Архитектура Египта XIX – начала XX вв.
Глава «Архитектура Египта», «Всеобщая история архитектуры. Том 10. Архитектура XIX — начала XX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Хан-Магомедова С.О. (ответственный редактор), Максимова П.Н., Савицкого Ю.Ю. Москва, Стройиздат, 1972
В конце XVIII в. внимание колониальных держав привлек Египет. В 1798—1801 гг. состоялась египетская экспедиция Бонапарта. Но Франция не смогла закрепиться в Египте, и в результате народных восстаний власть в стране попала в руки албанца Мухаммеда-Али, который и правил в Египте до 1849 г., постоянно стремясь сбросить (хотя и номинальное) господство Османской империи. При Мухаммеде-Али Египет стал на путь капиталистического развития (главным образом на базе хлопководства) и европеизации (первыми шагами в этом направлении были учреждение министерств и организация армии по французскому образцу). Однако развитие местной промышленности было подорвано проникновением в 1840 г. английского, а затем и французского капитала (в 1854 г. Франция получила концессию на строительство Суэцкого канала). В 60-х годах рост национального самосознания народа привел к национально-освободительной борьбе. Ответом на нее была английская агрессия 1882 г. и установление в Египте английского протектората.
1. Каир. План, 1800 г. 1 — опустевшие арабские кварталы; II — квартал потомков мамлюков (тюрки, черкесы); III — греческий квартал; IV — еврейский квартал; V — французский квартал; VI — предместье Хусейния; 1 — канал Халидж; 2 — канал Исмаилия; 3 — лагуна Езбекие; 4 — лагуна ал-Филь; 5 — цитадель; б — городские ворота XI в.; 7 — мечеть Ибн-Тулуна (IX в.); 8 — мечеть Хасана (XIV 8.); 9 — мечеть ал-Азхар (X в.); 10 — холмы средневековой свалки «хараб» | 2. Каир. Площадь Езбекие и отель «Ориан» в 20-х годах XIX в. Общий вид |
Вторжение в Египет французов и последовавшие за этим годы внутренних политических неурядиц привели в запустение главный город страны Каир.
К началу XIX в. Каир граничил на западе с каналом Исмаилия (Насирия, XIV в.), на востоке, застройка смыкалась с цитаделью и средневековой свалкой «харабом», которая достигла к тому времени пятидесятиметровой высоты, напоминая собой горы (рис. 1). В городе появились европейские кварталы, но арабская часть Каира почти запустела. За северными воротами росло предместье Хусейния. На берегу большой лагуны Езбекие стояли мамлюкские дворцы. Во время паводков Нила канал Халидж и лагуны наполнялись свежей водой, в засуху они превращались в черные лужи, заражая окрестности зловонием.
При Мухаммеде-Али в Каире были проведены некоторые работы, направленные на оздоровление и благоустройство городской территории, — осушение лагуны Касумбая, удаление за городскую черту кладбищ, прокладка транспортных артерий. Но образованная в 1827 г. на месте одной из лагун площадь Езбекие продолжала затопляться паводками. Здесь был выстроен первый европейский отель «Ориан». Единственным украшением его плоского 3-этажного фасада был портал в духе ренессанса (рис.2). От площади была проложена улица к цитадели. Мосты на железных фермах связали с городом острова Гезирэ и Рода; были приведены в порядок берега Нила; начато строительство дворца в северо-западном пригороде Каира на равнине Шубра, между Булаком и Каср ал-Айни вдоль Нила построен ряд загородных дворцов, связанных бульваром с центром города. При всем этом целые кварталы жилых домов были разрушены. До 1850 г. Каир сохранял в основном те же границы, планировку и облик, которые он имел в XVIII в.
3. Первые железнодорожные вокзалы Александрии (1) и Каира (2) |
С середины XIX в. возобновились экономические отношения Египта с Европой. Большое значение для развития египетских городов имели прокладка первых железных дорог (Александрия — Каир в 1854 г., Каир — Суэц в 1856 г.) и строительство Суэцкого канала (в 1859—1869), в результате чего Египет оказался на перекрестке мировых торговых путей. Первые вокзалы Каира и Александрии были скромными 1—2-этажными зданиями с аркадой или навесом у входа (рис. 3).
С развитием железных дорог в Каире начали быстро расти и европейские кварталы. Уже в 1860 г. новая застройка, заполнив острова Гезирэ и Рода, распространилась на западный берег Нила. Но строительство велось в основном на периферии, центр города менялся крайне медленно. Площадь Езбекие стала тем рубежом, где соприкасались старый и новый город. Соседний с ней парк Россети, вначале неупорядоченный, в 1865 г. был обнесен решёткой и освещен газовыми фонарями; здесь появились биржа, здание Оперы, магазины. Застройка все более двигалась к северу за ворота Баб Шарийа, вдоль железной дороги, ведущей в сторону Суэца. На севере Каира вырос новый квартал Аббасия.
4. Каир. Дворец на берегу Нила, 1856 г. Манчестерская фирма «Шарп, Стюарт и К°» |
Самый значительный новый квартал Исмаилия возник между каналом того же имени, Езбекие и дорогой на Булак — нильский порт Каира. Это был богатый квартал вилл и садов с ипподромом; впоследствии виллы и сады были вытеснены в этом районе многоэтажными зданиями. Вдоль Нила, где сплошной лентой тянулись сады, до 1878 г., сооружались многочисленные дворцы, к постройке которых были привлечены европейские специалисты (рис. 4). В 1899 г. был засыпан канал Халидж и на его месте проложен бульвар.
Однако если к северу и западу развивались новые европейские кварталы, то старый Каир оставался неблагоустроенным, заброшенным районом города.
Следует отметить, что высокий уровень подпочвенных вод и мощный культурный слой в Каире весьма неблагоприятны для застройки, что также отражалось на состоянии построек старого города. В 80-х годах по инициативе ученых-энтузиастов был создан комитет охраны памятников, но деятельность его парализовалась отсутствием средств. Многие, ценные памятники были снесены при прокладке новых улиц.
5. Гелиополис. План города в 1910 г. 1 — железная дорога Каир — Суэц; 2 — ипподром; 3 — отель «Пала»; 4 — собор; 5 — линия трамвая. «Палас-отель» |
В 1906 г. к востоку от Каира на свободной территории был заложен город-спутник Гелиополис. В древности здесь стоял храм Солнца. Город строился на средства бельгийских предпринимателей, по проектам бельгийских инженеров и архитекторов. Между Каиром и Гелиополисом была проложена магистраль длиной 3,7 км. Город Гелиополис получил четко разграниченные зоны: рабочих поселков, вилл, ипподрома (рис. 5). В застройке строго регламентировалось: высота зданий не выше 20 м, ширина улицы в 1,5 раза больше высоты домов. Тротуары многих улиц были прикрыты с солнечной стороны портиками. На территории города были разбиты сады.
В архитектуре Гелиополиса господствовал «арабский стиль» — широко использовались подковообразные арки и луковичные купола. В числе первых зданий были построены «Палас-отель» с холлом под куполом высотой 40 м (арх. Жаспар) и собор в стиле константинопольской Софии (арх. А. Марсель).
6. Александрия. План города 1917 г. Улица в старой части города. 1 — восточный порт, 2 — внутренний порт; 3 — внешний порт; 4 — арсенал; 5 — дворец Рас-эль-Тин; 6 — площадь Мухаммеда-Али; 7 — форт Каит-бея (XV в.); 8 — лагуна Марну |
Территория Александрии в 80-х годах прошлого столетия вмещалась в рамки современного района Канопа между Восточной и Западной гаванью (рис. 6). Центром города была площадь Мухаммеда-Али (ныне площадь ат-Тахрир). В северной части города на мысу, примерно в середине XIX в. был построен летний султанский дворец Рас ал-Тин в ампиро-барочных формах. К востоку от города вдоль бухты до дворца матери султана тянулась полоса пляжа и песчаных холмов. Эта местность, называемая Рамле, в XIX в. пустовала. Проведение железной дороги, использованной в 1904 г. как линия городского трамвая, способствовало застройке Рамле и превращению его в район вилл, где в 20-х годах XX в. насчитывалось уже 40 тыс. жителей. В окружении садов и пальмовых рощ здесь располагались отели, купальни, спорт-клуб, ипподром и т. д. Вдоль пляжа стояли фешенебельные виллы, занятые лишь во время купального сезона. Длина набережной достигла 25 км. Город рос на восток, и первоначальное его ядро Каноп составляло уже незначительную часть общей территории. Кварталы Канопа с узкими, как ущелья, улицами плотно застраивались 4—5-этажными доходными домами.
Возникновение и развитие новых городов Порт-Саида и Исмаилии связано с сооружением в 1859—1869 гг. Суэцкого канала (длина 160 км, ширина 60—150 м, глубина 8—13 м). В 1859 г. на месте будущего Порт-Саида был разбит палаточный городок строителей канала. С 1867 г. здесь строятся одно за другим консульства различных стран. В 1914 г. из Порт-Саида на противоположную сторону канала были перенесены склады и мастерские; вслед за тем на азиатском берегу возник поселок для рабочих и служащих.
Во главе акционерного общества по сооружению Суэцкого канала стоял инициатор этого дела инж. Ф. Лессепс; одним из служащих компании был арх. А. Шапон.
После проведения железной дороги из Каира рыбацкая деревушка на северной оконечности Суэцкого залива превратилась в маленький городок Суэц. Быстрое его развитие началось после окончания строительства Суэцкого канала и проведения канала пресной воды, которая до этого доставлялась цистернами из Каира; город становится крупным центром переработки нефти, транспортируемой по Суэцкому каналу.
На полпути из Порт-Саида заложена Исмаилия с регулярной сетью улиц и двумя квадратными площадями Гумхурия и Камель.
До конца XVIII в. редкие дома европейцев в Египте строились по типу местного жилья. Так, помещения французского консульства в Каире располагались в три этажа вокруг замкнутого двора: служебные помещения на первом этаже, приемные — на втором и жилые комнаты — на третьем. К большому парадному залу консульства примыкала крытая мощеная терраса.
К началу XIX в., наоборот, местная архитектура подчинилась европейскому влиянию, что показывает, например, эклектический облик Нового дворца и цитадели Каира с широкими остекленными окнами, лепными украшениями потолка. В модном тогда европейском стиле, который назывался «грек», были перестроены дворцы в Шубре, Езбикие и Гизе. Затем на смену стилю «грек» пришел «итальянский стиль», для которого были характерны галереи-аркады и широкие балконы. Дома были трех типов: доходные многоквартирные, особняки и виллы. Рост цен на землю заставил увеличивать этажность зданий, причем фасады делались все более плоскими. Построенные в погоне за прибылью 5—8- этажные доходные дома делились на тесные, плохо проветриваемые комнаты-клетушки, их тонкие кирпичные стены на металлическом каркасе не защищали летом от зноя, а зимой — от холода.
7. Каир. Здание Египетского музея, 1902 г. М. Дурньон |
8. Александрия. Здание Римского банка, XX в. |
До первой мировой войны строительство велось главным образом по проектам французских и итальянских архитекторов, например здание Египетского музея (рис. 7) и мост через Нил (1902 г.) в Каире строил арх. М. Дурньон; здание Биржи на площади Мухаммеда-Али в Александрии проектировал арх. Манчини. Использовались не только композиционные приемы и формы различных европейских стилей (здание суда на площади Мухаммеда-Али и французский лицей в Александрии носят черты французского классицизма), но копировались памятники в целом. Так, Римский банк в Александрии воспроизводит в миниатюре палаццо Фарнезе в Риме (рис. 8). В архитектуре господствовала откровенная эклектика — здание «Палас-отеля» на острове Гезирэ в Каире имело портик со стрельчато-подковообразными арками и наличники с антефиксами.
Не миновало египетской архитектуры и влияние европейского модерна. В центре Каира появились дома тяжеловесной архитектуры с обильной лепниной. Значительное распространение получил так называемый «мавританский стиль» — европейскую в своей основе постройку прикрывали экзотические элементы архитектуры Востока. Этот «стиль», порожденный колониальными захватами, злоупотреблял подковообразными и фестончатыми арками, луковичными куполами, зубчатым венчанием стен, не сообразуясь с окружением. Лишь изредка тот или иной архитектор пытался связать облик здания с конкретными чертами исторического зодчества данной страны — в «Палас-отеле» Гелиополиса обрамление входа повторяет структуру порталов старого мамлюкского Каира (см. рис. 5).
Городские улицы и площади египетских городов XIX в. украшались по примеру европейских городов скульптурой. Так, центр площади Мухаммеда-Али в Александрии занимает выполненный в Париже конный монумент этого правителя работы французского скульптора А. Жакмара, поставленный на постамент из карарского мрамора. В Порт-Саиде у входа в Суэцкий канал была воздвигнута в 1899 г. колоссальная бронзовая статуя инж. Лессепса, строившего канал, работы французского скульптора Фремье. Южный конец канала в Суэце отмечен обелиском с каменными львицами у его подножия.
В XIX в. строительная культура Нильской долины, с глубокой древности дарившая миру уникальные произведения зодчества, под властью иноземного капитала теряет свою индивидуальность.
Добавить комментарий