Архитектура Китая X–XIII вв.

Глава «Архитектура Китая X–XIII вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Глухарева О.Н.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В середине X в. в Китае начинается борьба за объединение страны в единое государство, что было вызвано развитием экономики, а также угрозой вторжения кочевников. Уже в VIII в. на севере сложился союз киданьских племен, который к началу X в. образовал киданьское государство, принявшее наименование Ляо (937—1125). Постепенно расширяя свою территорию, это государство захватило значительную часть современной Маньчжурии, Внутреннюю и Внешнюю Монголию, а также часть территории на севере Китая.

В 960 г. китайский полководец Чжао Куань-инь вступил со своими войсками в Бяньлян (современный Кайфын) и провозгласил себя императором новой династии Сун (960—1279). Объединение страны в единую империю способствовало расцвету экономики и культуры. По своим размерам империя Сун была значительно меньше, чем Танская, и значительно слабее ее. Прекращение междоусобных войн привело к развитию торговых и культурных связей между отдельными частями страны.

В X—XII вв. оживились и внешние связи Китая с другими странами.

В период Сун города становятся подлинными центрами культуры. В столице Сунов — г. Бяньляне — в X в. создается Академия живописи, а в начале XII в. в императорском дворце организуется и первый музей живописи.

В области идеологии буддизм уже не имеет в этот период прежнего значения. Благодаря ученому Чжу Си (1130—1200), идеологу так называемого чжусианства (неоконфуцианства), вновь распространяется конфуцианство. В период Сун продолжала развиваться историческая наука, появились известные многотомные труды по общей истории Китая и историко-политические энциклопедии.

В X—XII вв. наблюдается развитие различных ремесел, среди которых значительное место по своей художественной значимости занимает производство керамики в различных областях страны, часть которой идет на экспорт в другие страны. Большое развитие получает также шелкоткачество и вышивка. Значительную роль в период Сун начинает играть книгопечатание с деревянных досок (ксилография), а затем с применением подвижного или наборного шрифта, который, однако, не вытеснил ксилографию, а существовал параллельно с ней.

В области архитектуры широко используются и успешно развиваются уже сложившиеся традиции. Архитектура X—XIII вв. свидетельствует о значительной эволюции как стиля, так и характера самих сооружений, что было обусловлено новыми социально-экономическими условиями. На смену массивным, величественным постройкам VIII—X вв. приходит большая утонченность форм и богатство декоративных приемов, не связанных целиком с конструктивными особенностями здания. Столбы здания делают более тонкими и ставятся на высокую базу, сужающуюся в верхней части. Доугун этого времени значительно меньшего размера и располагается не только над столбами, но и между ними, образуя род ажурного карниза. Крыши павильонов, как правило, имеют небольшой вынос и не скрывают стены здания в тени, как ранее.

Появляются новые формы построек, более сложные по своим конструкциям.

В период Сун была составлена унификация строительных деталей. Кроме того, в 1130 г. Ли Мин-чжуном были написаны «Методы архитектуры» («Инцзаофаши»). В этом теоретическом труде широко использован практический опыт строителей, плотников, столяров, а также содержались многочисленные правила по производству деревянных конструкций и мелких деталей (резьба по дереву и камню).

Градостроительство

Успехи в экономике страны вызвали значительные изменения в планировочной системе городов Китая X—XIII вв. В период правления династии Северная Сун (960—1127) столицей государства становится г. Бяньлян (Бяньфу, Бяньцзин, современный Кайфын, рис. 23). Протяженность его городских стен увеличилась с 40 до 50 ли. Развитие торговли и ремесел привело к значительному сокращению в городе жилых кварталов. В отличие от старых городов Китая с отдельными замкнутыми в стенах кварталами «фан», в Бяньляне кварталы не были обнесены стенами. Вместо кварталов, отведенных под рынки, теперь создаются главные городские магистрали — торговые улицы, застроенные сплошным рядом лавок, мастерских, ресторанов, о чем свидетельствует изображение одной из торговых улиц Бяньляна на знаменитой картине — панораме художника Чжан Цзэ-дуаня «На реке во время весеннего праздника цин-мин» (около 1120—1125).

23. Картина художника Чжан Цзэ-дуаня «На реке во время весеннего праздника цинмин». XII в. Детали: а — торговая улица Бяньляна 23. Картина художника Чжан Цзэ-дуаня «На реке во время весеннего праздника цинмин». XII в. Детали: б — ворота
23. Картина художника Чжан Цзэ-дуаня «На реке во время весеннего праздника цинмин». XII в. Детали: в — мост «Радуга»
23. Бяньлян. План, 960—1127 гг.
23. Бяньлян. План, 960—1127 гг. Картина художника Чжан Цзэ-дуаня «На реке во время весеннего праздника цинмин». XII в. Детали: а — торговая улица Бяньляна; б — ворота; в — мост «Радуга»

Длинный горизонтальный свиток (525 см) очень наглядно и живо раскрывает кипящую жизнь средневекового города, показывая массы людей на фоне торговой улицы с разнообразными сооружениями большой порт на реке с множеством лодок и деревню в окрестности Бяньляна (рис. 23, а). С большой тщательностью изображены различные виды построек, причем детально переданы их конструкции. Художник, показывая столицу, как бы ведет зрителя от одной достопримечательности города к другой, отмечая все самое интересное и значительное. Он показывает мощные городские стены, окружавшие Бяньлян, с высокими монументальными воротами, в которые проходит караван верблюдов, груженый товарами. Четырехугольные в плане глинобитные ворота в виде массивной пирамиды с усеченным верхом облицованы мелким кирпичом (рис. 23, б). По боковым сторонам высокого прямоугольного прохода поднимаются лестницы с ажурными перилами, ведущие на верхнюю площадку с такими же перилами, где возвышается деревянный надвратный павильон с высокой черепичной крышей, выносы которой поддерживаются доугунами сложной формы. В нижней части павильона также расположены ряды доугунов, которые служат как бы его основанием. Надвратный павильон со всех четырех сторон имеет двери и окна, закрытые решетками из тонких деревянных планок той же формы, что и в окнах пагод периода Тан. В отличие от танских конструкций, крыша уже не имеет массивного конька и выступающих «ребер» на пересечении скатов, где вместо них расположены фигурки животных. Небольшой конек украшен на концах выступами.

На четырех водных путях, пересекавших город, было сооружено множество мостов, из которых самым известным был мост Чжоуцяо, расположенный перед императорским дворцом. На картине Чжан Цзэ-дуаня с большой точностью изображен деревянный мост Хунцяо (Радуга), перекинутый в виде арки через реку Бяньхэ и соединявший торговые кварталы города (рис. 23, в). Чжан Цзэ-дуань — не только художник, но и искусный конструктор и строитель судов — с большой тщательностью и знанием передал все конструктивные детали этого единственного в мире сооружения. Деревянный мост без опор в виде пологой арки высоко поднят над рекой. Под мостом, на невысоких каменных выступах также имеются проходы, огражденные перилами. Изучение моста, произведенное по картине Чжан Цзэ-дуаня в 1954 г. китайскими архитекторами и инженерами, позволило констатировать смелость замысла и экономичность конструктивного решения.

На этой же картине показаны двух- и трехэтажные здания чайных домов и ресторанов с большими обходными балконами вокруг второго этажа. Некоторые чайные дома и лавки с открытыми помещениями имеют дополнительные выносы крыш, сплетенные из бамбука и соломы. Теснящиеся друг к другу жилые одноэтажные постройки с серыми черепичными двускатными крышами лишены доугунов и украшений. Только одноэтажное здание храма на заднем плане изображено с доугунами и крышей со слегка поднятыми углами.

В правой части своего свитка Чжан Цзэ-дуань изобразил пригородную усадьбу с рядом одноэтажных зданий, крытых соломой и черепицей. Расположенные вблизи от усадьбы домики крестьян как бы вросли в землю, и только их двускатные соломенные крыши высоко поднимаются над низкими глинобитными стенами.

Как известно из описаний, дворцовый ансамбль Бяньляна, расположенный в центре столицы на осевой линии юг — север, был сооружен согласно старым традициям. Стены, ограждавшие дворец, имели в окружности 5 ли (1 ли — 0,6 км). В южной стене, обращенной к городу, было трое ворот, из которых самые величественные Сюаньдэмынь, находившиеся в центре, соединялись парадной сквозной галереей «цян-булан» с главными южными воротами Императорского города. Стены дворцового ансамбля из кирпича и камня были украшены многочисленными изображениями драконов и птиц фын-хуан среди облаков. Перед главными воротами проходила длинная Императорская улица, ширина которой достигала 300 шагов. По обеим ее сторонам были каналы, в которых разводили лотосы.

Дворцовый ансамбль состоял из ряда павильонов, из которых три главных были расположены строго по оси юг — север. Они стояли на высоком земляном стилобате, облицованном белым мрамором. Другие дворцовые здания были расположены более свободно. Такая планировка дворцового комплекса стала традицией в последующие века.

В 1127 г. теснимые кочевниками на севере императорский двор и знатные фамилии должны были покинуть Бяньлян и бежать на юг в город Линьань или Цзинши (современный Ханчжоу), расположенный на берегу озера Сиху и ставший столицей Южной династии Сун (1127—1279).

О богатом облике этого города подробно рассказал в своей книге венецианец- путешественник Марко Поло, проживший в Китае 16 лет (1275—1291). Марко Поло сообщает, что город в окружности занимал около 100 миль (по замечанию исследователей, говорится о 100 китайских ли) и отличался хорошей регулярной планировкой с длинными и прямыми улицами, причем некоторые из них имели 40 шагов ширины. В городе были также обширные торговые площади, на которых собиралось около 50 тыс. торговцев. Все эти площади были окружены высокими зданиями, в нижних этажах которых помещались лавки и ремесленные мастерские. Вдоль главной улицы города с одного конца до другого стояли дома и огромные дворцы среди садов. Дома жителей были хорошо построены и богато отделаны. «... Они находят такое удовольствие в орнаментах, живописи и архитектуре, что тратят на это удивительные суммы денег».

Как и Венецию, город пересекала сеть каналов, через которые были перекинуты 12 тыс. каменных мостов. Оживленная торговля вызывала постоянный приток в столицу иноземных купцов, для которых существовали гостиницы и великолепные бани. В городе имелось много тенистых парков с богатыми жилищами. Все улицы замощены кирпичом или камнем, причем указывается, что главная улица также была вымощена камнем и кирпичом на 10 шагов с каждой стороны, а в середине, которая предназначалась для верховой езды,— мелким щебнем и снабжена водосточными трубами для стока дождевой воды в соседние каналы, так что дорога всегда оставалась сухой.

Вокруг озера Сиху располагались дворцы знати, которые отличались богатством архитектуры. Далее Марко Поло сообщает, что на двух островах озера были сооружены пышные дворцы для общественных пиров и различных торжеств знатных горожан. Недалеко от города находился порт, соединяемый с ним рекой.

Императорская резиденция была сооружена в парке, который отличался свободной планировкой. По описанию Марко Поло, императорский дворец Южной Сунской династии был сооружен на живописной зеленой горе Гушань на берегу озера Сиху и обнесен высокими стенами. Посреди парка с искусственными озерами возвышался главный большой павильон дворца, стены и потолок которого были расписаны золотом. Марко Поло указывает, что дворец имел 20 залов; каждый зал мог вместить 10 тыс. человек (очевидно, это были отдельные огромные павильоны).

Один из древнейших городов Китая Сучжоу расположен к северу от озера Тайху у пересечения р. Сучжоу Великим Китайским каналом. Сучжоу занимает участок, близкий к прямоугольнику, вытянутому в меридиональном направлении, со сторонами 3—3,5 км на 4,5 км. Площадь города в пределах городских стен превышала 12,5 км2, а население средневекового города достигало полумиллиона человек. Перед городскими стенами находился широкий канал, соединенный с системой более узких каналов в черте города и с каналами вне города. Этот канал вместе с близлежащими реками и озерами образует единую водную сеть провинции. Городские каналы с многочисленными мостами через них следуют параллельно улицам и создают самостоятельную транспортную сеть, связывающую отдельные районы города.

Основы городской планировки были заложены в период Южной Сун (1127—1279). В планировке города отсутствовала центральная ось, ее заменил ряд параллельных улиц, идущих через весь город с юга на север. Одна из них была смещена к западу от геометрической оси города. Вдоль нее располагались богатые усадьбы, парки, храмы, в частности храм Конфуция, дворцовый комплекс, занимающий большой участок в южной части города и являющийся одним из его центров. Главная улица заканчивалась в северной части города храмовым комплексом с пагодой Бэйсыта, который также был одним из городских центров. Несколько широтных улиц, берущих начало от ворот и пересекающих меридиональные улицы, образовывали вместе с ними систему главных городских магистралей. Большая часть парков располагалась вдоль улиц и каналов в южной части города.

Жилое и дворцовое строительство

Представление о жилых сооружениях этого времени дает живопись (рис. 24). На некоторых из картин (например, «Изготовление шелка», (музей в Нанкине), «Перед уходом на военную службу», (музей Гугун в Пекине) изображены скромные сельские дома на невысоких кирпичных или каменных цоколях с глинобитными стенами, открытыми террасами на столбах, соломенными кровлями и легкими конструкциями из бамбука.

24. Картина неизвестного художника «Изготовление шелка»
24. Картина неизвестного художника «Изготовление шелка»

О пышности дворцовых построек этого времени дает представление картина известного художника XII в. Ли Суна, который первоначально был плотником-строителем, а позднее прославился как художник, изображающий архитектурные сооружения. Картина Ли Суна показывает высокое деревянное двухэтажное здание дворца, возвышающееся на каменной террасе и расположенное на высоком берегу озера. Здание дворца написано с точным воспроизведением архитектурных пропорций и деталей. Двухъярусные крыши увенчивают верхний этаж. Они разделены между собой карнизом из тесно расположенных доугунов. Черепичная серая крыша с характерным изломом ската по углам украшена фигурами зверей, а на концах конька — головами рогатых драконов. Легкие ажурные стены из тонких решеток и обходные террасы второго этажа придают зданию особую легкость и воздушность. Узкие, выступающие над террасами крыши нижнего этажа также украшены по скатам фигурками, что делает силуэт здания еще более нарядным. Декоративное убранство здания органично увязано с его тектоникой, четко выявленной членениями фасадов. Дворец окружен парком с искусственными скалами, деревьями и площадкой для возжигания благовоний и любования окрестностями, что свидетельствует о большом чувстве любви к природе, помогавшем зодчим как бы растворять здание в окружающей среде парковых ансамблей.

Судя по этому изображению, можно предполагать о существовании в этот период точных проектов и чертежей зданий.

Культовые постройки

До наших дней дошли деревянные павильоны буддийских монастырей периода Сун, которые продолжали сооружать и в это время, хотя буддизм уже потерял свое прежнее значение. Лучше всего сохранились три больших здания монастыря Лунсинсы в Чжэндинсянь (провинция Хэбэй). Это прямоугольные павильоны, разделяющиеся между собой дворами. Первый из них был сооружен в 971 г. над грандиозной статуей Гуаньинь (высотой более 22 м). Он расположен позади других построек на главной оси монастырского ансамбля. С фасадной стороны павильон имеет семь, а с боковых — пять пролетов. Здание фланкировано двумя двухэтажными, близко стоящими павильонами (в западном павильоне расположено хранилище сутр, возвышающееся на кирпичном стилобате). Стены первого этажа в нижней части сложены из кирпича, а в верхней заполнены решетками. Вынос крыши поддерживается массивными доугунами, расположенными на столбах и между ними. Над нависающим скатом крыши нижнего этажа выступают доугуны, несущие обходный балкон второго этажа с тонкими ажурными перилами. Второй этаж увенчан двухъярусной крышей с большими выносами, которая отличается спокойными очертаниями с едва заметным изгибом скатов по углам. Массивный конек крыши с акротериями на концах в виде голов драконов стал характерным с этого времени. Каждый конец конька как бы выходит из огромной пасти дракона. По углам помещены фигурки фантастических животных и птиц.

25. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Западный павильон. План, разрез
25. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Западный павильон. План, разрез
26. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Хранилище сутр, X в. 27. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Павильон Монидянь, 969 г. План
26. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Хранилище сутр, X в. 27. Провинция Хэбэй. Монастырь Лунсинсы. Павильон Монидянь, 969 г. План
28. Провинция Шаньси. Храм Шэньмудянь, 1023—1031 гг. Павильон 28. Провинция Шаньси. Храм Шэнь-мудянь, 1023—1031 гг. Мост Фэйлян
28. Провинция Шаньси. Храм Шэньмудянь, 1023—1031 гг. Павильон и мост Фэйлян

В западном павильоне находится оригинальное вращающееся библиотечное сооружение (рис. 25, 26). В плане это хранилище сутр представляет октагон с обходным балконом, над которым выступает крыша с искусно вырезанными пятиярусными доугунами изысканной формы. Сооружение увенчано конической крышей, тоже поддерживаемой карнизом из близко поставленных небольших доугунов.

Перед тремя зданиями монастыря Лунсинсы, на оси всего комплекса, сохранился квадратный павильон Монидянь, воздвигнутый в 969 г. (возможно раньше) в честь посещения монастыря императором. Величественное здание стоит на широком глинобитном стилобате, облицованном кирпичом (рис. 27). В отличие от всех других сооружений подобного типа павильон Монидянь со всех четырех сторон имеет выступающие небольшие помещения, играющие роль вестибюлей, причем каждое из них перекрыто отдельной высокой крышей с фронтоном над входом. Высокая двухъярусная крыша типа «се-шань» с большим выносом поддерживается тяжелыми, массивными доугунами, что свидетельствует о раннесунском времени его сооружения. Перед павильоном Монидянь находятся остатки главного зала, а небольшие возвышения к востоку и западу отмечают местоположение теперь несуществующих башен Колокола и Барабана.

В период Сун как светские, так и культовые сооружения приобретают более нарядный вид. Широкое применение получают глазурованная цветная черепица и яркая роспись конструкций и балок. Характерным примером может служить павильон храма Шэньмудянь (Храм святой матери) в монастыре Цзиньцы (1023—1031), расположенном в 25 км от г. Тайюаня (провинция Шаньси) в красивой местности на фоне Вэньшаньских гор (рис. 28). Одноэтажный прямоугольный павильон длиной около 21 м и шириной 18 м окружен обходной галереей, которая со стороны фасада имеет около 6 м ширины, что позволило четыре средних столба храма отодвинуть на вторую линию. Высокая двойная крыша типа «се-шань» покрыта глазурованной черепицей небесно-голубого цвета. Сложной формы доугуны расположены под выносами нижней и верхней крыш. Все деревянные балки покрыты резьбой, а столбы, несущие крышу балкона, обвиты скульптурными изображениями драконов.

Монастырь Цзиньцы — памятник исторического значения. Согласно письменным сведениям павильон храма Шэньмудянь был сооружен в 1102—1106 гг. и является одним из редких сохранившихся строений периода Сун. В павильоне сохранились 43 уникальные глиняные статуи — матери князя Шу Юя и ее служанок, отличающиеся большой жизненностью.

Перед храмом расположен небольшой мост типа «фэйлян» (Парящий мост), состоящий как бы из двух перекрещивающихся мостов. При реставрации моста в 1953 г. выяснилось, что его конструкции повторяют конструкции сунского времени. Перила из белого мрамора — более поздние. Этот мост отделяет храм Шэньмудянь от большого открытого павильона Сюань-цзянь, сооружение которого относится к 1168 г.

Культовые постройки государств Ляо и Цзинь

Упоминавшееся выше киданьское государство Ляо хотя и вело борьбу с Сунской империей, но находилось под большим влиянием китайской культуры. Для строительства в своей столице Даминчэн (современный Датун) и других городах правители Ляо привлекали китайских зодчих и мастеров. Поэтому характер многих сооружений Ляо близок к архитектуре периода Тан. Конструктивной основой построек остается каркас с системой доугунов, формы зданий просты и монументальны.

29. Провинция Шаньси. Монастырь Юншоусы, 1008 г. Павильон Юйхуагун. План, разрез
29. Провинция Шаньси. Монастырь Юншоусы, 1008 г. Павильон Юйхуагун. План, разрез

Среди немногих деревянных сооружений Ляо X—XII вв. простотой своих деталей выделяется одноэтажный павильон Юйхуагун монастыря Юншоусы (1008) в Юйцы провинции Шаньси, достигающий высоты 10 м. По фасаду расположена открытая галерея (рис. 29). В толще кирпичных наружных стен заключены столбы каркаса. Внутри павильона нет столбов, так что огромные балки проходят от одной стены здания до другой без промежуточных опор.

Наиболее интересными и значительными памятниками деревянного зодчества этого времени являются здание храма бодисатвы Гуаньинь — Гуаньиньгэ и Шаньмынь — Горные ворота, сооруженные в 984 г. в монастыре Дулэсы (уезд Чжисянь, провинция Хэбэй).

Монастырь Дулэсы был воздвигнут на средства семей правителей киданей, и, очевидно, для его сооружения были призваны выдающиеся китайские зодчие того времени.

30. Провинция Хэбэй. Монастырь Дулэсы, 984 г.:  павильон Гуаньиньгэ. Интерьер 30. Провинция Хэбэй. Монастырь Дулэсы, 984 г.:  павильон Гуаньиньгэ. Общий вид
30. Провинция Хэбэй. Монастырь Дулэсы, 984 г.: 1 — ворота Шаньмынь. Разрез, план; 2 — павильон Гуаньиньгэ. Разрез, план
30. Провинция Хэбэй. Монастырь Дулэсы, 984 г.: 1 — ворота Шаньмынь. Разрез, план; 2 — павильон Гуаньиньгэ. Общий вид, интерьер, разрез, план

Массивные ворота, стоящие на глинобитном основании, разделяются на три секции. Они увенчаны четырехскатной крышей типа «у-дянь» с выступами на концах конька типа «хвост совы». Высота ворот 10,8 м, а ширина 16,63 м (рис. 30, 1).

Позади ворот разделенное небольшим пространством двора находится величественное двухэтажное здание храма Гуаньиньгэ, которое в интерьере имеет три этажа. Здание отличается строгостью и четкостью своих пропорций. Несмотря на массивность конструкций и большие свесы крыш, оно кажется легким и свидетельствует о новых архитектурных тенденциях.

Здание сооружено на невысокой каменной платформе. По фасаду оно разделено массивными столбами на пять пролетов, из которых три центральных служат входами, а два крайних закрыты глухими кирпичными стенами, замыкающими здание со всех сторон. В центральной части заднего фасада также имеется вход. Доугуны, достигающие 1/3 высоты всего этажа, образуют широкие карнизы. Крыша первого этажа с небольшим подъемом скатов по углам украшена фигурками зверей и всадников, а в нижней части к ней подвешены колокольчики. Доугуны и балка фриза сохранили роспись орнаментального характера. Над крышей нижнего этажа выступают доугуны, поддерживающие обходный балкон на уровне пола третьего этажа. Стены второго этажа скрыты с внешней стороны крышей первого этажа. Третий этаж, так же как и первый, имеет по фасаду пять больших пролетов, из которых три центральных открыты, а крайние закрыты стенами. Огромная, высокая крыша типа «сешань» с длинным коньком, боковыми фронтонами и выступающими ребрами придает зданию монументальность.

Внутри, в центральной части здания, через все три этажа проходит высокий «колодец», в котором установлена фигура Гуаньинь (Авалокитешвары) высотой 15 м, являющаяся одной из немногих больших глиняных статуй Китая и выдающимся произведением искусства периода Ляо (рис. 30, 2). Над статуей расположено перекрытие в форме шатра, скрывающее вместе с плоским потолком остальной части третьего этажа конструкцию кровли. Многочисленные доугуны размещены на столбах и между ними. Доугуны под балконами менее массивны и более близки к сунским формам, в то время как доугуны под выступом крыши являются как бы повторением мощных доугунов Танского времени.

Несмотря на различия в деталях и отсутствие органической связи между наружной композицией здания и внутренней планировкой, павильон с четким членением вертикалей и горизонталей, с глубокими тенями под нависающими карнизами сохраняет целостный архитектурный облик, свидетельствуя о высоком мастерстве строителей.

Среди сооружений государства Ляо известен также павильон Фэнгосы (1020) в Исяне (Провинция Ляонин). Большое одноэтажное здание высотой 20 и длиной 48 м со стороны главного фасада разделяется столбами на девять пролетов, в центральном и крайних пролетах расположены двери, остальные пролеты глухие или с решетками в верхней части.

Конек крыши типа «у-дянь» с большим выносом украшен резьбой и выступами «хвост совы». Климатические условия севера заставили строителей утеплить павильон кирпичными стенами. По простым формам и массивным конструкциям павильон Фэнгосы ближе к сооружениям VIII—X вв. Внутри на деревянных конструкциях сохранилась пятицветная роспись с изображением летящих буддииских гениев «Фэй-тянь», на стенах имеется ряд живописных композиций. Это указывает на пристрастие киданьских правителей к ярким краскам, что не было свойственно сунскому искусству.

31. Датун. Монастырь Хуаяньсы, 1038 г. Павильон Баоцзяоцандянь. Деталь интерьера
31. Датун. Монастырь Хуаяньсы, 1038 г. Павильон Баоцзяоцандянь. Деталь интерьера

В г. Датун, бывшей столице киданей, сохранились монастыри Хуаяньсы и Шаньхуаяньсы с деревянными павильонами. Наиболее интересен из них павильон Баоцзяоцандянь монастыря Хуаяньсы, построенный в 1038 г. (рис. 31). Павильон длиной около 15 и шириной около 12 м стоит на глинобитном стилобате, облицованном серым кирпичом. Главный фасад его, как и всех других зданий монастыря, обращен на восток, что говорит об иноземном влиянии на архитектуру государства Ляо. Кессонный потолок зала, а также балки и столбы богато украшены резьбой и росписью. По четырем сторонам зала размещены деревянные шкафы для хранения буддийских канонических книг, так называемые Цянь гун би цан. В нижней части эти шкафы выполнены как массивные здания с выступающими крышами, а в верхней они имеют вид дворцовых построек и с большой точностью передают архитектурные детали и структуру зданий того времени. Эти интересные по форме шкафы, примыкая к стенам павильона, в центре его задней стены с небольшим квадратным окном соединяются над ним балконом арочного очертания с нарядным павильоном.

32. Датун. Монастырь Шаньхуаяньсы. Павильон Дасюнбаодянь, 1140 г. План, разрез
32. Датун. Монастырь Шаньхуаяньсы. Павильон Дасюнбаодянь, 1140 г. План, разрез

Вторым значительным зданием Датуна является самый большой павильон Дасюн-баодянь в монастыре Шаньхуаяньсы, сооруженный в 1140 г. (рис. 32). Величественное, простое по форме здание длиной 54 м стоит на кирпичной платформе высотой около 3 м. Фасад павильона разделен на семь пролетов. Высокая крыша типа «у-дянь» с большим выносом скрывает в тени массивные доугуны, напоминающие доугуны периода Тан. В глухих стенах павильона скрыты столбы. Со стороны фасада имеются три широких входа с деревянными панелями. Павильон (с двумя рядами столбов внутри) перекрыт решетчатым потолком.

Пагоды

Пагоды X—XIII вв. утрачивают к этому времени прежнюю монументальность и простоту форм, свойственные пагодам периода Тан. Они приобретают многообразие форм и большую утонченность силуэта.

Если в ранний период правления династии Сун еще иногда сооружались отдельные пагоды, близкие по своим формам к башням танского времени, о чем свидетельствует сохранившаяся в Ибине (провинция Сычуань) квадратная кирпичная пагода Цзючжоуба (около 1000 г.) с тесно расположенными выступающими карнизами, то все же не эта форма типична для пагод X в. (рис. 33). Многочисленные пагоды этого времени, сохранившиеся в различных областях Китая, указывают на преобладание восьмиугольных и шестиугольных в плане башен, отличающихся вытянутым, стройным силуэтом.

33. Провинция Сычуань. Пагода Цзючжоуба, 1000 г. Фасад, план 34. Сучжоу. Монастырь Баоэньсы. Пагода Бэйсыта, 1031—1062 гг.
33. Провинция Сычуань. Пагода Цзючжоуба, 1000 г. Фасад, план 34. Сучжоу. Монастырь Баоэньсы. Пагода Бэйсыта, 1031—1062 гг.

Новые тенденции нашли отражение в известной пагоде монастыря Юаньяньсыта около Сучжоу, сооруженной на горе Ху-цю — Холм тигра (по преданию, на этом месте в VI в. до н. э. могилу правителя охранял тигр). Впервые пагода здесь была возведена в 665 г., а вторично ее построили в 976—979 гг. (позднее она неоднократно реставрировалась в 1100, 1438 и 1957 гг.). По форме очень близка была к ней пагода Лэйфынта в Ханчжоу 975 г., рухнувшая в 1924 г.

Октагональная семиярусная пагода высотой около 45 м возвышается на холме Хуцю (во время последней реставрации в 1957 г. была восстановлена верхняя часть башни, разрушенная временем). Кирпичная башня повторяет формы деревянных конструкций. Выступающие карнизы поддерживаются выложенными из кирпича доугунами, расположенными над столбами по углам башни и между ними. Большие оконные проемы на оси каждой стороны башни еще более усиливают вертикальность всего сооружения.

Эта пагода отличается от пагод предшествующего периода своей конструкцией. Массивный ствол с внутренними помещениями проходит в центре пагоды на всю высоту. Между стволом и наружной стеной располагаются поэтажные обходы.

В г. Сучжоу находится и вторая древняя пагода — Бэйсыта (Башня северного храма), сооруженная в 1031 — 1062 гг. при монастыре Баоэньсы (рис. 34). Эта октагональиая в плане пагода, первоначально одиннадцатиярусная, в настоящее время девятиярусная, подобно пагоде на холме Хуцю, имеет массивный внутренний ствол с помещениями и обходами вокруг него с деревянными полами и винтовыми лестницами.

Реставрация, производившаяся в конце XVII в., сильно изменила наружный облик пагоды. Обходные наружные балконы и доугуны были реконструированы, восьмиугольные крыши получили изгиб и поднятые углы. Первоначально основание пагоды находилось в бассейне, наполненном водой, в настоящее же время от оседания башни оно оказалось под землей. Навершием конусообразной крыши служит высокая металлическая мачта с кольцами. Над входной дверью установлены позднейшие скульптурные группы из известняка и глины, изображающие монаха-путешественника Сюань Цзана. Несколько аналогичных групп установлено на выступающих крышах.

Большинство южных кирпичных пагод, повторяющих деревянные формы, имеет деревянные конструкции кровли, а иногда и кронштейны, которые поддерживают выступающие черепичные крыши.

35. Бяньлян. Монастырь Югосы. Пагода Тета (Железная башня), 1041—1044 гг. Общий вид, план, фрагмент
35. Бяньлян. Монастырь Югосы. Пагода Тета (Железная башня), 1041—1044 гг. Общий вид, план, фрагмент

Наиболее известной и характерной для периода Сун пагодой является Тета — Железная башня, воздвигнутая в 1041—1044 гг. в столице Северной династии Сун — Бяньляне (Кайфыне) при монастыре Югосы (рис. 35). Высокая, стройная, октагональная в плане башня достигает высоты 57,34 м и разделяется выступающими крышами на 13 этажей. Небольшие окна образуют в толще стен круглые ниши. Пагода в отличие от ранних, кирпичные стены которых в их толще были заполнены глиной, целиком сооружена из кирпича и облицована глазурованными изразцами цвета ржавчины, откуда и происходит ее название. Все изразцы покрыты рельефными орнаментами геометрического характера, что создает игру света на поверхности. Из мелких поливных изразцов выложены выступающие, простые по форме доугуны крыши, имитирующие деревянные конструкции. Пагода увенчана восьмиугольной конусообразной крышей с навершием в форме шара. Стройный силуэт устремляющейся кверху пагоды в виде слегка суживающегося столба ярко выражает новые эстетические принципы, сложившиеся в китайской архитектуре X—XII вв.

36. Провинция Хэбэй. Монастырь Кайюаньсы. Башня Ляодита, 1001—1055 гг. 37. Провинция Фуцзянь. Монастырь Кайюаньсы. Пагода, 1237—1238 гг.
36. Провинция Хэбэй. Монастырь Кайюаньсы. Башня Ляодита, 1001—1055 гг. 37. Провинция Фуцзянь. Монастырь Кайюаньсы. Пагода, 1237—1238 гг.
38. Провинция Хэбэй. Монастырь Гуанхойсы. Пагода Хуата, XII в. План 38. Провинция Хэбэй. Монастырь Гуанхойсы. Пагода Хуата, XII в. План

Среди башенных сооружений периода Сун выделяется своей монументальностью наблюдательная башня монастыря Кайюаньсы, сооруженная в 1001 — 1055 гг. в уезде Динсянь (провинция Хэбэй), где в XI в. находился стратегический пограничный пункт между государствами Сун и Ляо (рис. 36). Как сообщают исторические источники, башня была сооружена китайским правительством специально для наблюдения за передвижением войск государства Ляо и первоначально носила название Ляодита (башня для наблюдения за противником).

Кирпичная, простая по формам, октагональная в плане одиннадцатиэтажная башня высотой 80 м воздвигнута на высоком основании. Сравнительно высокие, постепенно суживающиеся кверху этажи с выступающими карнизами без обычных ложных доугунов, являющиеся обходными балконами, свидетельствуют о новом приеме в строительстве кирпичных пагод.

В отличие от более ранних пагод башня Ляодита не имеет внутри деревянных перекрытий. Все лестницы, переходы и перекрытия выполнены из кирпича, что нашло широкое применение в последующем строительстве пагод северного Китая.

Об эволюции стиля пагод в сторону большей декоративности свидетельствуют две каменные пагоды монастыря Кайюаньсы в г. Цюаньчжоу (провинция Фуцзянь), которые были сооружены в 1237—1238 гг. (рис. 37). Однородные по своему архитектурному облику пятиэтажные пагоды построены из серого камня и представляют собой в плане восьмиугольник. Деревянные доугуны поддерживают далеко выступающие крыши с поднятыми углами. Многочисленные барельефы, высеченные в камне, обрамляют оконные проемы, усиливая декоративность сооружения.

В таком же декоративном плане была оформлена и пагода Хуата (Цветущая башня) монастыря Гуанхойсы, находящаяся в уезде Чжэндинсянь провинции Хэбэй, сооруженная в XII в. в государстве Чжурчжэней (рис. 38), захвативших север Китая и основавших династию Цзинь (1115—1234). В конце своего правления правители государства Цзинь стремились к роскоши, что нашло свое отражение и в архитектуре. Здания постепенно утрачивают строгость и простоту ранних сунских сооружений, большое внимание уделялось их украшениям.

Кирпичная пагода Хуата частично разрушена. Три основные этажа восьмиугольной в плане пагоды ступенями поднимаются кверху. Они разделены широкими карнизами сложной формы с тесно расположенными доугунами подними. Третий этаж, значительно меньший по объему, поддерживается высоким столбом, сплошь покрытым скульптурным декором в виде рельефных маленьких пагод и буддийских мифических львов «ши-цзы». Венчают башню пирамидальная крыша в форме зонта. Несомненно, что в строительстве этой сложной по форме пагоды принимали участие опытные зодчие Китая.

39. Провинция Шаньси. Монастырь Фогунсы. Пагода Шицзята, 1056 г. Общий вид 39. Провинция Шаньси. Монастырь Фогунсы. Пагода Шицзята, 1056 г. Разрез, план
39. Провинция Шаньси. Монастырь Фогунсы. Пагода Шицзята, 1056 г. Общий вид, разрез, план

О больших достижениях зодчих периода Сун свидетельствует единственная сохранившаяся деревянная пагода Сакья муни (Шицзята) монастыря Фогунсы (Сияние Будды), построенная в 1056 г. в уезде Инсянь провинции Шаньси, который в период господства на севере страны киданей был важным пунктом (рис. 39). Октагональная пагода в плане достигает высоты 66,6 м. Внешне она выглядит пятиэтажной, но под выступающими крышами и карнизами из доугунов основание каждого из этажей образует еще скрытый этаж, так что в действительности пагода является девятиэтажной. Она имеет вид массивной восьмигранной башни с выступающими крышами над обходными балконами четырех верхних этажей. Ее невысокая восьмиугольная верхняя крыша имеет форму зонта, посреди которого находится небольшая кирпичная площадка с металлическим навершием в форме ступы. Уникальное сооружение держится на деревянных столбах и балках, причем при его возведении было применено более 60 видов конструкций доугунов. Это замечательное сооружение средневекового Китая, простоявшее 900 лет в сохранности, оправдывает надпись на прикрепленной к его стене мемориальной доске: «Дьявольское мастерство, божественное искусство».

40. Провинция Хубэй. Железная пагода в Даньян, 1061 г.
40. Провинция Хубэй. Железная пагода в Даньян, 1061 г.

В период Сун возросшее мастерство строителей и развитие металлургии в Китае позволили сооружать железные и бронзовые пагоды, среди которых наиболее интересна железная тринадцатиярусная пагода, построенная в 1061 г. в уезде Даньян провинции Хубэй (рис. 40). Стройная, узкая в горизонтальном сечении башня, сложенная из чугунных литых плит, достигает высоты 21 м. Горизонтальные членения крышами с мягкими волнистыми линиями и поднятыми углами, а также ажурными перилами обходных балконов придают устойчивость тонкому стволу пагоды. Внизу, вокруг пьедестала сохранились чугунные статуи богатырей, поддерживающих основание первого этажа. В этом памятнике архитектуры особенно отчетливо выступает новый облик пагод периода Сун с гармоничными пропорциями и легкостью силуэта.

Своеобразием конструктивного решения отличаются пагоды, сохранившиеся на севере страны, на бывшей территории киданьского государства Ляо и государства чжурчженей Цзинь, где работавшие китайские мастера в своем творчестве широко использовали старые традиции, сложившиеся в период Тан.

Кирпичные и каменные пагоды, восьмиугольные в плане, сохраняют четкое деление на три основные части: высокий пьедестал основания, столб, украшенный скульптурой, и верхнюю часть, разделенную, подобно ранним пагодам, узкими, тесно расположенными карнизами.

41. Около Пекина. Монастырь Тяньнинсы. Пагода, начало XII в. 42. Ляоян. Пагода Байта, конец XII в.
41. Около Пекина. Монастырь Тяньнинсы. Пагода, начало XII в. 42. Ляоян. Пагода Байта, конец XII в.

Характерным примером такого типа пагод служит каменная пагода начала XII в. монастыря Тяньнинсы, находящаяся около Пекина за воротами Гуананьмынь (рис. 41).

Октагональная в плане башня высотой 57,8 м стоит на квадратной террасе. Ее высокий, сложной формы пьедестал разделяется по горизонтали рядом скульптурно обработанных фризов, один из которых выполнен в форме гирлянды из лепестков лотоса. Вырастающий из пьедестала восьмиугольный столб с четырех сторон имеет арочной формы двери, по обеим сторонам которых расположены статуи небесных стражей — хранителей локапала, а вверху — изображения гениев. Четыре остальные стены башни имеют небольшие прямоугольные окна с решетками. Верхняя часть пагоды разделена карнизами на 13 узких ярусов, которые поддерживаются доугунами, имитирующими деревянные конструкции. Низкая крыша украшена в центре скульптурным навершием в виде цветка лотоса, на котором лежит шаровидная жемчужина. 

Очень близка по форме к пекинской пагоде, но более скромная по декоративному оформлению пагода Байта (Белая башня) конца XII в., построенная в Ляояне в период существования на севере государства Цзинь. Высота пагоды 71,21 м (рис. 42). Верхняя часть ее частично разрушена временем.

Обе эти пагоды свидетельствуют о замечательном художественном вкусе местных и китайских мастеров, работавших на севере страны. Четкие пропорции масс, великолепная тонкая проработка отдельных деталей и умелое размещение скульптур говорят о высоком уровне архитектуры Китая X—XIII вв.

Сохранившиеся до наших дней в различных областях страны культовые здания и многочисленные изображения архитектурных сооружений в живописи позволяют высоко оценивать достижения китайских зодчих X—XIII вв. Используя наиболее прогрессивные древние традиции, зодчие и строители развивают их, создавая более разнообразные и утонченные формы и добиваясь еще большей связи внутреннего пространства здания с природной средой.

Благодаря применению круговых наружных обходов, далеко выступающих крыш, под которыми в тени как бы растворяются легкие стены, а также устройству парков зодчие периода Сун с большим мастерством решают одну из главных задач китайской архитектуры — связь с окружающей природой.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)