Архитектура Индонезии (введение) | Всеобщая история архитектуры

Глава «Архитектура Индонезии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лапкина Л.Д.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Индонезия занимает почти весь Индонезийский, или Малайский архипелаг, раскинувшийся по обе стороны экватора между Азией и Австралией. Теплые моря, свободный выход к двум океанам, положение на пути из Индийского океана в Тихий и из Азии в Австралию — все это сказалось на развитии экономики и культуры Индонезии. Удобство морских сообщений с Индией и Китаем способствовало проникновению в страну китайской и индийской культур, которые оказали большое влияние на все стороны жизни населения Индонезии. Островной характер территории, разобщенность отдельных племен, труднодоступные тропические болота и леса послужили причиной неравномерного развития народностей страны.

Развитие искусства и архитектуры на различных островах Индонезии также происходило крайне неравномерно. Наиболее пышного расцвета искусство и архитектура достигают на островах, где появились наиболее сильные государства. Одним из таких островов был остров Ява. Именно здесь возникли самые могущественные государства, а архитектура и искусство достигли таких высот, что смогли стать в один ряд с величайшими произведениями мирового зодчества.

Первый период расцвета яванского зодчества — VII — первая половина Х вв. И хотя центральная Ява в это время не была единственным средоточием индонезийской культуры, этот период условно назван центрально-яванским. Второй период — с момента перенесения яванской столицы в восточную часть острова Явы до падения империи Маджапахит — назван восточно-яванским.

Схематическая карта Индонезии: 1 — Боробудур; 2 — чанди Мендут; 3 — чанди Каласан; 4 — Джокьякарта; 5 — Прамбанан; 6 — Панатаран; 7 — Сингасари; 8 — чанди Джабунг; 9 — Джакарта; 10 — район Муара Такус. Ступа Малигай
Схематическая карта Индонезии: 1 — Боробудур; 2 — чанди Мендут; 3 — чанди Каласан; 4 — Джокьякарта; 5 — Прамбанан; 6 — Панатаран; 7 — Сингасари; 8 — чанди Джабунг; 9 — Джакарта; 10 — район Муара Такус. Ступа Малигай

Индонезийская архитектура в своем развитии, начиная с древнейших времен, прошла ряд этапов. На каждом этапе она характеризовалась определенным уровнем строительной техники, мастерством исполнения и художественных приемов. За период VII—XV вв. сложились основные типы народного и монументального зодчества, характерные строительные приемы и правила, которые в своих главных чертах сохранились и в последующей индонезийской архитектуре.

Говоря об отличительных чертах архитектуры Индонезии рассматриваемого периода, нужно отметить, что, несмотря на сильное индийское влияние, индонезийское зодчество является глубоко самобытным.

Период развития индонезийской архитектуры VII—XV вв. явился периодом расцвета монументального зодчества, в создание великолепных образцов которого был вложен труд сотен тысяч народных мастеров.

Таким образом, архитектура Индонезии до появления на островах архипелага голландских колонизаторов представляет собой важный этап в развитии всего мирового зодчества. Это был период подъема и расцвета всей индонезийской культуры.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)