Архитектура Кореи VIII–XIX вв.

Глава «Архитектура Кореи» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Глухарева О.Н.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


Из трех государств — Когурё, Пякче и Силла, существовавших на территории Корейского полуострова в первые века нашей эры — наиболее сильным оказалось государство Силла. Оно вступает с Китаем в военный союз и с его помощью уничтожает в 663 г. государство Пякче, а в 668 г. и Когурё. В дальнейшем после изгнания войск Танской империи к концу VII в. происходит объединение страны и Силла становится единственным государством на территории Кореи (VII—X вв.).

Время возникновения феодальной формации в Корее точно еще не установлено. Но уже к VI в. в Корее складываются феодальные отношения, а после объединения страны происходит дальнейшее развитие феодализма, вызванное ростом производительных сил.

Столица государства Силла — Кёнчжу, расположенная на юге страны, — занимала большую площадь и была обнесена высокой крепостной стеной с рядом ворот. Согласно дальневосточным традициям в области строительства городов Кёнчжу отличался правильной регулярной планировкой и состоял из прямых перекрещивающихся улиц, образующих 1360 жилых кварталов.

Схематическая карта Кореи
Схематическая карта Кореи

В центральной части Кёнчжу находился королевский дворец, окруженный великолепным парком Анабди с легкими павильонами и беседками, служившими для увеселений. В парке на берегах пруда и извилистых каналов, украшенных мостиками, было много редкостных растений. Искусственные скалы из камней причудливой формы служили созданию красивых пейзажей (в XVI в. Кёнчжу был разрушен японскими завоевателями, и до наших дней дошли лишь руины).

В VI—VII вв. буддизм был признан официальной религией государства Силла, в связи с чем по всей стране развертывается строительство многочисленных культовых сооружений.

В окрестностях Кёнчжу, среди живописной природы, были расположены великолепные храмовые ансамбли — Сочэнванса, Бондокса, Камынса и частично сохранившийся до наших дней в своем первоначальном виде наиболее известный и изученный ансамбль Пульгукса.

1. Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса, 751 г. Главный вход, план
1. Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса, 751 г. Главный вход, план
2. Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса: 1 — пагода Сэккатхап 2. Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса: 2 — пагода Таботхап
2. Окрестности Кёнчжу. Монастырь Пульгукса: 1 — пагода Сэккатхап; 2 — пагода Таботхап

Ансамбль Пульгукса (Монастырь царства Будды) со всеми его многочисленными постройками, которых первоначально было около 70, расположен на лесистом склоне горы Тхохамсан, около Кёнчжу (сохранились сведения, что он был сооружен по совету сановника Ким Дай Суна в 751 г., а в 1350 г. перестроен). Планировка ансамбля отличается четким симметричным распределением главных зданий и других сооружений на склоне горы (рис. 1). Парадный вход и главное здание — храм Тэынчжон, как и многие другие сооружения ансамбля, сильно пострадали от пожара во время вторжения японских войск в Корею в 1592—1598 гг., но в XVIII в. были восстановлены. По своему характеру они напоминают дворцовые светские сооружения этого периода.

В первоначальном виде сохранились каменные лестницы, пагоды и каменные фонари VIII в., дающие представление о монументальных архитектурных формах того времени. Каменная лестница ансамбля Пульгукса круто поднимается двумя маршами к парадным воротам храма, сооруженным из дерева в виде открытого павильона с колоннадой, возвышающегося на террасе, укрепленной каменной опорной стеной. Арка, поддерживающая площадку лестницы, представляла для того времени своеобразный конструктивный прием расположения вытесанной арки под площадкой, что создает впечатление легкости сооружения. Опорные конструкции под верхним маршем повторяют деревянные конструкции. Лестница не имеет перил и лишь на площадках фланкируется столбами. Павильон покрыт мощной четырехскатной черепичной крышей со слегка поднятыми углами и далеко выступающим свесом.

С двух сторон от главного входа, по углам террасы, расположены открытые шестиколонные павильоны, также с большими четырехскатными крышами.

Перед храмом в западной и восточной сторонах главного двора сохранились две замечательные каменные пагоды, являющиеся уникальными памятниками раннего зодчества Кореи. Монументальная гранитная пагода Сэккатхап (пагода Сакьямуни), сооруженная в середине VII в., — классический образец типа пагоды-башни (высота 7,8 м, рис. 2,1). На массивном широком двухступенчатом постаменте она возвышается в форме квадратного столба с тремя ритмично расположенными крышами, образующими три яруса, постепенно уменьшающиеся к верхней части, завершенной навершием в форме почки лотоса. Пагода Сэккатхап отличается строгой простотой своих форм, а выступающие по углам столба и на постаменте узкие пилястры свидетельствуют о заимствовании мастерами приемов деревянного зодчества. Три ее монолитные, сильно выступающие крыши с пятиступенчатыми карнизами (патчхим) в нижней части создают своеобразную игру светотени, нарушая этим суровый облик башни.

Более сложное сооружение — пагода Таботхап (Пагода сокровищ), которую называют «матерью всех каменных корейских пагод» (рис. 2,2). Она сооружена в 751 г. из гранита и находится перед храмом в восточной части двора. Пагода в виде открытой квадратной четырехстолпной беседки стоит на высоком постаменте, сложенном из массивных каменных призм. С каждой стороны расположены круто поднимающиеся лестницы. Высота пагоды — 10 м. В верхней части она завершается сложной конструкцией в форме буддийского ковчега «сарира» и подражает в отдельных своих частях деревянным сооружениям. На плоской крыше, покоящейся на массивных столбах (40 см сторона столба), расположены три открытых яруса с обходными открытыми балконами, которые имеют ограждения в виде тонких стволов бамбука, высеченных из камня. Низкие столбы, несущие крыши ярусов, также высечены в виде стволов бамбука. Фриз с лепестками лотоса, священного цветка буддистов, отделяет второй ярус от верхнего, увенчанного монолитным каменным зонтом восьмиугольной формы (4,5 м в диаметре), с высоким навершием над ним в виде стержня с выступающими поясами. С двух сторон постамент украшен фигурами сидящих львов — хранителей, которые, очевидно, первоначально были расположены со всех четырех сторон.

Сложная композиция пагоды Таботхап, несмотря на массивность основания и столбов в нижней части, все же производит впечатление взлета легких масс и особой торжественности. Ее открытые ярусы как бы пронизаны воздухом и гармонично растворяются в окружающей природе.

3. Куре (провинция Северная Чолла). Храм Хваомса. Пагода Сари (или Львиная), 754 г. Фрагмент
3. Куре (провинция Северная Чолла). Храм Хваомса. Пагода Сари (или Львиная), 754 г. Фрагмент

К числу известных сооружений периода государства Силла принадлежит и находящаяся в Куре (провинция Северная Чолла) около храма Хваомса пагода Сари (или Львиная), сооруженная в 754 г. (рис. 3). Как и в большинстве мемориальных пагод этого времени, в композиции Сари сочетаются архитектурные и скульптурные формы. Пагода воздвигнута на массивном двухступенчатом пьедестале, по углам которого размещены несколько обобщенно высеченные фигуры сидящих львов, головами поддерживающие массивную четырехугольную плиту, служащую основанием для трехъярусной квадратной в сечении башни с постепенно уменьшающимися кверху ярусами в форме слегка изогнутых по углам каменных плит. Столпообразный массив пагоды и пьедестал украшены рельефами с изображением буддийских божеств и небесных музыкантов. Пагода высотой 8 м благодаря гармоничному распределению масс производит впечатление более высокой и величественной.

Значительным памятником периода Силла, в котором нашла свое яркое воплощение самобытность конструктивного решения, является подземный храм Соккурам (Пещера каменного холма), сооруженный в склоне горы Тхохамсан, около Кёнчжу, в 742—764 гг. В то время как пещерные буддийские храмы Китая и Индии были высечены в отвесных склонах скал, Соккурам был построен в склоне горы из гранитных блоков и после этого засыпан землей, что, несомненно, имело связь с ранними корейскими традициями.

4. Окрестности Кёнчжу. Храм Соккурам, 742—764 гг. 1 — вход 4. Окрестности Кёнчжу. Храм Соккурам, 742—764 гг. 2 — разрез
4. Окрестности Кёнчжу. Храм Соккурам, 742—764 гг. 3 — план 4. Окрестности Кёнчжу. Храм Соккурам, 742—764 гг. 4 — конструкция купола
4. Окрестности Кёнчжу. Храм Соккурам, 742—764 гг. 1 — вход; 2 — разрез; 3 — план; 4 — конструкция купола

На поверхности у подножия горы виден парадный вход подземного храма Соккурам в виде глубокой арки между опорными каменными стенами. Позади арки наклонный коридор ведет в первый прямоугольный зал, играющий роль притвора, откуда короткий проход шириной 3,5 м ведет в главный круглый зал диаметром 7,46 м. Главный зал искусно перекрыт полусферическим куполом из каменных блоков длиной 7,1 м с замком в виде огромного цветка лотоса диаметром 2,3 м (рис. 4). Ниже «лотоса» камни расположены кругами, постепенно выступающими к центру купола. Художественный замысел и его воплощение свидетельствуют о высоком мастерстве строителей, создавших такое купольное перекрытие, которое в течение тысячи с лишним лет выдерживает огромную тяжесть насыпанной сверху земли.

Вход, коридор и стены залов украшены замечательными горельефами, высеченными на отдельных плитах (высотой 1,92 м) и вставленными в стены. Вход в первый прямоугольный зал и его стены украшены горельефами с изображением воинов — защитников храма, а также хранителей «дверей» (дварапала), устрашающие образы которых сложились в Индии и вместе с буддизмом проникли на юг Кореи. Вход в круглый зал фланкируется гранитными восьмигранными колоннами, соединенными сверху аркой, высеченной в камне.

По стенам круглого зала расположено 15 горельефов с изображением бодисатв, архатов и других буддийских божеств, над которыми в 10 глубоких нишах также помещены изображения божеств. Все горельефы отличаются пластичностью и свободной трактовкой фигур. Они гармонично входят в общую архитектурную композицию. Под огромным куполом в центре зала находится большая статуя Будды (высота 2,3 м), сидящего на высоком пьедестале, как бы завершающая собой синтез архитектурных и скульптурных форм.

Оригинальный по своему решению подземный храм — яркое свидетельство строительного мастерства корейских зодчих, понимания ими роли синтеза в искусстве. Храм Соккурам с симметричной и уравновешенной композицией по своему архитектурному замыслу является единственным в мире сооружением.

В VIII—IX вв. не только архитектура, но и другие виды искусства достигли большого развития. В период Силла сложились основные традиции искусства Кореи, продолжавшие развиваться в течение последующих веков.

В IX в. в экономике государства Силла начался упадок, который был вызван непрерывными феодальными распрями. В связи с тяжелым положением крестьянства в стране вспыхивали многочисленные восстания, что также отражалось на экономическом положении страны.

Большое влияние в этот период приобрели буддийские храмы, в которых были сосредоточены значительные материальные ценности. Стремясь к захвату государственных земель, они выступали против сложившейся в Силла надельной системы землепользования. В уничтожении надельной системы были заинтересованы и многие представители феодальной знати, стремившиеся превратить свои наделы в наследственные.

В конце IX — начале X в. в связи с усилившейся борьбой феодалов и участившимися восстаниями на территории государства Силла возникли два новых государства: Хупэкче (позднее Пэкче) и Тхэбон. Таким образом, страна вновь распалась на ряд феодальных владений. 

В начале X в. один из наиболее крупных корейских феодалов — Ван Гон — сумел снова подчинить себе центральную часть Кореи и в 918 г. объявил свои владения государством Корё (Страна красивых гор, откуда и произошло европейское название Корея). В 935 г. после того, как последний правитель государства Силла отрекся от престола в пользу Ван Гона, произошло новое объединение страны. Столицей государства Корё (918—1392) становится г. Кэгён (Сондо) — современный Кэсон около Сеула.

В этот период еще большее значение приобрели буддийские монастыри, получившие значительные земельные угодья от Ван Гона. Но в X—XI вв. государственная власть все еще крепко держала в своем подчинении не только монастыри, но и крупных феодалов, что в значительной мере способствовало победе над киданями, вторгшимися в страну.

В конце XI в. междоусобные распри между представителями феодальной знати, в которых принимали участие и крупные буддийские монастыри, имевшие свои воинские отряды, привели к ослаблению государственной власти.

В XIII в. Корея испытала нападение монголов, и государство Корё было разорено войсками кочевников.

В первые годы сложения государства Корё в стране наблюдался значительный подъем производительных сил. Большого процветания в этот период достигли наука и искусство. Памятники архитектуры государства Корё, сохранившиеся до настоящего времени в различных областях страны, также свидетельствуют о значительном творческом развитии традиций, сложившихся в государствах Когурё и Силла.

Вплоть до наших дней сохранялись монументальные основания дворца Манвольдэ в Кэсоне, которые были разрушены американской авиацией в 1952 г. Согласно письменным источникам, дворец был сооружен в 919 г. на склоне горы. Огромный комплекс имел мощные оборонные стены с 20 воротами.

От периода государства Корё дошел также ряд крепостных сооружений. Крепость Кучу (начало X в.), находящаяся в провинции Северная Пхёнан, где сохранились стены и земляные валы, в XIII в. служила мощной опорой в борьбе корейского народа против монгольского нашествия, возглавляемой полководцем Паксо. В окрестностях Ыйжу (провинция Северная Пхёнан) уцелели остатки крепостной стены, тянувшейся от уезда Ыйжу на большое расстояние.

Но особенно значительное место в этот период занимала культовая архитектура, успешно развивавшаяся благодаря огромным материальным ресурсам, которыми владело буддийское духовенство.

В Кымгансанских (Алмазных) горах и других живописных местах в X—XIII вв. сооружаются замечательные ансамбли монастырей Цзананьса, Пхноуньса, Кванымса, Пхёхунса, Чананса и др., многие из которых были уничтожены во время последней войны.
Храмовые павильоны (чжон), построенные из ценных пород дерева, и каменные пагоды, сохранившиеся от X—XIII вв., показывают значительное изменение общего характера сооружений, хотя архитектурные формы этого времени продолжают развиваться на основе сложившихся ранее традиций.

В деревянных постройках такого типа уже в период государства Когурё была разработана конструктивная система из столбов, балок, обвязок и кронштейнов (тугон), подобных китайским доугунам, о чем свидетельствуют изображения отдельных деталей в росписях древних гробниц. В период государства Корё эта система, обеспечившая рациональную передачу давления от далеко выступающей над стенами черепичной крыши, значительно усложняется, и отдельные, ранее только конструктивные элементы обогащаются декором. В конце периода Корё в деревянной архитектуре складывается новый стиль «чусимпхо»: опоры тугон располагаются только над столбами и конструкции кровли не закрываются кессонным потолком, как это было ранее при традиционном стиле «тапхо».

5. Ёнчжу. Храм Пусокса. Павильон Мурянсучжон, XIII в. Разрез
5. Ёнчжу. Храм Пусокса. Павильон Мурянсучжон, XIII в. Разрез

Среди храмовых сооружений особый интерес представляет наиболее ранний павильон Мурянсучжон (1376, рис. 5) храмового ансамбля Пусокса, построенного в Ёнчжу (провинция Северная Кёнсан). Деревянный прямоугольный в плане павильон имеет площадь основания около 20x20 м. Он возведен на высоком каменном стилобате, вложенном из массивных, грубо обтесанных блоков, что придает павильону характер особой легкости.

В павильоне Мурянсучжон в стиле «чусимпхо» шесть массивных столбов-стоек круглого сечения образуют по фасаду пять широких проемов, заполненных легкими деревянными решетками, через которые свет проникает во внутреннее пространство здания. Три центральных проема имеют входные двухстворчатые ажурные двери. Над каждым из столбов расположен пучок кронштейнов расширяющейся кверху формы. В отличие от более ранней формы кронштейнов, которые состояли из двухъярусных далеко отстоящих друг от друга выступов, как это видно в изображении их на стенах древнего двухколонного погребения, здесь очень тесно расположенные кронштейны помещены только над капителями с тонкими деревянными прокладками на вершине опорных столбов. Пол здания кирпичный. Массивная двускатная крыша с огромным свесом благодаря поднятым и далеко вынесенным углам не подавляет своей тяжестью одноэтажное сооружение, а как бы парит над ним, скрывая в тени систему кронштейнов. В целом павильон Мурянсучжон, отличающийся своими простыми, четкими формами, можно по праву рассматривать как замечательное произведение средневекового зодчества Кореи.

6. Провинция Канвон. Монастырь Сокванса. Павильон Тэынчжон, 1386 г.
6. Провинция Канвон. Монастырь Сокванса. Павильон Тэынчжон, 1386 г.

Не менее характерен для архитектуры государства Корё и второй деревянный павильон Тэьинчжон буддийского монастыря Сокванса, который был сооружен в горах провинции Канвон в 1386 г. (рис. 6). Этот замечательный памятник корейской архитектуры был уничтожен американцами во время войны.

От павильона Мурянсучжон этот павильон отличался большой декоративностью своих форм. Длина павильона по фасаду 20 м, ширина — около 11 м. Круглые опорные столбы павильона имели каменные базы, а двойной массивный архитрав был украшен росписью орнаментального характера. В отличие от системы кронштейнов «тугон» павильона Мурянсучжон с размещением выступов над столбами в павильоне Тэынчжон они располагались по всей длине архитрава и имели вид узких зубчатых шестиярусных кронштейнов, создававших игру светотени на фасаде. Низкая крыша с большим выносом и далеко выступающими поднятыми углами не нарушала общей массы сооружения с его малой расчлененностью форм и способствовала впечатлению единства от всей архитектурной композиции в целом.

Связь этих храмовых сооружений с природой проявляется в растворении построек среди парковых ансамблей, в окружении их деревьями. Ажурные легкие перегородки между столбами позволяют сочетать внутреннее пространство с окружающим парком.

7. Кымгансанские горы. «Висящий» храм Боддеккуль 8. Пхеньян. Пагода храма Хонбокса
7. Кымгансанские горы. «Висящий» храм Боддеккуль 8. Пхеньян. Пагода храма Хонбокса

Забота об уединении и тишине заставляла зодчих для сооружения храмовых ансамблей искать не только живописные, но и удаленные от больших и шумных путей места. «Отрезанным от мира» выглядит «висящий» над обрывом скит Боддеккуль, построенный в Кымгансанских горах (рис. 7). Здание сооружено на разных уровнях крутого склона горы и кажется повисшим над бездной. Одной своей стороной оно опирается на два высоких тонких столба, укрепленных в скале.

Эволюция архитектурного стиля периода государства Корё особенно ярко проявляется в каменных пагодах-башнях. Строгие и простые квадратные каменные пагоды периода государства Силла с прямыми выступами ярусов, нарочито грубой обработкой поверхностей в X—XIII вв. сменяются более сложными конструкциями, в которых заметно стремление к декоративности, к отказу от строгой лаконичности форм. Шести- и восьмиугольные пагоды становятся выше и украшаются скульптурными горельефами с изображениями божеств. Выступающие ярусы с массивными карнизами отличаются тонкой профилировкой и плавной линией скатов, а их ступенчатые опоры — «патчхим» — становятся более тонкими.

Характерной для архитектуры государства Корё является шестигранная семиярусная каменная пагода храма Хонбокса (рис. 8), в настоящее время стоящая перед входом в Пхеньянский центральный исторический музей. Пагода возвышается на высоком ступенчатом шестигранном основании, в верхней части украшенном рельефными лепестками лотоса. На основании установлен шестигранный столб, несущий выступ в виде карниза, также украшенный снизу лепестками лотоса. Все семь ярусов пагоды-башни, постепенно сокращающиеся к вершине, украшены по граням столба маленькими нишами со статуями сидящего Будды. Шестиугольные выступы ярусов с плавными изгибами скатов отличаются от более ранних поднятыми углами.

В архитектуре XI—XIV вв. стремление к большей пышности и декоративности сооружений отчетливо проступает в формах каменной девятиярусной пагоды высотой 15 м, стоящей около храма Вольчонса (XI в.), находящейся в горах Одэсан провинции Канвон. По определению корейских историков искусства, она является наиболее значительной в художественном отношении среди всех пагод периода Корё.

Пагода имеет форму октагона, расчлененного массивными восьмиугольными выступами ярусов с поднятыми углами, украшенными подвесными колокольчиками, и плавной линией скатов. Подножие пагоды орнаментировано рельефными лепестками лотосов. В отличие от всех других каменных пагод Кореи она завершена высоким железным ребристым стержнем, как бы поднимающимся из каменного цветка лотоса с выступающим кольцом с колокольчиками. Весь стройный облик пагоды Вольчонса производит впечатление особой торжественности и пышности. Тектоничность основных форм здесь гармонично сочетается с декоративностью всего сооружения в целом.

Интересна по своему замыслу и сложности конструктивного решения мраморная пагода храма Кэнчэнса, сооруженная в Кэпхуне в 1348 г. и перенесенная в Сеул в парк дворца Кёнбоккун после ее вывоза в начале XX в. в Японию и возвращения (рис. 9). Десятиярусная башня стоит на сложном тройном крестообразном основании. Три нижних этажа в плане также имеют крестообразную форму. Верхние семь квадратных этажей башни с обходными террасами увенчаны четырехугольными, приподнятыми по углам крышами. Высота пагоды 16 м. Верхняя часть пагоды была частично разрушена японскими солдатами в XVI в. Пагода лишена единства и монолитной целостности, характерных для ранних каменных пагод. В 1960 г. она была реконструирована.

10. Пагоды: 1 — провинция Канвон, г. Вончжу, пагода храма Хынбэбса, 940 г. 10. Пагоды: 2 — окрестности г. Рёчжу, монастырь Кодарвон, пагода Хэдин, 975 г.
9. Сеул. Фрагмент пагоды храма Кэнчэнса, 1348 г. 10. Пагоды: 3 — г. Сеул, пагода Хёнмётхап храма Попченса, 1085 г.
9. Сеул. Фрагмент пагоды храма Кэнчэнса, 1348 г. 10. Пагоды: 1 — провинция Канвон, г. Вончжу, пагода храма Хынбэбса, 940 г.; 2 — окрестности г. Рёчжу, монастырь Кодарвон, пагода Хэдин, 975 г.; 3 — г. Сеул, пагода Хёнмётхап храма Попченса, 1085 г.

Помимо каменных пагод в государстве Корё сооружались и кирпичные, близкие по своим формам к китайским башням периода Тан.

К этому же времени относится целый ряд каменных мемориальных пагод типа ступы, отличающихся как тонкой пластикой своих деталей, так и общей скульптурной трактовкой. Пагода храма Хынбэбса сооружена в память монаха Цзинь Гуна в Вончжу провинции Канвон. Это одна из ранних пагод типа ступы в Корее (940), в настоящее время перенесена в Сеул в парк дворца Кёнбоккун (рис. 10,1). Она повторяет форму каменных фонарей, которые сооружались около храмов еще в государстве Силла.

Пагода высотой 2,6 м состоит из массивного столба, украшенного рельефной резьбой с изображением драконов среди клубящихся волн, покоящегося на шестиугольном цоколе с венком из лотосовых лепестков. Такой же лотосовый узор украшает и верхнюю часть столба, служащую основанием для верхнего шестигранного столба с выгравированным изображением дверцы, увенчанного тяжелой шестиугольной крышей с поднятыми углами.

Близкая по форме каменная пагода-ступа находится в монастыре Кодарвон, около г. Рёчжу провинции Кёнги (рис. 10, 2). Она была сооружена в 975 г. в память основателя храма монаха Вычжона. Как и пагода храма Хынбэбса, эта пагода по своей форме напоминает храмовый фонарь, но отличается более пропорциональным членением своих масс. На ее нижней цилиндрической части высечена скульптурная композиция в виде драконов, тела которых выступают из клубящихся облаков. Шестигранный массивный столб завершается крышей с поднятыми по углам выступами в виде акротерий (анг-хва) и с низкой урной в центре.

Большой известностью пользуется гранитная пагода-ступа Хёнмётхап (1085) храма Попченса около Вончжу, находящаяся в настоящее время около музея в Сеуле (рис. 10, 3). Она сооружена на четырехугольном ступенчатом основании с волютообразными выступами по углам. Ее квадратный столб разделен выступом карниза сложного очертания. Верхняя часть столба имеет вид ковчега с дверцей под массивной, далеко выступающей крышей в форме балдахина с навершием в виде урны с многолопастным зонтом и шаром вверху. Все стороны столба и основания покрыты тонкой орнаментальной резьбой, которая гармонично сочетается с общей архитектурной композицией. В этом небольшом по размерам (высота 6 м), но монументальном сооружении замечательно выражен синтез архитектурных и скульптурных форм.

Подобные пагоды-ступы, свидетельствующие о стремлении корейских зодчих к синтезу архитектуры и скульптуры, встречаются и в других местах Кореи. Они говорят о значительной эволюции стиля и богатстве композиционных замыслов в период государства Корё, особенно в первые века, когда наблюдался значительный подъем культуры, обусловленный укреплением экономики после объединения страны.

От времени государства Корё кроме культовой архитектуры сохранились также и отдельные погребения.

11. Уезд Кэпхункун. Окрестности деревни Хясенри. Гробница Конмина, деталь, 1373 г.
11. Уезд Кэпхункун. Окрестности деревни Хясенри. Гробница Конмина, деталь, 1373 г.

Известным погребальным комплексом являются гробницы Хённын и Чоннын 31-го правителя государства Корё Конмина и его жены китайской княжны, сооруженные в уезде Кэпхункун, около деревни Хясенри, у южного склона горы Понмёнсан (рис. 11). Огромный погребальный комплекс сооружался в течение семи лет (1365—1372) и потребовал большой затраты средств. Конмин, будучи художником, создал собственноручно проект гробницы для своей умершей жены и лично руководил ее строительством. Позднее, в 1373 г. он построил рядом и вторую гробницу для себя.

Место для погребения выбрано исключительно удачно. Все сооружения комплекса — гробницы, стены и площадки террас, расположенные на разных уровнях в склоне горы, окружены лесами, как бы замыкающими сооружения. Обе гробницы, расположенные рядом на верхней террасе, имеют вид круглых холмов, окруженных подпорными гранитными стенами. Диаметр гробниц 12,73 м, но высота различная. Гробница Хённын, где похоронен Конмин, достигает высоты 6,06 м, а гробница его жены Чоннын — лишь 4,55 м.

С задней стороны обе гробницы замкнуты подковообразной невысокой стеной-ширмой (высота 1,36 м) из 12 гранитных стел, длиной каждая 3,43 м. Стелы украшены рельефными изображениями 12 небесных духов, которые стоят на фоне облаков в виде человеческих фигур с головами животных, обозначающих циклы традиционного летоисчисления.

На южной открытой стороне расположены три широкие, постепенно поднимающиеся к погребениям террасы с небольшими лестницами, огражденными перилами в виде полукругов. На террасах друг против друга возвышается восемь каменных фигур (3,3 м высоты). Четыре статуи военачальников в доспехах и чиновников, как бы стоящих на страже, расположены на нижней террасе, а четыре статуи сановников помещаются друг против друга на средней. Вокруг погребальных холмов расположены также восемь фигур лежащих баранов. Перед входом в гробницы на верхней террасе установлены стелы высотой 2 м и каменные фонари высотой 2,8 м, богато орнаментированные в верхней части буддийскими эмблемами в виде лотосов и «драгоценных» шаров.

В композиции ансамбля гармонично сочетаются архитектурные формы с природным окружением. Впечатление уединенности и торжественности усилено фигурами воинов и сановников, как бы застывших в сдержанных позах. Это погребение по праву считается одним из лучших погребальных ансамблей государства Корё.

Развитие производительных сил способствовало значительному подъему всех творческих сил народа и расцвету культуры и искусства. Такие виды художественного творчества, как живопись и скульптура, достигли в X—XIII вв. значительных успехов. Но особенно большое значение получило производство керамики, которая отличалась своеобразием и высоким« художественными качествами.

В архитектуре этот подъем нашел свое выражение в освоении и применении новых художественных приемов и технических средств, в стремлении к пышности и декоративности. Постепенно стали отказываться от суровых и строгих форм прошлых веков. В каменной архитектуре начинают применять скульптурные рельефы и фигуры, которые хорошо сочетаются с композицией сооружения. В деревянных парадных постройках народное творчество проявилось в богатых полихромных росписях наружных стен и интерьеров, а также в сложных формах резных кронштейнов.

Подъем искусства и архитектуры периода Корё был приостановлен в середине XIII в. вторжением в страну кочевников-монголов, которые, несмотря на героическую борьбу корейского народа на протяжении свыше 40 лет, установили свое господство. Почти 100 лет государство Корё было вассалом монгольской империи Юань.

В середине XIV в., воспользовавшись ослаблением монгольской империи Юань, корейское правительство при поддержке народа начинает борьбу за освобождение от чужеземного гнета, которая привела после свержения в Китае в 1368 г. монгольской династии Юань к полному освобождению Кореи от монгольского ига.

Возникшая в 70—90-е годы XIV в. борьба между различными группами господствовавшего класса феодалов за власть в стране закончилась лишь в 1392 г. с приходом к власти руководителя партии реформ или новой партии Ли Сон Ге, провозгласившего себя правителем, известным под именем Тхечжо (1392—1398). Он перенес столицу из Кэсёнга в Ханьян (современный Сеул) и основал новую династию Ли (1392—1910), превратив Корею в централизованное государство под названием Чосон.

В период правления династии Ли корейский народ испытал на себе жестокую эксплуатацию со стороны феодалов и выражавшей их интересы правящей клики. Непосильные поборы дворян-янбаней разоряли крестьянство и приводили к порабощению ремесленников и народных мастеров.

В конце XVI в. в Корею вторглись полчища японского полководца Хидэёси. Сеул, Пхеньян и ряд других городов были захвачены и подверглись разграблению: многие художественные памятники Кореи были разрушены и погибли в огне пожаров. Вторжение японских войск было приостановлено корейским народом, мужественно поднявшимся на борьбу против иноземных завоевателей. В 1597 г. японские войска были разгромлены и покинули Корею.

В 20—30-е годы XVII в. Корея снова подверглась нашествию теперь воинственных маньчжуров. Несмотря на тяжелые годы войны и иноземной оккупации страны, корейский народ нашел в себе силы для сохранения и дальнейшего развития созданной им культуры.

В первые века правления династии Ли усилилось культурное влияние Китая. Большое значение в этот период приобрело конфуцианство, ставшее господствующей идеологией в кругах феодальной знати. Буддизм, хотя и потерял в Корее свое прежнее значение, все же продолжал существовать.

12. Сеул. 1 — стены (Ханьянсон), 1392—1396 гг.
12. Сеул. 2 — большие восточные ворота Тондэмун, 1392 г., общий вид 12. Сеул. 3 — кронштейны «тугон» надвратного павильона
12. Сеул. 1 — стены (Ханьянсон), 1392—1396 гг.; 2 — большие восточные ворота Тондэмун, 1392 г., общий вид; 3 — кронштейны «тугон» надвратного павильона

Застраивается новая столица Ханьян (Сеул), расположенная на западной равнине, на правом берегу реки Ханган, недалеко от впадения ее в море. Город возник первоначально как военная крепость, стоявшая на пути из Китая в Южную Корею, и как крупный центр на скрещении торговых путей внутри страны. В 1392—1396 гг. Сеул укрепляется мощными с небольшими бойницами стенами (ханьянсон) высотой от 7 до 12 м и шириной 4 м, сложенными из огромных каменных блоков (длина 4,5, высота 2 и толщина 2м (рис. 12,1,3). В отличие от прямоугольных городских стен Пекина и многих других городов Китая стены вокруг Сеула образуют неправильной формы кольцо, местами далеко отступавшее от жилых кварталов. Общая протяженность стен, в настоящее время частично разрушенных,— около 20 км.

В городских стенах расположены четверо больших и четверо малых каменных ворот с арочными проходами и деревянными надвратными павильонами с парадными двухъярусными крышами.

Главные ворота Намдэмун, расположенные с южной стороны, хорошо сохранились до настоящего времени и свидетельствуют о замечательном мастерстве корейских строителей. Они были первоначально сооружены в 1395 г., а в 1448 г. восстановлены и частично изменены. В ознаменование 500-летия правления династии Ли в конце XIX в. они снова были реставрированы. Намдэмун имеют вид массивного параллелепипеда с широким арочным проходом в центре. Сооруженные из земли и облицованные гранитными блоками они увенчаны деревянным павильоном с двухъярусной крышей. Большие выносы крыши отбрасывают глубокую тень, скрывающую систему поддерживающих кронштейнов. Верхний ярус крыши с широкой полосой конька, украшенный на концах выступающими «хвостами совы», отличается плавной линией скатов. С двух боковых сторон к деревянному павильону ведут каменные отлогие лестницы. В целом ворота Намдэмун производят впечатление торжественного и парадного сооружения.

Очень близки к воротам Намдэмун по своим основным элементам и вторые ворота Сеула Тондэмун (1392), расположенные с восточной стороны. Во время войны XVI в. они были разрушены и в 1869 г. реставрированы. Ворота возведены в форме четырехугольного объема, облицованного гранитными блоками, торцом к крепостной стене (рис. 12, 2). Наружная стена имеет форму полумесяца. Широкий арочный проход расположен здесь не в центре объема, а сдвинут ближе к стене. Это каменное сооружение служило основанием для легкого ажурного павильона, украшенного резьбой и перекрытого невысокими черепичными крышами с едва заметным изгибом скатов и далеко выступающим, почти горизонтально расположенным над стенами выносом, что сообщало сооружению особую легкость. Павильон целиком был разрушен во время последней войны.

Внутри павильон состоял из двух этажей. Первый открытый служил помещением для дозора и обороны крепости. Тонкая резьба, украшавшая стены верхнего этажа, указывала на мастерство безвестных резчиков и столяров, принимавших участие в декоративном убранстве ворот Тондэмун в стиле «чусимпхо».

Сеул отличался относительно правильной планировкой и состоял из ряда пересекающихся между собой улиц. Четыре широкие улицы пересекали весь город, проходя с юга на север. От восточных ворот к западным также тянулись две широкие магистрали. В северо-западной части Сеула был расположен ансамбль королевского дворца Кёнбоккун, в северо-восточной части — второй дворцовый ансамбль Чхандоккун. Различные ремесленные производственные мастерские занимали юго-западную часть города, а в центре, на перекрестке основных улиц, были расположены торговые кварталы. Множество узких, немощеных улиц и переулков в южной и восточной частях города составляли жилые кварталы, состоявшие из низких одноэтажных глинобитных домов с соломенными крышами, в которых проживало основное население Сеула.

В первые же годы после перенесения столицы в Сеул начинается строительство королевских дворцов, для чего были привлечены лучшие архитекторы и художники. Многочисленные мастера-резчики, металлисты, столяры, лакировщики, участвовавшие в декоративном убранстве интерьеров и наружных стен зданий, создали замечательные образцы подлинно самобытного народного творчества. Безвестные мастера сумели использовать при сооружении дворцовых ансамблей все богатство традиций, сложившихся к тому времени в корейском зодчестве.

Корейские дворцы, как и китайские, состоят из ряда отдельных зданий, объединенных дворами и воротами. Все дворцовые сооружения были замкнуты высокими стенами. В их облике ярко проступают идеи абсолютизма, силы и возвеличения королевской власти, полной изоляции правителей от народных масс. Сохранившиеся и восстановленные позднее отдельные здания сеульских дворцов дают яркое представление об их архитектурных формах.

13. Сеул. Дворец Кёнбоккун, 1394 г. Арх. Ким Ин Сик и Чха Вон Чхон: 1 — общий вид 13. Сеул. Дворец Кёнбоккун, 1394 г. Арх. Ким Ин Сик и Чха Вон Чхон: 2 — план
13. Сеул. Дворец Кёнбоккун, 1394 г. Арх. Ким Ин Сик и Чха Вон Чхон: 3 — западные ворота, 1864 г. 13. Сеул. Дворец Кёнбоккун, 1394 г. Арх. Ким Ин Сик и Чха Вон Чхон: 4 — двор и мост
13. Сеул. Дворец Кёнбоккун, 1394 г. Арх. Ким Ин Сик и Чха Вон Чхон: 1 — общий вид; 2 — план; 3 — западные ворота, 1864 г.; 4 — двор и мост

Главная резиденция правителей — ансамбль КёнбоккунДворец излучающегося счастья») был сооружен в 1394 г. (рис. 13.1, 2, 3). Сохранились имена его строителей — зодчих Ким Ин Сика и Чха Вон Чхона. Огромный дворец состоял из ряда павильонов, больших дворов, служебных и жилых помещений, монументальных парадных ворот, легких садовых сооружений, декоративных пагод и мостов, свободно расположенных в живописном парке. Ансамбль занимал площадь около 2,5 км2 и был обнесен каменной стеной.

Ко дворцу вела широкая (90 м) улица длиной 1 км, на которой были размещены здания шести министерств.

Дворец Кёнбоккун был построен на 100 лет раньше императорского дворцового ансамбля в Пекине. В его планировке были использованы традиции, сложившиеся при сооружении древних дворцовых ансамблей Кореи.

В 1592 г. при нашествии японского полководца Хидеёси дворец Кёнбоккун был сожжен и в течение трех веков находился в разрушенном состоянии. В 1864—1869 гг. при регенте принце Тэ Вон, стремившемся показать свое могущество, Кёнбоккун был полностью восстановлен, но в конце XIX в. часть ансамбля была снова снесена японцами, которые построили на его территории здания европейского типа. В 1950—1953 гг. дворец снова частично пострадал.

Величественный ансамбль расположен на огромной скале и отличается строгой продуманностью планировки: он открывается с южной стороны торжественными воротами Кванхвэмун — массивным гранитным сооружением с тремя арочными проходами и невысоким двухъярусным надвратным павильоном с черепичными крышами. В 1950—1953 гг. они были разрушены. Эти монументальные и строгие по своим формам ворота вели во внутренний двор, где с восточной стороны расположены ворота Хёинёмун, ведущие во второй внутренний двор с постройками дворцовой конюшни. Западные ворота дворца с одним арочным проходом, завершающиеся невысоким павильоном, построены в 1864 г.

Первый внутренний двор с запада на восток пересекает узкий канал, облицованный мраморными плитами, через который в центре перекинут мраморный мост Кымченке с резными перилами и фигурами двух мраморных фантастических животных, смотрящих в воду канала и как бы готовых к прыжку (рис. 13, 4).

Мост Кымченке подводит к третьим воротам Дворца — Кындэмун, представляющим проход в стене, замыкающей широкий простор главного парадного двора с боковыми колоннадами и тронным залом в центре. Ворота Кындэмун с высокой черепичной крышей имеют по сторонам «проходы солнца и луны».

14. Сеул. Дворец Кёнбоккун: дворцовое здание 14. Сеул. Дворец Кёнбоккун: лестница перед входом в Тронный зал Кынчончжон
14. Сеул. Дворец Кёнбоккун: интерьер 14. Сеул. Дворец Кёнбоккун: интерьер
14. Сеул. Дворец Кёнбоккун: 1 — дворцовое здание; 2 — лестница перед входом в Тронный зал Кынчончжон; 3—4 — интерьер
15. Сеул. Дворец Кёнбоккун. Павильон Кёнхверу. Первоначальная постройка 1410 г., вновь построен в 1870 г.
15. Сеул. Дворец Кёнбоккун. Павильон Кёнхверу. Первоначальная постройка 1410 г., вновь построен в 1870 г.

Тронный зал Кынчончжон (Зал неустанного управления) — самое большое деревянное здание Кореи, занимающее площадь 770 м2, (рис. 14, 2, 3). Прямоугольный в плане зал с главным фасадом по продольной южной стороне воздвигнут на широкой двухступенчатой каменной террасе, обнесенной резными мраморными перилами. Каменная лестница двумя широкими маршами ведет на верхнюю террасу. Перед главным входом лестница разделена по ширине четырьмя фигурами тигров, как бы бегущих вниз по ступеням навстречу входящим в зал. На ступенях лестниц, расположенных с других сторон, также были помещены фигуры животных. Одноэтажное каркасное здание (увенчано двухъярусной черепичной крышей, вальмы верхнего яруса срезаны у конька небольшими фронтанами. Шесть мощных столбов по фасаду разделяют широкую плоскость стены на пять пролетов, закрытых легкими ажурными перегородками. Вея тяжесть кровли ложится на массивные столбы с кронштейнами.

Яркая полихромная роспись деревянных конструкций гармонично сочетается с серой черепичной крышей, которая, далеко выступая над стенами павильона, создает игру светотени на фасаде, скрывая в тени кронштейны и подчеркивая членение здания по горизонтали.

Зал Кынчончжон с его строгой тектоникой и четким силуэтом хорошо вписывается в широкое, свободное от каких-либо украшений пространство двора, покрытого гранитными плитами и замкнутого со всех сторон легкими крытыми галереями с множеством красных столбов, которые выявляют еще сильнее красоту архитектурных масс павильона Кынчончжон, расположенного на фоне гор.

Шестнадцать мощных столбов диаметром 1 м (высота центральных столбов 12 м) поддерживают кровлю, кассетированный потолок и галерею с ажурными перилами, проходящую в верхней части стен (рис. 14, 3, 4), против входа у северной стены находится небольшое возвышение для трона с нишей, украшенной изображением пейзажа. Большой резной ярко расписанный балдахин нависает над возвышением, подчеркивая значение этого места в свободном пространстве зала.

Система потолочных кронштейнов-тугонов богато украшена резьбой в виде выступов («бычий язык»), которые в этот период получили распространение в деревянной архитектуре.

Интерьер зала Кынчончжон расписан лаковыми красками, которые предохраняют дерево от сырости и других повреждений. Яркие краски смягчаются слабым освещением зала через ажурные решетки стен, затянутые с внутренней стороны промасленной бумагой.

Зал Кынчончжон по праву считается одним из самых замечательных памятников корейского зодчества, в котором тектоника целиком сочетается с декоративностью.

В западной части ансамбля Кёнбоккун в парке посреди Лотосового пруда, возвышается огромный увеселительный павильон Кёнхверу, сооруженный в 1410 г. и восстановленный в 1870 г. (рис. 15). Здания такого типа, служившие для торжественных пиршеств и концертов, характерны для дворцовых ансамблей Кореи и не встречаются в других странах Дальнего Востока.

Открытый, прямоугольный в плане павильон Кёнхверу с высокой крышей, напоминающей своей формой огромную палатку, сооружен на каменной террасе, выступающей из глади пруда и обрамленной резной каменной балюстрадой. Сорок восемь белых гранитных колонн квадратного сечения (сторона 99 см и высота 5 м) поддерживают огромную кровлю. Низкий зал второго этажа лишен потолка, что позволяет видеть конструкцию кровли. Несмотря на массивность конструкций, здание павильона Кёнхверу кажется легким благодаря отражению его в водной глади пруда. Три каменные моста соединяют его с берегами.

Второй дворцовый ансамбль Сеула Чхандоккун (Дворец изобилия добродетели) первоначально был сооружен в 1405 г. основателем династии Ли (Ли Сон Геном) как отдельная правительственная резиденция. В XVI в., как и дворец Кёнбоккун, ансамбль Чхандоккун был разрушен японскими войсками Хидэёси, но в начале XVII в. он был отстроен заново. Позднее, в начале XVIII и начале XIX в., во дворце снова производились реставрационные работы. В 1804 г. было целиком восстановлено большое здание Инчончжон (Павильон милосердного управления), которое является главным сооружением ансамбля Чхандоккун. Здание было реставрировано в 1906 г.

По своему архитектурному облику Инчончжон очень близок к тронному залу дворца Кёнбоккун. Это величественное деревянное здание (9x7 м) также возвышается на невысокой двухъярусной каменной террасе и завершается высокой серой черепичной двухъярусной крышей с плавной линией скатов, опирающейся на мощные столбы, образующие пять пролетов, замкнутых легкими, ажурными перегородками.

Здание Инчончжон в отличие от других парадных павильонов двухэтажное. Характерная строгость силуэта, симметричность, тектоника всего сооружения — все это позволяет рассматривать Инчончжон как классический памятник позднефеодального зодчества Кореи, созданный на основе лучших архитектурных традиций прошлого.

Внутреннее помещение зала Инчончжон, окруженное закрытым коридором, отличается пышным убранством. Красные колонны поддерживают потолок, богато украшенный росписью и многоплановой резьбой, в чем нашло свое проявление подлинно народное творчество Кореи. Клубящиеся облака, завитки, причудливой формы кронштейны в виде длинных листьев или «языков быка» сочетаются здесь со строгими геометрическими рисунками орнаментального характера.

Мягкий свет, проникавший через промасленную бумагу, которой ранее были затянуты ажурные панели стен, смягчал яркость красочного убранства, создавая игру отдельных цветовых пятен в общей живописной композиции интерьера.

В настоящее время в здании паркетный пол и трон в виде европейского кресла, установленный в 1907 г.

В ансамбле дворца Чхандоккун сохранилось также специальное здание королевской библиотеки — павильон Кючангак. Это — одноэтажная прямоугольная в плане деревянная постройка на невысоком каменном основании с большой черепичной крышей, с ажурными решетками, создающими хорошее освещение внутренних помещений.

Здание Наксончжай (1672 г.), стоящее южнее тронного зала в саду и входящее также в ансамбль Чхандоккун, может служить характерным примером жилого дома корейской аристократии. Подобно парадным павильонам прямоугольное, вытянутое по фасаду здание Наксончжай сооружено из дерева на каменном основании. В правой части выступает закрытая терраса, поднятая на каменных столбах. Невысокая, сильно нависающая крыша поддерживается столбами, образующими портик. Поднятые и сильно выступающие углы крыши позволяют свету проникать внутрь через ажурные решетки между колоннами.

16. Сеул. Дворец Чхандоккун: 1 — павильон Чухабру, восстановлен в начале XIX в. 16. Сеул. Дворец Чхандоккун: 2 — беседка в парке, первоначально построена в середине XVII в. и реставрирована в 1870 г.
16. Сеул. Дворец Чхандоккун: 1 — павильон Чухабру, восстановлен в начале XIX в.; 2 — беседка в парке, первоначально построена в середине XVII в. и реставрирована в 1870 г.

К числу наиболее значительных сооружений ансамбля Чхандоккун относится и двухэтажный деревянный павильон для летних пиршеств — Чухабру, сохранившийся среди пруда в восточной части знаменитого дворцового Секретного сада (Пивон) с множеством прудов и беседок (рис. 16, 1). Это большое здание было восстановлено в начале XIX в. согласно старым традициям, сложившимся при сооружении торжественных павильонов для пиршеств и концертов.

Павильон Чухабру сооружен из дерева на высоком каменном стилобате, имеющем со всех сторон простые по форме лестницы без перил. Конструкция прямоугольного в плане и открытого со всех сторон здания состоит из 30 высоких столбов, которые делят внутреннее пространство павильона на четыре продольных нефа и несут массивную крышу с высоко поднятыми углами и большим выносом. Сложной формы кронштейны «тугон» расположены здесь только над столбами, на которые они передают всю тяжесть крыши. Они сочетают в себе конструктивные функции с декоративным назначением.

Открытые верхний и нижний этажи обнесены легкой балюстрадой из редких балясин, что усиливает впечатление легкости и ажурности всего сооружения, хорошо сочетающегося с природным окружением. В центре верхнего зала имеется помещение с бумажными стенами. Все конструкции, расположенные под выносом крыши, украшены, согласно традиции, пышной орнаментальной росписью.

В парке Секретного сада за дворцовыми зданиями (на острове среди пруда) сохранилась интересная по своим конструктивным формам беседка, построенная первоначально в середине XVII в. и восстановленная в 1870 г. (рис. 16, 2). Она дает яркое представление о значительных достижениях корейских зодчих в области парковой архитектуры. Легкое деревянное сооружение поднято на шести высоких мощных гранитных столбах шестигранной формы и отражается в воде. Раздвижные ажурные стены беседки с резным геометрическим рисунком решеток еще больше усиливают впечатление легкости, которая не нарушается даже тяжелой черепичной крышей с большим выносом углов, увенчанной небольшим шарообразным навершием. Красивой, изысканной формы кронштейны, украшенные яркой росписью, придают всему сооружению радостный характер, хорошо сочетаясь с белыми столбами и окружающей зеленью парка.

Ансамбль Чхандоккун, построенный как личная резиденция правителя, по своим размерам был меньше, чем парадный дворец Кёнбоккун, служивший для парадных церемоний и торжественных приемов.

Третий дворцовый ансамбль Сеула — Чангёнкун (Дворец наивысшего поклонения)— был сооружен в 1470—1475 гг. и в 1593 г. подобно другим дворцам Сеула был разрушен японцами.

От первоначальных построек дворца сохранились своеобразные по форме ворота Хынхвамун, сооруженные в 1483 г. и восстановленные в XVII в. в виде небольшого четырехугольного павильона, замкнутого в толще каменной стены. В нижней части ворота имеют три пролета в центре и два боковых, образованные большими деревянными столбами, поверх которых лежат двойные балки, несущие мелкие кронштейны, поддерживающие далеко выступающие края черепичной крыши. Верхняя часть представляет небольшой четырехугольный надвратный павильон, увенчанный черепичной крышей с сильным выносом и поднятыми углами, которая завершается небольшим коньком с выступающим по его краям «хвостом совы».

Простота конструктивного решения и вместе с тем монументальность ворот в целом свидетельствуют о творческом отношении зодчих к использованию лучших ранних традиций корейской архитектуры с ее строгостью форм и тектоникой масс.

Тронный зал дворца Чангёнкун с одной крышей, фасадом обращенный на восток, был перестроен в XVII в. До последнего времени сохранялся сад дворца Чангёнкун с множеством парковых сооружений, среди которых выделяется торжественный открытый павильон для пиршеств, по своему архитектурному замыслу очень близкий к аналогичным сооружениям, в частности к павильону Чухабру дворца Чхандоккун (рис. 17). В отличие от последнего павильон для пиршеств и концертов дворца Чангёнкун сооружен на высоком ступенчатом каменном стилобате. К его центральному входу ведет широкая каменная лестница, начинающаяся парадными однопролетными деревянными воротами с высокой и далеко выступающей черепичной крышей. Богато расписанные кронштейны, тонкая резьба деталей, легкие ажурные створки ворот — все это придает нарядность и торжественность парадному входу.

Памятники архитектуры Сеула неоднократно подвергались разрушению во время иноземных вторжений, многие из них были разрушены бомбардировками во время последней войны.

К числу древних городов Кореи, где сосредоточены памятники старого зодчества, относится и Пхеньян, ныне являющийся столицей Корейской Народно-Демократической Республики.

Пхеньян возник в глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические изыскания. Как известно, уже в 247 г., в период Когурё (37—668), на месте древних укреплений была построена крепость, а в 427 г. Пхеньян официально был объявлен столицей. Согласно корейским древним обычаям вместе с вступлением на трон нового правителя столице давалось новое название, и поэтому Пхеньян, называвшийся также Пхера, Пера и Кара, в дальнейшем именовался Хвансон, Сэген, Юген и др., и только в 1369 г. при короле Конмине город снова получил свое название — Пхеньян.

17. Сеул. Дворец Чангёнкун. Павильон Чухабру, Первоначально сооружен в 1470—1475 гг. и перестроен в XVII в. 18. Пхеньян: 1 — ворота (северные) Черсонмун
17. Сеул. Дворец Чангёнкун. Павильон Чухабру, Первоначально сооружен в 1470—1475 гг. и перестроен в XVII в. 18. Пхеньян: 1 — ворота (северные) Черсонмун; 2 — ворота (Большие восточные) Тэдонмун; первоначально построены в 228 г., реконструированы в 1635 г. Общий вид, разрез
18. Пхеньян: 2 — ворота (Большие восточные) Тэдонмун; первоначально построены в 228 г., реконструированы в 1635 г. Общий вид 18. Пхеньян: 2 — ворота (Большие восточные) Тэдонмун; первоначально построены в 228 г., реконструированы в 1635 г. Разрез

Пхеньян расположен между р.Тэдонган, протекающей на юго-востоке, и впадающей в нее р. Потхонган. В северо-восточной части Пхеньяна над р. Тэдонган обрывается горная гряда Кымсусан с центральной вершиной Моранбон, покрытой сосновым лесом. Пхеньян расположен на низменности, но с северной и западной частей замкнут возвышенностями, достигающими высоты около 250—300 ,м. Небольшие возвышенности имеются и в центральной части города.

В 1390 г. Пхеньян был укреплен новыми крепостными стенами, которые замыкали город в виде вытянутого многоугольника площадью около 20 км2. Планировка города не была регулярной, но все же главные торговые улицы пересекали Пхеньян с запада на восток. Широкая магистраль (длиной 2,5 км) шла и с севера на юг. Целый лабиринт узких улиц и переулков образовывал небольшие кварталы, застроенные тысячами маленьких хибарок, где проживало основное население Пхеньяна. С северной стороны, возвышающейся над южной и восточной, имелись дополнительные крепостные стены. Стены Пхеньяна длиной 16 и высотой 7 м, в конце XIX в. были частично разобраны японскими оккупантами.

Сохранившиеся небольшие части старых стен Пхеньяна и крепостные северные ворота Черсонмун (рис. 18, 1) дают представление о монументальном зодчестве начального периода правления династии Ли.

По своим архитектурным формам наиболее интересными являются Большие восточные ворота — Тэдонмун, первоначально сооруженные в 228 г. и служившие крепостным сооружением еще в период Когурё (рис. 18, 2). В последующие века ворота Тэдонмун неоднократно реставрировались, и перестраивались. В 1572 г. ворота были перестроены, а в 1635 г. их реконструировали, и в этом виде они сохранились до наших дней. Во время последней войны ворота Тэдонмун сильно пострадали от бомбардировок, но были восстановлены.

Крепостные ворота Пхеньяна сооружены, из земли и облицованы гранитными блоками. Они сложены в форме четырехугольного массивного объема с небольшим арочным проходом в центральной части и увенчаны высоким двухъярусным деревянным павильоном с далеко выступающими парадными черепичными крышами, поднятыми по углам. Конек и пологие скаты крыш украшены скульптурными деталями.

Мощные столбы, образующие три пролета, несут на себе тяжесть двухъярусной кровли. Верхний этаж имеет вид небольшого балкона, огражденного легкой балюстрадой.

Украшением павильона служат также высокие резные кронштейны над стойками и между ними, образующие род ажурного архитрав и выполняющие конструктивную и декоративную функции.

С четырех сторон надвратного павильона ворот Тэдонмун проходит высокая каменная ограда с двумя проходами, расположенными с северной и южной сторон, к которым ведут каменные лестницы.

Западные ворота крепости Пхеньян — Потхомун — были построены в 997 г. и перестроены в 1473 г. Ворота сохранили до наших дней свой старый облик. По своим формам эти ворота близки к воротам Тэдонмун: они также торжественны и также мало напоминают оборонные сооружения, но в отличие от Тэдонмун ворота Потхомун имеют лишь одну лестницу, ведущую к надвратному павильону с северной стороны. Согласно традиции раньше у этих ворот встречали путешественников, прибывавших из Китая, и провожали отправляющихся туда.

Среди памятников старого зодчества Кореи, сохранившихся на территории Пхеньяна, значительный интерес представляют беседки и павильоны, имеющие к тому же историческое значение.

19. Гора Моранбон. Башня Ыльмильдэ, 246 г. Общий вид 20. Пхеньян. Павильон Енгванчжон, 1111 г.
19. Гора Моранбон. Башня Ыльмильдэ, 246 г. Общий вид 20. Пхеньян. Павильон Енгванчжон, 1111 г.

Особой известностью пользуется башня Ыльмильдэ (246) — памятник военной славы корейского народа. Эта башня была построена на крепостной стене на горе Моранбон и служила северным бастионом и наблюдательной башней. Ыльмильдэ по своим формам напоминает открытую прямоугольную беседку, возвышающуюся на высоком каменном основании. Высота башни с основанием 20 м (рис. 19). Ее простые логичные конструктивные формы характерны для раннего зодчества Кореи. В течение веков Ыльмильдэ неоднократно реставрировалась, но в основном сохранила свой первоначальный облик. Большая черепичная двускатная крыша с небольшими фронтонами по узким боковым сторонам и далеко выступающими краями покоится на массивных деревянных столбах, которые образуют три поперечных пролета и два продольных. В отличие от более поздних сооружений кронштейны здесь сооружены только над столбами.

В живописных местах Пхеньяна расположены и другие открытые павильоны, которые, возвышаясь на стенах или высоких стилобатах, подчеркивают высокую точку местности и как бы растворяются в окружающей природной среде.

Открытая деревянная, прямоугольная в плане беседка Пубеклу стоит на высоком каменистом берегу р. Тэдонган, окруженная старыми соснами. Впервые Пубеклу была построена в IV в. и много раз реставрировалась. Беседка стоит на низком каменном основании. Высокая двускатная черепичная крыша с широким выносом над столбами придает ей облик величественного монументального сооружения.

Павильон Енгванчжон, сооруженный в 1111 г. и перестроенный в 1670 г., и беседка Пубеклу, реставрированная в 1616 г., принадлежат, как и Ыльмильдэ, к числу классических памятников корейского зодчества.

Большой красивый павильон Енгванчжон, находящийся в центре Пхеньяна, также возвышается на отвесной скале на берегу р. Тэдонган, отражаясь в спокойной прозрачной воде (рис. 20). Первоначально он был построен в 1111 г. и служил наблюдательной вышкой крепости Пхеньян, во время войн — штабом крепости, в мирное же время — местом народных гуляний.

Павильон Енгванчжон состоит как бы из двух прямоугольных открытых зданий, расположенных под углом. Деревянный павильон возведен на высоком каменном основании и покрыт массивными двускатными крышами, которые опираются на мощные столбы и поддерживаются кронштейнами сложной скульптурно обработанной формы. Балки, кронштейны и нижние части выноса крыши богато расписаны яркими красками в традиционном орнаментальном стиле. В старых традициях построена и легкая сквозная деревянная балюстрада с изогнутыми, выступающими наружу балясинами. Павильон Енгванчжон по праву считается одной из восьми красивых архитектурных достопримечательностей Пхеньяна.

В древности Пхеньян называли Городом ив (Реоюон), так как зеленые ивы украшали улицы и берега Тэдонган. Густые сосновые рощи и сейчас покрывают его северную возвышенную часть, господствующую над всем городом, что позволяет назвать Пхеньян наиболее красивым городом Кореи.

К 1394 г. относится сооружение нового дворцового ансамбля в Сондо (современный Кэсон), находящегося в 60 км северо-западнее Сеула, бывшей столицы государства Корё.

Впервые дворцовый ансамбль был построен в 919 г. и многократно перестраивался в течение пяти веков. В годы последней войны сохранившееся основание дворца в Сондо было целиком разрушено бомбардировками. Судя по описаниям, дворцовый ансамбль был построен на склоне горы и занимал огромную площадь 23 000 км2. Он был обнесен высокими каменными стенами с четырьмя большими воротами, восемью средними и 13 малыми. Его дворы, находившиеся на разных уровнях, соединялись каменными лестницами.

В центре ансамбля, сооруженного по китайскому принципу расположения зданий по оси, возвышались два больших двухэтажных павильона. Первый Хегечжон (Павильон всеобщего благоговения) и центральный Чханхвачжон предназначались для торжественных приемов государственного значения. В настоящее время от всего большого дворцового ансамбля сохранились лишь руины и крепостные городские стены длиной около 15 км с недавно восстановленными Южными воротами.

21. Сувон. Городские стены и ворота крепости Сувонсон 1796 г.
21. Сувон. Городские стены и ворота крепости Сувонсон 1796 г.

От периода Ли сохранился интересный памятник крепостного зодчества Кореи — крепость Сувонсон, сооруженная в 1796 г. в Сувоне (42 км южнее Сеула) на случай переноса столицы в военное время (рис. 21). При строительстве крепости Сувонсон были использованы все достижения крепостного строительства Кореи. До настоящего времени дошли мощные крепостные стены (длиной 4 км), бастионы, сигнальная башня и ряд других укреплений.

По своим формам интересен полукруглый бастион в виде полумесяца, выступающий из крепостной стены, который завершен закругляющимися в верхней части зубцами с амбразурами.

Как памятники зодчества позднефеодального периода, наиболее значительны четверо крепостных ворот Сувона. Среди них выделяются своей монументальностью ворота Пхальталь (Ворота долгого спокойствия), сооруженные в традиционных формах XIV—XV вв. в виде прямоугольного каменного объема с арочным проходом и двухъярусным деревянным павильоном. В отличие от более ранних ворот Пхеньяна и Сеула верхний этаж ворот значительно приподнят, что увеличивает расстояние между ярусами черепичной крыши и придает сооружению торжественный характер. По боковым сторонам ворот расположены широкие пологие лестницы, ведущие к надвратному павильону. С наружной стороны ворота обнесены широкой полукруглой дополнительной стеной.

В крепости Сувонсон сохранились также ворота Хвахонмун, регулирующие шлюзы реки и красиво расположенная на высоком холме наблюдательная вышка Банхвасурючжон в виде открытого, прямоугольного павильона на высоком каменном стилобате, покрытого высокой черепичной крышей. Несмотря на свой узко утилитарный характер, павильон Банхвасурючжон отличается строгой гармоничностью своих форм, легкостью и хорошо вписывается в окружающий горный пейзаж.

В период Ли буддизм хотя и потерял свое прежнее значение, однако возведение монастырей, храмов и различных культовых сооружений продолжалось. Широко известная пагода монастыря Вонгакса (1464), перенесенная в Сеул, считается наиболее совершенным памятником этого типа, сохранившимся от периода Ли (рис. 22). По своим формам она близка к пагоде храма Кэнчэнса (1348), но отличается от последней более сложной профилировкой деталей и обилием скульптурных украшений. Пагода монастыря Вонгакса сооружена из белого мрамора на постаменте, имеющем форму 12-угольной звезды. Три ее нижних яруса повторяют форму постамента, а семь верхних, уменьшаясь кверху, прямоугольны в плане. Выступающие остроконечные крыши ярусов со слегка поднятыми углами создают характерный силуэт и подчеркивают устремленность масс по вертикали. Все без исключения плоскости ярусов покрыты горельефами с изображением буддийских божеств. Перегруженность декоративными формами и архитектурными деталями лишает сооружение в целом той строгой тектоничности и строгого ритма элементов объема, которые были характерны для более ранних пагод Кореи.

К числу интересных сооружений такого же типа относится пятиярусная пагода — павильон Пхальсанчжон храма Бебдюса, находящегося в горах Сокрисан около г. Боын. Это четырехуголыюе в плане сооружение с уменьшающимися к вершине черепичными крышами ярусов стоит на низком каменном основании. Далеко выступающие крыши с поднятыми углами создают светотень, подчеркивающую пластичность объема пагоды, а легкое навершие в виде короткого шпиля усиливает высотный характер всего сооружения.

В корейской архитектуре XVI—XVII вв., когда наблюдается значительный технический прогресс и творческое использование зодчими лучших строительных традиций прошлого, появляются различные светские и культовые сооружения, которые, не теряя связи со сложившимися национальными формами, все же свидетельствуют о новых поисках и стремлении к отходу от обычных норм. К числу таких сооружений можно отнести два замечательных павильона буддийских храмовых ансамблей Чананса и Кымсанса.

Лучшим храмовым сооружением этого времени корейские исследователи архитектуры считали павильон Тэыичжон монастыря Чананса, расположенный в Кымгансанских горах и признанный национальным сокровищем корейского народа. Он был разрушен во время войны.

Прямоугольный павильон Тэыичжон был сооружен из дерева на высоком каменном основании и увенчан парадной двухъярусной черепичной крышей, поддерживаемой сложной формы кронштейнами. Верхняя крыша, высоко поднятая по углам, как бы парила над тяжелой массой здания. Пролеты между столбами были закрыты ажурными решетками сложного геометрического рисунка.

Логичность структурных форм, их умелое и продуманное сочетание с декоративным оформлением здания — результат освоения зодчими классических традиций прошлых веков.

22. Сеул. Пагода монастыря Вонгакса, 1464 г. 23. Кымгансанские горы. Монастырь Чананса: 1 — павильон, начало XVII в.
22. Сеул. Пагода монастыря Вонгакса, 1464 г. 23. Кымгансанские горы. Монастырь Чананса: 1 — павильон, начало XVII в.; 2 — главный павильон
23. Кымгансанские горы. Монастырь Чананса: 2 — главный павильон

Сохранившийся павильон монастыря Чананса в Кымгансанских горах был сооружен в начале XVII в. Деревянное шестиугольное в плане здание на низкой, выступающей со всех сторон каменной платформе отличается строгой пропорциональностью своих масс (рис. 23,1,2). Высокие столбы с сильно разветвленными кронштейнами поддерживают шестиугольную черепичную крышу, края которой опираются на шесть тонких, высоких столбов, далеко отстоящих от стен павильона и образующих род обходной террасы вокруг него. Наружные стены павильона украшены декоративной живописью, что является своеобразной особенностью поздней корейской архитектуры. Орнаментальная роспись покрывает и все деревянные конструкции в верхней части здания.

24. Павильон Тэыичжон монастыря Бохенса в горах Механсан, 1765 г.
24. Павильон Тэыичжон монастыря Бохенса в горах Механсан, 1765 г.

Те же конструктивные решения использованы и в главном павильоне Тэынчжон монастыря Бохенса в горах Механсан в провинции Сев. Пхёнан (рис. 24). Монастырь был сооружен в период Корё, когда буддизм приобрел большое значение и в монастырях воздвигались торжественные павильоны с богато декорированными деталями.

Павильон Тэынчжон был сооружен позднее в 1765 г., но традиции, сложившиеся ранее в области декора, сохранились целиком в его пышном облике.

Пятипролетный павильон сооружен на высоком гранитном основании. Его массивная черепичная крыша с большим выносом не скрывает часто расположенных кронштейнов и балок, украшенных яркой живописью. Решетки стен главного фасада отличаются разнообразием своих ажурных узоров и тонкостью исполнения.

Монастырь Бохенса по праву также считается одним из наиболее достопримечательных памятников Кореи.

Своеобразным сооружением является также павильон Мирыкчжон храма Кымсанса (XVII в.), находящийся в Кимчже провинции Северная Чолла. Прямоугольный в плане павильон с пятью столбами со стороны фасада и с высокой трехъярусной черепичной крышей производит впечатление многоэтажного здания, хотя в действительности имеет лишь два этажа. Общая высота трех ярусов сильно выступающих крыш значительно больше высоты основного объема. Слегка уменьшающиеся объемы верхних крыш и приподнятые углы их не ослабляют впечатления огромной давящей тяжести кровли.

Нижний ярус крыши, выступая над стенами, опирается по углам на отдельно стоящие столбы, образующие обход вокруг здания. В делом павильон не лишен характера торжественности и парадности. В его сложном конструктивном решении можно видеть большие технические достижения зодчих XVI—XVII вв.

25. Окрестности г. Кванчжу. Павильон Чжантэ (Стан полководца), XV — XVI вв.
25. Окрестности г. Кванчжу. Павильон Чжантэ (Стан полководца), XV — XVI вв.

К такому же типу сооружений, но не культового назначения относится деревянный павильон Чжантэ (Стан полководца), построенный в XV—XVI вв. около г. Кванчжу. Павильон сооружен в форме открытого со всех сторон периптера, воздвигнутого на высоком восьмиугольном каменном основании, слегка суженном в верхней части (рис. 25). Шестнадцать мощных столбов несут двухъярусную черепичную крышу. Конек верхней, меньшей по объему крыши над центральной частью украшен головами драконов.

В главных населенных центрах Кореи в период правления династии Ли были возведены специальные гостиницы для представителей правящей знати, приезжавших из столицы. Сохранившееся здание гостиницы Тонмёнгвон в г. Сончхоне (провинция Южная Пхёнан), построенное первоначально в 1343 г. и реконструированное в 1768 г., дает достаточно полное представление о сооружениях такого типа (рис. 26).

Весь комплекс зданий гостиницы Тонмёнгвон расположен на берегу реки и занимает площадь 647 м2. Главное здание гостиницы и зал для заседаний и пиршеств, расположенный рядом с ним, сооружены из дерева в виде открытых павильонов на высокой платформе с массивными черепичными крышами, опирающимися на столбы. В здании гостиницы на верхнем этаже находится ряд закрытых помещений, вокруг которых проходит балкон.

Здание банкетного зала гостиницы, перекрытое крышей с большим выносом, также имеет балкон, обходящий открытый со всех сторон павильон, поддерживаемый множеством массивных столбов.

Классический памятник корейского зодчества павильон Тэсончжон в течение трех веков служил помещением школы конфуцианства. Прямоугольное в плане деревянное здание стоит на высоком каменном основании. Павильон увенчан высокой тяжелой черепичной крышей, поднятой по углам, с большими остроконечными фронтонами по боковым сторонам. Шесть выступающих столбов поддерживают род архитрава из кронштейнов и вынос крыши, образуя портик. Боковые пролеты здания закрыты стенами, которые с внешней стороны украшены декоративной живописью.

26. Сончхон. Гостиница Тонмёнгвон. Первоначально построена в 1343 г., реконструирована в 1768 г. 27. Сеул. Храм Неба, 1896—1898 гг.
26. Сончхон. Гостиница Тонмёнгвон. Первоначально построена в 1343 г., реконструирована в 1768 г. 27. Сеул. Храм Неба, 1896—1898 гг.

Среди построек позднего времени необходимо отметить храм Неба, сооруженный в Сеуле в 1896—1898 гг. и отличающийся своеобразием своей архитектуры (рис. 27). В настоящее время храм находится в саду гостиницы Чосон.

Храм неба, где правители в торжественной обстановке совершали моления о годовом урожае, был сооружен в отличие от круглого пекинского здания храма в виде восьмиугольного деревянного трехъярусного павильона с высокими черепичными восьмиугольными крышами, сильно выступающими над стенами. Величественное здание воздвигнуто на каменном основании, что усиливает впечатление парадности.

Для изучения истории корейской архитектуры большое значение имеют сохранившиеся постройки жилого типа.

Среди немногих старых жилых зданий наибольший интерес представляет архитектурный комплекс жилого дома, построенный в 1573 г. в Кэсоне, где в течение XVI—XIX вв. помещалась частная школа. Этот комплекс — характерный образец усадьбы богатого человека. Он состоит из ряда симметрично расположенных одноэтажных деревянных зданий с черепичными крышами, обнесенных высокой каменной стеной с трехчастными воротами с черепичной крышей с южной стороны.

В центре двора против ворот расположен главный павильон, служивший для приема гостей; здесь же иногда находились жилые комнаты хозяина. С западной и восточной сторон двора расположены два небольших здания подсобного характера. Позади главного павильона имеется сад и ряд небольших зданий для женского и детского населения дома.

В народном жилище Кореи старые традиционные формы сохранились вплоть до середины XX в. Крестьянские жилища в старых деревнях Кореи, как правило, примыкали друг к другу, теснясь вдоль улиц. Небольшие, одноэтажные прямоугольные в плане дома иногда достигают лишь 2—2,5 м высоты при ширине 3—4 м и длине 6—8 м (в Корее в жилищном строительстве обычно применялся модуль «кан», равный 3x3 или 5x5 м, в связи с чем определялись размеры здания и производилась заготовка отдельных строительных деталей).

Дома возводятся из бутового камня, но чаще применяют сплетенный при помощи соломенной веревки каркас из бамбука или гибких ивовых ветвей, который устанавливается между деревянными стойками и обмазывается с обеих сторон глиной с мелко рубленной соломой, а затем известью. В горных местностях встречаются также дома, целиком построенные из дерева и крытые гонтом.

Соломенные крыши крестьянских жилищ через 2—3 года перекрываются новыми слоями соломы и с годами достигают полуметровой толщины. В больших домах выносы крыши по фасаду поддерживаются столбами, образуя род портика.

Обычно дом, служебные постройки и внутренний дворик замкнуты глинобитной каменной, сравнительно невысокой стеной, тесно примыкающей к постройкам. 

Внутри, как правило, дом состоит из двух помещений — кухни и спальни. В кухне же хранятся и весь хозяйственный инвентарь, запасы продуктов, различная утварь. Оба помещения разделяются между собой легкими, тонкими перегородками и раздвижными дверьми, благодаря которым помещения можно объединить в одну большую комнату.

Глиняный, хорошо утрамбованный пол оклеивается толстой промасленной бумагой и покрывается циновками. Потолок оклеивают узорчатой бумагой. Свет во внутренние помещения проникает через ажурные верхние части дверей, а также раздвижные окна, которые на юге делают почти от пола. Окна закрыты деревянными резными решетками, затянутыми с внутренней стороны тонкой белой бумагой. Наружные двери из комнат и окна обычно выходят во внутренний двор.

Очень своеобразна система отопления «ондоль», встречающаяся и в других странах Дальнего Востока. Она состоит из топки в виде глиняного очага, расположенной в особом углублении на кухне. В очаг вмазаны также котлы для варки пищи. Горячие газы, идущие от очага, проходят в систему труб, находящихся под полом спальни и обогревают ее, уходя в дымовую вытяжную трубу, находящуюся снаружи у противоположной от кухни стороны дома.

В корейском крестьянском доме почти нет мебели, так как сидят и спят обычно на полу, а домашнюю утварь и постели убирают в особые стенные ниши. Едят за низким (около 30 см высоты) круглым столиком. Встречаются также небольшие сундучки для хранения мелких вещей.

Городское жилище вплоть до XX в. в своей основе было близко к крестьянскому и отличалось лишь размером и отдельными строительными деталями, а также каменным основанием, на котором оно обычно сооружалось.

28. Жилой дом зажиточной семьи. План
28. Жилой дом зажиточной семьи. План

Жилой дом зажиточной семьи состоял из ряда комнат и помещений, образующих прямоугольник с двором в центре (рис. 28). Но иногда дом имел Г- или П-образный план. На юге, где мягкий, теплый климат, между комнатами находятся открытые террасы «мару». Большие выносы крыши из серой черепицы также образуют открытые террасы около дома, главным образом со стороны внутреннего двора.

Комнаты городского жилого дома различными подсобными помещениями разделяются на мужскую и женскую половины.

Отопительная система «ондоль» также широко распространена и в жилищах городского типа, особенно в северных районах.

В городских домах деревянные решетки окон отличаются разнообразием орнаментальных узоров геометрического характера. В домах зажиточных горожан, помимо внутренних стенных шкафов, встречается различная мебель. Изысканностью отличаются большие лаковые шкафы, богато украшенные инкрустацией из голубого перламутра, служащие украшением приемных комнат. На мужской половине встречаются также низкие диваны, покрытые вышитыми покрывалами. Низкие круглые столики для еды и прямоугольные для занятий письмом и чтением, а также маленькие, низкие шкафчики для хранения одежды и туалетных мелочей, сундучки из ценных пород дерева, украшенные инкрустацией перламутром и металлическими замочками, служат убранством комнат. Стены комнат украшают свитками живописи или с каллиграфически исполненными надписями благожелательного характера.

Наружные стены домов также часто украшают живописью декоративного характера или благожелательными надписями.

Каменная или кирпичная ограда богатого жилища покрывается в верхней части черепицей и часто украшается узорной кладкой из разноцветных кирпичей.

29. Образец деревянных конструкций
29. Образец деревянных конструкций
30. Окрестности Сувона. Буддийский храм. Общий вид
30. Окрестности Сувона. Буддийский храм. Общий вид
31. Сеул. Дворец Чхандоккун. Узорчатая кладка стены
31. Сеул. Дворец Чхандоккун. Узорчатая кладка стены

В феодальной архитектуре Кореи нашло свое яркое выражение народное творчество, проявившееся как в решениях системы конструкций (рис. 29), так и в декоративных элементах зданий, замечательных по форме резных кронштейнах-тугонах, тонком ажурном узоре решеток, яркой красочной росписи стен и отдельных частей зданий (рис. 30, 31).

Многочисленные памятники корейской архитектуры феодального периода, сохранившиеся в северной и южной частях страны, являются ценным культурным наследием корейского народа. Они свидетельствуют о большом художественном вкусе корейских зодчих и глубоком понимании задач, которые ставились перед ними на протяжении веков, о своеобразии конструктивных систем и декоративных приемов, применявшихся при сооружении парадных зданий светского или культового характера.

Замечательные традиции корейской архитектуры, сложившиеся в древности, благодаря упорству и одаренности народа продолжали жить и развиваться на протяжении веков, несмотря на постоянные вторжения врагов на территорию Кореи и ее оккупацию иноземными завоевателями.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)