Архитектура Индии V–XIII вв. Строительная техника

Глава «Архитектура Индии V–XIII вв. Строительная техника» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Многие характерные черты гражданского строительства, повлиявшие на индийское монументальное зодчество, сложились в бассейнах рек Инда и Ганга, в местностях, обладающих жарким и влажным климатом, богатых аллювиальной почвой и лесами. Строительными материалами здесь издавна служили дерево и обожженный кирпич. Камень в качестве строительного материала употреблялся редко, лишь в тех местностях, где не было глины и дерева. Галька и булыжник использовались для фундаментов зданий.

Строительство из тесаного камня началось в северо-западных районах Индии с I в. н. э., в центральных районах — около V в., а на крайнем юге — с VII в. с возведения культовых построек.

Сооружения, высеченные в скалах, создавались в Индии с III в. до н. э. до начала X в. В индийском «скальном» зодчестве различаются два типа сооружений: «пещерный», когда в скалах высекался только интерьер и обрабатывалась фасадная плоскость со стороны входа, и монолитный, когда огромную каменную глыбу или монолит скалы превращали в трехмерное архитектурное произведение. И в том, и в другом случае применялся скульптурный метод. Индийские монолитные скальные сооружения VII—VIII вв. — уникальные памятники в истории мирового зодчества. В произведениях скального зодчества с документальной точностью воспроизведены архитектурные формы и декор сооружений, создаваемых из недолговечных материалов (дерева, бамбука, кирпича, глины, тростника и др.).

Основным строительным материалом в средневековой Индии по-прежнему было дерево. Для монументальных построек использовались ценные породы дерева — тик, сал, эбеновое, сандаловое, бабур и др. Из дерева в Индии строились также дома горожан, крестьянские жилища и хозяйственные постройки. Поэтому не удивительно, что деревянное зодчество Индии на протяжении более двух тысячелетий достигло очень высокого уровня развития еще задолго до появления каменных построек.

Из бамбука делали изгороди, балюстрады, каркасные конструкции, кровли, стойки для верхних этажей, легкие павильоны. Бамбуковые колышки служили своего рода «гвоздями» для соединения деревянных частей.

В деревянном зодчестве единственной конструктивной системой была балочно-стоечная. На отдельно стоящие деревянные опоры из толстых четырехгранных, восьмигранных и круглых обтесанных бревен клали подбалки, поддерживающие продольные и поперечные балки, несущие в свою очередь перекрытие.

В деревянном зодчестве Индии с древнейших времен широко использовались разнообразные конструкции кронштейнов и подкосов, необходимых при перекрытии больших пролетов.

Основная стеновая конструкция деревянных сооружений — каркас. Стойки зажимались между верхними и нижними горизонтальными обвязками. Заполнением служил глинобитный материал или кирпичная кладка.

Такую же конструкцию имели многоэтажные сооружения в форме ступенчатой пирамиды с уменьшающимися по высоте этажами для облегчения нагрузки на нижние опоры.

3. Предполагаемая деревянная конструкция чайтьи и вмхары, воспроизведенная по скальным сооружениям
3. Предполагаемая деревянная конструкция чайтьи и вмхары, воспроизведенная по скальным сооружениям
4. Паталипутра. Конструкции частокола городской стены V в.
4. Паталипутра. Конструкции частокола городской стены V в.

В Индии с давних времен существовали два основных вида деревянного покрытия: плоское балочное по столбам и двускатное сводчатое. Плоское балочное покрытие применялось в жилищном строительстве, а также в многостолпных залах «мантапам» южноиндийских храмов, а сводчатое покрытие — в надвратных башнях «гопурам» и других постройках. Сводчатое покрытие укладывалось по деревянным арочным фермам или по изогнутым дугой деревянным ребрам (рис. 3). Иногда применялись куполообразные ребристые покрытия четырех- или восьмигранной формы, завершающие квадратное в плане помещение, например святилища «виманы».

В крепостном строительстве также широко использовалось дерево. Вертикально поставленные бревна применялись в качестве свай в крепостных сооружениях. Так, в Паталипутре сохранились фундаменты и остатки частокола городской стены (рис. 4).

Строительство из обожженного кирпича в отдельных районах Индии не прекращалось с времен Хараппы. Кирпичные постройки на юге Индии, небогатой аллювиальными почвами, встречаются реже. Обожженный кирпич широко использовался в строительстве плотин и резервуаров для воды, в которых в качестве водонепроницаемого материала применялся битум.

Наряду с обожженным кирпичом в Северной Индии широкое распространение получил сырец. Иногда здания из обожженного кирпича внутри облицовывались сырцом, например в Синде.

Размеры кирпича с соотношением 4:2:1 сохранились с времен культуры Хараппы до средневековья. Для кирпичной кладки использовали вяжущий раствор, приготовленный из местных речных наносов, не обладающий достаточной силой сцепления. Поэтому здания можно было легко разобрать, сохранив в целости кирпич, который неоднократно использовался в течение многих поколений. В результате большинство древнейших сооружений из кирпича до нас не дошло.

Известковый раствор в строительстве, как правило, не применялся. Иногда его применяли в первых рядах кладки, а остальные ряды выкладывались на илистом растворе. В Индии считалось нецелесообразным использовать такой ценный материал, как известь, в качестве вяжущего вещества.

При сооружении зданий арки и своды возводились постепенным напуском горизонтальных рядов кладки. Клинчатые арки в индийском зодчестве не применялись.

В кирпичной кладке часто использовалась цепная перевязка, где ряды тычков перемежались с рядами, уложенными тычками и ложками.

В кирпичных зданиях фундаменты, как правило, возводились из сырца под стенами и опорами. При плохом грунте или большой нагрузке под все здание подводилась сплошная площадка из сырца.

Орнаментация кирпичных зданий осуществлялась различными способами. Иногда использовался кирпич с нанесенным перед обжигом узором, резные терракотовые плиты (особенно в Бенгалии) или штук с глубоким рельефом. В отдельных случаях декор наносился на плоскость стены.

Применение кладки из тесаного камня — преимущественно известняка на севере, на юге — песчаника и гранита, в Бенгалии — нередко базальта — открыло новую эру индийского монументального зодчества. Тесаный камень, требующий для обработки высокой квалификации и значительной затраты времени и труда рабочего, применялся только в монументальном строительстве.

Причем в строительстве одного здания нередко использовали различные породы камня и камень с кирпичом. При таком сочетании материалов целесообразнее распределялся вес в верхних частях сооружения и создавалась прочность в нижних несущих конструкциях, кроме того, удешевлялись строительные работы.

Строительный камень и скульптура предварительно обрабатывались в каменоломнях, что было возможно потому, что размеры зданий и его элементов были определены заранее. Каменные блоки соединялись между собой при помощи намоченных деревянных клиньев или металлических штырей.

5. Конструкции в кирпиче и камне
5. Конструкции в кирпиче и камне: 1 — каменная балка над проемом в кирпичном здании; 2 — ложная арка, сооруженная методом напуска рядов кирпича или камня; 3 — кирпичные арки храма в Бхитаргаоне, V в.; 4 — кирпичные арки храма в Будх-Гайе, VI в.; 5 — покрытие из каменных плит; 6 — транспортирование каменных блоков на волах
6. Дарасурам. Каменный потолок храма, уложенный наподобие деревянного, XI в.
6. Дарасурам. Каменный потолок храма, уложенный наподобие деревянного, XI в.

Каменная кладка производилась на илистом растворе. Из камня и кирпича возводили ложные арки и своды (рис. 5).

Стоечно-балочная система была основной и в каменном зодчестве. Междуэтажные и верхние перекрытия укладывались по вертикальным опорам — каменным столбам. Столбы почти во всех местностях, за исключением Ориссы и Бенгалии, — основная несущая конструкция. Они поддерживают перекрытие в многоэтажных зданиях, плоские кровли галерей, террас и служат основой каркасной стены.

Каркасная конструкция нередко изображалась на стенах сплошной кладки. В камне воспроизводились характерные для деревянной конструкции подбалки, кронштейны и подкосы.

В Южной Индии имитация деревянных форм в камне продолжалась в храмовом зодчестве до XIX в. В каменных сооружениях широко применялись деревянные колонны и столбы. Иногда плоский каменный потолок был уложен по деревянным балкам, опиравшимся на деревянные столбы. По мере того как деревянные столбы приходили в ветхость, их заменяли каменными, вытесанными по форме деревянных. Каменному блоку придавали форму тонкой деревянной стойки с большими выносными консолями, а в каменном перекрытии создавали ненужные прогоны, имитирующие деревянные. Потолочные балки из монолитного каменного блока делали подобно деревянным (рис. 6).

В камне возводили двускатные килевидные своды и ребристые «купола» по форме деревянных. Формы каменной шикхары (башенного верха над святилищем южно-индийского храма) были заимствованы из пирамидально-ярусной композиции деревянных многоэтажных зданий.

В условиях влажного климата Индии, где разводится множество насекомых и ползучих животных, как в гражданских, так и в культовых зданиях цоколь и пол сооружают высоко над землей. Особенно высокий цоколь сооружают в зданиях, расположенных в районах, подвергающихся частым наводнениям. Индийские зодчие умело использовали высокий цоколь как средство выразительности и монументальности сооружения.

Штукатурка в индийском строительстве применялась издавна. Она скрывала различия в фактуре разнородных материалов, применяемых в постройках, а также предохраняла здания от высоких температур и влажности воздуха. В крестьянских жилищах штукатурку заменяет глина, смешанная с рубленой соломой, которой обмазывают стены изнутри и снаружи.

Штукатуркой покрывали не только глинобитные или кирпичные здания, но часто и каменные. Штукатурка была особого состава и отличалась блестящей полированной поверхностью и высокой прочностью.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)