Архитектура Монголии XIII–XV вв.

Глава «Архитектура Монголии XIII–XV вв.» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Щепетильников Н.М.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В древние и средние века на территории Монголии создавались и исчезали государства кочевых племен: гуннов, сянбийцев, огузов, уйгуров. По всей Монголии рассеяны каменные могильники (керексуры), каменные плиты с надписями и рельефами, каменные черепахи и каменные бабы — следы жизни этих народов.

До XII в. монгольский народ не существовал как единое целое. Слово «монгол» до Чингис-хана не имело широкого распространения.

Объединив монгольские племена и создав сильную конную армию с железной дисциплиной, Чингис-хан захватывает сопредельные с Монголией территории, а затем переносит свои захватнические войны на запад и в Северный Китай. В результате возникла огромная империя, равной которой по размеру еще не было в мире, существовавшая на беспощадной эксплуатации трудового народа покоренных стран и на эксплуатации самих кочевников-монголов.

Наследник Чингис-хана Угедей-хан (1228—1241) достроил заложенную Чингис-ханом на Орхоне, в центре монгольских степей, столицу империи г. Каракорум. Завоевательные походы продолжались как при Угедей-хане, так и при последующих правителях Монголии.

Схематическая карта Монголии
Схематическая карта Монголии

Хубилай-хан (1260—1294), изменив завету своих предшественников — царствовать над покоренными народами из глубины монгольских степей, перенес в 1289 г. столицу империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин). В 1271 г. он объявляет себя императором Китая, положив начало новой Юаньской династии.

Монгольская империя в это время достигает грандиозных размеров (от Тихого океана до Днестра, от Твери до Ганга), но она уже не является единым целым. Фактически Хубилай-хану подчинялись лишь Монголия и Китай, а остальная часть империи представляла собой отдельные монгольские государства (Золотая Орда, Царство ильханов, Джагатайское ханство).

В результате внутренних противоречий и освободительной борьбы покоренных народов Монгольская империя в XIV в. начала распадаться.

Архитектурные памятники Монголии XIII—XV вв. не сохранились до наших дней, если не считать незначительных остатков монгольских городов того времени. Изучение архитектуры Монгольской империи возможно лишь в результате тщательных исследований письменных источников (китайских и монгольских летописей, записей путешественников) и археологических материалов.

Развитие монгольской национальной архитектуры шло путем эволюции архитектуры народного жилища — юрты. Именно юрта лежала у истоков монгольского зодчества начиная с XIII в. и кончая началом нашего столетия.

Жилище монголов. В условиях кочевого скотоводства необходимо было легкое, переносное жилище.

Жилища монголов XIII в. можно подразделить на два типа: сборно-разборные юрты и передвижные жилища — «черные» телеги и юрты, установленные на телеги.

1. Юрты монголов, XIII в. 1 — юрты и «черные» телеги монголов (по Г. Юлу) 1. Юрты монголов, XIII в. 2 — юрта Чингис-хана. Реконструкция (рисунок из издания 1865 г.)
1. Юрты монголов, XIII в. 3 — юрты на колесах, предназначенные для перевозки бурханов (рисунок из издания 1865 г.) 1. Юрты монголов, XIII в. 1 — юрты и «черные» телеги монголов (по Г. Юлу); 2 — юрта Чингис-хана. Реконструкция (рисунок из издания 1865 г.); 3 — юрты на колесах, предназначенные для перевозки бурханов (рисунок из издания 1865 г.)

Юрта монголов состояла из двух основных частей: каркаса и покрытия. Форма юрты определялась сочетанием двух объемов: нижнего (стены) в виде цилиндра и верхнего (крыши) в виде усеченного конуса (рис. 1, 1).

Каркас стены выполнялся или из переплетенных тонких прутьев и палок (по типу плетня), или из деревянной решетки, связанной тонкими волосяными веревками. Каркасом кровли служили тонкие жерди, нижний конец которых привязывался к каркасу стены, а верхний — к круглому деревянному обручу или кольцу. Вся юрта выполнялась без применения металла. Покрытием юрты служили войлок, шкуры животных и циновки из камыша.

Летом плетневые стенки юрты вообще не покрывались, обеспечивая хорошее проветривание. Решетчатые стены закрывались летом тонкой циновкой из камыша. Войлок, хорошо сопротивляющийся промоканию, применялся только для покрытия крыши.

В холодную погоду войлоком закрывали и стены непосредственно по решетке или поверх камышовых циновок. В старинных летописях упоминаются чаще всего «белые юрты», следовательно, юртовый войлок был белого цвета. Дверной проем в юрте обычно закрывался куском войлока. В богатых юртах этот войлок покрывался узорами в виде аппликации или раскрашивался.

Свет проникал в юрту через верхнее отверстие, а летом через дверь. Для отопления применялись простейшие очаги из камней (типа костра) или жаровни, устанавливаемые в центре юрты. Дым выходил по-черному — через верхнее кольцо кровли. Сидели и спали в юртах на кошмах.

Уже в XIII в. у монголов существовал обычай, сохранившийся и до наших дней, ставить юрты дверью на юг.

Юрта служила жилищем не только простому народу, но и монгольской знати. Для особо торжественных случаев у монгольских ханов существовала огромная юрта, вмещавшая несколько сот человек, называемая Большой Золотой Ордой, Большой Золотой ставкой или Золотым шатром. Столбы и порог такой юрты были обиты золотом.

Вторым видом сборно-разборного жилища монголов являлись палатки и шатры, используемые только как временные жилища, во время коротких остановок при перекочевках, путешествиях и военных походах.

Жилища, установленные непосредственно на колеса, — «черные телеги» или «черные» кибитки — получили свое название от цвета войлока, которым они были покрыты.

Другим видом жилищ, установленных на колеса, следует считать юрты, поставленные на специальные телеги, квадратные в плане.

Жилища, поставленные на колеса, к XVI в. у монголов почти исчезают благодаря появлению совершенной сборно-разборной конструкции юрты, позволяющей в очень короткое время собрать ее и удобно перевозить на вьючных животных. [Переход по степи с вьючными животными несравненно более быстрый, чем с монгольскими телегами, имеющими тяжелые деревянные колеса, неподвижно насаженные на вращающуюся ось.]

Нежилые сборно-разборные постройки. Упоминавшаяся выше огромная юрта монгольских ханов — Большая Золотая Орда — служила переносным дворцом и предназначалась в основном для торжественных приемов (рис. 1,2).

Ханские дворцы кочевых племен Центральной Азии выполнялись в виде больших юрт и огромных палаток-шатров.

О еще более грандиозных шатрах, существовавших у Хубилай-хана, сообщает Марко Поло. Шатер Хубилая, предназначенный для аудиенций, по его мнению, мог вместить 10 000 человек. Что касается конструкции шатров, то «каждый из них поддерживается тремя деревянными столбами превосходной отделки, покрытыми позолотой. Снаружи шатры покрыты львиными шкурами, раскрашенными белыми, черными и красными полосами и так плотно сшитыми вместе, что ни дождь, ни ветер не могут проникнуть сквозь них. Внутри они обиты горностаями и соболями».

В летней резиденции Хубилай-хана Шан-ду на территории царского зверинца находился сборно-разборный дворец оригинальной конструкции, выполненный из бамбука и пальмовых циновок.

Юрты и сборно-разборные постройки использовались у кочевых народов и для культовых целей (рис. 1, 3).

Градостроительство. До XII в. пока скот и пастбища были коллективной собственностью родовой общины, у монголов существовал куренной способ кочевания. Курень — это стойбище, состоящее из отдельных юрт, расположенных по кругу. О размерах куреня можно судить по словам Рашид-ад-дина: «В ту эпоху тысячу кибиток, располагавшихся таким образом, считали за один курень».

В результате перехода основного богатства кочевников — скота — в собственность отдельных лиц и образования степной аристократии произошел переход от куренного способа кочевания к аильному. Обычно аил (чаще всего 2—5 юрт) принадлежал одной семье, кочующей вместе со своими работниками. Естественно, что переход от куреня к аилу, к индивидуальному хозяйству (т. е. к образованию классового феодального общества) происходил благодаря выделению из куреня в первую очередь богатого кочевника. Кочевание аилами сохранилось у монголов до нашего времени.

Основной принцип куреня — размещение построек по кругу — не исчез у монголов и с упразднением куренного кочевания он сохранился в схеме расположения военных лагерей.

Однако не только военные лагеря, но и первые населенные пункты монголов — орды — строились также по принципу кольца. Возникшие в XVI в. и сохранившиеся в ряде мест Монголии до XX в. кочевые монастыри безусловно повторяли традиции куреня.

Имеются сведения о первых ордах, возникших при Чингис-хане, например о ставке Отчигин-найона. «Великий князь Огинь» (Отчигин-найон), по-видимому, был первый зодчий монголов XIII в. По сообщению Рашид-ад-дина «...среди монголов Отчигин-найон отличался (своей) большой любовью к строительству и везде, куда ни приходил, он строил дворцы (сарай) и загородные дворцы (кушк) и разбивал сады (баг)». В первой половине XIII в. в результате большого строительства орд в Монголии у большинства великих князей — близких родственников Чингис-хана — появилась особая должность главного зодчего.

Особый интерес представляют так называемые Великие Орды Чингис-хана, созданные для четырех его главных жен. Как известно из китайских источников, все они были непереносные, что говорит о существовании в первой половине XIII в. в Монголии стационарных (оседлых) населенных пунктов с монументальными зданиями; обычные же орды были переносными, т. е. являлись кочевой резиденцией хана, кочевым населенным пунктом.

В XIII в. орды были рассеяны по всей территории Монголии. Ставка князя, хана или его жены могла переноситься, но населенный пункт, образовавшийся около нее, продолжал существовать, что говорит о наличии в таких населенных пунктах капитальных построек.

Некоторые орды были окружены земляными валами. Между собой орды были связаны дорогами. Следовательно, орды были не только резиденциями князей, но и первыми населенными пунктами монголов.

Единственным крупным городом, существовавшим в Монголии с начала XIII в., был Каракорум, о котором впервые Европа узнала от Плано Карпини (XIII в.).

В старинных китайских источниках указывалось, что знаменитый город должен был находиться в долине р. Орхон. Русским монголистом проф. А.М. Позднеевым в монгольской летописи «Эрдэнийн эрихе» найдено конкретное указание о местоположении Каракорума у старейшего монгольского монастыря Эрдени-цзу на правом берегу р. Орхон, где он был обнаружен в 1889 г. русским путешественником-археологом H.М. Ядринцевым.

Ученые предполагают, что Каракорум был первоначально одной из орд Чингис-хана. По китайским источникам определена дата его возведения — 1220 г. Первоначально Каракорум представлял собой огромное скопление юрт и «черных» телег, расположенных на живописном берегу Орхона.

В центре города возвышались ханские шатры и юрты. Возможно, что уже в это время появились и первые капитальные постройки. Город получил название Хара-Хорум («черный» лагерь), откуда произошло позднейшее название Каракорум.

Подготовительные мероприятия по широкому строительству города были проведены еще при Чингис-хане. Во время походов в Китай и Среднюю Азию пленные мастера и ремесленники направлялись в Монголию, так как сами монголы, прирожденные кочевники, не имели навыков в строительстве капитальных зданий.

2. Каракорум. Ханский дворец; XIII в. (рисунок из издания 1735 г.)
2. Каракорум. Ханский дворец; XIII в. (рисунок из издания 1735 г.)
3. Каменная база деревянной колонны портика Голсумэ в Чойчжин-Ламайн-сумэ
3. Каменная база деревянной колонны портика Голсумэ в Чойчжин-Ламайн-сумэ

В 1234 г. по приказанию Угедей-хана в Каракоруме был воздвигнут китайскими мастерами ханский дворец, который располагался в юго-западной части города (рис. 2).

При раскопках Каракорума советско-монгольской экспедицией в 1948 и 1949 гг. были изучены городские кварталы, а также остатки дворца Угедея. По данным современных раскопок дворец представлял здание с размерами в плане 40x70 м. Перекрытие дворца опиралось на 64 деревянные колонны, поставленные на массивные гранитные базы, что указывает на использование традиций китайского зодчества (рис. 3).

В 1235 г. Каракорум был обнесен стеной, вероятно, глинобитной, до нашего времени дошедшей в виде невысокого вала, который окружает вытянутую с юга на север прямоугольную территорию длиной 2 и шириной 1 км. Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, образующими несколько улиц.

Центральные кварталы города окружали площадки, предназначавшиеся для размещения юрт. Подобное сочетание монументальной застройки с площадками для юрт встречается и позже в некоторых монастырях Монголии, возникших после XVI в.

По описанию Рубрука [С.В. Киселев, руководивший советско-монгольской экспедицией в Каракоруме, пришел к выводу, что совпадения результатов раскопок с описанием Рубрука в ряде случаев поразительны.] Каракорум делился на две части: мусульманскую, где был расположен городской базар, и китайскую, где жили преимущественно ремесленники. Кроме того, имелся отдельный квартал, занятый казенными зданиями, в которых была расположена государственная канцелярия. Около каждых городских ворот торговали определенными товарами.

По данным Рубрука, в городе находилось 12 храмов, в большинстве своем, вероятно, буддийских, но среди них были также две мечети и даже одна христианская церковь. Известно, что Чингис-хан рекомендовал своим преемникам не оказывать предпочтенья никакой религии.

В 1256 г. в конце царствования Мункэ-хана в Каракоруме был воздвигнут огромный буддийский храм. Его описание приводится в Мен-гу-ю-му-цзи («Записки о монгольских кочевьях»). Очень интересно упоминание о «дворцовой строительной палате», создание которой, очевидно, было продиктовано значительным размахом строительства.

Судя по материалам современных раскопок, к востоку от города располагались пашни, орошаемые каналами.

В середине XIII в. Каракорум достиг апогея своего блеска и величия. К его стенам сходились нити мировой политики, здесь решались судьбы бесчисленного количества стран, народов и племен. К Каракоруму были проложены дороги от главнейших городов сопредельных стран.

После смерти Мункэ-хана начинается постепенное угасание Каракорума. Междоусобные войны монгольских племен неоднократно разрушали Каракорум.

В 1380 г. войска освободившегося от монгольского гнета Китая сильно разрушили Каракорум, хотя город частично продолжал существовать и позднее. Последнее упоминание о городе мы встречаем в истории при описании походов предводителя южных монголов Алтан-хана, отнявшего в 1552 г. у ойратов (западных монголов) захваченный ими город Каракорум. Остатки города ко времени постройки в 1586 г. древнейших храмов Эрдени-цзу представляли собой развалины, из которых мастера Абатай-хана извлекали ценный строительный материал.

Каракорум в основном был построен руками пленных мастеров из Китая и Средней Азии, что несомненно повлияло на характер его архитектуры. Дошедшее до нас описание архитектуры Каракорума и современные раскопки в городе показывают, что национальное зодчество монголов, развивавшееся по пути сборно-разборного строительства, не повлияло на характер его архитектуры.

Работа советско-монгольской экспедиции 1948-1949 гг. и последующие археологические исследования экспедиции Академии наук СССР в 1956—1959 гг., когда были проведены раскопки Каракорума, древнемонгольских городов на р. Хирхира и в урочище Дён-терек, а также дворцового комплекса в Кондуе, привели к научно обоснованному выводу о существовании древнемонгольских городов и значительной роли их в развитии монгольского общества.

Эти города возникшие вместе с образованием монгольского государства Чингис-хана и его преемников были не только военно-административными центрами, но и средоточием ремесленников и торговли. Результаты раскопок позволяют говорить о довольно высоком уровне градостроительства и архитектуры Монголии XIII—XV вв.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)