Архитектура Арабской республики Египет 1920-1960-х гг.

Глава «Архитектура Арабской республики Египет», «Всеобщая история архитектуры. Том 11. Архитектура капиталистических стран XX в.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Иконникова А.В. (ответственный редактор), Хан-Магомедова С.О., Савицкого Ю.Ю., Былинкина Н.П., Яралова Ю.С., Гуляницкого Н.Ф. Москва, Стройиздат, 1973


Формальное освобождение Египта в 1922 г. под управлением местной династии не внесло перемен в политический режим и экономику страны. Хотя здесь уже в 20-х годах появились местные специалисты, архитектура по-прежнему следовала путями европейского классицизма. Академического направления придерживался Али Лабиб Габр (1898—1965 гг.) — первый дипломированный в 1924 г. в Ливерпуле египетский архитектор. В 1929—1930 гг. им построено здание Каирского университета в Гизе с симметричным планом и «греческим» ордером на фасаде. К этому же направлению примкнули Абдель Мониэм Хасан Камил, Рамзес Васса (которого вдохновляла также древнеегипетская архитектура) и др.

Но постепенно крепло общественное движение за возрождение национальной культуры. В русло этого направления влилось творчество Хасана Фатхи, выпускника парижской Школы изящных искусств (1936). Широкую известность получила деревня Новая Гурна близ Луксора, построенная по его проекту в конце 40-х годов на основе традиций народной архитектуры. Здания Новой Гурны возводились руками египетских мастеров-строителей, вызванных из Асуана.

Поселок Новая Гурна близ Луксора, 50-е гг. Арх. X. Фатхи. План
1. Поселок Новая Гурна близ Луксора, 50-е гг. Арх. X. Фатхи. План: 1 — мечеть; 2 — караван-сарай; 3 — мэрия; 4, 5 — рынок; 6, 7 — мужская и женская школы; 8 — ремесленное училище; 9 — баня; 10 — лечебница; 11 — парк с искусственным водоемом. Планы, фасад и общий вид жилого дома

Проектированию поселка придавалось особое значение, так как он рассматривался как экспериментальный образец нового сельского строительства, призванного поднять благоустройство и санитарный уровень деревни. Узкие улицы поселка проложены с расчетом на затенение в жаркие часы дня. В центре разбита озелененная площадь, на которой расположены Дом правления, мечеть, караван-сарай и ремесленные мастерские. В Новой Гурне есть школы и ремесленное училище, баня и бассейн для купания, рынок (рис. 1). Стены зданий сложены из сырцового кирпича; покрытия (купольные и сводчатые) выполнены старым бескружальным методом, таким образом сведен к минимуму расход дефицитного дерева. Покрытые глиносаманной штукатуркой и побеленные постройки лишены какого-либо декора (если не считать полос кирпичной кладки «в ёлочку»). Тем не менее скупые формы своей пространственной выразительностью, скульптурностью, органическим сочетанием объемов в системе целого производят впечатление большого богатства и разнообразия.

Каир. Виктория-колледж, 1950 г. Арх. Дж. Полток. Общий вид ансамбля
2. Каир. Виктория-колледж, 1950 г. Арх. Дж. Полток. Общий вид ансамбля: 1 — подготовительные курсы; 2 — отделение искусств и ремесел; 3 — главный учебный корпус с лабораториями и лекционным залом; 4 — общежития; 5 — театр; 6 — дирекция; 7 — библиотека; 8 — столовая и кухня; 9 — театр на открытом воздухе; 10 — помещения персонала

Первый импульс к внедрению в строительство новейших форм и техники пришел в Египет извне. В связи со второй мировой войной в Каир из Александрии был переведен Виктория-колледж. Имея штат, почти полностью укомплектованный англичанами, Виктория-колледж был местом подготовки правительственных чиновников Египта и соседних стран (открыт в Александрии в 1901 г.). Для этого учебного заведения в каирском пригороде Маади были запроектированы английским архитектором Джоном Полтоком несколько корпусов (первая очередь строительства закончена в 1950 г.). Школьный блок и дортуары подняты на пилоны; учебные помещения, образующие зубчатую линию фасада, защищены от солнца тонкими бетонными ребрами и подвижными солнцерезами из алюминия (рис. 2).

Единую государственную организацию и новую научно-техническую базу архитектура Египта получила после свержения в 1952 г. монархического режима, когда были созданы предпосылки для прогрессивного развития страны. Тогда были образованы департамент планировки городов и ряд государственных проектных организаций. Разработано строительное законодательство, создан Исследовательский центр по архитектуре, где изучаются вопросы строительной техники, планировки городов и поселков, жилищного строительства и т. д.

Проекты реконструкции городов составляются при непременном условии сохранения архитектурных и археологических памятников. План реконструкции Каира подготовлен в 1955 г. (архитекторы Ш. ал-Садр, Р. Батрос, И. ал-Саммак). Он предусматривает ограничение роста городского массива путем создания новых очагов промышленного развития и городов-спутников, входящих в систему Каира. Расчистка и реконструкция города начались с центральных районов ал-Фавала (20 га) и Мааруф (45 га). В 1954—1955 гг. застроен район Зеном в 42,6 га, из которых 12,2 га отведены под жилые дома и 32,4 га — под сады; здесь построены 6700 квартир, школы, больницы, рынок. Созданы многочисленные переходы и мосты. В 1958 г. закончен Университетский мост длиной 484 м, связывающий о. Рода с о. Гизе.

Каир. Дом на набережной, 1958 г. Каир. Туристская башня, 1960 г. Арх. Н. Шебиб
3. Каир. Дом на набережной, 1958 г. Туристская башня, 1960 г. Арх. Н. Шебиб

Недостаток свободных территорий заставляет уплотнять застройку и диктует повышение этажности жилых зданий. Башня Замелек на о. Гезире, построенная в 1956 г. по проекту арх. Саида Карима, была началом строительства небоскребов в Каире, вырастающих один за другим вдоль набережной Нила. Самый высокий среди них — здание в 33 этажа, достигающее в высоту 100 м (1958, арх. Н. Шебиб; рис. 3). Помещения высотных домов, расположенные во внутренней части корпуса, освещаются и вентилируются через световой колодец.

Центром нового Каира стала Мейдан ат-Тахрир (площадь Освобождения) у моста Каср ал-Нил, ведущего на о. Гезире. Ансамбль площади соединяет разновременные здания Египетского музея (1902, французский архитектор М. Дурньон), отеля «Хилтон» (1959, архитекторы В. Беккет, М. Рияд) и здания Лиги арабских наций (1967, арх. М. Рияд). Близ площади расположен слегка изогнутый в плане массив здания Министерства иностранных дел (1956, арх. М. Рияд; рис. 4). С площади виден ажурный силуэт башни ал-Борг, или Туристской башни на о. Гезире с рестораном на верхнем ярусе, откуда открывается широкая панорама города (1960, арх. Н. Шебиб; см. рис. 3).

Каир. Подъезд к мосту Каср ал-Нил. Слева — Министерство иностранных дел, 1956 г., арх. М. Рияд; справа — здание Лиги арабских стран, 1967 г., арх. М. Рияд
4. Каир. Подъезд к мосту Каср ал-Нил. Слева — Министерство иностранных дел, 1956 г., арх. М. Рияд; справа — здание Лиги арабских стран, 1967 г., арх. М. Рияд
Насер-Сити. Жилой район, 60-е годы
5. Насер-Сити. Жилой район, 60-е годы

Каир, город с многовековой историей, насчитывающий свыше 600 памятников зодчества, всегда привлекал туристов со всех концов мира. Здесь много гостиниц, которые особенно усиленно строятся в последние годы. Эти комфортабельные многоэтажные отели на 300—400 номеров и более располагаются вдоль набережных Нила, на о. Гезире и в Гизе. Наиболее эффектен облик отеля «Хилтон». Широкий мозаичный фриз охватывает цоколь его восточного фасада. Искрящиеся краски мозаик передают в иероглифах название отеля. Сквозной остекленный вестибюль открывается на площадь Мейданат-Тахрир и к Нилу.

Стесненный старым городом, Каир не мог развиваться в прежних границах. Расширяются районы Гизе и Гелиополис, который после революции получил название Миср ал-Гедид; разработаны планы городов-спутников, где в будущем разместится до 3 млн. жителей. Самым значительным новообразованием в системе Каира стал Насер-Сити, куда с 1962 г. переместился правительственный центр столицы АРЕ. Проектирование Насер-Сити в 1959 г. возглавил С. Карим.

Для Насер-Сити отведена территория к северу от Каира площадью около 1200 га. В ее центре скрещиваются магистрали шириной до 70 м, на главной улице предусмотрены трибуны для демонстраций, связанные с Домом правительства. Значительная площадь отведена садам. Выделены четыре жилых района с многоэтажной застройкой (рис. 5), школами и культурно-бытовыми учреждениями, общественный центр, административный и торговый район, университетский городок (названный Ал-Азхар в память средневековой академии), больничный городок, туристская база с парком, театром и кино. В Насер-Сити создан большой спортивный комплекс со стадионом на 100 тыс. зрителей.

Воротами Каира стал международный аэропорт в 12 км к северу от Насер-Сити (1962, архитекторы С. Зайтун, М. Шафки, инж. А. Усман). Композиция фасадов здания строится на контрастах горизонтальных и вертикальных линий, бетона и кирпича.

В 1956 г. созидательная деятельность в стране была нарушена англо-франко-израильской интервенцией. В Александрии, пострадавшей от бомбежки 1956 г., ощущается острый жилищный кризис. По разработанному в 1958 г. плану предполагается в течение 30 лет уничтожить трущобы, для чего запланирована постройка 150 тыс. квартир. Реконструкция города начата с района Каббари — рядом с доками в западной части города.

Гостиницы: 1 — отель «Палестин» в Александрии, 1964 г., архитекторы Абдель-Мегид, Ш. Хосна; 2 — пансионат «Ан-Насер» в Александрии, начало 60-х годов, архитекторы М. Гарбави, Н. Бешир; 3 — отель «Новый Катаракт» в Асуане, 1962 г., арх. А.Л. Габр
6. Гостиницы: 1 — отель «Палестин» в Александрии, 1964 г., архитекторы Абдель-Мегид, Ш. Хосна; 2 — пансионат «Ан-Насер» в Александрии, начало 60-х годов, архитекторы М. Гарбави, Н. Бешир; 3 — отель «Новый Катаракт» в Асуане, 1962 г., арх. А.Л. Габр

Александрия, как и Каир, принимает нескончаемые потоки туристов, которых влекут не только древности, но и морские купания. В восточной части города, по соседству с бывшим, загородным дворцом Фарука Монтаза, возник в начале 60-х годов комплекс гостиниц и пансионатов «Ал-Мамура» (архитекторы М. Гарбави и Н. Бешир). Некоторые здания комплекса отмечены формалистическими исканиями, которыми увлекались авторы в погоне за внешней броскостью решений. Таков пансионат «Ан-Насер», где нижние балконы и карниз образуют неразрывные ленты наподобие приводного ремня (рис. 6). Но самая большая в городе гостиница «Палестин» (рядом с «Ал-Мамура») выдержана в четких и монументальных формах (1964, архитекторы Абдель-Мегид и Ш. Хосна).

Были отстроены разрушенные бомбежкой в 1956 г. жилые кварталы Порт-Саида. Центральной площадью города является сквер ат-Тахрир с обрамленным пальмами газоном, в центре которого высится памятник-обелиск жертвам агрессии 1956 г. с неугасимым пламенем и бронзовой эмблемой орла. Под обелиском в его квадратном цоколе помещается музей, отражающий эпопею обороны Порт-Саида (1958, архитекторы Я. ал-Зейни, И. Абдель-Баки). Вдоль морских пляжей стоят коттеджи, пансионы и отели.

Асуанская плотина, 1971 г. Инж. Н. Малышев, архитекторы Р. Якубов, Е. Першанин, Г. Васильев, Д. Тихонов, С. Габриэлян, Е. Белолаптиков
7. Асуанская плотина, 1971 г. Инж. Н. Малышев, архитекторы Р. Якубов, Е. Першанин, Г. Васильев, Д. Тихонов, С. Габриэлян, Е. Белолаптиков

В январе 1971 г. состоялся пуск уникального энергетического объекта, открывающего новые перспективы для индустриализации и развития сельского хозяйства страны — электростанции близ Асуана (рис. 7). Плотина высотой 190 м обеспечивает мощность 2,1 млн. квт. Огромный комплекс сооружений создан по проекту советских специалистов (главный инженер Н. Малышев, главный архитектор Р. Якубов) и осуществлен при участии советских гидростроителей. Вместе с созданием ГЭС возросло значение Асуана — города с 60 тыс. населения, вытянувшегося вдоль правого берега Нила и стесненного с востока скальной грядой. В 1965 г. подготовлен план реконструкции Асуана (архитекторы Е. Глувчевский и К. А. Хамда, инж. 3.А. Зелински). Город по соседству с храмами Филе (теперь перемещенными) посещают туристы, на скальных обрывах берега строятся крупные отели.

Зодчие АРЕ проектируют в новейших формах и конструкциях. Изменил академическому направлению и А.Л. Габр — гостиница «Новый Катаракт» в Асуане (1962) с четкой решеткой лоджий на фасаде носит черты современной рационалистической архитектуры (см. рис. 6). Элементы национального характера вносят средства синтеза искусств — настенные рельефы, живопись, мозаики.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)