Архитектура Китая III–VI вв. (период Шести династий)

Глава «Архитектура Китая III–VI вв. (период Шести династий)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Глухарева О.Н.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В конце II в. внутренние противоречия привели к ослаблению могущественной династии Хань. Тяжелое положение крестьянства, непосильные налоги, захват пахотных земель крупными землевладельцами — все это привело к нарастанию недовольства в стране. Торговля и ремесла потеряли свое прежнее значение, караванный путь на Запад заглох, голод и разруха царили в империи. В 184 г. вспыхнувшее народное восстание, известное в истории Китая как восстание Желтых повязок, охватило значительную часть страны. Оно продолжалось около 20 лет и способствовало падению династии Хань.

В этот тяжелый период, когда страна переживала разруху и цветущие когда-то города лежали в руинах, империя распалась на три отдельных царства: Вэй (220—265) на севере, северо-западе и в центре страны, У (222—280) на юге и юго-востоке в нижнем течении Янцзы и Шу или Хань (221—263) на юго-западе в среднем и верхнем течении Янцзы.

В период Троецарствия (220—265) продолжались непрерывные войны, еще более ослаблявшие страну.

Схематическая карта Китая

Схематическая карта Китая

В 265 г. наиболее сильное царство Вэй захватило всю страну, а полководец Сыма Янь провозгласил себя императором основанной им династии Западная Цзинь (265—316). Однако истощение экономики, продолжавшийся захват земель «сильными домами», а также междоусобная борьба феодальных групп в конце III в. привели к дальнейшему ослаблению страны, которым воспользовались кочевые племена на севере и северо-западе. Они неоднократно восставали на протяжении первого десятилетия IV в. против властей Цзиньской империи. В 316 г. гунны, обитавшие на территории современной провинции Шаньси, начали наступление на столичную провинцию и захватили столицу империи Чанъань. Многие города с великолепными сооружениями и дворцами были разграблены и сожжены. Вскоре после этого весь северный, северо-западный и юго-западный Китай оказался во власти гуннов, сяньби, ди, цян и других племен, создавших свои царства, между которыми происходила ожесточенная борьба за господство в стране. Постепенно завоеватели восприняли культуру Китая, находившуюся на более высоком уровне, и перешли к оседлому образу жизни и земледелию.

Борьба отдельных царств между собой привела к победе сяньбийского рода Тоба, правитель которого Тоба Гуй объявил себя императором и основал династию Северная Вэй (386—534). К 439 г. весь Северный Китай был объединен под властью этой династии.

Город Пинчэн (современный Датун на северо-востоке провинции Шаньси), который в 398 г. был центром правителей племени Тоба, стал столицей Северной Вэй. В 493 г. столица была снова перенесена в Лоян.

В Южном Китае также было создано государство, где на протяжении IV—VI вв. сменяется ряд китайских династий.

В этот период бесконечных войн и иноземных вторжений происходит дальнейшее развитие феодальных отношений, под воздействие которых попадают и кочевники, вторгшиеся в Северный Китай, с их разлагавшимся первобытно-общинным строем. Складывается надельная система распределения земли, укрепляющая государственную земельную собственность. Развитие феодальных отношений в Китае способствовало централизации страны.

Значительные изменения происходят и в идеологической жизни страны. Конфуцианство с его рационализмом, как и старые народные анимистические верования, теряют свое прежнее значение. Даосизм, который в первые века нашей эры широко распространился в народных массах и из философского учения Лао Цзы и Чжуан Цзы превратился в религию с пантеоном божеств, хотя и продолжал существовать, но в III—VI вв. уже не играл той роли, что раньше. Господствующей религией становится буддизм в форме махаяна, привнесенный из Индии. Буддизм в Китае многое воспринял от местных культов и от даосизма. Связь буддизма с даосизмом способствовала образованию буддийской секты Чань, оказавшей в дальнейшем большое влияние на культуру и искусство Дальнего Востока.

В начале VI в. буддизм распространился по всей стране и был использован правящими кругами как новое идеологическое оружие с его проповедью пассивного отношения ко всем явлениям жизни и отказом от борьбы. Новое религиозное учение способствовало укреплению власти феодальных правителей, которые с этого времени оказывали покровительство буддийским церковным организациям.

Архитектура Китая III—IV вв. не потеряла преемственности и продолжала, хотя и медленно, развивать богатые строительные традиции прошлого, сочетая их с новыми формами, воспринятыми из Индии и Центральной Азии вместе с буддизмом.

1. Лоян. План города, V в.
1. Лоян. План города, V в.

Градостроительство. После утверждения на севере Китая династии Северная Вэй вновь начали возрождаться разрушенные города. Отстраиваются ханьские столицы Чанъань и Лоян с их великолепными дворцами. С 493 г., после того как столица была перенесена в Лоян, город был значительно расширен и перестроен, но традиционная структура древних городов Китая была сохранена (рис. 1). Лоян представлял в плане прямоугольник, вытянутый по оси юг — север. Город был обнесен крепостными стенами с бойницами и башнями над воротами и по углам. В город вели двое ворот с южной, трое с восточной и четверо с западной сторон.

С северо-восточной стороны Лоян в своем плане имел длинную выемку, которая была обусловлена близким расположением реки к этой части города. Правильное очертание города было нарушено и в северо-западной части, где городская стена выступала вперед в своей небольшой части, защищенная руслом небольшой реки, выходящей через отверстие в городской стене. Канал, окружавший городские стены Лояна, проходил по северной, восточной и южной сторонам, а также и большой части западной, оставляя лишь небольшую часть стены без рва.

Лоян, как и другие города Китая, пересекающимися широтными и меридиональными магистралями был разделен на отдельные замкнутые кварталы. Главная широкая магистраль, проходя по оси юг—север, делила город на западную и восточную части. В центре строго распланированного города был сооружен большой императорский дворцовый ансамбль, окруженный стенами с воротами на южной и северной сторонах. Река, протекавшая через город, пересекала дворцовый ансамбль с востока на запад.

В центре северной стены города был сооружен второй северный дворец, обнесенный стеной с тремя воротами, к которым вела главная магистраль города. Рядом с ним был расположен императорский парк, также окруженный стеной.

Парки и храмы находились и в других частях города. Так, в восточной стороне Лояна существовал парк Хуалин, в центре которого было сооружено большое озеро путем расширения русла реки, протекавшей среди городских улиц. Жилые кварталы и мастерские многочисленных ремесленников располагались в южной части города, где был сооружен дополнительный канал, проложенный по оси восток—запад и отделявший часть южных кварталов города.

Дворцовое строительство. Императорские дворцовые ансамбли III—VI вв. не дошли до нашего времени, но сохранились сведения, что они, как и более ранние дворцовые сооружения, отличались пышностью и великолепием своих украшений. Так, во второй четверти IV в. правитель Ши Ху построил необычное ритуальное сооружение «Тай и тянь» в виде большого зала с колоннами из серебра и золота, стоявшее на мраморной платформе, достигавшей 28 футов высоты. Известно также, что дворец одного из правителей в VI в. был построен из сандалового дерева и распространял благоухания на большое расстояние.

Культовое строительство. С распространением в Китае буддизма в IV—VI вв. развернулось интенсивное строительство буддийских храмовых ансамблей, пагод и других культовых зданий. В Лояне было 42 действующих храма, а в его окрестностях — еще 500 храмов. Всего в Северной империи этого времени насчитывалось 13727 буддийских храмов.

В связи с тем что буддийские монастыри получили в свое владение большое количество земель, на которых бесплатно трудились монахи и крестьяне, буддийская церковь обладала большими материальными возможностями для сооружения культовых зданий. Для пропаганды своих идей буддизм широко использовал искусство. Многочисленные храмы украшались живописью и статуями, изображавшими божества и сцены из буддийских легенд.

При сооружении буддийских монастырей использовались уже сложившиеся к этому времени местные архитектурные традиции как в композиции генерального плана, так и в структуре отдельных построек. В Китае не сохранились монастыри III—VI вв. Поэтому о композиции монастырских ансамблей этого времени можно судить по сохранившимся остаткам ранних монастырей Японии, например Ситеннодзи, так как они повторяли китайские постройки.

Ансамбли буддийских монастырей, как и дворцы, состояли из расположенных один за другим дворов, обнесенных оградой с воротами, завершенными надвратными башнями. Во дворах строили большие деревянные павильоны-храмы. Главное здание — зал Будды, стоявшее в центре на главной оси ансамбля юг — север, — богато украшалось стенописью, скульптурой, резьбой по дереву.

Значительным сооружением буддийского ансамбля с IV в. становится также башня-пагода (от китайского баота — башня сокровищ), которая доминировала над всеми остальными зданиями храмового ансамбля и располагалась на оси комплекса впереди главного здания.

Китайская пагода, как тип сооружения, сложилась под влиянием индийской ступы. Однако в основу архитектурных форм китайской пагоды были положены традиции, сложившиеся в период Хань при возведении башен типа «тай» и «лоу», о чем свидетельствуют модели таких башен, найденные в погребениях этого времени, например недавно открытая модель башни в уезде Чжаньесянь. Подобно башням тай и лоу пагоды строили из дерева. Они увенчивались навершием «пань» в виде ступы с высоким шпилем, украшенным дисками, как и в навершиях индийской ступы.

Индийское влияние заметно также в облике ранних глинобитных и каменных пагод, сооружение которых не имело сколько-нибудь значительных традиций в Китае. Первоначальное число ярусов в пагодах достигало трех, но с распространением буддизма увеличилось до девяти и более. Так, в период Вэй в 467 г. в Инчане была сооружена высокая семиярусная пагода, стоявшая около храма. В это же время была сооружена и необычная для Китая трехъярусная каменная пагода, достигавшая высоты 31 м.

После перенесения столицы в Лоян началось еще более интенсивное строительство торжественных храмовых ансамблей, около которых подобно ханьским башням, стоявшим в садах императорских дворцов, возвышались многоярусные величественные пагоды, создававшие новый облик города, застроенного одноэтажными зданиями.

В 516 г. в новой столице был сооружен императорский храм Юннинсы, из описания которого известно, что за главными южными воротами в стенах ансамбля, завершенных трехъярусными башнями, возвышалась девятиярусная деревянная пагода с золотыми колокольчиками по углам ее девяти ярусов. Двери пагоды были покрыты красным лаком и украшены золотыми шляпками гвоздей. На оси ансамбля за пагодой был расположен зал Будды, украшенный золотыми статуями Будды и других божеств.

Изображения ранних пагод сохранились в пещерных храмах Юньгана, Лунмыня и Дуньхуана, сооружаемых в этот период на севере и северо-западе страны.

Пещерный буддийский храм в горах Юньган в провинции Шаньси находится к западу от города Датун. Храм сооружался с 452 по 499 г., причем в горных откосах были вырублены 20 больших пещер и несколько сот ниш для буддийских статуй. Раньше все пещеры с внешней стороны соединялись деревянными надстройками — переходами, которые сейчас почти все разрушены.

2. Провинция Шаньси. Пещерный храм Юньган, 452—499 гг. 1 — колонна в форме трехъярусной пагоды 2. Провинция Шаньси. Пещерный храм Юньган, 452—499 гг. 2 — колонна в форме пятиярусной пагоды
2. Провинция Шаньси. Пещерный храм Юньган, 452—499 гг. 1 — колонна в форме трехъярусной пагоды; 2 — колонна в форме пятиярусной пагоды

В отдельных пещерах имеются опорные столбы в центре, высеченные в форме четырехугольных пагод, очень близких по своей форме к деревянным башням периода Хань, что указывает на использование строителями в V—VI вв. традиционных китайских конструкций. В одной из пещер столб имеет форму трехъярусной пагоды (рис. 2, 1). Карнизы ее второго и третьего ярусов имитируют деревянные доугуны и поддерживающие конструкции между ними в виде подкосов, иногда криволинейных («горб верблюда»). По четырем сторонам ярусов расположены неглубокие ниши, в третьем ярусе заполненные фигурами божеств. Подобное оформление стен, несвойственное китайским деревянным постройкам, свидетельствует о влиянии архитектуры пещерных индийских храмов времени Гуптов. Выступающие крыши с ребристой поверхностью, имитирующей черепицу, имеют слегка поднятые по углам скаты без украшений.

В другой пещере Юньгана столб высечен в виде четырехугольной в плане пагоды с постепенно убывающими кверху пятью ярусами, разделенными выступающими прямыми крышами и карнизами с такими же конструкциями, как и у описанной выше башни (рис. 2, 2). Пагода стоит на высоком ступенчатом основании. Каждый из ее ярусов расчленен нишами, в которых расположены статуи божеств. Скульптурное изображение пагоды выполнено с точным воспроизведением деревянных конструкций и может служить ярким свидетельством тесной связи ранних пагод с ханьскими башнями. Возможно, что эта модель воспроизводит одну из существовавших лоянских пагод.

В пещерных храмах Китая сохранились и другие многочисленные изображения пагод в виде столбов или настенных барельефов, которые дают ясное представление о различных формах этих сооружений.

Изображение пагод периода Вэй можно встретить и в стенописи пещерного храма «Тысяча будд» около Дуньхуана. В 254-й пещере сохранилась настенная композиция с изображением пейзажа и многоярусной пагоды.

О влиянии Индии на архитектуру китайских пагод свидетельствует и обследованная С.Ф. Ольденбургом ранняя ступа (деревня Сыркин Турфанского округа) в виде четырехугольной кирпичной пагоды с семью сохранившимися ярусами и нишами по их сторонам. По своей форме ступа близка к изображениям в Юньгане.

3. Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. Фрагмент 3. Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. План
3. Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. Общий вид 4. Провинция Шаньдун. Пагода Сымыньта, 544 г.
3. Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. Общий вид, план, фрагмент 4. Провинция Шаньдун. Пагода Сымыньта, 544 г.

В VI в. в Северном Китае начинается строительство и кирпичных пагод, представление о которых дает наиболее ранняя из всех сохранившихся в Китае пагода Сунъюэсы, воздвигнутая на горе Суншань (уезд Дэнфэнь, провинция Хэнань, рис. 3). Первоначально на этом высоком живописном месте существовал дворец, в 520 г. указом императора превращенный в буддийский монастырь. До наших дней от монастыря Сунъюэсы сохранилась лишь одна кирпичная (в толще стен использована глина) пагода (520 г.). По своему облику она близка к индийским культовым сооружениям периода Гуптов. Иноземное влияние отчетливо прослеживается в общей тяжелой массе всего здания, а также и в завершении, которое в кирпиче повторяет изображение мачты с дисками, воспринятое из индийской ступы.

Пагода Сунъюэсы высотой 40 м — единственная пагода Китая, представляющая в плане двенадцатиугольник. Ее высокий первый этаж служит как бы монументальным постаментом и разделен по горизонтали широким ступенчатым карнизом на две части. В 12 углах верхней части выступают трехгранные пилястры с базами в форме лепестков лотоса и с капителями, украшенными «пылающими жемчужинами» в глубоких арочных нишах, где ранее находились статуи божеств. Над первым этажом, играющим роль пьедестала, возвышается верхняя часть пагоды с плавной линией силуэта, расчлененного 15 тесно расположенными ступенчатыми карнизами. Пятнадцать ярусов пагоды по всем сторонам украшены миниатюрными нишами и прямоугольными проемами, которые еще более усиливают игру светотени на ее поверхности, создаваемую карнизами. Внутри пагода представляет собой октагональную по форме шахту, лишенную каких-либо перекрытий.

Пагода Сунъюэсы свидетельствует о возросшем мастерстве китайских зодчих VI в. и об умелом освоении ими строительных приемов и форм, пришедших в Китай из Индии. Сооруженная на вершине горы, среди темно-коричневых горных массивов и зелени пагода Сунъюэсы гармонично сливается своей темной массой с окружающим ее пейзажем.

К числу сохранившихся ранних пагод Китая относится и одноэтажная квадратная пагода Сымыньта (Башня четырех дверей), построенная в 544 г. в уезде Личэн провинции Шаньдун при монастыре Шэньтунсы, который в VI в. был одним из центров буддизма (рис. 4). Эта простая по форме пагода имеет со всех четырех сторон проходы в форме небольших арок. Суровый характер всего сооружения смягчен слегка выступающим в верхней части ступенчатым карнизом и пирамидальной формы куполом, увенчанным ступой на пьедестале сложной конфигурации с четырьмя высокими акротериями, напоминающими рога. Одноэтажная пагода Сымыньта по своему облику более близка к форме индийской ступы.

5. Провинция Хэбэй. Колонна Ицзыхуэй, 569 г. 6. Гора Юньган (около г. Датун) 1 — колонна со львами; 2 — колонна с ионической капителью, V—VI в.
5. Провинция Хэбэй. Колонна Ицзыхуэй, 569 г. 6. Гора Юньган (около г. Датун) 1 — колонна со львами; 2 — колонна с ионической капителью, V—VI в.

О развитии архитектурных сооружений III—VI вв. свидетельствует высокая каменная колонна Ицзыхуэй, находящаяся в селении Шичжицунь (уезд Динсин провинции Хэбэй). Эта колонна воздвигнута в 569 г. около погребения и является новой деталью погребального комплекса, заменившей прежние пилоны-цюе, стоявшие у ханьских могил (рис. 5).

База колонны имеет вид двухступенчатого пьедестала, завершением которого служит венчик из лепестков лотоса. В нижней части колонна высечена в форме октагона, а в верхней — «в форме параллелепипеда со сторонами, служившими для размещения на них текста. Оригинальная по форме капитель колонны состоит из четырехугольной плиты, на которой высится миниатюрная одноэтажная постройка.

Представление о храмовых павильонах дают также изображения в пещерных буддийских храмах Китая, где сохранились высеченные в камне различные архитектурные композиции и детали.

Особенно много материала для изучения архитектуры V—VI вв. дает пещерный храм в горах Юньган. В 20 пещерах помимо изображения пагод сохранились также изображения храмов, ворот, арок и различной формы колонн и сводов. Причем, детальное изучение их показывает значительное влияние на архитектуру этого времени чужеземных форм, проникших вместе с буддизмом из западных стран Азии. Так, в колонне с фигурами двухголовых львов, венчающих капитель, заметно влияние Ирана; завитки ионического ордера в капителях восьмигранных столбов свидетельствуют об эллинистических влияниях (рис. 6).

Барельефное изображение храма с тремя пролетами и конструкциями доугунов по карнизу, которые поддерживают вынос черепичной крыши, украшенной на коньке фигурой птицы и двумя выступами, так называемыми «хвостами совы», расположенными на его концах, дает представление о сложившемся типе китайского деревянного павильона V в. с его ясной расчлененностью отдельных деталей.

Своды некоторых пещер, высеченные в виде куполов из квадратов и ромбов, вписанных друг в друга, тоже указывают на преемственность ханьских архитектурных традиций.

7. Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм. 1 — рельеф 7. Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм. 2 — арка
7. Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм. 1 — рельеф; 2 — арка
8. Провинция Шаньси. Гор. Тайюань. Храм Тяньлуншань, 560 г.
8. Провинция Шаньси. Гор. Тайюань. Храм Тяньлуншань, 560 г.

К числу интересных архитектурных форм, встречающихся в Юньгане, относятся и пятигранные или эллиптические арки, напоминающие лепестки лотоса. Это свидетельствует о разнообразии архитектурных и скульптурных приемов и возможном участии в строительстве пещер мастеров не только из северного Китая, но и прибывших сюда из Бамиана и других буддийских центров (рис. 7).

В храме Тяньлуншань около г. Тайюань (провинция Шаньси) в пещерах VI в. в одной архитектурной композиции своеобразно сочетаются китайские деревянные доугуны, высеченные в камне, и колонны ионической формы, фланкирующие вход в виде арки с эллиптическим остроконечным очертанием.

В пещерах Тяньлуншаня хорошо сохранился архитектурно оформленный портик, ведущий в пещеру № 16, построенную в 560 г. (рис. 8). В глубине портика по обе стороны арочного проема с обрамлением остроконечного очертания расположены статуи божеств. Выступающие на переднем плане портика восьмигранные столбы, слегка сужающиеся кверху, с базами, украшенными венчиками из лепестков лотоса и квадратными капителями, поддерживают широкий карниз с высеченными на нем короткими доугунами с тремя ответвлениями и другими элементами, имитирующими деревянные сооружения этого времени.

9. Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Общий вид 9. Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Фрагмент пещеры
9. Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Общий вид; фрагмент пещеры
10. Провинция Цзянсу (около Нанкина): 1 — колонна у погребения Сяо Цзина, 523 г. 10. Провинция Цзянсу (около Нанкина): 2 — погребение Сяо Сю, 518 г. База «Лягушка»
10. Провинция Цзянсу (около Нанкина): 1 — колонна у погребения Сяо Цзина, 523 г.; 2 — погребение Сяо Сю, 518 г. База «Лягушка»

Особый интерес представляет также архитектурное оформление одной из пещер храма Майцзишань в провинции Ганьсу. Пещера Цифогэ (святилище Семи Будд), сооруженная в 566—568 гг., имеет форму большого павильона с семью проходами между столбами и высеченными над ними фигурными карнизами и драпировками. Со стороны фасада столбы украшены барельефными изображениями божеств, что свидетельствует о синтезе архитектурных и скульптурных форм, характерном для всех пещерных храмов средневекового Китая (рис. 9).

В то время как на архитектуру Северного Китая большое влияние оказывали западные страны, на юге в бассейне реки Янцзы сохранялся традиционный характер китайских построек.

В композициях погребальных комплексов императоров и придворной знати в Цзянье (современный Нанкин) VI в. сохранялись ханьские традиции. Так, монументальные фигуры фантастических крылатых львов «шоу», расположенные среди полей, по своему облику близки к львам, стоящим около пилонов погребения У Лян-цы в провинции Шаньдун, но первые уже отличаются большей выразительностью и пластичностью форм.

Вместо пилонов (цюе) на юге появляются колонны (хуабяо), состоящие как бы из связанных вместе стволов деревьев, что указывает на их происхождение от деревянных колонн, стоявших у дворцов. Такая колонна, высеченная из известняка в 523 г., сохранились у погребения Сяо Цзина — сына императора династии Лян (рис. 10, 1).

Погребение Сяо Сю (518 г.), которое исследуется в последнее время, украшено фигурами черепах, колоннами и фантастическими львами. Одна из колонн имеет оригинальную базу в форме огромной лягушки с открытой пастью (рис. 10, 2).

Около погребений, расположенных недалеко от Нанкина, кроме скульптур и колонн «хуабяо» сохранились и каменные стелы «му-пай», стоявшие обычно перед могильным холмам. Монументальная стела была извлечена из земли в 1956 г. Согласно надписи на ней она была сооружена в 522 г. на могиле брата императора династии Лян Сяо Даня. Высота ее около 5 м. Стела состоит из постамента в виде большой черепахи «гуй», на спине которой установлена прямоугольная плита с закругленной верхней частью, украшенной рельефным изображением драконов. На стеле сделана надпись из двух тысяч слов, рассказывающая о подвигах умершего.

Ранние стелы в верхней части имеют большое круглое отверстие, в которое пропускались канаты при опускании стелы под землю, так как до периода Вэй нижняя часть стелы с изображением черепахи зарывалась в землю.

Хотя от III—VI вв. сохранилось немного памятников архитектуры, все же они свидетельствуют как о преемственности ранее сложившихся традиций, так и о их дальнейшем развитии. Влияние на архитектуру Китая V—VI вв. западных соседей не было значительным и не оставило заметных следов в последующие века.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации