Монументальное зодчество Бали X–XVI вв.

Глава «Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Бали X–XVI вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лапкина Л.Д.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Особое место в развитии индонезийской культуры и архитектуры принадлежит острову Бали. О ранней истории и культуре острова, так же, как Суматры и Явы, известно очень мало, первые документы с точной датировкой относятся к X в. Как и на других островах Индонезии, на Бали до нашего времени сохранились только памятники, построенные из прочных материалов, таких, как природный камень, кирпич, обожженная глина и бронза. Дерево, бамбук, текстильные и плетеные изделия, которые легко разрушались под действием тропического климата, служили основным строительным материалом, поэтому сооружения из них не сохранились.

Самыми ранними сохранившимися постройками на Бали являются чанди и монастыри, высеченные в скалах. Точно установить их возраст очень трудно, приблизительно их относят к XI—XIV вв.

19. Бали. Комплекс «Королевских могил» в Тампаксиринге. Пещерные чанди, XI в.
19. Бали. Комплекс «Королевских могил» в Тампаксиринге. Пещерные чанди, XI в.

К началу XI в. относится комплекс «Королевских могил» в деревне Тампаксиринг (рис. 19). Ансамбль представляет собой два ряда высеченных в скале чанди по одну сторону реки и еще ряд чанди и монастырь по ее другую сторону. В отвесной скале, образующей природную стену «священного места», высечены пещеры. Главная часть комплекса — пять королевских могил и монастырь — располагается на северном берегу реки. Каждая гробница высечена в скале в нише высотой 7 м. Благодаря этим нишам, а также тонкому слою прочной штукатурки, покрывающей каждый фасад, и сохранились чанди, высеченные из мягкого вулканического туфа. Природный камень на Бали менее прочен, чем, например, на Яве, более податлив обработке и разрушению. Поэтому поверхности сооружений облицовывались или покрывались тонким слоем штукатурки, что делало резьбу или постройку в целом более прочной.

Каждая гробница напоминает фасад обычного яванского чанди с несколько более тяжелыми формами и не имеет помещения внутри. В нижней части фасада перед ложной дверью выступает небольшая каменная терраса, в полу которой имеется отверстие, ведущее под основание памятника. В этих отверстиях помещались квадратные каменные урны с прахом и различными погребальными предметами. Обязательная принадлежность чанди — статуя — находилась снаружи перед ложной дверью.

Справа от главной группы гробниц расположен высеченный в скале монастырь, двор которого делится на две части. Центр одного из помещений занимает большой камень с расположенными вокруг него каменными сиденьями, предназначенными для богов. Считалось, что «горе ожидало всякого из смертных, кто осмелится сесть на эти камни».

Комплекс «Королевских могил» не является единственным примером скальных чанди. Так, в устье реки Кробокан находится высеченный в скале чанди, относящийся к XII в. К XIV в. относятся скальные монастыри на берегу реки Калебутан.

20. Бали. «Слоновая пещера». План, XI в.
20. Бали. «Слоновая пещера». План, XI в.

Еще один своеобразный памятник X в. — «Слоновая пещера» (рис. 20) близ Бедулу [Свое название «Слоновая пещера» памятник получил, вероятно, потому, что внутри него находится статуя бога Ганеша с головой слона. Другие считают, что это название происходит от названия реки Петану, протекающей близ пещеры, которая раньше называлась Слоновой рекой.]. Пещера высечена из выступающей части скалы и обращена на юг. Три выступающие стены скалы сплошь покрыты резьбой, представляющей стилизованные растения, горные пейзажи, животных, птиц, людей. В центре рельефа — огромная голова демона, подчеркивающая вход в пещеру. Снаружи ко входу ведет каменная лестница. Внутреннее помещение, служившее, видимо, обителью отшельника, представляет в плане Т-образную форму. Во внутренних стенах высечено 15 неодинаковых по размерам ниш. Перед пещерой, на более низком уровне, располагается купальня с шестью сливами в форме женских статуй высотой 2 м.

В 1343 г. Бали попадает под власть одного из могущественных государств восточной Явы — Маджапахита. На Бали заметнее, чем на любой другой внеяванской территории, проявилось влияние древнеяванской культуры. Однако остров никогда не был полностью яванизирован, и здесь продолжала развиваться своя собственная культура.

Наиболее ярко и полно талант и мастерство балийского народа проявились в создании бесчисленных деревенских храмов, построенных не архитекторами, а простыми жителями деревень под руководством старейшин, которым приходилось раньше участвовать в строительстве подобных построек. По вековым балийским традициям каждая деревенская община должна была содержать несколько храмов. Балийские крестьяне строили свои храмы без проектов, согласуясь с творческой фантазией и устоявшимися в веках традициями. Поэтому балийские храмы имеют множество вариантов плана, форм, пропорций и характера орнаментации. Но, несмотря на свое исключительное разнообразие, храмы имеют много общих черт и признаков.

21. Балийский храм. Макет 21. Балийский храм. План
21. Балийский храм. Макет. План: 1 — ворота чанди Бентар; 2 — ворота «падуракса»; 3 — башня кулкул; 4 — меру; 5 — навесы
22. Балийский храм. 1 — первые храмовые ворота «чанди бентар»; 2 — вторые храмовые ворота «падуракса»; 3 — меру; 4 — навес
22. Балийский храм. 1 — первые храмовые ворота «чанди бентар»; 2 — вторые храмовые ворота «падуракса»; 3 — меру; 4 — навес

Типичный балийский храм (рис. 21) состоит из двух или трех дворов, огороженных низкими стенами и связанных друг с другом воротами. Дворы располагаются последовательно один за другим, так, что во второй двор можно попасть только из первого, а в третий — только пройдя второй двор. Вход в первый двор представляет собой открытое пространство в стене, замыкаемое с каждой стороны столбообразными конструкциями, поднимающимися выше стен и образующими открытые ворота без крыши и дверей (рис. 22, 1). Наружные стены столбов сплошь покрывались орнаментом. Внутренняя часть ворот оставлялась гладкой. Таким образом, создается впечатление небольшого храмообразного сооружения, рассеченного пополам, с проходом посередине. Эти ворота называются на Бали «чанди бентар», что значит «длинный чанди».

В первом храмовом дворе располагалось несколько прямоугольных каменных террас с навесами из соломы на деревянных столбах. Они служили местом для совещаний, оркестра и жертвоприношений. Каменные основания террас украшались рельефами, изображавшими эпизоды из известных народных легенд. В правом углу двора была высокая башня с деревенским барабаном — кулкул. Если храм состоял из трех дворов, то кулкул располагался во втором дворе. Первый двор предназначался для различных общественных целей, здесь же готовилась пища для праздников и проводились петушиные бои.

Вторые монументальные ворота «падуракса» (рис. 22, 2) ведут во внутренний двор — собственно храм. Эти ворота массивны и по форме напоминают соединенные вместе половинки чанди бентар. Ворота «падуракса» представляют собой настоящее произведение искусства. Парадная лестница со статуями хранителей по бокам, богатый орнамент поверхностей стен, резные деревянные двери, насаженные на бронзовые стержни, в сочетании с разнообразными приемами окраски придают сооружению парадный облик.

Ворота чанди бентар и «падуракса» являются наиболее характерной чертой балийских храмов.

В последнем храмовом дворе сооружались алтари и святилища богов. Все постройки располагались по двум главным направлениям — по прямой линии, ведущей к горе «каджа», и по линии «кангин», идущей направо от первой.

Из всех построек внутреннего двора наиболее интересны меру — высокие многоярусные сооружения, по форме напоминающие китайские пагоды (рис. 22, 3). Они представляют собой квадратную каменную террасу, на которой на деревянных столбах поднимается высокая многоярусная крыша, образованная пирамидальной системой ярусов, каждый из которых имеет пальмовое покрытие и уменьшается по размерам кверху. Каждый меру имеет определенное, всегда нечетное, количество ярусов — от 3 до 11. При постройке меру под его основанием погребались кусочки золота, серебра, цветы лотоса как символ вечности и миниатюрная утварь. Каменное основание богато украшалось орнаментом и скульптурой. В верхних этажах ставились урны с жертвоприношениями. Каждый храм имел несколько меру — от 3 до 9, но все они располагались в последнем дворе на линии, ведущей к горе «каджа».

Кроме меру, во внутреннем дворе сооружалось множество алтарей и святилищ, навесы на каменных террасах (рис. 22, 4), высаживались традиционные деревья.

Основным строительным материалом для храмов служил мягкий песчаник, конгломерат вулканического пепла, называемый «парас» и добываемый по берегам рек. Камень хорошо режется и обтесывается. Отдельные блоки соединяются без вяжущего при помощи точной пригонки камней друг к другу. Мягкая порода камня и непрочность других строительных материалов послужили основной причиной разрушения храмов. Так, для нас оказались безвозвратно потерянными замечательные образцы древней балийской архитектуры.

23. Бали. Храм Бесаких. Основан в первых веках н. э. Расширен в XI—XIV вв.
23. Бали. Храм Бесаких. Основан в первых веках н. э. Расширен в XI—XIV вв.

Одним из древнейших балийских храмов является храм Бесаких, расположенный на склонах горы Агунг на высоте 1000 м над уровнем моря. Основание этого храма предположительно относят к первым векам нашей эры (рис. 23). Позднее он был расширен и стал главным святилищем всего острова.

Годы после падения Маджапахита не внесли ничего нового в развитие храмовой балийской архитектуры.

Архитектура балийских храмов представляет исключительный интерес. Балийские храмы в своей основе восходят к эпохе, предшествующей появлению индийского влияния, и позволяют судить о древней индонезийской культуре, сохранившей свои традиционные народные обычаи и черты.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)