Архитектура Индии V–XIII вв. Гражданское строительство

Глава «Архитектура Индии V–XIII вв. Гражданское строительство» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В связи с тем что гражданские сооружения V—XIII вв. возводились, как правило, из недолговечных материалов, они не сохранились. Поэтому неоценимое значение имеют высеченные в скале ратхи Мамаллапурама VII в., воспроизводящие внешний облик гражданских зданий.

По ратхам Мамаллапурама можно представить не только простое крестьянское жилище, но и крупное многоэтажное здание. Ратхи служили храмами, посвященными различным божествам (за исключением ратхи Бхимы). Однако только человеку, знакомому с индийской мифологией, удается установить их культовый характер по формам декора и скульптуры, в остальном же это обычные постройки, очень похожие на те, которые можно видеть на рельефных изображениях Бхархуты или Санчи (II в. до н. э. — I в. н.э.) или в стенной живописи Аджанты (I в. до н. э. — VII в. н. э.).

Удивительное сходство между столь разновременными и отдаленными друг от друга архитектурными памятниками Мамаллапурама, Бхархуты, Санчи и Аджанты свидетельствует о том, что на всей обширной территории Индии были распространены одни и те же типы построек, которые сложились в долинах Инда и Ганга в глубокой древности. Это — чайтья (продолговатое в плане здание со сводчатым перекрытием) и вихара (квадратное в плане здание с пирамидально-ярусным верхом).

За образец подражания каменщики Мамаллапурама приняли здания с каменным цоколем и деревянным каркасом, заполненным кирпичом или глиной. Стены, оштукатуренные снаружи и внутри, были побелены и отдельные декоративные детали раскрашены. Дверные порталы, оконные перемычки, пилястры и вся конструкция верхнего перекрытия — деревянные. Крыши были покрыты медными тонкими листами, укрепленными по краям металлическими пластинами, иногда позолоченными. По коньку крыши установлен ряд деревянных похожих на вазы шпилей.

7. Мамаллапурам: 1 — монолитные сооружения ратхи Драупади, Арджуны, Бхимы, Дхармараджи и Накула-Сахадевы, VII в ; 2 — фронтон ратхи Бхимы (фото автора)
7. Мамаллапурам: 1 — монолитные сооружения ратхи Драупади, Арджуны, Бхимы, Дхармараджи и Накула-Сахадевы, VII в ; 2 — фронтон ратхи Бхимы (фото автора)
Мамаллапурам. Монолитное сооружение. Ратха Дхармараджи, VII в.
Мамаллапурам. Монолитное сооружение. Ратха Дхармараджи, VII в.

Ратхи Мамаллапурама представляют своеобразный архитектурный комплекс, состоящий из пяти монолитных сооружений (ратхи Драупади, Арджуны, Бхимы, Дхармараджи и Накулы-Сахадевы, рис. 7) и отдельно стоящей скульптуры. Ратха Ганеша входит в другой комплекс.

Ратха Драупади [Названия ратхам были присвоены по именам героев эпоса «Махабхарата»] — типичный деревянно-каркасный домик, перекрытый четырехскатной крышей из тростниковой соломы. Остальные ратхи воспроизводят формы буддийских сооружений: монастыря — вихары и храма — чайтьи, прототипом которых в свою очередь было более древнее народное жилище. Для чайтьи прототипом послужило жилье, продолговатое в плане с апсидальным закруглением в торце. В центре закругления, по-видимому, стоял деревянный столб, поддерживавший вальмовую (покатую) крышу. В этом месте внутри чайтьи буддисты поставили ступу — хранительницу буддийских реликвий и предмет поклонения. Такой тип чайтьи с апсидой воспроизведен в ратхе Накула-Сахадева.

Ратхи Бхимы и Ганеша воспроизводят чайтьи со сводчатым перекрытием, образующим на торцовом фасаде подковообразную арку. Оконный проем, устроенный в торце здания, получил то же самое название чайтья. Перекрывающий эти ратхи свод с обоих концов завершается арочными фронтонами.

Ратха Ганеша — сооружение с трехъярусным декоративным завершением. Эта ратха послужила прототипом для надвратных башен «гопурам».

Ратха Бхимы, по-видимому, предназначалась не для храма, а для приюта паломников, так как на ее внешних стенах отсутствуют скульптурные изображения.

Распространенное жилище аборигенных племен современной Индии «тода» перекрыто деревянным сводом, покрытым тростниковой соломой, по форме подобным своду чайтья.

Ратхи Арджуны и Дхармараджи (высота последней 10 м) воспроизводят трех- и четырехэтажное пирамидальное здание типа вихары. Интерьер в обеих ратхах остался незаконченным. По всей вероятности, в центре каждого этажа должен был возвышаться общий зал со столбами, как бы поддерживающими перекрытие. Снаружи зал окружен открытой террасой, к которой со всех сторон примыкают небольшие помещения, похожие на кельи.

8. Многоэтажные здания: 1 — монастырское здание в Пурушапуре, VII в.; 2 — четырех- и двенадцатиэтажные здания согласно трактату «Манасара», VI —XI вв.
8. Многоэтажные здания: 1 — монастырское здание в Пурушапуре, VII в.; 2 — четырех- и двенадцатиэтажные здания согласно трактату «Манасара», VI —XI вв.

Многоэтажные здания подобного типа, судя по письменным источникам, были широко распространены в древности. В архитектурном трактате «Манасара», созданном между VI—XI вв. на основе более древних текстов, приводится несколько видов многоэтажных как культовых, так и гражданских зданий, чаще всего квадратных в плане, похожих на ратху Дхармараджи (рис. 8).

Описания китайских путешественников Фа-Сяня (V в.) и Сюань-Цзана, побывавших в Наланде, где были построены крупные монастырские комплексы, включающие здания вихары, чайтья и др., дополняют наше представление об архитектуре гражданских сооружений.

В монастырский комплекс входили многоэтажные здания; некоторые из них достигали высоты 60 и даже 90 м. На территории комплекса располагалась также и обсерватория. Здания для священнослужителя и наставников были сгруппированы вокруг внутренних двориков и отличались богатством декоративного убранства: расписные карнизы, резная балюстрада, красные столбы, покрытые резьбой и живописью, на крышах блестела яркая цветная черепица или позолоченная медь. Причудливые павильончики увенчивали многоэтажные здания. Во внутреннем убранстве помещений применялись драгоценные камни. Деревянные колонны и балки были ярко раскрашены (часто в красный цвет).

О различных видах общественных и жилых зданий — крепостях, дворцах, больницах, складах, зрелищных сооружениях и др. — упоминается в древних эпосах «Рамаяна», «Махабхарата» и других более поздних литературных произведениях. Многие страницы отводятся описанию великолепных дворцов с сотнями комнат (большинство из которых было покрыто стенной росписью), с картинными галереями, многоэтажных домов с своеобразными куполами и сводами, увенчанными остроконечными позолоченными шпилями.

Единственный дошедший до нас от этого периода деревянный дворец Ашоки в Паталипутре лежит в настоящее время в руинах.

По словам Фа-Сяня (V в.), простоявший уже более 600 лет дворец не утратил своего великолепия. Это было грандиозное сооружение с многоколонными залами, в которых поражали искусно выполненная мозаика и изящная резьба. Во внутреннем убранстве дворца большую роль играли ткани, слоновая кость, ширмы и паланкины.

О расположении помещений жилого дома можно почерпнуть сведения в древнеиндийских текстах шилпашастра, в которых отмечается большое значение внутреннего двора в планировке дома. В условиях жаркого климата люди проводят большую часть своего времени под открытым небом, и внутренний двор заменяет столовую, гостиную, кухню.

В большом жилом доме или дворцовой резиденции внутренних дворов несколько: парадные, хозяйственные, отдельно для мужской и женской половины.

Жилые помещения рекомендуется защищать от зноя, располагая их проемами на северо-восток и окружая зеленью. Этими же соображениями объясняется широкое применение в индийских домах глубоких лоджий, навесов, галерей и сильно нависающих карнизов, отбрасывающих глубокую тень.

9. Изображения построек в росписях Аджанты, I в. до н. э. — VII в. н. э.
9. Изображения построек в росписях Аджанты, I в. до н. э. — VII в. н. э.: 1 — интерьер верхних этажей дворца; 2 — павильон с двухъярусной крышей; 3 — четырехстолпный павильон; 4 — двухэтажное здание с хозяйственными постройками; 5 — круглая беседка с воротами-гопурам; 6 — павильон типа мантапам с плоским перекрытием; 7 — павильон с двускатной крышей

О гражданских сооружениях и применении цвета и росписей в них говорят фрагменты с изображениями построек, сохранившиеся в скальных сооружениях монастырского комплекса Аджанты (рис. 9). Этот замечательный ансамбль, расположенный в излучине реки Вагхора в горах Декана, создавался буддийскими монахами на протяжении столетий. Особую ценность представляют хорошо сохранившиеся фрагменты росписей в залах-вихарах № 1, 2, 16, 17 [Здесь приводится нумерация, общепринятая для скальных сооружений Аджанты и Эллоры.], сооруженных между V—VII вв. по заказу чалукийских государей.

Среди множества изображенных в росписях разнохарактерных, удивительно красочных построек встречаются величественные многоэтажные дворцовые здания с просторными внутренними помещениями многоколонных залов, окруженные террасами, лоджиями и галереями, а также отдельно стоящие павильоны, галереи и беседки.

В росписях зала № 2 изображены четырехэтажные многоколонные дворцовые залы, в которых высота и форма колонн поэтажно варьируются. Более массивные, круглые в сечении колонны расположены в нижних этажах, а на этаже, где находится трон раджи, колонны очень тонкие и высокие, похожие на бамбуковые стойки. Низкая колоннада из круглых стоек завершает верх здания.

10. Айхоли, храм Ладкхана, V в. Фасад, разрез и план
10. Айхоли, храм Ладкхана, V в. Фасад, разрез и план

В росписях Аджанты изображен также квадратный в плане павильон с четырьмя колоннами, поддерживающими двойное перекрытие, напоминающий храм в Айхоли, V в. (рис. 10). По мнению исследователей индийской архитектуры, служители брахманского культа превратили городской или сельский совет старейшин «сантхагара» в храм или же построили его по такому образцу. О сантхагаре известно главным образом из древнеиндийских описаний. Это был открытый павильон, приподнятый над землей, с высоким цоколем. Павильон был огражден балюстрадой. Его плоская или четырехскатная крыша поддерживалась столбами. В центре павильона находилось председательское место, вокруг которого размещались каменные либо деревянные скамьи.

Колонны, изображенные на стенописях в Аджанте, по своей высоте и интерколумнию (доходящему до десяти и больше диаметров колонн) дают основание предполагать, что они были деревянными.

В росписях Аджанты V—VII вв. капители из двух круглых сплющенных подушек колоколообразной чаши, обращенной расширенной частью кверху, и покоящейся на ней четырехсторонней консоли предвосхищают формы каменных капителей.

Судя по уцелевшим фрагментам росписей Аджанты и древнеиндийским текстам, цвет и росписи широко применялись как в культовой, так и в гражданской архитектуре. Как правило, здания снаружи белили. Деревянные колонны, карнизы и другие архитектурные детали раскрашивали в яркие голубые, желтые цвета и цвета киновари. Излюбленным был цвет терракоты. Особенно красочными были интерьеры. Стены и потолки покрывались не только орнаментальными цветными узорами, но и изображениями, взятыми из жизни. В стенной живописи богатство фантазии прекрасно сочеталось с большой наблюдательностью. Поэтому созданные живописные образы поражают своей убедительностью и правдивостью.

Индийская стенная живопись, судя по стенописям Аджанты, в отличие от фресок написана по сухой штукатурке. Предварительно поверхность стен смазывалась на ночь слабым известковым раствором, затем покрывалась составом, содержащим клей, коровий помет, тонкоизмолотую рисовую солому; сверх него накладывался тончайший слой (толщиной в яичную скорлупу) штукатурки, которую тщательно полировали. Художники работали в полутемном помещении при отраженном свете специально установленных металлических зеркал.

Скульптура покрывалась также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивалась. Краски употреблялись минеральные. Редкие уцелевшие гражданские сооружения не дают нам полного представления об этой важной области архитектуры.

Мало что известно и о строительстве мостов. Мосты, как правило, сооружались временные, из бамбука и дерева, на летнее время, когда пересыхали реки, а во время разливов переправлялись на паромах и лодках. Известны лишь уцелевшие два каменных моста XI в. в штате Ориссы — Гентулембулский мост в Джайпуре и мост в Атхаранале в 4 о от г. Пури. Оба моста построены типичным индусским способом с применением системы ярусных кронштейнов, без арок и сводов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)