооружений Вьетнама [Чиеу Тхе Хунг 2011: 51]. Основным строительным материалом цитадели были большие зеленые каменные плиты, добытые в местных горах. Это единственная в истории столиц Вьетнама цитадель, построенная из крупных каменных плит. Цитадель династии Хо построена в строгом соответствии с принципами вьетнамского фэншуя. Цитадель династии Хо является 7-м памятником мирового культурного наследия Вьетнама, признанным ЮНЕСКО.

В более позднее время в архитектуре цитаделей стало заметно смешение архитектурных элементов европейских укреплений и жилища вьетнамских феодалов. Позже цитадели строились по системе французского архитектора-фортификатора Вобана (1633—1707 гг.). Они возводились французскими специалистами, находившимися на службе вьетнамского императора в начале XIX в., а позднее — специально обученными ими вьетнамскими инженерами.

Период колониальной архитектуры

С 1884 по 1945 гг. французы активно вели строительство различных сооружений в Ханое, Хайфоне, Сайгоне, Далате и других городах Вьетнама. При этом они использовали различные архитектурные стили: классицизм и неоклассицизм, романский, готический, барокко, рококо. Позднее в 30-е и 40-е годы ХХ в. они проектировали здания в стиле арт деко и арт нуво [Ton Dai 2017: 283]. Обязательно учитывались назначение сооружений и жаркий тропический климат. В самом начале для архитекторов на первом месте стояла не эстетика, а простота сооружаемых строений. Их больше заботило то, как построить здание, чтобы оно спасало от тропической жары, обеспечивая прохладу внутри помещений. Этот архитектурный стиль получил название рационального. Он, прежде всего, был характерен при строительстве казарм для солдат и офицеров Французского легиона. Это были малоэтажные кирпичные здания (от 1 до 3 этажей), композиционно находящиеся на одной линии, окруженные стеной. Кроме них, французы строили католические и протестантские церкви, места службы и отдыха, больницы, банки, школы, почты, торговые центры, фабрики, вокзалы, мосты, виллы, особняки для чиновников. Большинство этих сооружений были построены в азиатско-европейском, так называемом индокитайском стиле. Его основателем был известный французский архитектор и археолог Эрнест Хебрар, долго работавший во Вьетнаме и спроектировавший многие здания в Ханое и Далате. С ним также плодотворно работали другие архитекторы: Гастон Рожэ, Шарль Лаколонж, Артур Крузэ, Морис Лонж и многие другие. Оставил свой след в архитектуре Вьетнама того периода также знаменитый Эйфель. Развивая индокитайский стиль в архитектуре, они стремились к гармоничному сочетанию французского неоклассицизма с местными архитектурными традициями. В этом стиле были построены такие здания, как Оперный театр в Ханое (Большой театр), городская ратуша в Сайгоне (ныне народный комитет г. Хошимина), Главный почтамт, построенный там же по проекту знаменитого архитектора Густава Эйфеля. Но особое место занимают католические соборы в Ханое, Сайгоне и других городах.

Католические храмы во вьетнамских городах имеют европейскую архитектуру, в основном, это готический и романский стили. При строительстве ряда вьетнамских церквей также сочетались европейский и азиатский стили (например, церковь Фатзием в уезде Кимшон провинции Ниньбинь).

Собор Нотр-Дам в Сайгоне (Nhà thà Buc Bà) был построен в 1863 г. Первоначально его здание было построено из дерева, однако за 10 лет его сильно повредили термиты. И тогда в 1877 г. архитектор Жозэ Бура спроектировал его в римско-готическом стиле из розового кирпича. Новое здание собора было построено в 1880 г. В 1895 г. в соборе возвели две колокольни, каждая высотой 60 м. В них установили шесть бронзовых колоколов. Напротив главного фасада собора установили статую Девы Марии.

На момент окончания строительства Нотр-Дам Сайгон был одним из самых красивых соборов на территории французских колоний. Строительство собора символизировало влияние христианства и французской цивилизации в Индокитае.
Несколько уступает этому величественному католическому собору здание католической церкви Святого Иосифа в Ханое. Собор построен из гранитных плит и кирпича в 1887 г. в готическом стиле по образцу Собора Парижской Богоматери. Автором проекта явился французский миссионер и викарий Тонкинский Поль-Франсуа Пугинье.

Как и Сайгонский собор Нотр-Дам, Ханойская большая католическая церковь Сен-Жозеф имеет две колокольни. Но высота их в два раза меньше — 30 м. На каждой из башен установлено по пять колоколов. Наверху между башнями большой каменный крест.

Архитектура в период французской колонизации была самым «аристократичным» видом искусства во Вьетнаме. Проектирование всех крупных общественных сооружений доверялось только архитекторам-французам. Лучшим вьетнамским архитекторам приходилось заниматься проектированием вилл для французских колонизаторов и вьетнамской буржуазии. Некоторые «удачливые» вьетнамские архитекторы вполне могли преуспевать, но для этого нужно было подлаживаться под вкусы богатых французских заказчиков.

Ради объективности следует признать, что довольно удачными стали многие сооружения, построенные по проектам французских архитекторов. К ним в Ханое, например, относятся:

  • дворец генерал-губернатора Индокитая (ныне резиденция Президента страны на улице Хунг Выонг, рядом с площадью Бадинь), построен в 1905 г. по проекту архитектора Шарля Лихтенфельдера;
  • здание финансового управления Индокитая (сейчас здесь располагается Министерство иностранных дел СРВ), спроектировано Эрнестом Хебраром в 1924 г. и построено через год, находится на пересечении улицы Дьенбиенфу и Тон Тхат Дам;
  • дом Верховного резидента Тонкина был построен в 1918 г. по проекту архитектора Адольфа Бусси, находится за зданием Почтамта на улице Динь Ле. Сейчас в этом здании располагается Гостевой дом правительства;
  • здание Ханойского суда построено в 1908 г. по проекту Анри Вильде, находится на улице Ли Тхыонг Киет, дом 48. Сейчас его занимает Народный суд Ханоя;
  • Ханойский железнодорожный вокзал спроектировал в 1898 г. архитектор Бори. В 1901 г., когда началось его строительство, Анри Вильде несколько изменил его первоначальный вид. Позже здание вокзала еще несколько раз перестраивалось. Нынешний вид вокзала сильно отличается от первоначального;
  • музей Луи Фино (ныне Исторический музей Вьетнама на улице Фам Нгу Лао, дом № 1). Это идеальное архитектурное сооружение, удачно сочетающее европейский и азиатский стили архитектуры. Музей построен по проекту Эрнеста Хебрара в 1932 г.;
  • Оперный театр (Ханойский Большой театр), находится в центре города на улице Чан Тиен. Строился с 1901 по 1911 гг. по образцу парижской Гранд-Опера по проекту Франсуа Лажиске и В. Харли в стиле неоклассицизма. Рассчитан на 900 мест.

В г. Хошимине и других городах, помимо католических церквей, также есть немало удачных архитектурных сооружений. Среди них можно назвать рынок Бен Тхань, первоначально построенный в Сайгоне в 1912 г., затем перестроенный в 1925 г., Художественный музей (там же), ряд зданий в Хайфоне (среди них городской театр и музей), мост Чанг Тиен и гостиница Морин в Хюэ и др. Эти и другие архитектурные сооружения свидетельствуют об удачном сочетании элементов национального зодчества с передовыми техническими идеями европейской архитектуры.

Архитектура нового времени

Новая архитектура стала формироваться с середины ХХ века, после того как Вьетнам сбросил с себя французское колониальное иго.

После ухода французов из Вьетнама и раздела страны вьетнамская архитектура развивалась в разделенной на две части стране. Северный Вьетнам вступил в период восстановления страны и активного строительства. Результатом стало появление целых районов ведомственных многоквартирных домов, так называемых кху тап тхэ (тюнгкы) в Ханое на улицах Нгуен Конг Чы, Ким Лиен, Чунг Ты, Тхань Ком, Зянг Во, Куинь Май, Тхань Суан и других. Кроме сооружений этого типа появились также здания, в которых размещались учреждения культуры, образования, больницы и т. д. Такие, например, как здание Госплана, построенное по проекту архитектора Доан Ван Миня в 1960 г., здание Национального собрания на площади Ба- динь (1962 г.) по проекту Чан Хыу Тиема и Нгуен Као Люена (сейчас здание перестроено), Дворец пионеров (1970 г.) по проекту Ле Ван Лана, а также гостиница Тханг Лой (Виктория) сооруженная в 1970 г. по проекту кубинского архитектора Куинтана, здания Политехнического и Гидроинститутов, Дворец культуры и дружбы и другие.

Вьетнамская архитектура этого периода находилась под сильным влиянием архитектурных стилей СССР, Китая, Кубы, Польши, ГДР, Чехословакии. Этому есть простое объяснение. Вьетнамские инженеры и архитекторы, по чьим проектам велось строительство, проходили подготовку в этих странах, или же в строительстве принимали непосредственное участие иностранные инженеры и архитекторы из этих и других европейских стран. Поэтому вьетнамская архитектура того периода отразила дух того времени. Архитектуру Южного Вьетнама можно разделить на два периода: до и после 1964 г. — начала полномасштабного вмешательства США во вторую вьетнамскую войну Сопротивления. До 1964 г. городская архитектура Южного Вьетнама развивалась достаточно ровно. В Сайгоне строились виллы, здания госучреждений, возводились также крупномасштабные архитектурные сооружения, такие, например, как Государственная библиотека, университетский кампус Тху Дык, буддийские пагоды Са Лой, Ан Куанг, Винь Нгием. Все они строились по новой технологии с использованием железа и бетона вместо традиционных деревянных конструкций. После 1964 г. были построены целые микрорайоны жилых многоэтажных домов, стадион «Республика», ряд больниц и корпуса заводов. Архитектура Южного Вьетнама вплоть до 1975 г. отличалась разнообразием архитектурных стилей, так как многие местные архитекторы учились в Японии, США, Австралии и других странах Азии и Западной Европы, либо инженеры и архитекторы из этих стран непосредственно сооружали здания в Сайгоне и других городах Южного Вьетнама. Поэтому, в целом, архитектура Южного Вьетнама долгое время сильно контрастировала с архитектурой Северного Вьетнама. Визитными карточками Сайгона того периода являются: Дворец независимости (после освобождения Сайгона в 1975 г. и объединения страны в 1976 г. переименован в Дворец воссоединения), построен в 1961 г. по проекту архитектора Нго Вьет Тху; пагода Винь Нгием, воздвигнутая по проекту Нгуен Ба Лана в 1964—1971 гг.; Государственная библиотека Сайгона (1968—1972), построенная по проекту архитекторов Нгуен Хыу Тхиена и Буй Куанг Ханя; здание театра «Мир» в районе № 10, построенное в 1978 г. по проекту архитектора Нгуен Тхе Тханя, и другие.

Современная архитектура

С 1986 г., в период проведения вьетнамской политики обновления «дой мой», многие иностранные компании и бизнесмены стали вкладывать свои инвестиции в экономику Вьетнама, в том числе и в строительство крупных архитектурных сооружений. В результате в Ханое, Хошимине, Биенхоа, Хайфоне, Вунгтау и других городах были построены многие здания в архитектурном стиле развитых стран Запада. Появились современные отели, многоэтажные здания торговых центров и супермаркеты. Кроме того, стали строиться целые жилые микрорайоны типа сити с домами-небоскребами. В Ханое, например, уже появилось два таких района. Это район Роял-сити и Тайм-сити со своей суперсовременной инфраструктурой: супермаркетами, центрами развлечений, кинотеатрами, бассейнами. Ведется подобное строительство также в Хошимине, Хайфоне, Дананге и других городах. Архитектура этих объектов меняет облик крупных вьетнамских городов и является отражением процесса глобализации, который затронул также и современный Вьетнам.

В современной вьетнамской архитектуре четко видны следующие тенденции: стремительная урбанизация, повышенная многоэтажность (9—15 этажей становятся нормой), точечная застройка высотных зданий в густонаселенных старых районах крупных городов, унификация возводимых высотных жилых домов, природный дизайн зданий (возведение высотных зданий с зелеными насаждениями наверху), так называемая зеленая, или эко-архитектура, забота об окружающей среде. Процессы глобализации в современной вьетнамской архитектуре наиболее ярко проявляются в строительстве небоскребов. Первым из них в Ханое стал Кенгнам Ханой Тауэр (Keangnam Hanoi Landmark Tower), построенный в 2011 г. Это комплекс из трех небоскребов, высота крупнейшего из которых составляет 336 м. Здание имеет 72 этажа. На сегодняшний день это самое высокое здание в Ханое и во Вьетнаме в целом. Комплекс включает пятизвездочный отель, офисы, развлекательные центры, торговые помещения, клиники и конференц-залы. Инвестором, а также исполнителем и оператором Кенгнам Ханой Тауэр является южнокорейская компания Keangnam Enterprises, Ltd.

В 2014 г. в Ханое был построен другой небоскреб — Лотте Сентр (Lotte Center), который используется как офисное здание и гостиница, а также в нем расположен торговый центр. Высота здания составляет 272 м. В нем 65 надземных этажей и 5 подземных. Проектировала небоскреб американская компания Каллисон, инженерные решения обеспечивала фирма Тхорнтон Томасетт. Владельцем этого небоскреба является южнокорейский конгломерат Лотте.

Самым высоким зданием в г. Хошимине сегодня является финансовая башня Битекско (Bitexco), высота которого составляет 262 м. Она была построена в центре города на берегу реки Сайгон в 2011 г. Этот небоскреб имеет 68 этажей. Здание построено в виде свернутого бутона лотоса — символа вьетнамской культуры — острым концом направленного к небу. В этот усеченный конус вставлена пара наклонных цилиндров, увенчанных на высоте 50-го этажа круглой вертолетной площадкой с выносом на 25 м. Проект небоскреба был разработан международной командой архитекторов. Архитектурной частью, помимо французов из компании AREP, авторов генплана Сколково, занималась американская компания Карлоса Сапаты.

В Хошимине близится к завершению строительство еще одного небоскреба под названием Лэндмарк 81 (Landmark 81). Его высота составит 350 м. Это будет 81-этажная жилая башня. Ее инвестором и владельцем является местная строительная компания Вингрупп.

Такова архитектура современного Вьетнама, которая как нельзя лучше отражает тенденции современной вьетнамской культуры, с неизбежностью испытывающей на себе влияние глобализации.

Список использованной литературы

1. Вьетнам. Панорама / сост. Май Ли Куанг. Ханой: Изд-во Тхезой, 2004.
2. Нгуен Хоанг Туан. Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама: автореф. канд. дисс. СПб., 2007.
3. Современный Вьетнам: справочник. М.: ИД «ФОРУМ», 2015.
4. Фунг То Там. Ханойский туризм. Информация и адреса достопримечательностей. Ханой: Изд-во Тхезой, 2013.
5. Чиеу Тхе Хунг. Цитадель династии Хо — уникальное и оригинальное культурное наследие Вьетнама // О Вьетнаме с любовью...: К 40-летию Приморского краевого Общества дружбы с Вьетнамом: сборник статей. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. 
6. Nguyên Lam Giang (2017). Giâo trinh lich sù kiên truc. Nhà xuât bàn Dai hoc kinh tê Quôc dân. [Нгуен Лам Зянг. Учебник по истории архитектуры. Издательство Института национальной Экономики, 2017].
7. Nguyên Thi Minh Xuân (2016). Giâo trinh Lich sù kiên trûc Viêt Nam. Nguyên Ngoc Tung (chù biên). Huê: Dai hoc Huê. [Нгуен Тхи Минь Суан. Учебник по истории архитектуры Вьетнама. Под редакцией Нгуен Нгок Тунга. Хюэ: Университет Хюэ, 2016].

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)