Архитектура Южной Индии XIII–XVIII вв.

Глава «Архитектура Южной Индии XIII–XVIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Политическая раздробленность Индии, обособленность отдельных народов, племен и каст, а также социальные противоречия сильно ослабили страну. В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюркскими правителями, исповедовавшими ислам. С утверждением господства мусульманских феодалов на завоеванных землях прекращает свое существование традиционная храмовая архитектура и скульптура. Она продолжала развиваться лишь на Коромандельском побережье до XIX в.

Наиболее значительные памятники XIV—XVI вв. относятся к расцвету крупного индусского государства Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (или Кришна) и разбогатевшего главным образом на заморской торговле.

47. Виджаянагар: А — план крепости Джинджи: 1 — цитадель; 2 — ворота; 3 — городские стены; Б — план барбикона: 1 — подъемный мост; 2 — ров; 3 — барбикон; 4 — двор; 5 — колодец
47. Виджаянагар: А — план крепости Джинджи: 1 — цитадель; 2 — ворота; 3 — городские стены; Б — план барбикона: 1 — подъемный мост; 2 — ров; 3 — барбикон; 4 — двор; 5 — колодец

Столицей Виджаянагара был одноименный город с цитаделью Джинджи (рис. 47), являвшейся главным укрепленным пунктом всего государства. Это самая крупная, единственно хорошо сохранившаяся древнейшая цитадель на юге Индии. Ее основание относят к началу правления династии Чола, т. е. к первым векам н. э. Главные фортификационные работы были проведены в середине XV — начале XVI вв. индусскими мастерами. Цитадель расположена на трех высоких скалистых утесах, окруженных глубоким ущельем. Ее наиболее уязвимая сторона защищена тройным рядом мощных стен (высотой 7,6 м) с укрепленными воротами, фланкированными с обеих сторон башнями. Крепость была хорошо обеспечена водой, которая поступала по глиняным трубам из двух не пересыхающих источников на вершине утесов и трех резервуаров с дождевой водой, расположенных у подножья цитадели.

Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий, столица Виджаянагара, или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки многоэтажных дворцовых и концертных залов, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, многоколонных галерей и мантапам, крытого базара, складов, стойл, конюшен. Дворцы и храмы сосредоточены в цитадели. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки.

Посетившего Виджаянагар в XVI в. русского путешественника Афанасия Никитина поразили великолепие дворцовых построек и убожество жилища трудового люда.

48. Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял. План, фасад и деталь мантапам
48. Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял. План, фасад и деталь мантапам

По описанию венецианского путешественника, в 1567 г. город состоял из обычных глинобитных построек, а три дворца были сооружены из мрамора и отличались роскошью внутреннего убранства. Однако главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный очень прочный гранит. Нередко в постройках камень сочетался с кирпичом. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень, легко поддающийся обработке и резьбе. Для виджаянагарских строений характерно сочетание этих двух различных пород камня. Причем грубая и примитивная обработка гранитных частей зданий резко контрастирует с изысканно тонкой художественной резьбой, выполненной в хлорите (рис. 48). Несущие столбы и балки создавались, как правило, из цельного гранитного блока, поэтому их размеры по длине и высоте не превышали 5—6 м.

Монументальные сооружения Виджаянагарского царства хорошо сохранились в других городах. В Канчипураме большую территорию занимает храм Екамбаранатха с тысячеколонным залом-мантапам и высокими башнями-гопурам. В Срирангаме имеется не менее грандиозный храмовый комплекс Джамбукешвара (XV—XVI вв.) с тремя концентрически расположенными оградами и внушительными гопурам. В Веллуре и Кумбаконаме, являвшемся с древности крупным религиозным центром, были воздвигнуты новые стены и гопурам, здания учебных заведений.

В XVII в. территория независимых индусских государств на юге катастрофически сократилась. Последние независимые правители династии Найяков, избравшие столицей Мадурай, развернули большое строительство. По всему Коромандельскому побережью почти во всех крупных городах стоят в неприкосновенном виде грандиозные сооружения храмовых комплексов, воздвигнутые при Найяках.

На юге Индии непоколебимыми оставались устои прежней жизни и могущество брахманских жрецов. В их владении находились большие участки земель, из-под их влияния не ускользала ни одна область общественной деятельности. Огромные храмовые комплексы доминировали в строительстве, поглощая колоссальные средства. Строительству храмов, отличающихся насыщенностью пластического убранства, несомненно способствовало наличие высококвалифицированной дешевой рабочей силы. Это были стекавшиеся отовсюду многочисленные армии безработных правоверных индусов-строителей и скульпторов, не находивших себе применения в мусульманских государствах и преследуемых португальскими иезуитами в Гоа.

Культовая архитектура развивалась в рамках канонов, установленных и освященных религией. Однако для храмовых сооружений из гражданского зодчества несомненно были заимствованы формы открытых внутренних дворов, многоколонных террас, открытых павильонов и галерей-мантапам, отлично приспособленных к условиям постоянной жары. Неизменная принадлежность храмового комплекса — бассейн для общественных омовений, окаймленный по всему периметру галереями и каменными ступенями, спускающимися к воде. Этот бассейн может служить резервуаром воды на время, когда летом полностью пересыхают реки.

Совершенно по-особому на юге формировались города. Жизнь сосредоточивалась, как правило, не вокруг феодальных укрепленных замков, а в рамках храмового комплекса. Тенденция превращения храма из культового центра в основной центр общественной деятельности наметилась еще в XI в. и получила свое дальнейшее развитие. С XIII в., когда Южной Индии стали постоянно угрожать завоевавшие север мусульманские феодалы, новые храмы не строились, а вокруг старых наиболее известных храмов воздвигались новые ограды. Идея сооружения вокруг храма нескольких концентрических рядов стен не была новой. Об этом упоминается в древних текстах, например в «Артхашастре». С веками число сооруженных вокруг древнего храма оград возрастало (например, в Срирангаме за 400 лет вокруг храма XII в. образовалось семь концентрических рядов стен), а за ними возникали всевозможные постройки различного назначения: залы и открытые галереи для сбора паломников и верующих, торговые ряды и склады, ремесленные мастерские, школы и жилища. За высокими укрепленными стенами храма население находило убежище в дни военной опасности.

С новыми стенами сооружались и новые надвратные башни — гопурам, превосходящие по размерам и богатству убранства ранее построенные. Обычно новые стены и гопурам воздвигались с приходом к власти нового феодала или в честь одержанной военной победы, или какого-либо другого важного события. Поэтому гопурам выражали как бы могущество и богатство заказчика, пытавшегося затмить своего предшественника.

Таким образом создавался комплекс, в котором архитектурные объемы не нарастали по размерам к центру — главному священному объекту, как это было в более ранних храмах (например, в храмах Канчипурама, VIII в., Эллоры, Танджура и других), а уменьшались. Все внимание сосредоточивалось на внушительных входных башнях — гопурам, сплошь покрытых горельефными изображениями многочисленного пантеона богов. Гопурам, достигавшие высоты 50 м и более, могли служить также сторожевыми постами или дозорными вышками.

Со временем все более закреплялись социальные и кастовые различия, все более усложнялся религиозный ритуал, в связи с чем изменялись характер и назначение дворов и построек. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главной святыни, носили более светский характер — на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы.

49. Веллур. Кальяна мантапам в комплексе храма Виттхала, XVI в.
49. Веллур. Кальяна мантапам в комплексе храма Виттхала, XVI в.

Особое значение в южноиндийском храмовом комплексе приобрел мантапам в виде открытой одноэтажной галереи или павильона, используемый в различных целях. В огромных многоколонных залах, нередко насчитывавших до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники паломники. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды (такие мантапам назывались кальяна, рис. 49). Более простые мантапам служили стойлом для священных слонов, которых водили в многолюдных праздничных процессиях, или хранилищем для колесниц, предназначенных для статуй богов, вывозившихся на улицы в праздники. Обращает внимание удивительное сходство в характере резьбы деревянных колесниц и стоящих рядом каменных столбов в залах мантапам, как будто они выполнены одним и тем же мастером.

Храмовая архитектура развивалась очень медленно. С течением времени происходили лишь количественные изменения: во вновь строившихся мантапам число колонн увеличивалось до нескольких сотен, но его перекрытие оставалось, как и прежде, плоским; в гопурам и святилище увеличивались размеры шикхары, однако сохранился принцип ее пирамидально-ярусного членения и форм декора. С VIII по XVIII в. в конструкциях сохранялась стоечно-балочная система, не изменялась манера каменщика и скульптора, продолжавших вдохновляться произведениями рук плотника и столяра. Установившиеся каноны, освященные религией, исключали какие-либо новшества в методах строительной техники и формах архитектуры и декора.

При определенном застое строительной техники поражает виртуозность исполнения и изобретательность строителей и скульпторов. Это прежде всего обнаруживается в причудливых композициях, составленных из разновидных колонн, сочетающихся с неповторимыми по форме и сюжету скульптурными группами. Среди архитектурно-пластических композиций встречаются пучки тонких хрупких колонок, напоминающих готические формы, или же группы колонн, как бы составленные из Нескольких рядов миниатюрных храмиков, возвышающихся друг над другом. Самым распространенным является столб с сильно выступающими консолями, с концов которых свешиваются бутоны лотоса. Иногда в центре зала ставился мощный пилон с расходящимися от него веером консолями, что напоминало дерево с развесистыми ветвями. Сложная комбинация столбов и колонн, стоящих на общем пьедестале и объединенных наверху сложной системой капителей с консолями, похожа на несколько стволов деревьев с общей кроной. Высота колонн не превышает 5 м. Потолок разделен на панели, в центре выделяются глубоким рельефом цветки лотоса. Вся поверхность стен и колонн покрыта резьбой. В целом же создается единство столь разнообразного и декоративно сложного по своей сути архитектурного произведения.

Неизменным мотивом тысячеколонных мантапам в Веллуре, Срирангаме, Канчипураме, Мадурай и других городах стали колонны первого ряда с приставленными к ним фигурами всадников на вздыбленных конях, подминающих под себя тигров. В этих залах скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются объемные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Внутри залы производят впечатление леса колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов (грифов с головой льва), фантастических фигур, как бы замерших в различных .позах и готовых вновь ожить.

50. Чидамбарам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.
50. Чидамбарам. Тысячеколонный зал храма Шивы, XVI в.
50. Чидамбарам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. и тысячеколонный зал храма Шивы, XVI в.

На юге насчитывается более 30 огромных, очень сходных между собой храмовых комплексов, разросшихся до размеров города. Наиболее значительными из них являются храмы в Чидамбараме (рис. 50), Тинневели, Тируваруре, Тируванамалаи, Шривеллипутуре, Канчипураме, Мадурай, Рамешвараме. Большой храмовый комплекс Рагхунатхасвами в Срирангаме, построенный при Найяках вокруг храма XII в., имеет семь оград. Внешняя ограда охватывает площадь 878x753 м. Высота самой большой гопурам 46 м. Во дворе около центральной ограды размещен так называемый тысячеколонный мантапам, насчитывающий 940 колонн.

51. Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.: А — план комплекса
51. Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.: Б — бассейн и южная гопурам, XVII в. 51. Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.: В — портретная статуя в зале пуду-мантапам, 1623 г.
51. Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.: А — план комплекса: 1 — гопурам; 2 — пруд золотых лилий; 3 — храм СундарЕсвара; 4 — храм Минакши Деви; 5 — тысячеколонный зал; 6 — портретная галерея Тирумалая Найяков; Б — бассейн и южная гопурам, XVII в.: В — портретная статуя в зале пуду-мантапам, 1623 г. (фото автора)

Грандиозный храмовый комплекс в Мадурай (рис. 51) превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм гопурам (высота 45,7 м) с чуть вогнутыми линиями контура. Два ряда крепостных стен и многочисленные пристройки окружают два старых храма XII в. В результате того, что весь комплекс в Мадурай был построен в сравнительно короткие сроки, он отличается цельностью архитектурного замысла.

Цельности композиции способствует расположение на одной оси всех сооружений: старинного храма Минакши, окружающих его галерей, четырех гопурам (две наружные и две внутренние), продолговатой крытой галереи и вынесенного за ограду зала «пуду-мантапам» (ширина 30, длина 100 м), разделенного внутри четырьмя рядами мощных столбов с приставленными к ним статуями представителей династии Найяков. Тысячеколонный зал-мантапам, сплошь покрытый скульптурой, резьбой и росписями, находится в северо-восточном углу комплекса. К храму Минакши примыкает искусственный «пруд золотых лилий», окаймленный каменным ступенчатым спуском к воде, низкой колоннадой и галереей с яркими росписями потолка. В воде пруда отражается покрытая скульптурой из цветной керамики южная гопурам.

52. Рамесварам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. Коридор длиной 1200 м
52. Рамесварам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. Коридор длиной 1200 м

Храмовый комплекс, начатый в 1640 г. в Рамешвараме — одном из древнейших городов Индии на острове Палк Стрейта около Цейлона, отличается от других подобных ансамблей своеобразным залом-мантапам (рис. 52). Ряды мощных покрытых росписями пилонов разделяют пространство огромного зала на длинные коридоры шириной от 5 до 6,5 м и длиной более 1 км. Высота зала 7,6 м. Снаружи комплекс с тремя рядами стен высотой 6 м и незаконченными гопурам ничем не примечателен.

Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI—XVII вв. Лотос-махал в Виджаянагаре (1575), дворец в Чандрагири (начало XVII в.), дворец в Танджуре (около 1700) и дворец в Мадурай (начат в 1645 г.).

53. Чандрагири. Дворец, XVI в. План и фасад
53. Чандрагири. Дворец, XVI в. План и фасад

Лотос-махал — парковое дворцовое сооружение имеет пирамидально-ярусный верх и стрельчатые арочные проемы. Трехэтажный дворец в Чандрагири длиной 46 ж стоит внутри крепости. Нижний этаж — каменный, верхние — деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центре имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа дравидийской шикхары (рис. 53).

Большой интерес представляет дворцовый комплекс в Танджуре, состоящий из нескольких своеобразных сооружений. Отдельное здание предназначалось для тронного зала. В другом, продолговатом в плане здании расположен трехнефный зал, перекрытый сводчатым потолком, опирающимся на арки, с двускатной крышей. Пирамидально-ярусное башенное здание с 12 уменьшающимися кверху этажами было отведено для женской половины. Рядом с этим зданием возвышается смотровая башенка со сквозными арочными проемами.

В целом весь этот комплекс довольно эклектичен, в нем смешаны формы индусского происхождения с формами, заимствованными из мусульманских сооружений.

54. Мадурай. Дворец Найяков, XVI в. Интерьер зала аудиенций
54. Мадурай. Дворец Найяков, XVI в. Интерьер зала аудиенций

Наиболее обширным из известных четырех дворцов является Дворец Найяков в Мадурай. Главное здание, прямоугольное в плане (размер 137x76 м), имеет внутренний дворик (76,5x45,7 м), окруженный колоннадой тосканского ордера с перекинутыми по ней подковообразными непропорционально маленькими арочками. Стволы колонн выполнены из гранита, а арки — из кирпича и штука. Тронный зал перекрыт в центре куполом и окружен со всех сторон галереями со сводами, опирающимися на низкие приземистые колонны (рис. 54). Дворец в Мадурай представляет в общем удивительное смешение всевозможных стилей и форм, известных индийским мастерам, строившим брахманские храмы, христианские церкви в Гоа по заказу поселенцев- португальцев, мечети и мавзолеи в Биджапуре и Голконде. Однако, несмотря на разнохарактерность форм, дворец довольно гармоничен и весьма своеобразен.

На крайнем юго-западе Индии, на узкой полосе Малабарского побережья (современная Керала) и Южной Кеннары сохранились памятники XI—XVII вв., в которых воплощены древнейшие традиции удивительного самобытного строительного искусства. Архитектурные формы монументальных зданий, приспособленных к местным условиям тропического влажного климата, просты. Гладкие наружные стены (как правило, оштукатуренные) круглых или прямоугольных в плане зданий несут высокие двускатные (иногда в два или три яруса) крыши. Нередко здание окружено деревянной колоннадой, поддерживающей крышу с огромным выносом. Внутри зданий поражают богатство резьбы и яркие росписи, украшающие стены и потолок. Основным строительным материалом для жилых домов служили глина, дерево и солома, для храмов — кирпич, камень, а для кровель употреблялась черепица.

55. Штат Керала. Храм, XI в. 55. Штат Керала. Ххрам Южной Кеннары, XVI в.
55. Штат Керала. Храм, XI в. и храм Южной Кеннары, XVI в.

Малабарские храмы по плану и внешним формам почти неотличимы от обычных жилых и дворцовых построек (рис. 55). В храмах лишь отсутствует, как правило, присущий жилому дому внутренний дворик (часто в форме атриума). В центре двора нередко находился бассейн, в который стекала дождевая вода, используемая для хозяйственных целей.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)