Архитектура Индии V–XIII вв. Градостроительство

Глава «Архитектура Индии V–XIII вв. Градостроительство» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Индия в V—XIII вв. не представляла собой единого государства. На ее обширной территории в разное время возникало, гибло и вновь возникало множество различных государств. Образовавшаяся еще в IV в. в бассейне Ганга империя Гуптов была последним крупным рабовладельческим государством, в недрах которого уже развивались элементы феодализма. В пору своего расцвета в V в. (при Чандра Гупте II, 375—413) гуптовская держава простиралась от Гималаев до Виндхийского горного хребта и являлась одним из крупнейших и влиятельнейших государств не только в Индии, но и на Востоке. Индийские торговые колонии прочно обосновались в эту эпоху на Суматре, Яве, Бали. О сильном влиянии Индии на культуру нынешних стран Камбоджи, Таиланда, Индонезии свидетельствуют сохранившиеся памятники. Государство Гуптов поддерживало оживленные связи со странами Запада, а также Китаем, Ираном, Средней Азией. Из крупнейшего города Паталипутры, столицы Гуптов, отправлялись купеческие караваны по трем торговым путям. В Иран и Среднюю Азию дорога шла через известные города Матхуру и Таксилу. На пути, соединявшем Паталипутру с важным западным портом Бхригукачха (на побережье Аравийского моря), стояли древние города Уджаяни, Бхархут, Санчи, Удайгири и Деогарх, сохранившие памятники того времени. Вблизи от этого торгового пути буддисты избрали места для своих монастырей (Аджанта, Карли и другие.) По Гангу из Паталипутры и Варанаси (Бенарес) направлялись суда через восточный порт Тамралипти (Тамлук) на Цейлон, в Египет, Византию, Рим.

В Наланде — крупнейшем научно-религиозном центре, своего рода университете, в V и VII вв. занималось по нескольку тысяч студентов, среди которых было много приезжих из Китая, Японии и других стран. V век ознаменовался величайшими достижениями в области математики, астрономии, медицины. К чудесам техники этого времени можно отнести железную колонну в Дели высотой более 7 м, на которой до сих пор не обнаружено следов ржавчины, а также огромную двухметровую статую Будды из Султанганджа, отлитую из бронзы и меди. На высоком уровне стояли ткацкое и красильное производство, кораблестроение. Большого совершенства достигли литература, живопись, скульптура.

Большинство архитектурных памятников этой эпохи до нас не дошло. Из письменных трактатов по искусству и архитектуре V—VI вв. известно, что в городах шло огромное строительство дворцов, крепостей, храмов, монастырей, главным образом из дерева и кирпича.

В конце V в. в результате сильного обострения внутренних противоречий и опустошительных набегов гуннов империя Гуптов распалась. С этого времени начался новый для Индии исторический этап — господство феодальных государств. Сильнейшими среди них были государство Харша (VII в.) на Севере Индии, в Декане государство Чалукьев и Раштракутов (VI—IX вв.), государство Хойсала (X—XIII вв.), на юге — государство Паллавов и Чола, в Ориссе — государство Калинга (VII—XI вв). С распадом империи Гуптов центр экономической и культурной жизни переносится за Виндхийские горы на юг, не пострадавший от вражеских нашествий. Здесь богатое культурное наследие находит себе благоприятную почву для дальнейшего развития.

Градостроительство

Развитие градостроительства, структуру и архитектурный облик городов, существовавших в средние века, трудно представить по немногим уцелевшим остаткам городов и письменным источникам.

В архитектурных трактатах (например, «Манасара») приводится классификация населенных мест по их назначению (порты, административные и торговые центры, военные поселения и др.)« Многие положения древнеиндийских трактатов («Артхашастры», «Манасары» и др.), регламентирующие градостроительство, сохранили свое жизненное значение, и для средневековья. Так, например, города располагались у слияния рек или на берегу пруда или искусственного водоема. Соблюдалась ориентация главных улиц по странам света. Устанавливалась различная ширина улиц и дорог в зависимости от их назначения (дороги отводились отдельно для пешеходов, караванного и другого транспорта). Сохранился характер фортификаций.

1. Планировочные схемы городов и поселений, рекомендуемые в древних руководствах по строительству и искусству
1. Планировочные схемы городов и поселений, рекомендуемые в древних руководствах по строительству и искусству: 1 — план столичного города; 2 — план большого города; 3 — план царской резиденции; 4 — план порта или торгового города; 5 — план поселка

В главах по градостроительству трактата «Манасара» раскрывается социально-классовая обусловленность образования тех или иных видов населенных мест, их архитектурно-планировочной структуры (рис. 1).

Жесткая регламентация по классовому, сословному и профессиональному принципам проводилась не только в планировке населенного пункта, но и касалась формы расселения жителей в целом (т. е. в общегосударственном масштабе). Для представителей высших каст или варн предоставлялись лучшие участки в самом городе или поселке, отделенные парками и садами от других кварталов.

За пределами города селились «неприкасаемые» и сжигатели трупов. Иногда создавались специальные поселения, например для браминов, представителей торгового класса «вайсия» и людей низшей Варны «шудры».

Унаследованная от древности форма расселения по классово-сословному и профессиональному признакам получила дальнейшее развитие в период средневековья, когда еще больше стало углубляться классовое расслоение индийского общества и появились новые касты.

Согласно социальному положению жителей регламентировались также этажность и высота зданий, общие размеры сооружений и даже строительные материалы, из которых разрешалось возводить жилые здания. Так, например, шудры не могли строить дома выше одного этажа и применять камень, кирпич. При строительстве домов они должны были использовать глину, камыш, бамбук. Этажность жилых зданий должна соответствовать положению, занимаемому в обществе.

Большинство городов, процветавших в период средневековья (до XIII в.), не сохранилось. Одной из причин гибели столичных городов был тот факт, что индийские правители предпочитали не селиться в унаследованных от предшественников резиденциях, а создавать новые.

Вокруг новой резиденции нередко возникал целый город, отвечавший новым вкусам и требованиям. От крупных городов, бывших известными научно-религиозными центрами на севере Индии, таких как Наланда, Сарнатх и др., сохранились лишь в руинах монастырские комплексы и храмы.

В наиболее сохранившемся виде дошел до нас г. Таксила (VI в. до н. э. — V в. н. э.), окруженный крепостными каменными стенами (толщиной около 6 м). В городской застройке Таксилы V в. доминировали крупные монастырские комплексы с культовыми сооружениями (ступы и чайтья), жилыми и хозяйственными постройками. В связи с постоянной угрозой внешних вторжений и участившихся в IV—V вв. крестьянских бунтов монастыри стали похожи больше на крепости со сторожевыми башнями и различного рода укреплениями.

В 460 г. Таксила была опустошена эфталитами, и дальнейшая ее судьба малоизвестна.

От Паталипутры, бывшей столицы Маурьев и Гуптов, сохранились остатки дворца и фортификаций. Паталипутра расположена в стратегически важном месте, у слияния рек Ганга и Сона. Глубокие рвы и мощные крепостные стены с сотнями дозорных вышек, с 64-мя выездными воротами и подъемными мостами окружали территорию почти прямоугольного в плане города размерами 14x1,5 км, вытянутого вдоль берега Ганга. Город отличался хорошей планировкой, широкими улицами, на которых кроме жилых зданий располагались здания постоялого двора, игорного дома, зала собраний ремесленников и купцов, спортивные и зрелищные сооружения, крытые рынки и базары. Большинство зданий было из дерева, некоторые — из кирпича, но не было зданий, сложенных из камня. В центре города, среди парка с декоративными деревьями и искусственными прудами, возвышался царский деревянный дворец.

Из вновь созданных городов известен Мамаллапурам (современное название Махабалипурам), заложенный в VII в. Трудно вообразить на месте современной деревушки, где среди скал и песчаных дюн едва выделяются скальные сооружения и стройные башни Прибрежного храма, большой портовый город, служивший центром распространения индийской культуры в близлежащие страны Южной Азии.

2. Изображения городских построек в рельефах ограды ступ в Бхархуте, II в. до н. э. и в Санчи, I в. н. э.
2. Изображения городских построек в рельефах ограды ступ в Бхархуте, II в. до н. э. и в Санчи, I в. н. э.: 1 — городские стены; 2 — стены города Кусинагара; 3 — план городских ворот; 4 — жилые постройки, перекрытые сводом; 5 — храмы

Бесследно исчезли окружавшие город оборонные рвы и стены с укрепленными воротами, дозорными вышками, похожими на те, которые изображены в рельефах Санчи (рис. 2). Не осталось следов улиц, разделявших город на кварталы, в которых люди селились согласно своему социальному положению, сословно-кастовой принадлежности и своим профессиональным занятиям. Как все города, описываемые в древнеиндийских источниках, большой портовый город, каким был Мамаллапурам, должен был иметь крытые рынки, постоялые дворы, здания типа гостиниц и целые кварталы, заселенные портовыми рабочими, грузчиками, слугами и другими неимущими бесправными людьми, обслуживавшими представителей высших сословий.

От гражданских сооружений Мамаллапурама остались только каменный трон с изваянием льва — символа паллавской власти, потертые каменные ступени, обнаруженные на месте возвышавшейся над городом цитадели паллавских царей, да груды щебня и кирпича. О былом величии города свидетельствуют лишь замечательные храмовые комплексы.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)