Архитектура Китая XIV–XVII вв. (период правления династии Мин)

Глава «Архитектура Китая XIV—XVII вв. (период правления династии Мин)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Дубовский Е.С.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


После изгнания монголов в середине XIV в.установилась власть новой династии Мин. В XV—XVI вв. вновь возникли политические и экономические внутренние противоречия. Обострение борьбы было вызвано усилением феодальной эксплуатации крестьянства и городских слоев населения. В этих условиях, а также в связи с проведением агрессивной внешней политики отмечается тенденция абсолютизации политической власти в лице императора, опирающегося на бюрократическую государственную систему управления страной. Укрепление страны в военном и политическом отношении привело в дальнейшем к подъему хозяйства, росту производительных сил и некоторым изменениям форм производства, преимущественно в городе. Создание частных мануфактур в XV и особенно в XVI вв. способствовало появлению зародышей капиталистических производственных отношений и сопровождалось дальнейшим укреплением различных союзов торговцев и владельцев мастерских и борьбой за предоставление им больших экономических и политических прав. И хотя государство пытается развитию частной собственности в городах противопоставить государственные мануфактуры, оно уже не в состоянии приостановить этот процесс и оказывать влияние на соотношение экономических сил страны.

Углубление экономических противоречий вызывает острую политическую борьбу. Дальнейшее угнетение простого народа в городе и деревне приводит после ряда сильных волнений к народному восстанию в 30—40-х годах XVII в. Опасаясь захвата власти народом, феодалы обратились за помощью к маньчжурам, которые использовали сложившуюся политическую ситуацию для захвата Китая в 1644 г.

Рост производительных сил после изгнания монголов и установления династии Минов способствовал развитию экономики и культуры Китая.

Однако в силу консервативности государственного строя культура и искусство Китая этого периода не смогли отойти от сложившихся ранее канонов, а лишь внесли в них новое толкование, способствовавшее их значительному обогащению. В полной мере эти явления были характерны и для архитектуры. Типы сооружений, их планировка и размеры строго соответствовали социальному положению человека в обществе. Планировка отдельных сооружений и ансамблей регулировалась специальными законами и трактатами, базировавшимися на трактате «Инцзаофаши» периода Сун.

В XV—XVII вв. вопросами градостроительства и строительства дворцово-храмовых и оборонительных сооружений ведало Гунбу (Министерство строительных работ). Гунбу состояло из четырех ведомств: ведомства по строительству зданий, по строительству парков и водоемов, по организации ирригационных работ и по созданию военных поселений. Эти ведомства выбирали места для строительства, составляли архитектурные проекты, определяли потребности в материалах, рабочей силе, определяли стоимость строительства. Выработанные в периоды Тан и Сун формы организации работ по строительству сохранялись. Изменения в архитектуре XIV—XVI вв. ограничивались больше совершенствованием планировок, архитектурных форм и их конструкций.

Для архитектуры XIV—XVI вв. характерно создание больших по размерам градостроительных комплексов, дворцовых, храмовых и парковых ансамблей, императорских погребений, оросительных сооружений и т. п. Особенно это было характерно для первой половины Минского периода, когда страна переживала общенациональный подъем после изгнания монголов, сопровождавшийся экономическими успехами единого китайского государства.

Многие города и особенно столицы XIII—XVII вв. — Бейцзин (Пекин) и Наньцзин (Нанкин) отличались своими значительными размерами, большой численностью населения — от 300 тыс. до 1 млн. и более, продуманностью планировки, застройки и благоустройства. Города становятся центрами ремесленного производства и торговли. В наиболее крупных из них находилось и административное управление провинций. В это время существовало более 30 крупных экономических и культурных центров таких, как Сучжоу, Ханчжоу, Фучжоу, Учан, Гуанчжоу, Цзиндэчжэнь и др.

В городах строится значительно большее число зданий союзов, цехов, рынков, складов и других сооружений. Характерно, что именно в это время появляется дифференциация рынков по роду товаров. Так, в Бэйцзине были сенные, угольные и другие рынки. Для торговли, а также собраний жителей прилегающего района использовались передние дворы монастырей. Происходит более четкое разделение города на районы по профессиям.

В XIV—XVII вв. города по-прежнему сохраняли значение крепостей. Увеличение производства кирпича способствует созданию более мощных крепостных укреплений. Стены в ряде городов укрепляются дополнительными выступающими бастионами. Перед городскими воротами возводятся предвратные укрепления с боковыми входами. Основная масса городов по-прежнему имеет лишь высокие 8—12 м глинобитные стены толщиной до 10—20 м.

Города Китая XIV—XVII вв. можно разделить на две группы: города, имеющие традиционную регулярную планировку, и города с более свободной планировкой. Первая группа городов в основном располагалась к северу от р. Янцзы, а вторая — к югу от нее.

По конфигурации города первой группы представляли чаще всего квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре основных района двумя главными магистралями шириной от 20 до 40 м, пересекающимися в центре города под прямым углом. Эти магистрали соединяли четверо городских ворот в крепостной стене, из которых южные ворота были главными.

Городская территория между главными магистралями была разбита на кварталы (фаны) прямоугольной формы. Кварталы членились на отдельные участки узкими улицами, идущими с запада на восток. Главные улицы обычно представляли собой сплошную вереницу лавок, харчевен, мастерских. В отличие от них пространство улиц внутри жилых кварталов образовывалось стенами жилых усадеб. На улицу выходили только ворота и входы, ведущие в дом, и маленькие окна подсобных помещений с решетками. Большинство ремесленных мастерских занимали часть дома. Жилые кварталы обычно объединяли ремесленников одной профессии. Отдельные специальные участки в городе отводились под государственные мастерские (производство фарфора, стеклоплавильные и ряд др.). Общий характер застройки города был плоскостной, невыразительный. Наружные стены домов возводились из обожженного или сырцового кирпича. На юге страны стены часто белили.

На фоне такой довольно однообразной застройки выделялись лишь башни городских ворот и здания башен Барабана и Колокола, расположенные на пересечении главных магистралей города. В крупных административных центрах вблизи этих сооружений располагались резиденции местных правителей и государственные канцелярии. От окружающей застройки они отличались большими размерами, высокими изогнутыми крышами дворцового типа и парадными входами. Остальные районы города иногда оживлялись комплексами монастырей или высокими пагодами, а также зданиями союзов крупных ремесленников, торговцев, землевладельцев, учебных заведений, рынков и складов. Комплексы богатых монастырей иногда занимали целые кварталы. Города, расположенные на водных путях, имели причалы, склады и места для оптовой торговли.

По-прежнему уделяется внимание благоустройству города. Водоснабжение осуществлялось посредством каналов, колодцев, а иногда и с помощью водопровода, трубы которого делались из стволов бамбука или керамики. Меры, принимаемые государством по борьбе с пожарами, эпидемиями и песчаными бурями на севере, также способствовали благоустройству городов.

Города второй группы со свободной композицией не пострадали от монгольского нашествия. Будучи в своей массе старыми крупными экономическими и культурными центрами, сложившимися стихийно в течение предшествующих веков, они продолжали развиваться в основном без плана, что объясняется гористым рельефом, затрудняющим разбивку четкого регулярного города. Жилые и торговые кварталы таких городов по своему внешнему характеру мало чем отличались от кварталов городов с регулярной планировкой. Силуэт городов со свободной планировкой был разнообразнее благодаря зданиям пагод и монастырей, поставленных на возвышенностях. Стены городов следовали рельефу. Южная природа во многом способствовала возникновению более свободных и разнообразных градостроительных композиций. Для городов, наиболее отдаленных от Янцзы, был характерен своеобразный тип улиц, обычно торговых, в виде галерей, образованных нависающими над улицей верхними этажами, опирающимися на деревянные столбы. Галереи защищали от дождя и солнца. В глубине галереи располагались различные торговые заведения.

На градостроительный характер некоторых городов, например Ханчжоу, Сучжоу, Янчжоу, значительное влияние оказало обилие рек и водоемов. Как и остальные южные города, они сложились задолго до периода Мин, но в Минский период в связи с экономическим подъемом они получили свое дальнейшее развитие. Жилые дома с садами или парками имели живописную свободную планировку. Город прорезали каналы, по которым на лодках перевозили людей и товары. Живописность улиц-каналов дополняли красивые каменные одно-трехпролетные мосты арочного типа. Некоторые мосты служили также местом торговли. Верхняя часть таких мостов была выполнена в виде галерей с крышей из дерева или черепицы.

Архитектура южных городов отличалась в целом большим изяществом форм — тонкие деревянные колонны, ажурные стены, украшения на углах сильно изогнутых крыш. Сохранившаяся застройка этих городов относится к Минскому периоду.

52. Схема развития планировки древних столиц Китая, III—XVI вв. 1 — Ечен, IV в.; 2 — Чанъань, VI—VIII вв.; 3 — Бяньлян, X в.; 4 — Чжунду, XII в.; 5 — Даду, XIII в.; 6 — Пекин, XIV—XVII вв.; 7 — Лоян, VIII в.
52. Схема развития планировки древних столиц Китая, III—XVI вв. 1 — Ечен, IV в.; 2 — Чанъань, VI—VIII вв.; 3 — Бяньлян, X в.; 4 — Чжунду, XII в.; 5 — Даду, XIII в.; 6 — Пекин, XIV—XVII вв.; 7 — Лоян, VIII в.

Наиболее полно градостроительные идеи Китая нашли отражение в планировке столиц (рис. 52). Как и раньше, столицы отличались от других городов более сложной и развитой планировкой и пространственной композицией. Для них по-прежнему остается характерным строительство грандиозных ансамблей, размещаемых по определенной схеме и составляющих композиционное ядро города. Это в полной мере отвечало усилению абсолютизации императорской власти в период позднего феодализма.

В Минский период сохраняется традиционная особенность композиционного построения городов, дворцово-храмовых ансамблей и жилых домов, состоящая в том, что архитектурный замысел каждого ансамбля полностью раскрывался только при прохождении через его сооружения. В зависимости от назначения ансамбль состоял из ряда следующих один за другим дворов, обстроенных по периметру залами, соединенными между собой открытыми и полу, закрытыми галереями. Основные сооружения располагались в глубине двора поперек главной оси. Снаружи весь ансамбль обносился довольно высокими глухими стенами.

Для обозрения города и дворцового комплекса использовали искусственные (Пекин) или естественные (Нанкин) возвышенности.
В отличие от регулярных приемов городской застройки в императорских резиденциях паркового типа, небольших садах-домах на юге Китая (Ханчжоу, Сучжоу и др.) сохраняется свободная ландшафтная планировка, имеющая свои традиции. Такие ансамбли имели объемно-пространственную композицию с живописным силуэтом.

Стоечно-балочная каркасная система по-прежнему остается основой конструктивного решения всех построек обычно зального типа. Однако в это время происходит постепенное изменение основных частей стоечно-балочной системы. Колонны зданий становятся тоньше, уменьшаются размеры доугунов, в конструкциях крыш применяются балки квадратного сечения, что было связано не только с успехами техники, но и с уменьшением запасов древесины, пригодной для строительства.

В деревянных сооружениях основания, ограждающие конструкции и лестницы выполняли из камня или кирпича. Крыши покрывались черепицей.

Каменное и кирпичное строительство в XIV—XVII вв. занимало второстепенное место, хотя и из этих материалов были созданы интересные сооружения: крепостные укрепления, мосты, храмы и многие пагоды, общественные сооружения, обсерватории.

Широкое развитие прикладного искусства способствовало повышению роли декора в архитектуре, распространению различных малых архитектурных форм (курильницы, декоративные вазы, постаменты для скульптуры, мемориальные ворота — пайлоу, декоративные стены — инби) как в дворцово-храмовом, так и в парковом строительстве. Наряду с этим в дворцово-храмовой и парковой архитектуре находят дальнейшее развитие древние традиции покрывать деревянные части здания однотонными лаками или орнаментальной и сюжетной живописью.

От первых лет периода Мин почти не сохранилось никаких архитектурных сооружений, так как большинство из них носило временный характер. Известно лишь, что в Цзиньлине (современный Нанкин) еще до официального провозглашения династии Мин в 1366 г. был возведен первый дворец небольших размеров и скромного вида. Поспешное возведение дворца в течение пяти лет было вызвано стремлением отметить разгром монголов. Но уже в 1368 г. этот дворец был разрушен и на его месте было начато сооружение нового императорского дворца больших размеров.

Следующие несколько десятилетий связаны в основном со строительством второго императорского дворца и района Императорского города в Цзиньлине, который к этому времени был переименован в Наньцзин (южная столица).

53. Провинция Цзянсу. Наньцзин (современный Нанкин), 1366—1373 гг. Схема плана столицы
53. Провинция Цзянсу. Наньцзин (современный Нанкин), 1366—1373 гг. Схема плана столицы

В Наньцзине (рис. 53) был создан комплекс из группы дворцово-храмовых ансамблей с определенной системой расположения сооружений в районах Императорского и Запретного городов. Именно в Наньцзине была заложена основа планировочной структуры столицы Китая периода позднего феодализма, получившая в последующем свое завершение при перестройке бывшей столицы династии Юань — Даду.

Выбор Наньцзина как столицы был обусловлен экономическим разорением севера страны, в то время как на юге сохранились относительно процветающие города. Цзиньлин был одним из древнейших городов Китая, который начиная с IV в. неоднократно был столицей. Расположение города на правом берегу р. Янцзы, являющейся труднодоступным естественным рубежом, отделяющим северную часть Китая от южной, имело существенное стратегическое значение, так как позволяло следить за опустошенными северными провинциями и быстро развивающимися южными в условиях напряженного положения на границе с монголами.

К середине XIV в. это был большой город, один из культурных центров Китая с широко развитыми ремеслом и торговлей. О наличии в городе больших групп различных ремесел свидетельствовали названия кварталов, объединявших ремесленников по их профессиональной принадлежности. Так, в Наньцзине были кварталы ткачей, медников, слесарей и т. д. Всего в городе в это время насчитывалось более 100 видов различных ремесел.
 
Основные работы по созданию районов Императорского и Запретного городов были проведены в Наньцзине с 1366 по 1373 г. В эти годы в восточной части города были созданы грандиозные дворцово-храмовые комплексы, а также сооружены государственные канцелярии, склады для императорского имущества, парки, крепостные стены и ворота. Строительство в восточной части города обусловливалось стремлением избежать проведения больших работ по реконструкции застроенного старого центра и переселения значительного числа жителей из этой части города, а также необходимостью сооружения новых императорских резиденций и государственных храмов: Предков, Неба, Земледелия и др.

В структурно-планировочной и пространственной композиции Наньцзина не было цельности. Строительство новых ансамблей не было органично связано с древней частью города, так как было подчинено традиционному приему размещения сооружений дворца симметрично относительно главной оси, идущей с юга на север. И хотя подобные приемы можно встретить в более ранние периоды, как, например, во второй столице Танского государства — Лояне, все же там смещение главного ансамбля на запад от главной оси города было органически связано со структурно-планировочной композицией города.

54. Провинция Цзянсу. Нанкин. Схема планов Императорского и Запретного городов
54. Провинция Цзянсу. Нанкин. Схема планов Императорского и Запретного городов

При строительстве новой части города были соблюдены все принципы, утвердившиеся при сооружении центральной части Бяньляна. Императорский дворец располагался в центре Императорского города, который имел регулярное построение (рис. 54); главная ось проходила с юга на север. Проекта Императорского города и дворца Минского периода в Наньцзине пока не обнаружено, но, учитывая их регулярное построение, следует полагать, что такой план или макет существовал. Расположение дворцово-храмовых сооружений здесь подчиняется единой композиционной системе.

Комплекс ансамблей Императорского города состоял из следующих сооружений. Началом его служили городские ворота, от которых шла дорога до главного тронного зала. Вдоль нее симметрично располагались государственные канцелярии, храмы, галереи, ворота и т. д. Перед главными воротами Императорского города находилась площадь Т-образной формы, образованная галереями Цяньбулан, что означало «галереи 1000 шагов». На самом деле их длина была значительно меньше, а название сохранилось от периода существования г. Чжунду. За воротами Императорского города по обеим сторонам главной дороги Лидао вновь шли галереи, за которыми с западной стороны располагался храм Земли и Злаков, а с восточной — храм Предков.

С этого времени эти важные государственные храмы располагаются перед дворцом по сторонам главной оси в отличие от предыдущих эпох, когда они, как правило, ставились на запад и восток от дворца.

Центром Императорского города являлся Запретный город — императорская резиденция. Запретный город, как и раньше; четко делился на две части. Большая, южная часть была занята официальными дворцовыми сооружениями, где проходили приемы и решались государственные дела. В меньшей, северной части располагались жилые покои императора, его семьи, наложниц и слуг.

От дворцового комплекса в Наньцзине сохранились лишь основания — земляные платформы, облицованные камнем, так как комплекс был разобран для строительства дворца в Бэйцзине (Пекине). Но представление о нем дает дворец в Пекине, который повторял его в основных чертах.

В периоды Тан и Сун три тронные зала располагались один за другим на некотором расстоянии. В период Юань их становится два и они объединяются галереей. В Наньцзине вновь встречается композиция из трех тронных залов, но уже объединенных одной платформой. Кроме этого, создаются два комплекса сооружений, расположенных с западной и восточной сторон главного тронного зала, в которых решались государственные дела с высшими военными и гражданскими чиновниками. Расположение этих комплексов именно в этой части дворца подчеркивало значение главного тронного двора и всей южной части дворца. В Танский и Сунский периоды вместо этих комплексов существовали два отдельных зала, расположенные по бокам от главного тронного зала.

В Минский период вносятся изменения в планировку официальных покоев императора, расположенных за тремя тронными залами, возводится небольшой павильон Шэнгуань, предназначенный для отдыха императора после приемов. Композиция комплекса внутренних покоев дублирует композицию трех главных тронных залов.

В дворцовой архитектуре конца XIV—XVII вв. находят отражение основные каноны трактата по архитектуре Сунского периода — Инцзаофаши. В архитектуре дворцов нашли отражение регулярная планировка и монументальность сооружений, свойственные архитектуре Ханьского и Танского периодов, а также изысканность и разнообразие архитектуры императорских дворцов Сунского периода.

55. Провинция Цзянсу. Нанкин. Монастырь Лингусы. Зал Уляндянь, 1398 г.
55. Провинция Цзянсу. Нанкин. Монастырь Лингусы. Зал Уляндянь, 1398 г.

От начального периода правления Минской династии сохранилось немного памятников. До наших дней дошли кирпичное здание с полуцилиндрическим сводом, Уляндянь (1398) в монастыре Лингусы (рис. 55), некоторые пагоды и остатки каменных фигур на месте погребения первого Минского императора — все близ Нанкина.

В 1381 г. к востоку от города Наньцзин на южном склоне горы Чжуншань (современное название горы Цзыцзиньшань) была построена гробница Сяолин для первого императора Чжу Юань-чжана (храмовое имя Тайцзу, девиз правления Хун-у, 1368—1398). Гробница представляет собой комплекс из двух частей. Первая часть — так называемая Священная дорога длиной 1800 м, вторая — собственно погребение. Священная дорога проходила по предгорью. Вдоль дороги располагались в известной последовательности каменные пайлоу, ворота Дацзиньмынь, 12 пар каменных изваяний животных, две каменные колонны и фигуры военных и штатских чиновников, стоящие симметрично по сторонам дороги, ворота Линсиньмынь, а также небольшие павильоны с каменными стелами. Священная дорога оканчивалась у каменного моста, за ним следовали главные ворота, расположенные перед зданием Сяндянь. Затем шли сооружения, главными из которых были Линъэньдянь и Минлоу. Завершением комплекса служило надгробное сооружение Шидин, под которым располагалось само захоронение. Несмотря на то что из наземных сооружений до нашего времени сохранились лишь каменные изваяния и остатки оснований некоторых зданий и ворот, по композиции и составу сооружений можно сделать заключение, что весь комплекс Сяолин развивал уже существовавший в период Тан и Сун тип погребений, но был значительно больше. Величие и монументальность всего комплекса усиливал специально созданный огромный парк, состоящий преимущественно из белоствольного кедра и кипарисов, символизирующих могущество императора и вечность. Такой прием применялся еще в Танский период.

В период строительства Бэйцзина (Пекина) при императоре Чжу Ди (храмовое имя Чэнцзу, девиз правления Юнло, 1403—1424) окончательно складываются черты китайской архитектуры XV—XVII вв.

Бэйцзин (северная столица) — вторая столица Китая периода Мин — был создан на основе бывшей столицы Юаньского периода Даду. В силу ряда изменений, внесенных при перестройке Даду, Бэйцзин представляет дальнейшее развитие градостроительных и архитектурных традиций Китая.

56. Провинция Хэбэй. Китайская стена. Застава Бадалин, XV-XVII вв. Общий вид 56. Провинция Хэбэй. Китайская стена. Застава Бадалин, XV-XVII вв. Схема плана
56. Провинция Хэбэй. Китайская стена. Застава Бадалин, XV-XVII вв. Фрагмент стены
56. Провинция Хэбэй. Китайская стена. Застава Бадалин, XV-XVII вв. Общий вид, схема плана, фрагмент стены

После изгнания монголов Даду был превращен в административно-стратегический центр на севере страны, расположенный в 40—60 км от Великой Китайской стены (рис. 56). В это время северная городская стена была перенесена на 2,5 км южнее, а дворцовые сооружения в Запретном городе разобраны и отправлены на строительство дворца в Наньцзин. Это подчеркивало второстепенное значение города, переименованного уже в Бэйпин (северный мир).

В 1402 г. престол занял сын первого императора династии Мин под именем Чжу Ди. Необходимость защищать северные границы от монголов, а также начавшееся оживление экономики в северной части Китая сделали выгодным перенос столицы на север, где можно было одновременно сосредоточить в своих руках политическую и военную власть. В связи с этим с 1403 по 1421 г. были проведены работы по перестройке города, которая, видимо, велась по плану, о чем свидетельствует регулярность его планировки и размещения ансамблей Императорского и Запретных городов подобно дворцовому комплексу в Наньцзине (рис. 57).

Для осуществления огромных по масштабу и размерам работ было собрано со всей страны более 200 тыс. различных мастеров. Кроме них на подсобных работах использовалось около 1 млн. солдат, крестьян, пленных и заключенных.

В 1421 г. Бэйпин был официально провозглашен столицей и переименован в Бэйцзин (Пекин). Строительство в Бэйцзине продолжалось до середины XV в. В это время были возведены основные комплексы, составившие ансамбль вдоль главной оси Пекина. Группа дворцов, храмовых и административных сооружений определила новый характер структурно-планировочной и пространственной композиции Бэйцзина.

57. Провинция Хэбэй, Пекин, XIV—XVII вв. Схема перестройки города с XIII по XVII в.
57. Провинция Хэбэй, Пекин, XIV—XVII вв. Схема перестройки города с XIII по XVII в.
58. Провинция Хэбэй. Пекин. Макет
58. Провинция Хэбэй. Пекин. Макет
59. Провинция Хэбэй. Пекин. Чертеж XVI в.
59. Провинция Хэбэй. Пекин. Чертеж XVI в.
60. Провинция Хэбэй. Пекин. Городские ворота Внешнего города Юндинмынь. Фасад, разрез
60. Провинция Хэбэй. Пекин. Городские ворота Внешнего города Юндинмынь. План и боковой фасад
60. Провинция Хэбэй. Пекин. Городские ворота Внешнего города Юндинмынь. Фасад, разрез, план и боковой фасад
61. Провинция Хэбэй. Пекин. Угловые башни городской стены 61. Провинция Хэбэй. Пекин. Угловые башни городской стены
61. Провинция Хэбэй. Пекин. Угловые башни городской стены
62. Провинция Хэбэй. Пекин. Башня Барабана 63. Провинция Хэбэй. Пекин. Башня Колокола
62. Провинция Хэбэй. Пекин. Башня Барабана 63. Провинция Хэбэй. Пекин. Башня Колокола

Город с регулярной, геометрически четкой планировкой состоял из трех изолированных районов прямоугольного очертания, заключенных один в другой (рис. 58, 59). Границами районов служили высокие стены с воротами. В центре Пекина находился Запретный город — район императорского дворца. Его окружал район Императорского города, где были расположены императорские парки, государственные храмы, государственные склады, резиденции сановников и т. д. Последний, внешний район образовывал собственно город (рис. 60, 61). Простой народ не мог без особого пропуска попасть в большинство сооружений Императорского города. В Запретный город для простого народа доступ был закрыт совсем. В отличие от Даду районы Запретного и Императорского городов стали центром города. В Даду эти районы располагались к югу от центра города, который образовали башня Барабана (рис. 62) и башня Колокола (рис. 63).

Из трех рядов стен города фортификационное значение имели только внешние.

Крепостные стены Пекина протяженностью около 20 км имели 44 квадратных бастиона, выступающих из тела стены, и девять ворот с деревянным павильоном типа «лоу». Главные ворота Чжэнъянмынь были расположены в южной стене на главной оси города. Глинобитные стены и бастионы были облицованы серым крупномерным кирпичом. Высота стены в среднем 12 м, ширина — около 20 м. По верху стен с наружной стороны шли зубцы с бойницами. На верх стен вели широкие пандусы. По углам стен города были сооружены монументальные прямоугольные башни из кирпича. Город был также окружен глубоким рвом, заполненным водой, через который перед воротами были устроены мосты с предмостными укреплениями.

Все три района столицы объединялись комплексом ансамблей, расположенных в определенном порядке на главной оси города, проходящей с юга на север.

К югу от Запретного города, по сторонам главного входа, располагались важные государственные храмы Предков, Земли и Злаков (первоначально храм Пяти видов злаков). Южнее у главных ворот Императорского города Чэнтяньмынь (Тяньаньмынь) была устроена большая Т-образная площадь, служившая главной площадью в Бэйцзине. На ней зачитывались императорские указы и принимались жалобы от народа. С западной и восточной сторон от площади были расположены государственные канцелярии. Еще южнее находились главные южные ворота города, получившие в XVIII в. название Цяньмынь. Для размещения на площади построек стена города была передвинута на 0,5 км южнее. За стенами города в 2 км от него располагались два особо важных храма — храм Неба и храм Земледелия, входящие в южную часть ансамбля Большой пекинской оси. Композиционно эту часть объединяла дорога процессий — Лидао, проходившая между храмом Неба и храмом Земледелия (первоначально храм Первой борозды) и далее через Императорский город к Запретному.

В южной части Запретного города на огромном квадратном дворе размещались самые значительные здания дворца: три тронных зала, расположенные на высокой трехъярусной мраморной платформе, с XVII в. получившие название Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. В северной части дворца располагались императорские жилые покои. Далее ось ансамблей продолжает парк Цзиншань, расположенный за Запретным городом, и башни Барабана и Колокола, недалеко от которых находилась городская стена. С вершины искусственного холма Цзиншань (создан в X в. в виде невысокого холма при углублении озера Тайчи — современный Бэйхай) раскрывалась панорама дворца и города. Холм защищал дворец от сильных северных ветров зимой и служил наблюдательным пунктом.

Все ансамбли и отдельные сооружения южной части комплекса были расположены в определенном порядке, создающем ощущение торжественности и величия, которое возрастало по мере приближения к тронным залам. Для композиции ансамбля характерно размещение сменяющихся замкнутых галереями дворов, внутри которых находились главные залы.

Обозрение всех сооружений было возможно только при последовательном прохождении через них. Всю композицию можно было увидеть только с вершины холма Цзиншань, расположенного на главной оси столицы за Запретным городом. Отсюда, с высоты около 60 м, раскрывалась необычная по красоте и красочности панорама Пекина.

В западной части Императорского города вокруг искусственных водоемов расположена группа императорских резиденций паркового типа. В отличие от регулярной, строго симметричной планировки основных ансамблей, размещенных на главной оси города, композиция этих резиденций основывалась на приемах ландшафтной планировки. Сочетание храмов, дворцов и различных парковых сооружений, искусно расположенных среди зелени, холмов и водоемов, еще больше подчеркивало официальную парадность ансамблей Большой пекинской оси.

64. Провинция Хэбэй. Пекин. Схема плана жилого квартала по чертежам XVII в.
64. Провинция Хэбэй. Пекин. Схема плана жилого квартала по чертежам XVII в.

Собственно город, за исключением полукилометровой по ширине полосы в его южной части, присоединенной в период перестройки Бэйпина, сохранил регулярную планировку периода Юань (рис. 64). Изменения были несущественны. В начале XIV в. на перекрестках главных магистралей — торговых улиц, идущих от городских ворот, были сооружены мемориальные деревянные ворота пайлоу, которые служили украшением перекрестка. В городе среди рядовой застройки находились резиденции богатых чиновников, знати, монастыри, рынки, здания союзов и землячеств, постоялые дворы и другие сооружения.

В период Мин главный торговый центр располагался вокруг зданий башен Барабана и Колокола, а также вдоль озера Шичахай, куда проходили суда из Великого канала.

Сооружение императорского дворца или Запретного города было строительством последнего дворцового ансамбля такого рода в Китае. По своим размерам и композиционной завершенности он превосходил дворцы предшествующих эпох. Возведение его основных сооружений заняло в общей сложности 16—17 лет. Начало строительства относится к 1403 г., а окончание строительства дворца как резиденции императора Чжу Ди (Чэн-цзу) — к 1421 г. Несмотря на неоднократные пожары и многочисленные работы по восстановлению и обновлению сооружений дворца в XVIII в., он почти полностью сохранил планировочную и пространственную композицию XV в. Принципиальным изменением в общей композиции дворца была замена (XVII—XVIII вв.) открытых галерей, образовывающих дворы, глухими стенами, что бесспорно ухудшало композиционную связь между отдельными частями ансамбля.

65. Провинция Хэбэй. Пекин. План Запретного города
65. Провинция Хэбэй. Пекин. План Запретного города

Запретный город занимал центральное положение в Пекине и по своей конфигурации и общим размерам почти совпадал с размерами монгольского дворца, на месте которого он был сооружен (рис. 65). Комплекс дворца имел в плане конфигурацию правильного прямоугольника, слегка вытянутого с севера на юг. Длина стен, ограждающих дворец с юга на север, 960 м, а с запада на восток 760 м. Общая площадь дворца равна почти 73 тыс. м2, из которых площадь застройки различными сооружениями составляет 16 тыс. м2.

Внешне дворец представляет крепость, однако он не имел подлинных крепостных укреплений. Последние создавали чисто внешнее впечатление неприступности дворца. Благодаря нарядным деревянным башням на углах стен и деревянным павильонам типа «лоу» над входными воротами несколько смягчалась суровость стен. Со стороны города к воротам, ведущим во дворец, подходили широкие эспланады, заканчивающиеся широкими арочными мостами, перекинутыми через канал.

Остов стен, окружавших дворец, был выполнен из утрамбованного грунта и облицован серым кирпичом. Высота стен была около 12 м, ширина по верху стен — 10 м. По верху стен шел один ряд зубцов прямоугольного очертания. На стену вели пологие пандусы, расположенные около ворот внутри дворца. Всего в Запретный город вело четверо ворот, главными из которых были ворота Умынь в виде буквы П, находившиеся в середине южной стены дворца. Кирпичное основание ворот было оштукатурено и окрашено в красный цвет. В нижней части основания было, как и в воротах Чэнтяньмынь (Тяньаньмынь), пять проемов: три проема по центру и два в боковых ответвлениях.

Как и в Нанкине, внутри территория дворца (Запретного города) четко членится на две основные части, из которых южная часть была намного больше. Это объяснялось расположением в ней основных официальных ансамблей, в которых проводились приемы и решались государственные дела. Эти ансамбли образовывали три основные группы, из которых главной была средняя, состоящая из двух самых больших во дворце дворов. Первый двор, непосредственно примыкающий к главным дворцовым воротам Умынь, представлял в плане прямоугольник, вытянутый с запада на восток.

66. Провинция Хэбэй. Пекин. XIV—XVII вв. Запретный город. Панорама двора перед Тайхэмынь
66. Провинция Хэбэй. Пекин. XIV—XVII вв. Запретный город. Панорама двора перед Тайхэмынь
67. Провинция Хэбэй. Пекин. Залы Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь
67. Провинция Хэбэй. Пекин. Залы Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь

По периметру он был обстроен галереями и павильонами. Внутри двора в южной части проходил канал с пятью мостами, облицованный белым мрамором, с ажурными парапетами. По своей конфигурации канал напоминал изогнутый лук, вершина которого приближалась к воротам Умынь. Этот двор (рис. 66) предшествовал главному тронному двору, который просматривался через зал, стоящий напротив ворот Умынь. Главный двор представлял по форме почти квадрат, в северной части которого находилась трехъярусная платформа с тремя тронными залами — Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь (названия с XVII в., рис. 67). С западной и восточной сторон этих дворов располагались два ансамбля, значительно уступавшие им по своим размерам. Они служили местом для менее официальных приемов в будние дни.

Во второй, северной части дворца на продолжении главной оси за тремя залами находились жилые императорские покои, состоящие из трех залов, повторяющих главные тронные залы, но меньших размеров. За ними был расположен небольшой парк, завершающийся северными воротами дворца. В этой же части дворца по обеим сторонам императорских покоев размещались многочисленные жилые и хозяйственные постройки. В XV—XVI вв. на территории дворца оставалось еще значительное незастроенное пространство.

В планировке дворца соблюдается расположение основных сооружений в зависимости от их назначения. Благодаря этому общая композиция дворца отличается совершенством архитектурного замысла. Запретный город в Пекине явился наиболее законченным дворцовым комплексом.

В период перестройки Бэйпина большое значение придавалось возведению ряда храмов, имевших важное государственное значение.

Эти сооружения делились на две группы: храмы «тань» и храмы «мяо». По своему внешнему облику эти храмы ничем не отличались от дворцовых построек. В храмах «тань» особое внимание уделялось сооружению алтаря. В них совершались различные жертвоприношения обожествленным силам природы.

В храмах «мяо» еще в период рабовладения осуществлялся ритуал жертвоприношения предкам императора. Позднее такие храмы стали возводиться в честь выдающихся государственных деятелей и ученых. Наиболее известные и почитаемые храмы посвящены Конфуцию.

68. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба, XV—XVII вв. Генплан
68. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба, XV—XVII вв. Генплан
69. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Зал Дасыдянь (совр. Циняньдянь)
69. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Зал Дасыдянь (совр. Циняньдянь)
70. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба: 1 — панорама; 2 — план; 3 — разрез
70. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба: 1 — панорама; 2 — план; 3 — разрез
71. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Зал Дасыдянь (Циняньдянь). Мраморный пандус
71. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Зал Дасыдянь (Циняньдянь). Купол
71. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Зал Дасыдянь (Циняньдянь). Мраморный пандус и купол

Среди алтарных храмов типа «тань» наиболее выдающимся по своей архитектуре был храм Неба (1417—1421), расположенный в 2 км к югу от главных ворот Чжэнъянмынь с восточной стороны от императорской дороги Лидао (рис. 68). В XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцестояния император возносил молитву Небу о богатом урожае и совершал обряд жертвоприношения.

В 1420 г. храм Неба состоял из ряда сооружений, поставленных на одной оси север — юг, группы второстепенных построек, предназначавшихся для подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с западной и восточной сторон от главных сооружений, и парка.

По конфигурации территория храма Неба, обнесенная оградой, близка к квадрату, закругленному с севера, с размерами сторон 1600 м с юга на север и 1100 м с запада на восток. Такая форма общей планировки храма Неба была связана с символическим изображением земли в виде квадрата и неба в виде круга. Внутри парка была вторая ограда, повторявшая по конфигурации первую. Главные ворота комплекса были расположены в западной стене. Основное сооружение храма Неба располагалось примерно на расстоянии 1 км от ворот. К храму вела кипарисовая аллея, создававшая настроение торжественной тишины и покоя (рис. 69, 70).

В XV в. главное здание храма Неба называлось Дасыдянь (Циняньдянь). Оно представляло собой ротонду традиционной каркасной системы с двумя рядами внешних и внутренних деревянных колонн. Крыша ротонды состояла из трех ярусов, покрытых в XV в. разноцветной черепицей: нижний ярус — зеленого цвета, средний — желтого и верхний — синего. Последний ярус конусообразной формы был завершен золотым бутоном лотоса. Основанием каркасной ротонды служила трехъярусная беломраморная терраса. Во всем великолепии храм был виден при подходе ко вторым воротам и в интерьере (рис. 71).

С противоположной стороны от дороги Лидао находился алтарь Земледелия. Как и храм Неба, он был обнесен высокой стеной. На территории храма оставлялся участок необработанной земли, на котором ранней весной император вспахивал символическую борозду.

72. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Предков императора, XV в.
72. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Предков императора, XV в.

Важными по своему значению храмами были также храм Предков императора (Таймяо, рис. 72) и храм Земли и Злаков (Шэцзитань), после храма Неба наиболее почитаемые культовые сооружения в столице. Строительство обоих храмов относится к началу XV в.

В храме Предков императора хранились ритуальные таблицы с именами предков, перед которыми совершался обряд жертвоприношения согласно древнему обычаю. Ритуал поклонения умершим предкам совершался и в каждой китайской семье. Храм Предков императора по своей архитектуре напоминал главные дворцовые постройки. Единственным отличием храма Предков от дворцовых сооружений было то, что три главных его постройки были покрыты однотипной крышей в два яруса, что встречается в Китае очень редко. Главное сооружение храма типа «дянь» на трехъярусной мраморной платформе, выступающей сильно вперед со стороны главного фасада, не имело открытой галереи. Колонны и стенки между ними были покрыты красным лаком. Остальные конструкции были расписаны орнаментом, в котором преобладали синий и зеленый цвета с вкраплением желтого.

За центральным сооружением располагалось второе здание меньших размеров, также имевшее важное ритуальное значение. Остальные сооружения, окружавшие их, были служебными. Основную часть комплекса храма Предков образовывала группа сооружений, расположенных симметрично на прямоугольном участке, вытянутом с севера на юг. Снаружи комплекс был обнесен высокой кирпичной стеной, оштукатуренной и окрашенной в красный цвет.

Дорога к храму Предков шла по кипарисовой аллее, что вместе с высокой и глухой оградой около храма создавало настроение покоя и внутренней сосредоточенности. За воротами Цзимынь, от которых шла дорога к храму, была расположена небольшая площадка, заканчивающаяся водным каналом, проходящим вокруг всего комплекса. Кирпичные стены канала были облицованы белым мрамором.

Есть предположение, что сохранившиеся до наших дней основные постройки были возведены в правление императора Чжу Хоу-цзун (Шицзуна, 1521—1567). Последующие перестройки после пожаров следовали в основном согласно летописям, по первоначальному варианту.

В храме Земли и Злаков, расположенном напротив храма Предков, главным сооружением была трехъярусная квадратная платформа, разделенная на небольшие правильной формы участки, заполненные глиной желтого, красного, белого, синего и черного цветов. Храм символизировал пять видов земли и злаков, наиболее распространенных в Китае. Пекинский храм был сооружен по типу храма в Нанкине. Храмы этого типа вели свое происхождение от подобных построек периода Инь и Чжоу. Вокруг центральной части ансамбля был расположен парк из кипарисов, в котором находился ряд второстепенных сооружений. Основные из них Сяньдянь (1420) и Байдянь. Сяньдянь — одна из немногих сохранившихся от того времени построек, гармоничная по пропорциям. Внутри здания нет плафона, и изящные благодаря своему декору конструкции выступают как органичная часть интерьера. Колонны выполнены из цельных стволов кедра. Сооружение Сяньдянь относят к классическим образцам Минского периода.

73. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. План погребения Чанлин
73. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. План погребения Чанлин: 1 — ворота Линмынь; 2 — павильон с памятником; 3 — ворота Линэньмынь; 4 — жертвенные печи; 5 — храм Линэньдянь; 6 — внутренние красные ворота; 7 — арка; 8 — жертвенный стол; 9 — башня Минлоу; 10 — могильный холм
74. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Каменные пайлоу
74. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Каменные пайлоу

В правление императора Чжу Ди (Чэнцзу, девиз правления Юнло) под Пекином началось строительство гробниц императоров, которое продолжалось до конца периода Мин. После смерти жены Чжу Ди (Чэнцзу) — Сюй Ши — началось строительство первой гробницы, послужившей началом создания огромного погребального комплекса Шисаньлин, состоящего из 13 могил. Место захоронения расположено в 35 км к северу от Пекина у подножия гор. Общая территория всех захоронений около 40 км2. Входы в гробницы обращены на юг, к Пекину. Гробница императора Чжу Ди, известная под названием Чанлин (рис. 73), расположена в центре склона гор Тяньшоушань. Гробницы, построенные позднее, расположены с двух сторон от комплекса Чанлин. В принципе, согласно историческим описаниям, комплекс Чанлин повторяет погребения первого минского императора Тайцзу, похороненного под Нанкином. Это относится прежде всего к общей планировке погребального комплекса, последовательности и характеру расположения различных сооружений. Как и в Сяолине, композиция комплекса состоит из двух частей: Священной дороги и собственно погребального комплекса Чанлин.

Началом Священной дороги служат мраморные ворота — пайлоу, сооруженные позднее, в 1540 г. (рис. 74). Дальше, примерно через 1 км, находятся ворота Дахунмынь, которые располагались в несо- хранившейся теперь стене, опоясывающей этот район, примерно по окружности 40 км. Эти ворота были единственным входом в район захоронения. Недалеко от ворот в 1425 г. был возведен кирпичный квадратный в плане павильон с двухъярусной крышей, в котором поставлена каменная мемориальная плита. За павильоном по обе стороны широкой дороги установлены 24 каменные скульптуры животных.

75. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII вв. Фигуры людей на Священной дороге 75. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII вв. Фигуры людей на Священной дороге
75. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII вв. Фигуры людей на Священной дороге
76. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII. Фигуры людей на Священной дороге 76. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII. Фигуры людей на Священной дороге
76. Близ Пекина. Минские погребения XIV—XVII. Фигуры людей на Священной дороге
77. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Здание Линэньдянь, XV в. План 78. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Здание Минлоу, XV в.
77. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Здание Линэньдянь, XV в. План 78. Провинция Хэбэй близ Пекина. Погребения императоров династии Мин. Здание Минлоу, XV в.

Из каждых двух одинаковых пар — львов, сечей, слонов, верблюдов, цилиней, лошадей — одна пара лежит, другая стоит. Затем следует двенадцать фигур военных, вельмож и чиновников (рис. 75 и 76). Скульптура выполнена с известной обобщенностью и условностью, что придает ей черты монументальности. Длина Священной дороги 7 км, что в 3 раза больше протяженности Священной дороги в Нанкинском захоронении. Все сооружения и скульптуры находились в самом начале дороги. Это объясняется тем, что больший участок дороги, непосредственно подходящий к захоронению, затапливался в период осенних дождей. Скульптурное и архитектурное оформление Священной дороги продолжалось вплоть до середины XVI в. В процессе строительства могил окружавший Священную дорогу густой лес был вырублен. Панорама самого погребального комплекса открывается лишь от ворот Лунфэнмынь, вырисовываясь на фоне горных кряжей.

Само погребение Чанлин состоит из могильного холма и группы сооружений перед ним. Все они располагались на одной оси, являвшейся продолжением Священной дороги. Среди них выделялись три основных сооружения: ворота Линэньмынь, храм Линэньдянь и башня Минлоу. Пространство вокруг этих зданий было обнесено кирпичной стеной, образующей в плане вытянутый прямоугольник, разделенный внутри на три отдельных двора. Главным из них был средний со зданием Линэньдянь (рис. 77), которое является вторым по значению сооружением после главной тронной палаты Тайхэдянь в императорском дворце в Пекине. Длина главного фасада 66 м, а торцевой стороны 29 м. Крыша, как и в других подобных зданиях, имеет два яруса. Основание здания образовано трехъярусной земляной платформой, облицованной белым мрамором.

Колонны главного фасада здания Линэньдянь образуют девять пролетов, а поперечного — пять. Особенно сильное впечатление зал производит внутри благодаря великолепной колоннаде, образованной 60 цельными стволами южного кедра высотой 10 м и диаметром 1,17 м. Величие и строгость архитектуры этого зала подчеркиваются благородной фактурой и темным цветом неокрашенного кедра. Из всех императорских дворцовых и храмовых сооружений это было единственным, где колонны интерьера и балки перекрытия не были покрыты лаком и росписью.

Храм Линэньдянь, как и окружавшие его постройки, служил местом молитв и жертвоприношений усопшему императору. 

За зданием Линэньдянь в следующем дворе подход к погребению замыкала высокая кирпичная башня Минлоу (рис. 78), расположенная среди деревьев. На высоком квадратном каменном основании, по сторонам которого поднимаются лестницы, возвышается башня с полуциркульными проемами по сторонам; сквозь последние видна стоящая в центре башни мемориальная стела. Башня увенчана двухъярусной крышей. За башней Минлоу находится холм, обнесенный каменной стеной и покрытый лесом. Внутри холма был похоронен император.

Архитектура погребения Чанлин производит исключительно сильное впечатление. Композиция всего комплекса, включая Священную дорогу, показывает прекрасное решение задачи размещения архитектурных ансамблей на открытых пространствах.

Остальные гробницы, возведенные в последующие годы, были менее выразительны. Многие из них были разрушены в период маньчжурского владычества.

79. Провинция Хэбэй близ Пекина. Минские погребения. Погребение Динлин, XVI в. 1 — план и разрез подземного дворца; 2 — генплан
79. Провинция Хэбэй близ Пекина. Минские погребения. Погребение Динлин, XVI в. 1 — план и разрез подземного дворца; 2 — генплан

В 60-е годы XX столетия были произведены археологические раскопки подземной части погребения Динлин императора Чжу И-цзюнь (Шэньцзун, девиз правления Вань-Ли, 1572—1620). В отличие от наземных сооружений, в основном каркасной системы из дерева, этот подземный дворец представлял собой группу прямоугольных залов с глухими стенами и сводчатыми потолками из камня и мрамора (рис. 79). Главные залы, расположенные на центральной оси, были соединены узкими проходами с боковыми второстепенными залами значительно меньшего размера. Подземные залы считались местом пребывания души усопшего императора. Этим объясняется наличие большого числа разной утвари, найденной при раскопках погребального холма. Следует особо отметить высокое качество строительных работ и художественный декор главных дверей, выполненных из толстых плит белого мрамора, и других деталей.

В XV и начале XVI в. велось интенсивное строительство не только дворцовых и храмовых, но и других сооружений в городах и сельских местностях. Однако большинство сооружений этого времени погибло или было перестроено.

В середине XVI в. с учащением набегов северных племен, а также в связи с увеличением посада у южных стен Пекина было начато строительство второго пояса фортификационных укреплений вокруг города. По первоначальному замыслу укрепления должны были окружать Пекин со всех сторон по образцу столицы Сун — Бяньляна. Но стены были возведены только с южной стороны вокруг сильно разросшегося к этому времени посада. В отличие от районов города, находившихся внутри крепостных стен, здесь не было четко распланированных кварталов. Прямыми и широкими были только главные улицы, идущие от ворот города. Остальные улицы и кварталы имели случайные очертания. Там в основном жили мелкие ремесленники, торговцы и городская беднота. Тем не менее эта часть города уже имела определенное значение в экономике Пекина. Кроме того, здесь находились важные государственные храмы Неба и Земледелия.

После строительства стен этот район получил название Внешний город, а собственно Пекин стал называться Внутренний город. Но в отличие от Внутреннего города, стены вокруг посада были значительно ниже, бастионы вдоль стены располагались реже, ворота не отличались мощностью укреплений.

Среди архитектурных сооружений Пекина этого времени, претерпевших значительные изменения по сравнению с первоначальной композицией, следует назвать храм Неба.

80. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Храм Хуанцюньюй, XVI в.
80. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Храм Хуанцюньюй, XVI в.
81. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Алтарь Неба, XVI в. Фрагмент
81. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Алтарь Неба, XVI в. План
81. Провинция Хэбэй. Пекин. Храм Неба. Алтарь Неба, XVI в. План и фрагмент

В 1530 г. была начата перестройка комплекса храма Неба. К югу от основного здания храма Неба на расстоянии 600 м был сооружен второй комплекс, который стал с этого времени основным местом, где совершалось молебствие в честь Неба. Южный комплекс состоял из трехъярусного круглого алтаря (Хуаньцю — круглый холм), образованного земляной платформой, облицованной, как обычно, белым мрамором, и небольшого круглого храма (Хуанцюньюй — храм Небесного величия), окруженного высокой стеной с воротами в южной части (рис. 80). Храм в виде ротонды с конусообразной крышей, покрытой синей глазурованной черепицей, находился в северной части двора, образованного глухой стеной. Между храмом Хуанцюньюй, построенным в 1530 г., и первоначальным храмом Неба, переименованным в храм Молитвы за богатый урожай (Циняньдянь), была сооружена высокая эспланада из утрамбованной земли, покрытой камнем.

После сооружения южного ансамбля весь комплекс храма Неба стал еще более монументальным и выразительным. Создание такого большого комплекса соответствовало большим масштабам других главных храмов и императорского дворца. После достройки в 1530 г. храм Неба стал одним из выдающихся архитектурных сооружений Минского периода. И хотя его сооружения неоднократно восстанавливались после пожаров или в результате обветшания, согласно описаниям, он в принципе сохранил свой облик от периода постройки в первой четверти XV в.

Особый интерес в новом комплексе представляют три сооружения — алтарь Неба (рис. 81) и два деревянных храма. Хотя оба храма выполнены в стоечно-балочной каркасной системе, это редко встречающийся тип архитектурных сооружений в Китае.

Основная часть алтаря Неба, как уже было сказано выше, представляет собой трехъярусную круглую платформу, символизирующую небесную сферу. Верхний диаметр алтаря Неба имеет 26 м, а нижний — 55 м. Жертвоприношение осуществлялось под открытым небом. Лестницы, ведущие на верхнюю площадку, были расположены строго по странам света.

Алтарь был окружен двумя рядами низких (1 м) стен с высокими воротами пайлоу, которые, как и лестницы алтаря, были ориентированы по странам света. Низкие ограды открывали алтарь для обозрения, что было для Китая исключением. Благодаря такому приему алтарь зрительно господствует в окружающем его пространстве парка. Маленький храм Хуанцюньюй еще сильнее подчеркивал величие алтаря. Белый мрамор алтаря четко выделяется на фоне синего неба, зеленой листвы и синей глазури крыш двух храмов. До нас алтарь дошел в перестройке 1749 г.

Совершенно другим стало второе сооружение комплекса — храм Молитвы за урожай (Циняньдянь). Деревянная каркасная ротонда была расположена на трехъярусной платформе, напоминающей алтарь Неба. Диаметр основания платформы — около 90 м. Перила постамента верхнего яруса были украшены резными драконами, среднего — фениксами, а нижнего — облаками. Синее покрытие из черепицы трехъярусной крыши относится к 1752 г. До этого с 1420 г. каждый ярус крыши имел свой цвет, хотя здание и было перестроено в 1530 г. Завершается крыша, как и раньше, золотым бутоном лотоса. Каркас ротонды храма Молитвы за урожай составляют три круга колонн. В первом и во втором кругах стоит по 12 колонн, крышу внутри поддерживают четыре колонны; 12 колонн первого круга символизируют собой цикл счета, 12 колонн среднего круга — 12 месяцев, четыре колонны внутри означают четыре времени года. Кессонированный потолок храма покрыт цветной росписью в виде геометрических узоров. Искусно украшены двери; решетки в проемах и другие детали подчеркивают простоту каркаса и вместе с тем придают облику всего сооружения изысканность и подлинную утонченность.

Архитектура буддийских монастырей и храмов в период Мин не претерпела принципиальных изменений по сравнению с предыдущим периодом.

Новым следует считать появление пятибашенных пагод ута (пять башен), до этого не распространенных в Китае. Формы таких пагод были заимствованы из Индии.

Впервые строительство пятибашенной пагоды было начато в XV в. в монастыре Дачжэньцзюесы, расположенном северо-западнее Пекина.

82. Провинция Хэбэй. Пекин. Монастырь Дачжэньцзюесы. Пагода Ута, 1473 г.
82. Провинция Хэбэй. Пекин. Монастырь Дачжэньцзюесы. Пагода Ута, 1473 г.

Строительство было закончено в 1473 г. Пагода известна под названием Ута, или Цзиньганбаоцзота (рис. 82). Пагода Ута благодаря своим небольшим размерам и изящной гравировке барельефов прекрасно вписывается в спокойный ландшафт монастыря. Это отличает ее от однобашенной пагоды Бэйта в Пекине, которая несколько подавляет человека своими размерами и формой.

Ута построена из белого мрамора. По форме она представляет почти правильный куб, расчлененный горизонтальными поясами карнизов. Между поясами расположено множество маленьких ниш, в которых изваяны на камне изображения Будды. На верхней горизонтальной площадке пагоды расположены пять башен. Центральная башня несколько выше всех остальных.

Каждая башня представляет собой куб, переходящий в конусную форму, имитирующую каменную многоярусную пагоду. Несмотря на индийский прототип, в пагоде можно отчетливо выделить некоторые чисто китайские детали: карнизы, а также доугуны из мрамора. Этот тип пагоды получил свое развитие позднее, в Цинский период (XVIII—XIX вв.).

В конце XVI — начале XVII в. в результате натиска маньчжуров на севере и участившихся народных восстаний происходит ослабление военной и экономической мощи страны, что неизбежно отразилось на архитектуре Китая этого времени. Вместо характерных для XV в. больших архитектурных комплексов и ансамблей с монументальными сооружениями появляются сооружения, значительно уступающие им по размерам, монументальности и декору. Архитекторы увлекаются излишней декоративностью форм. Вновь начинается строительство загородных резиденций. Одна из таких резиденций — загородный дворец, известный позднее под названием Ихэюань. Расположенный северо-западнее Пекина дворец был известен уже с XII в. Затем при монголах и в начале Минского периода ему не уделяли внимания. И только в конце XVI — начале XVII в. здесь вновь развернулось строительство. В 1560—1621 гг. на берегу искусственного водоема был разбит парк со свободной планировкой.

Подобные работы по устройству парков велись в это время и в Пекине в так называемых «Западных угодиях» (парки Бэйхай, Чжунхай и Наньхай). Почти все они в XVII—XVIII вв. были реконструированы. Поэтому практически их следует рассматривать как сооружения XVII и XVIII вв.

Несмотря на то что многие сооружения периода Мин не сохранились, бесспорным достижением архитектуры XIV — середины XVII вв. было строительство Пекина и его ведущих дворцово-храмовых и парковых ансамблей. При создании Пекина нашли свое завершение градостроительные традиции. Это сказалось в планировочной композиции и в строительстве величественных и монументальных ансамблей, отличающихся завершенностью форм, богатством декора, широким использованием живописи и цвета. Под влиянием развития техники и необходимости экономить древесину из-за истощения ее запасов стоечно-балочная каркасная система стала легче, что получило свое отображение в архитектуре XVIII в. Именно в этом было основное отличие архитектуры Китая XV—XVII вв. от зодчества предшествующих периодов, где эти идеи находились в стадии зарождения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)