Архитектура Китая XIII–XIV вв. (период монгольского владычества)

Глава «Архитектура Китая XIII–XIV вв. (период монгольского владычества)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Дубовский Е.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Захват Китая монголами в XIII в. повлек за собой разорение страны. Сжигались и уничтожались многочисленные города, а огромное число горожан и сельского населения превращалось в рабов.

Со временем Китай с более высоким уровнем культуры стал оказывать значительное влияние на монгольских правителей и их государственную систему. Так, вскоре после установления династии монголов, известной в истории как династия Юань, на высшие должности, связанные с управлением страной, были приглашены китайцы. Богатые китайские феодалы, заискивающие перед монголами, получают поддержку монгольских правителей. Постепенно монголы начинают поощрять дальнейшее развитие экономики и торговли Китая с другими странами, видя в этом возможность своего усиления. В связи с этим районы, расположенные южнее Янцзы, присоединенные в 1280 г. к ранее захваченным землям Северного Китая, уже не подвергались варварскому уничтожению, характерному для первого периода вторжения монголов в Китай.

Несмотря на жестокий иноземный гнет, в XIII—XIV вв. постепенно восстанавливаются города, богатые торговцы и ремесленники получают от монгольских правителей различные льготы. Однако хищническое ограбление крестьянства и мелких ремесленников ожесточало народные массы. В начале 30-х годов XIV в. в стране началось антимонгольское движение, которое вылилось в мощное народное восстание, закончившееся изгнанием монголов из Китая в 60-х годах XIV столетия.

Для культуры Китая периода монгольского владычества характерен некоторый застой. Обращение к историческому прошлому Китая было своеобразным протестом против монгольского ига.

В архитектуре этого времени, как и в других областях культуры, не произошло больших изменений. Наиболее значительные работы были связаны со строительством, столицы монголов — Даду или Ханбалык.

Выбор места для новой столицы был в значительной мере определен политическими мотивами. Захватив незаконно власть, хан Хубилай во избежание борьбы со своими противниками решил перенести свою постоянную резиденцию из Монголии в Китай в район столицы чжурчжэней — Чжунду.

Выбор этого места для строительства был обусловлен тем, что здесь находился основной военный лагерь монголов, сходились караванные пути из Монголии, Кореи и была единственная сухопутная удобная дорога, идущая с юга Китая. Кроме того, этот район с древних времен служил удобным плацдармом для нападения на южные районы страны.

Даду был построен по образцу, столицы государства чжурчжэней Цзинь-Чжунду, которая, в свою очередь, была сооружена по образцу первой сунской столицы Бяньляна.

Строительство города по образцу древних китайских столиц явилось следствием того, что монголы к этому времени уже вошли в соприкосновение со значительно более высокой культурой Китая.

43. Провинция Хэбэй. Схема расположения столиц империй Цзинь, Юань, Мин
43. Провинция Хэбэй. Схема расположения столиц империй Цзинь, Юань, Мин
44. Провинция Хэбэй. Даду, 1264—1272 гг. Схема плана. Запретный город и Императорский
44. Провинция Хэбэй. Даду, 1264—1272 гг. Схема плана. Запретный город и Императорский
45. Совмещенная схема планов Запретного и Императорского городов в Даду и Пекине
45. Совмещенная схема планов Запретного и Императорского городов в Даду и Пекине

После захвата в 1215 г. Чжунду и уничтожения его центральной части, где находились дворцы правителей, монгольский лагерь располагался на северо-востоке от столицы вокруг загородного дворца чжурчжэньских князей в районе озера Тайчи (современный Бэйхай). Резиденция хана занимала остров Цюнхуадао в юго-восточной части озера (рис. 43).

Строительство столицы монголов началось в 1264 г. К 1272 г. было завершено строительство стены и ворот вокруг города, который к этому времени именовался Даду, что означало «Великая столица».

В основу планировки Даду была положена традиционная для Китая планировочная композиция. Город представлял прямоугольник со сторонами 6335×7400 м, вытянутый с севера на юг, и значительно превосходил по размерам Чжунду. Одноэтажный город как бы стелился по земле. Над его растянувшимися на много километров монотонными глинобитными стенами выступали лишь деревянные башни над воротами. Внутри однообразие застройки нарушалось резиденциями правителей, парками и храмами. В отличие от Бяньляна и Чжунду, где резиденции занимали центральную часть города, в Даду они были смещены в южную часть столицы, а в центральной части были размещены башни Барабана и Колокола (рис. 44 и 45). Развитие города в южную сторону было затруднено из-за остатков северо-восточной части Чжунду. Незначительное понижение рельефа местности с севера на юг создавало необходимые условия для снабжения дворца водой из озера Бэйхай, которое, в свою очередь, получало воду из каналов, питаемых горными источниками на северо-западе от города.

Сопоставление схем планов столицы чжурчжэней и монголов показывает, что центральные районы обоих городов — дворцового Чжунду, императорского Даду — были почти одной ширины. Как и в Чжунду, главная магистраль Даду была проложена через Императорский город к главным южным воротам столицы.

К концу правления монголов были возведены государственные храмы: к востоку от дворцового комплекса храм Земли, а к западу — храм Предков, что противоречило правилу расположения в Китае этих храмов. Возведением этих чисто китайских храмов монголы пытались укрепить свое положение в стране в связи с усиливающимися антимонгольскими настроениями китайцев.

Система улиц и жилых кварталов собственно города была строго геометрической. Главные магистрали города шириной около 30 м, идущие от городских ворот, пересекали город с одним или двумя изломами под прямым углом. Это было вызвано стратегическими соображениями. В Даду было 50 жилых кварталов — фанов — квадратной формы, расположенных между районом Императорского города и городскими стенами. Внутри кварталы были разделены на продольные вытянутые участки узкими улицами, идущими с запада на восток. Иногда в глубь участка вели тупиковые переулки.

Жилые дома выходили на улицу глухими стенами с воротами. Но благодаря нескончаемым различным торговым рядам и ремесленным мастерским с выставленной прямо на улицу различной снедью и множеством товаров город, по описанию Марко Поло, казался исключительно красочным и оживленным. Жилые дома Даду представляли собой вариации традиционной схемы жилища, различающиеся числом дворов.

Дворцовые постройки в Даду не сохранились. Некоторое представление о них можно составить по описанию Марко Поло, который говорит: «Стены в больших и малых покоях (дворца) покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы, птицы и всякого рода звери; и так-то стены покрыты, что, кроме золота и живописи, ничего не видно... А крыша красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов...».

Главная резиденция монголов — Запретный город — представляла правильный прямоугольник, обнесенный высокой глинобитной стеной, внутри которого располагалась группа отдельных ансамблей. В целом планировка дворца монголов повторяла планировку резиденции чжурчжэней в Чжунду. Каждый ансамбль состоял из группы сооружений и галерей, образующих квадратный двор, внутри которого располагались два главных зала на одной платформе, соединенных галереей. Подобная объемно-пространственная композиция зданий была характерна для храмов Сунского периода. Но в дворцовом строительстве такая планировка получает распространение только с Юаньского периода.

Для отделки зданий монголы использовали сандаловое дерево, волокно пальмы, стекло. Внутренние стены дворцов драпировались шелком или кошмами, а в зимнее время во дворцах иногда ставили юрты.

Кроме официальной резиденции — Запретного города — в Даду существовали резиденции паркового типа. Из них выделялась резиденция на месте современного парка Бэйхай, центральной частью которой была гора Ваньсуйшань с главным павильоном Гуанханьдянь на ее вершине. Планировочная и пространственная композиция этой резиденции имела свободный характер, сохранившись в основном со времени чжурчжэней.

Культовые и общественные здания этого времени мало чем отличались от сооружений предшествующего периода, о чем свидетельствуют росписи в монастыре Юнлэгун. Кроме того, о характере культовых сооружений можно судить по нескольким сохранившимся до нашего времени зданиям в ряде монастырей.

46. Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун, 1244—1269 гг. Интерьер храмового павильона
46. Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун, 1244—1269 гг. Интерьер храмового павильона

Самым ранним, наиболее сохранившимся архитектурным комплексом является расположенный в небольшом городе Юнлэчжень (провинция Шаньси, уезд Юнцзисянь) даосский монастырь Юнлэгун, построенный на месте монастыря танского времени в 1244—1269 гг. (рис. 46).

В монастыре сохранились ворота Шаньмынь (Горные ворота) XIII в. и здания Лунхудянь (Павильон дракона и тигра), Саньциндянь (Павильон трех чистот), Чуньяндянь (Павильон чистого солнца) и Цичжэньдянь (Павильон семи истин). Архитектура этих построек повторяет основные конструктивные и декоративные принципы китайского зодчества. Большую ценность в монастыре представляет стенопись, покрывавшая первоначально внутренние стены павильонов. До наших дней частично дошла живопись в павильонах Саньциндянь и Чуньяндянь (рис. 47). В последнем роспись 1358 г. представляет особую ценность для изучения архитектуры Юаньского периода, так как в ней (росписи) встречается много изображений различных архитектурных сооружений, в которых еще чувствуется влияние архитектуры Сунского периода как в характере форм, декора, так и в цветовой гамме.

47. Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун. Настенная роспись зала Чуньяндянь, 1358 г. 47. Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун. Настенная роспись зала Чуньяндянь, 1358 г.
47. Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун. Настенная роспись зала Чуньяндянь, 1358 г.
48. Провинция Шаньси. Монастырь Гуаншэнсы, 1325 г. Зал Мининвандянь 49. Провинция Хэбэй. Пекин. Монастырь Мяоэньсы. Пагода Бэйта, 1271 г.
48. Провинция Шаньси. Монастырь Гуаншэнсы, 1325 г. Зал Мининвандянь 49. Провинция Хэбэй. Пекин. Монастырь Мяоэньсы. Пагода Бэйта, 1271 г.
50. Провинция Хэбэй. Платформа Юньтай, 1345 г. Общий вид
50. Провинция Хэбэй. Платформа Юньтай, 1345 г. Барельеф
50. Провинция Хэбэй. Платформа Юньтай, 1345 г. Общий вид и барельеф

От Юаньского периода сохранились также четыре деревянных здания монастыря Гуаншэнсы (уезд Чжаочэн, провинция Шаньси), основанного еще в Сунский период и известного в Китае благодаря сохранившейся в нем знаменитой сутре эпохи Сун «Цзышацзанцзин». Среди этих зданий особенно выделяется изяществом своих форм павильон Мининвандянь (рис. 48), строительство которого, согласно надписи на внутренних стенах здания, относится к 1325 г.

Монголы поощряли строительство ламаистских храмов (ламаизм — распространенное в Тибете направление буддизма). В связи с этим в храмовых комплексах появляются ступообразные по форме пагоды. Наиболее известная из них — Бэйта (Белая пагода, 1271) в монастыре Мяоэньсы в западной части современного Пекина (рис. 49). Пагода, согласно преданию, сооружена непальским зодчим Аника. Это выразительное монументальное сооружение высотой 30 м состоит из трех частей: основания, тела пагоды и его завершения.

Основание пагоды сделано в виде большой квадратной платформы, обнесенной невысокой оградой. Центральная часть платформы представляет собой двухъярусный квадратный в плане пьедестал типа «сюймицзо». На основании в виде лотоса покоится ступа, завершенная конусом, стоящим также на небольшом квадратном основании типа «сюймицзо». Конус, расчлененный тринадцатью символическими поясами, олицетворяющими небесные слои, завершается железной крышей с ажурными украшениями и колокольчиками. Пагода увенчана большим навершием в форме тыквы — горлянки. Глинобитное ядро пагоды снаружи укреплено кирпичной кладкой и побелено.

Очень интересно сооружение конца владычества монголов, известное под названием платформы Юньтай (Башня облаков), датируемое 1345 г. (рис. 50). Юньтай расположена в 40 км севернее Пекина на пути к заставе Бадалин в Китайской стене. Теперь невозможно полностью восстановить общий облик сооружения, от которого уцелела лишь его нижняя часть в виде каменного основания со сквозным проходом посредине. Но, учитывая, что платформа Юньтай была построена в важном стратегическом районе Китайской стены Цзюйюнгуань, видимо, она была частью оборонительного сооружения монголов. Несмотря на это, по своей композиции, интересным настенным барельефам внутри тоннеля и изящному декору снаружи платформу Юньтай можно считать архитектурным сооружением.

Полагают, что наверху башни размещался буддийский храм. Платформа расположена на фоне гор, и в проем тоннеля как в раму вписан пейзаж уходящего вдаль горного ущелья. По своей пространственной композиции Юньтай представляет слегка сужающийся кверху объем. Размеры платформы внизу 26,84×17,57 м, вверху — 24,04×14,73 м, высота около 8 м. В продольном направлении платформа расположена строго с запада на восток.

В отличие от других каменных башен Китая платформа Юньтай была построена без земляного заполнения.

Тоннель по форме представляет почти правильный квадрат, верхняя часть которого срезана по углам. Высота проема 6,32 м, ширина у основания 7,27 м. Башня завершается легким карнизом в виде выступающих двух рядов камня и традиционной китайской балюстрадой.

Основная часть декора платформы Юньтай сосредоточена на обрамлении тоннеля. Особенно хорошо сохранился декор в его верхней части в виде искусного цветочного орнамента и вырезанных фигур слонов, драконов и семиглавого царя драконов. Пышные цветочные гирлянды по своему характеру несколько отличны от подобных китайских украшений. Это свидетельствует о бесспорном знакомстве строителя с декоративным искусством других стран и, в частности, Индии. Внутри тоннеля у входов расположены четыре прямоугольных панно с изображением четырех небесных стражей. Панно выполнены в невысоком рельефе и отличаются выразительностью и динамикой движения фигур. На стенах тоннеля выгравированы еще тексты Дхарани сутры (Индия) на шести языках (санскрит, китайский, тибетский, монгольский,уйгурский итангутский), а также несколько сцен из жизни Будды. Все это говорит о том, что платформа Юньтай была частью важного сооружения.

В период Юань наряду с обычными буддийскими храмами создавались и пещерные храмы. Так, сохранились пещерные храмы на горе Луншань вбок северо-западу от г. Тайюань (провинция Шаньси).

Получает распространение строительство каменных пагод восьмигранной формы. Пагоды этого типа были сооружены в храме Тяньлинсы в г. Аньяне, в храме Бэйяо в г. Цюйяне и др.

51. Провинция Хэнань. Гаочэнчжэнь. Обсерватория, XIII в. План
51. Провинция Хэнань. Гаочэнчжэнь. Обсерватория, XIII в. План

Особое место из числа немногих сохранившихся сооружений Юаньского периода занимает построенная в конце XIII в. обсерватория в Гаочэнчжэне (уезд Дэнфэнь, провинция Хэнань, рис. 51).

В настоящее время от обсерватории периода Юань сохранилось только ее основное сооружение — башня с площадкой для астрономических наблюдений. В плане башня обсерватории представляет собой квадрат — в основании со сторонами 16,7 м, на верхней площадке 8 м. Архитектурная композиция башни обусловлена функциональным назначением сооружения, внешний облик которого благодаря довольно сильному сужению остова и двум лестницам создает впечатление устойчивости сооружения.

Остов башни глинобитный, укрепленный кладкой из крупномерного серого кирпича. В северной стене обсерватории имеется глубокая вертикальная прорезь, внутри которой раньше находилась бронзовая таблица. По тени, отбрасываемой от таблицы на 30-метровый барьер, расположенный на некотором расстоянии от здания, определяли периоды солнцестояния. Расположенные на верхней площадке башни три помещения построены позднее. В настоящее время это единственное такого рода здание в Китае.

В целом в архитектуре монгольского периода использовались традиции предшествующих эпох. Создание больших градостроительных и дворцовых ансамблей способствовало дальнейшему развитию зодчества Китая. Однако по своему общему уровню архитектура Китая при монголах уступала зодчеству предшествующего периода.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)