Архитектура Восточной Явы с первой половины X до XV века

Глава «Архитектура Индонезии. Архитектура Восточной Явы с первой половины X до XV века» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Лапкина Л.Д.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В начале X в. центральнояванское государство Матарам прекратило свое существование. В 927 г. столица яванского государства была перенесена в восточную часть острова, в долину реки Брантас, ныне Соло. Предполагают, что причиной перенесения столицы было либо землетрясение, либо чума, но точных данных, подтверждающих это, нет. Перемещение столицы на восток — важный этап в развитии яванской культуры. Оно способствовало значительному ослаблению индийского влияния, что существенным образом сказалось на характере яванского монументального строительства.

11. Восточная Ява. Джалатунда. Святилище, XI—XII вв. Разрез
11. Восточная Ява. Джалатунда. Святилище, XI—XII вв. Разрез

Самые ранние восточнояванские постройки — это небольшие сооружения погребального характера, например святилища Джалатунды (рис. 11) и Белахана. Святилища представляют небольшие сооружения террасового характера над родником, в которых помещался прах умершего. На верхней террасе располагалась олицетворявшая его статуя. Эти небольшие святилища не дают достаточного представления о зодчестве XI—XII вв., однако они свидетельствуют о том, что в яванской культуре значительно ослабло индийское влияние и господствующими становятся древние местные традиции.

Более поздние монументальные сооружения Восточной Явы продолжают линию развития центральнояванских чанди, но по своему плану, пропорциям и характеру декоративного оформления существенно отличаются от них. На Восточной Яве вместо грандиозных ансамблей строят отдельные небольшие храмовые сооружения. Единственный храмовый комплекс Панатаран утрачивает строгость классического искусства. Монументальность и строгая симметрия уступают место живописности, равновесие между архитектурой и скульптурой утрачивается.

С точки зрения объемно-пространственного решения восточнояванские чанди, как и сооружения Центральной Явы, имеют четко выраженное трехчастное деление — террасовое основание с обходом вокруг храма, кубический по форме основной корпус чанди и высокое многоярусное завершение.

В технике сооружения не произошло значительных изменений. В строительстве появляется крупный красный тщательно отделанный кирпич с острыми углами и ровными поверхностями. Это было целиком связано с отсутствием в некоторых районах Восточной Явы природного камня. Производство же глиняных изделий, в том числе и обжиг кирпича, было известно с незапамятных времен. Тем не менее появление кирпича не внесло ничего нового в технику сооружения монументальных храмовых построек. Отдельные кирпичи, как и отдельные каменные блоки, соединялись без применения связывающего раствора. По-прежнему в сооружениях Восточной Явы отсутствуют колонны, арки и своды. Переход от квадратной формы к круглой осуществляется при помощи косо поставленных щитов. Паруса и тромпы не употреблялись. Остается прежней массивность каменной кладки. Внутренние помещения небольшие, а в некоторых случаях они отсутствуют.

Наиболее значительными и характерными памятниками монументального зодчества Восточной Явы являются чанди Кидал, Сингосари, Джаго, Джабунг и храмовый комплекс Панатаран.

Чанди Кидал, сооруженный в середине XIII в., по своему построению напоминает храмы плато Диенг. План чанди квадратный с выступом и лестницей на западной стороне. Основной кубический корпус имеет гладкий цоколь. Декоративное оформление чанди довольно богато — на углах основания поставлены фигуры львов, над входом и в нишах — орнамент «кала», несколько отличающийся от центральнояванского «кала-макара».

12. Восточная Ява. Чанди Сингосари, 1300 г.
12. Восточная Ява. Чанди Сингосари, 1300 г.

Следующий характерный памятник Восточной Явы — чанди Сингосари (рис. 12), построенный в 1300 г. Чанди состоит из квадратной террасы, высокого основания с выступами с четырех сторон, на котором расположен кубический корпус храма с высоким венчанием. Особенностью чанди Сингосари является то, что внутренние помещения располагаются не в главном кубическом объеме, а в его основании. В главном же корпусе оставлено свободное пространство, связанное с центральным через отверстия в перекрытии. Вероятно, такая конструкция, встречаемая и в некоторых других постройках, применялась для уменьшения толщины каменной кладки. В основании чанди, между террасой и полом помещений, проложена целая система каналов, ведущих из центрального помещения и необходимых для стока жидкостей, употребляемых при обрядах. Завершение чанди состоит из пятиярусных башен, венчающих центральный куб и боковые выступы. В четырех внутренних помещениях располагались статуи.

13. Восточная Ява. Чанди Джаго, конец XIII в. Общий вид, план, рельефы
13. Восточная Ява. Чанди Джаго, конец XIII в. Общий вид, план, рельефы

В конце XIII в. восточнее города Маланга был сооружен чанди Джаго (рис. 13). План чанди Джаго отличается от ранее рассматривавшихся. По своему объемно-пространственному построению чанди напоминает древние террасные святилища. Основной корпус чанди располагается на трех террасах. Передняя часть террасы сильно выступает вперед, образуя перед храмом род двора. Подобная схема планировки получила дальнейшее развитие в комплексе Панатаран и горных святилищах Пенангунгана и Лаву, относящихся к XV—XVI вв.

Большая часть храма высечена из скалы. Точная форма крыши не установлена; очевидно, она имела форму балийских меру — высоких многоярусных крыш, сделанных из бамбука и различных трав.

Декоративное оформление чанди значительно отличается от центральнояванских. Основной корпус, стены и лестницы покрыты рельефами. Если в памятниках Центральной Явы всегда можно различить отдельные рельефы, передающие определенный сюжет, то в чанди Джаго — длинная серия рельефов, напоминающая беспрерывное представление вайянга — древнеяванского кукольного театра. В рельефах утрачены объемность и пластическая пространственность формы. Вся плоскость камня, все свободные места заполнены орнаментом, который начинает приобретать самостоятельное значение. Рисунок рельефов измельчен, действующие персонажи, как правило, изображены в профиль, появляется все большая стилизация.

Новый, значительный подъем культуры Индонезии связан с расцветом в XIV—XV вв. могущественной феодальной империи Маджапахит, превратившей в свои вассальные владения почти всю территорию современной Индонезии. В этот период широкое развитие получили литература, театр, музыка, национальные танцы, архитектура и художественные ремесла; сложились основные национальные особенности яванского стиля, оказавшие огромное влияние на всю последующую культуру Индонезии.

Столица Маджапахита располагалась в долине реки Брантас, на месте современной деревни Тровулан. Центральная часть столицы, обнесенная высокой кирпичной стеной, представляла в плане неправильный четырехугольник длиной около 4 км и шириной около 2,5 км, где располагались центральная площадь «алун-алун», здания военного гарнизона и дома придворной знати. Резиденция правителя занимала сравнительно небольшую территорию в центральной части города, кварталы домов простых жителей были разбросаны за городской стеной. Все улицы города были вымощены кирпичом, город имел водопроводную систему.

До наших дней от города сохранились лишь ворота и несколько святилищ. Ворота в стене построены из красного кирпича и имеют форму башни в виде четырехгранной пирамиды, сужающейся кверху. В основании башни — входной проем, к которому ведут крутые ступени. Ворота украшены рельефом, выбитым на поверхности кирпичной кладки. Никаких деталей из камня в постройке нет. Башня высотой около 16 м плавными линиями переходит в стену, примыкающую к ней.

Своеобразным сооружением Маджапахита является Тикус — место ритуальных омовений. Это небольшой котлован со ступенями в бассейн, в который вклинивается площадка с полуразрушенными башенками. В кирпичных стенах котлована сохранились отверстия выходов водопроводных труб. Под струей родниковой воды, льющейся из трубы, можно было совершить обряд омовения.

14. Восточная Ява. Чанди Джабунг, середина XIV в.
14. Восточная Ява. Чанди Джабунг, середина XIV в.

Интересен по объемному решению чанди Джабунг (середина XIV в.) — единственный на Яве круглый кирпичный храм, имеющий форму башни (рис. 14). Чанди стоит на квадратном в плане основании с выступами с четырех сторон. Западный выступ служил входом в небольшое внутреннее помещение, в трех остальных располагались ниши. Венчание сооружения, видимо, было ступообразной формы.

15. Восточная Ява. Храмовый комплекс Панатаран, XII— XV вв.: 1 — общий вид; 2 — генплан; 3 — храм «Змеи», XIV в.; 4 — «датированный» храм, 1369 г.; 5 — храм Шивы, XIV в.
15. Восточная Ява. Храмовый комплекс Панатаран, XII—XV вв.: 1 — общий вид; 2 — генплан; 3 — храм «Змеи», XIV в.; 4 — «датированный» храм, 1369 г.; 5 — храм Шивы, XIV в.

Важнейший памятник восточнояванской архитектуры — индуистский храмовый комплекс Панатаран (рис. 15, 1), расположенный на юго-западном склоне горы Келут, на высоте 450 м над уровнем моря, построенный в 1197—1454 гг. Комплекс состоит из трех дворов, расположенных один за другим (рис. 15, 2). В первом дворе располагается обширная терраса, на которой первоначально находилось деревянное сооружение — длинная постройка без стен с крышей на деревянных столбах с кронштейнами. Здание такого типа можно видеть на рельефе террасы. Надпись на террасе указывает дату строительства — 1375 г. Две статуи воинов-хранителей позади террасы указывают вход во второй двор, в котором располагается несколько небольших храмов, в том числе храм «Змеи» и так называемый «датированный» храм.

Храм «Змеи», название которому дано по фигурам змей, высеченных в рельефах фасадов, представляет собой небольшое сооружение типа ранних центральнояванских чанди (рис. 15, 3). Завершение храма не сохранилось, видимо, оно состояло из многоярусной крыши, сделанной из недолговечных материалов.

Небольшой «датированный» храм (рис. 15, 4) получил название по дате сооружения, сохранившейся на перемычке — 1369 г. В противоположность большинству других чанди Восточной Явы в этом сооружении нет ясно выраженной базы. Основной корпус храма отделен от земли только низким, богато декорированным основанием. Кубический корпус чанди венчает многоярусная пирамида, расчлененная частыми поясами. По сравнению с центральнояванскими чанди венчающая часть кажется несоразмерно большой. Чрезмерная насыщенность чувствуется во всем декоративном оформлении.

В последнем, третьем храмовом дворе располагается главный храм Шивы (рис. 15,5) — главная часть комплекса. По своему объемно-пространственному решению храм Шивы напоминает чанди Джаго. Три широкие террасы связаны вокруг здания центральной лестницей, по каждую сторону которой располагались статуи хранителей. Стены террас покрыты рельефами; каждый из них занимает всю поверхность выступа или все пространство между выступами. На третьей террасе располагается основной корпус храма. От него сохранился лишь богато декорированный цоколь. Многоярусное завершение не сохранилось.

Во всем облике Панатарана чувствуется новое понимание и решение храмового ансамбля. План комплекса уже не представляет такой строгой симметрии и последовательности, характерной для центральнояванских ансамблей. Отдельные сооружения комплекса располагаются в порядке, обусловленном определенными ритуалами, и представляют собой небольшие чанди с высоким многоярусным завершением и богато декорированными фасадами. Рельефные изображения Панатарана стали еще более стилизованными и отвлеченными. В них уже нет той пластической ясности и реализма изображения, которые характерны для барельефов Боробудура и Прамбанана.

16. Восточная Ява: 1 — террасовое святилище на горе Пенангунган, XV в.; 2 — Сукух, террасовое святилище в горах Лаву, XV в.; 3 — Сукух, план
16. Восточная Ява: 1 — террасовое святилище на горе Пенангунган, XV в.; 2 — Сукух, террасовое святилище в горах Лаву, XV в.; 3 — Сукух, план

К XIV—XV вв. относятся многочисленные святилища в горах Пенангунган и Лаву (рис. 16, 1), которые по своему характеру близки к древнейшим террасовым святилищам первых веков нашей эры. Одно из святилищ Пенангунгана (№ 60) состоит из трех террас с лестницами в центре. На верхней террасе расположен алтарь. Стены террас украшены рельефами, воспроизводящими сцены из «Рамаяны».

К святилищам Пенангунгана очень близки по характеру террасовые святилища Сукух (рис. 16,2) и Четта, расположенные на горе Лаву и относящиеся к середине XIII в. Святилища Сукух состоят из трех террас (рис. 16,5), на которые можно подняться из долины по длинным каменным лестницам. Главное святилище «на верхней террасе представляет собой ступенчатую пирамиду 'С усеченной вершиной. К нему ведет лестница с воротами. Наверху поставлен камень, напоминающий менгир. Перед главным святилищем располагается несколько фигур. По своему характеру они напоминают тип фронтальных статуй, распространенных в Индонезии в первых веках нашей эры. На террасах святилища сохранились остатки водяной системы, выполнявшей важную функцию в ритуалах.

Зодчество восточной Явы — это новый этап в развитии яванской архитектуры. Новые политические и социально-экономические условия повлекли за собой изменения в форме и характере создаваемых сооружений. Возрождаются древнейшие национальные традиции, что сказалось в произведениях монументального зодчества. Храмовые постройки Восточной Явы, продолжающие традиции центральнояванских чанди, существенно отличаются от них.

Отдельные монументальные сооружения Восточной Явы, несмотря на свои небольшие размеры, имеют более пышное декоративное убранство, которое представляет произведение искусства и меньше связано с композицией сооружения. Барельефы становятся мельче, в изображениях появляется стилизация, наблюдается возврат к фронтальному типу статуй, характерному для древнеяванской скульптуры.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)