Монументальное зодчество Центральной Явы с VII до первой половины X века

Глава «Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Центральной Явы с VII до первой половины X века» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лапкина Л.Д.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В V—VII вв. н. э. усиливаются торговые и культурные связи Индонезии с Индией. Распространившиеся в Индонезии индийские культура и религия способствовали разложению родового строя, образованию классов и сложению государств. К началу VII в. на Яве уже существовало более 30 мелких феодальных княжеств, объединившихся впоследствии в три более крупных государства: Тарума на западе, Матарам в центре и государство с центром около города Сурабайи на востоке. В VII—X вв. наивысшего расцвета достигает центрально-яванское государство Матарам. О его политической истории фактически ничего не известно, однако сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о могуществе и высокой культуре этого государства. 

Единственные уцелевшие постройки государства Матарам — это культовые сооружения, которые позволяют проследить развитие яванской монументальной архитектуры.

Основным типом яванской монументальной архитектуры являются небольшие храмовые сооружения — чанди. В настоящее время термин «чанди» употребляется для названия всех памятников монументального зодчества Явы VII—XV вв. Однако первоначально это слово употреблялось только для названия сооружений, имеющих тесную связь с погребением.

Чанди сооружались из местного камня вулканического происхождения, блоки соединялись насухо без связывающего раствора.

Яванский чанди представляет собой кубический объем на широком, обычно квадратном, ярусном основании. С восточной стороны к нему примыкает выступ с вестибюлем, ведущим в центральное помещение. Остальные три фасада чанди плоскими лопатками делятся на три части. Весь кубический объем имеет четко профилированный карниз и завершается пирамидальной крышей, полой внутри, образованной постепенно сужающимися к вершине уступами. Оконные проемы обычно отсутствуют, дверные проемы и ниши обрамляются характерным орнаментом «кала-макара» или «кирт-тимукха», изображающим стилизованную голову льва — «кала» и мифические существа «макара». Пол небольшого внутреннего помещения чанди — из гладких плит с отверстием в центре для колодца, в котором хранился пепел от сожжения умершего. Над колодцем, напротив входа, располагалась статуя.

В общем облике чанди, декоративных деталях и характере скульптур, украшающих здания, чувствуется сильное влияние индийской архитектуры.

Однако назначение чанди, способ его возведения, своеобразная трактовка декоративного убранства позволяют предположить, что строителями были местные яванские мастера, видимо, прекрасно знакомые с индийским зодчеством.

Пропорциональность и ясность композиции, классическая уравновешенность архитектурных форм и декоративного оформления, отличающие яванские чанди, свидетельствуют о незаурядном таланте народных мастеров.

1. Центральная Ява. Плато Диенг: 1 - чанди Арджуны, VII в. 1. Центральная Ява. Плато Диенг: 2 - чанди Бима, VII в.
1. Центральная Ява. Плато Диенг: 1 - чанди Арджуны, VII в.; 2 - чанди Бима, VII в.
2. Центральная Ява. Чанди Каласан, IX в. Общий вид 2. Центральная Ява. Чанди Каласан, IX в. Орнамент «кала-макара» на одном из фасадов
2. Центральная Ява. Чанди Каласан, IX в. План 2. Центральная Ява. Чанди Каласан, IX в. Общий вид, орнамент «кала-макара» на одном из фасадов, план

К древнейшим памятникам монументального зодчества Индонезии относится комплекс шиваистских храмов на плато Диенг, расположенном в северо-западной части центральной Явы. В VII—VIII вв. ансамбль состоял из нескольких групп чанди, огороженных и связанных между собой целой системой замощенных дорог и лестниц, вырубленных в скалах. Из сохранившихся памятников наиболее значительны чанди Арджуны и чанди Бима с высокой башнеобразной крышей, напоминающей форму индийской шикхары (рис. 1).

В конце VIII — начале IX в., во время правления могущественной династии Шайлендра, был сооружен чанди Каласан (рис. 2). Недалеко от памятника был обнаружен камень с надписью, в которой говорилось об основании в 778 г. храма в окрестностях деревни Каласы. Проведенные исследования показали, что здание несколько раз перестраивалось, и его первоначальные конструкции сохранились только в самой нижней части основания.

Существующий же чанди Каласан относится к IX в.

Техника сооружения чанди Каласан обычна для всех яванских построек того времени. Он сооружен из местного камня. Оконные проемы, колонны, арки и своды отсутствуют. Покрытие — пирамидальной формы.

Чанди Каласан, как и чанди плато Диенг, имёет трехчастное деление — террасовое подножие, основной кубический корпус и сложное многоярусное венчание. Простейший квадратный план, свойственный храмам Диенга, развивается в более сложный и принимает форму равностороннего креста, в широких выступах которого располагаются дополнительные помещения (см. рис. 2). Одно из них — восточное — является вестибюлем центральной целлы, три другие комнаты с центральным помещением не связаны.

Террасовое основание чанди сложно: нижняя часть его представляет в плане квадрат размером 45X45 м, затем идет широкая двадцатиугольная в плане терраса, служащая для обхода вокруг храма. Четыре лестницы, расположенные в центре каждой из четырех сторон основания, ведут к четырем входам в чанди.

Наружные стены центрального куба расчленены гладкими лопатками, пространство между которыми покрыто пышным орнаментом, высеченным в камне. Особенно интересны орнаменты «кала-макара» над дверными проемами в центре фасадов и небольшими нишами по обеим сторонам от входов (см. рис. 2).

Сложная трехъярусная крыша чанди Каласан отделена от его корпуса сложным профилированным карнизом. Нижний ярус крыши, двадцатиугольный в плане, является как бы связующим звеном между чанди и высоким верхним ярусом крыши. На нем располагается октагональная призма, образующая центр венчания, к которому примыкают четыре меньших призмы, образующие завершения четырех выступов.

Небольшие внутренние помещения храма лишены каких-либо украшений. Находившиеся в них первоначально статуи исчезли. В центральном помещении сохранился большой каменный трон, на котором, вероятно, помещалась огромная статуя.

Все сооружение, несмотря на кубообразную форму, отличается стройностью и богатством декоративного убранства. Различные приемы смягчения акцента горизонтальных линий — многократно расчлененные по вертикали участки стен, высокое башнеобразное завершение с гирляндами колоколообразных «декоративных элементов и т. д. — еще более подчеркивают стройность сооружения.

3. Центральная Ява. Чанди Сари, IX в. Общий вид, план
3. Центральная Ява. Чанди Сари, IX в. Общий вид, план

Недалеко от чанди Каласан располагается чанди Сари — небольшое сооружение, по своему характеру сильно отличающееся от остальных построек центральной Явы (рис. 3). Это единственное сохранившееся здание, предназначенное для жилья; однако рельефы Боробудура, в которых изображено подобное же сооружение, свидетельствуют о том, что этот тип построек был широко распространен на центральной Яве.

Чанди Сари (IX в.), прямоугольный в плане, имеет вход в центре одной из длинных сторон (см. рис. 3). Через существовавший ранее вестибюль можно было попасть в центральное помещение первого этажа, в южной части которого располагалась деревянная лестница, ведущая в три помещения второго этажа. Каждое из помещений имело размеры 3x5,8 м. Во все комнаты через окна проникали свет и воздух. Третий, ложный, этаж образован рядом ниш, маскирующих крышу с девятью ступами, расположенными в три ряда.

Интересно и своеобразно декоративное убранство здания. Надоконными проемами и нишами в определенном ритме располагается треугольный растительный орнамент, напоминающий мотив «кала-макара». Пространство между окнами заполнено статуями, высеченными в высоком рельефе.

Чанди Сари построен из вулканического камня без применения вяжущих материалов. Междуэтажное перекрытие и лестница, ведущая во второй этаж, были деревянными. Первоначально все здание было покрыто тонким слоем штукатурки и окрашено в красный цвет.

К концу VIII — началу IX в. относится сооружение обширного буддийского комплекса Севу. Комплекс занимает большую площадь — 185x165 м, огражденную высокими каменными стенами с воротами с четырех сторон, и состоит из 250 сооружений.

4. Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. План, интерьер главного храма, фасад одного из маленьких чанди
4. Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. План, интерьер главного храма, фасад одного из маленьких чанди

Главный храм окружен четырьмя рядами небольших святилищ по 28, 44, 80 и 88 соответственно в каждом ряду (рис. 4). В плане он сохраняет схему равностороннего креста. Центральная целла окружена четырьмя дополнительными помещениями, из которых восточное является вестибюлем центрального. Боковые помещения отделены от центрального своеобразной дорогой процессий, представляющей собой проход позади боковых целл. Об общем облике главного храма судить трудно, так как здание сильно разрушено. Только по сохранившимся частям интерьера можно судить, что это было грандиозное и величественное сооружение.

Комплекс Севу — один из первых храмовых ансамблей, получивший дальнейшее развитие в грандиозном ансамбле храмов Прамбанан, сооруженном на несколько десятилетий позднее.

5. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Вид с птичьего полета
5. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Разрез
5. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. План 5. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Вид с птичьего полета, план и разрез

Величественным и грандиозным сооружением центральной Явы является огромный буддийский комплекс Боробудур, расположенный в живописной местности (рис. 5). Долина Кеду издавна была одним из центров древних яванских государств, и ко времени сооружения Боробудура здесь уже существовало главное святилище государства Матарам, основные постройки которого, вероятно, мало чем отличались от небольших храмов Диенга. В знак утверждения быстро распространившейся на Яве буддийской религии было сооружено новое святилище, которое по своему величию должно было превзойти все сооружения, предшествовавшие ему. Грандиозность Боробудура, доминирующего над всей долиной, необычная композиция, строгость силуэта, классическая гармония архитектуры и скульптуры ставят его в один ряд с величайшими произведениями мирового зодчества.

Предполагают, что Боробудур является частью неосуществленного комплекса. В плане весь ансамбль должен был представлять собой равносторонний крест, в центре которого находился Боробудур. Закончена была только центральная часть, т. е. Боробудур, и два небольшие чанди — Мендут и Павон.

6. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Одна из лестниц с входной аркой и орнаментом «кала- макара», ведущих к центральной ступе. Буддийская статуя из решетчатых ступ с верхней террасы. Рельеф
6. Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Одна из лестниц с входной аркой и орнаментом «кала- макара», ведущих к центральной ступе. Буддийская статуя из решетчатых ступ с верхней террасы. Рельеф

Боробудур сооружен в виде ступенчатой пирамиды вокруг природного холма. Девять ярусов пирамиды образуют грандиозный сегмент, увенчанный огромной ступой. По форме ярусов Боробудур делится на две части. Нижняя часть, состоящая из пяти квадратных в плане террас, расположена на тяжелом каменном основании. Каждую террасу, огороженную по краю балюстрадой, прорезают четыре лестницы (рис. 6) с входными арками, украшенными богатым орнаментом «кала-макара». По обе стороны лестниц, ведущих от основания к центральной ступе, входы стерегут фигуры каменных львов. Стены и балюстрады террас покрыты каменными барельефами, повествующими о буддийском учении и о жизни человека, ставшего Буддой.

Главным центром всей композиции является грандиозная верхняя ступа, окруженная тремя концентрическими кругами небольших ступ, расположенных на круглых верхних террасах, которые в противоположность нижним, лишены каких-либо декоративных элементов. Внутри каждой ступы находятся буддийские статуи (рис. 6), едва видимые сквозь решетчатые стенки. Внутри главной ступы была наглухо замурована огромная каменная статуя Будды.

На верхней террасе постигается грандиозность и величие сооружения. Здесь человек остается наедине со своими мыслями, молчаливыми каменными божествами и величественной панорамой гор, раскинувшихся вокруг.

7. Боробудур, VIII—IX вв. Рельеф
7. Боробудур, VIII—IX вв. Рельеф 7. Боробудур, VIII—IX вв. Рельефы

Величайшим художественным достижением древнеяванского искусства являются скульптурные рельефы Боробудура (рис. 6 и 7). Рельефы, расположенные на пяти нижних галереях, начинаются от восточной стороны; поэтому, чтобы просмотреть их в порядке повествования, нужно подняться по восточной лестнице до первой террасы и повернуть налево. Многочисленные барельефы Боробудура подробно воспроизводят легенды о Будде. Размеры и общая композиция рельефов находятся в строгом подчинении основной композиции сооружения. Скульптурная декорация — неотъемлемая часть Боробудура, который трудно представить без рельефов и бесчисленного количества буддийских статуй.

Органический синтез архитектуры и скульптуры — одно из основных достоинств этого замечательного сооружения. Не все рельефы выполнены с одинаковым художественным мастерством. Характерны некоторая условность в изображении отдельных фигур и предметов, декоративность, стремление к более полному использованию камня, что превращает рельефы в непрерывный декоративный пояс. Главные персонажи повествования ничем не выделены из общей композиции, и в рамках мифологического сюжета представлена картина реальной жизни яванского общества того времени.

Первоначальное основание Боробудура с серией рельефов еще в период строительства было закрыто дополнительной платформой. Предполагают, что изменить первоначальный проект и закрыть рельефы заставила осадка каменного покрытия холма. Однако некоторые детали, например отличный от остальных профиль закрытых рельефов, делают сомнительным это предположение. Кроме того, некоторые специалисты утверждают, что такой дополнительной подпорной стенки вокруг нижней террасы далеко не достаточно и что строители вряд ли могли допустить такую существенную ошибку.

Поэтому возникло предположение, что подобное решение связано с назначением всего сооружения. Если каждый ярус Боробудура отождествляется с одной из ступеней на пути перевоплощения человека в божество, то скрытое каменным футляром основание соответствовало положению человека, еще связанного с жизнью. Дальнейший его путь после смерти последовательно представлен в рельефах верхних террас.

Конструктивное решение Боробудура не отличается от остальных яванских чанди. Каменные блоки террас уложены насухо, без раствора. Блоки имели форму правильных параллелепипедов и укладывались либо ложком, либо тычком, при этом для плит с рельефами оставлялось специальное место. Высота всего сооружения, включая увенчивающую ступу, 42 м. Диаметр основания 123 м.

8. Центральная Ява. Чанди Мендут, VIII—IX вв. Общий вид
8. Центральная Ява. Чанди Мендут, VIII—IX вв. Общий вид

Недалеко, от Боробудура находятся два других небольших сооружения ансамбля — чанди Павон и Мендут (рис. 8). По общему объему и планировке оба сооружения приближаются к чанди плато Диенг — квадратный план, широкая терраса вокруг храма, кубическая форма основного корпуса и многоярусная крыша. Оба чанди имеют много общих черт: способ кладки, композиция, одинаковые мотивы орнаментации и завершения. В небольшом внутреннем помещении чанди Мендут располагаются три буддийские статуи, представляющие замечательные образцы яванского скульптурного творчества. Особенно интересна центральная трехметровая статуя Будды, восседающего на троне. Статуя лишена каких-либо украшений, отличается простотой и правильными пропорциями.

В середине IX — начале X в. в государстве Матарам произошли значительные изменения. Господствующая династия Шайлендра была вытеснена новой династией, при которой распространился индуизм, избравший своим центром долину Прамбанан. Бесчисленные остатки сооружений в долинах Прамбанан и Сорогедуг позволяют судить о былом величии поселений и размахе строительных работ. Основная часть построек была разрушена, однако в результате исследований, проведенных археологами, был сделан проект реконструкции центральной части одного из городов, видимо, столицы Матарама. Город террасами располагался по склону горы и по своему характеру напоминал террасовые святилища Индонезии первых веков нашей эры, например святилище на горе Янг.

9. Центральная Ява. Храмовый комплекс Лара Джонгранг, первая половина X в.: 1 — генплан; 2 — план внутреннего двора: а — чанди Брахмы; б — чанди Вишну; в — храм Шивы; г — небольшие второстепенные чанди внутри храмового двора; 3 — храм Шивы; 4 — Храм Шивы, фрагмент фасада
9. Центральная Ява. Храмовый комплекс Лара Джонгранг, первая половина X в.: 1 — генплан; 2 — план внутреннего двора: а — чанди Брахмы; б — чанди Вишну; в — храм Шивы; г — небольшие второстепенные чанди внутри храмового двора; 3 — храм Шивы; 4 — Храм Шивы, фрагмент фасада

Монументальные сооружения в долине Прамбанан, построенные в конце IX — первой половине X в., — дальнейший этап в развитии монументального зодчества Индонезии. Среди памятников этого периода наибольшее значение имеет ансамбль храмов, известный под названием Лара Джонгранг или Прамбанан  (рис. 9,А) [Лара Джонгранг означает «стройная дева». Название дано по имени мифической девы, скульптура которой находится в одном из помещений центрального храма Шивы и о которой рассказывается в одной из местных легенд. Однако на самом деле скульптура изображает богиню Дургу. Второе название ансамбля — Прамбанан — по имени деревушки, рядом с которой он расположен.].

Ансамбль был задуман как монументальное произведение, которое должно было превзойти крупнейшие памятники Явы — Боробудур и Севу. Несмотря на то, что все три ансамбля одинаково грандиозны и одинаково высоки их художественные достоинства, комплекс Лара Джонгранг считается вершиной центральнояванского искусства.

Ансамбль Прамбанан был выполнен в соответствии с заранее разработанным планом. Он представляет собой обширный, четко продуманный комплекс, состоящий из трех дворов, террасами поднимающихся к центру — грандиозному храму Шивы, расположенному в центральном храмовом дворе. Центральный двор окружен стенами с воротами и тремя рядами небольших святилищ, каждый ряд которых понижается в своем уровне. Вся эта пирамидальная система расположена в юго-западном углу третьего наружного двора. Внутренняя часть двора была застроена жилыми домами.

В центральном дворе (рис. 9, Б), поднятом на несколько метров выше второго, располагается восемь храмов — три у западной, три у восточной стены и два небольших чанди у южных и северных ворот. Чанди у западной стены — основные сооружения ансамбля. В центре — самый большой из них — чанди Шивы или Лара Джонгранг. К югу от него расположен чанди Брахмы, к северу — чанди Вишну.

Храм Шивы (рис. 9, В) расположен не в геометрическом центре ансамбля. Точный геометрический центр находится в маленьком чанди справа от восточного входа в чанди Шивы. В колодце этого храма на камне высечены пересекающиеся линии, обозначающие геометрический центр. Возможно, что эта точка считалась особо важной, поэтому главный храм сдвинут с центральной оси.

Храм Шивы в основных формах продолжает линию развития Каласана и более ранних яванских чанди (рис. 9, Г). Храм стоит на высоком двадцатиугольном в плане ярусном основании с обходом вокруг основного корпуса. Балюстрада, ограждающая обход, и наружные стены террас покрыты рельефами. В центре каждой стороны террасы расположена лестница, ведущая к четырем входам в храмовые помещения.

Основной кубический корпус чанди в плане также имеет двадцатиугольник с четырьмя широкими выступами, в которых располагаются боковые помещения. Из них восточное служит вестибюлем центрального. Четыре одинаковых фасада чанди Шивы украшены нишами с традиционным орнаментом «кала-макара». Венчание — в виде пятиярусной башни. Внизу башня имеет план квадрата с широкими выступами, вверху — равносторонний крест.

Центральное помещение храма Шивы, в противоположность остальным яванским чанди, украшено резьбой. В центре помещения расположена статуя Шивы.

10. Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Рельефы
10. Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Один из храмов наружного двора 10. Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Один из храмов наружного двора. Рельефы

Стены основания, парапет, основной корпус чанди и крыша богато украшены скульптурой, орнаментом и символическими изображениями (см. рис. 9 и 10). Скульптурные рельефы храма представляют исключительный художественный интерес. В них последовательно рассказывается о жизни и подвигах героя индийского эпоса — Рамы. Рельефы Прамбанана, созданные позднее боробудурских всего на несколько десятилетий, свидетельствуют о переменах, происшедших в художественной манере исполнения. Так же как и в рельефах Боробудура, в Прамбанане на фоне мифологического сюжета развертывается подробная картина народного быта иприроды. Основные герои — это реальные люди, не отличающиеся от остальных персонажей. Реалистично выполнены животные, предметы и растительность. Однако если для рельефов Боробудура характерны строгая уравновешенность, внутренняя взаимосвязь и подчинение основной композиции сооружения, то в Прамбанане чувствуется стремление к большей динамике, к более живой передаче явлений природы и жизни человека. Техника и мастерство выполнения скульптур не уступают боробудурским, но тематика и характер их стали иными.

Техника сооружения Прамбанана осталась прежней. Храм построен из правильных блоков твердого вулканического камня. Средством соединения отдельных блоков служили выступы и выемки. Вяжущие материалы не применялись.

Прамбанан — последнее крупное архитектурное сооружение, воздвигнутое на территории центральной Явы, в котором воплотились все лучшие достижения яванского зодчества и изобразительного искусства. Грандиозность ансамбля, четко продуманное построение, необычайная гармония отдельных сооружений, тщательная разработка деталей, сдержанность и изящество декоративного оформления выделяют его из числа других произведений индонезийского зодчества. Несмотря на то, что основное построение и композиция ансамбля близки к древнейшим яванским чанди, в общем силуэте, характере завершений и некоторых элементах орнаментации уже заметны черты, которые станут характерны для восточнояванского зодчества.

Так, рассматривая формы венчания яванских чанди, можно заметить эволюцию их развития. Центральнояванские чанди имеют ярусное завершение, состоящее из центральной башни, суживающейся кверху, окруженной мелкими боковыми башнями. В более ранних чанди дополнительные завершения ясно отделяются от центрального, а в более поздних намечается тенденция к их сближению. Например, в храме Шивы в Прамбанане уже трудно отличить боковые завершения; они объединились с центральным в одной общей пирамиде. В восточнояванских чанди уже нет боковых завершений, и чанди венчает одна центральная пирамида.

Центральнояванский период — это первый период расцвета яванского монументального зодчества. За это время складывается основной тип яванской монументальной архитектуры — чанди, развившийся от небольшого единичного храма до сложнейших храмовых комплексов.

Отличительной чертой яванской монументальной архитектуры является техника сооружения из каменных блоков, имеющих форму правильно отесанных параллелепипедов с высотой около 20 см и шириной 30—240 см. Толщина камней редко превышала 70 см. Колонны, арки и своды не применялись. Пирамидальные перекрытия осуществлялись путем выпуска камней. Единственные проемы — дверные; окна обычно отсутствовали, за исключением построек типа Сари.

Лучшие произведения центральнояванского зодчества — это грандиозные храмовые комплексы, построенные по определенному плану: центром композиции служит главный храм, вокруг которого в строгом порядке располагаются остальные сооружения комплекса, образуя симметричную, чаще всего центрическую композицию. Отдельные постройки комплекса представляют собой небольшие чанди или величественные сооружения, поражающие строгой пропорциональностью, стройностью, красотой силуэта, тщательной прорисовкой отдельных деталей и богатством декоративного и скульптурного оформления.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации