Архитектура Грузии VIII–IX вв.

Глава «Архитектура Грузии VIII–IX вв.», «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Чубинашвили Г.Н.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В середине VII в. арабы дошли до Грузии. Первые набеги, сопровождавшиеся грабежами, были отбиты. Но в середине 50-х годов ситуация изменилась, и эрисмтавар Грузии добровольно признал власть арабов над страной с обязательством выплачивать подушный налог. Однако такие взаимоотношения продержались едва два-три года. В последующие десятилетия арабы несколько раз снова появлялись, и, наконец, в конце века они сравнительно прочно утвердились в Грузии — сперва в восточной, а затем и в западной. Резиденция наместника халифа находилась в Тбилиси.

Однако грузинский народ не хотел мириться с захватчиками, о чем свидетельствовали постоянные восстания против иноземной власти, особенно частые с начала VIII в. К тому времени арабы установили еще и второй вид денежного обложения — поземельный налог, а сверх того еще военную повинность. Арабы зверски подавляли восстания. Историки сохранили память об опустошительных карательных экспедициях арабов под начальством Мервана Глухого в 736—738 гг., о подавлении восстания в 60-х годах VIII в., когда было уничтожено 16 тыс. воинов, о заключении мира с поставкой 3 тыс. кобылиц и 20 тыс. овец в 20-х годах IX в., об уничтожении в Тбилиси в 853 г. 50 тыс. жителей и т. д.

Установление в Грузии власти наместника халифа не повлияло на феодальный строй. Тбилисский эмир сделал эрисмтавара как бы своим помощником, перепоручив доставку податей эриставам на местах. Продолжавшиеся рост и укрепление, феодальных отношений в Грузии нисколько не были нарушены появлением арабского наместника. Лишь с течением времени благодаря арабской системе обложения наметилось ускорение социального расслоения.

Что касается культурного развития, то арабы не принесли в Грузию ничего нового, передового. Они были в стране лишь верховной властью, имевшей единственной целью выколачивание денег, часть которых шла халифату, а другая поступала в распоряжение эмира. Культура же страны развивалась своим естественным путем; только экономическая база ее становилась все более узкой. Кроме того, былой центр национальной культуры — Тбилиси и центральная провинция Картли, игравшие прежде ведущую роль в культуре всей Грузии, в особенности Восточной, определявшие ее рост, группировавшие и взращивавшие ее кадры, перестали быть притягательным центром. Национальная эрисмтаварская власть утеряла руководящее значение и не могла уже давать крупных заказов, а к концу VІІІ в. ее пребывание в Тбилиси рядом с эмиром стало вообще невозможным. Все это привело к естественному отливу культурных сил на периферию. В районах Кахетии, южной и северной Картли, Джавахетии, Кларджетии, Тао. Абхазии имеется много памятников этого времени. Среди них есть такие, которые ясно свидетельствуют о продолжающемся поступательном ходе развития архитектуры в стране и не дают основания говорить о какой-либо заметной его приостановке.

Они представляют собой естественный мост к памятникам следующего периода, то широкое основание, на котором стал возможным пышный расцвет грузинской архитектуры в эпоху зрелого средневековья X и XI вв. Падение значения эрисмтавара Грузии с появлением в центре чужеземной власти привело к быстрому обособлению отдельных феодальных государственных единиц. Из этих отдельных самостоятельных государств особенно выделились Кахетия, Абхазия, Тао и Кларджетия.

Характерно, что постепенно и тбилисский эмир встал в один ряд с этими феодальными государями, отказавшись от подчинения халифу и обратив все подати в свою казну. Этот процесс превращения эмиров в «помещиков» начался довольно рано, еще в VIII в. К X в. эмир со своими приближенными представлял собой лишь небольшую кучку, которой противостояла вся масса коренного населения его владений.

В архитектуре в это время продолжается то движение, которым ознаменована блестящая пора, начавшаяся в конце VI в. Ведущей тенденцией является развитие купольной архитектуры. В трёхнефных базиликах только в единичных случаях появляется интересный прием выполнения какой-либо частности; в основной своей массе они отвечают лишь узким, специальным требованиям церкви. Трёхпрестольные базилики после художественного подъёма, которым было ознаменовано их строительство на рубеже VI и VII вв., теперь, в VIII и IX вв., представляют собой небольшие совсем простые постройки и тоже только в двух-трёх случаях привлекают к себе внимание либо своими размерами, либо деталями отделки. Конечно, и в разных зальных церквах, иногда достигающих совершенно миниатюрных размеров (2 × 3,25 м), интересны только те или иные детали обработки проёмов, резьбы и в редких случаях конструктивные приёмы.

Все основные творческие устремления архитекторов Грузии в VIII и IX вв. сосредоточиваются на купольной архитектуре. Характерную черту строительства монументальных купольных храмов этого периода составляют применение новых приёмов, богатство и разнообразие создаваемых образов и форм. Сооруженные в это же время феодальные дворцы, несмотря на то. что они дошли до нас лишь в руинах, позволяют определить ведущие композиционные идеи эпохи.

Среди памятников купольной архитектуры выделяется кафедральный собор на городище Самшвильде (Тетри-Цкаройский район), возведенный в 760—778 гг. По приёмам исполнения, деталям отделки, характеру конструктивных элементов, а также по плану храма с его четырьмя свободностоящими подкупольными устоями, боковыми обособленными восточными помещениями, ясно выраженной удлиненностью и другими характерными чертами Самшвильдский Сион непосредственно примыкает к идеям предшествующего развития. В то же время его динамические продольные фасады и такое же внутреннее пространство указывают на поиски новых решений.

Церковь селения Цирколи в Ксанском ущелье представляет собой своеобразную удлинённую постройку, где алтарная апсида с пастофориями примыкает к подкупольному квадрату как основному пространству здания. Западная ее часть — двухэтажная. Купольный свод не имеет обычного полного подъёма, он утвержден на четырех угловых тромпах, но лишен барабана. Благодаря этому все здание имеет двускатную крышу. В западной половине здания нижнее помещение имеет небольшую высоту, деревянное перекрытие и скудное освещение. Верхний же этаж представляет собой высокое, просторное помещение, перекрытое полным коробовым сводом, правда тоже слабо освещенное. Лестница на верхний этаж была устроена снаружи здания. Несомненно, что три основных помещения этого храма отвечали социальной дифференциации: верхний этаж с двумя арочными окнами в сторону алтаря был выделен для представителей феодального рода, заказавшего эту постройку, подкупольное пространство было предназначено для его вассалов, а нижнее западное помещение за колоннами было отведено крестьянам и дворовым.

Эта мастерская архитектурная композиция определенно противоречит принципам предшествовавшего, классического периода: внутреннее пространство в ней четко расчленено на две части, создана множественность аспектов как внутри, так и снаружи. На этом здании отразилось и экономическое положение страны: наряду с напиленным правильными ровными брусками ноздреватым «ширими» (травертин), здесь применены также простой булыжник и довольно крупные плотные черно-серые каменные плиты совершенно случайной, неправильной конфигурации. Лицевые поверхности всех фасадов, внутренняя отделка стен, купольный и коробовый своды, апсида с конхой, все арки, столбы, пилястры, тромпы и другие конструктивные детали выполнены из ширими. Характерно, что раствор булыжной кладки — густой, заполняющий швы до общей плоскости стены. Такое применение булыжника и отслаивающегося камня, пускаемого в стройку без всякой обработки, составляет характерную черту строительства VIII, IX вв и даже в известной мере X в. При этом применение булыжника обычно сочетается с использованием нарезанного квадрами камня для наиболее ответственных в конструктивном отношении или важных в композиционном отношении частей. В храме Цирколи еще в значительной мере применен тесаный камень, из которого выведены целиком два фасада. В дальнейшем применение тесаного камня все сокращается.

Церкви VIII—IX вв. 1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
19. Церкви VIII—IX вв. 1 — Гурджаани. Базилика (поперечный разрез, восточный фасад, план, продольный разрез); 2 — Вачнадзиани. Церковь монастыря Квела-Цминда (план, продольный разрез, восточный фасад, схема перекрытия экседры); 3 — Некреси. Базилика, VII в. (поперечный разрез и план)
Гурджаани. Церковь. Общий вид с северо-востока Гурджаани. Церковь. Аксонометрический разрез
20. Гурджаани. Церковь. Общий вид с северо-востока 21. Гурджаани. Церковь. Аксонометрический разрез

Двухкупольная базилика у селения Гурджаани (рис. 19,1, 20, 21) также имеет по трем сторонам среднего нефа второй этаж с отдельными алтарями, а с запада — нартекс с открытой террасой на его крыше и открытой наружной лестницей. Средний неф этой высокой базилики состоит из трех частей; обе крайних перекрыты куполами в форме сомкнутого свода на небольших барабанах с четырьмя угловыми тромпами. Выведена вся постройка типичным для Кахетии этого периода способом — из кирпича и булыжника; в незначительном количестве применены пиленые квадры ширими. Восточный фасад декорирован арками подковообразной формы.

В этой архитектурной композиции очень ярко выражены поиски новых приемов для большого храма с несколькими приделами. Двухкупольность этой типичной базилики есть логичное решение зодчего, поместившего один купол перед самым алтарем, чтобы добиться равновесия масс по продольной оси. Характерно, что другие известные в мировой архитектуре двухкупольные церкви ни в какой мере не походят на Гурджаанский храм. Мы видим также в Гурджаанской двухкупольной церкви интересное использование мотивов дворцовой архитектуры той поры: это открытые террасы и открытая на западную террасу парадная лестница.

Характерные остатки большого купольного храма того же периода, перестроенного в X—XI вв., уцелели в с. Руиси (в восточной части Кварельского района). В Сигнахском районе сохранился неоднократно перестраивавшийся храм Стефана Хирского, переделанный из трёхнефной базилики.

Памятники IX в. близки к рассмотренным памятникам VIII в., продолжая ту же линию, которая наметилась после VI— VII вв.

Вачнадзиани. Храм монастыря Квела-Цминда. Общий вид с юго-запада и фрагмент интерьера
22. Вачнадзиани. Храм монастыря Квела-Цминда. Общий вид с юго-запада и фрагмент интерьера
Вачнадзиапи. Монастырь Квела-Цминда. Руины палат
23. Вачнадзиапи. Монастырь Квела-Цминда. Руины палат
Вачнадзиани, Храм монастыря Квела-Цминда. Интерьер с видом на алтарную апсиду
24. Вачнадзиани, Храм монастыря Квела-Цминда. Интерьер с видом на алтарную апсиду

Первым в ряду этих памятников как по своим высоким художественным качествам, так и по значению в развитии грузинской архитектуры стоит расположенный в лесу за селением Шрома так называемый купольный храм Вачнадзианского монастыря Квела-Цминда (Гурджаанский район). Этот грандиозный храм представляет собой совершенно уникальную и очень сложную композицию (рис. 19,2, 22—24).

По своей общей композиции — это сложное грандиозное здание многоалтарной купольной церкви. Основное церковное пространство ее составляет большой, протяженный зал с куполом над центральной частью. Здесь купол утвержден на неглубоких выступах из продольных стен, по длине которых трижды повторяются перпендикулярно установленные своды, воспринимающие распор купола и больших коробовых сводов (см. рис. 19,2).

По обеим продольным сторонам этого главного пространства располагаются дополнительные: от главного алтаря ведут проходы в самостоятельные триконхи, и кроме того западнее выделены самостоятельные апсиды, объединенные общим обходом по западному фронту всего здания. Таким образом, архитектор этой постройки перекомпоновал и превратил в сложную, художественно законченную купольную композицию, по существу, простой план трёхпрестольной базилики.

Купол венчает центральный квадрат здания, который имеет значительно большую высоту. С куполом связаны и постоянно меняющиеся освещенность и затенённость этого пространства с его нишами, конхами на тромпах и т. д., создающие в этих изменениях дополнительный художественный эффект. Отход от пластической четкости форм главного пространства особенно сильно проявляется в замене парусами тромпового перехода от квадрата к окружности купола: в этом решающем месте сделан незаметный, как бы скользящий, переход, усиливающий впечатление высоты и грандиозности, стройности пропорций целого.

В этом главном помещении Вачнадзианской Квела-Цминды проявилась новая, идущая на смену классической живописная трактовка архитектурной композиции. Но, с другой стороны, весь художественный замысел здания с его сложностью, наличием отдельных дополнительных престолов, комнат, обхода, трех больших помещений на хорах — все еще является отзвуком классических принципов сочетания воедино самостоятельных частей сложной композиции. Эта же двойственность проявляется и в отдельных элементах, как, например, в разных приемах перехода от квадрата основания к окружности купола: в главном помещении он осуществлен посредством парусов, а в боковых — посредством тромпов. Экседры главного помещения служат дополнением к пространственной организации всего сооружения. То же явление прослеживается и в наружных массах здания.

Таким образом, это великолепное, грандиозное архитектурное произведение стоит исторически на рубеже двух эпох и в силу своей специфики является двойственным, противоречивым, не имеющим будущего.

Другой своеобразный памятник той же поры — купольный храм Некресского монастыря, расположенный за рекой Алазани в Кахетии (Кварельский район). Он возведен из местного рваного камня. Главная церковь монастыря представляет в плане квадрат с примыкающим к нему с востока (почти на всю ширину стороны квадрата) полукружием алтаря. На основном кубе высится восьмигранный о четырех окнах барабан с купольным сводом. Переходом от куба к восьмиграннику служат над западными углами подкупольного квадрата два мощных тромпа в форме конх, а над восточными, примыкающими к арке алтаря углами положены плоско наискось каменные перемычки. Внешние массы храма очень своеобразны.

Эта небольшая, но относительно высокая, вытянутая вверх постройка является третьей церковью монастыря, построенной после двух других. В ее художественной композиции ясно проявляется ищущий дух архитектора. В основу плана положена идея сочетания центральной главной церкви и двух дополнительных по бокам. Но от осуществления этой идеи по типу трёхпрестольных базилик здесь почти ничего не осталось.

Церковь в верховьях реки Лехуры около небольшого селения Армази (Ленингорский район) имеет строительную надпись с точно указанным годом сооружения — 864 г. План её существенно отличается от других. Основное пространство образует квадрат, в котором близко от углов стоят колонны. Квадрат, образуемый перекинутыми с колонны на колонну арками, завершен купольным сводом, возведенным над четырьмя большими угловыми тромпами без барабана. С юга и запада церковь имеет обход. Наружные массы этого здания представляют собой как бы высокую зальную постройку под двускатной кровлей. С юга и запада пристроены притворы.

Своеобразную композицию имеет звездообразный центрально-купольный храм на границе самой южной провинции исторической Грузии — церковь Тао в селении Таос-Кари (см. ниже, рис. 47,2). Это крупное здание (диаметр купола свыше 8,5 м), сложенное из булыжника и облицованное снаружи и внутри хорошо отёсанными небольшими квадрами. Ко времени обследования значительная часть купола уже обрушилась, а облицовка была ободрана. Из восьми экседр, расходящихся звездообразно от центрального подкупольного пространства, только алтарная имеет полукруглую форму, остальные же — прямоугольные и перекрыты коробовыми сводами. Переход к окружности купола образуют два ряда тромпов, создающих общий уступ, уменьшающий диаметр купола. В барабане его было только четыре окна. Храм имел по сторонам алтаря небольшие, как бы спрятанные в толще стен помещения для жертвенника и ризницы. Грани фасадов церкви, промежуточные между экседрами и прорезанными окнами, отмечены наличием треугольных в плане ниш.

Рассмотренные выше памятники купольной архитектуры VIII и IX вв. не исчерпывают всех своеобразных композиций, создававшихся в это время. Наряду с ними возводилось и много таких купольных построек, которые непосредственно продолжали типы, разработанные еще в предыдущий период. К их числу относится большая купольная церковь в Опизе — первом из монастырских пунктов, восстановленных после арабских опустошений, в IX в. уже цветущем культурном центре. У этой церкви — неглубокие боковые рукава и длинный, многочленный западный. В Опизе выделяются и другие постройки — трапезная с трёхнефным залом, библиотека с квадратным в плане залом, перекрытым куполом со световым отверстием в центре, и др. О дате строительства монастыря говорят сохранившиеся в храме и трапезной надписи Ашота Куропалата (ум. в 826 г.).

Из числа других храмов этого времени следует упомянуть ещё ряд храмов типа «свободного креста», представленного в разных вариантах. Это малая купольная церковь селения Атени (Горийский район), церковь селения Лавра в ущелье реки Кавтуры (Каспский район) и церковь Джвар-Патиосани в селении Теловани близ Ксовриси (Мцхетский район).

Памятники купольной архитектуры VIII и IX вв. — эпохи арабского ига, сопровождавшегося отливом культурных сил из столицы в периферийные районы, — свидетельствуют о том, что развитие грузинской архитектуры не прекращалось и в это тяжелое время. Развитие это характеризовалось упорными поисками новых путей в отличие и, можно сказать, в противоположность классическим памятникам типа Джвари или Цроми. Искания эти приводили подчас к композициям, противоречивым в отдельных частях, далеким от классической гармонии. Однако то, что было достигнуто к рубежу X и XI вв. и что создало далее до середины XIII в. ряд последовательно восходящих ступеней «живописного» стиля в архитектуре с его блестящим обилием и неисчерпаемым разнообразием орнаментации,— все это было исторически закономерным процессом.

Как уже было упомянуто, именно от этого периода осталось несколько дворцовых построек, позволяющих, несмотря на их руинное состояние, определить те ведущие тенденции, которые явились совершенно новым вкладом в архитектуру страны. Ряд дворцов светских феодалов — в крепости Кветера (Ахметский район), выше селения Ванта (Телавский район) и выше селения Шрома (Гурджаанский район), а также духовных феодалов — в Череми (Гурджаанский район) и в Некреси (Кварельский район) — дают возможность установить общие принципы размещения дворцов (обязательно на возвышенном месте) и их планировки. Все помещения распределяются в двух этажах: в нижнем располагаются службы, в верхнем — жилые комнаты и большой приемный зал феодала. Оба этажа имеют плоские деревянные перекрытия. Верхний этаж обильно освещен громадными окнами, обычно двумя в торцовой стене и длинным частым рядом по продольному фасаду; при этом широкие и высокие окна начинаются от пола. Нижний же этаж скудно освещен маленькими проёмами. Обычно он имеет проходы служебного назначения и громадные камины, которые иногда бывают устроены в залах верхнего этажа. На второй этаж ведет широкая наружная каменная лестница. В отдельных зданиях размещаются ванное помещение, обработанный родник и фамильная церковь, как, например, небольшая трёхпрестольная базилика около Вачнадзианского дворца IX в. (близ селения Шрома). Оба здания выложены из булыжника и кирпича крупного размера. К сожалению, в отношении разбивки парка, ограды, подсобных зданий и т. д. сохранившиеся памятники не дают материала для суждения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)