Архитектура Непала

Глава «Архитектура Непала» книги «Всеобщая история архитектуры. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX века». Автор: Короцкая А.А.; под редакцией Прибытковой А.М. (отв. ред.), Веймарна Б.В., Глухаревой О.Н., Думана Л.И., Мухина А.С. Москва, Стройиздат, 1971


В настоящее время трудно установить истоки и этапы развития самобытной архитектуры Непала, так же, как и степень внешних влияний. Непал до XIX в. оставался для европейцев недоступной страной. Величественные Гималаи ограждали жизнь в цветущих долинах от внешнего мира, обеспечивая сохранение самобытности культуры Непала, устойчивость традиций, восходящих к глубокой древности.

Эта небольшая страна (ее территория длиной 750 км, шириной 250 км, население свыше 10 млн.) поражает яркой индивидуальностью своей строительной и художественной культуры и вместе с тем довольно отчетливо несет на себе печать двух цивилизаций: Индии и Китая. Расположенный между двумя великими странами, Непал, будучи на протяжении всей своей истории раздробленным на мелкие княжества, не раз попадал в зависимость от своих могущественных соседей.

Через трудные горные перевалы Непала издавна проходили кратчайшие караванные пути, свидетельствующие о непрерывных торговых связях между Индией и Китаем. Первые упоминания о древнем Непале содержатся в «Артхашастре» — индийском трактате первых веков до нашей эры — первых веков нашей эры, непальских династийных хрониках «Ваншавали» и пуранах «Непал Махатми» и «Сваямбху Пурана». В них говорится о Большой долине — долине Катманду, которая и является с древних времен основным жизненным центром страны.

Здесь, в трех современных городах Непала — Катманду (или Киртипуре — столице), Бхадгаоне (или Бхактапуре) и Патане (или Лалитпуре), сформировавшихся на месте древних поселений, и сосредоточены главные памятники архитектуры Непала.

Наиболее ранние из них, буддийские ступы, построены в III в. до н. э., а основная группа памятников относится к периоду расцвета феодализма XIII—XVIII вв. Буддизм и формы связанной с ним архитектуры и искусства были занесены в Непал из Индии (главным образом из буддийских центров Кашмира, Бихара и Бенгалии), а через Непал — в Тибет и Китай.

В пору своего расцвета Непал был не только проводником чужеземной культуры, но и сам оказывал влияние на соседние страны в области архитектуры и искусства. (Первый буддийский монастырь в Тибете Джокан был построен в VII в. непальскими мастерами. В XIII в. известный непальский зодчий, скульптор и живописец Анико вместе с другими 80 непальскими зодчими долгое время работал в Китае по приглашению императора, построил золотую ступу в Лхасе, Белую Пагоду — Пан Та-цзе и арку Яунг-Тан в Пекине, отлил в бронзе многочисленные скульптуры.)

Прочные узы связывают Непал с Индией. Через индогангскую равнину проходил основной поток мигрировавших в Непал индийцев. Основная часть населения Непала — индоарийского происхождения, господствующая религия — индуизм (90%). С индуизмом в Непал была занесена сословно-кастовая система. В архитектуре Непала распространились те же, что и в Индии, типы культовых сооружений: ступы, буддийские и индусские храмы. Однако в Непале они приняли специфические формы.

Наиболее ранние памятники архитектуры Непала — ступы, монастыри, мемориальные столбы, основание которых относят ко времени правления индийского императора Ашоки, т. е. к III в. до н. э.

Наиболее значительные ступы Сваямбунатха (III в. до н. э.) и Бодхнатха (I в. до н. э.), перестроенные в VII—IX вв., находятся в Катманду. От первых веков до нашей эры в обеих ступах сохранилась основная характерная для ступ часть сооружения — монолитная полусферическая форма, покоящаяся на квадратном в плане ступенчатом основании. Специфический облик непальским ступам придает возвышающаяся в центре полусферы (возможно, более позднего происхождения) квадратная в плане башня с конусообразным или пирамидальным верхом, расчлененным на 13 ступеней (символизирующих 13 божественных небес или ступеней познания мира) и увенчанным своеобразным зонтом — символом власти. Весьма оригинальна изображенная на всех четырех сторонах башни пара человеческих глаз (всевидящее око Будды). Возможно, этот мотив возник у непальцев в связи с ассоциацией ступы с образом человека в молитвенной позе.

1. Катманду. Ступа Сваямбунатха, III в. до н. э. Реставрирована в VII—IX вв.
1. Катманду. Ступа Сваямбунатха, III в. до н. э. Реставрирована в VII—IX вв.

Ступа Сваямбунатха, окруженная многочисленными маленькими ступами, колокольнями и часовенками, расположена в живописном месте в 3 км западнее Катманду на вершине холма, возвышающегося над долиной на 150 м (рис. 1). К памятнику подводят высеченные в скале 400 ступеней.

Внутри массивного полусферического тела (диаметр 20 м) имеется небольшое кубическое святилище со статуей Будды (более позднего происхождения). Конусообразный верх башни с зонтом позолочен. Изображенные на башне глаза — из инкрустированного металла и слоновой кости.

Самая крупная из всех уцелевших в Непале и Индии — ступа Бодхнатха. На фоне городской застройки этот внушительный монумент (высотой около 40 м), стоящий на террасообразной платформе с четырьмя башенками по углам, выделяется не только размерами, но и строгостью геометрически правильных форм и скупостью декоративного убранства. В свое время ступа входила в большой комплекс монастырских зданий. Уцелело лишь стоящее с ней рядом двухэтажное здание вихары.

Об архитектуре Непала до XIII в. судить трудно по немногим случайно сохранившимся памятникам. По всей вероятности, большинство сооружений в долине Катманду воздвигалось из дерева, глины и других недолговечных материалов.

Однако по свидетельствам китайского паломника Сюан Цзаня, посетившего Непал в VII в., в городах долины Катманду возвышались многоэтажные дворцы, храмы, монастырские здания с многочисленными залами, террасами и галереями, в декоративном убранстве которых широко применялись скульптура и живопись. Девятиэтажный дворец Кайласа Бхаван в Део Патане (нынешний Катманду) с многоколонными залами, вмещавшими более 10 тыс. гостей, был так прекрасен, что подобного ему Сюан Цзань не видел ни в Китае, ни в какой другой стране.

Очевидно, развернувшееся в VI—VIII вв. крупное монументальное строительство в Непале было связано с периодом формирования феодализма и укрепления централизованной власти. Это было время процветания довольно сильного государства династии Личивана, которое в VII в. сумело, объединившись с Тибетом, предпринять военный поход против Индии.

2. Бхактапур. Храм Нарайяна VII в. Реставрирован
2. Бхактапур. Храм Нарайяна VII в. Реставрирован

Один из немногих уцелевших памятников этой эпохи — храм Чангу Нарайяна в Бхактапуре (325 г., по другим источникам VII в.) неоднократно реставрировался (рис.2).Это квадратное в плане кирпичное здание с двухъярусной четырехскатной крышей, подпертой подкосами, представляет характерный образец непальской архитектуры. Ему подобен другой храм этой же эпохи — Човер, в 7 км юго-западнее Катманду.

Расцвет архитектуры Непала наступает в XIII в. в период династии Маллы (выходцев из Раджпутаны — Индия), 1200—1769 гг. Консолидации непальского феодального государства и расцвету строительной и художественной культуры способствовала благоприятно сложившаяся в это время историческая обстановка. Позиции Непала как независимого государства укрепляются в связи с ослаблением Индии, подвергшейся завоеванию со стороны иноземных мусульманских феодалов. С распространением ислама и гонений на иноверцев в Индии в Непал устремился большой поток индусов-беженцев. Среди них помимо феодалов, торговцев и ремесленников находились опытные строители храмов, скульпторы и живописцы, не находившие применения своего труда на родине.

Дошедшие до нас храмы и дворцы XIII—XVIII вв. в долине Катманду, по всей вероятности, продолжали традиции мастеров, строивших в долине Ганга (современные индийские штаты Бенгалии и Бихара) в первых веках нашей эры, т. е. в период процветания государства Магадхи, а также во времена правления индийских династий Пала и Сена (VIII—XIII вв.).

Судя по описанию китайского паломника Сюан Цзаня (VII в.), это были здания из дерева и красного обожженного кирпича с высокими многоярусными двускатными и четырехскатными крышами, покрытыми яркой кровельной черепицей или листовой медью, иногда позолоченной.

3. Нагарджуна (окрестности Катманду). Желоб с рельефным изображением «макары»
3. Нагарджуна (окрестности Катманду). Желоб с рельефным изображением «макары» (фото автора)

Сохранившиеся в местечке Нагарджуна (в 4 км от Катманду) так называемые «водяные сады» (около XVI—XVII вв.) с искусственными водоемами, действующими фонтанами, скульптурой, искусно размещенной среди редких растений и цветов, по своему характеру аналогичны индийским, известным также по описанию Сюан Цзаня. Здесь в скульптуре встречается тот же старинный излюбленный мотив чудовища «макары», из пасти которого струится вода (рис. 3).

Искусными зодчими, скульпторами и художниками славились невары — наиболее развитой народ Непала, — составляющие основное население долины Катманду [Происхождение неваров до сих пор не установлено. Некоторые ученые относят неваров к североиндийским народностям, другие — к народам из Малабара — крайнего юга, третьи связывают их происхождение с древнейшими миграциями населения Китая.].

Главным строительным материалом для городских построек долины Катманду служил и продолжает служить обожженный красный кирпич, обладающий большой прочностью, благодаря особым качествам местной глины. Улицы, замощенные кирпичом еще в XIII в., остаются до сих пор неповрежденными. Камень употребляется лишь для облицовки важных построек, либо в виде булыг и щебенки для фундаментов. Дерево широко используется для стеновых и фахверковых конструкций и перекрытий, а также для оконных и деревянных обрамлений и полотнищ. В декоративном убранстве зданий Непала, так же, как и в Бенгалии, широко применяется терракота.

В культовых и гражданских зданиях Непала из кирпича и камня клинчатая арка и свод не применялись, а выкладывались ложные своды путем напуска кирпича или камня. Основная несущая конструкция непальских зданий — стоечно-балочная система с применением кронштейнов и консолей.

4. Катманду. Центр города
4. Катманду. Центр города

Жилые дома в большинстве фахверковые. Мощные деревянные столбы первого этажа поддерживают вторые этажи, как правило, из обожженного красного кирпича. Стены третьего этажа с легким глинобитным заполнением оштукатурены и побелены. Двускатная крутая стропильная крыша с большим выносом, покрытая черепицей, поддерживается снизу мощными деревянными резными подкосами. Нависающие над тротуарами крыши защищают пешеходов от палящих лучей солнца (рис. 4). Часто концы крыш загнуты вверх. Крыши соседних домов плотно прилегают друг к другу, и во время сильных дождей вода с крыш стекает мощным потоком, не заливая стен.

Планировочная структура и застройка городов Катманду сложились главным образом между XIII—XVIII вв. Особенно интенсивно застраивались города во времена наивысшего расцвета Непальского государства (в XIV—XV вв.) при правителе династии Малла Джаяститхи (1386—1429) и его преемниках. Большое строительство велось также в первой половине XVIII в. при радже Бхуматиндре.

К этому периоду и относятся наиболее яркие и характерные памятники Непала.

Столичные резиденции Бхактапур, Лалитпур и Киртипур — трех соперничавших между собой княжеств возникли почти одновременно в конце XIII в. Все три города были обнесены высокими кирпичными стенами с укрепленными воротами. Количество ворот соответствовало количеству жилых кварталов «тол». Например, в Киртипуре, протянувшемся с севера на юг на 3 км и с востока на запад от 1,5 до 2 км, было 32 жилых квартала и столько же ворот (в 1769 г. стены в трех городах были разрушены по приказу короля Притха Нарайяна Шаха, установившего в Непале единовластие).

Центр каждого города — парадная дворцовая площадь — дюрбар, вымощенная каменными плитами или кирпичом, прямоугольная в плане, предназначена для проведения церемоний и парадов. Вначале площадь застраивалась по периметру дворцовыми и административными зданиями с внутренними дворами и садами. Затем уже на самой площади воздвигались храмы. От дюрбара веером расходятся улицы. На пересечении их с поперечными улицами образуются площади. Создававшаяся таким образом сетка улиц членит город на кварталы. Каждый квартал заселен горожанами согласно их профессиональным занятиям. Представителям касты неприкасаемых разрешалось селиться только за пределами городских стен.

Городская застройка со временем стихийно разрасталась, образуя живописное сочетание узких кривых улочек и небольших площадей, мало связанных какой-либо общей градостроительной идеей.

5. Катманду. Жилые дома
5. Катманду. Жилые дома

Улицы города, мощеные кирпичными плитами, со сточными каналами по бокам, застроены тесно примыкающими друг к другу, как правило, трехэтажными зданиями. Это жилые дома ремесленников и торговцев, первые этажи которых занимают производственные помещения и торговые лавки (рис. 5).

Все жилые дома одного квартала сообщаются между собой на уровне первого и второго этажей узкими проходами. В случае необходимости через все дома можно пройти из одного квартала в другой, не выходя на улицу. Нижний этаж жилых домов сообщается с верхним при помощи приставной лестницы, через массивный люк, который плотно закрывается на ночь «от воров и врагов». Такой жилой дом представляет собой довольно замкнутый комплекс помещений, сгруппированных вокруг прямоугольного в плане открытого внутреннего двора. Все три этажа опоясаны галереями, нависающими над внутренним двором. На улицу витринами обращены мастерские или торговые лавки.

Эта характерная особенность городской застройки обусловлена, по-видимому, неспокойными временами средневековья.

Жилые помещения рядового непальца состоят обычно из одной-двух маленьких комнат с низкими потолками, почти лишенных мебели. Деревянные полы из широких досок покрываются на ночь ватной подстилкой с несколькими валиками по бокам, которая и служит постелью для всей семьи. Деревянные кровати имеются лишь в богатых семьях. Дневной свет скупо проникает в комнаты через небольшие окна без стекол с красивыми резными ставнями, которые обязательно закрываются на ночь.

6. Катманду. Деревянная решетка, заполняющая оконный проем с рисунком павлина
6. Катманду. Деревянная решетка, заполняющая оконный проем с рисунком павлина (фото автора)

Обращенные на улицу фасады зданий как бы соревнуются в богатстве декоративного убранства. Однако повсюду соблюдается один и тот же выразительный художественный принцип фасадной композиции, характерный для непальской архитектуры: на фоне гладких стен (красных кирпичных или белых оштукатуренных) выделяются покрытые вычурной резьбой и скульптурой деревянные (иногда терракотовые, или металлические, или же и то и другое вместе) дверные и оконные обрамления, карнизы и поддерживающие их консоли (рис. 6). При этом скульптура и рельефы покрываются яркими росписями, а иногда и позолотой (рис. 7). Деревянные колоннады и карнизы выкрашены в яркие синие или красные цвета.

В разработке декора порталов и оконных наличников непальские зодчие проявляют неистощимую изобретательность и виртуозность. Для непальских зданий типичны нависающие на кронштейнах над оконными и дверными проемами тяжелые тимпаны. Деревянные карнизы, отбрасывающие глубокую тень, служат не столько декоративно-художественным средством, обогащающим фасады зданий, сколько прекрасным защитным устройством от солнца и дождя.

Роскошью и богатством декоративного убранства отличаются дворцы с их многочисленными внутренними дворами. В просторных интерьерах стены часто сплошь покрыты росписями. В Лалитпуре в одном из внутренних дворов дворца сохранились единственные в своем роде царские бани, богато украшенные рельефными изображениями.

Прежде чем говорить о своеобразии отдельных городов и памятников Непала, необходимо отметить общий, свойственный всем этим городам праздничный колорит и необычайную органическую цельность городских ансамблей, состоящих из разновременных и разнородных построек и элементов.

Общими характерными для площадей непальских городов являются также отдельно стоящие мемориальные каменные столбы, увенчанные скульптурой, своеобразные колокольни с огромным медным колоколом, свисающим с перекладины, покоящейся на двух каменных столбах, многочисленные статуи различных божеств в формах человека или фантастических животных.

В этот пестрый красочный ансамбль городских площадей вкраплены контрастирующие по формам и цвету с окружающей застройкой серые каменные храмы, завершенные шикхарой североиндийского типа. Эти храмы бывают монолитными с крошечным святилищем внутри или с окружающей святилище «аркадой» в один, два или три яруса.

7. Лалитпур (Патан). Бронзовая скульптура Джамуны в кирпичной стене Дасия Гхар, около XVI в. 8. Лалитпур (Патан). Храмы типа пагоды XIII—XVI вв. на площади — дюрбара
7. Лалитпур (Патан). Бронзовая скульптура Джамуны в кирпичной стене Дасия Гхар, около XVI в. 8. Лалитпур (Патан). Храмы типа пагоды XIII—XVI вв. на площади — дюрбара (фото автора)

Доминирующими в облике каждого города являются возвышающиеся над храмовыми и дворцовыми сооружениями из темно-красного кирпича типа пагоды многоярусные черепичные (иногда медные или позолоченные) крыши с огромным выносом, поддерживаемые (на высоту этажей) мощными деревянными яркораскрашенными подкосами (рис. 8). Эти сооружения (не всегда легкоразличимые по своему функциональному значению, культовые они или гражданские) зародились, по предположению ученых, в Индии и распространялись вместе с буддизмом в VIII в. в Непале и через Непал в странах дальнего Востока.

Таким образом, в долине Катманду с давних пор строились одновременно и по соседству друг с другом два различных типа храма: типа пагоды и типа шикхары. Преобладают храмы типа пагоды. Причем и те и другие могут быть буддийскими или индусскими. И в том и другом случае им могут поклоняться последователи обеих религий (для Непала характерна удивительная веротерпимость).

Непальские храмы представляют собой, как правило, одно здание с единственным внутренним помещением для статуи божества, или его символа. Обычно храм квадратный в плане. Вокруг святилища проходит обходная галерея для церемонии прадакшины. Над святилищем возвышается надстройка типа шикхары или пагоды. Молитвенные залы отсутствуют. Храмам и божествам поклоняются индивидуально. Религиозные обряды в праздничные дни выполняются на окружающей храм территории, под открытым небом.

Храмы типа шикхары строились из камня. Однако в камне почти полностью повторяются деревянные формы. Капители многогранных или квадратных в сечении столбов с квадратной абакой напоминают по своим формам известный индийский мотив капители в виде вазы с растением.

9. Лалитпур (Патан). Храм Кришны Мандир, XIII в.
9. Лалитпур (Патан). Храм Кришны Мандир, XIII в. (фото автора)

Непальская шикхара сохраняет те же элементы, что и индийская: урусринга (башенка, расчленяющая тело шикхары), амалака (каннелированный диск, увенчивающий шикхару) и ступенчатая форма параболических очертаний (храм Кришны в Лалитпуре, рис. 9).

Храмы типа пагоды строились из кирпича, крыша и колоннада — из дерева, а ступенчатый стилобат — из кирпича или из камня.

Необычайное изобилие декоративного убранства храмов и разнородность его элементов, обычно созданных в разное время и из разных материалов (дерева, металла, терракоты), объясняются существующим в Непале обычаем — каждый может внести свою лепту в украшение храма. Богоугодным делом считается любое пожертвование в виде статуи, резного изделия из металла, слоновой кости, дерева или в виде росписи.

В результате некоторые культовые постройки превращаются в музей живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Излюбленным украшением является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков. Особое внимание зодчие уделяют оформлению и убранству входа. Вход обычно фланкирован статуями божеств. Поблизости у входа располагается «колокольня».

Особенности архитектуры отдельных памятников, места их расположения и определили своеобразие каждого отдельного города. Почти незатронутые современной цивилизацией, Лалитпур и Бхактапур представляют сокровищницу прекрасных произведений архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, слившихся воедино. Архитектура этих городов особенно поражает большой силой художественной выразительности и простотой.

В Лалитпуре почти все основные монументальные сооружения дворцов и храмов расположены в центре города, на главной, прямоугольной в плане площади дюрбара, середину которой занимают храмы, а по сторонам ее расположены дворцы, жилые и торговые здания.

Большим изяществом и грациозностью отличаются стоящие друг за другом, окруженные ажурной аркадой храмы типа шикхары — круглый в плане храм и храм Кришна Мандир 1637 г. Своими пирамидально-ярусными колоннадами храм Кришна Мандир напоминает Панч-Махал — летний дворец Акбара в Фатихпур-Сикри XVI в. (см. Индию). В колоннаде применен специфический для Непала и других горных районов Гималаев своеобразный «ордер» стоечно-балочной системы, в которой балки, или же перемычки (оконные и дверные) поддерживаются кронштейнами. Этот «ордер» развился в деревянном зодчестве и затем был перенесен в каменное. Наружные стены святилища покрыты рельефом, изображающим сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». Недалеко от площади возвышается покрытый резными терракотовыми плитами храм Маха-Будха XVIII в., похожий на скульптурный монумент. Храм повторяет композицию и формы известного индийского храма в Будх-Гайе VI в. Здесь же находятся храмы типа пагоды. Среди них известный стенными росписями буддийский храм Хирания Махавира с трехъярусной крышей и многочисленными статуями из бронзы, камня и дерева.

На той же площади выделяется выразительным силуэтом храм Махендранатха типа пагоды (1408) с огромными нависающими крышами и высоким уступчатым основанием, посередине которого прорезан лестничный спуск, фланкированный статуями божеств и животных. Внутри храма находится уникальная огромная скульптура Будды. Этому храму поклоняются и буддисты и индусы.

10. Бхактапур (Бхадгаон). Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы и его статуя 10. Бхактапур (Бхадгаон). Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы. «Золотые ворота»
10. Бхактапур (Бхадгаон). Дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы и его статуя. «Золотые ворота» (фото автора)

В Бхактапуре (в 15 км к юго-востоку от Катманду), основанном в 865 г., не одна, а три площади.

Праздничная торжественность царит на парадной площади дюрбара, на которую обращен главным нарядным фасадом трехэтажный так называемый дворец «пятидесяти пяти окон» Бхупатиндры Маллы (1679 г., рис. 10). На темно-красном кирпичном фоне его стен резко выделяются почти черные, покрытые богатой резьбой деревянные наличники, ставни окон и деревянный, слегка нависающий верхний этаж. Рядом с ним блистают увенчанные позолоченной крышей с колоколами «золотые ворота» с золоченым килевидным резным тимпаном и пилястрами (вторая половина XVIII в.). Напротив ворот установлена массивная колонна (высотой 10 м), несущая металлическую статую Бхупатиндры, преклоненного на троне, под церемониальным зонтом. А рядом с ней возвышаются каменный храм с шикхарой и колокольня с колоколом на двух столбах, приподнятая на постамент. «Золотые ворота» ведут в уютный царский внутренний двор, окруженный деревянной галереей. Двор ведет в сады с искусственными водоемами и фонтанами. К дюрбару примыкает другая довольно просторная площадь, замкнутая с двух сторон трехэтажными административными зданиями. Для того чтобы попасть на торговую площадь, необходимо спуститься от дюрбара вниз по узкому, сильно затененному переулку, и здесь неожиданным образом взору открывается ярко освещенная просторная, почти квадратная в плане площадь с замыкающими ее по сторонам величественными зданиями храмов типа пагоды и жилыми резиденциями. Один из этих храмов — Бхайрава-Натха, прямоугольный в плане, был перестроен в трехъярусный в 1718 г.

Большое впечатление оставляет храм Ньятопола (1708) — самый крупный в Непале, уходящий пятью ярусами в небо. Храм стоит на высоком ступенчатом постаменте. По бокам каменной лестницы, ведущей наверх к святилищу, поставлены каменные изваяния двух легендарных неварских героев, а выше — фигуры слонов, львов и фантастических животных.

На подкосах, поддерживающих крышу, — скульптурные изображения эротического содержания, отвечающего тантрическому культу, которому посвящен храм.

Самым крупным и развивающимся городом Непала является его столица — Катманду (в переводе город деревянных зданий). Город, основанный в VIII в. под названием Кантипур, был переименован в Катманду в 1596 г., когда было выстроено сохранившееся ныне самое крупное в то время деревянное здание Кастамандапам, предназначенное для буддийских паломников. Это прямоугольная в плане огромная открытая многоколонная галерея. В центре расположена деревянная лестница, ведущая на верхние этажи. Высокие сдвоенные деревянные столбы поддерживают четыре уменьшающиеся кверху этажа с нависающими над ними четырехскатными черепичными крышами. Кастамандапам расположен в старой части города, на углу трапецеобразной площади дюрбара, где теснятся многочисленные храмы, в большинстве своем типа пагоды.

Здесь же находится старинный дворец неварских правителей Ханумандхока с великолепными интерьерами, стены которых покрыты росписями, используемыми для особо торжественных церемоний, например коронации короля. Дворец разросся в большой комплекс, включающий более чем 50 разновременных построек. Среди них возвышается храм королевской семьи Талежду Бхавани с четырьми ярусами крыш, а также шестиэтажная (прямоугольная в плане) часть более поздней постройки дворца Притхви Нарайяна Шаха с четырьмя ярусами нависающих крыш. Перед входом во дворец Ханумандхока с течением времени образовался пестрый по колориту и фантастичный по замыслу ансамбль, состоящий из колоколен, каменных изваяний божеств и животных, огромных барабанов и часовенок.

На окраине города, на берегу реки Багмати, по соседству с гхатами (место кремации) возвышается Пашупатинатха XIII в.— известный храм типа пагоды. Большой искусственный водоем Рани Покхари с храмиком в центре был сооружен в 1639 г. недалеко от Тундикхел — большой открытой площади для военных парадов.

С 1769 г. монументальное строительство в Лалитпуре и Бхактапуре замирает и ведется лишь в Катманду, ставшей столицей, в новой восточной части города, отделенной от старой площадью Тундикхел. В Катманду появляются новые жилые кварталы, административные и деловые здания в западноевропейских стилях. Среди них созданное в конце XIX в. самое крупное в Непале четырехэтажное здание правительственной резиденции Сингха Дюрбара с 1800 различными помещениями в стиле западноевропейского классицизма. Это роскошная большая резиденция утвердившихся в 1846 г. правителей Рана — ставленников английской империи.

С середины XIX в. в Непал все больше проникают английские колонизаторы. Национальная монументальная архитектура приходит в упадок.

Большой интерес вызывают характер поселения и народное зодчество Непала, сильно различающееся в отдельных его районах. В Непале в 1950 г. насчитывалось более 30 тыс. населенных пунктов, расположенных в основном в долинах между Большими и Малыми Гималаями. В Непале имеется только 10 городов, насчитывающих свыше 5 тыс. жителей, а остальные — более мелкие поселения.

В деревнях долины Катманду дома двухэтажные, сложены из сырцового кирпича. Нижний этаж разделен бамбуковой перегородкой на помещение кухни и хлева. Для выхода дыма служит дверь, а иногда особое отверстие. Чтобы сохранить тепло зимой и прохладу летом, окна в первом этаже не устраиваются. Деревянная лестница ведет из кухни на второй этаж, где размещены жилые комнаты и кладовая. Незастекленное окно и двери выходят на деревянную галерею, опоясывающую здание по наружному фасаду. Крутая крыша (45°) покрыта соломой.

В западных районах Непала, например в деревнях около Покхары, встречается необычная грибовидная форма крестьянского жилища. Белые глинобитные здания с конусообразными соломенными крышами имеют эллиптическую форму в плане. В стенах прорезаны маленькие щелевидные световые проемы, а над входом устроен веерообразный козырек, поддерживаемый тонкими деревянными столбиками. На этой открытой полукруглой в плане террасе принимают гостей, готовят пищу, отдыхают, а внутри здания спят и хранят продовольствие, а иногда и содержат скот.

11. Чхук — высокогорный поселок (2950 м над уровнем моря)
11. Чхук — высокогорный поселок (2950 м над уровнем моря)

В северных, граничащих с Тибетом местностях встречаются поселения, похожие на крепости, в виде сомкнутого ряда домов с плоскими крышами (число домов достигает 200), стоящих за высокой каменной стеной. Строительным материалом здесь служат местный необработанный камень и глина (поселок Гхук, в верховьях реки Кали-Гандак, рис. 11).

Одним из древнейших северных городов, расположенных на важных караванных путях из Тибета в Индию, является Мустанг. В городе сохранились крупные похожие на крепости буддийские монастыри, огороженные высокими каменными стенами с башнями и укрепленными воротами (рис. 12). Весьма своеобразны культовые сооружения. Это храмы-ступы, называемые «чхоганг», и часовни — «гомпы». На массивном, квадратном (реже прямоугольном) в плане ступенчатом стилобате возвышается (один или пять, один в центре и четыре по углам) барабан, окруженный тоненькими деревянными столбиками, несущими плоскую крышу, которая в свою очередь служит основанием для подобных барабанов, но меньшего размера, завершенных конусообразной башенкой.

12. Мустанг. Буддийский монастырь
12. Мустанг. Буддийский монастырь
13. Тукуча — древний торговый город
13. Тукуча — древний торговый город

В древнем городе Тукуче, расположенном в долине горного ущелья на тех же, что и Мустанг торговых путях, заметны следы регулярной планировки. Город был застроен одноэтажными жилыми домами и зданиями караван-сараев с плоскими крышами и внутренними двориками (рис. 13).

Своеобразно выглядит высокогорный поселок Мананд с постройками, расположившимися ступенями у подножья высоких скал. Он весь как бы грозно ощетинился вздымающимися над плоскими крышами глинобитных жилищ деревянными шестами с флажками, защищающими по поверью обитателей от злых духов. Длинные шесты с прикрепленными к ним флагами (которые бывают трех видов: для жилья, монастырей и дорог, ведущих в населенные пункты) — типичные реликвии ламаизма, широко распространенного в северных районах Непала.

Здесь специфический облик селениям придают возвышающиеся над ними каменные башни различных форм, которые служат не только хранилищем священных реликвий или останков почитаемых монахов (Чхортэн, Тхобо, Лаптсе, Мёндан), но и нередко дозорным пунктом. Часто на дороге у входа в населенный пункт сооружаются каменные ворота «кани».

***

Большой интерес представляет малоизученная архитектура монастырских комплексов Непала, к строительству которых нередко привлекались известные зодчие и художники. Монастыри играли важную роль в экономической и культурной жизни страны и поэтому обычно располагались на основных торговых путях, но в местах уединенных, чаще в горах. Вместе с торговыми караванами и паломниками, останавливавшимися на отдых в монастырях, в Непал проникали различные художественные веяния.

Замкнутый изолированный Непал, совсем еще недавно загадочный и недоступный, наконец вступил на путь интенсивного развития экономических и культурных связей с внешним миром, раскрывая перед ним свои поразительные по богатству духовные и материальные ценности. Богатое архитектурное наследие Непала, так же, как и его народное зодчество, заслуживает глубокого и серьезного изучения, в результате которого могут быть заполнены многие пробелы в истории архитектуры не только Непала, но и других стран Востока.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)