Архитектура Суматры X–XV вв.

Глава «Архитектура Индонезии. Архитектура Суматры X–XV вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лапкина Л.Д.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В X—XV вв. на Центральной Суматре, в районе Паданг Лавас существовало королевство Паней, развалины древних сооружений которого еще и сейчас дают представление о величии королевства, о религии, процветавшей здесь несколько веков назад, об искусстве строительства и резьбы. О королевстве Паней известно очень мало. Однако величественные храмовые комплексы, расположенные в глубине острова Суматры, свидетельствуют о том, что королевство было достаточно сильным.

Из всех сохранившихся построек Панея особый интерес представляют остатки древних городов и храмовые комплексы — бияро.

В районе Муара Такус, на правом берегу реки Кампара, сохранились остатки города, датируемого XI—XII вв. Развалины, простирающиеся на 1,5 км, представляют собой городские стены и большой храмовый комплекс. Постройки храмового комплекса занимают участок 74x74 м, окруженный стенами. Наиболее хорошо сохранившееся сооружение — ступа Малигай (рис. 18, 1). Ее основание имеет форму прямоугольника, с северной стороны которого поднимается лестница, ведущая на террасу. На террасе возвышается круглая башня, венчаемая ступой. К западу и востоку от ступы Малигай располагаются прямоугольные террасы.

18. Суматра. Паданг Лавас. 1 — ступа Малигай, XII—XIV вв. 18. Суматра. Паданг Лавас. 2 — храмовый комплекс — бияро Бахал II, XII—XIV вв.
18. Суматра. Паданг Лавас. 1 — ступа Малигай, XII—XIV вв.; 2 — храмовый комплекс — бияро Бахал II, XII—XIV вв.

Храмовые комплексы — бияро — построены в период XII—XIV вв. (рис. 18, 2). Двор каждого бияро был окружен высокой каменной стеной с воротами в восточной стене. У западной стены двора, точно напротив входа, на двух террасах располагался главный храм. Перед входом в храм размещались квадратные каменные террасы, на которых первоначально стояли легкие навесы на деревянных столбах. В главный храм, расположенный на одной или двух террасах, вела длинная пологая лестница с восточной стороны. По объемному построению главный храм напоминает яванские чанди. Он был сооружен из красного кирпича, перемычки над входами были деревянными. В плане храм представляет квадрат с выступом с восточной стороны.

Завершение состояло из трех ярусов и имело октагональную или круглую форму. Венчанием, очевидно, была ступа, окруженная кольцом меньших ступ. Площадь небольших внутренних помещений была 2—2,5 м2.

Композиция храмов, стиль их декоративного оформления значительно отличается от центральнояванских. Храмы скупо декорированы, имеют небольшое количество рельефов и статуй.

На остальной, довольно обширной территории храмового двора в различном порядке располагались террасы, небольшие ступы, декорированные каменные колонны — стамбхи, фигуры демонов-хранителей.

Самыми большими храмовыми комплексами Суматры являются Си Памутунг, бияро Бахал I, II, III и Сангкилон.

Изучение памятников монументального зодчества Суматры показывает, что они продолжают линию развития яванской архитектуры. Однако местные условия и традиции наложили свой отпечаток на характер этих сооружений. Они менее грандиозны, их декоративное и скульптурное убранство отличается простотой.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации