Архитектура Марокко IX—XVIII вв.

Глава «Архитектура Марокко», «Всеобщая история архитектуры. Том 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв.». Автор: Воронина В.Л.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Веймарна Б.В., Лаврова В.А., Прибытковой А.М., Усейнова М.А., Халпахчьяна О.Х. Москва, Стройиздат, 1969


В 788 г. фатимид Идрис, скрываясь от Аббасидов, прибыл в Крайний Магриб, где он вскоре сплотил из местных земель самостоятельное государство. На обильном водой и ключами уеде Себу была основана резиденция — город Фес. Местоположение столицы имело ряд преимуществ. Здесь скрещивались пути из Среднего Магриба к океану и из Танжера к югу, а в окрестностях находились залежи строительных материалов. В Фесе поселились политические эмигранты из Кордовы и Кайруана. Этим объясняется название заложенной в 859 г. Большой мечети Каравийин (мечеть кайруанцев). Идрисидское государство вскоре распалось на отдельные, княжества, а в 974 г. стало добычей кордовского халифата. Памятников зодчества от этого времени не сохранилось, за исключением некоторых частей перестраивавшейся и расширявшейся мечети Каравийин.

Альморавиды были берберы-кочевники из Западной Сахары. Движение за веру зародилось в рибате, построенном у берегов Мавритании. В середине XI в. альморавиды (ал-мурабитун — люди рибата), возглавляемые Юсефом Ибн-Ташфином, двинулись на север. В 1062 г. к северу от Атласских гор был построен лагерь (впоследствии столица юга Марокко — Марракеш). В 1082 г. Альморавиды достигли на востоке города Алжира. Призванный поддержать ислам в Испании против наступления христиан, Ибн Ташфин к началу XII в. присоединил к своей империи почти половину Пиренейского полуострова, где альморавиды из союзников превратились в победителей.

Если Андалусия оказалась провинцией Магриба в политическом отношении, то в области культуры она была метрополией для сахарских племен, распространившихся по северу Африки. Альморавиды вывозили из Андалусии мастеров и их изделия, приглашали архитекторов строить в Фесе и Марракеше. Первое время характер зодчества в соответствии с идеологией борцов за веру был суров (эта стадия отражена в мечетях Алжирии). Но Альморавиды быстро восприняли в Андалусии вкус к роскоши и утонченному искусству.

Традиции омейядской Испании получили на африканском берегу особый оттенок. Встретившись здесь с восточными влияниями, они образовали синкретическое искусство, сплав разнородных, в основном, андалусских элементов. К последним относятся прежде всего строительные методы — кладки из бетона, стропильные покрытия с черепичной кровлей, купола на нервюрах и, возможно, многолопастные арки. План же мечетей, пилоны в качестве опор, стрельчато-подковообразные арки, резной стуковый декор, сталактиты идут с Востока — из Ифрикии, Каира, Двуречья.

Альморавиды строили многочисленные укрепления для защиты от непокорных горских племен. По пути на север был основан в 1062 г. Марракеш, где и построили маленькую касбу со стенами из грубо околотого камня, положенного казематным способом с заполнением из глины. Сам город окружили стеной из битой глины с каменными воротами. В 30 км к юго-востоку от Марракеша стоит на плато обширная крепость Тасгимут, охранявшая в то время подходы к городу с наиболее опасной стороны — Высокого Атласа. Ее стены из камня и глины толщиной до 2м с редко поставленными прямоугольными башнями тянутся на 3,5 км. Со стороны Рифа господствует над долиной Уэрги вытянутый по гребню горы полигон крепости Амаргу с двойной стеной из дикого камня. Круглая форма ее башен не типична для архитектуры Марокко, как и для Магриба в целом.

Очень немногое сохранилось в Марокко от гражданской архитектуры альморавидов. Альморавидские дворцы известны лишь по письменным источникам. Зато два уцелевших памятника культового и коммунального назначения — мечеть Каравийин в Фесе и Кубба Баадийин в Марракеше — представляют собой настоящие произведения искусства. Они свидетельствуют о том, что выраженный в алжирских мечетях пуританизм первых созданий того периода сменился творческим взлетом, где получила свободу фантазия зодчего и художника-орнаменталиста.

Фес. Мечеть Каравийин, IX, X, XI вв.
Фес. Мечеть Каравийин, IX, X, XI вв. 1. Фес. Мечеть Каравийин, IX, X, XI вв. План. Купола

Первоначальное здание мечети Каравийин 859 г. было невелико и вмещало лишь четыре поперечных нефа. Расширенная в 956 г., а затем в 1135 г., она относится в основном к альморавидскому времени (рис. 1). План мечети в ее современном виде — неправильный четырехугольник 74,5 × 82,5 м. Десять поперечных нефов уходят вглубь на 46 м и разделяются на 21 арочный пролёт. С двух сторон двора выделены по четыре продольных нефа. На третьей, западной стороне двора стоит минарет. В мечеть ведут 12 дверей — четыре на северном фасаде и по четыре с востока и запада. С юга пристроены поминальная мечеть, библиотека и помещение имама. Нефы связаны аркадами, из которых две выделяют осевую галерею, две другие разрезают зал на четыре части. Над нефами тянутся параллельные ряды двускатных черепичных кровель.

Опоры в большинстве крестового плана; арки старой части подковообразные. Осевая галерея начинается во дворе деревянным аназа и ведет к михрабу. Ее покрывают пять куполов. Первый из них (956 г.), двойной, высится позади аназа. За ним следуют другие — на нервюрах и двойной сталактитовый (он покрывает два нефа), их завершает купол над михрабом. Сталактитовыми куполами покрыты также глубокий михраб и кубба поминальной мечети: здесь Альморавиды широко использовали искусство Хаммадидов, тогда как в Андалусии сталактитовые купола появились только при Альмохадах. Формы куполов поражают разнообразием: дробная масса сот купола у михраба и прямоугольного свода в осевом нефе, ложчатые чаши с розетками двух других куполов осевого нефа. Сталактитовые купола Каравийин — самые ранние в Марокко.

С потолка среднего нефа опускаются на цепях богатые бронзовые люстры. Резной стук Каравийин, изысканный по замыслу и мастерству исполнения, обогащен многоцветной росписью. Пальметты и аканты растительного узора сочетаются в нем с эпиграфическим орнаментом куфи и плавного курсива. В подкупольных системах богатая пластика орнаментальных вставок оттеняется спокойной гладью вогнутых поверхностей; под куполами и даже среди сталактитов расцветают вверх нарядные букеты растительных мотивов. Обилие и богатство орнамента Каравийин побудило впоследствии ревнивых Альмохадов скрыть резной декор мечети под слоем гладкого стука, с тем чтобы он не мог затмить убранство главной альмохадской мечети Кутубийи. И лишь во время реставрации 1950-х годов были открыты сокровища декора Каравийин.

Мечеть Каравийин стала в Магрибе центром учёности, каким была египетская ал-Азхар.

Марракеш. Кубба Баадийин, нач. XII в. План, разрез, парус
2. Марракеш. Кубба Баадийин, нач. XII в. План, разрез, парус

Кубба Баадийин, хотя и миниатюрная по размерам, заслуживает не меньшего внимания. Название Куббы определяет в данном случае не функцию, а форму памятника: это не гробница святого, а чисто утилитарное сооружение — павильон с бассейном для омовений. Баадийин, или Барудийин, — названия соседних улицы и базарчика. Кубба Баадийин вместе с цистерной и фонтаном (открыты раскопками) образовала группу, связанную с мечетью Али бен-Юсефа, и предположительно датируется началом его правления (1106—1142 гг.), т. е. началом XII в.

Кубба представляет собой прямоугольный павильон 7,3 × 5,35 — 5,45 м с шестью арками в стенах — по две в длинных и по одной в коротких сторонах. Тяги фасада отчеркивают второй ярус постройки с пятью арками по длинным и тремя по коротким сторонам; в интерьере это деление на ярусы осуществляется выкружкой. Стены сложены из рядов попеременно камня и кирпича; покрытие кирпичное. 

Своеобразна конструкция купола с двойной оболочкой (рис. 2). Легкий декоративный внутренний купол перекрыт массивным внешним. Конструкция внутреннего купола делится на три зоны: зона пересечения восьми многолопастных арок; пояс из восьми миниатюрных арочек; ребристая скуфья-розетка. Две первые зоны образуют невидимый извне барабан. Арки нижней зоны связаны с фасадом посредством промежуточного пространства — уже от карниза начинается двойная структура венчающей части. Образуемая арками в плане восьмилучевая звезда оставляет пустыми углы помещения, заполненные декоративными куполками с двойным ярусом арок и венчающей раковиной. Воздушная конструкция укреплена деревянными связями, которые у пят арок имеют форму крестовины, заделанной двумя концами в кладку стены, а у пят купола уравновешены лежащими по углам барабана каменными блоками. Оболочка купола состоит из нервюр (кирпич на ребро) и заполнения (кирпич плашмя) на алебастре. Система не встречает полных аналогий, напоминая лишь деталями ажурный купол Тлемсена и декор кайруанской мечети. Сама идея двойного купола чужда Магрибу, где декоративные купола покрывались четырехскатной кровлей, и уводит к восточной традиции.

Внешне облик куббы скромен: стрельчато-подковообразные и многолопастные арки, гладкие стены, увенчанные зубцами. Только оболочка внешнего купола орнаментирована рельефом аркатуры у основания и звездчатым рисунком вверху (линии узора образованы нанесенным по кирпичу алебастровым раствором). Эта особенность необычна для Магриба. Внутри поражает богатство растительного орнамента парусов, отмеченных по нижнему ярусу в виде медальонов сильно выступающим мотивом раковины. Узоры каждого паруса неповторимы. Софиты обрамляющих торцовые проемы двух полуциркульных арочных ниш украшены геометрическим орнаментом с ложчатым куполком в замке. Карниз-выкружка несет затейливую вязь надписи с именем Али бен-Юсефа. Резной алебастровый декор был полихромным. Стиль и декор кубба бесспорно близки мечети Каравийин.

Господство сахарцев-Альморавидов оказалось непрочным. В горах Высокого Атласа сложилась берберская община Альмохадов, создавших ещё более обширную империю, охватившую весь север Африки. Подчинение Западного Магриба завершилось в 1148 г. Поборники чистоты ислама, Альмохады, вначале отрицали декор в архитектуре и даже, если верить источникам, способны были уничтожать богатую отделку старых зданий. Но вскоре они, подобно Альморавидам, оценили архитектуру как условие комфорта и поддержание престижа. К концу XII в. строительство достигло большого размаха и пышности. В нем были совмещены школы Андалусии и Ифрикии. Это была фаза наивысшего расцвета испано-магрибского зодчества.

В строительстве использовались различные материалы — бетон, кирпич, камень (дикий или грубо околотый). Городские укрепления возводились преимущественно из бетона с каменными башнями. Стены мечетей обычно выкладывались из разнородных материалов, минареты строились из камня, пилоны и арки из кирпича.

Подковообразные арки удерживаются лишь в михрабах: их вытесняет подковообразно стрельчатая форма с очень слабо выраженной стрелой — зодчие находили своеобразное очарование в таком едва намеченном изломе вершины проема. Эта форма занесена из Ифрикии, где она употреблялась уже два столетия.

Там, где был нужен декоративный акцент, — в обрамлении входа, михраба и близлежащих к нему арках галерей в пролетах осевого нефа — вводятся многолопастные арки (давно известные в Ифрикии и у Фатимидов Египта). Еще более усложненным вариантом являются арки фестончатые и с ламбрекенами. Разумеется, следовало связать с опорой начало зубчатой кривой, и пяты декоративных арок оформляются в виде опрокинутых консолей. Разделяющие лопасти ребра, если их продлить на всю ширину арки, могут нарушить ее изящество, поэтому толща арки иногда разрезается как бы на две фестончатые плиты, промежуток между которыми занимает углубленный ребристый или орнаментированный софит иногда со сталактитами.

Арки простого стрельчатого типа (проем Баб Агвенау) редки. Полуциркульные арки играли лишь подсобную роль в малых проемах входов или окон. В городских воротах, порталах мечетей, михрабах основная арка обводится двумя-тремя декоративными, очертания которых не повторяются. Внешняя арка на уровне пят заключается в кадр прямоугольного очертания (квадрат или лежачий прямоугольник).

Четко определились формы и рисунок плана мечети. Её базиликальные нефы увязаны системой более широких осевой, трансептальной и крайних боковых галерей. Двор вытянут в направлении, поперечном оси мечети. Минарет ставился у северной стены. Это квадратная башня, увенчанная фонарем тоже квадратного сечения под куполом. Идеальной пропорцией считалось отношение ширины к высоте как 1:4 (без фонаря). В крупных минаретах лестница заменялась пандусом, а посредине выделялось купольное помещение.

В распределении типов арок и декора наблюдается определенное соподчинение: осевой и поперечный нефы отделывались богаче. Этим подчеркивается их особая роль — один определяет ось здания и ведет к михрабу, другой тянется вдоль стены с михрабом, указывая направление киблы. Эти нефы, преимущественно места пересечения трансептального с осевым и боковыми нефами, покрыты сталактитовыми куполами и потолками артесонадо. Неф вдоль киблы выделяется нарядными арками, особенно — квадраты пересечения. Вокруг арки михраба сосредоточен богатый резной орнамент; над ним прорезаны два-три зарешеченных окна. Правилу иерархии подчинены и капители декоративных колонок. Соблюдалось также возрастание насыщенности декора от основания к верху стен.

Декор пополняется новыми видами. С Востока заимствованы глазури. Изразцовые плитки зеллидж покрывают панели стен и фриз минаретов. Из Андалусии вышли наборные кедровые потолки артесонадо (местное название — бершла) трапециевидного сечения. Минбары мечетей Каравийин и Кутубийя, инкрустированные ценным деревом и слоновой костью, принадлежат к лучшим произведениям этого вида.

Внешние стены мечетей разделялись лопатками на арочные ниши и завершались карнизом под черепичной кровлей.

Тинмель. Мечеть, сер. XII в. План
3. Тинмель. Мечеть, сер. XII в. План

Колыбелью нового движения за веру стал Тинмель, селение в долине Высокого Атласа. Превосходный стратегический пункт, он был укреплен двумя стенами, перегораживавшими узкую долину на расстоянии 500 м друг от друга. В Тинмель, резиденцию основателя общины Ибн Тумерта и некрополь династии, стекались многочисленные паломники. Возведенная в середине XII в., мечеть в Тинмеле ещё невелика (48 × 46,6 м) и в связи с этим, вероятно, отсутствует галерея на северной стороне двора (рис. 3). Особенность мечети — прямоугольного сечения минарет, поставленный над михрабом. В остальном здание несет печать вкусов того времени.

Марракеш. Мечеть Кутубийя, 1153 г. Минарет, интерьер
Марракеш. Мечеть Кутубийя, 1153 г. Михраб, оформление окна минарета, план
4. Марракеш. Мечеть Кутубийя, 1153 г. Минарет, михраб, оформление окна минарета, план, интерьер

Обосновавшись в Марракеше, Альмохады принялись украшать этот «Багдад Запада». Гордость Марракеша, мечеть Кутубийя, на протяжении нескольких лет была отстроена дважды, видимо на месте уничтоженной Альмохадами альморавидской мечети Али бен-Юсефа. Первоначальное здание 1146 г. не сохранилось. В 1153 г. выстроено второе (поводом, возможно, послужило намерение исправить ошибку ориентации киблы, которая, впрочем, во втором варианте еще более уклоняется от направления на Мекку). Обе Кутубийи существовали одновременно, имея общую стену — от этого план второй мечети получился трапециевидным (рис. 4).

Кутубийя — одна из крупнейших мечетей Магриба; ее 17 нефов занимают в ширину до 92 м. Более толстые крестовидные пилоны выделяют соответствующую дворовому фасаду среднюю часть зала. Декор нефов, так же как и в Тинмеле, скупой — геометрические фризы под потолком. Главное украшение мечети — ее купола. В трансептальном нефе пять сталактитовых куполов перемежаются потолками артесонадо, в осевом нефе пять шатров артесонадо. Трансептальный неф и пространство михраба выделены сталактитовыми арками; над крестовыми пилонами перекинуты многолопастные арки. Значение Кутубийи заключается в цельности единовременного ансамбля с его отчетливым планом и ясно выраженным стилем эпохи. Строгая перспектива аркад, чистота линий, собранность декора и непревзойденная красота минарета делают Кутубийю одной из вершин архитектуры Магриба. Строителем ее был предположительно ал-Хадж Яиш, уроженец Малаги. Мечеть обладала богатой библиотекой, отсюда и пошло ее название (кутб — книга).

Каменный минарет закончен несколько позже мечети, но в пределах третьей четверти XII в. До Кутубийи минареты Крайнего Магриба были малы и невыразительны; теперь появляются черты, определившие в дальнейшем облик североафриканских минаретов. Минарет Кутубийи достигает 67,5 м высоты и 12,5 м ширины, с отношением размеров 5:1. Высота членится на пять ярусов, из которых нижний имеет с трех сторон гладкие стены, верхний образует фонарь. Оформление основных трех ярусов на каждом фасаде разное, но уравновешенное по пятнам: в двух ярусах это арочное обрамление сгруппированных по два — четыре окна и ниши, в третьем — декоративный рисунок многолопастных арок на колонках. Рельеф арок образует штукатурка по выступающему камню. Этот элемент впоследствии все более развивается. Им украшен фонарь под ребристым куполом с шарами золоченой меди на шпиле. Квадратная башня завершается глазурным геометрическим фризом и зубцами. Новый прием — росписи по стуку в полях слепых арок и аркатур (растительный, реже геометрический рисунок в два цвета — красный и охристо-жёлтый).

В минарете поражает не только гармония форм, но и красок, где бело-голубые тона фриза и пятна рассеянных по фасаду фиолетово-синих глазурей оттеняют красноватую фактуру камня. Таким образом, минарет, простой в композиции, богато декорирован. Внутри минарета скрыты семь расположенных один над другим залов, покрытых сводами и разнообразными декоративными куполами.

Легенда гласит, что минарет Кутубийя — один из трех величайших минаретов Магриба, возведенных севильским зодчим Джабаром. Два другие — башня Хасана в Рабате и Хиральда в Севилье. Действительно, всех их объединяет единый стиль. Однако эти минареты разновременны. Марракешский минарет, самый ранний из них, возглавляет эволюцию типа, установившегося во всем Магрибе до XX в.

Рабат. План города
5. Рабат. План города: А — Касба Удайа; Б— медина; В — Шелла; Г — рабат; Д — новый город; 1 — стены XII в; 2 — стена XVII в.; -3 — стена XVIII в. (снесена); 4 — ворота Касбы; 5 — Баб-ал-Алу; 6 — Баб ал-Хад; 7 — Баб ар-Руа; 8 — мечеть Хасана; 9 — дворец султана; 10 — Агведаль; 11 — акведуки
Рабат. Ворота Баб ар-Руа, XII в. Общий вид, план
6. Рабат. Ворота Баб ар-Руа, XII в. Общий вид, план

Первый альмохадский халиф Абд ал-Мумин создал в 1150 г. на океанском побережье оплот борьбы за веру Рабат ал-Фатх. Этот укрепленный лагерь площадью 5,5 га, расположенный в устье уеда Бу Регрег, на его левом берегу, соответствует нынешней Касбе Удайя. В 1185—1189 гг. халиф ал-Мансур сделал Рабат столицей, расширив его территорию до 419 га (рис. 5). Город получил форму трапеции. С севера и востока Рабат омывался рекой и океаном, с запада и юга его опоясывали бетонные стены. Отвесная зубчатая стена с галереей для стрелков на ее гребне шириной около 2,5 м и высотой более 10 м тянулась на 5263 м; еще и теперь насчитывается 74 прямоугольных башни. Над городом господствует на скале Касба Удайя. В городе пять ворот, не считая ворот касбы.

Городские ворота в Марокко по праву занимают особое место в истории архитектуры. Арка ворот открывается между двумя прямоугольными башнями; внутрь города ведет под куполами и сводами коленчатый ход. Одетые камнем ворота Рабата с богатым кружевом резного орнамента принадлежат к лучшим произведениям зодчества Магриба. Они имели скорее парадные, нежели военные функции, — это городские пропилеи, где совершались торжественные приемы и где иногда вершился суд. Наиболее сложны по плану ворота Баб ар-Руа в Рабате (рис. 6). Красноватый камень Баб Агвенау в Марракеше придает им. особую красоту — наравне с минаретом Кутубийи они составляют славу архитектуры Магриба.

Средоточие средств породило у альмохадских правителей стремление к мегаломании. О нем свидетельствует размах строительства Рабата — огромная территория внутри стен не была полностью застроена до XX в. Поразительны также масштабы мечети, заложенной над обрывистым берегом уеда.

Рабат. Мечеть Хасана. Конец XII в. План, фасад, план фасадной части, деталь минарета
7. Рабат. Мечеть Хасана. Конец XII в. План, фасад, план фасадной части, деталь минарета

Мечеть Хасана строилась халифом ал-Мансуром одновременно с мединой, по-видимому, в течение всего периода его правления (1184—1199 гг.). Со смертью ал-Мансура строительство мечети прекратилось и более не возобновлялось. Ал-Мансур стремился затмить постройкой все мечети Магриба и даже Востока. Огромный прямоугольник здания 139,32 × 83,12 м по размерам уступает лишь Мутаваккилии в Самарре. В этом грандиозном сооружении привлекают внимание не только масштабы, но и рисунок симметричного плана гипостильного зала с тремя небольшими внутренними двориками. В отличие от других мечетей Марокко, здесь перекрытие опиралось на круглые мраморные колонны. Однако дворы окружала система арок на пилонах с полуколоннами по оси и пилястрами. Тем же способом отделялись три нефа, параллельные кибле, в то время как остальные имеют продольное направление. Минарет поставлен необычно, но в соответствии с принятым правилом симметрии — по оси здания, напротив михраба (рис. 7).

Стены здания (из бетона на каменном цоколе) укреплены с трех сторон системой арок-ниш, со стороны киблы — контрфорсами. В мечеть вели 14 дверей — по четыре с восточной и северной сторон, шесть — с западной. Поскольку грунт значительно понижается к северу, то с этой стороны цоколь и соответственно лестница высокие; к югу лестницы понижаются и у крайней южной двери отсутствуют. Колонны диаметром 80 см, сложенные из круглых блоков розоватого мрамора, увенчаны квадратной абакой со стесанными нижними углами (в нефах вдоль киблы абака профилирована выкружкой). Под колоннады мечети подведены бетонные ленточные фундаменты, тогда как под аркадами дворов фундаменты из булыжника. Ныне сохранились лишь остатки стен и колонны, поэтому неизвестно, опирались стропила крыши на арки или деревянные прогоны. Декор стен состоял из резного стука.

Минарет, широко известный под именем «башни Хасана», сложен из тесаного камня (купола над квадратными камерами посредине кирпичные) примерно на две трети полной высоты. В настоящем виде минарет высится на 46 м. Если бы он был завершен, то достиг бы примерно 80 м и оказался самым высоким в Магрибе, а может быть, и в мире. Декор минарета составляют выполненные в камне фигурные арки и переплетенные многолопастные арочки (мотив Кутубийи здесь развит), причем рисунок восточного и западного фасадов сходен, северного и южного — различен. Нижнюю часть композиции составляет квадратное панно, заключающее фестончатую или многолопастную арку, под которой в свою очередь разбиты две или три меньших арочки (на северной стене этот мотив снизу дополняют еще три арки). Выше идет обычная система плетения опирающихся на колонны многолопастных арок.

В середине XIII в. усилилось племя сахарских берберов Бена Мерин, прервавшее власть Альмохадов. В 1248 г. они вступили в Фес, в 1269 г. взятием Марракеша утвердили господство над Марокко. Мериниды почти четверть века (1337—1359 гг.) непосредственно управляли Средним Магрибом и делали попытки подчинить Ифрикию. Внутренние распри и вторжение португальцев подорвали меринидское государство, официально прекратившее существование в 1465 г. (а фактически раньше).

Мериниды ознаменовали утверждение династии постройкой нового столичного города, место для которого выбрано рядом с Фесом, к западу от него. В отличие от старого Феса, или Феса ал-Бали, заложенный в 1276 г. город получил название Нового Феса — Фес ал-Джедид. Здесь быстро поднялись в окружении крепостных стен дворец, Большая мечеть и другие здания. Архитектура Меринидов восприняла достижения альмохадского зодчества. Однако памятники этого периода, сохраняя ясные пропорции и уравновешенность масс, утрачивают грандиозный масштаб и монументальность, свойственные творениям альмохадского времени. Они отличаются легкостью и изяществом; главное внимание уделяется ювелирной проработке деталей и орнамента, покоряющего изысканностью рисунка, богатством и разнообразием красок. Совершенствуются все виды декора и особенно глазури — изразцовые плитки покрывают панели стен, полы помещений и дворики.

Помимо масштаба, в плане мечетей меняются пропорции: вместо развития вширь они удлиняются по оси, двор сжимается до квадрата. Прежде соподчиненный северный вход становится главным. Минареты, возводившиеся в большинстве на углу, справа от входа, сохраняют формы. Рисунок перекрещивающихся арок все умножается, заполняя фасады.

Таза. Большая мечеть. XII—XIII вв. План, купол перед михрабом
8. Таза. Большая мечеть. XII—XIII вв. План, купол перед михрабом

Из меринидских мечетей Марокко наиболее известна благодаря своим художественным достоинствам мечеть в Таза. Построенная в первой половине XII в. и расширенная в 1292—1293 гг. до 9 нефов и 8 пролётов, она соединяет в себе черты архитектуры двух эпох (рис. 8). В аркадах старых нефов профиль стрельчатый, в новых — подковообразный, а в первом ряду арок — сталактитовый и ламбрекен. Предшествовавший кибле неф старого здания отмечен тремя шатрами артесонадо, такой же шатер в осевом нефе. Перед михрабом, добавленным при Меринидах, высится кружевной нервюрный купол — новый вариант купола в Тлемсене. Зодчий, создавший его, видоизменил более ранний прототип, но замысел оставил незыблемым. Нижний пояс уширен и сталактитовые тромпы подчеркнуты (этим несколько нарушена цельность формы). Узор между нервюрами обогащен (и вместе с тем более измельчен) и в него введен эпиграфический рисунок. Это второй в Магрибе пример высокого мастерства в области декоративных куполов.

Другая достопримечательность мечети — бронзовая люстра XIV в. Форма ее характерна для всех произведений такого рода в Марокко и Алжире — сведенные кверху конусом ярусы светильников с кружевным многогранным бордюром и ажурным куполом внизу. В XVII и XVIII вв. в здании производились некоторые дополнения и ремонты. Эта насыщенная светом мечеть одна из наиболее красивых в Марокко.

Мериниды были усердными строителями медресе. Наиболее раннее из сохранившихся в Марокко медресе относится к XIII в. — это медресе Саффарин в Фесе (1271—1272 гг.). Однако почти все лучшие марокканские медресе построены в первой половине XIV в., в эпоху расцвета меринидского стиля.

Небольшой двор с водоемом посредине окружен галереей, куда выходят с двух или трех сторон расположенные в два этажа кельи учеников; южную сторону занимает мечеть. Особый небольшой двор выделен для уборных. Мечеть покрыта четырехскатным потолком, остальные помещения имеют балочную кровлю. В конструкциях и декоре ведущая роль отведена дереву, из которого выполнены иногда опоры и, непременно, перемычки, верхняя часть стен, карнизы, консоли, плоские наборные потолки, ажурные «бершла», сталактитовые купола. Галереи отделены от двора узорными деревянными решетками машрабийя.

Декор медресе был великолепен, поразительно обилен и многообразен. Детали покрывались не только резьбой, но также росписью и позолотой. С резьбой по дереву соперничал стуковый декор фасадов и интерьера. Панели покрывались резными глазурными мозаиками геометрического рисунка (белый, голубой, зеленый, желтый, коричневый): изразцами вымащивался двор, полы мечети, кулуары. Для этой цели употреблялся также мрамор. Капители вырезались из мраморного оникса, доставляемого из Тлемсена. Небольшие окна мечети были забраны цветными витражами. Богатый уличный портал с подковообразной аркой и резным орнаментом венчал козырек на деревянных консолях.

Чудом архитектуры современники называли несравненное по изяществу пропорций и декора медресе Аттарин в Фесе. Резьба по дереву и стуку здесь особенно хороша. Особенностью постройки являются заменившие архитрав деревянные арки галерей. По углам двора галерея опирается на мраморные колонны. Мечеть освещается пятиярусной бронзовой люстрой.

Фес. Медресе Бу Инания, XIV в. План, разрез, вид со двора, часы фасада
9. Фес. Медресе Бу Инания, XIV в. План, разрез, вид со двора, часы фасада  
Медресе Бу Инания. Деталь мимбара  
10. Медресе Бу Инания. Деталь мимбара  

Наиболее значительным по размерам и сложным по плану является Бу Инания в Фесе, последнее из меринидских медресе (рис. 9). В его комплекс входила соборная мечеть, поэтому над уличным фасадом высится минарет. На фасаде устроены часы, что делает постройку уникальной на севере Африки. Часы эти теперь почти разрушены. Они состояли из 13 закрепленных на консолях бронзовых чаш-колокольчиков, каждый час открывалось окно и падал груз в одну из чаш. При часах состояли два служителя, один определял время суток, другой — астрономический момент.

Особенность плана составляют две купольные аудитории по бокам двора. Мечеть разделена на два нефа рядом мраморных колонн с капителями из оникса. Двор выложен плитами белого мрамора. В нижнем ярусе галереи резные архитравы опираются на фигурные деревянные консоли; в верхнем ярусе пролеты имеют вид стрельчатых арок со сталактитами. Минарет с обычным плетением многолопастных арок отделан изразцами. Резной декор Бу Инания славится изяществом. Превосходная наборной работы кафедра повторяет распространенную уже в XII в. технику резьбы с инкрустацией дерева ценных пород и слоновой костью (рис. 10). Прекрасный декор одноименного медресе в Мекнесе все же уступает фесскому. Оба датируются 1350—1355 гг.

От XIV в. сохранились три бани: в Шелле, ал-Алу или ад-Дждидв Рабате (1355 г.) и Мокфийя в Фесе. Их план отвечает распространенному типу Магриба: продолговатый корпус и анфиладное соединение вытянутых поперечно вестибюля и залов — холодного, теплого и горячего. Бани Магриба отличаются от восточных простотой плана.

Раздробленность и экономический кризис XV — первой половины XVI вв. усилились с вторжением европейцев. Испанцы и португальцы в пылу реконкисты перенесли свои действия на территорию Северной Африки. Португальцы захватили Танжер, Сафи и другие города; они же основали Мазаган (нынеал-Джадида).Тогда под флагом борьбы с неверными появились с юго-востока Атласских гор шерифы Саадии. В 1548 г. они заняли Фес, положив начало династии Шерифитов, или Саадиев. Португальцы были вытеснены с берегов Марокко. Шерифы Саадии избрали столицей Марракеш. Это определило направление архитектурного творчества, воспринявшего традиции Альмохадов в сочетании с чертами стиля Меринидов.

В XVI в. появляются значительные постройки в Марракеше: дворец Бади, медресе Бен Юсефа, несколько мечетей, наконец, династийный некрополь, один из самых знаменитых ансамблей Марокко. С XVI в. можно проследить дворцовую архитектуру. Знаменитый дворец ал-Мансура Бади в касбе Марракеша почти полностью разрушен, но письменные источники позволяют составить представление о нем. Дворец строился с 1578 по 1593 гг. Его отличительная черта — симметрия композиции. Постройки были разбиты вокруг двора 135 × 110 м. Центр двора занимал огромный водоем 90,4 × 21,7 м, окаймленный с двух сторон фруктовыми деревьями; углы двора занимали меньшие бассейны. Все водоемы и дорожки вокруг них были выложены мозаикой из керамических плит; над водой возвышались чаши фонтанов. По сторонам большого водоема стояли четыре связанных между собой галереями павильона с потолками артесонадо и черепичными кровлями. Неподалеку вокруг небольших внутренних двориков располагались прочие постройки.

Марракеш. Медресе Бен Юсефа, 1564—1565 г. План
11. Марракеш. Медресе Бен Юсефа, 1564—1565 г. План

Свыше двух столетий прошло со времени постройки последнего меринидского медресе, когда появилось в Марракеше новое медресе Бен Юсефа (1564—1565 гг.) (рис. 11). Это самое обширное медресе страны со стройным и гармоничным планом почти квадратных очертаний заключает 107 келий. Даже при значительных размерах постройка не могла обеспечить размещение всех комнат по сторонам двора. Зодчий оригинально решил задачу, разместив кельи в два яруса вокруг семи уютных внутренних двориков, связанных вдоль трех сторон двора коридором. По двум сторонам двора тянутся, кроме того, традиционные галереи, но здесь они отделяются от помещений глухой стеной. Мечеть делится пилонами на три части, из которых средняя квадратного плана. В оформлении медресе чувствуется меринидская традиция — те же пилоны, архитрав на консолях, декор резного дерева и стука, изразцы, но орнамент заметно измельчен и более сух.

Марракеш. Некрополь Саадиев, XVI в. План
12. Марракеш. Некрополь Саадиев, XVI в. План

Некрополь Саадиев в стенах касбы Марракеша по существу единственный значительный мемориальный ансамбль Марокко (рис. 12). Он состоит из двух зданий, возведенных разновременно во второй половине XVI в. Более поздняя и более крупная постройка заключает квадратный зал с деревянным плафоном на 12 колоннах, окружающих центральное пространство. На колонны опираются с каждой стороны по три арки, средняя выше и шире боковых. К этому залу примыкают с двух сторон мечеть с деревянным потолком на колоннах и меньшее помещение в форме коридора. Богатый декор — глазури, стук, сталактиты — производит сильное впечатление. Однако чрезмерно хвалебные отзывы, в которых архитектура некрополя сопоставляется с залами Альгамбры, капеллами эпохи Возрождения и усыпальницей Великих Моголов в Индии, не оправданы. Формы зданий ансамбля рассчитаны на чисто декоративный эффект, в то время как декор сух и монотонен.

Во дворе Каравийин при Саадиях были возведены павильоны с мраморными чашами для омовения.

Саадии немало занимались фортификацией, которую пришлось модернизировать применительно к огнестрельному оружию. В укреплениях XVI—XVII вв. сочетались давние традиционные приемы с новыми методами фортификации. Касба Мекнеса Дар ал-Кабира обведена с севера и востока тройным поясом стен с квадратными башнями и укреплена двумя бастионами для пушек. В 1582 г. к северу и югу от Феса поставлены отдельные бастионы. Несколько ранее построена отдельная касба Шерарда. Примерно к 1610 г. относятся некоторые части укреплений Рабата и касбы Удайи.

Государство все более замыкается в своих границах, начинается застой культурной жизни. С середины XVI в. вплоть до XX в. в архитектуре отмечается упадок. Несмотря на попытки обновить стиль, обогатить архитектурный язык, творческая мысль XVI в. как бы застыла на достижениях прошлого.

Мекнес. Ворота Баб ал-Мансур, XVIII в.
13. Мекнес. Ворота Баб ал-Мансур, XVIII в.

Резиденцией династии Алавитов (с 1660 г.) были Фес и Мекнес, где сосредоточены наиболее достойные сооружения. В Фесе появились медресе Шерратин и касба Шерарда, в Мекнесе — дворец с обширными складами (1672—1727 гг.),на постройке которого использовались тысячи пленных христиан и черных рабов, затем ворота Баб ал-Мансур (вторая четверть XVIII в.) с поливным орнаментом, где суровая мощь оборонительной архитектуры уступает место декоративной парадности (рис. 13).

Стратегическими соображениями вызвано строительство мостов на дорогах. Размеры мостов через Умм ар-Рби близ крепости Тадда и через уед Себу в 4 и от Феса (начат в 1669 г.) достигают в длину 150 м. Пролеты арочные: первый из камня, второй с кирпичными арками.

Архитектура XVII в., особенно в Мекнесе, мощная и тяжелая. Зодчим того времени свойственна любовь к пышности и гигантомании. Памятников XVIII в. сохранилось немало, но их датировка часто неточна.

В XIX в. в Марокко не существовало единой столицы, так как султан и его двор перемещались из Феса в Мекнес, Рабат и Марракеш и в каждом из этих городов были дворцы с садами и водоемами. Огромные султанские сады — агведаль не только были местом отдыха и развлечений, но имели еще и хозяйственное значение. Сад с фруктовыми деревьями и оливковыми рощами (изредка высаживались пальмы и кипарисы) разрезает жесткая прямоугольная сеть аллей. Водоем среди сада заключает запас воды для полива деревьев. О размерах садов дает понятие сохранивший планировку агведаль Марракеша площадью примерно 600 га, с бассейном 180 м шириной. Водоем агведаля в Мекнесе занимает 4 га. Как сообщают письменные источники, в одном из таких прудов даже катались на лодках. Дно и берега водоёма, как и окружающие дорожки, выкладывались изразцами и керамикой.

Городское жилище строилось с замкнутым двором, окруженным галереями и комнатами в один или два этажа, с приемной, дополненной альковом. В зависимости от района оно значительно меняет свой облик. Жилище Рабата и Сале андалузского типа из камня с аркадами на колоннах, с резным по камню обрамлением входа напоминает формы испанского ренессанса. В Фесе и Мекнесе дома из глины и кирпича вытянуты в высоту; их галереи, покрытые мощными кедровыми балками, украшены изразцами, резным деревом и стуком. Жилище Марракеша, часто одноэтажное, строится из красноватой глины с росписью фасада и стуковым обрамлением проемов, со сводчатым покрытием приемного зала.

Еще большее многообразие наблюдается в сельском жилище. В горах Атласа высятся берберские родовые крепости касба, или тигремт, с мощными глинобитными или сырцовыми стенами и башнями, дворами, амбарами и конюшнями. Их фасады оживлены бойницами и зубцами, выложенными из сырца, или расписным орнаментом. Воздвигаются также укрепленные зернохранилища. Иной характер носит примитивное по формам одноэтажное жилище Рифа, где вокруг двора группируются постройки из глины или камня с камышовыми потолками и соломенными двускатными крышами. Жилище долины Рарба представляет собой хижину круглого или прямоугольного плана на глинобитной платформе с обмазанными глиной камышовыми стенами и соломенной крышей. Жилищем кочевников служит палатка из козьей шерсти — хаима.

В такой стране дальнего Запада, как Марокко, архитектура была наиболее обособлена от влияния восточных традиций, хотя они проникали и сюда. Архитектура Марокко мало связана с античной (возможно, потому, что Мавритания была периферией Римской империи), она избежала пагубного воздействия османского зодчества. Все это способствовало цельности стиля, основные черты которого сохранились нетронутыми до XX в. Кроме того, на почве этой страны сформировались черты испано-магрибской архитектуры, получившей в средние века столь широкое распространение. Вот почему Марокко принадлежит видная роль в истории зодчества Магриба.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)