Архитектура Тибета

Глава «Архитектура Тибета» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Глухарева О.Н.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Тибет — национальная область, расположенная на юго-западе Китая, — занимает большую часть Тибетского нагорья (площадь 1215,8 тыс. км2), средняя высота которого 4500 м над уровнем моря, а горные цепи, пересекающие страну, местами превышают 7000 м.

Климат Тибета континентальный с холодной зимой и прохладным летом. Суровые природные условия, почти полное отсутствие дорог и путей сообщения, а также существовавшие раньше строгие законы, запрещавшие иностранцам въезжать в Тибет, привели страну почти к полной замкнутости и оторванности от остального мира на протяжении веков.

В первые века нашей эры кочевые племена цян, пришедшие в Тибет, начали заниматься на юге земледелием, которое в VII—IX вв. получило большое развитие, чему способствовали и успехи в области строительства различных ирригационных сооружений для орошения полей и их защиты от паводковых вод.

Экономическая необходимость объединения всех тибетских племен привела в начале VII в. к сложению единого Тибетского государства, которое позднее играло значительную роль в Центральной Азии. К этому же времени относится развитие политических и культурных связей между отдельными областями страны, враждовавшими между собой.

Для укрепления своей власти правитель Сронцзангамбо (617—649) в 641 г. вступил в брак с китайской принцессой Вань Чэн и непальской царевной. К этому времени относится проникновение в Тибет буддизма. В конце VIII в. буддизм становится государственной религией, а древние религиозные верования «бон», в основе которых лежали шаманизм и анимистические представления, теряют свое прежнее значение.

В XIII в., когда Тибет стал вассалом монгольской династии Юань, влияние китайской культуры ощущалось во всех областях жизни тибетского народа. На экономику Тибета и его культурное развитие оказывали влияние и народы Индии.

В XV в. монах Цзонкаба (Цзонхава) создал новое религиозное учение — ламаизм, сочетавший местные верования с буддизмом. Это новое учение имело большое политическое значение, так как укрепляло феодальный строй в стране. Искусство и архитектура Тибета на протяжении веков были тесно связаны с религией.

Архитектура Тибета отличается своеобразием своих форм, о чем свидетельствуют многочисленные светские и культовые памятники, сохранившиеся в отдельных областях страны. Здания дворцов и храмов Тибета характерны монументальностью, простотой и строгостью своих линий, хорошо сочетаются с окружающей их суровой природой.

Еще в древности на торговых караванных путях в Индию и Непал в Тибете возникли городские поселения вокруг крупных храмов, которые были средоточием торговли и ремесла. Главный город Тибета — Лхаса (Место богов), возникновение которого, по преданию, относят к VII в., когда правитель Тибета Сронцзангамбо перенес свою столицу из долины р. Ярлунг на место современной Лхасы и на горе Марпори воздвигнул свой дворец как символ единства Тибетского государства. До конца VIII в. город носил название Раса (Огороженное место), что указывает на укрепленное поселение, существовавшее до правления Сронцзангамбо.

Название Лхаса город получил благодаря двум статуям Будды Сакъямуни, которые, согласно преданию, были привезены в столицу двумя женами царя из Китая и Непала.

164. Лхаса. План города
164. Лхаса. План города

Город стоит на плато, возвышающемся на 3650 м, на правом берегу реки Кичу среди широкой горной долины. В его западной части возвышается продолговатая высокая скала, на вершине которой построен дворец Потала. Хотя город не имеет регулярной структурно-планировочной композиции, подобно китайским городам, все же можно проследить ориентацию главных магистралей с севера на юг и с востока на запад по долине реки, однако многие улицы проходят в других направлениях, образуя вместе с узкими и кривыми переулками род лабиринтов (рис. 164).

Согласно установленным путям паломников в городе проложены три кольцевые улицы: первая в монастыре Джовокханг, вторая вокруг монастыря, замыкая торговый центр, и третья вокруг старого города.

165. Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Общий вид 165. Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Деталь стены
165. Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Фрагмент фасада 165. Лхаса. Дворец Потала. XVII в. Общий вид, деталь стены, фрагмент фасада

Над всем городом царит огромный дворец-крепость Потала (Дворец второго кормчего) , служивший в течение трех последних веков жилищем далай-ламы — теократического правителя Тибета. Это величественное многоэтажное сооружение состоит из ряда зданий и является наиболее значительным памятником тибетской архитектуры (рис. 165).

Согласно историческим сведениям, Потала был основан в VII в.» но в 1646 г. при далай-ламе Наван-лобсан-джамцо (1617—1682) во дворец была перенесена его резиденция; к этому времени относится сооружение главных зданий. В дальнейшем в XVII—XIX вв. дворец Потала продолжал расширяться и достраиваться. Предания рассказывают о тяжелом труде строителей-рабов, воздвигавших высокое здание дворца. Об этом же повествует и сохранившаяся во дворце стенопись, изображающая строительство Потала. Неизвестный художник правдиво показал многочисленных строителей, несущих в гору тяжелые камни.

Огромный комплекс дворца, протянувшийся на 430 м, как бы вырастает из скалы, составляя с ней единое целое. Дворцовые здания сложены из тесаного, а местами и грубого, необработанного камня. Среди дворцовых зданий, окрашенных в белый цвет, возвышается темно-красный девятиэтажный Красный дворец — Побран-марпо, на плоской крыше которого возвышаются павильоны с позолоченными крышами китайского типа, венчающие усыпальницу, расположенную внутри здания.

Стены дворцовых зданий с большими скатами по углам утолщаются книзу. Фасады с множеством часто расположенных окон в нижней части глухие. Отдельные здания имеют балконы, выступающие один над другим, что еще более усиливает устремленность зданий кверху.

Главная южная сторона дворца обнесена стеной и рядом построек, а в северо-западной части расположен круглый бастион, что подчеркивает крепостное значение дворца Потала. К подножию зданий по склону горы зигзагообразно поднимаются три крутые каменные лестницы с массивными ступенчатыми каменными оградами. Лестницы объединяют комплекс с площадью перед дворцом и городом. Эстетическое впечатление от величественного дворца усиливается также от огромных темно-красных завес, свисающих по фасаду, которые защищают росписи и отдельные части дворца от солнечных лучей и непогоды.

Внутренние помещения дворца, насчитывающие около 1000 комнат, узких полутемных коридоров, переходов и лестниц, состоят из двух основных частей. В первой части расположены жилые комнаты далай-ламы, спальни, молельни, ритуальные залы, библиотека и склады, а также помещения дворцового персонала и приближенных далай-ламы. Во второй части — главное святилище — усыпальницы далай-лам, украшенные золотом и драгоценными камнями, и ритуальные залы. Самая высокая усыпальница XIII далай-ламы в форме чортэна (ступы) из кованого золота достигает высоты трех этажей (около 10 м). Она богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма, инкрустацией драгоценными камнями. На ее ступенях стоят великолепные золотые и фарфоровые лампады XVI—XIX вв., усыпанные драгоценными камнями. Стены святилища украшены живописью на сюжеты преданий и событий из жизни далай-ламы, как, например, изображение его поездки в Пекин и встреча с императрицей Цыси.

Наиболее древняя часть дворцового комплекса — это комната в самой нижней части здания, сложенная из грубого, необтесанного камня. Сохраняющийся в центре ее холм — это вершина горы Марпори, на которой сооружен чортэн в виде груды камней. Рядом находится темная, украшенная скульптурой комната неправильной формы (около 10 м2), которая, по преданию, служила спальней царя Сронцзангамбо и царицы Вэнь Чэн.

Белый ритуальный зал дворца богато украшен стенописью, резными консолями, мозаикой.

Грандиозный ансамбль Потала является замечательным памятником трудолюбия и одаренности тибетского народа.

Жилые постройки Тибета отличаются большой самобытностью. Как правило, жилые дома горожан — это одноэтажные здания, сложенные из сырцового кирпича на каменном основании с плоскими крышами. Полы земляные утрамбованные. Дымоходы отсутствуют, и дым выходит через окна, которые очень редко имеют стекла.

166. Поместье на дороге в Батан. Жилой дом 167. Гьянтзе. Улица
166. Поместье на дороге в Батан. Жилой дом 167. Гьянтзе. Улица
168. Лхаса. Храм Джовокханг (Большого Чжу). Капитель 168. Лхаса. Храм Джовокханг (Большого Чжу). План
168. Лхаса. Храм Джовокханг (Большого Чжу). Фрагмент 168. Лхаса. Храм Джовокханг (Большого Чжу). План, фрагмент, капитель

Жилища более зажиточных горожан обычно двух-трехэтажные, построены из тесаного камня. Прямоугольные, со скошенными, утолщающимися книзу стенами и плоскими крышами каменные массивные здания не имеют окон в нижних этажах, что указывает на их происхождение от крепостной архитектуры. Об этом же свидетельствует и отсутствие постоянных лестниц, которые заменены приставными деревянными, убирающимися в ночное время. В центральной части таких домов находится внутренний дворик. Многочисленные прямоугольной формы окна, расположенные в верхних этажах, украшены выступающими сандриками, отбрасывающими тень. Верхний этаж обычно имеет дымовое отверстие в потолке. Дома окрашены белой известью, а фризы, балки и обрамления оконных проемов выделены коричневым или синим цветом. В целом облик дома отличается монументальностью и суровой простотой своих строгих форм (рис. 166 и 167).

Среди культовой архитектуры Лхасы наиболее древним и значительным памятником является храм Джовакханг (Большого Чжу), по преданию построенный в VII в. принцессой Непала — одной из жен царя Сронцзангамбо по проекту его первой жены китайской принцессы Вэнь Чэн (рис. 168).

Большой храмовый ансамбль, находящийся в центре Лхасы, среди ее узких торговых улиц, расположен на оси восток — запад. Древнейшая постройка его — это возвышающееся в центральной части трехэтажное здание главного храма, увенчанное четырьмя павильонами с медными позолоченными крышами китайского стиля и «знаменами победы» в виде круглых башенок. Первоначально здание было сооружено одноэтажным, но позднее было надстроено еще два этажа.

Перед храмом расположен прямоугольный внутренний двор, окруженный обходными галереями, перекрытия которых поддерживаются столбами. В западной части ансамбля находится часовня с жертвенными алтарями, которая отделена от двора стеной и имеет боковые входы. Далее темный проход с маленькими часовнями по сторонам ведет к главному зданию храма с большим внутренним двором, украшенным статуями Майтрейи — Будды будущего. В западной части двора против входа расположено главное святилище, в котором находятся статуя Будды и 12 золотых лампад перед ней. С трех сторон двора, в двух этажах размещены часовни, отделенные от его пространства резными деревянными колоннами с массивными капителями. Карниз над входами в часовни украшен фигурами мифических буддийских львов, лежащих рядом и как бы поддерживающих выступающие части перекрытия. Низкие дверные проемы часовен украшены барельефами. Галереи, окружающие здание храма, двери, перила, притолоки, конструкции доугунов богато украшены резьбой и местами расписаны яркими красками. Множество статуй божеств установлено в часовнях храма. В двух боковых залах второго этажа находятся статуи Сронцзангамбо и его двух жен (VII в.), трактованные с большой жизненностью.

Архитектура Тибета светского характера еще мало изучена, но и то немногое, что было обследовано в последние годы, представляет большой интерес.

Своей крепостной архитектурой славится поместье Лансэлинь (китайское название), находящееся к западу от г. Цзэтана, построенное в XIII в. одним из представителей тибетской аристократии. Своим суровым обликом поместье напоминает средневековые европейские замки (рис. 169). Ансамбль Лансэлинь расположен на квадратной площади, обнесенной двойными крепостными стенами. Нижняя часть внешних стен шириной около 4,5 м сложена из огромных глыб, а верхняя часть шириной 1 м — глинобитная. Внутренние стены выполнены из камня. По четырем углам, а также и на западной стороне сооружены дозорные башни (дяо). Башня в центре западной стены стоит на мощном основании, которое вдвое шире, чем сама стена. Между наружной и внутренней стеной проходит ров с водой. Главные ворота с южной стороны, расположенные с небольшим отклонением к востоку, ведут через дворы к главному шестиэтажному зданию, которое возвышается в северной части поместья.

После дворца Потала в Лхасе — это самое высокое многоэтажное светское здание Тибета, представляющее собой древний тип национального зодчества. Прямоугольное в плане здание с небольшой выемкой в северо-восточном углу сложено из тесаного камня. Его главный южный фасад имеет в центральной части портик, поднимающийся до уровня третьего этажа, к которому ведет высокая каменная лестница. Над плоской крышей портика находится род террасы с далеко выступающей крышей, опирающейся на два столба. Строго очерченные оконные проемы с сандриками проходят по четырем верхним этажам здания, а на пятом и шестом этажах большие окна расположены по углам и в центральной части. Монументальное здание отражает в своем облике суровые условия того времени.

Внутри узкие и крутые каменные лестницы соединяют этажи между собой. Тесные комнаты, различные по форме и габаритам, плохо освещены. В цокольном этаже этого здания находился хлев, а во втором — кладовые. Помещение третьего этажа было использовано как зал канонических буддийских чтений, и в нем до наших дней сохранилась глиняная статуя божества — защитника поместья. Жилые комнаты хозяина и его семьи находились на верхнем, шестом, этаже в восточной части здания, в западной части этого же этажа помещался малый зал канонических чтений.

Плоская крыша здания служила площадкой для обозрения окрестностей. Двор перед главным зданием окружают хозяйственные постройки — хлевы, кладовые и другие подсобные помещения. Позади здания расположено большое гумно для сушки и обмолота ячменя. Феодал — хозяин поместья — никого не впускал, за редкими исключениями, за стены своего поместья.

169. Окрестности г. Цзэтана. Поместье Лансэлинь, XIII в. План 170. Окрестности г. Лхасы. Монастырь Цзэ Бун. Вход
169. Окрестности г. Цзэтана. Поместье Лансэлинь, XIII в. План 170. Окрестности г. Лхасы. Монастырь Цзэ Бун. Вход
171. Шигатзе. Общий вид
171. Шигатзе. Общий вид

По своему характеру очень близко к этому комплексу и загородное поместье Дондзе феодального рода Пхала, построенное в XIV в. на пути из Рьянтзе в Шигатзе. Высокое пятиэтажное здание и ряд других сооружений, расположенные амфитеатром у подножия горы, возвышаются среди пустынных суровых гор. Главное здание первоначально имело четыре этажа, а позднее было надстроено. Его нижние очень низкие этажи грубо отделаны. Центральная часть здания прорезана по фасаду широкими окнами и балконами. Интересно отметить, что все деревянные конструкции, лестницы, балконы, балки, изготовленные из местных пород древесины, за 600 лет своего существования ни разу не реставрировались.

Помещения низкие и плохо освещены. Лучшие комнаты находятся на пятом этаже, где жили хозяева поместья. Более низкие и темные комнаты этого этажа предназначались для родственников. На четвертом этаже просторные помещения по фасаду служили приемными комнатами, а остальные использовались как залы для чтения буддийских канонов. В полу этого зала устроен люк, куда подвластные роду Пхала высыпали в праздники зерно. Половина этажа с узкими тесными комнатами предназначалась для слуг и мастерских, где пряли шерсть, изготовляли мебель, утварь и шили одежду. Во втором и третьем этажах были кладовые зерна, а в первом хранился запас кормов для скота. В этом большом доме имеется лишь одна наружная лестница, которая ведет из первого этажа во второй, для. подъема же в верхние этажи служит переносная лестница в виде длинного бревна с выемками. Здание окружено двором с многочисленными постройками конюшен и амбаров.

Среди множества памятников культовой архитектуры Тибета особым своеобразием отличаются ансамбли больших монастырей с множеством храмов и зданий различного назначения. Монастыри обычно располагаются амфитеатром на склонах гор, и плоские крыши зданий с их четкими горизонтальными линиями, поднимаясь уступами, создают своеобразную игру архитектурных масс (рис. 170).

В знаменитом монастыре Таши-Лампо в Шигатзе находилась резиденция второго правителя Тибета — панчен-ламы. Здесь на фоне плоских крыш выделяются многоэтажные усыпальницы предыдущих правителей, увенчанные павильонами с большими позолоченными крышами (рис. 171).

Наиболее значительный сохранившийся храмовый ансамбль Тибета — древний монастырь Самье, расположенный в верхнем течении Цзанпо, в 3 км от ее берега. Он был сооружен в середине VIII в. в местности, где находилась резиденция царя Тисонгдэцэна (755—797) после его отречения. Она была окружена стеной и рвом, но засыпанная песками, была покинута.

Монастырь Самье был сооружен как главный буддийский центр Тибета, символизирующий идею вселенной. Все его главные здания расположены по оси восток — запад и окружены белой каменной стеной (чакравала), на которой стоят белые чортэны, символизирующие цепи гор, опоясывающие вселенную. Главный Большой храм в центре олицетворяет священную гору Сумэру, являющуюся по буддийским верованиям центром вселенной (рис. 172).

С восточной стороны парадные ворота с трехэтажным надвратным павильоном, под притолокой которого подвешен китайский колокол периода Тан, ведут через узкие проходы между зданиями на большой двор перед главным храмом У-цэ (вершина, центр). По преданию он был сооружен царем, а четыре чортэна, расположенных на дворе по его углам, выстроены сановниками. Четырехугольный в плане храм имеет с трех сторон входы, а с западной стороны — нишу. Здание храма замкнуто четырехугольной каменной стеной длиной около 70 м, на которой расположена выходящая внутрь галерея с кельями монахов. Внизу стена, украшенная живописью, защищена навесом с двумя рядами колонн.

В архитектуре четырехэтажного Большого храма сочетаются различные стили. В нижнем каменном этаже — строгий суровый стиль тибетской архитектуры. Во втором кирпичном этаже с конструкциями доугунов заметно влияние китайской архитектуры, а верхняя часть храма из драгоценных пород древесины с башнями на крыше близка к постройкам Индии. Перед входом в храм расположен портик, фланкированный статуями четырех Хранителей света. В западной части цокольного этажа расположен молитвенный зал, замкнутый с южной и северной сторон массивными перегородками толщиной несколько метров, за которыми проходит обходная галерея. В центре зала на возвышении находятся статуи Будды с учениками.

172. Верховье реки Цзанпо (Брамапутры). Монастырь Самье. Середина VIII в. План 173. Гьянтзе. Чортэн-гоман. Середина XV в.
172. Верховье реки Цзанпо (Брамапутры). Монастырь Самье. Середина VIII в. План 173. Гьянтзе. Чортэн-гоман. Середина XV в.

Вокруг главного Большого храма во дворе расположены другие храмы и здания дацанов — учебных факультетов.

Большое значение как своеобразные памятники культовой архитектуры Тибета имеют четыре чортэна, расположенные по углам Большого храма, в нескольких десятках метров от его стен. Сооружение чортэна обычно символизирует мысли Будды. Здесь четыре чортэна были поставлены как символы четырех больших континентов (лингши).

Зеленый чортэн (фактически голубой) возвышается около северо-восточного угла храма. Монументальное сооружение сложено из кирпича, а высокий цокольный этаж, многоугольный в плане, сложен из грубого камня. Открытая лестница поднимается во второй этаж, украшенный со всех сторон киотами. Шестнадцать дверей этажа ведут во внутреннее помещение. Третий этаж в форме перевернутой кверху основанием чаши — патры (для сбора подаяний) увенчивается высоким шпилем с девятью рельефными дисками — символами небесных сфер. Свое название ступа получила от облицовочных кирпичей, покрытых зеленовато-голубой глазурью. Это сооружение — один из замечательных памятников средневековой архитектуры Тибета.

Своеобразный по форме Черный чортэн, построенный из черного кирпича зодчим VIII в. Амтакдралупонтом, находится около северо-западного угла храма. Он сооружен в форме шлема с горизонтально проходящими рустами на его поверхности и установлен на высоком прямоугольном постаменте. Сооружение увенчано мачтой с дисками и вазой с «жемчужиной».

Красный чортэн расположен около юго-западного угла храма. По форме он напоминает колокол, установленный на квадратном основании. Его верхняя часть в виде перевернутой чаши завершается мачтой с девятью дисками. Чортэн сложен из красного кирпича и имеет блестящую терракотовую поверхность.

Белый чортэн около юго-западного угла храма был построен зодчим Гьэцхалханангом в VIII в. и по своей форме очень близок к Белой ступе в парке Бэйхай в Пекине. Квадратная ступенчатая нижняя часть, сужающаяся кверху, стоит на прямоугольном основании, окруженном стеной с 108 маленькими чортэнами. На этой пирамидальной части возвышается средняя часть в форме широкой перевернутой чаши — патры. Высокая мачта с 17 дисками завершает сооружение, окрашенное в белый цвет.

В XV—XVI вв. монастырь Самье пришел в запустение. В 1900 г. он был реставрирован.

Среди архитектурного наследия Тибета сложностью своих форм выделяется большой Чортэн-гоман, находящийся в г. Гьянтзе, большом торговом центре (рис. 173).

Стоящий в ограде «монастыря Боцзюй у подножия горы, на которой возвышается крепость, чортэн виден издалека. Сооружение его началось в 1414 г. (по тибетским источникам в 1427—1429 гг.) и продолжалось около 10 лет.

Здание чортэна отражает буддийскую идею единства пяти основных элементов мира: нижняя часть сооружения символизирует землю, средняя — воду, верхняя — огонь, воздух, а кольца на мачте символизируют небесные сферы. Чортэн-гоман (или «Многодверный») является по своим формам уникальным сооружением тибетских строителей.

Монументальное белое оштукатуренное здание сооружено на высоком прямоугольном основании, каждая сторона которого равна 65 м. Пять его нижних высоких этажей образуют как бы ступени восьмиугольного цоколя и имеют по 20 дверей, ведущих в часовни на каждом этаже. Всего в сооружении насчитывается 108 дверей. Каждый этаж-ступень окружен обходным балконом с многоступенчатым карнизом по краю парапета. На восьмиугольном цоколе покоится невысокая цилиндрическая средняя часть с четырьмя дверьми по сторонам, украшенными богатыми рельефными наличниками в виде растительных завитков и цветов лотоса. Выступающая над этой частью здания крыша поддерживается деревянными трехъярусными доугунами. Над крышей возвышается невысокая восьмиугольная часть тоже с четырьмя дверьми, над которыми расположены прямоугольные выступы с изображением верхней части лица Будды, как бы смотрящего на все четыре стороны света. Поверх крыши этой части расположен огромный цветок лотоса, поддерживающий конусообразный медный позолоченный купол с 13 рельефными кольцами, увенчанный зонтом с ажурным карнизом и бахромой из колокольчиков, а также навершием в виде вазы «для сбора росы».

Стены, наличники дверей, карнизы чортэна богато украшены рельефами и росписью. 76 ниш-часовен в стенах здания также украшены живописью и скульптурой. Всего в чортэне около 100 тыс. изображений буддийских божеств, поэтому его также называют «кумбум» (чортэн тысяч будд). Внутренние лестницы ведут в верхние этажи здания, достигающего 100 футов высоты.

Этот памятник, как и другие сооружения средневекового Тибета, свидетельствует об умении тибетского народа (сооружать при относительно невысокой строительной технике многоэтажные здания, сложные по замыслу и исполнению, которые своими строгими формами гармонично сочетаются с суровым пейзажем высокогорной страны.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)