Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: культовые сооружения

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Культовые сооружения» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Государственная веротерпимость обусловила равенство конфуцианства, даосизма и буддизма. Ни одна из этих религий не имела решительного преимущества перед другой. Все они утверждали существующий порядок, сохранение неизменными древних обычаев и традиций.

Храмовые постройки возводились по установившимся в древности типовым схемам. Храмы различных религиозных течений отличались некоторыми особенностями, но сохраняли традиции китайской архитектуры (рис. 122). Среди культовых сооружений наибольшее распространение получили храмы нескольких типов: мяо — конфуцианский храм, храм духов, храм предков; сы или фосы — буддийский храм; гуан или даогуан — даосский храм. Часто мяо и сы служат общими названиями храмовых комплексов независимо от религиозной принадлежности. В XVII в. маньчжуры принесли с собой религию, связанную с шаманскими обрядами, которая не получила распространения. Шаманство не знает храмов, но маньчжуры, взяв за основу формы китайской архитектуры, создали новый тип храма — танцзы. Такие храмы были выстроены в городах северного Китая и Пекине.

122. Планировка храмов различных религий: 1 — гора Путашань. Буддийский храм Пуцзисы (Фосы); 2 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Храм в честь национальных героев древности (Умяо); 3 — Пекин. Даосский храм Байюньгуань (Даогуань); 4 — провинция Ляонин, уезд Хайчэн. Храм Конфуция (Вэньмяо) и Книжная палата (Шуюань); 5 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Мечеть Цинчжэньсы
122. Планировка храмов различных религий: 1 — гора Путашань. Буддийский храм Пуцзисы (Фосы); 2 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Храм в честь национальных героев древности (Умяо); 3 — Пекин. Даосский храм Байюньгуань (Даогуань); 4 — провинция Ляонин, уезд Хайчэн. Храм Конфуция (Вэньмяо) и Книжная палата (Шуюань); 5 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Мечеть Цинчжэньсы

Китайский храмовый комплекс имеет четкую симметричную планировку, основу которой составляет система дворов, расположенных последовательно по одной оси. Застройка дворов производилась по принципу «саньхэюань» или «сыхэюань». Основные здания лежат на главной оси храма и располагаются в северной части двора или в центре его. Они имели, как правило, южную ориентацию в связи с чем двор и весь храм были ориентированы на юг. Количество дворов и размеры их зависели от значимости храма. Во дворах перед павильонами симметрично оси ставились различного рода парные обелиски, колонны или беседки со стелами, покрытыми надписями, содержащими выдержки из канонов, описание историй храма, хронику важнейших событий. В буддийских и ламаистских храмах в переднем дворе или в одном из передних дворов, если их было несколько, перед воротами, ведущими в основную часть храма, сооружались две небольшие башни — башня Колокола (Чжунлоу) и башня Барабана (Гулоу). Неотъемлемая часть большинства храмов — торжественные ворота пайлоу, которые располагались непосредственно перед входом в храм или возводились во дворах на главной оси храма, подчеркивая и украшая ее. Центральное сооружение храмовых комплексов находилось в глубине ансамбля, восприятие его подготовлялось постепенно по мере прохождения через ряд усложняющихся построек. Перед главными воротами и павильонами на резных постаментах ставили бронзовые фигуры мифических животных, на площадках перед храмовыми зданиями размещали также курильницы, жертвенники и другие атрибуты религиозного культа.

В каждом храмовом ансамбле есть своеобразные черты, присущие лишь данному комплексу, но в то же время каждый ансамбль выполнен в соответствии с основными правилами и требованиями китайского зодчества. Храмовый ансамбль расположен на главной оси юг — север. Количество и состав зданий определяются в соответствии с рангом храма или монастыря. Композиция нарастает по горизонтали и вертикали с юга на север и с боков к центру, здания группируются вокруг дворов, соблюдаются поперечные оси. Композиция храмов подчинена тем же принципам, что и жилые и дворцовые комплексы.

Северные храмы независимо от того, даосские они или буддийские, имеют ряд особенностей, отличающих их от храмов остальных районов Китая. Размеры храмовых построек, как правило, невелики. Торцовые стены глухие. На юг здания раскрываются колоннадой, за которой на некотором расстоянии идет легкое каркасное ограждение с дверями, ведущими в зал. Двускатная черепичная кровля с украшениями по щипцу торцов и на концах конька близка к традиционным китайским типам. Облик храма более прост и строг. Строгость объясняется суровыми климатическими условиями, а некоторая сухость форм — местными традициями. Наиболее отличительными чертами декоративного убранства северных храмов является художественная обработка торцов кирпичных боковых стенок, которые покрывались резными орнаментами геометрического, растительного и зооморфного характера. Перед каждым храмовым павильоном возвышается площадка.

Южные храмы более легки, изящны, они теснее связаны с природой. В их планировке больше свободы, часто под влиянием местных условий, например рельефа, меняется характер планировки, нарушается строгая симметрия, присущая храмам Центрального и Северного Китая.

В XVII—XVIII вв. укрепляются позиции ламаизма. С помощью религии цинские императоры надеялись привлечь на свою сторону Монголию и Тибет. Последователям ламаизма были предоставлены определенные привилегии, что способствовало распространению этой религии и привело к строительству на территории Китая ряда храмов и монастырей. Несколько крупных храмов было сооружено в Пекине. Один из них храм Хуансы был построен в 1651—1653 гг. в связи с приездом далай-ламы. Это были первые крупные работы, осуществленные новой династией.

123. Пекин. Храм Дунхуансы, 1651—1653 гг. План
123. Пекин. Храм Дунхуансы, 1651—1653 гг. План

Комплекс состоит из трех храмовых ансамблей — Дунхуансы, Чжунхуансы и Сихуансы, расположенных за воротами Аньдинмынь к северу от Пекина. Дунхуансы (или Восточный желтый храм) предназначался для торжественных богослужений (рис. 123). В переднем дворе размером 62x78 м находятся башни Колокола и Барабана. Во внутреннем дворе размером 115x108 м расположены две каменные беседки с мраморными стелами внутри и три павильона, причем главную ось замыкает средний павильон. Это большое пятипролетное здание с двухъярусной кровлей, крытой желтой черепицей. По внешнему контуру здания идет галерея, кровля которой образует нижний ярус крыши павильона. Здание сооружено на высокой платформе с широкой площадкой перед ним и шестью лестницами, ведущими на эту площадку.

124. Пекин. Храм Сихуансы. 1652 г. Пагода Цинцзихуанчэнта. 1781 г.
124. Пекин. Храм Сихуансы. 1652 г. Пагода Цинцзихуанчэнта. 1781 г.

Храм Сихуансы (или Западный желтый храм) в 1652 г. являлся резиденцией ламы и панчен-ламы во время посещения ими Пекина. Здесь, как и в храме Дунхуансы, в первом дворе возвышаются башни Колокола и Барабана и, кроме того, два колоннообразных монумента. К северу за воротами находятся внутренний двор с главным павильоном и сад с пагодой. Пагода Цинцзихуанчэнта, построенная в 1781 г. в честь Панчэна VI, умершего в Пекине в 1780 г. (рис. 124), является одной из самых своеобразных пагод Китая. В нее замуровали одежду и головной убор Панчэна VI. Ламаистская пагода в виде стилизованной бутыли возвышается на платформе с мраморным парапетом. На платформе вокруг башни стоят четыре обелиска типа «чуан». Весь комплекс окружен квадратной оградой с двумя традиционными пайлоу. В пагоде сочетаются элементы ламаистской и китайской архитектуры. 

Центром ламаизма в Пекине был храм Юихэгун (рис. 125). Он расположен в северо-восточной части Пекина.

Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. Павильон Ваньфугэ

Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. Павильон Ваньфугэ

125. Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. План
125. Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. План: 1 — стена «инби» перед входом; 2 — пайлоу; 3 — площадь Торжественных шествий; 4 — ворота Чжаотаймынь; 5 — башня Барабана; 6 — башня Колокола; 7 — павильон Юнхэмынь; 8 — павильон Юнхэгун; 9 — павильон Юнъюдянь; 10 — павильон Фалундянь; 11 — павильон Ваньфугэ; 12 — «городок живых будд»; 13 — «городок лам»
126. Пекин. Храм Юнхэгун. Павильон Фалундянь 127. Пекин. Храм Юнхэгун. Боковой павильон храма Ваньфугэ, 1744 г.
126. Пекин. Храм Юнхэгун. Павильон Фалундянь 127. Пекин. Храм Юнхэгун. Боковой павильон храма Ваньфугэ, 1744 г.

Первоначально на этом месте был дворец Юнцинванфу. После 1723 г. часть помещений была превращена в ламаистский монастырь и в 1725 г. переименована в Юнхэгун. В 1744 г. император Хунли, правивший под девизом Цяньлун (1736—1796), расширил храм. 

Юнхэгун занимает участок неправильной формы площадью 6,5 га, протянувшийся с севера на юг почти на 500 м. По принципам планировки и трактовке храмовых павильонов Юнхэгун представляет собой типичный образец китайского буддийского храма. Особенности его как ламаистского храма проявляются главным образом в назначении зданий и находящихся в них различных религиозных атрибутов, включая многочисленные изображения святых, реликвии и росписи.

В планировке храма отчетливо выделены две части: южная и северная. Южная, где пет больших построек, отведена под парадные дворы и жилые помещения монахов, так называемые «городок живых будд» и «городок живых лам», занимающих большую часть этой территории. В северной части сосредоточены храмовые павильоны и другие сооружения. С востока к комплексу примыкает парк Тайхэчжай, бывший в свое время частью дворца Юнцинванфу. У входа в храм расположен небольшой двор, огороженный стеной, имеющей с востока и запада проходы, за которыми стоят большие трехпролетные пайлоу. У южной стены находится стенка-экран «инби», предназначенная для защиты храма от злых духов. За парадными воротами в северной стене лежит площадь Торжественных шествий длиной 170 и шириной 40 м, огражденная красными стенами, за которыми находятся жилые помещения монастыря.

За площадью Торжественных шествий расположен передний двор храма с башнями Колокола и Барабана у южных ворот, двумя беседками со стелами у северных и воротами (Ацзымынь) с востока и запада. Передний двор служит парадной площадью, открывающей ряд внутренних пространств с основными сооружениями храма. Здание храма Юнхэмынь является одним из шести главных храмовых павильонов Юнхэгуна, которые вместе с расположенными по бокам менее значительными постройками образуют замкнутые дворы, близкие к традиционной планировочной ячейке типа «сыхэюань». В Юнхэгуне выполняли не только различные религиозные обряды, но и изучали ламаизм, поэтому часть помещений отводилась под аудитории для изучения официальной и тайной частей религии, для совершения ритуалов и посвящений.

Основные положения религии, их последовательность определили религиозную значимость каждого павильона и его место в общей композиции храма. Так, Юнхэмынь — храм Четырех небесных богатырей, охраняющих небесные миры, — символизирует подступ к священным мирам. Павильон Юнхэгун, занимающий северную часть второго двора, посвящен Буддам трех времен — Кашба, Шакьямуни и Майтрейи. Многие сооружения посвящены основателю ламаизма Цзонкаба (Цзонхава). Центральное место среди них занимает Фалундянь (рис. 126). Это крестообразное в плане сооружение с кровлей сложной конфигурации, на которой во второй половине XVIII в. были надстроены пять башенок.

Завершает композицию храмового комплекса другая значительная постройка — павильон Ваньфугэ, посвященный Будде будущего — Майтрейи (рис. 127). Это двухэтажное здание с высокой двухъярусной кровлей, построенное в 1744 г. Наклонные галереи на уровне второго этажа соединяют его с двумя близлежащими павильонами. Вместе они образуют стройный и величественный ансамбль, близкий по духу к архитектуре Танской династии (618—907). В Ваньфугэ находится крупнейшая в Китае фигура Майтрейи, изготовленная из огромного ствола сандалового дерева, высотой около 18 м. По некоторым источникам известно, что сначала была установлена статуя, а затем над ней построен павильон. Цветовое оформление построек Юнхэгуна характерно для храмовой архитектуры Китая. В декоративном убранстве храмов использовались ограниченное число тонов, определенные орнаменты и их сочетания в духе «дяныпи» — особого стиля художественной росписи, применяемого в торжественных и официальных постройках. Преобладают зеленые, голубые и синие тона. Белый цвет четко обозначает границы отдельных цветов, покрывающих балки, доугуны и другие многочисленные детали сложных карнизов. Среди элементов орнаментов часты изображения драконов в облаках, узоры, включающие в себя священные знаки и символы буддизма, растительные и геометрические мотивы. Вместе с желтым цветом глазурованной черепицы, красными колоннами и стенами павильонов росписи создают выразительный образ, подчеркивая строгость и величественность храма.

В планировке храма большую роль играют террасы, расположенные в разных уровнях, соединенных лестницами. Они имеют прямоугольную форму. Часть павильонов, как, например, Юнхэгун, Юнъюдянь, располагаются на наиболее высоких террасах. Это усложняет общую композицию храма, придает ей торжественный характер.

128. Провинция Жэхэ (совр. Хэбэй), г. Чэндэ. Загородный дворец Жэхэсингун и храмовый ансамбль: 1 — дворцовый парк; 2 — южные ворота; 3 — дверец Чжэнгун; 4 — дворец Дунгун; 5 — озеро Жунху; 6 — озеро Дунху; 7 — храм Путоцзунчэнмяо; 8 — храм Сюймифушоу
128. Провинция Жэхэ (совр. Хэбэй), г. Чэндэ. Загородный дворец Жэхэсингун и храмовый ансамбль: 1 — дворцовый парк; 2 — южные ворота; 3 — дверец Чжэнгун; 4 — дворец Дунгун; 5 — озеро Жунху; 6 — озеро Дунху; 7 — храм Путоцзунчэнмяо; 8 — храм Сюймифушоу

В начале XVIII в. к северу от Пекина в районе г. Чэндэ провинции Жэхэ (соврем. провинция Хэбэй) было начато строительство большого комплекса дворцов, парков и храмов (рис. 128) с целью создания загородной резиденции, где было бы удобно устанавливать личные контакты с правителями Тибета, Монголии, Центральной Азии. Было сделано все, чтобы поразить их богатством и могуществом Цинской империи, привлечь их на свою сторону, превратить в покорных вассалов и спокойных соседей. Работы были закончены лишь в конце XVIII в.

Восемь больших и несколько малых храмов широкой дугой охватывают дворец и огромный парк. Они расположились у подножия гор к северу и северо-востоку от загородного дворца и отделены от него р. Жэхэ. Часть построек расположена на отрогах хребтов, что позволило создать интересные многоступенчатые композиции. Строители с большим мастерством решали задачу создания архитектурного ансамбля с развитием его не только по горизонтали, но и по вертикали. Вершины горных отрогов считались наиболее подходящими участками для расположения храмов, и поэтому основная продольная ось некоторых храмов отклонена от традиционной оси юг — север.

В планировке храмов, выборе архитектурных средств, типов зданий чувствуется влияние различных архитектурных стилей. Основой, несомненно, послужила китайская архитектура. Но очень сильно и влияние тибетского зодчества. Различные стили смешиваются в постройках, создавая так называемый китайско-тибетский стиль.

129. Чэндэ. Храм Путоцзунчэнмяо, 1770 г.
129. Чэндэ. Храм Путоцзунчэнмяо, 1770 г.

Наиболее выразительным в этом отношении является самый большой в г. Чэндэ храм Путоцзунчэнмяо, построенный в 1770 г. по случаю приезда далай-ламы (рис. 129). Его архитектура близка к архитектуре некоторых тибетских храмов, в частности напоминает дворец Потала в Лхасе. Храм расположен на вершине одного из отрогов горного хребта к северу от загородного дворца за рекой, через которую переброшен каменный мост, соединяющий этот загородный дворец с Путоцзунчэнмяо. Сразу за мостом на ровном участке у подножия холма раскинулся так называемый передний, или внешний, двор. Как и во всех храмах, основные постройки расположены на продольной оси храма (юг — север). Центральная часть комплекса занята множеством зданий, большинство которых высотой в два-три этажа близки по типу к постройкам ламаистских монастырей и имеют плоскую кровлю. На главной оси были воздвигнуты каменные пайлоу, облицованные керамикой.

Среди построек, сооруженных на вершине холма, по своей массе преобладает здание Дахунтай, вернее, комплекс зданий, ступенями поднимающийся к вершине. Его южный фасад высотой более 50 м имеет десять этажей, общая ширина здания по нижним этажам 160 м. Масса оконных проемов, частью ложных, расположена в правильном геометрическом порядке и подчеркивает масштаб сооружения. В основе планировки лежит принцип «сыхэюань», предусматривающий периметральную застройку дворов. В центре воздвигнут дворцовый павильон, имеющий в плане форму квадрата и завершенный четырехскатной двухкарнизной кровлей. Большую роль в компоновке помещений Дахунтай играют внутренние дворики. Наружная стена имеет толщину более 2 м. На плоской кровле некоторых зданий построены шести- и восьмиугольные беседки с двухкарнизной шатровой кровлей. Расположенные на разных уровнях, они в значительной мере оживляют суровый облик Дахунтай, сложенный из больших каменных блоков.

130. Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Репродукция с картины XVIII в.
130. Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Репродукция с картины XVIII в.
131. Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай: 1 — южный фасад; 2 — разрез А — А; 3 — план первого этажа; 4 — план третьего этажа; пагода храма Сюймифушоу
131. Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай: 5 — фасад; 6 — план
131. Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай: 1 — южный фасад; 2 — разрез А — А; 3 — план первого этажа; 4 — план третьего этажа; пагода храма Сюймифушоу; 5 — фасад; 6 — план

Во дворце Сюймифушоу, предназначенном для панчен-ламы, преобладали здания с плоской кровлей, близкие по архитектуре к постройкам тибетских храмов (рис. 130). Центральное место также занимала многоэтажная красная башня Дахунтай, возвышающаяся на высоком цоколе. Сооружения, выполненные в духе китайской традиционной архитектуры, в значительной степени смягчали суровый характер храма. За ним была построена небольшая восьмиугольная в плане семиэтажная пагода, облицованная глазурованной керамической плиткой желтого и зеленого тонов (рис. 131).

Среди многочисленных храмов, подвергшихся реконструкции в XVIII в., видное место занимает храм Конфуция в г. Цюйфу провинции Шаньдун, построенный в период правления династии Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) и затем много раз перестраивавшийся (рис. 132). В 1725 г. император Иньчжэн, правивший под девизом Юнчжэн (1723—1735), приказал восстановить его после пожара, вызванного молнией. Храмовый ансамбль расположен на участке 9,2 га, представляющем собой вытянутый неправильный четырехугольник со сторонами 150x630 м. По центральной оси юг — север расположен ряд дворов, соединенных воротами и павильонами. Первые три двора засажены кипарисами.

132. Провинция Шаньдун. Цюйфу. Храм Конфуция. План 133. Павильон Дачэндянь, 1730 г. Фрагмент здания
132. Провинция Шаньдун. Цюйфу. Храм Конфуция. План 133. Павильон Дачэндянь, 1730 г. Фрагмент здания, план, разрез
133. Павильон Дачэндянь, 1730 г. План, разрез

В основу композиции положен принцип развертывания архитектурных сооружений. По мере продвижения к центру ансамбля нарастает архитектурное звучание, вершиной которого является павильон Дачэндянь, построенный в 1730 г. (рис. 133). Его высота — 24,8, ширина 45,8 и глубина 24,9 м. Здание покрыто желтой черепицей. Вокруг него идет открытая галерея. Колонны южного фасада покрыты резными изображениями драконов. Остальные колонны украшены резьбой геометрического характера. Перед павильоном, возвышающимся на двухъярусной террасе, расположена площадка, на которой происходили ритуальные танцы в честь Конфуция. Внутри храма Дачэндянь в центре зала на украшенном драконами ложе находится сидящая статуя Конфуция. По бокам — изображения последователей философа. Особенностью павильона является то, что для колонн внешнего ряда использован камень и вся поверхность колонн покрыта резьбой; это отступление от правил, так как обычно колонны в храмах должны быть из стволов больших деревьев, специально обработанных и покрытых лаком. Иногда внутри храмов встречается тиснение узора по поверхности колонн. Использование драконов — символов императорской власти — в качестве основного мотива орнаментации колонн свидетельствует о большом почитании Конфуция императорами.

Планировка храма создавалась в течение длительного времени. В связи с этим первоначальная планировка, не потеряв своей четкости, усложнилась. Храм Конфуция — это одно из лучших произведений китайской архитектуры.

134. Пекин. Храм Биюньсы: А — план 1 — пагода Цзиньганбаоцзота; 2 — храм Пятисот алоханей Убайлоханьтан; 3 — пайлоу; Б — фасад и плате пагоды Цзиньганбаоцзота
134. Пекин. Храм Биюньсы: А — план 1 — пагода Цзиньганбаоцзота; 2 — храм Пятисот алоханей Убайлоханьтан; 3 — пайлоу; Б — фасад и плате пагоды Цзиньганбаоцзота
135. Пекин. Храм Биюньсы. Общий вид и пайлоу
135. Пекин. Храм Биюньсы. Общий вид и пайлоу

В середине XVIII в. был значительно расширен храм Биюньсы, расположенный в горах Сишань к западу от Пекина (рис. 134). Биюньсы имеет облик, характерный для китайских буддийских храмов. В планировке применен принцип последовательного расположения дворов по оси. Храмовый комплекс расположен у подножия горы в небольшой долине. В связи с особенностями рельефа ось его значительно отклонена от меридионального направления. За передними дворами с традиционными башнями Колокола и Барабана, павильонами, посвященными небесному владыке Тяньвану и бодисатвам, и другими сооружениями стоят три пайлоу и пагода Цзиньганбаоцзота, построенная в 1748 г. (рис. 135).

Передние дворы храмового комплекса с шестью павильонами представляют собой главную часть и были сооружены еще в период династии Мин. За ними был разбит парк. Возведение в нем пятибашенной пагоды изменило композиционный замысел всего храма. Пагода стала центром ансамбля. Ее прообразом была пятибашенная пагода Утасы, находящаяся у ворот Сичжимынь в Пекине. Пагода расположена на высоком прямоугольном двухступенчатом основании высотой около 12 м со сторонами 24x33 м, сооружена из мраморовидного известняка и разбита горизонтальными тягами на несколько поясов. Плоскости верхнего и нижнего поясов покрыты барельефными изображениями Будды. Средний пояс и тяги украшены резьбой. Резные мраморные перила трижды опоясывают башню. Пагоду завершают пять стройных многоярусных башен и две небольшие ламаистские бутылеобразные ступы. Общая высота пагоды, включая основание, превышает 34 м.

В храме Биюньсы много зелени. Западную часть храма занимает парк Сиюань. В нем в середине XVIII в. был построен павильон Убайлоханьтан, где размещены 500 изваяний алоханей. Павильон выполнен по образцу павильона храма Цзинцзясы в Ханчжоу. Он представляет собой прямоугольный, близкий к квадрату зал; над кровлей в центре возвышается небольшая двухъярусная башня. Восточную часть храма занимает загородный дворец с парком Шуйцюаньюань. На территории Биюньсы много источников, что позволило создать несколько водоемов, придающих своеобразие ансамблю.

Несмотря на то что позиция даосизма в XVII—XIX вв. несколько ослабла по сравнению с периодом правления императоров Минской династии, строительство даосских храмов продолжалось. Даосский храм Байюньгуань в Пекине, один из известных даосских храмов Китая, возникших в XII в. при императорах Сюанье (девиз правления Канси, 1662—1723) и Хунли (девиз правления Цяньлун, 1736—1796), подвергся значительной переделке. В состав комплекса храма кроме культовых построек входили гостиницы, хранилище канонических книг и другие сооружения. Большая часть подсобных и служебных помещений, как и во всех храмах, располагалась в боковых дворах и северной части храма.

В VIII—X вв. Китай устанавливает торговые связи с арабским Востоком. Это привело к тому, что в южных районах страны, особенно в портовых городах, получило распространение мусульманство. Первые мечети были построены в Кантоне, Цюаньчжоу, Ханчжоу. В дальнейшем в XVII—XIX вв. мечети появились во многих других городах.

Мечеть представляет собой комплекс сооружений, имеющих типичную структуру китайского деревянного каркасного здания. Главный павильон разделен колоннами на ряд нефов. В среднем устраивался михраб. Минарета, как такового, не было. Но в число других построек мечети обычно входила башня Банкэлоу высотой в несколько этажей. Влияние арабского искусства проявлялось лишь в орнаменте и декоре.

Пагоды. В XVII—XIX вв. строительству пагод уделялось меньше внимания, чем в предыдущие периоды. Отдельные нововведения не изменяют общего характера уже выработанных типов. В пагодах юга Китая, ряде пагод Пекина и его окрестностей заметно стремление к обилию и пышности декора, тщательной проработке деталей. Вместе с тем некоторые пагоды отличаются аскетизмом и суровостью. Иногда башня используется как составной элемент более сложного сооружения. В 1651 г. в монастыре Фахайсы в горах Сишань, к западу от Пекина, была построена небольшая надвратная пагода. Прямоугольное, близкое в плане к квадрату основание, на котором возвышается ламаистская пагода, перерезано арочными воротами. Еще более сложную композицию представляют ворота храмов в г. Чэндэ, где на одном пилонообразном основании сооружены пять небольших пагод.

В XVIII в. получили распространение небольшие пагоды, облицованные цветной глазурованной плиткой. Карнизы, обломы, изображения будд также выполнялись из специальных глазурованных деталей. Такие пагоды возводились во дворцах, храмах, парках. В 1750 г. были сооружены пагода Люлита или Дабаота в летнем дворце Циньиюань (Ихэюань). Восьмиугольная трехъярусная башня, возвышающаяся на небольшом основании, завершена трехкарнизной кровлей. Четыре более широкие стороны ориентированы по сторонам света. В середине каждого яруса, отделенного от других небольшими карнизами с черепичной кровлей, имеются ниши с изображениями будд. Глазурованные плитки с преобладанием синих и зеленых тонов дают великолепный цветовой эффект. Подобная пагода была построена и в парке Юаньминъюань. В ее отделке применены майоликовые плиты красного, синего, желтого, зеленого и других тонов.

В храмах Жэхэ и парке Сяншань в середине XVIII в. были сооружены пагоды несколько другого типа. На восьмиугольном каменном основании высотой около 8 м возвышалась восьмигранная семиэтажная башня, облицованная глазурованной плиткой. Пагода завершена восьмискатной шатровой кровлей. Вокруг пагоды шла галерея.

В конце XVIII в. была перестроена пагода храма Кайюаньсы в уезде Динсянь провинции Хэнань, относящаяся к периоду Тан. Это одиннадцатиэтажная восьмиугольная башня, почти лишенная украшений. Ее простые и строгие карнизы суживаются кверху по плавной кривой. В это же время в храме была построена еще одна кирпичная пагода — Чжуаньта. В ней заметно влияние старых традиций. Прямоугольная девятиэтажная башня с массивными карнизами, суживающимися кверху почти по прямой, близка к раннетанским образцам.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)