Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Коррупция государственного аппарата и поборы властей тяжело отражались на положении широких слоев населения. Жестокая эксплуатация крестьянства, а также проникновение торгового и ростовщического капитала в деревню, ускорившего ее разорение, приводили к непрерывным крестьянским восстаниям, вылившимся в Великую крестьянскую войну. В 1644 г. восставшие овладели Пекином. Чтобы сохранить экономическую и политическую власть, феодалы и крупные чиновники, предав интересы народа и страны, заключили союз с маньчжурами, создавшими в начале XVII в. к северо-востоку от Великой Китайской стены воинственное государство Цзинь. Объединенные силы китайских реакционеров и маньчжуров нанесли поражение армии повстанцев и захватили Пекин. Маньчжуры овладели всем Китаем и образовали новую империю Цин, столицей которой в 1644 г. становится Пекин.

Войны нанесли огромный ущерб хозяйству страны, затормозили развитие экономики. Новые правители были вынуждены осуществить ряд мероприятий по подъему экономики страны и облегчению положения крестьянства.

Во второй половине XVIII в. Цинская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. Усиление страны сопровождалось захватническими войнами, обогащавшими правящую верхушку. Были захвачены Джунгария и Восточный Туркестан, присоединен Тибет; Бирма и Вьетнам признали вассальную зависимость от Цинской империи. Стабилизация политической власти и укрепление экономики сопровождались расширением ремесленного производства и торговли, объемы которых значительно превысили уровень XVI—XVII вв., а также дальнейшим развитием сельского хозяйства.

Развитие капиталистических отношений приводит к созданию больших частных и государственных мануфактур в различных отраслях производства, к изменению форм оплаты труда и расширению товарно-денежных отношений. Однако старый социально-экономический строй препятствовал дальнейшему развитию страны. Застой во всех областях жизни, жестокое национальное и классовое угнетение, особенно усилившееся к концу XVIII — середине XIX вв., характерны для позднефеодального Китая, раздираемого внутренними противоречиями. Этим положением стремились воспользоваться иностранные капиталистические державы, и в первую очередь Англия, чтобы закабалить Китай. «Опиумные войны» середины XIX в. привели к прямому разделу Китая на сферы влияния и превращению его в полуколонию.

Богатая древними культурными традициями, но отсталая в политическом и экономическом отношении страна не могла должным образом противостоять притязаниям капиталистических государств. В XVIII—XIX вв. Китай сократил до минимума контакты с другими странами. Политика самоизоляции находила отклик в идеологии, в частности в конфуцианстве, проповедующем подчинение власти, верность преданиям и традициям предков.

Цинские правители, поощряя конфуцианство, старались направить развитие культуры в угодном им направлении, установив строгий контроль государства над всеми сторонами культурной жизни. Но несмотря на цензуру, в литературе и искусстве развиваются реалистические тенденции. В живописи ведущее положение сохранил национальный стиль, продолживший лучшие традиции прошлого. Больших успехов достигло производство изделий из фарфора, бронзы, перегородчатой эмали, лака, шелка, бамбука, полудрагоценных камней (яшмы, нефрита), слоновой кости, дерева.

Влияние культуры Китая испытали на себе многие страны Среднего и Дальнего Востока, оказавшие, в свою очередь, определенное влияние на культуру Китая.

Маньчжуры не принесли с собой нового искусства, наоборот, они восприняли культуру побежденной страны.

В Китае сохранилось большое количество различного рода сооружений. Смена династий не привела к отрицанию старого и нарождению нового стиля в архитектуре. Новое строительство было связано с прославлением силы и могущества династии Цин. Во многих городах, куда приезжал император, в его честь воздвигались храмы, павильоны, беседки, создавались новые загородные резиденции на основе традиционных принципов китайского зодчества. Перестраиваются императорские дворцы Пекина. Большое внимание уделяется реставрации и расширению построек, сохранившихся от времен Минской и более ранних династий. Это объясняется, тем, что маньчжуры стремились подобными мерами показать связь прошлого и настоящего, подчеркнуть свое право выступать в качестве законных наследников Минской династии.

При реконструкции старых сооружений стремились не нарушать общий композиционный замысел, сохранять планы отдельных сооружений и комплексов. Однако вносились некоторые конструктивные изменения, обусловленные развитием строительной техники и совершенствованием традиционных конструктивных схем. В связи с новыми эстетическими вкусами изменяются подход к декоративному оформлению зданий и соотношение отдельных деталей, конструкций, сооружений в целом. На основе полученного опыта были разработаны стандарты, технические правила и нормы, явившиеся развитием принципов стандартизации Сунского и Минского периодов.

В начале XVIII в. во время правления императора Канси был выпущен свод законов и установлений китайского правительства, касающийся архитектуры. В частности, запрещалось самовольное строительство, внесение каких-либо изменений в уже существующие здания. Разрешалось возводить здания лишь по установленным образцам. Определялись порядок строительства и правила финансирования его. При производстве работ необходимо было составлять сметы, которые в зависимости от необходимой суммы утверждались на месте или императором через Министерство строительства, вести контроль за правильным использованием материала; отступления от этих правил карались штрафами. Предусматривалась также ответственность поставщиков за качество материала и т. д.

Архитектура отражала различие общественного положения отдельных классов и групп. Законы устанавливали типы сооружений для каждого сословия, предусматривали качество отделки, строительные материалы, цветовое оформление зданий. В специальном уложении определялось девять групп сооружений для представителей различных классов. Нормировались высота основания, ширина и высота зданий, конструкции, качество и цвет черепицы, колонн и внутренней отделки; устанавливалось количество зданий в комплексе: определялось их значение (главные и второстепенные), тип каждого сооружения. Контроль за соблюдением этих правил велся очень строго.

В 1734 г. вышли правила по строительству «Гунчэнцзофацзэли». Они состояли из 70 разделов, 27 из которых были посвящены определению пропорций, вида, размеров деталей различных сооружений, а остальные — конструктивным деталям, оформлению, методам производства работ, строительным материалам и т. д. Вводилась новая стандартная единица измерения — доукоу. Упорядочение строительных правил и норм несомненно имело положительное значение и способствовало развитию архитектуры, но оно не затронуло сущности архитектуры феодального общества, сохранило ее классовый характер.

Всеми строительными делами руководила палата Гунбу или Министерство строительства, в ведении которого находилось строительство всех государственных зданий, мостов, плотин и других сооружений.

83. Типичная схема здания. Фасад, план
83. Типичная схема здания. Фасад, план
84. Ордер. Конструктивная схема: 1 — консольный брус фэйгуань; 2 — карнизная стропильная нога яньгуань; 3 — карнизный прогон ляояньфан; 4 — поперечная связь лоханьфан; 5 — доу; 6 — гун; 7 — шуадоу; 8 — ань; 9 — лудоу (5—9 детали консольной капители доугун); 10 — поперечная балка; 11 — архитравная балка; 12 — колонна; 13 — база колонны
84. Ордер. Конструктивная схема: 1 — консольный брус фэйгуань; 2 — карнизная стропильная нога яньгуань; 3 — карнизный прогон ляояньфан; 4 — поперечная связь лоханьфан; 5 — доу; 6 — гун; 7 — шуадоу; 8 — ань; 9 — лудоу (5—9 детали консольной капители доугун); 10 — поперечная балка; 11 — архитравная балка; 12 — колонна; 13 — база колонны
85. Типовые схемы поперечных разрезов зданий
85. Типовые схемы поперечных разрезов зданий

В XVII—XVIII вв. ведущее место продолжают занимать деревянные конструкции. Многовековая практика дала экономичные конструктивные решения, наиболее полно учитывающие условия работы деревянных конструкций. Своеобразные конструкции придают китайским сооружениям характерный облик и являются одной из отличительных черт китайской архитектуры (рис. 83).

В основе большинства сооружений лежит одна и та же конструктивная схема, представляющая собой стоечно-балочный каркас, где нагрузка от кровли через систему горизонтальных балок и карнизных кронштейнов доугун передается на колонны и далее на фундаменты (рис. 84). Стены выполняют лишь функцию ограждения и часто возводятся в виде деревянных сборно-разборных конструкций типа «гэшаньмынь», состоящих из дверных и оконных блоков с изящными переплетами. Два поперечных ряда колонн, связанных по верху системой балок, образуют конструктивную ячейку «цзянь», имеющую в плане прямоугольную форму. Длина здания определяется числом пролетов по фасаду, т. е. количеством ячеек «цзянь», поставленных в ряд. Глубина здания зависит от величины «цзянь» и числа колонн в поперечном ряду.

В XVII—XIX вв. продолжали применяться традиционные схемы зданий с различным числом колонн и прогонов, позволявшие возводить как простые, так и весьма сложные многопролетные сооружения (рис. 85). Наружный ряд колонн, поддерживающий далеко выступающий свес крыши, величина которого равна 1/3 высоты колонны, часто образует открытую галерею с одной, двух или четырех сторон здания. Высота колонны соразмерна с ее толщиной и обычно составляет десять диаметров.

86. Кронштейны доугун: 1 — угловой доугун: 2 — рядовой доугун
86. Кронштейны доугун: 3 — детали доу и гун
86. Кронштейны доугун: 1 — угловой доугун: 2 — рядовой доугун; 3 — детали доу и гун

Кронштейны доугун являются связующим звеном между вышележащими конструкциями, балками и колоннами, расположенными ниже. Кроме того, они предназначаются для равномерного распределения вертикальных нагрузок (рис. 86). Каждый доугун представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных элементов, соединенных врубками. Основными деталями являются: доу — квадратный элемент с пазами в верхней части, куда вставляется кронштейн гун — продолговатый брус в виде скобы с вырезами. Все доу имеют одинаковые размеры, в то время как вышележащие гуны длиннее расположенных ниже. В результате создается конструкция, значительно расширяющаяся кверху от опоры, способная выдержать большие нагрузки, что позволяет увеличить площадь опор кровли и сделать более значительным ее вынос. Ширина паза доу, называемая доукоу, и является модулем всей конструктивной системы. Согласно модулю определяются диаметр колонн, размеры балок, расстояние между осями доугунов, которое было постоянным и равнялось 11 доукоу. Доугуны, находящиеся на балках между колоннами наружных рядов и над колоннами, образуют единый многоярусный карниз, поддерживающий кровлю и придающий китайским зданиям особую легкость. Характерный изящный изгиб кровли на концах крыши создавался также за счет доугунов, а не за счет увеличения высоты крайних колонн, как это было в Сунский период.

Ширина пролетов по фасаду связана с числом доугунов между колоннами. В среднем, наиболее широком пролете их было шесть или восемь; иногда доугуны образуют постепенно убывающий ряд — шесть, пять и четыре. В самом узком пролете, связанном с галереей, размещается один доугун. Являясь конструктивным элементом, доугуны в то же время имеют декоративное значение как для внешнего облика здания, так и для его интерьера. В XVIII в. доугуны становятся более дробными и легкими, увеличивается их число в здании.

Балки между колоннами наружных рядов, на которые опираются доугуны, являются своеобразными архитравами. Переход от них к колоннам, образующим галереи, осуществляется при помощи кронштейнов, длина которых равна 1/31/4 ширины пролета. С течением времени кронштейны утратили свой конструктивный характер и превратились в декоративный элемент, завершающий колонну.

87. Архитектурно-конструктивные схемы здания: 1 — разрез кровли здания; 2 — схема трехпролетного здания
87. Архитектурно-конструктивные схемы здания: 1 — разрез кровли здания; 2 — схема трехпролетного здания
88. Фрагменты конструкций зданий: 1 — детали кровли типа «удянь»; 2 — детали кровли типа «сешань»; 3 — конструкция платформы; 4 — платформа типа «сюймицзо»
88. Фрагменты конструкций зданий: 1 — детали кровли типа «удянь»; 2 — детали кровли типа «сешань»; 3 — конструкция платформы; 4 — платформа типа «сюймицзо»

Большую роль в конструктивной схеме сооружения играет крыша, которая имеет не только функциональное значение, но и является важным декоративно-художественным элементом, завершающим все сооружение (рис. 87). Крыша, превышающая часто половину высоты самого здания, поражает своей легкостью и изяществом. Приподнятые по углам концы кровли, большой вынос карниза, дающий глубокие тени, галереи вокруг зданий усиливают это впечатление.

Крыша покрывается цилиндрической черепицей, заканчивающейся по краю кровли налепами и капельниками. Конек и ребра скатов выполняются из специальных деталей сложного профиля, обеспечивающих плотное примыкание составных частей кровли и закрывающих щели. Ребра скатов украшаются нечетным числом — три, пять, семь, девять, одиннадцать культовых декоративных деталей в виде фигурок святых, мифических животных и птиц, представляющих добрых духов, защищающих здание от злых сил. Конек завершается по концам изображением головы дракона, высота которой в наиболее значительных постройках достигает 3,3 м (рис. 88).

Еще в древности применялись различные типы крыш, в том числе двускатные, четырехскатные, полувальмовые, с многоярусными карнизами, шатровые и др. (рис. 89). Все эти типы кровель применялись и в XVII—XIX вв. Основные конструктивные элементы кровли — продольные прогоны располагаются через равные промежутки. В крыше с коньком число их нечетное и колеблется в пределах 3—9. Превышение по высоте одного прогона над другим является функцией расстояния между прогонами X и выражается рядом 0,5Х; 0,7Х; 0,8Х и 0,9Х для кровли в девять прогонов. Иногда это соотношение несколько меняется (рис. 90). Расстояние между прогонами связано с размером колонн и равняется четырем ее диаметрам. Соблюдение этих закономерностей создает кривизну скатов, характерную для всего периода Цинской империи.

89. Типы кровель: 1 — «сюаньшань»; 2 — «иншань»; 3 — «удянь»; 4 — «сешань»; 5 — «чжунъянь сешань»; 6 — «чжунъянь удянь»
89. Типы кровель: 1 — «сюаньшань»; 2 — «иншань»; 3 — «удянь»; 4 — «сешань»; 5 — «чжунъянь сешань»; 6 — «чжунъянь удянь»
90. Схема построения кривизны кровли для различных типов зданий: 1 — павильон типа «дянь» в девять прогонов линь (Н = 60 доукоу); 2 — павильон в семь прогонов линь (Н = 0,8 ширины среднего пролета); 3 — павильон в пять прогонов линь (Н = 0,75 ширины среднего пролета)
90. Схема построения кривизны кровли для различных типов зданий: 1 — павильон типа «дянь» в девять прогонов линь (Н = 60 доукоу); 2 — павильон в семь прогонов линь (Н = 0,8 ширины среднего пролета); 3 — павильон в пять прогонов линь (Н = 0,75 ширины среднего пролета)

Каркасная система сохраняет свое значение и тогда, когда наружные ограждающие конструкции выполняются из кирпича, а деревянные стойки-колонны проходят в толще стен, ограждающих здание по бокам или с трех его сторон.

Камень сравнительно широко применялся в строительстве, в частности для платформ, которые возводились, как правило, под дворцовыми, храмовыми и жилыми зданиями. В наиболее простых сооружениях камень использовался для фундаментов колонн, часто составляющих с базой колонн единое целое, и в стенках, ограничивающих глинобитное тело платформы по периметру. Камень применялся также при строительстве лестниц, ведущих на мощеную плитами площадку, высота которой составляет 1/5 — 1/7 высоты колонны.

Под главными зданиями некоторых храмовых и дворцовых комплексов возводились сложные платформы — террасы — высотой до 1,5 м и более в виде профилированного стилобата «сюймицзо» с резными перилами поверху. Обломы стилобата имеют характерный четкий контур с симметричным расположением профилей относительно средней части, выполненной в виде пояса. Резьба покрывает все профили почти сплошным узором. На криволинейной поверхности некоторых профилей встречаются детали, близкие по характеру к ионикам. Число обломов и их размеры определяются особым масштабом. За единицу измерения принята величина полочки, отделяющей один профиль от другого. Перила выполнялись из беломраморных квадратных столбиков с резными верхушками и вставных панелей. Размеры ограждения, характер и тематика резьбы также определялись стандартом, введенным в XVIII в.

При сооружении главных павильонов императорских дворцов и храмов возводились многоярусные платформы, где каждый ярус состоял из стилобата типа «сюймицзо» с многочисленными лестницами и дополнительными деталями, в частности водосливами в виде головы дракона или крокодила, которые устанавливались в углах террас и придавали им еще более торжественный вид.

В китайской архитектуре конструкции являются не только инженерным элементом, но и элементом декоративным. Конструктивные элементы не прячутся, наоборот, они выявляются, в них подчеркивается художественное начало, которое находит свое развитие в росписях, покрывающих детали и элементы конструкций. Особенности окраски и декора в китайской архитектуре заключаются в том, что они связаны с характером и функцией конструкций. Они не только украшают поверхность конструктивных элементов, но и подчеркивают их назначение.

В декоре и цвете отражен принцип общественной иерархии. Существовало пять священных цветов: желтый цвет символизировал силу, величие, богатство, могущество; красный — счастье, дружбу; зеленый (голубой, синий) — вечный мир, покой; белый — чистоту, свет, согласие и траур; черный (темный) — разорение, опустошение. В китайской архитектуре основными цветами являются красные, желтые, зеленые, синие и другие жизнеутверждающие тона, лишь незначительное место отведено темным цветам. В соответствии с символикой желтый цвет признается цветом императора. Крыши основных сооружений императорских дворцов и храмов, почитаемых императором, покрывались желтой черепицей. Крупные сановники могли крыть свои постройки зеленой черепицей. Чиновники имели дома с простыми серыми черепичными кровлями. В зависимости от ранга сооружения колонны и деревянные детали зданий окрашивались в красный, зеленый, желтый или другие цвета.

XVIII в. был наиболее благоприятным для развития архитектуры. Именно в эта время были созданы значительные постройки. Архитектура на этом этапе не отходит от основных традиционных принципов, свойственных архитектуре более ранних периодов — Тан и Сун. Однако усложняются детали, декор, совершенствуются установленные ранее приемы, наблюдается тенденция к пышности и роскоши. По-прежнему сохраняется органическая связь архитектуры с природой, причем не только отдельных сооружений, но и целых ансамблей. Увеличивается декоративное убранство зданий, улучшается художественное выполнение росписей, резьбы и т. д.

Принцип расположения отдельных зданий в ансамбле, конструктивное и архитектурное решение их подчинялось строгим правилам. В XVII—XVIII вв., как и раньше, преобладала система застройки двора, в основе которой лежат принципы «саньхэюань» и «сыхэюань», выработанные в глубокой древности как основа планировки жилищ всех слоев населения.

***

Сильные художественные традиции уже на ранних ступенях феодализма способствовали тому, что при дальнейшем развитии культура Китая сохранила свою яркую индивидуальность.

Архитектура Китая взаимодействовала с архитектурой многих стран, особенно с зодчеством стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Даже такая общность с этими странами, как принятие буддизма и соответственно появление одинаковых по функциональному назначению зданий, не привели к заимствованию объемных композиций и архитектурных форм, которые, сохраняя свою основу, прошли путь последовательного развития. Собственные изначальные композиционные приемы как генеральных планов комплексов, так и отдельных построек оставались постоянными и с течением времени достигли исключительной четкости и полноты выражения основных идей. При этом специфические черты отличают ансамбли дворцов, монастырей, погребений и других построек.

Градостроительные принципы составляли разработанную систему, которая воплощалась в художественных объемно-пространственных композициях.

Достижения китайской архитектуры более чем за полтора тысячелетия феодального строя в стране — богатый вклад в сокровищницу мировой архитектуры.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)