Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв.: погребальные сооружения

Глава «Архитектура Китая сер. XVII – сер. XIX вв. Погребальные сооружения» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лазарев Г.З.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


После смерти император окружался таким же почитанием и уважением, как и при жизни. Создавались огромные ансамбли, призванные увековечить его имя. Они возводились в основном в соответствии с традициями, выработанными в древности, в частности в Минскую эпоху. Гробницы императоров Цинской династии находятся в трех местах: у г. Шэньян, погребения Дунлин к востоку от Пекина (уезд Цинлусянь провинции Хэбэй) и Силин к западу от Пекина (уезд Исянь провинции Хэбэй).

160. Провинция Ляонин. Шэньян. Гробница Бэйлин, XVII в. План
160. Провинция Ляонин. Шэньян. Гробница Бэйлин, XVII в. План

Первая гробница этой династии, сооруженная в нескольких километрах к северо-западу от Шэньяна, принадлежала императору Тайцзуну, основавшему Маньчжурскую династию (рис. 160). Комплекс гробницы расположен на сравнительно ровном участке. Стена длиной около 1700 м ограничивает прямоугольный участок, образуя как бы внешний город площадью 15,5 га. В центре находится Внутренний город площадью 1,3 га, окруженный высокой стеной длиной 460 м. По углам высятся четыре башни Цзюэлоу. Эта часть гробницы носит крепостной характер. Здесь сосредоточены главные сооружения — павильон Луньэнвдянь с расположенными перед ним боковыми павильонами и мемориальными беседками, башня Минлоу, находящаяся на северной стороне, за которой возвышается могильный холм, окруженный стеной в виде части круга, примыкающего к северной стене Внутреннего города, и гора Гушань. У южной стороны внешней ограды Чжаолин, или Бэйлин, как называлась гробница Тайцзуна, расположен комплекс небольшого переднего дворика, служившего главным входом. За пайлоу тянется аллея изваяний из шести парных фигур.

Вся территория между внутренней и внешней стенами заняты сосново-кипарисовым лесом.

161. Провинция Хэбэй. Уезд Исянь. Захоронение Силин. 4 — захоронение Силин, панорама
161. Провинция Хэбэй. Уезд Исянь. Захоронение Силин. 1 — схема захоронения (1 — гробница Чанлин; 2 — гробница Тайлин; 3 — Чунлин; 4 — ворота)
161. Провинция Хэбэй. Уезд Исянь. Захоронение Силин. 2 — гробница Чанлин, план; 3 — гробница Тайлин, план
161. Провинция Хэбэй. Уезд Исянь. Захоронение Силин. 1 — схема захоронения (1 — гробница Чанлин; 2 — гробница Тайлин; 3 — Чунлин; 4 — ворота); 2 — гробница Чанлин, план; 3 — гробница Тайлин, план; 4 — захоронение Силин, панорама

Несколько другой характер имеют гробницы в окрестностях Пекина (рис. 161).Они расположены группами, каждая из которых в отдельности не имеет внешней стены. Отдельное погребение состоит из нескольких дворов, расположенных последовательно на одной оси. Типичную планировку имеет гробница Тайлин императора Иньчжэна (девиз правления Юнчжэн, 1723—1735 гг.) в уезде Исянь (Хэбэй). Погребальный комплекс начинается небольшой площадью, перед которой расположен канал с тремя параллельными мостиками через него. За площадью — открытое пространство с двумя боковыми павильонами и парадными воротами, ведущими во внутренние дворы. Стены с небольшим рвом окружают основные сооружения гробницы. Поперечные стены делят внутреннее пространство на три части. Первые две представляют собой почти квадратные дворы. В одном находятся главный храмовый павильон, два боковых павильона и мемориальная колонна. В следующем за ним дворе возвышаются пайлоу и башня Минлоу с жертвенным столом перед ней. Третья, северная, часть в плане близка к полукругу. Внутри нее расположен могильный холм Баочэн в виде круглой ограниченной подпорной стеной насыпи, примыкающей с севера к Минлоу. Весь комплекс протянулся с юга на север почти на 500 м и занимает площадь около 5 га. Вокруг сохранились сосновые и кедровые рощи.

162. Провинция Хэбэй. Силин. Гробница Чанлин. Могильный холм Дигун и башня Минлоу. План. Продольный разрез
162. Провинция Хэбэй. Силин. Гробница Чанлин. Могильный холм Дигун и башня Минлоу. План. Продольный разрез
163. Провинция Хэбэй. Силин. Гробница Тайлин. Башня Минлоу
163. Провинция Хэбэй. Силин. Гробница Тайлин. Башня Минлоу

Одна из наиболее изученных гробниц — это гробница Чанлин императора Юнянь (девиз правления Цзяцин, 1796—1820 гг.) в уезде Исянь (рис. 162). Она повторяет принципиальную схему Тайлин. Основные постройки сооружены в 1803 г. (рис. 163).

В том же году была сооружена двухэтажная каменная башня на высокой платформе Фэнчэнминлоу или Минлоу. Перед башней расположена небольшая резная каменная платформа с изображением священных реликвий, предназначавшаяся для свершения обрядов и жертвоприношений. Сразу за Минлоу возвышается Баочэн, окруженный высокой каменной стеной. Баочэн символизирует столицу императора, точно так же, как находящийся под холмом подземный дворец Линдингун символизирует императорский дворец. Дворец состоит из двух сравнительно больших залов и соединяющих их проходов. Все сооружения дворца выполнены в сводчатых конструкциях. Башня Минлоу близка по своим формам к башням городского типа. Она как бы охраняет вход в Баочэн и подземный императорский дворец.

Гробницы представляют собой весьма сложные сооружения, требующие больших затрат времени на постройку, поэтому строительство их начиналось одновременно со вступлением императора на престол или несколько позже. Но и в дальнейшем работы в некоторых гробницах продолжались. Так, в гробнице Чанлин отдельные постройки относятся к 1853 г., когда, вероятно, производилась реконструкция.

Здания отличаются богатым декором и интересным цветовым оформлением с преобладанием ярких тонов.

Основные отличия гробницы периода Цин от минских заключаются в том, что первые сосредоточены в районе Пекина в двух местах, а не в одном, священная дорога духов стала короче, число изваяний уменьшилось и не превышает 10—12. Особенностью цинских могил является и более свободная композиция ансамблей. По-другому происходил и сам процесс сооружения подземного дворца. Павильоны дворца представляли собой здания, сооруженные в заранее открытом котловане. Они покрывались черепичными кровлями и по своему облику совершенно не отличались от обычных наземных построек. По завершении строительства они засыпались и исчезали под могильным холмом Баотин, образуя вместе с опорной стеной и башней Минлоу Запретный город Баочэн. В свое время места захоронений императоров Цинской династии были богато украшены зеленью. Вокруг них создавались искусственные леса с преобладанием сосны, а не кипариса, как это было в Минскую эпоху.

У могил императоров Цинской династии был построен целый ряд пайлоу, которые подчеркивали торжественность и значимость сооружений. Пайлоу имели один, три или пять пролетов. Ширина и высота пролетов зависели от места пайлоу в комплексе сооружений погребения. В многопролетных пайлоу, как правило, пролеты имеют разную высоту. Средний наиболее широкий и высокий подчеркивает ось сооружения. В пятипролетных пайлоу высота крайних пролетов наименьшая. Материалом для пайлоу служили дерево, естественный камень, мрамор или мраморовидный известняк, кирпич, глазурованная плитка. Перед гробницей Тайлин пайлоу выполнены в виде небольших однопролетных ворот, объединенных вставками в одно целое. Иногда пайлоу являются частью стены. Но чаще они стоят самостоятельно. В каменных пайлоу, особенно в многопролетных, заметно прямое подражание деревянным конструкциям. Детали, столь характерные для деревянных сооружений, как, например, доугуны, выполняются в камне, в стилизованном виде воспроизводятся детали карнизов. В каменных пайлоу этого типа очень большие плоскости покрыты резьбой, одним из мотивов является дракон в облаках. Развитый карниз завершает все сооружение. Перед воротами на оси опор на постаментах часто ставили фигуры мифических животных.

XVII—XIX вв. — период правления императоров последней в истории Китая Цинской династии — подводят итог многовекового развития китайской национальной архитектуры. Мастерство строителей, основанное на огромном предшествующем опыте, знание материалов, высокое качество работ и детально разработанные композиционные и конструктивные приемы, позволили создать произведения, поражающие своеобразием и жизнерадостностью. Китайская архитектура тесно связана с обычаями народа, проникнута его традициями, в ней нашел свое выражение весь сложный и многообразный уклад жизни позднефеодального Китая.

Лучшие произведения китайской архитектуры помогают понять сущность нации,, ее историю, трудолюбие народа — истинного творца и создателя национальной архитектуры. Китайская архитектура является одной из самых ярких страниц мирового зодчества.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)