Архитектура Камбоджи IX – первой половины X вв.

Глава «Архитектура Камбоджи IX – первой половины X вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Проскурякова Т.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Раздробленность страны продолжалась до IX в. Новое объединение страны произошло при ангкорской династии, положившей начало образованию централизованного феодального государства. Расцвет кхмерской архитектуры наблюдается в VIII—XIII вв. Могущество феодального государства с передовым для того времени общественным строем обеспечило экономический, политический и культурный подъем Камбоджи. В этот период были созданы выдающиеся произведения градостроительного искусства, монументальной архитектуры, скульптуры, которые по праву занимают видное место в истории мировой художественной культуры.

Центром государства становится район Ангкора, где возникло свыше восьми столичных городов и более тысячи монументальных сооружений.

В развитии зодчества Ангкорской империи можно отметить три основных этапа: раннеангкорский IX — начало X вв., соответствующий становлению кхмерского феодализма; классический X—XII вв., который падает на период наивысшего могущества Ангкорской империи, и завершающий — конец XII—XIII вв., когда огромную и еще великую державу сотрясали неразрешимые классовые противоречия.

Период с IX по X в. в развитии кхмерского зодчества совпал с важными социально-экономическими и идеологическими новшествами в истории Камбоджи. Восходящий к власти феодально-бюрократический класс в целях объединения страны ввел новый культ царя-бога — Девараджи, связанный с традициями священного обряда королей-гор. Таким образом, царская власть рассматривалась с IX в. как обожествленное начало. Этот идеологический акт сыграл огромную роль в формировании архитектурного типа храма-горы, предназначенного для хранения царской линги — символа царского могущества. Храмы-горы, воздвигаемые на естественном, а позднее искусственном основании, по форме уподоблялись мифической горе Меру. Они знаменовали центр столицы и государства, являясь главным градообразующим фактором в планировке сменяющихся столиц. Стены храма-горы, как и городские укрепления, строго ориентировались по странам света. Расположенные в широтной и меридиональной осях храмовые ворота определяли направление главных городских магистралей.

Основным строительным материалом для культовых сооружений был песчаник, исключение составляли башни, которые до XI в. возводили из кирпича, так как кладка ложного свода из крупных элементов — песчаниковых камней — еще не была освоена. Кхмерский песчаник обладает широкой гаммой тонов: серый, красный, зеленоватый, синеватый, желтый. Обычно песчаниковые блоки имели длину до 80 см и высоту до 50 см. Относительная прочность песчаника сочетается с ценным качеством — податливостью скульптурной обработке, а его мелкозернистая структура обеспечивала тонкость резьбы. Каменные блоки укладывали без связующего раствора и плотно притирали друг к другу. Разновеликие камни не всегда позволяли осуществлять необходимую перевязку вертикальных и горизонтальных швов.

В строительстве инженерных сооружений — мостов, оград, крепостных стен, дамб — широкое применение получает латерит — красно-коричневый камень, обладающий большой прочностью, но в отличие от песчаника плохо поддающийся скульптурной обработке. В архитектурных ансамблях латерит применялся при строительстве второстепенных построек, цоколя или конструкций, скрытых облицовкой из песчаниковых плит. Длина латеритовых камней в среднем 50—30 см, ширина 80— 60 см и высота 40 см. Для сооружения мостов применялись камни длиной до 2 м.

6. Конструктивные схемы кхмерских сооружений: 1 — соединение квадратов; 2 — ложный свод; 3 — крестовая галерея; 4 — решение фундаментов (по данным обмеров А. Маршаля)
6. Конструктивные схемы кхмерских сооружений: 1 — соединение квадратов; 2 — ложный свод; 3 — крестовая галерея; 4 — решение фундаментов (по данным обмеров А. Маршаля)

Фундаменты кхмерских сооружений никогда не были глубокими. Благодаря хорошим грунтовым условиям вполне достаточным было устройство основания из утрамбованного слоя битого кирпича или камня, на который укладывали 2—3 ряда латеритовых блоков. Следующий ряд (цокольный) был из песчаника. Снаружи латеритовые ряды закрывались земляной отмосткой. Пол устраивали на уровне первого ряда из песчаника и устилали плитами (рис. 6). 

Основными конструктивными системами были стеновая и стоечно-балочная, заимствованные из деревянного зодчества. Колонны, как правило, были квадратными или многогранными. Круглые колонны применялись редко и обычно служили опорами для каменных плит мощеных дорог при выравнивании уровня полотна. Перекрытие башен и галерей было ложносводчатым.

7. Харихаралайя, IX в. Генеральный план города. 1 — Баконг; 2 — Пра Ко; 3 — Лолей; 4 — Прасат Прей Монти; 5 — водоем Индрататаки
7. Харихаралайя, IX в. Генеральный план города. 1 — Баконг; 2 — Пра Ко; 3 — Лолей; 4 — Прасат Прей Монти; 5 — водоем Индрататаки
8. Харихаралайя. Баконг, 881 г. Общий вид. Башни, расположенные на нижней платформе. План
8. Харихаралайя. Баконг, 881 г. Общий вид. Башни, расположенные на нижней платформе. План

В IX в. широкое распространение получает строительство храмов-гор. Так, в первой ангкорской столице Харихаралайе было построено три пирамидальных ансамбля: Пра Ко (878), Баконг (881) и Лолей (893), представляющих собой самобытные памятники кхмерского зодчества (рис. 7).

Одним из первых типов храма-горы было центральное сооружение столицы Харихаралайи — Баконг (рис. 8). В центре огромной равнины возведена искусственная латеритовая гора в форме пирамиды размером у основания 56x67 м и на вершине 20x18 м, облицованная песчаником. Пирамида окружена двумя латеритовыми оградами (150x115 и 350x310 м), разделенными 60-метровым рвом, и третьей оградой из столбов размером 900x700 м. Вторая ограда имеет проездные павильоны—гопуры на меридиональной оси. Основной объем пирамиды образован шестью уменьшающимися по высоте уступами. Уровень верхней мощеной террасы поднят на 15 м над уровнем главного входа. Пирамида окружена восемью башнями. В Баконге впервые главное святилище служит доминирующим центром композиции. Верхняя часть центральной башни не сохранилась, но значительные размеры ее основания позволяют предполагать, что перекрытие ее было стропильной конструкции. Центральную башню симметрично окружает 12 небольших кирпичных башен.

9. Харихаралайя. Пра Ко, 879 г. План
9. Харихаралайя. Пра Ко, 879 г. План

В более раннем ансамбле Пра Ко (северо-запад Харихаралайи) центральную башню окружает пять башен. Они расположены по фронту верхней платформы в два ряда с небольшим. отступом друг от друга (рис. 9). Подобным образом размещено шесть башен на двухступенчатой пирамиде храма Лолей, расположенного на искусственном острове, в центре искусственного водоема — барея Индрататаки.

Новым в планировочном решении сооружений Пра Ко и Баконг было появление между оградой и главной пирамидой вытянутых подсобных помещений — предтечи позднейших концентрических галерей. Баконг знаменателен еще и тем, что в нем впервые ограда прерывалась по четырем главным осям гопурами, подход к которым осуществлялся по дамбам через водяные рвы. Здесь впервые в качестве барьера были использованы многоглавые символические змеи — наги.

Башнеобразные прасаты Баконга имели традиционные пышные порталы с двумя пристенными колоннами, которые поддерживали каменную плиту, украшенную скульптурой; выше портал венчали убывающие по высоте фронтоны.

Природно-климатические условия Камбоджи — страны экваториального муссона с обилием воды в период с апреля по ноябрь и отсутствием осадков во второй половине года — требовали строительства гидротехнических сооружений, обеспечивающих столицу водой и ирригацию рисовых полей. По каналам, начинающимся в верхнем течении реки Сием Реап, вода поступала в Индрататаку — укрепленный земляными плотинами водоем размером 3800X800 м, откуда вода отводилась сначала в каналы вокруг храма Пра Ко, затем в двойное кольцо рва вокруг центрального храма-горы Баконг, проходила по каналам через дворец короля, Прасат Прей, далее на рисовые поля и затем сбрасывалась в озеро. В последнее десятилетие IX в. на северо-востоке от озера Тонле Сап был сооружен грандиозный водоем Яшодхарататаки (Восточный Барей) площадью 7000x1800 м, глубиной 5 м для новой столицы Яшодхарапуры.

10. Яшодхарапура, IX в. Генеральный план: 1 — Пном Бакхенг; 2 — Пхимеанакас; 3 — Восточный Мебон; 4 — Пре Руп; 5 — Прасат Краван; 6 — Кутисвара; 7 — Прасат Ват Чум; 8 — Восточный Барей; 9 — Баксей Тьямкронг; 10 — королевский дворец
10. Яшодхарапура, IX в. Генеральный план: 1 — Пном Бакхенг; 2 — Пхимеанакас; 3 — Восточный Мебон; 4 — Пре Руп; 5 — Прасат Краван; 6 — Кутисвара; 7 — Прасат Ват Чум; 8 — Восточный Барей; 9 — Баксей Тьямкронг; 10 — королевский дворец

Новая столица Яшодхарапура была квадратной в плане (4x4 км) и ориентирована по странам света (рис. 10). Геометрический центр города фиксировал естественный холм высотой 65 м. На этом холме, облицованном каменными блоками, был воздвигнут храм царской линги — Пном Бакхенг (893). Основание холма было окружено рвом и дамбой размером 440x650 м. Соответственно осевым входам в храм вели четыре мощеные дороги, обозначенные ныне симметричными бассейнами, тянущимися до городской ограды. Столица была укреплена двойным поясом земляных насыпей, разделенных 200-метровым рвом. Планировка столицы отражает религиозно-философские представления эпохи и материализует космогонические идеи времени.

Строительство культовых сооружений велось из песчаника. Ложные своды также начали выкладывать из песчаниковых блоков с последующей отеской внутренних нависающих частей камней для облегчения веса и предупреждения обвала свода. Переход от кирпичных башен к каменным повлек за собой переход от пластики по штукатурке к резьбе по камню. Каменные поверхности башен подвергались скульптурной обработке после их возведения.

11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. Перспектива центральной лестницы
11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. План
11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. Перспектива центральной лестницы. План

Пном Бакхенг — это храм-гора, целиком выложенный из песчаника (рис. 11). Пять уменьшающихся террас одинаковой высоты с четкими линиями профиля подняты на квадратном основании 76x76 м, верхняя платформа имеет размер 47x47 м. Комплекс венчают пять башен: центральная, доминирующая по высоте, и четыре, расположенные по углам. На нижних уступах находятся многочисленные симметрично расположенные к главным осям башни.

Символизм культовых сооружений Камбоджи в архитектуре Бакхенга выявлен особенно ярко. Помимо обычного образа храма как центра вселенной, окруженного символизирующим мировой океан водяным рвом, например Лолей и Баконг, Бакхенг воплощал более широкую космогоническую идею. 108 прасатов, окружающих центральную башню, согласно исследованиям Бернарда Гролье, расположены так, что зритель, который может приблизиться к храму только по мощеным подходам с четырех сторон, может увидеть одновременно только 33 башни, соответствующие живущим на горе Меру 33 богам. Число башен соответствует четырем фазам луны, состоящим из 27 лунных дней. На уступах центральной пирамиды расположено 60 одинаковых по форме и величине башен, что соответствует числу годов в системе индийских циклов. Строгая ориентация памятника по странам света еще больше подчеркивает символизм Бакхенга — «каменного календаря» — уникального памятника в архитектуре стран Юго-Восточной Азии.

12. Лингапура, X век. Прасат Том. План, разрез
12. Лингапура, X век. Прасат Том. План, разрез

В 928 г. новый правитель Джаяварман IV начал поиски места для новой столицы. Он перенес центр кхмерского государства на северо-восток за сотню километров от района Ангкора в Лингапуру (современный Кох Кер). Строительство столицы развертывается в грандиозных масштабах. Площадь города достигает 35 км  (наибольшая огороженная площадь в истории строительства средневековой Камбоджи). Был создан центральный комплекс города Прасат Том (600x150 м), с западной стороны его была возведена крупнейшая ступенчатая пирамида Пранг размером 62x62 м и высотой 62 м. В святилище была установлена колоссальная линга высотой 4,5 м, весом более 24 т (рис. 12).

Пирамида Пранг была окружена каменной стеной (180x152 м). Такой же стеной был обнесен смежный комплекс с многочисленными прасатами, «библиотеками» [«Библиотеками» условно называются парные здания, фланкирующие основную ось композиции.], оградами с гопурами (рис. 12). Между оградами расположены узкие здания, образующие прямоугольники.

Для снабжения города питьевой водой и ирригации был вырыт архитектурно оформленный искусственный водоем Рахаль (560x1200 м). Ось этого огромного бассейна, как и ось всего города, была смещена на 15° от меридионального направления по экономическим соображениям (рельеф местности, максимальная сохранность объема транспортируемой воды).

Строительство в Лингапуре велось с широким применением кирпича и латерита. Отсутствие поблизости песчаниковых карьеров служило причиной использования в основной кладке латерита, облицованного песчаником. Большой объем строительных работ, выполненных за короткий срок, неблагоприятно сказался на качестве строительства. Облицовочные песчаниковые плиты часто недостаточно хорошо были связаны с основной латеритовой кладкой. Отсутствие перевязки вертикальных и горизонтальных швов вызывало обрушение отдельных участков кладки, а отсутствие угловых связей нарушало прочность и устойчивость стен. Большей частью сооружения не окончены, так как через 15 лет строительство прекратилось в этом районе, а Лингапура была оставлена и как столица, и как город.

13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. Общий вид. План
13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. План
13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. Общий вид. План

В 944 г. столица королевства вновь переносится в район Ангкора. Новый период ангкорского строительства начался созданием храмового комплекса Пре Руп (961, рис. 13). Это квадратная трехэтажная пирамида со стороной у основания 50 м и на вершине 35 м. Верхняя терраса увенчана пятью башнями из кирпича: четыре по углам, и пятая, доминирующая посредине. К центральному святилищу, как и во всех кхмерских культовых сооружениях (исключая Пранг в Лингапуре), с четырех сторон вели наружные лестницы. Вдоль лестниц были расположены фигуры сидящих львов. На втором этаже размещены 12 святилищ, прямоугольные в плане «библиотеки» и другие строения. На первом этаже находились длинные каменные залы с черепичным покрытием по деревянным стропилам. Весь комплекс окружен латеритовой стеной 120x103 м. Достоинство Пре Руп помимо композиционных, планировочных новшеств и удачных пропорций заключается в цветовом решении, сочетающем красно-коричневый латерит основных этажей со светло-голубым песчаником верхних башен. Архитектурный язык кхмерских зодчих в этом комплексе скуп и предельно выразителен.

14. Ангкор. Пхимеанакас, X в.
14. Ангкор. Пхимеанакас, X в.

Столица середины X в. развивалась вокруг Пхимеанакаса, что значит «небесный дворец». Начиная с этого времени, «небесный дворец» становится постоянной резиденцией кхмерских королей до конца ангкорского периода. Пхимеанакас — прямоугольная пирамида с размером основания 35x28 м решена в виде трех уменьшающихся ярусов из латерита высотой по 12 м. Завершается пирамида центральной башней и окружающей ее узкой галереей из песчаника (рис. 14).

Кроме строительства в центральной части города, были Проведены большие работы по восстановлению некоторых участков ирригационной системы, по перестройке и украшению всей столицы. Надпись на памятнике Бат Тьхум, датированная X в., сообщает: «Он [Раджендраварман II (944— 968)] восстановил священный город Яшодхарапуру и заставил ее блистать несравненной красой, построив дома, украшенные сверкающим золотом, дворцы, мерцающие драгоценными камнями, подобно дворцу Махендры на земле» [G. Соеdеs. Les inscriptions de Bat Cum. Journal Asiatique, 1908, v. XII, p. 213.].

В 952 г. сооружается храм Восточный Мебон, расположенный на острове посередине искусственного водоема — Восточного Барея. Мебон выражает в камне традиционную идею мироздания в окружении мирового океана. Объемно-пространственное решение Восточного Мебона во многом повторяет композицию Пре Руп.

15. Бантай Срей, 967 г. Разрез 1—1. План ансамбля
15. Бантай Срей, 967 г. Разрез 1—1. План ансамбля
16. Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки
16. Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки

Выдающийся памятник архитектуры этой эпохи — небольшой храмовый ансамбль Бантай Срей, представляющий собой образец глубоко органичного синтеза архитектуры и скульптуры. [Храм восстановлен Анри Маршалем в 1928 г. методом анастилоза.] Храм основал в 967 г. царский сановник Яджнявараха в своем владении Ишварапуре, находящемся в 20 км северо-восточнее Ангкора. В центре террасы, окруженной четырьмя концентрическими оградами и рвом, расположены в ряд три башни, фланкируемые «библиотеками». Между первой и второй оградами находится шесть длинных залов. Все ограды имеют гопуры по главной оси восток — запад (рис. 15). Несмотря на общность планировочного решения гопур (крестообразный план), все они различны по размерам и формам.

Отличительная особенность ансамбля — отсутствие больших объемов (высота главного святилища 9,3 м, сторона основания 8,4 м). Однако благодаря пропорциональному членению создается впечатление, что комплекс внушительных размеров. В скульптурном убранстве использованы лучшие достижения предшествующего периода. Фасады обработаны нишами со скульптурами, каноническими ложными порталами слышно украшенными перемычками, каскадами фронтонов и другими элементами декора, типичными для X в. (рис. 16). В этом памятнике особенно ярко выражено пластическое решение архитектурных объемов.

17. Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша
17. Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша

В храме Бантай Срей гармонично слились скульптурные образы с архитектурной формой. Особенно привлекательны образы женских фигур из розового песчаника, искусно врезанных в ниши из бледно-розового и желтого песчаника (рис. 17). Строгая классическая уравновешенность архитектурной композиции согласуется с живописностью скульптурных рельефов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации